Типы биотических связей. Биотические связи в природе виды связей Многообразие биотических связей

Биотические связи в природе

Типы биотических связей

Взаимовыгодные отношения

Односторонние связи и конкуренция

Биоценозы и пищевые сети


Типы биотических связей 100

Какой тип биотических связей характерен для щук и окуней, живущих в одном озере ?


Типы биотических связей 100 (ответ)

  • Хищник - жертва

В таблицу

В таблицу


Типы биотических связей 200

Связи, возникающие между аскаридой и человеком, являются примером биотических взаимоотношений по типу…

Типы биотических связей 200 (ответ)

В таблицу


Типы биотических связей 300

Как называется биотическая связь между раком – отшельником и актинией ?


Типы биотических связей 300 (ответ)

  • комменсализм

В таблицу


Типы биотических связей 400

Какой тип биотической связи характерен для растений пшеницы и сорняков, растущих на одном поле ?


Типы биотических связей 400 (ответ)

  • Конкуренция

В таблицу


Типы биотических связей 500

Развитие азотфиксирующих клубеньковых бактерий на корнях бобовых растений –


Типы биотических связей 500 (ответ)

  • симбиоз

В таблицу

Наиболее распространенными биотическими связями в животном мире являются…

  • отношения хищник - жертва

В таблицу

В таблицу

Случайный или намеренный перенос какого-либо вида из одной области обитания в другую может привести к интенсивному размножению в новых условиях. Например, непарный шелкопряд в Америке, кролики в Австралии, элодея и водный гиацинт в Европе. Объясните, почему это происходит.

В таблицу

Среди зеленых растений, способных к нормальному фотосинтезу, есть насекомоядные. Что является причиной их хищничества ?

  • Способность ловить насекомых и переваривать добычу свойственна растениям, произрастающим на бедных азотом почвах. В умеренной зоне это распространенные на болотах мухоловка и росянка.

В таблицу

При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Объясните приведенные примеры.

  • Хищники контролируют численность популяции жертв, уничтожая в первую очередь больных и слабых. Бесконтрольное размножение жертв сопровождается уменьшением запаса кормов и возникновением эпидемий, что снижает численность популяции интенсивнее любых хищников.

В таблицу


Взаимовыгодные отношения 100

Почему белые грибы нельзя выращивать как шампиньоны, но можно найти в дубраве или ельнике ?


Взаимовыгодные отношения 100 (ответ)

  • Белые грибы по способу питания являются симбионтами, образующими с корнями деревьев микоризу.

В таблицу


Взаимовыгодные отношения 200

Чем различаются кооперация и мутуализм как типы взаимовыгодных отношений ?


Взаимовыгодные отношения 200 (ответ)

  • При кооперации полезность сосуществования организмов очевидна, но их связь не обязательна. Например, акула и рыба-лоцман.

Мутуализм предполагает обязательное участие партнера. Например,

лишайник = гриб +

+ водоросль.

В таблицу


Взаимовыгодные отношения 300

Взаимоотношения птиц-чистильщиц и носорога, рака-отшельника и актинии, крупных рыб и креветок являются примерами…


Взаимовыгодные отношения 300 (ответ)

  • кооперации

В таблицу


Взаимовыгодные отношения 400

Большинство растений, особенно деревьев, живет в симбиозе с грибами, образуя микоризу или грибокорень. В чем состоит взаимная выгода этих организмов ?


Взаимовыгодные отношения 400 (ответ)

  • У растений за счет грибницы существенно увеличивается возможность поглощать воду и минеральные вещества. Гриб получает от растения органические соединения.

В таблицу


Взаимовыгодные отношения 500

В сельском хозяйстве широко используется симбиоз бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны) с клубеньковыми бактериями. Какие преимущества бобовым обеспечивают бактерии ?


Взаимовыгодные отношения 500 (ответ)

  • Бактерии усваивают азот воздуха и снабжают им растения.

В таблицу


100

Тип взаимоотношений, при котором один организм получает пользу, а для другого сожительство безразлично -


Односторонние связи и конкуренция 100 (ответ)

  • комменсализм

В таблицу


Односторонние связи и конкуренция 200

Приведите примеры растений Подмосковья, плоды и семена которых разносят на своей шерсти животные.


Односторонние связи и конкуренция 200 (ответ)

  • Череда, лопух, гравилат, злаки

В таблицу


Односторонние связи и конкуренция 300

В гнёздах птиц и норах грызунов поселяется огромное количество членистоногих, не причиняя им вреда. Как называется такой тип взаимоотношений ?


Односторонние связи и конкуренция 300 (ответ)

  • квартирантство

В таблицу


Односторонние связи и конкуренция 400

Какой тип биотических отношений иллюстрирует бой петухов ?


Односторонние связи и конкуренция 400 (ответ)

  • Это конкуренция

В таблицу


Односторонние связи и конкуренция 500

По закону Гаузе или правилу конкурентного исключения невозможно продолжительное совместное обитание двух видов с близкими экологическими потребностями. Как решается эта проблема в природе ?


Односторонние связи и конкуренция 500 (ответ)

  • При напряженной конкуренции виды расходятся в различные экологические ниши, разделившись по времени активности, пищевым ресурсам или территориально. Птицы могут питаться в различных зонах кроны деревьев, разной пищей (семенами, жуками, их личинками), в разное время суток.

В таблицу


Биоценозы и пищевые сети 100

Все участники биоценоза используют энергию …


Биоценозы и пищевые сети 100 (ответ)

  • Солнца

В таблицу


Биоценозы и пищевые сети 200

Наибольшее разнообразие жизни наблюдается …


Биоценозы и пищевые сети 200 (ответ)

  • в тропическом лесу

В таблицу


Биоценозы и пищевые сети 300

Какие одноклеточные организмы могут занимать место продуцента и консумента в пищевой сети ?


Биоценозы и пищевые сети 300 (ответ)

  • Эвглена зеленая

В таблицу


Биоценозы и пищевые сети 400

Почему в сосновом бору воздух особенно чистый, и количество микроорганизмов в 7-10 раз меньше, чем в березовом лесу ?


Биоценозы и пищевые сети 400 (ответ)

  • Сосны выделяют фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы.

В таблицу


Биоценозы и пищевые сети 500

Что общего между агроценозом картофельного поля и биоценозом луга ?


Биоценозы и пищевые сети 5 00 (ответ)

  • Присутствие в системе продуцентов, консументов и редуцентов.

Симбиоз: Симбиоз – сожительство, форма взаимоотношения, из которых оба партнера или хотя бы один извлекают пользу: vмутуализм vпротокооперация vкомменсализм

Мутуализм: Оба организма получают пользу. Примером мутуализма является симбиоз рыб-клоунов с актиниями. Вначале рыба касается актинии, позволяя ей ужалить себя и выясняя точный состав слизи. Затем рыба-клоун воспроизводит этот состав и после этого может прятаться от врагов среди щупалец актинии. Рыба-клоун заботится об актинии - вентилирует воду и уносит непереваренные остатки пищи.

Комменсализм Один организм получает пользу, а другая не получает ни пользы ни вреда. например, рыба-прилипала плавником-присоской прикрепляется к коже акул и др. крупных рыб, передвигаясь с их помощью

Комменсализм "Квартиранство"- форма комменсализма, при которой один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.

Комменсализм n n "Сотрапезничество"- форма комменсализма, при которой несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса. "Нахлебничество" - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Протокооперация Взимоотношения выгодные для обоих, но не обязательны для них. Примером протокооперации являются взаимоотношения мелких рыбок семейства губановых и крупных хищных мурен.

Нейтрализм Тип биотической связи, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно. Например, белки и лось в одном лесу не контактируют друг с другом.

Аменсализм Форма антибиоза, при которой один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы. Пример: светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затемнения, в то время как сами на дерево никак не влияют.

Хищничество Тип антибиоза, при котором представители одного вида питаются представителями другого вида. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений.

Конкуренция Тип биотических взаимоотношен ий, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.

Конкуренция Внутривидовая кокуренция- между особями одного и того же вида. Это важный фактор саморегулирования популяции. Примеры: птицы одного вида конкурируют из-за места гнездования. Самцы многих видов млекопитающих (например, оленей) в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей.

Конкуренция Межвидовая кокуренция - между особями разных видов. Примеры межвидовой кокуренции многочисленны. И волки, и лисы охотятся на зайцев. Поэтому между этими хищниками возникает конкуренция за пищу. Это не значит, что они непосредственно вступают в борьбу друг с другом, но успех одного означает неуспех другого.

Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в сообществе, определяя его устойчивость. Рак отшельник и актиния Клещ Лишайник

Биотические факторы среды В природе существуют сложные и разносторонние связи как внутри популяций, так и между популяциями различных видов. Своей жизнедеятельностью организмы оказывают влияние на другие организмы, формируя так называемую биотическую среду.

Под биотическими факторами понимают конкретные формы таких взаимодействий. Они носят самый разнообразный характер. Одни организмы могут служить пищей для других или являться для них средой обитания, другие настолько связаны между собой, что не могут существовать по отдельности. Не менее сложны отношения между особями в пределах популяции.

В 1939 г. учёные Клементс и Шелфорд дали таким взаимодействиям наименование «коакции», т.е. взаимодействия.

Выделяют 2 типа взаимодействий, или реакций: внутривидовые, или гомотипические (греч. homoios - «одинаковый»), и межвидовые, или гетеротипические (греч. heteros - «разный»).

Биотические отношения

Эффект группы

Эффект группы, или групповой эффект, - это оптимизация физиологических процессов, ведущая к повышению жизнеспособности особей при их совместном существовании. Это влияние группы как таковой и числа особей в группе на поведение, физиологию, развитие и размножение особей своего вида через различные органы чувств.

Многие насекомые (сверчки, тараканы, саранчовые, тли и др.) в группе растут и созревают быстрее, чем в одиночку. Эффект группы проявляется у очень многих видов, которые могут нормально размножаться и выживать только в том случае, когда они объединяются в крупные группы.

Одним из наиболее ярких примеров, подтверждающих данное положение, может служить баклан Бугенвиля, гнездящийся на скалистых островах вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки, в частности у берегов Перу. Баклан может нормально существовать лишь при условии, если в его колонии насчитывается не менее 10 000 особей и на 1 м2 площади размещается 3 гнезда.

Известно, что для выживания стада африканских слонов в нём должно быть не менее 25 особей, а наиболее продуктивные стада северных оленей состоят не менее чем из 300 - 400 особей. В огромные стада собираются мигрирующие антилопы гну.

Рис. 3. Африканские слоны Рис. 4. Северные олени

Крупные колонии образуют императорские пингвины.

Рис. 5. Императорские пингвины Рис. 6. Антилопы гну

Эффект группы проявляется как психофизиологическая реакция каждой конкретной особи на присутствие других особей своего вида.

Например, у овец вне стада учащаются пульс и дыхание, а при виде приближающегося стада эти процессы нормализуются. У одиночно зимующих летучих мышей уровень метаболизма значительно выше, чем у зимующих большими скоплениями. Повышенные затраты энергии ведут к истощению организма, что часто заканчивается его гибелью.

Эффект группы проявляется в ускорении темпов роста животных, повышении плодовитости и средней продолжительности жизни индивидуума и т.д. В группе животные способны поддерживать оптимальную температуру. Особенно наглядно это демонстрируется примерами общественных насекомых - пчёл, муравьёв.

Рис. 7. Муравейник Рис. 8. Ёж

Животные, ведущие одиночный образ жизни, не подчиняются эффекту группы. Если таких животных искусственно заставить жить вместе, у них повышается раздражительность, учащаются столкновения, многие физиологические показатели отклоняются от нормы. У типичных одиночек, например у ежей, в группе потребление кислорода повышается до 134%.

Эффект массы

Популяции большинства организмов испытывают колебания плотности (численности). Повышение плотности популяции обычно имеет отрицательное значение для жизни особей из-за недостатка пищи, самоотравления среды, массовых заболеваний и т.д.

В перенаселённых группах мышей, крыс размножение иногда совсем прекращается.

Эффект массы вызывается не только психическими взаимодействиями между особями (стрессовые ситуации), но и изменениями в среде обитания, происходящими при чрезмерном увеличении плотности популяции. Например, при размножении жучка мучного хрущака в муке постоянно накапливаются экскременты, что приводит к ухудшению качества муки как среды обитания. В результате наблюдается резкий спад плодовитости и повышение смертности на всех стадиях развития жука - от яйца до имаго, т.е. взрослого насекомого

Для каждого вида животных существует оптимальный размер группы и оптимальная плотность популяции. Данная закономерность известна как принцип Олли .

Внутривидовая конкуренция

Внутривидовая конкуренция как форма взаимодействия между особями одного вида также относится к гомотипическим реакциям. Формы проявления внутривидовой конкуренции различны. Например, это может быть территориальное поведение, когда животное защищает место своего размножения и окружающее его пространство.

Рис. 9. Самцы антилопы

Рис. 10. Самцы колюшки

К внутривидовой конкуренции относится и социальная иерархия, характеризующаяся появлением в популяции особей доминирующих и подчинённых.

Рис. 11. Походный порядок в стаде павианов

Исследователь Ирвин де Воре в течение многих лет изучал жизнь павианов в Африке. Оказывается, даже когда стадо павианов находится в походе, каждое животное занимает в нём строго определённое место. Самки, детёныши и самцы-вожаки находятся в центре стада, а по краям, выполняя роль охраны, - молодые самцы. В случае серьёзной опасности, при появлении леопарда, вперёд выходят вожаки, так называемые альфа-самцы.

Конкуренция (лат. concurro - «сталкиваться») - взаимоотношения организмов, при которых они используют одни и те же ресурсы окружающей среды при дефиците последних.

Рис. 12. Борьба рыси и росомахи за добычу

Различают два вида конкуренции - прямую и косвенную. При прямой конкуренции борьба особей-соперников нередко приводит к столкновениям. Так, росомаха может пытаться отнять у рыси добытого зайца.

Косвенная конкуренция - это конкуренция, которая не предполагает непосредственного взаимодействия особей. Она происходит опосредованно.

Рис. 13. Г.Ф. Гаузе

Классическим примером межвидовой конкуренции являются описанные российским учёным Георгием Гаузе опыты по содержанию популяций двух видов инфузорий на одном и том же ограниченном питании.

Принцип конкурентного исключения : если два вида с одинаковыми экологическими потребностями оказываются в одном сообществе, рано или поздно один конкурент вытесняет другого.

В 1937 г. немецкий ботаник Молиш ввёл термин «аллелопатия».

Аллелопатия (от греч. allelon - «взаимный», pathos - «страдание») - взаимодействие организмов посредством специфически действующих продуктов обмена.

Например, орех и дуб своими фитонцидами угнетают травянистую растительность под кроной.

Симбиоз (греч. symbiōsis - «совместная жизнь») - это различные формы совместного существования организмов разных видов.

Термин «симбиоз» предложил де Бари в 1879 г. Основой для возникновения симбиозов могут служить такие взаимоотношения, как питание одного из партнёров за счёт другого неиспользованными остатками пищи, поселение на поверхности или внутри тела другого и т.д.

Симбиоз бывает факультативным , т.е. необязательным, когда каждый из организмов при отсутствии партнёра может жить самостоятельно, и облигатным , т.е. обязательным, когда самостоятельное существование невозможно.

В 1906 г. Гертвиг сузил границы симбиоза до мутуализма. Именно в такой трактовке понятие симбиоза употребляется многими отечественными учёными.

Облигатный мутуализм (лат. obligatus - «обязательный» и mutuus - «взаимный») - форма обязательного взаимовыгодного сотрудничества.

Рис. 14. Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий

Классический пример симбиоза - лишайники (сожительство гриба и водоросли) - относится как раз к облигатному мутуализму. Гифы гриба (микроскопические нити, составляющие его тело) образуют всасывающие отростки, проникающие внутрь протопласта клеток водорослей. Через них гриб получает вещества, ассимилированные в результате фотосинтеза водорослями. Воду и минеральные вещества водоросли получают из гиф гриба. Но постепенно гриб убивает клетки водорослей и переходит к самостоятельному сапрофитному питанию. Стойкие симбиотические отношения формируются между шляпочными грибами и высшими растениями.

Рис. 15. Лишайники Рис.16.Шляпочныегрибы

Факультативный мутуализм (лат. facultatis - «возможный») - это сотрудничество, которое не является обязательным, так как каждый из рассматриваемых видов может существовать самостоятельно.

Рис. 17. Носорог и воловьи птицы Рис. 18. Кафрский буйвол и египетская цапля

Комменсализм (лат. com - «совместно» и mensa - «стол», «трапеза») - форма симбиоза, при которой один из членов системы (комменсал) питается остатками пищи или продуктами выделения другого (хозяина), не причиняя последнему вреда.

Рис. 19. Медведь и чайки

Формы комменсализма

Пищевые (нахлебничество , или сотрапезничество ), например, когда медведи вылавливают из рек рыбу, идущую на нерест, около них нередко держатся чайки и кормятся остатками рыбы, выроненными медведями. Подобные картины наблюдаются на реках Аляски, Камчатки во время хода лососёвых на нерест.

Жилищные (квартиранство ) и др. Например, в норах грызунов поселяются другие животные.

Существует также довольно много форм отношений, при которых один вид использует другой как средство передвижения. Рыба-прилипала присасывается к телу акулы и таким образом передвигается.

Рис. 20. Акулы и рыбы-прилипалы

На жуках-навозниках можно увидеть мельчайших клещиков (это подвижные личинки гамазовых клещей). Благодаря жукам они расселяются. Также поступают мучные клещи, прикрепляясь к телу подвижных насекомых и даже мышей. Это явление, когда один организм перемещает в пространстве другой, получило название форезии (греч. phoréo - «ношу»).

Аменсализм

Аменсализм (от греч. а - отрицательная частица и лат. mensa - «стол», «трапеза») - это взаимоотношения, при которых возникают отрицательные условия для одной из популяций: угнетение роста, размножения и др., в то время как вторая популяция негативным воздействиям не подвержена.

Рис. 21. Ель и светолюбивые травянистые растения

Аменсализм в основном встречается у растений. Например, светолюбивые травянистые растения, растущие под елью, испытывают угнетение в результате сильного затенения её кроной, тогда как для самого дерева их соседство может быть безразличным.

Хищничество

Хищничество - это способ добывания пищи и питания животных (реже растений), при котором они ловят, умерщвляют и поедают другие организмы.

В основе отношений «хищник - жертва» лежат пищевые связи. Обычно вид-хищник нападает на вид-жертву, которым он питается, например: щука - хищная рыба - питается другими мелкими рыбами; хищный жук жужелица нападает на гусениц.

Хищничество практически никогда не приводит к полному истреблению жертвы. Например, волки ежегодно убивают лишь 25% оленей, что приблизительно соответствует ежегодному приросту популяции оленей. Хищники, истребляя наиболее ослабленных особей, поддерживают состав и численность популяции на определённом уровне.

Рис. 22. Охота львов на антилопу

Рис. 23. Хищники и жертвы

Рис. 24. Волк на охоте

Рис. 25. Печёночный сосальщик


Рис. 26. Свиной цепень

С помощью этого видеоурока все желающие смогут самостоятельно рассмотреть тему «Биотические связи в природе» из школьного курса биологии за 9 класс. В ходе занятия вы узнаете, как живые организмы взаимодействуют между собой. Учитель познакомит вас с новым понятием - биотические связи в природе.

БИОЛОГИЯ

9 класс

Тема: основы экологии

Урок 57. Биотические связи в природе

Анисимов Алексей Станиславович,

учитель биологии и химии,

Москва, 2012

Одно из любимых летних приключений - тихая охота - поход в лес за грибами. Грибники хорошо знают, что под осиной можно найти грузди и подосиновики, под елью - рыжики и белый гриб, под ольхой - трюфель и молочай. Если детально изучить биологическое обоснование таких «находок», можно стать замечательным и даже легендарным грибником. Дело в том, что грибы помогают дереву расти, снабжая его корни питательными веществами, такими как азот и фосфор, в то время как растение возвращает долг в виде необходимых грибам сахаров - углеводов. Благодаря этому древнему сотрудничеству и растения, и грибы могут успешно развиваться.

Живые организмы приспосабливаются к различным природным факторам. Кроме того, им приходится уживаться с себе подобными, а также множеством других живых организмов.

Ни один вид, ни один живой организм не могут существовать отдельно. Вся живая природа, по сути, представляет собой сложнейшую систему биотических связей, от которых зависят возможности питания, размножения, распространения организмов, их способность проживать совместно.

Зависимости организмов друг от друга могут быть разнообразными, кроме того, могут быть также различными отношения внутри этих связей: от взаимополезных до взаимоневыгодных. К примеру, практически все организмы состоят в пищевых связях.

От пищевых связей зависит жизнь организмов, обеспеченность их энергией, эти связи также называют трофическими.

Они носят всеобщий характер, так как нет ни одного вида на Земле, который не служил бы пищей другим или сам не использовал бы для этих целей другие виды. Трофические отношения образуют в сообществах сложную систему, которую называют сетью питания.

Ее можно схематически изобразить, как густую паутину, охватывающую весь органический мир, начиная с любого вида.

Пищевые связи между организмами играют очень важную роль:

1. Обеспечивают передачу органического вещества и заключенной в нем энергии от одного организма к другому.

2. Служат механизмом регуляции численности популяций в природе.

Пищевые отношения между организмами стоят заслоном на пути чрезмерного размножения отдельных видов, что делает природные сообщества более стабильными.

Типичные хищники, такие как волк, тигр, беркут и другие, - тратят много сил на поиск и овладение живой добычи, которая сопротивляется или убегает, они убивают и съедают в течение жизни много жертв.

Собиратели, такие как воробьи, гуси, пчелы, - тратят энергию в основном на поиск и сбор добычи, которая не способна сопротивляться.

Пасущиеся животные питаются обильным кормом, который не приходится особенно искать, и он легкодоступен.

Своеобразными собирателями являются фильтраторы и грунтоеды в водоемах и почвах, а также насекомые-опылители.

Хищничество - это способ добывания пищи и питания, когда животные ловят, умерщвляют и поедают других животных.

Иногда любую связь, при которой один вид поедает другой, расширительно называют связью «хищник - жертва», используя в данном случае слово «хищник», как синоним слова «поедатель», даже если это относится к растительноядным организмам, таким как слоны, бобры или зайцы.

Взаимно невыгодным типом связи между видами является конкуренция. Это явление возникает в условиях, когда несколько видов существуют за счет одного источника ресурсов, при этом ресурсы эти ограничены. Если вид встречает в своем месте обитания конкурента, ему достается меньше ресурсов, и это отражается на возможности размножения и на численности его популяции. Поэтому конкуренция неблагоприятна для обоих взаимодействующих видов - жизнь каждого из них была бы лучше в отсутствие другого.

Взаимовыгодные связи. Мутуализм и симбиоз - так называются взаимовыгодные отношения, когда совместное существование видов значительно повышает выживаемость каждого из них в борьбе за существование.

Взаимоотношения цветковых растений и их опылителей, ягодных кустарников и животных - распространителей их семян, жвачных копытных и их желудочной микрофлоры - это широко известные примеры таких взаимно выгодных связей.

Мутуализм и симбиоз - близкие по смыслу понятия, но это не синонимы.

Мутуализмом называют любые взаимополезные обязательные и случайные связи между организмами.

Например, отношения между раком-отшельником и актинией.

Симбиозом (греч. symbiosis - «сожительство») именуют связи, превратившиеся в тесное физическое сожительство.

В симбиотических связях обычно участвуют виды, настолько зависимые друг от друга, что по отдельности они существовать уже не могут.

Примеры симбиоза - это лишайник, симбиоз гриба с цианобактерией или водорослью, а также микориза, симбиоз гриба и корня высшего растения.

Существуют и другие формы зависимости организмов друг от друга, например, комменсализм - это односторонняя связь.

Она выгодна одному из партнеров и безразличны другому. Это может быть так называемое нахлебничество, когда один вид питается остатками пищи другого вида.

Это может быть квартиранство, то есть обитание в норах или гнездах без вреда хозяину, а также размещение растений на стволах и ветвях деревьев.

Одностороннюю выгоду получают некоторые виды, используя других для расселения. Так, мелкие клещи, которые питаются разлагаемой материей, расселяются на жуках или мухах, используя их в качестве живого транспорта.

Семена и плоды многих растений имеют прицепки, что позволяет им путешествовать на шерсти животных.

Человек, пробирающийся через заросли череды, также способствует распространению семян этого вида, когда вынужден затем выбирать их со своей одежды.

Значение биотических связей трудно переоценить, они объединяют живую природу в единое целое, без них невозможно формирование устойчивых сообществ. Наличие и переплетение разнообразных биотических связей в природе вызывает так называемые цепные реакции, когда в результате разрыва связи путем уничтожения или, наоборот, внедрения человеком отдельных видов может измениться всё сообщество.

Поэтому так важно знать формы этих связей и их количественные характеристики.

Трофическая сеть

Каждый из этих видов связан пищевыми отношениями со своими жертвами или потребителями.

Мертвые остатки растений или животных также служат источниками пищи для множества других видов: моллюсков, червей, грибов, бактерий.

В трофической сети нет ни начала, ни конца, так как каждый вид прямо или косвенно связан со многими.

Экологические группы по способу питания

В одну и ту же экологическую группу по способу питания могут попасть совершенно неродственные виды. К примеру, собирателями являются грифы-падальщики, лесные мыши, воробьи, голуби и насекомоядные растения, такие как росянка или пузырчатка.

Отфильтровывают пищу в водоемах дафнии, моллюски, киты, морские растения.

Жуки божьей коровки и их личинки в колониях тлей пасутся так же, как корова на лугу: не тратя времени на поиск пищи.

А хищные муха-ктырь и стрекоза-коромысло на лету догоняют добычу, как это делают соколы в воздухе, а львы и гепарды на земле.

Подумайте:

1. Какие биотические связи человека с организмами других видов вам известны?

3. Что такое нейтрализм? Вспомните виды биотических связей.

4. Приведите пример трофической цепи. Есть ли у нее начало и конец?

1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - М.: Дрофа, 2009.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.

3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.

с. 1
МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»

Бариева М.Г., учитель биологии

Тема урока: Биотические связи в природе. 10 класс.

Тип урока- комбинированный.

Образовательная. Показать многообразие биотических взаимоотношений и взаимозависимость организмов в биоценозе.

Примеры мутуализма: лишайник = гриб + водоросль; микориза (грибокорень); клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений; термиты и, живущие у них в кишечнике , жгутиконосцы.

Протокооперация (+ +) – взаимосвязь, выгодная для обоих организмов, но не обязательная.

Комменсализм (+ 0) – взаимосвязь, при которой один организм получает какое-либо преимущество, не принося заметного вреда другому.

Сотрапезничество - взаимоотношение, при котором организмы делят друг с другом пищу. Находясь примерно в одних условиях , они потребляют разные пищевые ресурсы.

Например, птицы лысухи,ныряя за водорослями,взмучивают ил, в котором много мелких организмов для сазана.

Нахлебничество – взаимоотношение,при котором организмы доедают пищу, оставленную другими.

Примеры: белый медведь и песцы, чайки; лев и гиены, шакалы; акула и рыба- лоцман.

Квартирантство – взаимосвязь, при которой для некоторых организмов тела животных других видов или их местообитания служат убежищами.

Примеры: буревестник и гаттерия, эпифиты на дереве, в теле голотурии находят убежище разнообразные виды мелких животных.

Антибиоз -

форма взаимоотношений, при которой оба взаимодействующих организма или один из них испытывают отрицательное влияние.

Хищничество (+ -)- взаимосвязь, при которой один организм поедает другого,

умерщвляя его (жертву).

Естественный отбор увеличивает эффективность средств поиска и ловли добычи хищниками. Жертвы совершенствуют средства защиты.

Хищничество встречается не только у животных , но и у растений(семейство росянковых) и грибов.

кие вещества.

Например, наездники. Взрослые насекомые ведут свободный образ жизни, но яйца откладывают в тело личинки другого насекомого . Вышедшие из яиц личинки питаются тканями хозяина и по мере роста полностью съедают его.

Человек широко использует биологический метод борьбы с вредителями . Ввозит, акклиматизирует, создает условия для естественного увеличения численности, дополни- тельно разводит в лабораторных условиях полезных насекомых.

Антагонизм (- -)- взаимоотношение, при котором присутствие одного вида исключает пребывание другого вида.

Например, медуза аурелия и инфузория-туфелька.

Конкуренция (+ -)- взаимосвязь, возникающая между видами, обладающими сходными потребностями в пище, в пространстве и иных условиях жизни .

Примеры: культурные растения и сорняки на грядке; воробьи и синицы-за места гнездова-


Каннибализм- частный случай внутривидовой конкуренции. Наблюдается при переуплотнении среды и недостатке пищи.

Примеры: пауки, акулы.

К каннибализму более склонны самки. Каракурты, богомолы часто съедают самцов после

спаривания. Самки млекопитающих (кенгуру) также иногда съедают своих детенышей.

Жуки мучные хрущаки поедают отложенные яйца при высокой плотности популяции.

Аменсализм (0 -)- взаимоотношение,безразличное для одного вида, но угнетающе действующее на другого.

Организмы способны подавлять конкурентов с помощью химических веществ.

Примеры: корни осины тормозят рост дуба; дуб угнетает чернику; плесневый гриб пеницилл препятствует росту бактерий путем выработки антибиотиков.

Нейтрализм (0 0) -

форма взаимоотношений,при которой совместно обитающие на одной территории организмы не связаны друг с другом непосредственно .

Формируя биоценоз, зависят от состояния сообщества в целом.

Примеры: стрекоза и муравей; волк и дождевой червь; лось и филин.

5.Применение полученных знаний в новой учебной ситуации. Межгрупповая дискуссия.

Можно ли рассматривать отсутствие каких-либо реальных контактов между особями или популяциями двух видов одним из типов их экологического взаимодействия? Что такое нейтрализм?

Возможные ответы- рассуждения:

Взаимодействия могут не проявляться достаточно явно. . .

Решение: Увеличение количества старых дев в данной местности/ увеличение количества кошек, которых заводят старые девы/ уменьшение количества мышей/ увеличение количества шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши/повышение урожайности клевера/ увеличение удоя у коров в данной местности.

7.Закрепление изученного материала.

Презентация «Экологические взаимоотношения организмов». (Приложение 1).

Выполнение самостоятельной работы (задание в презентации).

Используя знания о животных и растениях нашей местности, дополните своими примерами.


8.Вывод по уроку. Рефлексия.

В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.

Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов.

Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.

9.Домашнее задание по выбору:

а) составьте схему «Взаимосвязи бабочки капустницы», «…гороха посевного»;

в) рассказ «Необычные взаимоотношения» (например, дружба кошки и собаки).

Учитель биологии Бариева М. Г. О С Ш № 2.
с. 1

Отпуск