Нужны ли россии китайские предприятия на дальнем востоке. Смог на экспорт: Китай переносит заводы в Россию (2 фото) Китай перенесет свои заводы на дальний восток

Минвостокразвития рапортовало о желании Китая перенести часть своих предприятий на территорию Дальнего Востока. Российские власти заявляют, что готовы разместить китайские производства с обязательным соблюдением экологических требований, принятых в России. Означает ли это, что на фоне снижения стоимости рабочей силы в нашей стране начинается «инвестиционный бум»? Что принесет Китаю и России перенос производств? Получит ли экономика ДВО толчок к развитию, и какая польза от этого будет его населению?

Какие предприятия и на каких условиях могут перенести из Китая на Дальний Восток России?

КНР выразила желание переместить на территорию нашей страны часть предприятий 12 отраслей экономики - машиностроения, сельского хозяйства, цементной промышленности, металлургии, энергетики, текстильной промышленности, судостроения, предприятия телекоммуникационной индустрии и других.

Предприятия будут создаваться в рамках территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток, они получат административные преференции и налоговые льготы. Среди требований к китайцам, которые выдвигает российская сторона, кроме экологических, значится ограничение на использование иностранной рабочей силы. По заверениям главы Минвостокразвития Александра Галушки, среди работников на создаваемых предприятиях граждан России будет не менее 80%. Точный список предприятий неизвестен, так же, как неизвестны и детали договоренностей. На сегодняшний день подписан только меморандум.

Зачем китайцам понадобилось переносить часть производств в Россию? .

Одна из главных причин, это катастрофическая ситуация с экологией в самом Китае.

Проблема эта в стране появилась достаточно давно, и к моменту образования КНР в 1949 году уже была весьма ощутима. Быстрый рост населения создавал большую демографическую нагрузку на землю, а во времена «культурной революции» и «большого скачка» началась неконтролируемая вырубка лесов и распашка новых земель. В конце прошлого столетия, когда в стране начался инвестиционный бум, окружающей среде был нанесен катастрофический урон. Китай, обладая густой речной сетью и четвертыми в мире запасами пресной воды, уступая по этому показателю только России, Канаде и Бразилии, является единственной крупной страной, которая переживает водный кризис. Из 600 городов Китая 400 испытывают нехватку питьевой воды, а более 360 млн сельских жителей КНР потребляют воду, не соответствующую санитарным нормам. Загрязнение водоемов в Китае происходит из-за сбросов в них отходов промышленных предприятий и в силу слишком интенсивного использования химии в сельском хозяйстве.

Китайская промышленность сбрасывает в окружающую среду на порядок больше отходов в пересчете на единицу произведенной продукции, чем промышленность в развитых странах. В стране растут протестные настроения, связанные с тяжелой экологической обстановкой - каждый год от загрязнения воздуха в Китае умирает до полумиллиона человек. На защиту окружающей среды государство тратит более 100 млрд долларов в год, но большого эффекта эта мера не дает.

Не менее серьезна и проблема в сельском хозяйстве страны - сокращается число пахотных земель, увеличивается эрозия почвы и запустынивание пастбищ.

Все эти причины вынуждают руководство Китая искать способы разгрузки промышленного комплекса и переноса части производств в другие страны, а также заняться поиском новых сельскохозяйственных угодий.

Насколько требовательны российские экологические нормы, и готовы ли китайцы им следовать?

Российские экологические стандарты одни из самых строгих в мире, правда это обстоятельство компенсируется тем, что российские чиновники одни из самых «сговорчивых», и это прекрасно известно китайским «инвесторам». В современном Китае собственное «зеленое законодательство» достаточно строгое, но оно совершенно неэффективно, так как высшим благом в китайском обществе считается экономический рост, и экологические законы могут выполняться лишь формально. Государство и бизнес во имя роста экономики охотно идут на нарушения экологических требований, до суда доходит не более 1% всех исков , связанных с загрязнением окружающей среды, а не в меру рьяных сотрудников экологической службы могут и вовсе уволить.

Ожидать, что китайцы будут демонстрировать трепетное отношение к экологии других стран, было бы необоснованно. В прессе было достаточно много сообщений об уничтожении лесов Африки и Латинской Америки китайскими «инвесторами». О том, как приходят в негодность сельскохозяйственные земли после двух-трех лет работы на них китайцев, уже знают и жители нашего Дальнего Востока. Попытки наших надзорных органов как-то умерить прыть китайских предпринимателей оказываются неэффективными - они зачастую блокируются на уровне местных администраций.

К тому же, по сообщениям экспертов , китайцы часто используют в промышленности химические вещества, которые у нас нормированию не подлежат, и по этой причине проконтролировать их использование будет попросту невозможно.

Будет ли означать перенос китайских предприятий в Россию создание рабочих мест для наших граждан?

Идея переноса китайских предприятий на Дальний Восток появилась несколько лет назад. На Петербургском экономическом форуме в 2014 году зампредседателя КНР Ли Юаньчао, говоря об инвестициях в Россию, прямо обозначил , что кроме денежных ресурсов, Китай обладает также самыми большими рабочими силами в мире и свои проекты с российской стороной рассматривает именно с учетом этого фактора. Подтверждением этой позиции служит многолетний опыт работы китайского бизнеса в России. Например, известная история Амазарского целлюлозного завода в Забайкалье . Вопреки изначальной договоренности о 50% участии в работе завода местных жителей, на деле их доля оказалась мизерной, зарплаты ниже, чем у китайцев, неуважительное отношение со стороны работодателей и полное отсутствие перспектив. Кстати, реализация проекта по постройке завода на протяжении более чем 10 лет сводилась к элементарной лесозаготовке и экспорту необработанной древесины в Китай.

Подобный подход китайцы используют в своей инвестиционной деятельности и в других странах. Вместе с производствами в страны Африки и Латинской Америки завозятся миллионы граждан Китая. Это создает социальную напряженность в принимающих странах в добавок к экологическим и экономическим проблемам, которые возникают в результате китайских инвестиций. Борются с этим явлением китайцы, создавая культурные центры, скупая СМИ и приглашая лучших местных журналистов для создания образа «белого и пушистого» китайца.

Сказывается ли снижение стоимости труда в России на привлекательности нашей страны для иностранных инвесторов?

В минимальной степени и в единичных случаях. Сегодня стоимость рабочей силы в России (средняя зарплата менее 500 долларов, согласно данным Росстата) стала ниже китайской (более 700 долларов в среднем по стране). Такая ситуация складывается не впервые - в начале 90-х стоимость российской рабочей силы тоже была ниже китайской и составляла менее 10 долларов, однако к какому-либо инвестиционному буму это не привело.

Скорее наоборот, активно уничтожались производства, которые могли составить конкуренцию западной промышленности, сдавалось в металлолом оборудование, в том числе и вполне современное импортное, а вот в предприятиях стратегического значения, напротив, иностранцы с удовольствием выкупали доли, и «выкуривать» их оттуда с трудом удавалось даже в 2000-е, когда зарплаты россиян возросли многократно. То есть, в привлекательности какой либо страны для иностранных инвестиций стоимость рабочей силы - совсем не является таким уж определяющим фактором. Во всяком случае, это фактор не единственный.

А вот глава Сбербанка Греф очень рад тому, что российская рабочая сила стоит дешевле китайской. Бывший руководитель Минэкономразвития восхищается «мужеством» главы ЦБ Набиуллиной, которая обвалив рубль, спасла тем самым реальный сектор экономики.

Пока что это «спасение» вылилось в то, что на китайских вещевых рынках Благовещенска покупателей нет. И происходит это не потому, что обнаружились более дешевые товары российского производства (такие тоже есть, мука, например, но их мало, и китайцы уже наладили их поставки из России в Китай), а по причине отсутствия денег у наших покупателей. Специалисты говорят, что все большее число наших граждан за одеждой идут в сетевой ритейл типа «Ашана», где приобретают китайский ширпотреб самого низкого качества даже по китайским меркам.

Использует ли правительство подешевевший труд россиян для экономического роста страны?

Использует единственным известным правительству способом - продолжает неустанные попытки зазвать иностранного инвестора. Минпромторг предлагает западным ритейлерам Zara, H&M и IKEA размещать заказы на российских предприятиях. Ритейлеры сообщили, что готовы рассмотреть предложение. О своей готовности шить одежду в России заявляет Pierre Cardin.

Специалисты говорят, что разница в стоимости рабочей силы в Китае и России пока не дает оснований переносить производство из одной страны в другую. Речь идет лишь о небольших партиях до 1000 единиц. Производство больших партий по-прежнему более выгодно делать в Китае. Связано это с тем, что пошив в России носит «отверточный» характер, то есть в стране нет достаточного количества и нужного ассортимента тканей и фурнитуры. Подобная ситуация наблюдается и в любой другой сфере промышленного производства страны.

Какие существуют у нашего правительства планы по развитию Дальнего Востока кроме китайских предложений?

Планов по развитию ДВО с 90-х годов принималось достаточно много. Как признал премьер-министр Медведев еще в 2013 году, все планы и модели, которые использовало правительство для развития региона, «не принесли пока того результата, на который мы рассчитывали, они не дали экономического эффекта». Среди последних программ развития ДВО, принятых летом прошлого года, значатся разработка угольных месторождений и строительство перевалочного пункта угля в порту Ванино, золотодобыча в Приамурье, строительство горно-обогатительных комплексов. То есть, деятельность, которая так или иначе связана с продажей ископаемых, как максимум, в обогащенной форме. Продукция предприятий, которые китайцы хотели бы перевести в Россию, тоже должна идти на экспорт в страны ЮВА. То есть, за небольшую денежку производства эти будут попросту коптить небо Дальнего Востока и только.

Справедливости ради нужно отметить, что кроме продажи сырья у наших правительственных чиновников есть еще одна «слабость» - игорные зоны. Видимо, с одной из них в пригороде Владивостока правительство и связывает все надежды с экономическим ростом на Дальнем Востоке. Куда ж без такого «драйвера»?

Из всего объема иностранных инвестиций, привлеченных в ДФО в последние 2,5 года, львиная доля - 85% - приходится на КНР. За 2017 год объем вложений партнеров из Поднебесной в дальневосточную экономику увеличился на треть.

Встреча глав правительств РФ и Китайской Народной Республики в Пекине. На пресс-конференции по итогам этого мероприятия Ли Кэцян отметил, что "в этот раз мы вышли на новые договоренности о сотрудничестве на Дальнем Востоке. Мы собираемся увеличивать китайские капиталовложения в развитие Дальнего Востока, мы готовы импортировать оттуда еще больше российских энергопродуктов". Фото: Сергей Куксин / РГ

Новые условия

Как считает гендиректор Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ) Алексей Чекунков, потенциал инвестиций КНР в Дальневосточный округ огромен - десятки миллиардов долларов. О том, что он может и должен быть реализован, говорилось в ходе официального двухдневного визита в КНР премьер-министра России Дмитрия Медведева.

Мы собираемся увеличивать китайские капиталовложения в развитие Дальнего Востока, - пообещал на встрече с главой российского правительства премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.

Тесные связи северо-восточных провинций Китая и ДФО сложились давно, но если раньше они носили почти исключительно торговый характер, то сегодня получили совершенно новый импульс благодаря начавшим действовать на Дальнем Востоке России экономическим инструментам - ТОР и СПВ.

В частности, мы отказались на территориях опережающего развития от налога на прибыль, который зачисляется в федеральный бюджет. Там нулевая ставка действует в течение пяти лет. И мы существенным образом уменьшили часть налога, которая идет в региональные бюджеты. Поэтому, естественно, приглашаем в эти территории инвестировать, - объяснил Дмитрий Медведев.

Китайский бизнес сейчас по-новому открывает для себя Дальний Восток. Предприниматели увидели, что те условия, которые создаются Российским государством, работают и благоприятны для развития бизнеса, - считает министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

В помощь резидентам правительство России учредило Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Это ведомство работает с партнерами из разных стран мира, но первое зарубежное представительство было открыто именно в Китае. То есть теперь потенциальный китайский инвестор может получить консультацию прямо в Пекине, Харбине и Шанхае, для этого ему не надо приезжать в Россию.

Результаты предпринятых на высоком уровне усилий уже есть, - и немалые. Китайские партнеры охотно идут в нефтегазовую сферу, развивается сотрудничество в агропромышленной кооперации, высоких технологиях, жилищном строительстве.

О заводах и фермах

Один из самых масштабных российско-китайских проектов - строительство в Амурской области нефтеперерабатывающего завода на территории ТОР "Приамурская". Его инициатором выступает Амурская энергетическая компания (АЭК). Первую очередь комплекса планируется сдать в 2018 году. Вторая заработает в 2020-м, когда будет построен нефтепродуктопровод от села Березовка (РФ) до Хэйхэ (КНР).

Полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев: Проект развития МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" может стать стратегическим для взаимодействия России и Китая на Дальнем Востоке. Фото: minvr.ru

Основным инвестором проекта (с долей в 90%) выступает частный китайский капитал в лице компании "Мэнлань синхэ", - рассказал "Дыханию Китая" генеральный директор АЭК Александр Гордеев. - Всего в Амурскую область будет привлечено около 120 миллиардов рублей инвестиций.

С 2019-го завод сможет перерабатывать 4 млн тонн нефти и 2 млн тонн нефтегазового конденсата в год. Четыре пятых всей продукции будет следовать в Китай по трубопроводам, проложенным по дну Амура.

Немало новых проектов с участием китайского капитала реализуют и в Приморском крае. Так, инвестор свободного порта Владивосток "Производственная компания "Юбо-Сумотори" организует производство и дистрибуцию грузовиков бренда FAW. Плановый объем производства на старте проекта - до 2 тыс. автомобилей в год. Предприятие "ЭРЗО" создает в Уссурийске мощности по переработке использованных покрышек. "Приморская золоторудная компания" ведет разработку месторождения Золотой в Партизанском районе. Активную деятельность развернула корпорация "Чжундин" с инвестиционным проектом российско-китайской молочной фермы на 1800 коров. Перспективны также и планы компании "Производственный парк развития науки и техники в сельском хозяйстве и животноводстве "Таньюань", которые предполагают строительство животноводческого комплекса крупного рогатого скота в Шкотовском районе. Инвестор - консорциум частных лиц провинции Цзилинь.

В ЕАО резидент ТОР "Амуро-Хинганская" компания "Амурпром" приступила к сооружению завода по глубокой переработке сои в Ленинском районе. Высокотехнологичное предприятие будет производить масло, лецитин, изофлавины и белковые комплексы. Мощность завода - до 300 тыс. тонн соевых бобов в год. Еще один проект этой же компании - глубокая переработка древесины с производительностью более 20 тыс. кубометров леса в год. Завод будет выпускать пиломатериалы, шпон, мебельные щиты и топливные брикеты.

С привлечением инвестиций из Китая создают в Еврейской автономии и гостиничный комплекс бизнес-класса на площадке промышленного парка "Нижнеленинский". В гостинице будет 280 номеров. Кроме того, в планах у предприятия "Логистика" - строительство комплекса приемки, переработки и хранения грузов, следующих из России в КНР и обратно.

В 2017 году было принято решение о запуске в городе Амурске Хабаровского края проекта целлюлозно-бумажного комбината. Китайская сторона планирует инвестировать более 1,5 млрд долларов в строительство объекта мощностью 500 тыс. тонн хвойной целлюлозы в год. Будет создано не менее 500 рабочих мест. Инвестором станет дочерняя структура компании China Paper Corporation. Соответствующий меморандум о взаимопонимании подписали Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и China Paper. Согласно документу, территория строительства комбината будет включена в состав территории опережающего развития "Комсомольск", это позволит инвестору получить значительные налоговые льготы. Как отметил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, "новое производство станет очередным шагом на пути развития сотрудничества между Россией и КНР. Региональные власти окажут максимальное содействие инвесторам".

Бизнес из Поднебесной открывает и совсем новые для себя территории на Востоке России. В Якутской ТОР "Кангалассы" резиденты с участием китайского капитала вложились в выпуск керамического кирпича. На Камчатке готовы инвестировать более четырех миллиардов рублей в портово-промышленный парк. В его состав предполагается включить несколько функциональных зон: транзитный грузовой терминал, предприятия по переработке и переплавке возобновляемых ресурсов, рыбопромышленный кластер, судоремонтный и судостроительный комплексы, а также ряд других производств.

Дороги

Очень серьезные инвестиции и Россия, и Китай вкладывают сегодня в транспортную инфраструктуру.

С начала 2017 года объем транзитных грузов, который идет из КНР через юг Дальнего Востока, увеличился в четыре раза. А объем взаимной торговли вырос на 33%. Стимулировать товарооборот и грузопоток призвано создание "мостов дружбы". Один из них - железнодорожный (Нижнеленинское (ЕАО, РФ) - Тунцзян (КНР), он будет запущен в первом полугодии наступившего года. Также идет сооружение автомобильного моста Благовещенск (Амурская область, РФ) - Хэйхэ (КНР).

Недавно стало известно, что между Харбином и Владивостоком может появиться высокоскоростная железная дорога. Ее строительство, инициатива которого последовала от китайских партнеров, обсудил глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка с генеральным директором China Railway Dongfang Group - Цай Цзэминем.

Магистраль Харбин - Владивосток - это более 380 км путей и 12 станций. Прокладка линии от Муданцзяна до Харбина уже идет. Планируется, что скорость движения по ней составит 250 км в час. Стоимость проекта - до 19 млрд долларов США.

Китайский бизнес сейчас по-новому открывает для себя Дальний Восток, - считает министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Фото: minvr.ru

Изначально задумывалась пассажирская линия. Но после оценки экономики проекта было решено ориентироваться на смешанный поток, с учетом перевозки грузов, - отметил Цай Цзэминь.

Еще одна важная тема - международные транспортные коридоры (МТК) "Приморье-1" и "Приморье-2".

Считаю актуальным взаимодействие с китайским бизнесом по строительству дороги Раздольное - Хасан - Зарубино, входящей в МТК "Приморье-2" и соединяющей северо-восточные провинции Китая с портами края. Кроме того, нам необходима окружная дорога во Владивостоке с мостами на острова Русский и Елена, что требует серьезных финансовых вложений, - перечислил исполняющий обязанности губернатора Приморского края Андрей Тарасенко.

Участвовать в данных проектах собирается China Communications Construction Company. Эта китайская национальная корпорация уже неоднократно подчеркивала свою заинтересованность работы в крае, в том числе при строительстве дорог транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2".

Проект развития МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" может стать стратегическим для взаимодействия России и Китая на Дальнем Востоке. Его поддерживают руководители наших стран. Проект принесет пользу нашим государствам. Это может быть ярким примером по сопряжению Евразийского экономического союза с Экономическим поясом Шелкового пути. Мы со своей стороны заинтересованы, чтобы проект состоялся, а его реализация началась в ближайшее время, - подчеркнул вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

Желание китайцев разместить свои предприятия на Дальнем Востоке во многом связано со снижением стоимости трудовых ресурсов в России. Средние зарплаты в Китае выросли, и теперь жителям Поднебесной становится выгоднее перенести ряд своих производств на территорию нашей страны. Сможет ли фактор дешевой рабочей силы стать стимулом для экономического роста в нашей стране?

Основа роста

Принципиальная договоренность о переводе китайских предприятий в 12 отраслях экономики была достигнута во время визита министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки в Пекин в начале апреля. Китайская сторона выступила с инициативой экспортировать производственные мощности в 12 приоритетных отраслях экономики: строительной индустрии, металлургии, энергетике, машиностроении, химической промышленности, текстильной промышленности, цементной промышленности и т. п. Разместить такие предприятия предполагается в зоне территорий опережающего развития (ТОР) и в Свободном порте Владивосток.

Китай за последние десятилетия умело использовал собственные дешевые рабочие ресурсы. Их наличие позволяло развитым странам переносить свое производство в Поднебесную. Именно этот фактор во многом позволил стране совершить фантастический экономический рывок. Но в 2015 году, на фоне жилищного кризиса, снижения внутреннего спроса и неустойчивого экспорта, экономика Китая выросла лишь на 6,9% в годовом исчислении. Это самый слабый показатель за последние 25 лет. Дальнейшие перспективы также неутешительны. Так, Всемирный банк, опираясь на данные китайского правительства, спрогнозировал рост китайской экономики на 6,7% в 2016 году. МВФ - на уровне 6,5%.

Исчерпанные ресурсы

Определенную роль в ухудшении экономического положения Китая сыграло то, что ставка на дешевые трудовые ресурсы уже выполнила свою функцию. То есть экономический рост неизбежно приводил и к росту зарплат. Сегодня, например, среднемесячный доход рабочих низкой квалификации составляет примерно 360 долларов в день. Только за последний год общие затраты на зарплату выросли в Китае на 10%.

Промышленникам КНР на фоне постоянно растущей минимальной оплаты труда уже невыгодно размещать производства внутри страны - многие компании перемещают мощности у соседей, где труд стоит дешевле.

По мнению французского банка Natixis, в течение ближайших четырех лет стоимость рабочей силы в Китае станет такой же, как в Америке. Через пять лет Поднебесная догонит страны ЕС, а через семь - Японию. Этот прогноз разделяют аналитики Boston Consulting Group (BCG) - еще в августе прошлого года они заявили о том, что затраты на производство в КНР в 2015 году будут на уровне США.

Ближе и дешевле

В России, по данным обзора Bank of America Merrill Lynch, уровень реальных зарплат в долларовом выражении ($565,4) оказался в первом полугодии 2015 г. ниже, чем в Китае ($764,3) или Мексике ($636,6).

В 2014 году средняя зарплата в России составляла $839,7.

Кризис, в котором находится сегодня российская экономика, самым негативным образом сказался на зарплатах россиян. И китайская сторона, похоже, с пользой решила использовать этот момент. По словам депутата Госдумы Владимира Позднякова , поначалу китайцы задумывались о переносе своих производств в беднейшие страны Африки. Причем предлагали выводить из страны именно вредные производства. Еще в 2013 году Госсовет КНР опубликовал план сокращения избыточных производственных мощностей в ряде отраслей промышленности. Согласно этому плану, надо ликвидировать такие вредные производства как химическое, алюминиевое, цементное, стекольное. А сейчас, видимо, решили, что лучше в Россию, так как ближе и дешевле. «По мнению, китайцев, с русскими и договориться проще, они все одобрят и подпишут. К выгоде китайской стороны», – считает Поздняков.

По теме

«РусГидро» заподозрили в намеренном завышении стоимости проекта по модернизации ТЭЦ на Дальнем Востоке. На днях Сообщество потребителей энергии обратилось к вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой провести независимый технологический и экономический аудит проекта по строительству Артёмовской ТЭЦ-2 на 420 МВт.

Разные перспективы

Главным остается вопрос, что получит наша страна в результате размещения китайских производств на своей территории? Эксперты по-разному оценивают подобные перспективы. Владимир Поздняков, например, полагает, что Россия фактически отдает Китаю Дальний Восток под индустриализацию. Но, по мнению парламентария, далеко не факт, что работать на предприятиях будут именно русские специалисты.

«Китай, конечно, захочет, чтобы на китайских предприятиях и работали китайцы. Возможно те самые, которые трудились на этих же заводах в Китае. Понятно, что рабочие будут перевозиться в Россию с семьями. А семьи в Китае большие. Придется строить целые городки под заселение, а охранять китайские предприятия будут китайские охранники или армейские китайские подразделения», - считает Владимир Поздняков.

В тоже время Минэкономразвитие заверяет, что интересы российской стороны будут неуклонно соблюдаться. По словам директора департамента внешнеэкономической деятельности, привлечения частных инвестиций и поддержки экспорта Минвостокразвития Рустама Макарова , взаимодействие министерства с ГКРР КНР базируется на взаимопонимании по следующим вопросам: стопроцентное соблюдение российского законодательства, не менее 80% – российская рабочая сила, безусловный приоритет российских поставщиков и подрядчиков.

«Мы предлагаем китайским инвесторам рассмотреть российский Дальний Восток как потенциальную площадку для инвестиций. Сейчас они изучают разные возможности»,- заявил Рустам Макаров. Из этих заявлений можно сделать вывод о том, что до конца позиции нашей страны так и не определены.

Фактор инвестиционной привлекательности

Конечно, это не предмет для гордости, но очевидно, что Россия, наряду с развивающимися странами, становится привлекательной для размещения производств - не в последнюю очередь из-за дешевой рабочей силы. Но достаточно ли этого для инвестиций, в данном случае китайских? Действительно, дешевизна рабочей силы - один из важных факторов инвестиционной привлекательности страны. По логике вещей, нынешняя ситуация должна дать нашей стране мощное конкурентное преимущество на мировом рынке. Но, как полагают эксперты, дешевизна труда лишь один из факторов инвестиционной привлекательности. Причем вовсе не самый определяющий. Среди причин, которые препятствуют привлечению инвестиций, недостаток свободных производственных мощностей и трудовых ресурсов, международные санкции, затрудняющие ввоз импортных компонентов и технологий и т.п. А эти проблемы на данный момент кажутся неразрешимыми.

Сто раз отмерь

Китай, очевидно, намерен решить на Дальнем Востоке собственные задачи. Например, устранить проблему перепроизводства. Кроме того, Пекин решил снизить остроту экологического вопроса в стране. В частности, «разгрузить» промышленный север, где сконцентрировано четверить производства страны и, как следствие, фиксируется самое высокое загрязнением воздуха. Вовсе не факт, что решение этих задач будет основано на взаимовыгодных для нашей страны условиях.

С экологией вообще вопрос остается сложным. Достаточно вспомнить частые техногенные катастрофы в Китае, например, в Тяньцзине, где летом прошлого года на химических складах произошли мощные взрывы. В результате погибли более 170 человек, разрушены жилые дома. Правда, глава департамента минвостокразвития Рустам Макаров уверял, что грязным производствам нет и не может быть места на Дальнем Востоке. Но ряд экологов утверждают, что установленные в России экологические требования крайне слабы и, как правило, не соблюдаются на практике. А главное, что многие опасные химические вещества, которые используются на заводах КНР, в России не подлежат нормированию, и как следствие, контролю.

Можно еще вспомнить, как безжалостно действовали китайские «инвесторы» в лесах Африки и Латинской Америки. Где вероятность того, что для Дальнего Востока будет сделано исключение? Все это говорит о том, что российским властям стоит быть предельно осторожными, проговаривая детали меморандума. По мнению Владимира Позднякова, главная опасность ситуация заключается в том, что Россия просто может потерять Дальний Восток:

«Китай никуда не торопится и готов будет подождать и десять, и двадцать, и пятьдесят лет. Будет ждать до тех пор, пока на ДВ будут проживать миллионы и миллионы граждан Поднебесной».

Когда идут баталии в комментариях с украинцам очень часто всплывает такой аргумент, что мол "китайцы уже захватили ваш Дальний Восток". Намекают на то, что китайского населения много, а нашего населения там маловато. Вот китайцы и диффундируют якобы через свою границу и оседают у нас. Скоро нас совсем оттуда вытеснят и Дальний Восток станет китайским.

К сожалению я мало был на Дальнем Востоке, вот только недолго и . В Благовещенск конечно приезжает много китайцев, но это туристы, которые ищут того, чего нет в Китае (да, да, всякое разное) ну и поглазеть на Россию раз виза не нужна. По Амурской области ездили - китайцев вообще не видел. Может быть это совсем не показательный пример, согласен.

Если вы к курсе этой темы, что вы скажете вот о таком мнении:

Миф про китайцев, захватывающих Дальний Восток, во многом ориентирован на жителей крупных городов Европейской части России, которые сталкиваются с большим числом гастарбайтеров из Средней Азии. Однако китайцы приезжают на Дальний Восток совсем в иных количествах и ведут себя совсем по-другому.

По данным Росстата в 1997–2015 гг. в Россию приезжало от нескольких сотен человек до 6-9 тысяч мигрантов из Китая, в то время как число приезжающих в Россию из стран СНГ исчислялось десятками, а порой и сотнями тысяч человек. Население Дальневосточного федерального округа по переписи 2010 составило 6,293 млн человек. При таком размере населения поток мигрантов из Китая - это ничтожно малая доля (0,1-0,2 %) от населения Дальнего Востока.


Суровая правда жизни заключается в том, что Россия и россияне китайцам не особенно нужны. Средняя зарплата в Китае приближается по размеру к среднероссийской, при этом жизнь в Китае куда более дешёвая, чем на Российском Дальнем Востоке. Хотя в восточных регионах России средние зарплаты выше, чем в целом по стране, рабочих мест для гастарбайтеров там немного из-за сравнительно небольшого населения. Поэтому финансового смысла в эмиграции или гастарбайтерстве для китайцев нет. Тем более, что в самом Китае есть огромные слабозаселённые территории, которые китайцы не торопятся осваивать. Кроме того, китайцы теплолюбивы, и заснеженный Дальний Восток слишком холоден для традиционного китайского образа жизни.

Поэтому на Российском Дальнем Востоке китайцев совсем немного. Больше, чем двух за раз можно увидеть на рынке, на остановке возле общежития (как правило это китайские студенты), на стройке, на факультете восточных языков в местном вузе, а также в китайских ресторанах (повара и официанты). А то, что на Дальнем Востоке работает много китайских компаний и бизнесменов, это вполне нормальная практика для соседствующих государств.

Кстати, и здесь мы не очень-то привлекательны для китайцев - им нужны огромные объёмы, а на Российском Дальнем Востоке живут не так-то много потребителей их товаров и услуг, энергетическая, транспортная и торговая инфраструктура региона пока еще только развиваются (хотя и динамично). Работать в более населенных США или Европе китайскому бизнесу куда выгоднее. Китайцы массово живут в тёплых США (по разным оценкам их там до 3 миллионов), а офисы многих ведущих китайских компаний располагаются в деловых районах престижных американских и европейских мегаполисов, бок о бок со штаб-квартирами «акул западного капитализма». Но никто ведь не говорит, что США захватывают китайцы.

Не нужно китайцам и российское побережье Дальнего Востока. У них своя огромная береговая линия и множество более удобных, незамерзающих портов. При этом всё это геополитическое богатство китайцы пока ещё не способны надежно прикрыть от флотов США. В этих условиях им не до российской акватории.


источник

Отпуск