Правила игры в крестики нолики. Секреты настольных игр: как выиграть в крестики-нолики Комбинации в игре крестики нолики

Каждый из нас хотя бы раз в жизни играл в знаменитые крестики-нолики, пытаясь построить в ряд или по диагонали 3 крестика или 3 нолика на девятиклеточном поле. Если вы достаточно тренировались в этой игре, то, наверняка, знаете, что два опытных игрока всегда заканчивают партию вничью, и это делает игру для них неинтересной. В этой статье вы прочитаете о том, как выиграть в крестики-нолики или, по крайней мере, не проиграть, а также узнаете все хитрости и секреты прохождения этой популярной игры.

Немного о правилах. Цель игры выстроить на девятиклеточном поле подряд 3 одинаковых фигуры (3 крестика или 3 нолика) по горизонтали, по вертикали или по диагонали раньше, чем это сделает ваш партнер по игре. Игра в крестики-нолики начинается с хода игрока, который ставит крестик в любой клетке на игровом поле три на три (отметим сразу, что у него гораздо больше шансов выиграть, чем у противника). После этого второй игрок ставит в любой свободной ячейке нолик. Затем снова ходит крестик. Потом опять нолик. И так продолжается до тех пор, пока:

Кто-то из игроков не построит в ряд или по диагонали 3 крестика или 3 нолика, и в результате чего будет признан победителем;

Не останется свободных клеток, и на поле не будет присутствовать трех идущих подряд одинаковых фигур - в этом случае объявляется ничья.

Займите любой из углов

  1. Если противник займёт любую клетку, кроме центральной, вы гарантировано выиграете.
  2. Ходите в любой из свободных углов.
  3. Логично, что противник перекроет выигрышную комбинацию, встав между двумя вашими «крестиками». Это нам и нужно!
  4. Занимайте ещё один свободный угол…

Беспроигрышная комбинация!

Если противник занял центр

  1. Предположим, как мы и договаривались, вы поставили «крестик» в любой из углов. Но коварный противник оккупировал центр.
  2. Занимайте угол наискось от уже занятого.
  3. Если противник отмечается в любом из свободных углов в робкой надежде победить – вы выиграли.
  4. Просто перекройте его выигрышную комбинацию, заняв последний пустой угол…

Неизбежная победа!

В школе я был чемпионом в крестики нолики, играл не зная поражаения. Эта игра была любимым способом скоротать время до перемены на скучных уроках.

Когда не было компьютерных игр и приложений для смартфонов, нам для игры достаточно было тетрадного листка в клетку и карандаша. Зимой в крестики-нолики играли на улице, начертив игровое поле веточкой на снегу.

Сейчас игры детства приобрели "мобильный" характер и доступны онлайн. Но правила игры и стратегия победы остались прежними. Освоив простой алгоритм из этой заметки, вы легко сможете выиграть крестики нолики у зои, победить 5 в ряд в мета школе и никогда не проиграете живому человеку.

Крестики-нолики, правила игры

Игровое поле представляет собой квадрат размером 3х3 нарисованный на листке бумаги и расчерченный на девять клеток. Две линии проводятся вдоль квадрата, две линии поперек.

Варианты, когда игровое поле имеет размеры от 4 х 4 до бесконечности, рассмотрим ниже, после разбора комбинаций игры в поле 3х3.

Базовые принципы общие, и освоив алгоритм "три в ряд", вы сможете уверенно играть в более сложные и интересные варианты этой древней игры.

Первым ход делает игрок, играющий крестиками. Второй ход за игроком, играющим ноликами. Крестики уже заняли одну клетку, и нолики для хода выбирают пустую, из оставшихся клеток.

Игроки по очереди меняются, кому играть за крестиков и ноликов.

Древние китайцы вместо рисованных символов "Х" и "0" на поле ставили камни, черные и белые. Сейчас дома в качестве поля можно использовать шахматную доску и шашками обозначать клетку, на которую сделан ход.

Побеждает игрок, который первым построил (в пределах игрового поля) линию из трех своих символов: горизонтальную, вертикальную или по диагонали.

Стратегия победы пошагово видеоразбор

Небольшой видео ролик, для тех, кому так проще воспринимать информацию. Кому интереснее читать, листаем дальше.

    Возможны два варианта исхода игры:

  1. Вы победили.
  2. Ничья. Закончились пустые клетки на игровом поле и ходить больше некуда.

Вариант "Вы проиграли", мы не рассматриваем, так как тем, кто до конца дочитал эту статью проигрыш не грозит. Все время выигрывать я вас не научу, но расскажу, как можно всегда свести игру к ничьей.

Для удобства рассказа, я каждый квадрат игрового поля обозначил цифрами, от 1 до 9.

(5) - центральная клетка.

(1), (3), (7), (9) - угловые клетки.

(2), (4), (6), (8) - боковые клетки.

Чтоб не растягивать повествование, я для каждого варианта первого хода буду рассматривать по одной комбинации. Если в моем примере нолики сходили в угловую клетку (1), а в вашем случае в угловую клетку (3), (7) или (9), то мысленно разверните поле и продолжайте ходить по изложенному мной алгоритму.

Ситуация №1, крестики ходят в центр

Когда крестики первым ходом занимают центральную клетку (5), ноликам остается ходить в угловую клетку или в боковую.

На этом ходу уже все решается. Сходили нолики в угловую клетку - это ничья. Если нолики сходили в любую боковую клетку - вы победили. Можно начинать новую партию, эта игра дальше не имеет смысла.

В нашем примере нолики сходили в боковую клетку (8).

Крестики ответным ходом занимают любую угловую клетку, для примера клетку (1) и получают линию из двух крестиков (см. рисунок).

Главная премудрость игры и основа всей тактики держится на двух принципах:

Принцип 1. Занимай ту клетку, которая принесет тебе немедленную победу;

Принцип 2. Если такой клетки нет, занимай клетку, которая принесет немедленную победу сопернику.

Нолики сейчас своим ходом выиграть не могут и по второму принципу занимают клетку (9), в свою очередь образуя линию из двух ноликов, см. шаг 4.

Крестики занимая клетку (7) нейтрализуют угрозу со стороны ноликов и одновременно с этим строят две линии из своих фигур. Для победы в следующем ходе крестикам нужно будет занять клетку (3) или (4). См. шаг 5.

Такое построение, когда одним ходом создается две угрозы, называется ВИЛКА.

Нолики в шестом шаге заняв клетку (3) закрывают одну угрозу со стороны крестиков.

Крестики по принципу 1, ходят в клетку (4) и одерживают победу.

Ситуация №2, крестики ходят в центр

Предположим, что теперь вы играете ноликами. Чтоб не проиграть эту встречу, первым ходом нужно занять угловую клетку. Без разницы какую, на ваш вкус (1), (3), (7) или (9). Для примера возьмем (1), см. рисунок ниже, шаг 2.

Крестики, опять же без разницы, куда бы ни сходили, получат линию из двух фигур. см. шаг 3.

Нолики закрывают линию крестиков, и создают свою угрозу - см. шаг 4.

Крестики по принципу 2 ходят в квадрат (4), нолики отвечают в квадрат (6). См. шаг 5 и 6.

Независимо от того, каким был предыдущий ход у крестиков, ноликам следует занимать оставшуюся свободную боковую клетку (2) или (8). Крестики занимают последнюю свободную клетку - игра закончена ничьей.

Вилку крестикам при таком начале игры построить не получится, но и ноликам не дадут. Если по невнимательности, после 6-го шага, нолики сходят в угловую клетку (9) вместо боковой (2) или (8), то крестики одержат победу построив горизонтальную линию (2)-(5)-(8).

Ситуация №3, крестики ходят в угол

Вы снова играете крестиками, теперь для разнообразия сходим в угол, без разницы какая угловая клетка. См. рис. ниже, шаг1.

Ход ноликов, как и в ситуации №1, от этого хода зависит исход игры. Если нолики сходили в боковую клетку, то вы построите вилку и победите.

В случае, если нолики первым ходом займут центр или угловую клетку, то будет ничья. Ноликам останется уповать на вашу невнимательность, которая подарит им победу. Но в нашем примере такой исход событий не предусмотрен.

В случае хода ноликами на боковую клетку, шаг 2, вы занимаете еще одну угловую клетку, образуя угрозу - линию из двух фигур. См. шаг 3.

Центр, клетку (5) умышленно оставим пустой для ноликов. Часто, нолики вместо того, чтоб закрыть вашу угрозу ходом в боковую клетку (2), радостно занимают центр.

Если противник попался на уловку и сходил в клетку (5), мы занимаем клетку (2) и линия построена (1)-(2)-(3)

Не будем недооценивать соперника, и он в шаге 4 закрыл нашу угрозу ходом на боковую клетку (2)

Крестикам ничего не остается, как по первому принципу занять центральную клетку (5) и построить вилку.

Теперь, см. шаг 6, куда бы нолик не ткнулся, у нас останется свободной одна из двух угловых клеток (7) или (9), ход в которую и принесет нам победу.

Ситуация №4, крестики ходят на боковую клетку

Ход сам по себе в плане будущей победы не оправдан. Варианты исходов - ничья, или проигрыш по невнимательности.

Комбинацию, когда вы с первого хода ставите себя в тактически невыгодное положение можете рассмотреть самостоятельно, опираясь на указанные выше два принципа игры.

Рендзю, жемчужная нить, гомоку, пять в ряд

Когда вам стало тесно и скучно в игровом поле 3х3, и играть три в ряд уже не спортивно, переходим на большую игровую площадь.

Рендзю - настояльная логическая игра для двух игроков, была известна еще в древнем Китае и Японии. Спортивный вариант классических крестиков-ноликов.

Игровое поле для рендзю имеет размеры от 15х15 и больше. Вот здесь уже начинается простор для стратегий и тактик. Каждая партия носит уникальный характер.

Побеждает так же игрок, первым построивший линию из пяти фигур своего цвета. Линия может быть в любом направлении - по диагонали, по вертикали, по горизонтали.

Для удобства игры в длинные линии (пять в ряд), крестики и нолики должны отличаться цветом. Иначе, глаз замылится и чужие фишки можно принять за свои, т.к. они одного цвета, хоть и разной формы. В классическом варианте фишки (камни, кружочки) которыми ходят игроки, - имеют черный и беый цвет.

По правилам, первый ход делают черные и им запрещено делать вилки 3х3, 4х4, а так же ряд из 6 и более "камней" своего цвета подряд.

Зато черные могут делать вилки размером 3х4, когда за один ход образуются две перекрещивающиеся линии - одна длиной три камня, вторая из 4 камней. Так что нет повода расслабляться у того, кто играет белыми.

    Белые, за то, что ходят вторыми - имеют следующие преимущества:

  • Могут строить вилки любого размера и любой кратности;
  • Победу белым приносит линия не только 5 в ряд, но и из большего числа камней;
  • Для своей победы белые могут вынудить построить черных линию из 6 и более камней подряд.

Ничья

Игрок, может пропустить ход, если ему в данный момент не выгодно менять расположение своих камней на игровом поле.

Если оба игрока подряд отказались от хода, объявляется ничья.

Закончились все свободные клетки - ничья.

Получается, игрок еще может пропустить ход, потому что ему некуда ходить.

Гомоку, отличия от рендзю

  1. Для черных отсутсвуют фолы (запрещенные ходы), и черные могут строить вилки любой кратности и длины.
  2. Ряд из шести и более камней одного цвета не приносит победы ни одной из сторон.

Гомоку имеют более мягкие правила, для удобства игры в обычной жизни. Правила рендзю ориентированы на спортивные состязания.

Сервисы, где можно играть онлайн

У всех сервисов для игры онлайн реализованы режимы игры с компьютером, с другим пользователем и вторым игроком, который находится рядом с вами.

Так же почти у всех есть вариант игры рендзю. Ссылки даны ниже, на всех сайтах я лично играл. Обязательная регистрация не требуется.

Реомендую сервис, где ваш соперник живой человек . Есть сервисы, где компьютер очень слабый , есть где сильно играет или нестандартно выглядит игра . Но все компьютеры слабо играют в длинный вариант пять в ряд. Если в крестики нолики была ничья, то в рендзю компьютер проигрывает.

На этой ноте я с вами прощаюсь и до новых встреч на страницах моего дневника. Не забудьте подписаться на обновления - в следующий раз я расскажу как всегда выигрывать в морской бой.

С вами был Александр Утышев

Главный принцип заключается в создании ситуации, в которой почти заполнены сразу 2 линии. Тогда ход противника уже не имеет значения (см. рис., цифры – порядок ходов). Для создания такой ситуации выгоднее всего занять середину поля.

2 шаг

Рассмотрим ситуацию, когда начинаете вы и ставите крестик в центр. У противника есть выбор поставить нолик в угол или в центр какой-либо линии. Если он выбирает 2 вариант, то он уже проиграл. Просто необходимо поставить следующий крестик как на рисунке (поле поверните в зависимости от хода противника). Цифрой 4 отмечен вынужденный ход “нолика” для защиты наклонной линии. Цифрой 5 отмечен ваш следующий ход для создания безвыходной ситуации.

3 шаг

Если противник выбирает первый вариант, то надо поставить крестик в противоположный угол (см. рис.). У противника будет выбор поставить нолик в позицию 4 или 5 (по второй линии аналогично). Если он выбирает 4, то вы ставите крестик в позицию 5 и выигрываете, если противник выбирает позицию 5, то в итоге получится ничья (есть еще крайне не логичный ход в одну из позиций 6, тогда ставьте крестик во вторую 6 и опять же выигрываете). Если ставить крестик (на 3 ходе) в любое другое место, то автоматически будет ничья.

4 шаг

Рассмотрим ситуацию, когда начинает противник. Если он поставил нолик в центр, то необходимо уходить в оборону и делать ничью. Надо ставить крестик в угол. Дальше см. предыдущий шаг (с “другой” стороны).

5 шаг

Если противник ставит нолик по центру линии (как на рис.), то нельзя ставить крестик в отмеченные красным клетки. Иначе противник сделает ход в позицию 3 (с той стороны, где вы поставили крестик), а потом в центр и вы проиграли. Лучше всего занять центр, а потом по возможности занять одну из 3 позиций. Это обеспечит или ничью или ваш выигрыш (следите за возможностью создать комбинацию, описанную в 1 шаге, например, если противник поставит нолик с противоположной стороны, то занятие 3 позиции приведет созданию выигрышной ситуации автоматически).

6 шаг

Если противник ставит нолик в угол, то вариантов становится много. На рис. представлены запрещенные ходы (верхний ряд) и типичные ошибки. Если их избежать, то будет ничья.

7 шаг

Если начинаете вы, то также можно начать ход не в центре. Смотрите предыдущие два шага, поставив себя на место “ноликов”. Таким образом выгоднее всего начинать ход в угле поля, поскольку для противника остается лишь 2 пути из 8, больше вероятность, что он ошибется.

Любая интеллектуальная игра не только способствует развитию мышления, она также дает возможность испытать азарт и радость победы. Даже такая на первый взгляд простая и известная с детства игра в крестики - нолики. Некоторые и во взрослом возрасте продолжают увлекаться этой игрой. По крестикам - ноликам, в которые играют на доске 15х15 и называют гомоку, даже проводятся международные турниры. Для понимания закономерностей игры сначала стоит рассмотреть простейший вариант на поле 3х3 клетки. Выигрывает в этом варианте игрок, построивший три фигуры подряд по любой линии.

Алгоритм победы

Для того чтобы научиться выигрывать или, по крайней мере, не проигрывать в крестики - нолики, нужно запастись вниманием и… терпением. При отсутствии ошибок с той или иной стороны игра будет заканчиваться ничьей бесконечно. Главный принцип, определяющий, как выиграть в крестики - нолики, заключается в создании ситуации, при которой после любого хода противника игрок заполнит одну из двух линий, то есть поставит три крестика или три нолика подряд. Пример такой ситуации показан на схеме №1.

Х О О
Х
Х

Схема №1 (При любом ходе нолика крестики выигрывают).

Порядок действий

Рассмотрим вариант игры, когда желателен выигрыш игрока, который ходит первым. В этом случае самое целесообразное – это занять центр. В случае, если противник поставит нолик в любой угол, как указано на схеме №2, следующим ходом крестик ставится в противоположный угол, после чего победа либо ничья обеспечены. Если же противник ставит нолик по середине линии, остается парировать до наступления ничьей. Если игру начинает противник и ставит нолик в центре, то самый разумный способ - свести игру в ничью, естественно, поставить свой крестик в угол поля.

О
Х
Х

Резонным будет вопрос, как выиграть в крестики - нолики, если противник начинает игру, поставив нолик по середине одной из боковых линий. В этом случае нельзя ставить свой крестик в клетки, отмеченные на схеме №3 восклицательными знаками. В этом случае противник на следующем ходе займет один из углов рядом со своим ноликом, и затем центр. В результате крестик окажется в проигрыше. Оптимальнее в этом случае занять центр. Тогда получится либо выиграть, либо свести игру в ничью.

О
! !
! !

Схема №3 (Занятие крестиком помеченных клеток ведет к проигрышу)

Поняв тактику, можно попробовать играть в вариант крестиков ноликов 5х5 на бесконечном поле. Для этого необходимы только тетрадный лист в клетку и ручка. Задача игры – выстроить линию из 5 фигур. Тактика крестиков будет заключаться в построении вилок, а нолики будут вынуждены блокировать атаки, то есть пресекать линии из 3 крестиков и блокировать вилки.

Крестики-нолики — потрясающая игра, которая подойдёт для детей всех возрастов. К тому же такие соревнования улучшают логическое мышление, внимание и сообразительность. Причём объяснить малышу, как играть в крестики-нолики не так уж сложно.

Правила как играть в крестики нолики

Играть в крестики-нолики можно в любом месте и все что вам понадобится для соревнования — это листок бумаги, ручки и карандаши и, конечно, противник. Но при желании можно купить готовый набор для крестиков-ноликов. Причём такая настольная игра понравится даже малышам, ведь все детали вы ней выполнены в ярком цвете.

Играть в крестики-нолики можно в любом месте.

Кроме того, магазинные крестики-нолики делаются из прочных материалов. Они более долговечны и их можно брать в любые поездки. Но можно обойтись и обычным листком бумаги. Порядок игры:

  1. Расчертите игровое поле из квадратов с размерами 3*3.
  2. Договоритесь, кто из участников будет ходить крестиками или ноликами.
  3. Первый игрок ставит фигуру в любую из клеточек, после чего ход переходит следующему участнику.
  4. Второй игрок рисует символ в свободной клеточке, и ход возвращается к первому участнику.
  5. Игра продолжается пока не заполнятся все клетки, или один из участников не сделает цепочку из трёх одинаковых символов. Причём ряд идёт по горизонтали, вертикали или диагонали.

Поэтому игрокам нужно ставить символы таким образом, чтобы и самому выиграть, и не дать противнику сделать цепочку из трёх крестиков или ноликов.

Как выиграть в игре на двоих

Выиграть в эту игру можно не только благодаря удаче. Советы, которые помогут победить противника:

  • Ставьте первый крестик или нолик в центре поля. Это увеличит шанс на победу, ведь тогда цепочку можно продолжать во все стороны.
  • Не начинайте игру с ходов квадраты, не являющиеся угловыми или центральными. Это уменьшит шанс на победу, ведь построить цепочку с этими клеточками практически невозможно.
  • Если первый ход делает противник, то выиграть будет сложней. И если не хотите проиграть, следите, чтобы второй игрок не собрал цепочку.
  • Тренируйтесь. Чем больше у вас практики, тем быстрей вы выработаете выигрышную стратегию.
  • Правильно расставляйте символы. Старайтесь поставить значки в трёх углах игрового поля. Тогда противник не сможет помешать вам победить.

Крестики-нолики — простая, но довольно интересная игра. Обучите ей малыша и он с удовольствием проведёт немало времени за соревнованиями. К тому же это развлечение отлично развивает ребенка.

Поделки