Ищу сообщение мир глазами астронома. "Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы". Что мы узнали

Попробуй рассказать о мире с точки зрения астронома. Используй для этого слова: небесные тела, звезды, планеты, Солнце, Земля, Луна. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Ответ. Рассказ о Вселенной

Мы живем в окружающем нас мире. С точки зрения астрономов мир – это и есть Вселенная или по-другому - Космос. В старину астрономов называли звездочетами. Люди наблюдают за звездами на протяжении всей истории своего существования и накопили много полезных знаний, который применяют в своей жизни.

Наша Вселенная не имеет начала и конца. Она безгранична. Никто не может сказать, когда появилась Вселенная и когда исчезнет. Вселенная наполнена множеством самых разных небесных тел. К ним относятся звезды, планеты, кометы, метеоры, метеориты. Все они находятся в постоянном движении. Перемещаются с разной скоростью и направлением.

Земля – это тоже небесное тело. Но она кажется маленькой песчинкой в безбрежном пространстве Вселенной. Земля – это планета. Она вращается вокруг Солнца. Солнце – обычная звезда. Все небесные тела, которые вращаются вокруг Солнца составляют Солнечную систему.

У Земли спутник Луна, который в свою очередь вращается вокруг Земли. Вся жизнь во Вселенной подчиняется строгим законам природы.

Вселенная и солнечная система

С.7 Обсудим!

Часто говорят: «Земля – наш космический дом, наш космический корабль» почему о Земле можно так сказать?

Ответ. Земля является частью Вселенной или космоса. Земля - это дом для всех людей, живой и неживой природы, которая окружает человека. Наш корабль населен растениями и животными. Между ними, как на корабле распределены обязанности. Кто-то производит кислород, кто-то готовит пищу, а кто-то убирает отходы. На Земле человек находит все, что нужно для его жизни – тепло, пищу, строит уютные жилища. Земля защищает нас от метеоритов, космических бурь и других опасностей. Мы находимся в определенном пространстве, за границы которого можно выйти только на космическом аппарате.

В то же время мы не стоим на месте. Мы движемся вокруг Солнца с точно заданной скоростью. При движении мы обращаем внимание на другие небесные тела, чтобы избежать столкновения с ними. Наш корабль точно соответствует своему назначению и своим обитателям.

С.7 Проверь себя

1. Что изучает астрономия?

Ответ. Астрономия (Закон звезд - от греческих слов: «Астрон» – звезда, «Номос» – закон) – наука о Вселенной, изучает небесные (космические) тела, их происхождение, развитие и движение.

2. Что такое Вселенная?

Ответ. Вселенная (космос) – это необъятное пространство, в котором находятся планеты, звёзды и другие небесные тела. Небесные тела: планеты, звезды, кометы, астероиды, метеоры, метеориты. Во Вселенной все тела находятся в постоянном движении и движутся с огромной скоростью. Наша планета Земля - тоже часть Вселенной. Рядом с нами находятся Солнце – обычная звезда, Луна – спутник Земли, планеты, которые также вращаются вокруг Солнца.

3. Что такое Солнечная система?

Ответ. Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела, такие как планеты, кометы, астероиды, космическая пыль. Солнце является источником света, тепла, энергии.

4. Как можно изобразить Солнечную систему с помощью модели?

Ответ. Чтобы изобразить Солнечную систему с помощью модели, можно нарисовать в центре модели круг, который будет изображать Солнце и 8 окружностей вокруг круга (орбиты планет) так, чтобы каждая последующая была больше предыдущей. На каждой окружности нарисовать планеты, по удалению от Солнца – Меркурий, Венеру, Землю, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Необходимо придерживаться размеров Солнца и планет. Солнце – огромная раскалённая звезда. Самая маленькая планета – Меркурий, размеры Венеры и Земли приблизительно равны, Марс почти в 2 раза меньше Земли. Нептун немного меньше Урана. Юпитер – самая большая планета. Сатурн больше Урана, но меньше Юпитера.

5. Коротко расскажи о Солнце?

Ответ. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромное и раскалённое небесное тело, излучающее тепло и свет. Диаметр солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. Масса Солнца больше массы Земли в 109 раз. С Земли Солнце кажется небольшим, потому что находится на огромном расстоянии около 150 миллионов километров. На поверхности Солнца очень высокая температура (примерно 6000 градусов), внутри Солнца температура предположительно15-20 миллионов градусов.

6. Как наблюдать за солнцем, чтобы не испортить зрение?

Ответ. За Солнцем можно наблюдать только через защитные тёмные очки и только 1-2 минуты. Наблюдать за солнцем невооруженным глазом, в бинокль, подзорную трубу, телескоп категорически запрещается, потому что это опасно для зрения. Солнце светит очень ярко и наш глаз не приспособлен для наблюдения за ним без защитных приспособлений.

С.8 Найди в дополнительной литературе, Интернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Солнечной системы – кометах, астероидах. Подготовь сообщение.

Ответ. Сообщение.

Солнце – это центр нашей Солнечной системы, от него зависит очень многое, что происходит на Земле. Поэтому интересно узнать, что из себя представляет Солнце, что там происходит.

Солнце – это обычная звезда, её возраст около 5 миллиардов лет, температура поверхности 5500ОС, расстояние от Земли – 149,6 млн. км. В центре Солнца температура достигает 14 млн. градусов.

Солнце даёт Земле тепло и свет, поддерживает жизнь на нашей планете.

Солнце – это огненный газовый шар, диаметр которого в 109 раз превосходит диаметр Земли. Внутри такого шара могло бы поместиться более миллиона небесных тел размером с Землю.

На поверхности Солнца имеются пятна, происходят яркие вспышки и взрывы колоссальной силы. Солнечные вспышки и взрывы выбрасывают в космос огромную массу электрически заряженных частиц, что воздействует на атмосферу Земли. Когда потоки электрически заряженных частиц достигают Земли, они создают в нашем небе изумительные «занавеси» мерцающего света, которые видны в приполярных областях и называются полярными сияниями. Мощные взрывы, происходящие на Солнце, таят в себе и опасность. Потоки электрически заряженных частиц, летящих от Солнца, выводят из строя электростанции, разрушая их оборудование. Солнечные вспышки опасны и для космонавтов: не следует выходить в открытый космос, когда они происходят. Частицы, выбрасываемые вспышкой и несущие большую энергию, могут нанести вред организму человека. На Земле тоже не следует долго находиться под палящими лучами Солнца. Можно получить сильные ожоги кожи и её заболевания, а также вызвать расстройство деятельности сердца и нервной системы.

Существование Земли и жизни на ней напрямую зависят от Солнца. Возникает вопрос: как долго просуществует наше светило? Учёные пришли к выводу, что Солнце не будет существовать вечно, хотя впереди у него невероятно долгая жизнь. Сейчас Солнце находится в среднем возрасте. Учёные предполагают, что в течение последующих 5 млрд. лет Солнце будет медленно разогреваться и немного увеличиваться в размере. Когда весь водород в центральном ядре Солнца израсходуется, Солнце станет в три раза больше, чем теперь. Все океаны на Земле выкипят. Умирающее Солнце поглотит Землю. В конечном счёте, Солнце остынет, превратившись в шар, так называемый белый карлик.

Но всё это произойдёт через миллиарды лет, на Земле сменится много тысяч поколений. Бурно развивающиеся наука и техника позволят человечеству открыть во Вселенной новые миры и планеты и заблаговременно освоить их для проживания и дальнейшего развития человечества.

А сегодня следует бережно относиться к нашей планете, следовать советам и требованиям экологов. Ведь и от каждого из нас зависит сохранение жизни на Земле.

Другие небесные тела.

Несущиеся на огромной скорости и путешествующие по огромным орбитам, проложенным во вселенной, кометы, так называются эти небесные тела, состоят из яркой светящейся головы и невероятно длинного (до 100 миллионов км) шлейфа хвоста. Эти одиночные странники могут удаляться на долгое время за пределы Солнечной системы и возвращаясь устремляться ближе к нашей планете, двигаясь преодолевая гигантские расстояния своей орбиты.

Астероиды

Подобно планетам, только совсем небольших размеров, астероиды вращаются вокруг Солнца, они имеют каменистую структуру поверхности и по некоторым характеристикам бывают похожи на небольшие планеты, поэтому их иногда называют "малые планеты". Наибольшее скопление астероидов находится между Марсом и Юпитером, эта зона получила название "пояс астероидов". Астероиды имеют самые разные размеры: маленькие от нескольких десятков сантиметров в диаметре, как кухонная кастрюлька, и крупные диаметром до 250 и выше км. Так самый крупный из известных астероидов Церера имеет диаметр в 1000 км. Метеориты

Падающие звезды - так называют метеорный дождь, который происходит каждый год в начале августа и в другие промежутки в течении года. Иногда "падающие звезды" метеориты можно увидеть невооруженным глазом, они промелькают, словно искорка, чиркнувшая синеву ночного неба на доли секунд. Это и есть небольшие частички космической пыли, которые падают на Землю и, испаряясь в плотных слоях атмосферы, оставляют непродолжительный яркий след на звездном небе.

Известно, что даже пещерные люди наблюдали звездное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки Солнца, Луны, звездного неба (рис. 2).

Рис. 2. Наскальный рисунок «Два Солнца» ()

Конечно, наблюдений невооруженным глазом было недостаточно, чтобы ответить на множество вопросов, которые возникали у людей. Поэтому был создан специальный прибор для наблюдений за космическими телами - телескоп (рис. 3).

Рис. 3. Телескоп ()

Итальянский астроном Галилео Галилей (рис. 4) изготовил первый телескоп.

Рис. 4. Галилео Галилей ()

Это был очень несовершенный инструмент, тем не менее с его помощью Галилео Галилей сделал множество открытий: увидел кратеры на Луне (рис. 6), пятна на Солнце (рис. 7), наблюдал фазы Венеры (рис. 8) и обнаружил, что вокруг Юпитера вращаются четыре спутника (рис. 9).

Рис. 6. Кратеры на Луне ()

Рис. 7. Пятна на Солнце ()

Рис. 8. Фазы Венеры ()

Рис. 9. Спутники Юпитера ()

Естественно, с того времени наука шагнула далеко вперед, изменились и внешний вид, и точность телескопов (рис. 10).

Рис. 10. Компьютеризированный телескоп ()

Самые мощные телескопы установлены в обсерваториях (от лат. observo - наблюдаю) - научных учреждениях, где производят наблюдения и исследования погоды, атмосферы, астрономических тел (рис. 11).

Рис. 11. Обсерватория Апаче-Пойнт ()

Первая обсерватория, по предположению ученых, еще в каменном веке находилась в Британии. Это место называется Стоунхендж , положение камней в котором связано с астрономическими явлениями (рис. 12).

Рис. 12. Стоунхендж ()

Для астронома мир - это Вселенная или космос. По мнению ученых, 15 миллиардов лет назад произошел мощный взрыв, после которого образовалась Вселенная.

В космосе огромное количество небесных тел: комет, метеоритов, звезд, планет, спутников. Во Вселенной множество галактик (рис. 13).

Рис. 13. Галактика Млечный Путь ()

Одна из них - галактика Млечный Путь , состоящая из 200 миллиардов звезд, из которых Солнце - не самая большая (рис. 14).

Солнце и 8 планет, движущихся вокруг него, образуют Солнечную систему (рис. 15).

Рис. 15. Солнечная система ()

Первая планета от Солнца - Меркури й, вторая - Венера , третья - Земля , четвертая - Марс , пятая - Юпитер , шестая - Сатурн ,седьмая - Уран , восьмая - Нептун . Долгое время считалось, что Плутон - девятая планета Солнечной системы. Однако современные исследования дали основания присвоить Плутону статус карликовой планеты.

Еще в глубокой древности люди понимали, что наша жизнь возможна только благодаря Солнцу, и почитали его как божество. У божества Солнца было много имен: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте - Ра, древние скандинавы - Соль, а наши предки славяне - Ярило.

Солнце - ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное космическое тело (рис. 16). Солнце имеет форму шара. Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - 150 миллионов километров. Температура на поверхности Солнца - 6 тысяч градусов, а в его центре - 15-20 миллионов градусов.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Astrolab.ru ().
  3. Authorstream.com ().

Домашнее задание

  1. Ответьте «да» или «нет» на приведенные утверждения:
  2. Земля - это одна из планет Солнечной системы.
  3. Солнце - ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.
  4. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.
  5. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
  6. Земля движется вокруг Солнца.
  7. Наблюдать за небесными телами можно, глядя в телескоп.
  8. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Вселенная».
  9. * Используя полученные на уроке знания, составьте кроссворд на тему «Мир глазами астронома».

1. Обучающая: познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них; дать представление о звёздах, кометах, туманностях; познакомить с созвездиями как участками звёздного неба; учить находить созвездия на звездной карте и в ночном небе.

2. Развивающая : развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, а также развивать память, внимание, речь посредством работы в группах, составлении связного текста научного характера.

3. Воспитывающая: воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем его мире, воспитание любви к родной планете – Земля.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить учащихся с планетами солнечной системы;
  • познакомить с понятиями: “планеты”, “кометы”, “метеориты”, “созвездия”;
  • развивать словарный запас детей путём знакомства с новыми терминами;
  • развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать
  • учить учащихся пользоваться дополнительной литературой, работать со словарём;
  • заинтересовать учащихся исследовательской работой на уроке, учить отбирать и анализировать информацию.
  • ТИП УРОКА:

    урок изучения нового материала

    ВИД УРОКА:

    урок с применением и использованием мультимедиа

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    Интерактивная доска, компьютер, карта полушарий, тексты для работы в парах, кроссворды для работы в группах, тесты для индивидуальной работы, фотоматериалы.

    ПЛАН УРОКА:

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и целей урока

    • Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала

    III.Изучение нового материала

    • Работа над темой “Вселенная”
    • Работа над темой “Солнце”

    IV.Закрепление нового материала

    • Работа в парах,проверка задания.

    V. Изучение нового материала

    5.1. Работа над темой “Наша планета – Земля”

    • Работа в группах
    • Проверка новых полученных знаний.

    5.2. Работа над темой “Планеты Солнечной системы”

    5.3. Закрепление изученного материала

    VI. Физкультурная минутка.

    VII. Новый материал

    VIII. Подведение итогов: Тест “Планеты Солнечной системы”

    IX. Домашнее задание

    КОММЕНТАРИЙ – ПОЯСНЕНИЕ К УРОКУ

    Данная разработка мультимедийного урока ориентирована на учителей, работающих с учебным комплектом А. А. Плешакова. Он содержит весь необходимый материал для полноценного проведения урока по теме “Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы.” по курсу “Окружающий мир” в 4 классе общеобразовательных школ.

    Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной деятельности учащихся, является использование занимательности и наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе. Занимательность и наглядность вызывают у детей младшего школьного возраста интерес к знаниям, в результате чего появляется желание учиться, повышается уровень мотивации.

    На данном уроке предлагаются следующие формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах. Здесь реализуется занимательность в процессе активной индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, через их труд и поиск, через соревнование и дидактическую игру, без которой не может быть полноценного умственного развития

    Данный урок предлагается провести с использованием новых информационных технологий - мультимедиа, внедрение которых в образовательный процесс неизбежно. Преследуются следующие цели применения мультимедийной системы:

      стимулирование восприятия и осознания новой для детей информации;

      повышение мотивации учащихся;

      развитие навыков совместной работы;

      формирование более глубокого понимания и восприятия новых знаний.

    Мультимедийные технологии в сочетании с традиционными формами работы на уроке перспективны в плане развития коммуникативных навыков учащихся. Применение мультимедийных технологий оказывает существенную помощь учащимся, когда во время устного выступления учителя или ученика на экране появляются заранее подготовленные ключевые слова, основные тезисы, краткие цитаты, разнообразный иллюстрированный материал.

    Данный урок может быть использован учителями, работающими по курсу “Окружающий мир” других авторов учебных комплектов.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    Здравствуйте, мои юные друзья! Я рада встрече с вами! Сегодня я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала мы должны выяснить, кто такие астрономы и что такое астрономия. Я готова выслушать ваши предположения.

    (Дети высказывают свои предположения)

    2. Сообщение темы и целей урока

    Нам предстоит многое узнать: что же такое астрономия, кто такие астрономы, какие планеты входят в состав Солнечной системы, раскрыть их секреты. Поговорим о спутниках этих планет. Узнаем, что такое туманности, созвездия. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение анализировать и, конечно, быть дисциплинированными. (слайд 1 (см. презентацию)).

    • Актуализация знаний
    • , необходимых для изучения нового материала

    Чтобы быть более точными в высказываниях, обратимся за помощью к Господину Словарю С. И. Ожегова (Работа со словарём. Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.)

    А как вы думаете, кто такие астрономы? (Работа со словарём. Астроном – специалист по астрономии.)

    Мы с вами выяснили, что такое астрономия и кого называют астрономами. Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звездное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки. (слайд 2)

    3.Изучение нового материала

    • Работа над темой “Вселенная”

    С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. (слайды 3 – 7)

    Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему.

    Планеты у Солнца танцуют как дети:
    Меркурий заводит их хоровод,
    Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
    Встречаем мы Землю рядом с Луной
    И огненный Марс, что кружит за Землёй.
    За ними – Юпитер, из всех великан,
    И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
    Последние три едва различимы,
    Мрачны и холодны, но их отличим мы:
    Уран и Нептун, и кроха Плутон.

    Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца.

    Кроме планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд и других небесных тел. (слайды 8 – 10)

    Существует несколько гипотез (предположений) о том, как родилась Солнечная система. Одни ученые считают, что это произошло в результате космической катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета, и тогда из раскаленного солнечного вещества образовались сгустки, которые постепенно сформировались в шары и стали планетами.

    Другая гипотеза гласит, что Солнце и планеты возникли из одного и того же вращающегося раскаленного облака газа.

    Сторонники третьей гипотезы утверждают, что планеты вообще никогда не были раскаленными шарами и возникли из холодного вещества. Это была окружающая Солнце туманность, состоящая из газа и пыли.

    • Работа над темой “Солнце”

    А сейчас предлагаю вам загадку. Разгадав её, вы узнаете, о чём следующая страничка нашего урока. (слайды 11 – 12)

    Голубой платок,
    Алый клубок
    По платку катается,
    Людям улыбается. (Солнце и небо)

    Что вы можете сказать о Солнце из этой загадки? (Солнце похоже на клубок, значит, оно круглое или имеет форму шара)

    Что ещё можно сказать о Солнце? (Солнце находится на небе, значит, это небесное тело.)

    Молодцы! Вы дали Солнцу две важные характеристики. Что вы можете сказать о Солнце из личных наблюдений? (Солнце даёт нам свет и тепло)

    И это тоже верное высказывание. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: В Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера:

    Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила,

    Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы.

    Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.

    Солнце – дней и ночей божество, венец и начало.

    Только его одного из богов, царящих в мире,

    Нам дано лицезреть…

    Наблюдая за Солнцем, люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок. Приведите примеры:

    Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

    Не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет.

    4. Закрепление нового материала

    А теперь впишите в текст недостающие данные, опираясь на текст в учебнике.

    • Работа в парах
    • (Раздается текст один на парту)

    Солнце – ближайшая к Земле…(звезда). Это огромное … (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму… (шара). Диаметр Солнца в… (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в… (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … (150 миллионов) километров. Температура на поверхности Солнца - … (6.000) градусов, а в его центре - … (15 – 20 миллионов) градусов.

    • Проверка задания.

    Как кратко сформулировать полученные знания о Солнце? (Солнце – это звезда, имеет форму шара. Оно больше Земли в диаметре в 109 раз, а по массе – в 330 тысяч раз. Это раскаленное небесное тело.)

    5. Изучение нового материала

    5.1. Работа над темой “Наша планета – Земля”

    (слайды 13 – 15)

    А теперь ответьте мне на такой вопрос: Почему о Земле можно сказать “наш космический корабль”? (Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.) - А как Земля движется в космосе? (Она движется вокруг Солнца по западному маршруту).

    • Работа в группах

    Сейчас вы разобьетесь на группы. Представим, что все мы отправляемся в космос. Каждая группа будет собой представлять экипаж. И каждому экипажу я предлагаю разгадать кроссворд. (слайд 16)

    1. Сторона света и название космического корабля. (Восток)

    2. Куда уходит Солнце вечером? На… (Запад)

    3.Ближайшая к нам звезда. (Солнце)

    4. Вселенная – это … с точки зрения астронома. (Мир)

    5. Высокообразованный человек, имеющий научную степень. (Учёный)

    6. Рассыпалось к ночи зерно.

    Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

    (Ключевое слово “ВПЕРЁД”)

    • Проверка новых полученных знаний.

    Теперь необходимо запустить в работу главный компьютер корабля. А для этого надо ввести пароль. Кодовые знаки: (вывешивается табличка)

    Обозначьте кодовым знаком каждое моё высказывание, согласившись со мной или не согласившись: (слайд 17)

    1. Земля – это одна из планет Солнечной системы.

    2. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.

    3. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

    4.Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами

    5. Земля движется вокруг Солнца.

    6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль или подзорную трубу.

    Итак, вводим пароль:

    Кто не допустил ошибок, тот имеет право на пять баллов. Компьютер к работе готов. Прочитайте хором ключевое слово кроссворда.

    Итак, к загадочным и далёким планетам Солнечной системы!

    Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

    Какая она, наша планета Земля? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета)

    Космонавты с любовью называют Землю “Голубая планета”. А почему она такая голубая? (На Земле много воды)

    На земле не только много воды, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубой цвет.

    Что еще можно сказать о планете Земля? (По размеру это небольшая планета. Это третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера)

    Обратите внимание: Земля имеет единственный естественный спутник. Как он называется? (Луна)

    А почему Землю ещё называют “Планета – сад”? (Потому что на ней растут растения)

    • 5.2. Работа над темой “Планеты Солнечной системы”

    И еще потому, что на Земле есть жизнь. Давайте поближе познакомимся с другими планетами. О них расскажут наши командиры экипажей. (Детям заранее раздавался текст)

    МЕРКУРИЙ

    (слайд 18)

    Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила свое название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг солнца за 88 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная. (А также считывается информация со слайда по каждой планете)

    ВЕНЕРА (слайд 19)

    -Вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют “утренней звездой”. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.
    (слайд 20)

    Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос , что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны. Ночью температура на Марсе опускается до -85 градусов.

    Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, - их называют каменными планетами земной группы.

    (слайды 21-22)

    Следующая от Солнца планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

    САТУРН (слайд 23 - 24)

    Сатурн – вторая по величине планета Солнечной Системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

    УРАН, НЕПТУН И ПЛУТОН

    (слайд 25 - 29)

    Уран состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.

    Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым цветом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов.

    Плутон так далек от солнца, что на его поверхности царит невероятный холод – до минус 230 градусов. Это самая маленькая планета солнечной системы. Она названа в честь римского бога – повелителя царства мертвых.

    • 5.3. Закрепление изученного материала (слайд 30)

    Итак, мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.

    Ребята, назовите самую большую планету этой группы и самую маленькую. (Юпитер, Плутон)

    Что вы можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца)

    Молодцы! Мы с вами многое сегодня узнали и хорошо потрудились. Отдохнуть нам поможет стихотворение, которое мы прослушали в самом начале урока.

    6. Физкультурная минутка.

    Стихотворение (изучаемое вначале урока) сопровождается движениями.

    7. Новый материал

    А теперь мы познакомимся с созвездиями, метеоритами, кометами, туманностями, а также с науками, которые изучают космос.

    МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ – НАША ГАЛАКТИКА (слайд 31-32)

    МЕТЕОРИТЫ (слайд 33-34)

    МЕТЕОРИТ – кусок внеземного вещества, упавший на поверхность Земли; дословно – “камень с неба”. Метеориты делят на “упавшие” и “найденные”. Если человек видел, как метеорит падал сквозь атмосферу и затем действительно обнаружил его на земле, то такой метеорит называют “упавшим”.Если же он был найден случайно и опознан, что типично для железных метеоритов, то его называют “найденным”.

    КОМЕТЫ (слайды 35-39)

    ТУМАННОСТИ (слайды 40-45)

    (слайд 46-47)

    АСТРОЛОГИЯ

    , дисциплина, предлагающая общую концепцию мироздания, основанную на допущении существования соответствий между движениями небесных светил (Солнца, Луны и планет) и событиями в земной жизни.

    АСТРОБИОЛОГИЯ

    – научная дисциплина, посвященная поиску жизни за пределом Земли и изучению возможности ее существования в условиях отличных от земных.

    АСТРОНОМИЯ И АСТРОФИЗИКА

    – науки, изучающие движение и природу Солнца, Луны, планет, звезд, галактик и других небесных тел.

    8. Подведение итогов

    Ребята, вот и заканчивается наше путешествие в космос. (Чтение стихотворения, слайд 48)

    Какие знания вы сегодня получили? Что нового узнали из этой темы? А сейчас проверим ваши знания с помощью теста. (Выставление отметок за урок) (слайд 49)

    Тест “Планеты Солнечной системы” (индивидуальные карточки)

    – А теперь закрепим наши знания, ответив на вопросы теста:

    1. Планеты Солнечной системы изучают

    а) географы б) химики в) астрономы г) физики

    2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их…

    а) 7 б) 9 в) 11

    3. Плутон – это…

    а) самая большая планета Солнечной системы;

    б) самая маленькая планета Солнечной системы;

    в) планета, равная по величине планете Земля

    4. Относительно Солнца планеты расположены так:

    а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

    б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

    в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

    5. Есть ли у Земли естественные спутники?

    а) есть, один б) нет в) есть, два

    6. Какая планета названа в честь римского бога войны?

    а) Плутон; б) Нептун; в) Марс; г) Сатурн

    Ответы к тесту: 1 в), 2 б), 3 б), 4 в), 5 а), 6 в).

    9. Домашнее задание:

    выучить название планет по порядку расположения от Солнца, подготовить сообщение о любой планете.

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

    1. Тейлер Р. Строение и эволюция звезд. М., 2003

    2.Каплан С. А. Физика звезд. М., 1996

    3. Шкловский И. С. Звезды. Их рождение, жизнь и смерть. М., 2004

    4. Сурдин В. Г. Ламзин С. А. Протозвезды. Где, как и из чего формируются звезды. ., 2000

    5. Спитцер Л. Пространство между звездами. М., 1996

    6. Кононович Э. В. , Мороз. И. Общий курс астронмии. М. 2006

    7. Бааде в. Происхождение и эволюция звезд и галактик. М.: Мир, 2006

    8. Воронцов – Вельяминов Б. А. Внегалактическая астрономия. М.: Наука, 2004.

    9. Марочник Л. С., Сучков А. А. Галактика. М.: Наука, 2004

    10. Ходж П. Галактики. М.: Наука, 2007.

    1. Вырежи из Приложения рисунки планет. Восстанови расположение планет Солнечной системы, пользуясь схемой в учебнике "Окружающий мир 4 класс"

    2. Разгадай кроссворд.

    По горизонтали:

    3. Наука о небесных телах.
    5. Космос.
    6. Небольшая планета Солнечной системы.
    7. Крупная планета Солнечной системы.

    По вертикали:

    1. Название нашей планеты.
    2. Звезда, которая обогревает нашу планету.
    4. Значение греческого слова "астрон".

    3. Прочитай текст.

    Из чего состоит Солнце

    На Земле мы встречаемся с тремя состояниями вещества: жидким, твёрдым и газообразным. Но на Солнце так жарко, что никакое вещество не может оставаться там ни твёрдым, ни жидким. Поэтому говорят, что Солнце - раскаленный газовый шар. И эти газы - водород и гелий. Ты знаешь, что воздушные шарики часто заполняют гелием. Это очень лёгкий газ, поэтому заполненный им шар буквально вырывается из рук, стремясь улететь. Этот газ назвали в честь Солнца (по-гречески - Гелиос). Легче гелия только водород. Вот из этих самых лёгких газов - водорода и гелия, которых очень много во Вселенной, - и состоит в основном Солнце. На Солнце, кроме них, есть еще много других веществ, но больше всего там водорода и гелия.
    (По Е. Левитану)

    Что нового ты узнал о Солнце? Как можно озаглавить текст? Запиши своё мнение.

    4. Перечитай статью "Солнце" в учебнике. Что нового ты узнал о Солнце? Выпиши числовые данные, с помощью которых можно рассказать об этой звезде.

    Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты, а масса больше примерно в 330 тысяч раз. Расстояние между Солнцем и Землёй около 150 миллионов километров. Температура на поверхности Солнца 6 тысяч градусов, а в центре предположительно 15 - 20 миллионов градусов.

    5. Найди в дополнительной литературе интересные сведения о Солнце. Расскажи об этом на уроке.

    Поделки