Значение слова цензура. Значение слова цензура в литературе, определение Понятие цензура

  • В музыке она служит средством фразировки, расчленяя мелодию на фразы и способствуя ясному восприятию музыки, а в литературе она, наоборот, портила многие шедевры, а что же это за "рассечение"
  • Словарь медицинских терминов

    Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    цензура

    ценсура ж. лат. учрежденье для просмотра, одобренья и запрещенья к печати рукописей.

    Цензировка. Цензурный комитет. Цензор (ценсор), кому доверено от правительства цензировать сочиненья, одобрять или запрещать печатанье и продажу их. Цензированье, цензировка, цензура, действие по глаголу. Цензорство или цензорская должность. Ценз м. оценка, расценка, права и обязанности граждан по размеру имущества, доходов их.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    цензура

    цензуры, мн. нет, ж. (латин. censura).

      В древнем Риме - должность цензора (истор.).

      Просмотр произведений (предназначенных к печати, к постановке в театре и т.д.), осуществляемый специальным государственным органом (устар., загр). Подвергнуть цензуре. Предварительная цензура. Военная цензура.

      Государственный орган, ведущий надзор за печатью(устар., загр.). Дозволено цензурой. Разрешено цензурой.

      Взыскание, налагаемое на депутатов в парламентах за нарушение внутреннего распорядка (загр. полит.).

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    цензура

    Ы, ж. Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. Военная ц. (в годы войны также за частной перепиской). Дозволено цензурой (разрешено цензором к печати, к постановке; устар.).

    прил. цензурный, -ая, -ое.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    цензура

      1. Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации.

        Лица, осуществляющие такой надзор.

      1. Исполнение обязанностей цензора (2) в Древнем Риме.

        Лица, исполняющие такие обязанности.

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    цензура

    ЦЕНЗУРА (лат. censura) система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. В Западной Европе возникла в 15 в., в России - в нач. 18 в. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. С 1804 регулировалась цензурными уставами и временными правилами. Делилась на общую (внутреннюю и иностранную) и ведомственную (духовная, военная, театральная и др.). В 1865 на основе "Временных правил о печати" проведена цензурная реформа, по которой вводилась карательная цензура вместо предварительной для ряда столичных изданий (в 1872 была урезана в связи с возобновлением преследования печати в административном порядке). В СССР с 1922 цензура осуществлялась Главлитом. По Российскому закону "О средствах массовой информации" (1992) цензура массовой информации не допускается.

    Большой юридический словарь

    цензура

    (лат. censura) - контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием и исполнением (показом) сценических постановок, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки (перлюстрация), с тем, чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными. По способу осуществления делится на предварительную и последующую. Предварительная Ц. предполагает необходимость получить разрешение на выпуск в свет книги, постановку пьесы и т.д., последующая (карательная) заключается в оценке уже опубликованных изданий и принятии запретов или ограничений в отношении тех, которые нарушают требования Ц. Большинство современных конституций, провозглашая свободу информации, прямо запрещают Ц. (в т.ч. Конституция РФ). Однако во всех странах мира введение Ц. допускается, если объявлен режим чрезвычайного или военного положения.

    Цензура

    (лат. censura), контроль официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес и других сценических произведений, кино-фотопроизведений, произведений изобразительного искусства, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки, с тем чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными. По способам осуществления Ц. делится на предварительную и последующую. Предварительная предполагает необходимость получить разрешение на выпуск в свет книг, постановку пьес и т.д., последующая заключается в оценке уже опубликованных, выпущенных изданий, поставленных пьес и т.д. и принятии ограничительных или запретительных мер в отношении тех, которые нарушают требования Ц. В средние века Ц. осуществлялась церковными властями и распространялась на рукописные богословские и церковнослужебные книги в целях недопущения ересей и иных отклонений от официально признанных церковью эталонов. Принимались церковные постановления о запрете книг. При папе римском Урбане VI (14 в.) было установлено, что можно пользоваться только теми книгами, которые верно переписаны с оригиналов и не содержат ничего противоречащего догматам церкви. Папа Мартин V (начало 15 в.) учредил коллегию из числа епископов для контроля за содержанием книг. Позднее появилась и государственная (светская) Ц. за деятельностью переписчиков книг и содержанием их продукции, функции её выполняли, как правило, университеты. С развитием книгопечатания развивалась и система Ц. В 1471 было установлено, что книги духовного содержания могут печататься только с предварительного разрешения церковных властей. В середине 16 в. католической церковью был составлен перечень запрещенных книг, который в дальнейшем неоднократно расширялся. С 16 в, Ц. постепенно перешла к светским властям, она была установлена во всех странах Западной Европы, где имелись типографии. При абсолютизме Ц. стала одним из основных инструментов борьбы государства и церкви с идеологией, враждебной феодальному строю. Была расширена сеть органов Ц., усилена ответственность за нарушение цензурных правил. Великая французская революция и буржуазная революции в др. странах провозгласили свободу выражения мысли и отмену Ц. Однако завоевав политическую власть, буржуазия стала сама широко использовать Ц. в своих классовых целях, ограничивая тем самым возможность использования демократических свобод пролетариатом, прогрессивными организациями трудящихся. Во многих странах рабочая печать долгое время была полностью запрещена. Во всех современных буржуазных государствах существует последующая (карательная) Ц., т. е. привлечение к уголовной ответственности за распространение в печати «порочащих и клеветнических» сведений (штраф, конфискация и запрещение изданий, арест тиража и т.п.). Нормы законов о печати сформулированы столь расплывчато, что дают возможность весьма расширительного толкования (например, в США запрещается «злоупотребление свободой слова и печати», в Великобритании правительство может в «национальных интересах» запретить опубликование тех или иных сведений). Англосаксонская доктрина права считает, что этот вид Ц. не противоречит принципу свободы слова и печати. Предварительная Ц. печати формально не установлена, однако во многих странах (в т. ч. в США, Франции, Великобритании) действует целый комплекс государственных мер, позволяющих на деле осуществлять жёсткую Ц. Возможности распространения прогрессивной печати ограничиваются также установлением разрешительной системы создания органов печати, их обязательной регистрации в компетентных государственных органах, необходимостью привлечения крупных денежных средств для их функционирования. Сам факт, что средства массовой информации, в том числе газеты и журналы, находятся в руках крупных монополий, определяет отбор публикуемой информации, отсеивание нежелательных для господствующего класса сведений. Во всех буржуазных государствах существует система Ц. кинофильмов, установлена Ц. школьных учебников (особенно жёсткая в США). В большинстве этих стран существует государственный надзор министерства юстиции, прокуратуры или органов внутренних дел за соблюдением цензурных запретов. Лит.: Идеологическая деятельность современного империалистического государства, М.. 1972. В России Ц. зародилась в 16 в. как духовная Ц., которую с 1721 осуществлял Синод. С разрешением частным лицам заводить типографии указом 1783 была введена предварительная Ц.: рукопись могла быть напечатана лишь после рассмотрения её в Управе благочиния. Начало Великой французской революции вызвало ужесточение цензурной политики. В 1790 была уничтожена книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в 1792 закрыто издательство Н. И. Новикова. Указом 1796 для контроля за изданием и ввозом в Россию книг учреждены цензурные комитеты в Петербурге, Москве и др. городах. В 19 в. порядок осуществления Ц. определялся специальными уставами, 1-й цензурный устав 1804 возложил надзор за печатью на Главное правление училищ при министерстве народного просвещения. Согласно уставу, запрещению подлежали сочинения, «противные православной религии и самодержавному строю». В 1826 был принят 2-й устав (прозванный современниками «чугунным»), вводивший массу мелочных ограничений, которые давали Ц. право запретить любое сочинение. По уставу 1828, формально менее стеснительному, для основания любого нового периодического издания требовалось разрешение императора Николая I. Надзор за печатью поручался Главному управлению Ц. при министерстве народного просвещения, которому подчинялись местные цензурные комитеты. На практике Ц. осуществляло «Третье отделение» , т.к. цензоры были обязаны сообщать туда о «вольнодумных сочинениях» и их авторах. Жестокой Ц. подвергались сочинения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя; в 1834 был закрыт журнал «Московский телеграф» Н. А. Полевого, в 1836 ≈ «Телескоп» Н. И. Надеждина. Период 1848≈55 вошёл в историю русской литературы как эпоха цензурного террора. Напуганный Революцией 1848≈49 в Западной Европе, царизм усилил надзор за периодической печатью и литературой, видя в них главного проводника революционных идей. 2 апреля 1848 по распоряжению императора Николая I был учрежден негласный комитет (председатели: до 1849 Д. П. Бутурлин, до 1853 ≈ Н. Н. Анненков, до 1856 ≈ М. А. Корф), который рассматривал уже вышедшие в свет издания и докладывал царю обо всём «противоречащем видам правительства». Т. о., наряду с существовавшей ранее предварительной Ц. вводилась карательная. По докладам «Бутурлинского комитета» в 1848 был сослан в Вятку М. Е. Салтыков, в 1852 арестован и выслан в Спасское-Лутовиново И. С. Тургенев; подвергались гонениям славянофилы . Цензурный террор достиг апогея после дела петрашевцев. Был уничтожен изданный ими «Карманный словарь иностранных слов». Специальными циркулярами запрещалось публиковать исследования по истории народных движений, фольклору и т.п., резко сократилось количество издаваемых в России книг, журналов и газет. Общее оживление общественной жизни после поражения России в Крымской войне 1853≈56 и смерти Николая I, широкое распространение бесцензурной рукописной литературы, основание за границей Вольной русской типографии обусловили изменение политики правительства. 6 декабря 1855 «Бутурлинский комитет» был упразднён, началась подготовка цензурной реформы. 6 апреля 1865 были изданы Временные правила о Ц. и печати, возложившие Ц. на Главное управление по делам печати при министерстве внутренних дел, которое ведало также книжной торговлей, библиотеками, типографиями. От предварительной Ц. освобождались оригинальные сочинения (объёмом свыше 10 печатных листов), переводы (свыше 20 листов), периодические издания в столицах ≈ по разрешению министра внутренних дел и издания академий и университетов. За нарушение положений о Ц. была установлена судебная ответственность, конфискация изданий также осуществлялась по приговору суда. Министр внутренних дел мог давать «предупреждения» журналам и газетам за «вредное направление». После 3-го предупреждения Сенат мог приостановить издание на 6 месяцев или запретить его. Цензурная реформа 1865 ≈ одна из наименее последовательных буржуазных реформ 1860≈70-х гг., но и она вскоре была сведена на нет различными поправками. С 1868 министр внутренних дел мог запрещать розничную продажу периодических изданий. С 1872 дела о конфискации изданий стали решаться в административном порядке Комитетом министров. С 1882 право запрещать периодические издания предоставлено Совещанию министров внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода. В 1866 закрыты журналы «Современник» и «Русское слово» , в 1884 ≈ «Отечественные записки» . Многие газеты и журналы закрылись, не выдержав цензурных преследований. Прессе запрещалось сообщать о политических процессах, забастовках, крестьянских волнениях. В 1895 уничтожен сборник «Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития» со статьей В. И. Ленина «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве». Всего в 1865≈1904 уничтожено 218 книг; 173 периодических издания получили 282 предупреждения, 218 раз запрещалась розничная продажа, 27 изданий прекращены. В 1865≈1901 запрещены к обращению в публичных библиотеках и читальнях 205 книг (в т. ч. соч. Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Д. И. Писарева, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова и многих др.) и 10 журналов. Под натиском революционного движения правительство «Временными правилами» 24 ноября 1905 и 26 апреля 1906 отменило предварительную Ц. и восстановило ответственность авторов и издателей перед судом. Однако система Чрезвычайной и усиленной охраны, введённая почти повсеместно после подавления Декабрьских вооружённых восстаний 1905, дала простор административному произволу: с октября 1905 по январь 1907 наложен арест на 361 книгу, закрыто 371 периодическое издание, 607 авторов и редакторов заключены в тюрьму или оштрафованы. Ц. была постоянным оружием царского правительства в его борьбе с революционным движением, демократической литературой и публицистикой. Конституция СССР в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гарантирует гражданам свободу печати. Государственный контроль установлен с тем, чтобы не допустить опубликования в открытой печати и распространения средствами массовой информации сведений, составляющих государственную тайну, и др. сведений, которые могут нанести ущерб интересам трудящихся. Лит.: Скабичевский А. М., Очерки истории русской цензуры (1700≈1863), СПБ. 1892; Лемке М. К., Эпоха цензурных реформ. 1859≈1865 гг., СПБ, 1904; его же, Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX ст., СПБ, 1904; Розенберг В., Якушкин В., Русская печать и цензура в ее прошлом и настоящем, М., 1905; Никитенко А. В., Дневник, т. 1≈3, М., 1955≈56; Феоктистов Е. М., Воспоминания. За кулисами политики и литературы. 1848≈1896, Л., 1929; Бережной А. Ф., Царская цензура и борьба большевиков за свободу печати (1895≈1914), Л., 1967; Балуев Б. П., Политическая реакция 80-х годов XIX в. и русская журналистика, М., 1971; Сводный каталог русской нелегальной и запрещенной печати XIX в., ч. 1≈9. М., 197

    Князь приехал в Васильевское, чтоб прогнать своего управляющего, одного блудного немца, человека амбиционного, агронома, одаренного почтенной сединой, очками и горбатым носом, но, при всех этих преимуществах, кравшего без стыда и цензуры и сверх того замучившего нескольких мужиков.

    Более того: при большевиках Толкин, при всем своем аполитизме и кажущейся безрелигиозности, оказался в черном списке: дважды пробили через цензуру , выпустили первый том его трилогии, но остальные тома увидели свет лишь после освобождения печати.

    Однако римская конгрегация Индекса впоследствии объявила, что книги Палафокса не содержат ничего заслуживавшего богословской цензуры и препятствовавшего беатификации их автора.

    Узнав, что я томлюсь от безделья и невозможности выписаться из госпиталя, Куропаткин спросил старшего врача, не смог ли бы я заняться цензурой телеграмм иностранных военных корреспондентов.

    После всех этих лет тщательной цензуры собственных высказываний, Берген почувствовал удовлетворение, когда произносил эти слова, выражаясь правдиво и без дипломатических прикрас.

    Он, в самом деле, верил, что, если бы положить на одну чашу весов все злодеяния Борджа, а на другую эту буллу о духовной цензуре ,-- она перевесила бы.

    Никакие власти, как бы всесильны они ни были, ни император Франц, ни князь Меттерних, ни граф Седльницкий с их полицией, тайной и явной, с цензурой и продажными, всепокорнейшими заправилами литературы и искусства не могли совладать с Шубертом и шубертианцами.

    А цензура в глуши своих застенков ничего и не знала о решении ЦК, ведь оно прошло келейно, как всё у нас.

    Если одобряли, то сочиняли соответствующее заключение и направляли пьесу в цензуру , после чего - дожидайся выплатного дня и прибивайся к окошку кассы.

    Митя просто счастлив: теперь цензура не будет запрещать его музыку - стихам Долматовского открыта зеленая улица.

    Складно получается и занозисто, я, пожалуй, такое не стал бы цензуре показывать.

    Полотно истории пестрит заплатами, его многократно штопали и перевязывали, чтобы подогнать под разных людей, засовывали в кромсалку-сушилку цензуры , чтобы превратить в удобную для запудривания мозгов пропагандистскую пыль.

    Вскоре Зильбер получил повышение и был командирован в созданный в Ливерпуле отдел военной цензуры , который должен был проверять всю переписку с Северной и Южной Америкой.

    Все строже становилась цензура , и за каждым ластом потенциального квакуши наблюдала пара внимательных, на длинных стебельках глаз.

    По особенностям советской цензуры никому вовне я не мог крикнуть, позвать: приезжайте, возьмите, спасите моё написанное!

    "Цензу́ра (лат. censura) — контроль власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кино и фото произведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными.

    Цензурой называются также органы светской или духовной властей, осуществляющие такой контроль.

    Суть явления

    Цензура является неотъемлемой функцией любого государства, которое реализует систему запретов и ограничений, а также механизм пропаганды. В противовес этому в гражданском обществе действует общественное и правовое обеспечение свободы слова.

    ...

    Нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек объясняет причины этого явления тем, что для существования тоталитарного строя необходимо, чтобы навязанные людям внешние для них убеждения стали их собственными, и всё общество жило единой целью.

    Виды и формы цензуры

    Исторически сложились виды цензуры по характеру регулируемой информации:

    • военная
    • государственная
    • экономическая
    • коммерческая
    • политическая
    • идеологическая
    • нравственная
    • духовная.

    Кроме этого цензура делится на светскую и религиозную, а также по типу носителей информации (цензура СМИ, книг, театра и кино, публичных выступлений, перлюстрация переписки и т. д.) Существуют и другие виды цензуры.

    Так, Арлен Блюм отмечает т. н. «педагогическую цензуру» — в отношении информации допущенной к публикации, но ограниченной в распространении в определённых слоях общества, например запрет использовать в качестве школьного чтения.

    По способам осуществления различаются цензура предварительная и цензура последующая (карательная).

    Предварительная цензура заключается в необходимости получить разрешение на выпуск в свет той или иной информации. Конкретная форма осуществления такой цензуры состоит в наличии некой формальной процедуры, согласно которой автор, исполнитель или издатель должен представить тексты, звуко- видеозаписи, эскизы и т. п. в государственный цензурирующий орган, чтобы получить разрешение на издание, исполнение, экспозицию, трансляцию по электронным каналам и так далее.

    Последующая цензура заключается в оценке уже опубликованной информации и принятии ограничительных или запретительных мер в отношении конкретного издания или произведения, изъятия его из обращения, а также применение санкций в отношении физических или юридических лиц, нарушивших требования цензуры при её публикации.

    Карательная цензура налагает санкции на нарушителей цензурных требований. В частности, существовала в России в 1865—1917 годах. В отличие от предварительной цензуры, рассматривала книги и журналы по напечатании, но до выхода в свет. За нарушение цензурных правил налагался арест на издание, автор и издатель привлекались к суду. Аналогичные функции были также у советской цензуры.

    Корпоративной цензурой называют согласование речей пресс-секретарей, сотрудников и деловых партнеров корпораций под угрозой денежных потерь, потери работы или потери доступа к рынку.ъ

    Существует также самоцензура — сознательное самоограничение автора в обнародовании информации на основе неких собственных соображений (например морально-нравственных ограничений, внутреннего конформизма), либо из боязни наказания за нарушение цензурных правил. Самоцензура из соображений конформизма или страха является одним из характерных проявлений деформации гражданского общества.

    С появлением новых средств передачи информации (в частности, электронных — радио, телевидение, интернет) возникли новые формы цензуры. Необходимость контроля за информацией передаваемой из-за границы привела к появлению средств «глушения» радиопередач и интернет-цензуре. СССР производил глушение так называемого «антисоветского радиовещания» почти 60 лет, с большой интенсивностью — 40 лет.

    Сложности цензурного контроля за информацией в сети интернет привели к тому, что некоторые страны (например, Китай и Северная Корея) осуществляют тотальный контроль за информацией, проходящей через стык национальных интернет-сетей с мировыми, а Иран заявлял, что планирует полностью изолировать внутреннюю сеть.

    Даже в самых либеральных странах существуют те или иные цензурные ограничения, связанные с ограничением демонстрации насилия и тем более призывам к нему, возрастными ограничениями для информации сексуального характера и др. Так, согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года допускается ограничивать свободу прессы из соображений национальной безопасности или для установления общественного порядка.

    Отношение к цензуре

    Принципиально противоположные мнения в отношении цензуры высказывались начиная уже с эпохи Просвещения. Противостояние по этому вопросу существовало также в немецкой классической философии: Иммануил Кант стоял на позиции свободы выражения личного мнения, а Гегель считал, что эта свобода должна регулироваться законом и полицейскими мерами.

    Критики отмечают также, что призывы о введении цензуры нередко являются признаком бессилия государственных и общественных организаций в решении тех или иных социальных проблем. Например, они считают, что призывы религиозных организаций о введении в России «морально-нравственной цензуры», дабы не допускать падения морального духа нации, в действительности отражают неспособность религиозных организаций как-то влиять на моральный климат в обществе. С цензурой борется ряд международных организаций, например «Репортёры без границ».

    Обход цензурных ограничений

    Методы обхода цензурных ограничений также известны со времен античности. Наиболее известным из них является эзопов язык — иносказание, намеренно маскирующее мысль автора. Для обхода цензурных ограничений информация может публиковаться и распространяться нелегально или за границей. Для преодоления фильтров в сети интернет существует и используются общедоступные технические решения.

    ===
    Стаьи на родственные темы в Википедии:

    • Богохульство
    • Большая общественная проблема
    • Зона свободы слова
    • Модель пропаганды
    • Политическая корректность

    ===

    Читать полный текст статьи ЦЕНЗУРА (на сайте ВИКИПЕДИИ)

    Система ограничений и запретов присутствует в деятельности любого государства. Наравне с этим все граждане обладают правом свободы слова. Этот противовес Фридрих фон Хайек объяснил необходимостью навязывание людям сторонних убеждений для создания единых общественных целей. Как одна из форм государственного надзора выступает цензура. Значение этого слова с латинского языка - «критика, строгое суждение».

    Вконтакте

    Одноклассники

    Википедия определяет это понятие как систему государственного надзора. Её функцией является контроль содержания распространяемой информации, печатных изданий, телевизионных передач, сценических постановок, сайтов и порталов в интернете, радиоэфиров, музыкальных произведений, предметов изобразительного искусства. Она призвана не допустить распространение сведений и идей, нежелательных для власти.

    В демократическом государстве цензура обеспечивает безопасность страны, стабильность политического строя, соблюдая свободы и права человека. Её функции при тоталитарном режиме более строгие. Она осуществляет не только контроль распространения нежелательных сведений, но и имеет возможность вторгаться в творческую или профессиональную деятельность граждан, их личную жизнь.

    Виды цензуры

    По типу регулируемой информации она бывает:

    По способам её осуществления:

    • предварительная - получение одобрения автором или издателем выхода в свет какой-либо информации (видеозаписи, текста, эскиза и т. п.),
    • последующая или карательная - оценка выпущенной в массы информации и возможное принятие ограничительных мер в отношении опубликованного произведения или конкретного издания; осуществление санкций по отношению к нарушившим требования юридическим или физическим лицам.

    Цензура может быть религиозной или светской.

    Не пропустите: в литературе, примеры использования.

    История появления

    В Древнем Риме цензор был обязан контролировать общественные нравы. Чиновник следил за доходами граждан и их местом жительства в целях налогообложения. Их поведение он тоже анализировал. Римляне не видели в этом ограничение своих прав. Интерес государства к их личной жизни был естественным. Цензура в то время означала оценку имущества для деления людей на сословия.

    В эпоху античности она становится атрибутом власти. Платон предлагал введение запретов на художественные произведения. Ограничение свободомыслия существовало и в Римской Империи. В Китае император Шихуанди повелел сжечь все книги для защиты империи от возможной опасности философии и поэзии. Не была уничтожена только научная, сельскохозяйственная и медицинская литература.

    Специально для инквизиции в XVI веке был издан «Индекс запрещенных книг» . Он просуществовал вплоть до 1966 года. В том же столетии папа Пий V создал Congrecatio Indicis , который утверждал список литературных произведений, разрешенных к прочтению всеми католиками. Непослушание жестоко наказывалось сжиганием запрещенных книг и их авторов. Инакомыслие пресекалось и в начале XVII века. Церковные запреты поддерживала власть, используя силовые, административные и судебные методы.

    Позднее появились критики и противники цензуры. Философы эпохи Просвещения распространяли идеи свободы слова и печати. Томас Гоббс, например, видел в церковном запрете лишь совет, не подкреплённый государственным законом. Во многих странах Европы предварительная цензура прекратила своё существование к середине XIX века.

    В России этот период характерен ростом количества репрессий в отношении издателей. Стали появляться нелегальные библиотеки литературы с ограниченным доступом - спецхраны . Советская цензура XX века была полностью под контролем коммунистической партии. Появление телевидения и интернета повлекло за собой создание средств ее глушения.

    Цензурные ограничения сегодня есть даже в самых либеральных странах. Они призваны ограничить призывы к насилию, контролировать возрастной порог пользователей материалов сексуального характера. Свобода прессы не может быть абсолютной в целях сохранения общественного порядка и национальной безопасности.

    В 1865 году в России была приведена цензурная реформа на основе изданных «Временных правил о печати». В XIX веке под запрет попали некоторые произведения Бальзака, Пушкина , Толстого. Из поэмы Гоголя «Мёртвые души» цензура удалила повесть о капитане Копейкине. Её требования затронули романы Достоевского и поэзию Лермонтова . В тексте литературного произведения след цензуры называли купюрой.

    С 1905 года была отменена предварительная цензура периодических изданий и книг. Комитеты по делам печати могли только арестовать то или иное литературное произведение. Признаки преступления устанавливались судом.

    Сторонники и противники

    Любое общество предполагает наличие различных социальных групп, которые могут иметь свои взгляды на один и тот же вопрос. Но информация определенного характера не должна нарушать спокойствие граждан. Цензура останавливает распространение подобных идей. Она необходима при любой форме власти.

    Государственные органы объясняют ввод той или иной формы цензуры соображениями национальной безопасности. Меры конституционного и административного контроля служат формой борьбы с экстремизмом, ограничивают распространение вредоносной информации, не позволяют обществу морально разлагаться . Церковь и многие политические партии солидарны в этом вопросе с государством.

    Критики применения ограничительных мер по отношению к информации не разделяют такую точку зрения. По их мнению, цензура не решает социальные вопросы. Она их замалчивает. И не способна быть эффективной при стремительном увеличении числа авторов и наличии интернета. Призывы её введения служат признаком бессилия политических организаций в вопросе разрешения социальных проблем.

    Интернет-передача "Обретение смыслов"
    Тема: "Цензура"
    Выпуск №121

    Степан Сулакшин: Добрый день, коллеги! Сегодня мы будем выполнять объявленное намерение разобраться с цензурой. Вообще-то в России разобрались с ней после кончины Советского Союза. Тогда многие решения и отношение к важнейшим социальным, политическим, экономическим институтам определялись от противного. Вот было противно, что Советский Союз тоталитарное государство, значит, нужно сделать иначе. Это «иначе» очень простенько записано в Конституции – «цензура запрещена».

    Российская Конституция содержит много малообоснованных, облегченных, тривиальных позиций, иногда даже примитивных подходов, и поэтому эта тема важна. Итак, цензура. Вардан Эрнестович Багдасарян.

    Вардан Багдасарян: Действительно, статья 29-я Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на цензуру в России. И вообще в либеральной версии цензура – это нечто такое, что ассоциируется с мракобесием, с подавлением творчества, с признаком некой тоталитарности и так далее. В действительности нет ни одного общества, где был бы абсолютно исключен механизм цензурирования.

    Цензура исходит из того представления, что и слово может воевать, причем и культурная, и литературная продукция может быть направлена как в одну, так и в другую сторону, потому и существует нравственная цензура. Задача нравственной цензуры – подавить разжигание низменных чувств, пропаганду криминалитета, преступлений, и устанавливается она для недопущения появления такой продукции, которая пропагандирует эти аморальные стороны жизни.

    Второе направление цензуры – цензура идеологическая. Она связана с тем, что могут быть призывы к свержению государственной системы, причем эти призывы могут исходить как изнутри государства, так и извне, и в данном случае цензурирование связано с вопросом национальной безопасности.

    Фактически цензурирование возникло едва ли не с возникновением государства. Ее этимология берет свое начало еще в Древнем Риме. Тогда существовала профессия «цензоры». Они занимались тем, что когда решался вопрос о гражданстве, цензор мог заявить о каких-то аморальных поступках претендента на римское гражданство, и этот человек до получения гражданства не допускался. Ведь гражданин Рима, помимо всего прочего, должен был обладать моральными качествами.

    Средние века, Европа, католическая церковь. Так называемый индекс запрещенных книг появился достаточно поздно – на излете средневековья, в XVI веке. Католическая церковь во все новое время периодически выступала с этим индексом запрещенных книг. Последняя такая публикация была в 1966 году. То есть в Европе традиция цензурирования в масштабах католического сообщества существовала до этого периода.

    Такое цензурирование существует даже в западных странах, позиционирующих себя как страны либеральные, правда, называется оно по-другому. Согласно Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» допускается установление ограничений в праве на свободу слова из соображений обеспечения национальной безопасности и общественного порядка.

    В законодательства европейских стран внесена одна из популярных для Западной Европы норм – запрещено подвергать сомнению холокост, потому что предпринимаются попытки ревизии в отношении того, что во время Второй Мировой войны погибло 6 миллионов евреев, называется какая-то другая цифра. В связи с этим и существует запрет ставить под сомнение факт трагедии еврейского народа, запрет на появление печатной продукции на эту тему, озвучивание соответствующей позиции.

    Соединенные Штаты Америки, казалось бы, позиционируются как страна – носитель идеи свободы, которая поучает в этом отношении другие страны и устанавливает индексы, где свобода слова подавляется, где есть цензурирование в качестве основного признака несвободы. Но в Соединенных Штатах Америки механизмы цензурирования существуют давно.

    Еще 1873 году был принят закон, который получил название «закон Комстока». Он гласил о том, что запрещается распространение по почте непристойной литературы, и, исходя из этого запрета, произведения многих классиков – Вольтера, Руссо, Дефо, Льва Толстого и других оказались в США под цензурированием.

    Если сравнить степень запретов, которые были в Российской Империи, традиционно обвинявшейся в жесткой цензуре, и которые были в Соединенных Штатах и некоторых западноевропейских либеральных странах, то здесь большой вопрос, где цензура была более жесткой.

    Существует так называемая Американская библиотечная ассоциация. Она периодически составляет список из 10 книг по отзывам населения, которые наносят наибольший вред нравственности. Эти 10 книг изымаются из библиотек, запрещаются к распространению. В общем, в США существует такой механизм цензурирования.

    Тот же механизм действует и в отношении кино. В США была создана Национальная комиссия по просмотру художественных фильмов, которая подвергала запрету фильмы, подрывающие нравственные устои государства. В 1930 году был принят так называемый Кодекс Хейса, который определил 3 базовые принципа.

    Первый принцип – недопустимость картин, подрывающих нравственные устои, запрет на изображение в привлекательном виде преступлений, пороков. Второй принцип – представление нравственно правильных моделей жизни, и третий – недопустимость дискредитации закона. Я говорю об этом, потому что пару лет назад Путин говорил о том, что и у нас было бы хорошо, чтобы появилось нечто подобное на Кодекс Хейса. Пожелание было озвучено, но ничего подобного не появилось.

    Существует цензурирование предварительное, когда еще до появления культурной продукции определяется, будет ли она допущена, и есть цензурирование более мягкое, хоть оно и называется «карательным», когда появляется соответствующая печатная или культурная продукция, и она оценивается с точки зрения потенциала, который она привнесет. Есть цензурирование публичное и есть непубличное, когда вроде бы законодательной цензуры нет, но по факту осуществляемой политики происходит подавление определенных направлений творчества.

    В условиях современных вызовов существует проблема интернета, насколько он цензурируем. Еще сравнительно недавно Медведев говорил о том, что цензура в интернете недопустима, невозможна, но, если мы посмотрим на опыт многих стран мира, мы увидим, что цензура в интернете применяется.

    Где-то эта цензура применяется более жестко, проводится более развернутая политика, как, скажем, в Китае, где-то используются другие формы – блокирование сайтов, пропагандирующих подрыв нравственных устоев, призывы к низложению существующего государственного порядка и так далее. Такая цензура действует и в Соединенных Штатах Америки, и во Франции, и в Германии, и в других странах, где особенно громко звучат призывы, разжигающие чувство ненависти и так далее. Таким образом, механизмы цензурирования существуют везде.

    Между тем в России декларируется, что цензура – это плохо, что цензурирование недопустимо, и Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на цензуру. Но здесь необходимо сделать оговорку. Конечно, все эти принципы цензурирования должны быть, но они правильны с одной оговоркой: государственная власть, которая осуществляет цензурирование, нравственна и суверенна.

    Если же власть не нравственна и не суверенна, то цензурирование будет осуществляться в отношении той продукции, которая ориентирована на нравственные идеалы и на увеличение суверенных потенциалов. И здесь возникает вопрос – а кто же цензор? Мы знаем, что в 90-е годы, в постсоветский период, сложилась ситуация, что, несмотря на запрет цензуры, де-факто цензура все-таки была. Неслучайно стало нарицательным словосочетание «геббельсовское полторанинское телевидение».

    Понятно, что допускались или не допускались определенные виды продукции. Понятно, что тренд был задан, и то, что было представлено на телеэкранах, что получало поддержку, наоборот, разжигало, поднимало интенции – подрыв нравственных устоев, разврат, гедонизм и так далее, с другой стороны, инокультурная продукция была ориентирована на подрыв национальной безопасности страны.

    В заключение я хочу сказать, что цензура – это такой механизм, где все зависит от того, в чьих руках он находится. Конечно же, для современного мира – мира информационных войн, значимость этого инструмента все более возрастает. Процитирую бывшего министра обороны США Дональда Рамсфельда: «В современных войнах самые критические баталии проходят не в горах Афганистана или на улицах Ирака, но в студиях новостей в таких местах как Нью-Йорк, Лондон, Каир и так далее». В этой информационной войне цензура занимает одно из важнейших мест.

    Степан Сулакшин: Спасибо, Вардан Эрнестович. Владимир Николаевич Лексин.

    Владимир Лексин: По нашей действующей Конституции цензура попадает в перечень того, что можно назвать запретом – запрет на цензуру как на некие четко обозначенные действия. Цензура запрещена, это очень жесткое установление нашей Конституции. Вардан Эрнестович совершенно прав, в просмотренных мной полутора десятках конституций зарубежных стран аналогичные нормы тоже существуют.

    Слово «цензура» действительно очень давнее, оно происходит от латинского censura, что означает опись, перепись и так далее. Должность цензора в Древнем Риме была очень почетной. Было два цензора, они избирались сроком на 5 лет, причем с IV века до новой эры они избирались не только из патрициев, но и из плебса. Все это было до той поры, пока небезызвестный Цезарь не присвоил себе право цензора, и через какое-то время этот институт не был ликвидирован вообще.

    Какой же смысл заключается в этом слове? Первое, цензура – это официальный контроль светских или духовных властей за той или иной продукцией, которая сейчас называется средствами массовой информации – книги, кино и прочее. Второе – это контроль распространения этой продукции. Третье – контроль содержания того, что там содержится. При необходимости это запрет на определенное содержание – на концерты, спектакли, сценические произведения, изобразительное искусство, радио, телевидение и так далее.

    Контроль осуществляется, для того чтобы ограничить распространение сведений или идей, признанных властями нежелательными или вредными. И вот здесь сразу возникает вопрос: а кто эти власти, и сколь вредным или нежелательным они считают то или иное явление? Вардан Эрнестович употреблял выражение «нравственная власть». Сейчас это очень неудобопроизносимое многими словосочетание, но в любом случае это официальная позиция каждой власти – считать, что является для общества вредным, что является нежелательным и так далее.

    Официально в разного рода юридических документах, в комментариях закона и так далее цензура делится на два типа – цензура предварительная и цензура последующая. Что такое предварительная цензура? Это разрешение на выпуск чего бы то ни было – кино, книги, разрешение на спектакль, на постановку пьесы и так далее. То есть это разрешение на что-то, чего еще не было.

    Цензура последующая наиболее часто используется во всех странах мира. Это оценка уже опубликованных, выпущенных, сыгранных, просмотренных явлений культуры, политической жизни и так далее. Ее сейчас называют цензурой карательной, потому что при внешнем ее отсутствии – выпускай, что угодно, пиши, что угодно, публикуй, что угодно – она имеет действительно карательный смысл, и даже существуют определенные нормы кары.

    На полгода может прекратиться выпуск того или иного журнала, издатель может быть на год лишен права издавать что бы то ни было, на 3 года может быть запрещен показ того или иного фильма и так далее. Опять-таки это норма, которая существует во многих странах.

    Кроме предварительной и последующей цензуры есть еще два ее направления: это цензура официальная и самая, конечно, жуткая цензура – так называемая инициативная или самодеятельная цензура людей, которые очень чутко улавливают настроения властей и в своей деятельности их отрабатывают.

    И действительно, сейчас в России нет предварительной цензуры, но, тем не менее, существуют реальные запреты на публикацию разного рода книг, на использование негативных оценок в отношении президента и правительства в печатной продукции, кино и так далее. Иногда эти запреты имеют глуповатый характер – начинает пикать телевизор, когда там появляется какая-нибудь нецензурщина. Это вид последующей цензуры. В политической жизни все это более откровенно и более четко.

    Действительно, цензура прошла огромный путь. В средние века это была в основном цензура католической церкви. В России она была очень незначительной. Главным ее направлением была борьба с ересями. В России с XVI века была только духовная цензура, но, начиная с 1721 года, появляется цензурный комитет в синоде, и он начинает следить за выпуском не только духовной, но и светской литературы. При Павле I появляется указ о цензурных комитетах, который выводит цензуру из ведения только лишь синода и распространяет ее уже на государственный уровень.

    Есть очень любопытный момент в истории цензуры в России. В 2004 году два наших известных историка-архивиста Печатников и Горбачев издали свой труд «Историко-правовой комментарий по цензуре в России с XVI по XX век». Там было использовано очень любопытное выражение о том, что цензура в России была не столько карательной, сколько попечительской.

    Такое попечительское, патроналистское отношение к читателю, к зрителю и так далее бытовало достаточно долго. В таком виде оно, кстати, было и в Советском Союзе, когда очень многие цензурные вещи фактически защищали советского человека от инакомыслия, которое могло смутить его сознание и опровергнуть те идеалы, которым в то время люди поклонялись.

    Страдал ли от этого народ ранее? Не думаю, что в этом плане что-то было. А что же сейчас? Конституционный запрет никто не снимал. Более того, недавно было постановление Конституционного суда, которое запретило цензуру писем заключенных. Тем не менее, реально существует вот эта неофициальная инициативная так называемая самодеятельная цензура, которая идет по телефонному праву только потому, что те, кто может ограничить распространение тех или иных сведений, очень четко улавливают то, что исходит от высшего начальства страны.

    Я думаю, что было бы очень хорошо, чтобы все-таки у нас в стране существовала какая-то официальная цензура, тем более, что есть очень много того, что не нужно было бы допускать к распространению. А вот второй ее тип, вот эту инициативную самодеятельную так называемую цензуру, наверно, нужно было бы значительно сократить, потому что, с моей точки зрения, кроме вреда от этого ничего нет. Спасибо.

    Степан Сулакшин: Спасибо, Владимир Николаевич. Цензура – это ограничение содержания информации, но информации не любой, а публичной. Какое же это ограничение? Нормативно-правовое, законодательное и операциональное, то есть осуществляемое практически, непосредственно государством. Вот и получается, что цензура – это государственное нормативно-правовое и операциональное ограничение содержания публичной информации.

    Это непростая категория, потому что она конфликтует с очень важным естественным правом и свободой человека на создание, распространение и получение информации. Тонкость государственно-управленческих устроений, конституционных положений заключается в том, чтобы эти две важные, как уже становится совершенно понятно из выступлений коллег, категории совместить и сбалансировать.

    Во-первых, здесь есть одна деталь. Информация, которая содержится в голове, которая есть мнение, мировоззрение, интенция и не выходит вовне, не становится публичной, под это дело не подпадает. Невозможно человеку запретить иметь свое мнение внутри себя, иметь определенные мировоззренческие взгляды, он ведь может их никому не сообщать, но такие попытки в жестких тоталитарно-полицейских политических режимах все же производятся.

    Условно говоря, можно дать человеку сыворотку правды, он тут же расколется и расскажет, что у него внутри. За это можно покарать, но это уже предельный, надрациональный и, в общем, на цивилизованный взгляд вряд ли допустимый вариант, кроме тех случаев, когда это касается расследования преступлений, или шпионажа, или чего-нибудь в этом роде. Но это должно быть в крайних исключительных форс-мажорных случаях и не должно становиться правилом.

    На самом деле, несмотря на конституционную норму «цензура запрещена», она в России существует, всегда существовала и всегда будет существовать в плане ограничения публичной информации. Что же это такое? Во-первых, в самой Конституции записано, что права на получение и распространение информации ограничены в случае государственной и коммерческой тайны. Это естественно, и ни у кого, вероятно, возражений и сомнений не вызывает. Но в той же Конституции еще записаны запреты на призывы к свержению государственной власти, на разжигание национальной, расовой, религиозной розни.

    Есть общая формула, которая говорит о том, что права и свободы человека могут быть ограничены в той мере, в которой этого требуют соображения безопасности и общественной нравственности. Это способствует тому, чтобы представлять себе институт цензуры, механизмы и процедуры его осуществления, средства реализации на ответственном серьезном государственно-управленческом общественном уровне, а не так примитивно и неправильно, как это записано в действующей Конституции.

    Коллеги уже говорили о типах цензуры, но я бы скорее отнес их к способам цензурирования, таким как предварительный и разрешительный, который, кстати, действует в соответствующих режимных предприятиях и институтах. Ни одна публичная информация, какая-либо статья или отчет не выйдут в свет без предварительного просмотра уполномоченной комиссии, у которой есть соответствующий перечень сведений, подлежащих ограниченному распространению с точки зрения той самой государственной и коммерческой тайны.

    Цензура контрольно-надзорная, или санкционная, или апостериорная, или карательная – это тоже институт, который по факту состоявшегося распространения кусочка информации оценивает его и может применить к автору санкции. Это некий профилактически-предупредительный механизм, потому что эффективность его основана на том, что все потенциальные авторы, генераторы публичной информации, задумаются, зная о последствиях, которые могут наступить.

    Но это отличается от такого общественного или индивидуально-психологического явления как самоцензура. Здесь принцип такой: «Как бы чего не вышло. Не было бы хуже. Не высовываться. Лучше промолчать, не то…» Этакая психология премудрого пескаря. Это неприятное очень регрессивное политико-психологическое явление, потому что сворачивается инициатива общества во взаимоотношениях с публичным пространством, с политическим процессом, с действующими властями. Это ведет к монополизации власти и властных институтов, к их загниванию.

    В современной России это явление очень распространено во многих сферах жизни, общественных и государственных. Но есть нечто еще, похожее на так называемые саморегуляции или саморегулируемые организации, некие цеховые конвенции, договоры. Например, Союз журналистов, или писателей, или каких-то иных публичных производителей информации, допустим, артистов на сцене, в кино могут договариваться, что в целях нравственности, социальности не будут произноситься бранные слова. Такое тоже вполне возможно.

    Поэтому выглядят бесспорными три позиции как основание, обоснование необходимости института цензуры – это безопасность, национальная и корпоративная, это нравственность и это социальность, то есть, по большому счету, это добро, в отличие от зла, в котором общество и государство должны быть заинтересованы.

    Какие вещи при этом подлежат ограничению? Конечно, это грязная ругань, порнография, сцены насилия, разного рода извращения, девиации, сцены, культивирующие асоциальность, культ индивидуализма, силы, стяжательства и так далее. В целом они подпадают под критерии нравственности и асоциальности. Поэтому очевидно, что упрощенный подход к категории «цензура» довольно неприятен и не созидателен, нормы в российской Конституции надо менять, а институты цензуры, в том числе на основании мирового опыта, о котором говорили коллеги, в России нужно применять.

    Может быть, тогда печальные тенденции расчеловечивания, опускания нравственно-морального уровня российского общества и населения обратятся вспять, и общество будет оздоравливаться вместе с каждым его членом, а ведь это, между прочим, все мы, наши дети, дети наших детей. Вот таков градус уровня актуальности нахождения настоящего, глубинного смысла термина, категории «цензура».

    Хочется поблагодарить вас за внимание и объявить следующую категорию. Это слово существует, наверное, с самых древних времен, с самого первого человеческого словаря, а, может быть, еще и дочеловеческого, это слово «война». Оно общеизвестно, затерто, понятно и вроде бы совершенно прозрачно, но стоит ли в нем поискать важные смыслы, мы увидим в следующий раз. Всего доброго.

    лат. censura - строгое суждение) - политический, государственный контроль за печатью и средствами массовой информации, ограничение свободы слова. Противоречит демократическим принципам свободы слова и свободы информации.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ЦЕНЗУРА

    лат. censura) система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. На Западе возникла в XV веке, в России - в начале XVIII века. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. С 1804 года регулировалась цензурными уставами и временными правилами. Делилась на общую (внутренняя и иностранная) и ведомственную (духовная, военная, театральная и др.). В 1865 году на основе «Временных правил о печати» проведена цензурная реформа, по которой вводилась карательная цензура вместо предварительной для ряда столичных изданий (в 1872 году была урезана в связи с возобновлением преследования печати в административном порядке). В СССР с 1922 года цензура осуществлялась Главлитом. По Российскому закону «О средствах массовой информации» (1992 г.) цензура средств массовой информации не допускается.

    Статья 3 («Недопустимость цензуры») закона о средствах массовой информации гласит: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается». Статья 29 пункт 5 конституции Российской Федерации гласит: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

    Однако несмотря на официальные запреты цензура существовала с самых древних времен и существует поныне во всех странах мира в той или иной форме. Особо сильной цензуре в современной России подвергаются русские национальные печатные издания, защищающие интересы Русского народа и других коренных народов России, их нравственные и моральные устои, традиционные национальные ценности, борющиеся против созданного после «перестройки» грабительского государственно-олигархического строя. Государственная власть в лице своих институтов (МВД, ФСБ, прокуратура и т. д.), использует самые различные способы, применение которых не допускают попадание независимой национальной информации до конечного потребителя: запугивание главных редакторов изданий, распространителей, руководителей типографий, негласный запрет на распространение печатных изданий через подписные и розничные сети, отказ в выдаче регистрационных свидетельств, изъятие из продажи и во время обысков и т. д.

    В тоже время современная российская власть не делает практически ничего, чтобы остановить потоки пропаганды насилия, половой распущенности, гомосексуализма, пьянства, курения, наркомании и других пороков так называемого «цивилизованного общества», которые ежедневно изливаются на граждан России с экранов телевизоров и многомиллионных выпусков газет и журналов.

    См. также: политкорректность, разжигание, раса, средства массовой информации.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Отпуск