Какие бывают смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Конспект урока на тему "смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении". Смысловые отношения между частями ССП

МОБУ «Угольная средняя общеобразовательная школа»

Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области

ТЕМА:

«СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

Каратлеева Алия Рамазановна

учитель русского языка

МОБУ «Угольная СОШ»

2017 год

Самоанализ урока.

Предмет : русский язык

Тема: Смысловые отношения в ССП

Класс : 9

Продолжительность: 45 минут

Технологии : технология встречных усилий учителя и учащегося;

информационно-коммуникационная технология

Данный урок проведён в 9 классе. Программа данного предмета разработана на основе учебника Разумовской М.М. Урок первый в теме «Смысловые отношения в ССП». При современных подходах к обучению я построила урок, выдержанный в технологии встречных усилий учителя и учащегося.

Что такое обучение? Это – процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а преодоление требует определенных усилий. Без усилий - эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика. Субъект – это тот, кто активно, сознательно включается в деятельность, несет ответственность за ее процесс и результат. Если формирующаяся личность окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха.

Следовательно, ученик изначально должен быть поставлен в такие условия, чтобы прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог тоже должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и делать шаг навстречу в умении строить отношения со своими учениками. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и ученика.

Компьютерная презентация способствует системному освоению темы, поэтому уместно применение ИКтехнологии на уроке. Презентация используется на всех этапах урока.

Цели:

    Образовательные:

    Определять смысловые отношения между частями, совершенствование умения находить ССП в тексте.

    Развивающие:

    Воспитательные:

Методы

Тип : комбинированный

Оборудование: MS Power Point , карточки.

Цели:

    Образовательные:

    обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о ССП; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

    Определять смысловые отношения между частями, сов ершенствование умения находить ССП в тексте.

    Развивающие:

    развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

    развитие умения аргументировать, доказывать;

    развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

    правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

    Воспитательные:

    формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении ССП;

    активизирование познавательной деятельности учащихся;

    обеспечивание благоприятной психологической обстановки.

Методы : диалогический, коллективный, самостоятельный.

Тип : комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация MS Power Point , карточки.

Ход урока

I . Начало урока.

Запись темы в тетрадь.

II . Постановка учебной цели. (Слайд № 2)

Цели:

Обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о ССП; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

Показать смысловые отношения в сложносочиненном предложении.

Правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

III . Проверка домашнего задания. Упражнение 57.

Ученики читают вопросы и отвечают по одному.

На небе горели звезды(,) и светила луна.

Нужно ли ставить запятую? Почему?(Нужна, предложение сложное)

Нарисуйте схему этого предложения.

IV . Изучение новой темы.

Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП.

Пример: (СЛАЙД № 3)

"Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя" (А.С. Пушкин)

-К какому виду можно отнести данное предложение, учитывая его конструкцию?

A. Данное сложносочиненное предложение состоит из двух предикативных частей:

    Сердито бился дождь в окно ; 2. Ветер дул, печально воя .


Б. Части сложносочиненного предложения независимы друг от друга:

от одной части нельзя поставить вопрос к другой. Однако две части связаны между собой сочинительной связью, при помощи интонации и соединительного союза "и".


В. Несмотря на то, что части, входящие в состав сложносочиненного предложения отличаются определенной независимостью, в целом они составляют единое смысловое целое, общую картинку изображаемого: одновременно дует ветер и в окно бьется дождь .

Связь предикативных частей в составе сложносочиненного предложения осуществляется при помощи: (схему читает ученик)


а) сочинительных союзов (соединительных: и, да (= и), да и, ни – ни, также, тоже, не только – но и, как – так и; разделительных: или, либо, то – то, то ли – то ли, не то – не то; противительных: а, но, да (= но), однако, зато, же, только);

Посмотрите (слайды № 5,6,7,8)

Запишите схему в справочник, далее нужно будет пополнить ее примерами союзов

Средства связи

(союзы)

Значение

ССП с соединительными союзами

И, да (= и), тоже, также, ни - ни, да и

перечисление (одновременность, следование)

ССП с противительными

союзами

а, но, же, да (=но), однако, зато

сопоставление, противопоставление

ССП с разделительными союзами

Или, либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли

чередование, взаимоисключение

Учитель: Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал на ваших столах и отметить знакомую информацию +, незнакомую -.

Чтение по цепочке.

Углубим знания по теме

Изучи предложенный теоретический материал, используя на полях определенные обозначения:

«V» - это мне известно;

« + » - это для меня новое.

Смысловые отношения частей сложного предложения определяются теми союзами, которыми они связаны. По союзам и по значению (смысловым отношениям) сложносочинённые предложения делятся на три группы: ССП с соединительными союзами, ССП с противительные союзами, ССП с разделительными союзами.

соединительными союзами и, да (в значении и ) выражают временные отношения:

- одновременности, последовательности:

Значение одновременности двух или нескольких действий, явлений, событий обычно передается путем совпадающих временных форм глаголов-сказуемых (чаще несовершенного вида, реже совершенного) в частях, входящих в состав сложносочиненного; иногда глагольные формы в этих случаях не совпадают. Например: И вот в туманной вышине запели птички, и восток озолотился (М.Лермонтов); Стадо еще не прогоняли, и народ еще не возвращался с работы (Л. Толстой); Намедни ночью бессонница моя меня томила, и в голову пришли мне две-три мысли (А.Пушкин).

Значение одновременности подчеркивается наличием у частей сложносочиненного предложения общего второстепенного члена (чаще всего обстоятельства), например: Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи и торчали порожние бочки (Д.Григорович).

Другой вид временных отношений в сложносочиненном предложении – последовательность действий или состояний , выражаемая порядком частей и видовременными глагольными формами в сочиненных частях предложения. Например: Последние отблески вечерней зари погасли совсем, и темная ночь спустилась на землю (В.Арсеньев); По хутору зажглись огни, и в каждом курене уже гудела новость (М.Шолохов).

К значению временной последовательности может присоединяться оттенок значения следствия, например: ... На выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать (Лев Толстой).

- быстрая смена действий ( действия и его результата ), например: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили;

Сложносочиненным предложениям, в которых выражается быстрая смена событий или неожиданный результат (первая часть в них может представлять собой номинативное предложение) присуща особая интонация и пред союзом и ставится тире. Например: Один прыжок – и лев уже на спине буйвола (А.Куприн); Мгновение – и все опять тонуло во мраке (В.Короленко).

- причинно-следственные отношения , которые наглядно выявляются в тех случаях, когда во второй части сложносочиненного предложения за союзом и следуют наречия потому, поэтому, оттого и др. с оттенком присоединения. Например: У судьи губы находились под самым носом, и оттого нос его мог нюхать верхнюю губу сколько душе угодно было (Н.Гоголь). Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться.

Союз и может выражать также отношения, близкие к противительным. Например: Все ее знали, и никто не замечал (А.Пушкин).

Союз ни…ни употребляется только в отрицательных предложениях. Сложные предложения с этим союзом выражают значение перечисления. Например: Ни она никого не тронет, ни ее никто не тронет (М.Салтыков-Щедрин).

Союзы тоже, также употребляются для выражения сходства, тождества, уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже и также всегда стоят внутри второй части сложносочинённого предложения, а не между частями.

Примечание. Союз тоже , как правило, употребляется в разговорной речи, союз также в книжной.

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами:

- союзы или, либо указывают на возможность одного явления из двух или нескольких , взаимоисключения. Например: Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (А.Чехов); Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь (погов.).

- союз то…то указывает на чередование событий . Например: То падал как будто туман, то вдруг припускался косой крупный дождь (Л. Толстой).

- предложения с союзами не то… не…то, то ли… то ли выражают значение предположительности, неопределённости. Например: Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер А.(Фадеев).

Сложносочинённые предложения с противительными союзами:

- союзы а, но, однако, зато выражают отношения сопоставления и противопоставления. Например: Ученье - свет, а неученье - тьма (посл.); Солнце село, но в лесу еще светло (И.Тургенев).

- союзу а синонимичен союз же , который ставится после первого слова второй части сложного предложения и подчёркивает это слово. Например: Дело веди, безделье же гони. (Пословица)

- по значению союзу но близки союзы да и однако , например: Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжает летать (Сергеев-Ценский).

Союз зато со значением противопоставления имеет значение возмещения. Например: Денег ни гроша, зато слава хороша. (Пословица)

Противительный союз да придает высказыванию оттенок разговорной речи, встречается также в фольклорных произведениях. Например: Я проснулся, да лень одолела (И.Тургенев); Хороша каша, да мала чаша (погов.).

Некоторые сочинительные союзы употребляются в сложносочиненном предложении для выражения присоединительных отношений , при которых содержание второй части сложного предложения представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части.

Значение присоединения выражает союз и в сочетании с указательным местоимением это в начале второй части сложносочиненного предложения. Например: Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне Павловне (Л. Толстой).

Присоединительно-соединительное значение , как указывалось выше, имеют союзы также и тоже .

Сложносочиненное предложение

Учитель :

Что в тексте показалось вам понятным?

Что оказалось новым, совсем непонятным?

Что требует дополнительных разъяснений?

А теперь давайте применим полученные знания на практике.

    Закрепление

Упражнение 62. Прочитать предложения с соответствующей интонацией, расставить знаки препинания, восстановить верное написание слов. Начертить схемы предложений.(Ученики выполняют самостоятельно, схемы на доске).

    Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылиться слегка,

И уныло по ровному полю

Разливается песнь ямщика.

(Какие отношения выражает союз в данном предложении?)

(одновременности, перечисление, одновременности)

Индивидуальная, самостоятельная работа.

2) Вопрос классу: На какие группы делятся ССП в зависимости от наличия союза?

VI Практическая работа. (Слайд № 9)

Задание: Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим

образом:

ССП – …, СПП – …, БСП - …(СЛАЙД 10)

1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг

фонарей задрожали тёмные круги.

2. В то время, как она выходила из гостей, послышался звонок.

3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой

орал чёрный кот.

4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в

прошлогодней траве.

Проверка выполненного задания: (СЛАЙД № 9)

Ответы:

ССП - 1, 5

СПП - 2, 3

БСП - 4

Взаимопроверка. (Проверяют тетрадь соседа).Не забудьте ставить оценки в листы самооценки.

Чем отличаются ССП,СПП,БСП?

VII Групповая деятельность . (Слайд № 10)

Соединить стрелками соответствие. (Таблицы распечатаны для каждого ученика).

Между примерами сочинительных союзов и их смысловыми отношениями в сложносочинённых предложениях:

Ответы (Слайд № 11)

1) – В

2) – Д

3) – Ж

4) – А

5) – Г

6) -Б

7 - Е

VIIII Работа в парах. (Слайд № 12).

Задание. Определите смысловые отношения данного предложения.

1.Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)
2.Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)
3.В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)
4.То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

Проверяем, ставим отметки в листы самооценки.

При помощи чего определяются смысловые отношения в ССП?

IX Работа по вариантам.(СЛАЙД № 13,14,15,16)

- Назовите 3 основных группы союзов в ССП?

(1, 3 , 5 предложение-1 вариант, 2 , 4 ,6-второй)

X . Карточки (если останется время).

Самостоятельная работа на индивидуальных карточках (некоторые учащиеся).

На основе данных простых предложений составь и запиши сложносочинённые предложения с союзами и, а, но . Подчеркни в них грамматические основы. Обозначь сочинительные союзы и назови смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

1. Соль закончилась. Суп посолить нечем. 2. Дождь прекратился. Игра возобновилась. 3. Хотел подготовить отчёт. Времени не осталось. 4. Он пишет замечательные сочинения. Задачи у него не получаются. 5. Я позвонил. Никто мне не ответил.

XI . Тест ( СЛАЙД № 18,19,20,21,22,23,24,25)

БВВВВ

XII . Рефлексивный этап урока

    Чему научились сегодня на уроке?

    Какое задание было самым интересным для вас? Почему?

    Какое задание показалось трудным и почему?

    Чему вы учились, работая в паре?

XIII . Итог урока:

    Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

    Достигли ли вы их?

Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – розовые и белые цветы. Если вам понравилось урок и вы узнали что-то новое, прикрепите к доске розовый цветок, если не понравилось –белый (приём «Букет настроения»)

XIV . Домашнее задание. (Слайд № 24 ).

Выучить правило на стр.43-44, упр. 62 по образцу доделать.

Выставление оценок .

Тема:Смысловые отношения между частями ССП.

Цель урока:

создать условия для достижения образовательных результатов:

    личностных (осознание эстетической ценности русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);

    метапредметных(овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию информации, способность определять цели предстоящей учебной деятельности)

    предметных (различать смысловые отношения в сложносочиненном предложении)

    Организационный момент

- 2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о ССП:

Какое предложение можно назвать ССП?

Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного?

Назовите сочинительные союзы.

3. Изучение нового учебного материала.

Дополните таблицу, начатую на прошлом уроке, изучив материал учебника на с.42-43. Ответьте на вопрос: «Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП»

Сверим ваши записи с записями на доске. Сделаем самооценку.

4. Закрепление учебного материала

1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается.(попробуем переставить предложения местами)

    Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)

    Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

    В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

4)То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

2. Схематический диктант

Сейчас вы не будете записывать предложения, а будете составлять схемы предложений:

    Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

    Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.

    Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

    Осень, но погода ещё тёплая.

    То сверкнёт молния, то слышится раскат грома.

3. Тест.

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

[неопределённо-личное], и [безличное]?

    Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзомоднако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Подведем итоги нашей работы на уроке. Вспомним цели, которые мы ставили перед собой.

Какие из пословиц, как вы думаете, могут отразить результат нашей работы?

Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.

    Славу свою добываю в бою.

    Бог-то бог, а не будь сам плох.

    Святой Боже пахать не поможет.

    Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

    У врача лечись, у умного учись.

    Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

    Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

    Добрый разум наживёшь не сразу.

    На свой ум надейся, а за чужой держись.

    Пчела мала и та работает.

    5. Задание на дом- тест№2

Збродько Виктория Георгиевна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №110»

Учитель русского языка и литературы

Русский язык

9 класс

Урок русского языка составлен для дистанционного обучения

Базовый учебник: 1. Русский язык. 9 класс [Текст] : учеб. для 9 кл. общеобразоват.учреждений / Л. А. Тростенцова [и др.] –5-е изд. - М. : Просвещение, 2013.

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; его видах; способствовать формированию умений определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Цели
деятельности
ученика

Познакомиться с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; с его видами; научиться определять смысловые отношения между частями ССП, знать о правильной постановке знаков препинания и применять эти знания на практике.

Тип урока

О ткрытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать основные понятия темы; уметь определять типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, преобразовывать информацию: предложение – схема;

формулировать собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументировать ее.

Метапредметные:

регулятивные УУД - определять цель учебной деятельности и искать средства её осуществления;

познавательные УУД - находить ответы, используя полученную информацию;

коммуникативные УУД – уметь оформлять свои мысли в устной речи, умение сотрудничать.

Личностные: иметь мотивацию к познанию, учёбе.

М етоды и формы
обучения

практический; индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://interneturok.ru/ , http://fcior.edu.ru , http://www.videouroki.net.

Оборудование

MacBook white 2.4, Наушники DIALOG M-781HV, Микрофон Logitech USB Desktop Microphone, Веб-камера Canyon CNR-WCAM820, материал по теме “Сложносочиненное предложение” для программы Team Viewer

Основные
понятия

Сложносочинённые предложения, смысловые отношения.

О рганизационная структура урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащегося

Задания, которые приведут к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

(УУД)

I. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания.

Приветствует,

демонстрирует готовность к уроку.

Л.: формирование эмоционального настроя на урок

Р.: самоконтроль

К.: готовность к учебному сотрудничеству

П.: самоопределение

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1.Учитель предлагает задание

«Третий лишний » Team Viewer

и вопросы.

2.Какие вопросы вызвали затруднение, почему?

3. Предлагает сформулировать тему и цели урока.

1.Выполняет задание.

2.Фиксирует возникшие затруднения.

3. Вместе с учителем формулирует тему и цели урока, записывает тему урока в тетрадь.

Задание

«Третий лишний»

1. По пути в глуши встречается ландыш.

2.Он ещё сохранил свою форму, но уже не пахнет.

3. Росы холодные, и свежий ветер днём умиряет летний жар .

2.Вопросы:

Назови отличие простого предложения от сложного

Назови основные типы сложных предложений?

Что такое сложносочинённое предложение?

Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Р.: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации

III. Актуализация знаний

Предлагает сделать анализ предложений. Team Viewer

Предлагает сделать схему ССП

Комментирует постановку

знаков препинания.

Делает анализ предложений.

Делает схему ССП

Разговор показался ему (Пьеру) интересен, и он остановился высказать свои мысли. Л. Толстой.

Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали . А.Пушкин.

В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек.

П.: выполняет универсальные логические действия (анализ)

систематизирует собственные знания;

Р.: контролирует учебные действия, замечает допущенные ошибки и исправляет их;

К.: высказывает своё мнение, умеет слушать учителя.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Предлагает прослушать фрагмент(03.25 мин.) видеоурока Михайловой Е.В. http://interneturok.ru/, затем выполнить работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП» (стр.37) и дальнейшее сравнение выполненной работы с теоретическим материалом учебника.

Слушает, выполняет работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП», сравнивает.

1.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2.Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

П.: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

К.: задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Л.: осознаёт свои возможности в учении;

V. Первичная проверка понимания

1.Предлагает самостоятельную работу с учебником стр.37 упр. 62(предл.1, 4, 5)

Выполняет, оценивает при помощи учителя.

Стр. 37 упр.62

(предл.1,4,5)

П.: действия моделирования, выполняющие отображение учебного материала, формирование обобщения знаний;

Р.: ориентируется в учебнике; при выполнении практической работы.

V. Первичное закрепление

Предлагает вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают.

Выполняет, отмечает.

1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же месте в глубокой задумчивости.

А. Пушкин.

П.: перерабатывает информацию для получения необходимого результата.

Л.: объясняет сама себе «что я могу».

VI. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Информирует о домашнем задании: учебник, с.37 (теоретические сведения), работа с практическим заданием.

Задаёт уточняющие вопросы.

Практическое задание (см приложение).

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы.

Отвечает
на вопросы.

– Какую ставили цель?

– Удалось ли её решить?

– Где можно применить новые знания?

– Какой вид работы понравился?

П.: ориентируется в своей системе знаний – отличает новое от уже известного.

Р.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л.: адекватное понимание успеха или неуспеха в УД

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Приложение 1.

Задание: расставить знаки препинания, сделать анализ предложений.

  1. Разговор показался ему (Пьеру) интересен и он остановился высказать свои мысли. (Л. Толстой.)
  2. Дуня села в кибитку подле гусара слуга вскочил на облучок ямщик свистнул лошади поскакали. (А.Пушкин.)
  3. В тишине отчётливо послышалось как простонал человек.

Приложение 2.

Задание: расставить знаки препинания , определить смысловые отношения по схеме в учебнике.

1.То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.

2.Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет.

3. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.

Приложение 3.

Задание : вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают

1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же

месте в глубокой задумчивости.

2.Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье,…слышен в тишине ночной лишь лай собак, …коней ржанье.

А. Пушкин.

Приложение 4. (домашняя работа)

Задание: Записать предложения, расставив знаки препинания. Определить, какие сложносочиненные предложения по значению здесь

Представлены. Составить схемы.

1) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.

2) Светило солнце и степь дымилась и блестела.

3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

5) Она мне нравилась все больше и больше я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

6) Товарищи относились к нему неприязненно солдаты же любили воистину.

7) И воздух становится слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче.

8) Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна.

9) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.

10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.


Добрый день, ребята!

У каждой всё особое, своё,

Отвечают:

и.

Отвечают:

и

Петухи давно пропели, и играют на рожке.

Формулируют тему урока:

    повторить

    усвоить

    научиться

    научиться различать видысложносочинённых предложений.

    2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

    3. Изучение нового учебного материала.

    4. Закрепление учебного материала

    1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

    «5»- выполнил без ошибок;

    «4»- допустил 1 ошибку;

    «3»- допустил 2 ошибки.

    2. Схематический диктант

    Осень, но погода ещё тёплая.

    3. Тест.

    I вариант

?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

однако

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

А., Б.,В.,Г.

?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1-2 ошибки;

«3»- допустил 3 ошибки.

Ответы на тест:

I вариант - 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

II вариант - 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

    Славу свою добываю в бою.

    Пчела мала и та работает.

    5. Задание на дом

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении" »

Конспект урока

Тема урока «Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении»

Цель урока:

создать условия для достижения образовательных результатов:

    личностных (осознание эстетической ценности русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);

    метапредметных (овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию информации, способность определять цели предстоящей учебной деятельности)

    предметных (различать смысловые отношения в сложносочиненном предложении)

Задачи урока:

    формировать понятие о сложносочинённом предложении,

    повторить сочинительные союзы;

    способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение,

    формировать навык построения схемы сложносочинённого предложения;

Тип урока – урок усвоения знаний.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении», учебник «Русский язык. 9 класс./ М.М.Разумовская. – М.: Дрофа, 2009», тетрадь, раздаточный материал.

    Организационный момент

Добрый день, ребята!

Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

Посмотрите на предложение, написанное на доске.

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:

получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

Какое перед нами предложение?

Отвечают:

Простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.

Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

Отвечают:

Не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и , который будет соединять два простых предложения в составе сложного.

Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

Петухи давно пропели , и играют на рожке.

А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?

- Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Формулируют тему урока:

Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения между частями ССП.

    Определим цели урока по опорным словам:

повторить

усвоить

научиться

    Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

    Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

    научиться различать виды сложносочинённых предложений.

Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Запишите тему сегодняшнего урока в тетради

Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о ССП:

Какое предложение можно назвать ССП?

Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного?

Назовите сочинительные союзы.

3. Изучение нового учебного материала.

Дополните таблицу, начатую на прошлом уроке, изучив материал учебника на с.42-43. Ответьте на вопрос: «Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП»

Сверим ваши записи с записями на доске. Сделаем самооценку.

4. Закрепление учебного материала

1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

    Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)

    Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

    В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

4)То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

Сделайте самооценку, поставьте оценку в тетрадь.

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1 ошибку;

«3»- допустил 2 ошибки.

2. Схематический диктант

Сейчас вы не будете записывать предложения, а будете составлять схемы предложений:

    Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

    Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.

    Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

    Осень, но погода ещё тёплая.

    То сверкнёт молния, то слышится раскат грома.

3. Тест.

I вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

[неопределённо-личное], и [безличное]?

    Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

[определённо-личное], и [двусоставное]?

А., Б.,В.,Г.

4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.

Сделайте взаимопроверку теста, поставьте оценки

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1-2 ошибки;

«3»- допустил 3 ошибки.

Ответы на тест:

I вариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

II вариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

Подведем итоги нашей работы на уроке. Вспомним цели, которые мы ставили перед собой.

Какие из пословиц, как вы думаете, могут отразить результат нашей работы?

Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.

    Славу свою добываю в бою.

    Бог-то бог, а не будь сам плох.

    Святой Боже пахать не поможет.

    Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

    У врача лечись, у умного учись.

    Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

    Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

    Добрый разум наживёшь не сразу.

    На свой ум надейся, а за чужой держись.

    Пчела мала и та работает.

5. Задание на дом

Повторить материал на с. 39-40 (понятие ССП);

выучить материал на с. 42-43 (разряды сочинительных союзов, виды ССП);

выполнить упражнение 64 (списать, подчеркивая основы предложений и расставляя знаки препинания, определить смысловые отношения между частями ССП);

выполнить упражнение 67 (задания по тексту упр.64-разобрать 3 предложения по схеме)

  • образовательные : повторить основные признаки текста; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста;
  • развивающие : развивать логическое мышление обучающихся, аналитические способности; умения информационной переработки текста; сопоставлять языковые явления; делать выводы;
  • воспитательные : воспитывать внимание к слову; интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения.

ХОД УРОКА

I. Лингвистическая разминка.

1. Лексико-орфографический диктант.

Параллельная связь, интонационный, пояснительный, произведение, грамматический, изъяснительный, временной, языковая норма .

  • О какой норме надо помнить при произношении слова « языковая (норма)».

(в случае затруднения пользуемся орфоэпическим словарем)

2. Задание из части 1 (раздаточный материал)

  • Прочитайте внимательно предложения.

А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

  • Это текст? Почему? Можно ли создать текст? Выполните действия.

Вывод: текст – это...(вывод делают учащиеся, учитель корректирует ответ)

  • В каком из предложений наиболее четко выражена основная мысль текста?

1) Б
2) А
3) В

(ответ: А)

  • Какова тема лингвистической разминки? Сформулируйте тему урока, цели и задачи (запись темы).

II. Смысловые отношения между предложениями текста.

1. Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями. Какими, например? Как их определить?

2. Каковы смысловые отношения между предложениями А. и В.?

  1. противительные
  2. уступительные
  3. причинные
  4. пояснительные

III. Средства и виды связи между предложениями текста.

  1. Для связи предложений в тексте выделяются следующие виды связи: лексические, ...(учащиеся продолжают цепочку, далее работаю с таблицей)

Таблица «Средства связи между предложениями текста»

Лексические повтор слова, синонимическая замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, слов одной тематической группы, ключевые слова
Морфологические замена существительных и других частей речи местоимениями, видо-временное единство глаголов, наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и др.
Синтаксические наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений, предложений одинаковой структуры и др.
Стилистические использование слов, принадлежащих к одному стилю, тропов и стилистических фигур и др.
Интонационные длина фразы, темп речи, интонация и др.
Графические знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения, запись слов в предложении лесенкой.

2. Среди предложений А, Б, В, Г найдите такое, которое соединено с предыдущим с помощью союза и повтора слова.

(ответ: Г)

3. Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи: ...

Пользуясь таблицей, определите вид связи между предложениями текста. Аргументируйте ответ.

(ответ: цепная)

Таблица «Виды связи между предложениями в тексте».

4.Работа в парах.

Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим

А) с помощью местоименного наречия.

(1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) за две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. (Ю. Трифонов)

Ответ: (2)

Б) только с помощью притяжательного местоимения.

(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А. Куприн)

Ответ: (3)

В) с помощью соединительного союза.

(1) читаешь четверть, полчаса – и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. (А. Чехов)

Ответ: (6)

IV. Практическая работа в парах. (Выполнение задания из части 2)

Прочитайте текст и выполните задания А1 – А5, В1 – В6.

(1) Ушла, изморилась вконец апрелем поверженная зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбам темнеющие в небесах облака. (4) неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром.

(5) Странная тишина томится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.

(7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.

(9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения. (15) Да не будет конца свободе и радости!..

(В. Белов)

А1. В каком(их) предложении(ях) текста наиболее ярко выражено отношение автора к описываемой картине?

1) 1,2
2) 9
3) 11,12
4) 14, 15

А2. Укажите средство связи предложений 11 и 12.

1) синоним
2) местоимение
3) лексический повтор
4) союз

А3. Какое средство выразительности НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ автор?

1) эпитет
2) риторический вопрос
3) олицетворение
4) ряды однородных членов

А4. В каком предложении употреблено одиночное причастие?

1) 3
2) 1
3) 10
4) 12

А5. Как объяснить постановку двоеточия в предложении 8?

1) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
2) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую
3) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие

В1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором буква С обозначает звук ш.

В2. Из предложения (выпишите слово с нулевым окончанием.

В3. Из предложения; выпишите словосочетание со связью примыкание.

В4. Найдите в первом абзаце предложение(я), где есть деепричастие. Запишите номер(а) предложения(ий).

В5. Укажите номер(а) сложносочиненных предложений.

В6. Укажите номер бессоюзного сложного предложения, состоящего из трех частей.

Таблица ответов

V . Подведение итогов работы.

VI . Домашнее задание.

  1. выполнить работу с текстом, аналогичную классной.
  2. повторить тему «Стили и типы речи».
Дом и быт