мц. великая княжна Анастасия. Св. мученица Виктория Домовой храм мученицы татьяны экскурсия

Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы

Арт. № 200655 pz

Цена: 1 390 c 1390 RUB

Подарочная упаковка

Святая Дарья, некогда жрица Афины Паллады, была обращена ко Христу своим мужем Хрисанфом. Во время гонений они были отданы римскому трибуну на мучения, однако пытки не смогли поколебать мужество молодых мучеников. Видя их решимость, уверовал в Господа и сам трибун. Святую Дарию мучители отдали в блудилище. Но там ее охранял посланный Богом лев. Всех, кто пытался осквернить святую, лев валил на землю, но оставлял живыми. Мученица проповедовала им Христа и обращала на путь спасения. Узнав об этом, император велел живыми зарыть мучеников в землю.

Описание

Артикул: 200655 pz
Вес: 1.31 гр.
Высота: (с петелькой) 18 мм.
Ширина: 8 мм.
Материалы: Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы
Техника изготовления: литье, золочение, чернение, ручная работа
Авторы: дизайнер - Сажина Н.В., мастера-ювелиры - о. Вл. Черкасов, Чернявский Б.И.
Примечания: Изделие соответствует православным канонам и освящено
На оборотной стороне: Моли Бога о мне святая мученица Дария
Упаковка: Изделие упаковано в картонную подарочную коробку

Доставка

Москва в пределах МКАД
1-2 дня
от 4 000 - бесплатно
до 4 000 - 350 руб.

Москва за пределами МКАД
1-2 дня
от 8 000 - бесплатно
до 8 000 - 500 руб.

Петербург
1-2 рабочих дня
от 10 000 - бесплатно
до 10 000 - 440 рублей

Регионы России
3-5 рабочих дней
от 10 000 - бесплатно
до 10 000 - в зависимости от региона
Вы сможете рассчитать стоимость доставки в ваш город, добавив товар в корзину.

В 2011 году впервые в богослужебной практике Русской Православной Церкви в святцы и богослужебные календари для молитвенного воспоминания, утверждения и назидания в вере живущих внесены имена испанских святых мучеников первых веков христианства: Ацискла и Виктории Кордубских . Это позволило решить многочисленные приходские споры о том, в честь какой святой необходимо совершать таинство Крещения новопросвещенных с именем Виктория. В приходской практике во время Крещения использовались разные имена при наречении - например, Ника, Виринея или Вероника, что является неверным, так как это самостоятельные имена, не смотря на схожесть перевода и произношения, их употребление при наречении имени считается неверным. Первое богослужение на славянском языке святым Ацисклу и Виктории было проведено в ноябре 2010 года в храме всех Святых на Соколе в г. Москве. Теперь же все приходы Русской Православной Церкви имеют возможность молитвенно почтить этих святых.
Вашему вниманию предлагается житие свв. мчч. Ацискла и Виктории Кордубских. Это первая публикация житий свв. мчч. Ацискла и Виктории на русском языке (перевод - диакона нашего храма о. Дионисия Куприченкова)

В сам день праздника и накануне, за всенощном бдением,в нашем храме будет пребывать частица мощей мученицы Виктории, к которой можно будет приложиться за Богослужением.

" Данный текст основан на жизнеописаниях святых, изданных в Мадриде в 1794 году «Adiciones AL AÑO CHRISTIANO Del Padre Croiset, SEGÚN EL MÉTODO DEL MISMO PADRE, CORRESPONDIENTES Á LOS MESES de oktubre, noviembre y diciembre» (Madrid 1794), труда Антонио Мояно Руис «Святые мученики Кордовы» (Antonio Moyano Ruiz «LOS SANTOS MÁRTIRES DE CÓRDOBA» Cordoba 1975) и данных опубликованных в «Православной энциклопедии» (М. 2002).
Испанский город Кóрдова настолько древний и великолепный, что рождал выдающихся людей: во времена войны героев оружия, а в мирное время знаменитых политиков, религиозных деятелей, философов и поэтов. Это место рождения славных мучеников Иисуса Христа Ацискла и Виктории, принявших мученическую смерть во время гонений римского императора Диоклетиана в 304 году.
О детстве святых брата и сестры Ацискла и Виктории нам ничего не известно. Антонио Мояно Руис (Antonio Moyano Ruiz) в своей книге «Святые мученики Кордовы» выдвигает предположение, что они были уроженцами Кордовы или её окрестностей, вели праведную жизнь, воспитывались благородной матроной Кордовы Минцианой. Видя стойкую веру и мужество исповедания Христа пред властями, мы можем предположить, что они получили прекрасное светское образование и были воспитаны в христианской вере. Они организовали в своем доме небольшую церковь, где собирались христиане и совершали Святую Евхаристию.
Римский император Диоклетиан (284-305) стремился уничтожить христианство по всей империи. В 303 и 304 годах им изданы были один за другим четыре эдикта против христиан, которые подвергли их самым кровавым за всю тогдашнюю историю преследованиям. Это была последняя попытка языческого Рима нанести смертельный удар по Церкви, стоившая ему жизни. Диоклетиан прислал в Кордову своего наместника Диона, который с особой жестокостью преследовал христиан с целью укрепления языческого культа и для угождения императору. После своего прибытия в Кордову Дион огласил императорские эдикты обязательного исполнения по всей Римской империи, содержание которых сводилось к обязательному жертвоприношению языческим богам и запрете христианства, а при неповиновении человек должен был быть подвержен пыткам, и, в случае отказа принести жертву идолам, подлежал сожжению. Один из офицеров городского суда, узнав о брате и сестре, которые вели благочестивую жизнь по Евангелию, и, зная о жестоком нраве Диона, решил донести о них правителю города. Придя к Диону, он сказал:
- Я нашел двоих, которые презирают твои указы и законы императора. Они имеют смелость утверждать, что наши боги всего лишь бездушный камень и не слышат молитв тех, кто кланяется им и приносит жертвы.
Выслушав доносчика, властелин исполнился гнева и приказал слугам привести к нему хулителей языческих богов. Когда святых доставили в резиденцию правителя и поставили перед ним для допроса, он с презрением посмотрел на них и спросил:
- Это вы, которые не желаете приносить жертвы нашим богам и призываете наш народ не кланяться священным изображениям богов?
Благословенный Ацискл молвил:
- Мы служим только Господу Иисусу Христу, а не вашим грязным истуканам, которые являются демонами.
Чиновник сказал:
- Слышали ли вы указ императора, в котором все граждане империи обязаны приносить жертвы нашим богам, а тех, кто не желает участвовать в общественных жертвоприношениях, предавать на пытки и убивать?
Ацискл ответил:
- Мы готовы своей смертью засвидетельствовать истинность христианской веры в Господа Иисуса Христа, и получить награду от Спасителя, уготованную всем любящим Истинного Бога.
Услышав такой ответ, Дион пришел в ярость. Он замахнулся на мученика, желая его ударить, но тут его взор пал на кроткую Викторию, и лицемерно ласково сказал мученице:
- Дочь моя, я не сделаю тебе больно, если ты и твой брат поклонитесь нашим богам, я прощу вас, ведь каждый может совершить ошибку. Забудьте ложные учения, которые вы слышали дома. Если же вы не выполните то, о чем я вас прошу, то я вынужден буду, подчиняясь указу императора, предать вас на самые жестокие и страшные мучения.
Святая Виктория не обращая внимания на ласковые слова своего мучителя, отвечала:
- Окажи нам услугу, сделай то, что сказал. Мы же обретём счастье со Христом.
Пораженный ответом святой Виктории, Дион обратился с ласковыми словами к святому Ацисклу:
- Вы находитесь в расцвете сил, и было бы неправильно погибнуть в столь раннем возрасте. Если же принесете жертву нашим богам, получите награду от меня, а ты, юноша, славу и должность при моем дворе.
Святой Ацискл отказался:
- Предпочитаю никого не знать, кроме Христа распятого, который сотворил меня из праха земного, а вы пытаетесь заставить людей чтить рукотворные изображения, которые имеют глаза, но ничего не видят, так как бездушны.
Имя Христа снова привело Диона в ярость. Он в гневе велел бросить святых брата и сестру в самое темное и глубокое подземелье. Тюремный страж по поручению нечестивого правителя запер святых в самой мрачной темнице. Святые тотчас стали петь и благодарить Христа за то, что он помог благодатью своей преодолеть коварные предложения Диона, и молили Бога об укреплении их в моменты мучений, которые они уже начали претерпевать за Имя Господа Иисуса. Язычники, желая ослабить дух мучеников, несколько дней не давали святым пищу и воду. Однако святые брат и сестра возложили свою надежду на Бога и мужественно переносили земные лишения не смотря на голод и жажду, как будто их тела были не из плоти и крови, а подобны бесплотным ангелам. Но Бог никогда не забывает тех, кто возлагает на него свои надежды. Однажды среди мрака этой ужасной темницы святые Ацискл и Виктория увидели яркий свет, сходящий сверху, и четырех ангелов, которые стали рядом со святыми и предложили им небесную пищу, которая насытила тело и укрепила дух. Святые мученики, видя милость Бога, сотворили молитву: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, Царь наш небесный, насытивший нас и излечивши наши раны, не оставь нас во время испытаний, помоги с достоинством перенести все мучения, дабы все увидели, что Ты истинный Бог. Исполни нас силой Твоей, чтобы мы могли достойно прийти в Твои небесные обители, где обитают Ангелы и все святые Твои.»
В это время Дион размышлял о том, как отвратить от истинной веры святых брата и сестру, а если это не представится возможным, каким бы пыткам подвергнуть Ацискла и Викторию, что бы горожане, взирая на их страдания, побоялись бы назвать себя христианами. Правитель велел привести на центральную площадь святых узников и сказал: «Приказываю Вам совершить то, что велят наши боги - принести им жертву, а в случае неповиновения вы будете преданы жесточайшим пыткам и смерти».
Святой Ацискл громко ответил: «Каким богам ты хочешь нас заставить поклониться? Какие боги велят принести жертву - быть может, Аполлон и Нептун - два ложных демона нечистых? Возможно, Юпитер, который начальник всех пороков, или нечестивая Венера, или прелюбодей Марс? Да не будет этого, и позор всем, кто подражает порокам этих мерзких богов! О, Дион, с кем ты можешь сравнить первый столп и утверждение Церкви благословенного из апостолов Петра - может быть с Аполлоном, который является проклятием этого века? Скажи, Дион, с кем ты сравнишь пророков, исповедников, мучеников и воздерженников Истинного Бога - может быть с убийцей Гераклом, который жил как разбойник и совершал чудовищные преступления? Скажи мне, наконец, кого ты предлагаешь почтить жертвой - Диану убийцу невинных людей, или же Ту, которая была девой и пребывает в девстве и по ныне - Пречистую Святую Марию, родившую нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа? Позор тебе Дион! Позор всем тем, которые покланяются не Истинному Богу, а презренным глухим и немым идолам!»
Услышав эти слова, правитель не нашел, чем возразить, но в гневе велел завязать рот святым и бить палками святого Ацискла, а святой Виктории назначил наказание в виде многих ударов по подошве ног. Наблюдая за мучениями святых, тиран решил с особой жестокостью казнить святых. После того как Дион насладился мучениями святых, он повелел отправить мучеников обратно в темницу, для того, что бы они в ранах и страданиях ожидали своей смерти.
На следующее утро Дион велел приготовить огромный костер, и приказал приволочь из тюрьмы святых брата и сестру. Правитель надеялся увидеть в глазах мучеников страх, но, не найдя его, велел бросить Ацискла и Викторию в огонь. Огонь был такой силы, что стражники не решались подойти близко к пламени. Тогда святые, возведя глаза к небу, улыбнулись, перекрестились и с молитвой на устах, уповая на всемогущество и милосердие Истинного Бога, смело вошли в огонь. Но, о величие и доброта Господа! Палачи увидели в огне святых Ацискла и Викторию с ангелами, а из пламени услышали чудное пение большого хора голосов: «Слава в вышних Богу! На земли мир в человецех благоволениех!» Дион был потрясен, и в гневе крикнув, что приговоренные пользуются колдовством, велел подкинуть топлива в огонь, но пламя не могло причинить святым какого либо вреда. Дион велел вытащить святых из огня, и обнаружил, что огонь совсем не причинил вреда ни святым, ни их одежде, будто бы святые не в жутком пламени находились, а отдыхали на ложе из лепестков роз. Он, пристально всматривался в огонь и поняв, что святые посрамили его, в смущении и страхе опустил глаза.
Многие, глядя на Диона, подумали, что правитель, увидев это чудо, пришел в восхищение, переменит свой гнев и скажет, что ошибся, предав мучениям невинных христиан, или умерит свою ярость, взирая на чудеса, творимые мучениками Иисуса Христа, но они ошиблись. К всеобщему удивлению чиновник, не желая потерять суровый престиж в городе и прослыть суеверным человеком, еще более помрачил свое сердце злобой на Господа и Его святых. С еще большей яростью в голосе он спросил у мучеников:
- О, жалкие и несчастные! Где вы научились столь совершенному колдовству, что даже огонь не смог вам причинить вред так, что и волосы, и одежда ваши остались невредимы? Пусть наши боги засвидетельствуют всем нам, что ваша магия им угодна. Принесите им жертву, и, может быть, мы сохраним вам жизнь.
Святые, полные бодрости и силой Святого Духа, отвечали:
- Не мы, но Господь наш сотворил сие чудо. Разве мы не говорили тебе, беззаконный судья, что Иисус Христос наш отец, наш Господь и Спаситель, дающий нам одоление врагов, хулящих Его Святое Имя и кланяющихся ложным богам, - только он наша надежда и защита.
Услышав такой ответ, Дион приказал солдатам привести брата и сестру на берег реки Бетис (ныне Гвадалквиви́р), и, привязав к шеям большие тяжелые камни, бросить в воду и утопить. Но Господь, избавивший мучеников от голода и исцелив от ран в тюрьме, сохранивший святых в огне и на этот раз сохранил святых Ацискла и Викторию. Ангел Господень поддерживал мучеников так, что, не смотря на привязанный к шеям груз, они стояли на поверхности воды. Поистине это было удивительное зрелище! Святые шли по водам реки, лица их сияли небесным светом и, возведя свой взор к небесам, ясно молились Богу: «Господи, Иисусе Христе, создатель и владыка времени, не оставляющий ищущих Тебя и требующих Твоей помощи, как спас утопающего апостола Твоего Петра, помоги и теперь рабам Твоим, через чудеса творимые Тобой в этих водах, облечь всех верующих Пресвятому имени Твоему в одежду бессмертия, исцели и очисти от грехов всех уповающих на Тебя. Потому что Ты истинный свет и жизнь и Тебе слава, честь и поклонение во веки веков.» В это время раздался голос с небес, обращенный к мученикам: «Господь услышал молитву исповедников своих и исполнит то, что вы просили».
В этот момент белое облако опустилось с неба и почило над головами святых, и было им видение, что Сам Господь Иисус Христос явился и благословлял святых Ацискла и Викторию, а сонмом святых и множество ангелов славили Бога. Мученики, радуясь укрепляющему их Богу, благодарили Господа: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Бога живого, невидимый, совершенный, Ты, сошедший с небес в сопровождении сонма святых и ангелов Твоих к недостойным рабам Твоим, дарующий нам одежду бессмертия и оставление грехов, благодарим Тебя, создателя всех, благословим, славим и величаем Имя Твое равно со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь».
С этой молитвой святые вышли на берег, и сами подошли к воинам, которые бросили их в реку, что бы они их отвели в темницу. За этими чудесами наблюдало множество народа, многие из которых стали прославлять Христа за многие милости, которые он посылает всем любящим Его.
Дион, услышав о добровольном возвращении святых в темницу, велел приготовить два колеса, привязать к ним святых и вращать над огнем, что бы пламя медленно жгло тела святых. Когда же святых поместили над огнем, святые взнесли молитву: «Благословенный Господи Иисусе Христе, Сущий на небесах, благодарим Тебя, что сподобил нас страданий за Тебя. Не оставь нас в искушениях сих, но простри Твою всемогущую руку и угаси этот огонь, что бы злой Дион не мог всем объявить, что убил нас». В этот момент огонь вспыхнул с такой силой, что убил множество идолопоклонников стоящих рядом, но совершенно не причинял вреда святым мученикам, которые лежали на колесах мучения как на мягком ложе, так как святые ангелы хранили их души и тела.
Великие чудеса не смогли смягчить ум и сердце тирана. Он воскликнул: «Хватит упрямиться, мы достаточно посмотрели на вашу магию».
Услышав это, святой Ацискл сказал Диону: «Безумный, неужели ты не видишь величие Истинного Бога Отца с Единородным его Сыном Иисусом Христом, Господом нашим, избавившим нас от разных мучений Духом Святым?» Но Дион не захотел слушать речей святых и велел слугам разлучить святых. Палачу правитель велел отрезать груди у святой Виктории. Мученица, претерпев пытку, промолвила: «Дион, у тебя каменное сердце, почему ты отвергаешь очевидное?» И воззрев на небо, сказала: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, царь веков, что позволяешь мне страдать за Имя Твое святое, прими меня в небесных своих обителях, и даруй насладиться неизреченной Твоей славы!» После этого тиран велел вернуть святых в темницу. Слава о святых и о чудесах, происходящих с ними от Бога, быстро распространялась по Кордове. К мученикам в темницу стали тайно приходить различные горожане, в том числе начальники и знатные матроны. Они передавали для святых еду и лекарства, а приходя к святой Виктории, находили ее в молитвах и размышлениях о величии Бога. Святой Ацискл непрестанно благодарил Бога, за ниспосланные испытания и наставлял всех, кто к нему обращался за советом, или молитвенной помощью. Христианская община города, благодаря свидетельству Святых мучеников стала расти. Многие знатные и богатые люди принимали святое крещение, и приходили в темницу к святым, целовали их ноги и слушали наставления о Божественных Тайнах.
По прошествии небольшого времени, Дион велел привести святую мученицу и сказал ей: «Виктория, пришло время предстать вам перед богами, и если вы принесете жертву - обретете покой и свободу». Святая Виктория ответила: «Нечестивый Дион, ты больше не найдешь покоя ни в этом веке, ни в следующем». Услышав эти слова, правитель велел вырвать святой язык. Услышав приказ, мученица Виктория подняла руки к небу и промолвила: «Господи, Боже мой, создатель всего добра, не оставь рабу твою и призри на меня с высоты и будь со мною до конца дней моих». И был голос с небес: «Непорочное и чистое чадо, небеса уже открыты для тебя, все будут прославлять Бога, видя вашу веру, страдания и победу. Приидите ко мне, святые мои и получите венцы, уготованные вам!Дион, услышав этот голос, велел немедленно исполнить его приказ. После пытки Святая Виктория плюнула в лицо тирану, и нечестивый Дион тут же ослеп. Беснуясь и страдая от собственного гнева, лишенный света, оскорбленный Дион велел отвести к реке мученицу и там предать смерти, что было исполнено двумя выстрелами из лука. По этой причине на иконах святую мученицу Викторию изображают с двумя стрелами в правой руке. В это время, обезумевший Дион велел привести святого Ацискла в городской амфитеатр, где святой мученик был обезглавлен под вопли ликующих язычников.
Тела святых взяла для погребения знатная матрона Минциана. Тело святого Ацискла она погребла у себя в загородном имении, где устроила храм, а позже, в XIII веке там был основан монастырь. Тело святой Виктории было похоронено у реки, недалеко от места ее блаженной кончины. Так повествуют нам древние испанские Бревиарии, что полностью согласуется с современными исследованиями жизни святых Мучеников Ацискла и Виктории. Тела святых оставались на этих местах на протяжении столетий, обильно источая чудеса и исцеления всем, кто с верой обращался к святым мученикам с молитвой. Духовенство города щедро дарило частицы мощей с благословением в разные города и страны. С 810 года большая часть мощей была передана для почитания в г. Тулузу во Франции в бенедиктинский монастырь San Salvador de Breda. Остальная часть мощей находится в Кордове с 1575 года в церкви Сан Педро. Сейчас в Испании святые мученики Ацискл и Виктория почитаются как заступники в грозу.

С 29 по 30 ноября 2011 года на время праздничного богослужения в честь святых мучеников Ацискла и Виктории Кордубских, на временное хранение и для молитвенного поклонения в храм Всех Святых на Соколе будет передан реликварий 1879 года из Франции с частицей мощей святой мученицы Виктории. Эта святыня хранится в благочестивой христианской семье, которая на время торжеств согласилась передать реликварий автору данной публикации, для выставления в Храме всех Святых на Соколе в Москве.
Реликварий представляет из себя медальон с частицей мощей св. мц. Виктории. На лицевой поверхности, защищенной стеклом на фиолетовой ткани, на золотой основе находится частица мощей и имеется подпись на латыни «S. Victoriae, м.». С оборотной стороны реликварий защищен нитями и сургучной печатью епископа. Святыня имеет сопроводительный документ подлинности мощей и законности их отделения для помещения в реликварий. Документ написан на латыни, заверен объемной печатью и подписью епископа, который опечатывал святыню в медальоне. Документ датирован 10-м декабря 1879 г.


Юпитер и Геракл являлись столпами политической теологии и ярко выраженным свидетельством связи рациональности и религиозности, которая стала характерной для системы правления времени Диоклетиана.

25 января — престольный праздник домового храм при МГУ — не только праздник одного из храмов Москвы, но и день рождения Московского университета. Два этих события было бы неправильно разделять — свидетельством настоящей связи академической образованности и православной веры вот уже на протяжении 12 лет является само существование этого храма.

На вопросы о роли храма св. мц. Татианы при МГУ отвечают председатель и ректор , настоятель храма протоиерей Максим Козлов, проректор МГУ В.В. Белокуров и главный редактор интернет-издания «Татьянин день» Юлиана Годик.

Архиепископ Верейский Евгений, председатель учебного комитета РПЦ, ректор московских духовных школ

— Храм мученицы Татианы при МГУ — первый из храмов, открытых при вузах России. Уже после того как открылся в 1995 году храм св. мц. Татианы, стали по его примеру открываться и другие храмы, но это стало возможным именно благодаря такому прецеденту. Немаловажно и то, что сейчас храм является образцом и в плане регулярного, текущего сотрудничества с вузом, с его администрацией.

Те добрые отношения, которые сложились у храма с руководством МГУ, что я действительно могу видеть во время служб 25 января, становятся образцом для других вузов. С одной стороны, это ненавязчивость своего присутствия, что позволяет руководству вуза не иметь каких-то ненужных обвинений со стороны секулярного мира, а с другой стороны — достаточно плотное и плодотворное сотрудничество в культурной и просветительской сфере.

Настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов

— Одной из важнейших задач, стоящих сейчас перед нами, является миссия среди молодежи и студентов. Поэтому мы всегда находимся в процессе поиска той или иной формы этой миссии. Безусловно, все версии того, что называется изданием «Татьянин день», рождались с миссионерской целью — и его прежний печатный вариант и нынешняя попытка создания интернет-портала с тем же названием.

Все эти формы, в конечном итоге, — поиск того, чем мог бы стать храм при светском вузе. В течение 12 лет мы пытаемся дать ответ на вопрос, что такое миссия в университете. Но чем больше проходит времени, тем больше становится ясно, что мы знаем лишь то, что ничего не знаем. Более того, никто не знает, как организовать социально значимое миссионерское свидетельство в интеллелектуально-продвинутой среде. Мы скорее шли от противного. Само по себе хождение священника по учебным корпусам успеха не принесет, чтение разовых лекций соберет только православных. Социальное служение важно, но оно находит отклик не во многих сердцах.

Публичное слово — одна из немногих остающихся возможностей. Сама по себе электронная форма более мобильна, но, к сожалению, ежедневную или даже еженедельную газету финансово организовать на данный момент невозможно, к тому же степень доверия к печатным СМИ со стороны молодежи невелико.

Существуют два уровня свободы: один — для «продвинутых», тех, кто пользуется Интернетом, ездит заграницу и читает по-английски, и второй — для тех, кто смотрит «два канала плюс региональный», и эти свободы очень различны. Предполагаемая аудитория издания «Татьянин день» относится именно к первой категории. Для этих людей Интернет — самая естественная область встречи и получения информации, область, которой больше всего доверяют. По реальным интеллектуальным и жизненно-практическим возможностям, это наиболее перспективная часть нашего общества, и разговор с этой аудиторией должен вестись с учетом того, что из себя эти люди представляют.

Владимир Викторович Белокуров, проректор МГУ, начальник Управления научной политики, организации научных исследований и информатизации МГУ

— В начале 1990-х годов идея воссоздания домового храма широко овладела университетскими массами. Эта идея была популярна вообще в студенческой и преподавательской среде как символ возвращения добрых традиций университета. И не случайно, что Ученый совет университета, по предложения ректора МГУ В.А. Садовничего, проголосовал за поддержку этой идеи, хотя были и противники, настроенные довольно агрессивно, что создавало сложности в немедленной передаче самого здания Церкви. Однако в 1995 году состоялось первое богослужение в стенах, еще требующих реставрации.

Мы очень рады, что с самого начала Святейший Патриарх задал правильное направление для существования Церкви в светском учебном заведении: у нас ведь не было опыта, это был первый храм при вузе. Можно ведь было изначально сделать какие-то шаги, не способствующие дальнейшему существованию храма, но с самого начала все было сделано очень мудро.

Важно, что и преподаватели и студенты стали посещать храм. Важно, что в храме не только совершаются богослужения, но и проводится работа по научным мероприятиям, конференциям, выставкам. Важно, что есть интернет-издание «Татьянин день», где поднимаются очень острые темы.

Но прежде всего хочется остановиться на традиционном для нас дне 25 января. Это и храмовый праздник, и день рождения МГУ, и мы очень рады, что Святейший Патриарх служит в этот в день единения университетских людей и людей Церкви в нашем университетском храме.

Важно отметить, что воссоздание храма не способствовало разъединению людей университета — в большинстве своем люди восприняли это положительно.

Хотелось бы пожелать, чтобы усиливалась воспитательная роль храма. В месте, где находится икона, русский человек ведет себя определенным образом. То же самое можно сказать и об МГУ в целом — до людей постепенно должна доходить мысль о том, что они не просто учатся или работают в Московском университете, в котором, помимо прочего, существует и православный храм. Это должно давать совершенно особый настрой.

Юлиана Годик, главный редактор интернет-издания «Татьянин день»

— Миссионерский посыл имеет свою специфику. Обычно миссионерские сайты носят катехизаторский характер: людям рассказывают о жизни и существовании людей в Церкви — от обрядовых до вероучительных моментов. Смысл нашего миссионерского посыла — рассказать миру о том, что думает православный человек о мире, попытка анализа, отклика на происходящее вокруг. Очень важно показать, что в Православии есть люди, умеющие думать, оценивать ситуацию и расставлять. Именно поэтому мы публикуем и материалы не связанные непосредственно с церковной жизнью. Православному человеку мир интересен, но при этом он должен иметь внутренние принципы и уметь им соответствовать. Для православного человека нет тем, на которые он не мог бы дать ответа.

Александра Феодоровна (25.05.1872, Дармштадт - 17.07. 1918, Екатеринбург), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе С.-Петербургских святых), императрица Всероссийская (1894-1917), супруга мч. имп. Николая II Александровича. Дочь вел. герц. гессенского Людвига IV и вел. герцогини Алисы, урожд. принцессы Великобритании и Ирландии, второй дочери королевы английской Виктории. В крещении получила имя Алиса Виктория Елена Бригитта Луиза Беатриса. Кроме принцессы Алисы в семье вел. герц. Людвига IV были дети: Виктория, Элла (буд. вел. кнг. мц. Елисавета Феодоровна), Эрнст Людвиг, Ирена. Воспитанием детей руководила мать, высокообразованная женщина, известная своей благотворительной деятельностью. Во время эпидемии дифтерита вел. герцогиня Алиса заразилась, ухаживая за больными, и скончалась в возрасте 35 лет 14 дек. 1878 г. В 1901 г. жители Дармштадта в знак благодарности установили на собранные ими деньги памятник с надписью: «Алиса - незабвенная великая герцогиня». Потеряв мать, принцесса Алиса с 6 лет жила у бабушки, королевы Виктории. При англ. дворе она получила воспитание и разностороннее образование, свободно говорила и писала на неск. языках. В семье за веселость и красоту ее звали «солнечный луч». В юности принцесса Алиса посещала лекции на философском фак-те Гейдельбергского ун-та, где получила диплом бакалавра философии. Впосл. историки отмечали теоретический ум императрицы и называли ее письма, в к-рых детально освещалось состояние рус. имп. двора и столичного Петербурга, «историческим материалом первостепенной важности» (Кизеветтер. С. 322). Культура ведения дневника и переписки отличала принцессу Алису с детства, это качество она привила своим детям. Не случайно последние представители династии Романовых, по словам историков, принадлежат «к числу лучше всего документированных в истории» (Мейлунас, Мироненко. С. 11). Кроме письменных источников сохранилось более 150 тыс. фотографий имп. семьи, в к-рой каждый имел личный фотоаппарат; известны более тысячи альбомов с фотоснимками (ГАРФ, РГАКФД).

В июне 1884 г. 12-летняя принцесса Алиса впервые посетила Россию, приехав на свадьбу сестры, принцессы Эллы, и вел. кн. Сергея Александровича. В янв. 1889 г. по приглашению вел. кн. Сергея Александровича принцесса вновь приехала в Россию вместе с братом и отцом. Гости провели 6 недель в Сергиевском дворце в С.-Петербурге. Юная принцесса вызвала глубокое чувство у наследника рус. престола цесаревича Николая Александровича, однако в имп. семье надеялись на брачный союз цесаревича с королевской фамилией Франции, невестой наследника хотели видеть Елену Луизу Генриетту, дочь Луи Филиппа Бурбона Орлеанского, гр. Парижского. В авг. 1890 г. принцесса Алиса гостила у вел. кнг. Елисаветы Феодоровны в Ильинском, но цесаревич не смог ее увидеть. В 1894 г. резко ухудшилось здоровье имп. Александра III Александровича, и вопрос о престолонаследии и женитьбе цесаревича решился быстро.

2 апр. 1894 г. Николай Александрович выехал в Кобург, чтобы сделать предложение принцессе Алисе. Его сопровождал протопр. Иоанн Янышев, духовник имп. семьи в 1883-1910 гг., к-рый должен был преподать принцессе основы Православия. Е. А. Шнейдер, учительнице вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, поручили обучить принцессу Алису рус. языку. 8 апр. 1894 г. состоялась помолвка, принцесса Алиса и цесаревич Николай 12 дней провели в Кобурге, Дармштадте, а затем месяц - в Англии. Обручение принцесса Алиса считала счастливейшим событием в своей жизни, оставалось решить вопрос о переходе в Православие. Принцесса была очень религиозна и не решилась изменить лютеранству, но помогла настойчивость сестры, вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, присоединившейся к Православию после 8 лет брака. По просьбе вел. княгини протопр. Иоанн Янышев полгода прожил при Гессенском дворе, ежедневно занимаясь и беседуя с принцессой Алисой, и впосл. стал ее духовником.

Осенью 1894 г. в Дармштадт стали приходить тревожные вести о здоровье имп. Александра III, 5 окт. принцесса получила телеграмму, срочно вызывавшую ее в Россию. 10 окт. она приехала в Крым, в Ливадию, где пробыла вместе с имп. семьей до 20 окт.- дня смерти имп. Александра III. 21 окт. в церкви ливадийского дворца принцесса Алиса была принята в лоно правосл. Церкви через Миропомазание и наречена Александрой Феодоровной в честь мц. царицы Александры. 14 нояб. 1894 г., в день рождения императрицы Марии Феодоровны, когда были дозволены отступления от строгого траура, состоялось бракосочетание имп. Николая II и А. Ф. в церкви Зимнего дворца. 14 мая 1896 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось коронование царственной четы. Императрица стремилась стать «настоящей помощницей во всех отношениях» своему самодержавному супругу. Протопр. военного и морского духовенства Георгий Шавельский писал, что государыня видела «в лице своего мужа священного Помазанника Божия. Став русской царицей, она сумела возлюбить Россию выше своей первой родины» (Шавельский. Т. 2. С. 294). В семье родились 4 дочери: святые мученицы вел. княжны Ольга Николаевна (3 нояб. 1895), Татиана Николаевна(29 мая 1897), Мария Николаевна (14 июня 1899), Анастасия Николаевна (5 июня 1901). 30 июля 1904 г. на свет появился долгожданный, вымоленный у Бога наследник престола - св. мч. цесаревич вел. кн. Алексий Николаевич, к-рому передалась наследственная болезнь потомков королевы Виктории - гемофилия. Государыня несла заботы о воспитании и обучении детей, о здоровье всех членов семьи, особенно сына. Первоначальное обучение наследника она вела самостоятельно, позже пригласила к нему выдающихся педагогов и наблюдала за ходом учения. Благодаря большому такту императрицы болезнь цесаревича была семейной тайной.


Постоянное беспокойство за жизнь Алексия стало одной из причин появления при имп. дворе Г. Е. Распутина. По мнению врачей, состоявших при наследнике, Распутин обладал способностью останавливать кровотечение с помощью гипноза, поэтому в опасные моменты болезни он становился последней надеждой на спасение ребенка. Второй причиной появления Распутина при дворе были его личные качества «тонкого эксплуататора доверия Высоких Особ к его святости» (Руднев. С. 73). По словам митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), председателя синодальной Комиссии по канонизации святых, «в отношении с Распутиным присутствовал элемент человеческой немощи, связанный у императрицы с глубоким переживанием неизлечимости смертельно опасной болезни сына, а у императора обусловленный стремлением сохранить мир в семье сострадательной уступчивостью материнским терзаниям императрицы... Видеть в отношениях Царской Семьи с Распутиным признаки духовной прелести, а тем более недостаточной воцерковленности - нет никаких оснований» (из доклада на Архиерейском Соборе 2000 г.). В историографии существовало мнение, что деятельность императрицы и «влиявших» на нее Распутина и фрейлины А. А. Вырубовой имела политическое значение (В. Д. Набоков, М. Н. Покровский), что А. Ф. во время первой мировой войны отстаивала интересы Германии. Это мнение полностью необоснованно. По личному приказу государя было проведено секретное расследование «клеветнических слухов о сношениях императрицы с немцами и даже о ее предательстве Родины». Установлено, что слухи о желании сепаратного мира с немцами, передаче императрицей немцам рус. военных планов распространялись герм. генеральным штабом. После отречения государя Чрезвычайная следственная комиссия при Временном правительстве пыталась и не смогла установить виновность Николая II и А. Ф. в к.-л. преступлениях. Хотя о заключении комиссии было хорошо известно, его «замалчивание» привело к появлению отрицательных свидетельств о личности А. Ф. (В. Д. Набоков, М. Н. Покровский, В. А. Канторович и др.).

По свидетельству современников, императрица была глубоко религиозна. Церковь являлась для нее главным утешением, особенно в то время, когда обострялась болезнь наследника. Фрейлина С. К. Буксгевден отмечала, что А. Ф. верила «в исцеление через молитву», к-рое связывала со своим происхождением со стороны Гессенского дома от Елисаветы Тюрингенской (Венгерской) (1207-1231), устроившей в Марбурге, Айзенахе, Вартбурге больницы во имя вмч. Георгия и св. Анны и лечившей прокаженных (в 1235 канонизирована католич. Церковью в связи с чудесными исцелениями у ее гробницы). Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский богослужебный устав. Комната А. Ф. во дворце представляла собой «соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами» (Орем. С. 26). Под образами стоял аналой, покрытый древней парчой. В июле 1903 г. Николай II и А. Ф. участвовали в торжестве прославления и открытия мощей прп. Серафима Саровского, на средства имп. семьи были сооружены рака и сень для мощей. За год до этого императрица прислала в Саровскую пуст. лампаду и церковные облачения с просьбой ежедневно служить молебен о ее здравии в часовне, устроенной над могилой прп. Серафима. Она была уверена, что благодаря молитвам преподобного Россия получит наследника (Витте. С. 221).

Заботами имп. семьи было воздвигнуто неск. правосл. храмов. На родине А. Ф., в Дармштадте, построен правосл. храм во имя св. Марии Магдалины в память первой российской императрицы из Гессенского дома - Марии Александровны. 4 окт. 1896 г. в Гамбурге в присутствии Николая II, А. Ф., вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, вел. герц. гессенского в память коронования российского императора и императрицы был заложен храм во имя Всех святых. На свои средства имп. семья по проекту архитекторов С. С. Кричинского и В. А. Покровского создала в Александровском парке Царского Села Феодоровский городок с придворным собором во имя Феодоровской иконы Божией Матери, освященным 20 авг. 1912 г., где была устроена молельная с аналоем и креслом для государыни. Подземный храм во имя прп. Серафима Саровского явился подлинной сокровищницей старинной иконописи и церковной утвари, в нем находилось Евангелие царя Феодора Иоанновича. Под покровительством императрицы работали комитеты по сооружению храмов в память моряков, погибших в русско-япон. войне 1904-1905 гг., и собора Св. Троицы в Петрограде.

Одним из первых начинаний императрицы, прославившейся своей благотворительной деятельностью, стало покровительство имп. жен. Патриотическому об-ву (рескрипт имп. Николая II от 26 февр. 1896). Необычайно трудолюбивая, много времени посвящавшая рукоделию, императрица организовывала благотворительные ярмарки и базары, где продавались самодельные сувениры. Под ее покровительством находилось множество благотворительных орг-ций: Дом трудолюбия с учебными мастерскими кройки и шитья и детским интернатом, Об-во трудовой помощи образованным лицам, Дом трудолюбия образованных женщин, Ольгинский приют трудолюбия для детей лиц, находящихся на излечении в больнице св. Марии Магдалины, Попечительство имп. Человеколюбивого об-ва для сбора пожертвований на ремесленное образование бедных детей, Об-во трудовой помощи «Улей», царскосельские Об-во рукоделия и Школа народного искусства для обучения кустарному делу; Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества, Братство во имя Царицы Небесной в Москве (при нем существовал приют для 120 детей - слабоумных, калек, эпилептиков - со школой, мастерскими, ремесленным отд-нием), Приют-ясли 2-го временного Комитета попечительства по охране материнства и младенчества, Приют им. императрицы А. Ф. в Харбине, ясли Петергофского Благотворительного об-ва, 4-й Петроградский комитет Всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества с убежищем для матерей и яслями-приютом, «Школа нянь» в Царском Селе, учрежденная на личные средства А. Ф.; царскосельские Община сестер милосердия Российского об-ва Красного Креста (РОКК) и Дом государыни-императрицы для призрения увечных воинов, Крестовоздвиженская община сестер милосердия РОКК, 1-й Петроградский дамский комитет РОКК, Михайловское в память ген. М. Д. Скобелева об-во врачебной помощи малообеспеченным женам, вдовам, детям и сиротам воинов, при об-ве существовали амбулатория, стационарное отд-ние, приют для девочек - сирот воинов, а также Всероссийское Александро-Невское братство трезвости, при к-ром работали школа, детский сад, дачный поселок, книжное издательство, народные хоры.


В период русско-япон. войны А. Ф. лично подготовила санитарные поезда и склады медикаментов для отправки на театр военных действий. Наибольшие труды несла императрица во время первой мировой войны (1914-1918), когда Россия потеряла убитыми, ранеными и пленными до 5 млн. чел. С начала войны А. Ф. и ее старшие дочери прошли курсы ухода за ранеными в Царскосельской общине. В 1914-1915 гг. имп. поезд побывал в Москве, Луге, Пскове, Гродно, Двинске, Вильне, Ковно, Ландварово, Ново-Свенцянах, Туле, Орле, Курске, Харькове, Воронеже, Тамбове, Рязани, Витебске, Твери, Лихославле, Ржеве, Вел. Луках, Орше, Могилеве, где императрица и ее дети посещали раненых воинов. Для подвижных и полевых складов императрицы создавались специальные поезда. При каждом складе были походная церковь и священник. Для оказания материальной поддержки раненым солдатам и их семьям были учреждены Верховный совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, Всероссийское об-во здравниц в память войны 1914-1915 гг. Под покровительством императрицы находились лазареты: при Доме трудолюбия им. Е. А. Нарышкиной, при петроградском Ортопедическом ин-те, при Михайловском в память М. Д. Скобелева об-ве и др. В Зимнем дворце работал в 1914-1917 гг. Комитет склада императрицы.

Исключительный интерес для рус. культуры, истории, науки представляют предметы дворцового быта, коллекции древностей, собрания книг и произведений искусства, составленные императрицей и августейшей семьей. Все имп. заказы, предназначенные для дворцов, были уникальны, дубликаты не допускались. Б-ка императрицы и вел. княжон в Зимнем дворце насчитывала ок. 2 тыс. томов, там же хранились и рукописи. Книги А. Ф. находились также в Ливадии, Царском Селе, они отмечены экслибрисом и являются произведениями издательского и переплетного искусства. Бо́льшая часть имп. б-ки, раритетные издания, оказалась продана за границу, несмотря на меры по охране дворцов, принятые со дня ареста имп. семьи, только часть книжного собрания хранится в РГБ. Поддержка А. Ф. и имп. семьей фирмы Фаберже стала предпосылкой появления нового направления в прикладном искусстве - «императорского стиля», «дизайна и стиля Фаберже». А. Ф. коллекционировала древности и оказывала содействие ученым. Она получила почетный диплом Археологического ин-та, комитет по сооружению в Москве Музея изящных искусств им. имп. Александра III избрал ее почетным членом за активное содействие музею, Пергамский зал музея был назван в честь императрицы. Под покровительством государыни находилось имп. Общество востоковедения, имевшее целью «распространение среди восточных народов точных и правильных сведений о России, а также ознакомление русского общества с материальными нуждами и духовною жизнью Востока». А. Ф. была искусной художницей, в храме св. Марии Магдалины в Дармштадте сохранились вышитые ею иконы. К нач. 1903 г. она сделала рисунки рус. костюма для благотворительного бала в Зимнем дворце, консультируясь с директором Эрмитажа И. А. Всеволожским. Императрица была одета в золотую парчовую одежду, созданную по эскизам с одежды царицы Марии Ильиничны. Др. работой А. Ф. является рисунок знака для частей имп. конвоя. Императрица коллекционировала произведения из многослойного стекла и лично делала указания по производству имп. фарфоровым и стеклянным заводам.

2 марта 1917 г. имп. Николай II отрекся от престола за себя и наследника. 8 марта по постановлению Временного правительства императрица с детьми была арестована ген. Л. Г. Корниловым в Царском Селе, в тот же день в Могилёве был арестован государь, 9 марта доставленный в Царское Село под конвоем. 1 авг. 1917 г. царская семья отбыла из Александровского дворца Царского Села в ссылку в Тобольск, где прожила 8 месяцев в заключении в доме губернатора. А. Ф. преподавала детям Закон Божий, иностранные языки, занималась рукоделием, живописью, чтением духовных книг. Общая молитва объединяла семью, жизнь к-рой определялась верой, надеждой и терпением. Окруженные врагами, узники обращались к духовной лит-ре, укрепляли себя примерами Спасителя и святых мучеников и готовились к мученической кончине. Находясь в заключении, императрица подарила детям книги: «Житие и чудеса святого праведного Симеона Верхотурского», «Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского», «Утешение в смерти близких сердцу», «О терпении скорбей», «Благодеяния Богоматери человеческому роду через Ея святые иконы». Многочисленные пометы в книгах, особенно в книгах императрицы, свидетельствовали о высоком духовном состоянии царской семьи - о вере, смирении, всепрощении, желании быть верными заветам Господа (Мефодий (Кульман). С. 68). Среди книг А. Ф. были «Лествица» прп. Иоанна Лествичника, «О терпении скорбей, учение святых отцов, собранное епископом Игнатием Брянчаниновым», Молитвослов и Библия. Эти книги были найдены и тщательно описаны Н. А. Соколовым, судебным следователем по особо важным делам Омского окружного суда, к-рому после вступления в Екатеринбург Сибирской армии и Чехословацкого корпуса (25 июля 1918) А. В. Колчаком было поручено расследование дела об убийстве царской семьи.

26 апр. 1918 г. государь, государыня и вел. кнж. Мария Николаевна по приказу из Москвы выехали в Екатеринбург, оставив на попечение старших сестер больного Алексия, 30 апр. их заключили в находившийся на углу Вознесенского просп. и Вознесенского пер. дом, принадлежавший ранее инженеру Н. К. Ипатьеву. Большевики называли его «домом особого назначения», а узников - «жильцами». Дом, обнесенный высоким забором, охраняли более 30 чел. 23 мая, в 2 ч. утра, вел. княжны Ольга, Татиана, Анастасия и вел. кн. Алексий также были доставлены в Екатеринбург. Жизнь царской семьи была подчинена тюремному режиму: изоляция от внешнего мира, скудный продовольственный паек, часовая прогулка, обыски, враждебность стражи.


12 июля под предлогом приближения к Екатеринбургу Чехословацкого корпуса и частей Сибирской армии большевистский Уралсовет принял постановление об убийстве царской семьи. Существует мнение, что военный комиссар Урала Ф. И. Голощекин, в нач. июля 1918 г. побывавший в Москве, получил на это согласие В. И. Ленина. 16 июля Ленину была отправлена телеграмма, в к-рой Уралсовет сообщал, что казнь царской семьи более не терпит отлагательств, и просил немедленно сообщить, нет ли у Москвы возражений. Ленин на телеграмму не ответил, что в Уралсовете, возможно, сочли знаком согласия. Руководство исполнением постановления принял на себя Я. М. Юровский, 4 июля назначенный на пост коменданта «дома особого назначения».

В это трагическое время императрицу отличали необыкновенное величие духа и «изумительно светлое спокойствие, которое потом поддерживало ее и всю ее семью до дня их кончины» (Жильяр. С. 162). 16 июля, за неск. часов до казни, она записала в своем дневнике: «Татьяна читала духовную литературу. Все ушли. Татьяна осталась со мной и читала: святого пророка Амоса и пророка Авдия» (Александра Феодоровна. Дневниковые записи, переписка. С. 467).

Обстоятельства убийства членов царской семьи и их приближенных в ночь с 16 на 17 июля и последующего уничтожения их останков стали известны благодаря расследованию Соколова. В 2 ч. ночи узников разбудили и приказали спуститься в полуподвальный этаж дома, где царская семья была расстреляна вооруженными палачами из ЧК. По их свидетельствам, императрица и старшие дочери успели перед смертью перекреститься. Первыми были убиты государь и государыня. Они не увидели казни своих детей, к-рых добивали штыками. Комиссар снабжения Уральской обл. П. Л. Войков, похитивший с тела императрицы подаренное государем кольцо с рубином, доставил серную кислоту и бензин для уничтожения тел убитых в старых рудниковых шахтах урочища Четырех братьев. Отдельные останки царской семьи, найденные Соколовым, были переданы в храм прав. Иова Многострадального Русской Православной Церкви за границей, заложенный в Брюсселе 2 февр. 1936 г. и освященный 1 окт. 1950 г. в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная А. Ф. цесаревичу Алексию. В 1981 г. царская семья была канонизирована РПЦЗ.

В 1991 г. под Екатеринбургом Свердловской областной прокуратурой было официально вскрыто захоронение, обнаруженное Г. Т. Рябовым в 1979 г. по описанию в «Записке Я. М. Юровского» и принятое им за могилу царской семьи (Тайны Коптяковской дороги. С. 3). 19 авг. 1993 г. Генеральной прокуратурой РФ было возбуждено следственное дело за № 18-123666-93 по расследованию убийства царской семьи и образована правительственная комиссия по идентификации и перезахоронению обнаруженных останков. Член правительственной комиссии митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков) сделал офиц. заявление об итогах исследования «екатеринбургских останков»: «Полагаю, их нельзя принять с абсолютной достоверностью» (ЖМП. 1998. № 4. С. 31). 26 февр. 1998 г. состоялось заседание Свящ. Синода, в его определении говорится, что «Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно «екатеринбургских останков» и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения» (Там же. С. 10). По решению властей перезахоронение останков произведено 17 июля 1998 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга, отпевание возглавил настоятель собора. Синодальная Комиссия по канонизации святых под председательством митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия нашла «возможным поставить вопрос о причислении к лику святых страстотерпцев... императрицы Александры Феодоровны» (Доклад митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия... по вопросу о мученической кончине царской семьи, предложенный на заседании Священного Синода РПЦ 10 окт. 1996 г.). Постановлением Свящ. Синода от 10 окт. 1996 г. и определением Архиерейского Собора РПЦ 18-22 февр. 1997 г. данная позиция была одобрена. Канонизация А. Ф. и др. царственных мучеников в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 2000 г.

На месте бывш. дома Ипатьева (разрушенного в 1977 в связи с притоком паломников) строится храм-памятник «на крови» во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. 23 сент. 2000 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту.


Архивные материалы:

ГАРФ. Ф. 640 [Имп. Александра Феодоровна]; Ф. 601 [Имп. Николай II]; Ф. 543 [Колл. ркп. Царскосельского дворца]; Ф. 6787. Оп. 1. Д. № 7 [Мат-лы комис. по вопросу о передаче благотворительных об-в в ведение Мин-ва Гос. призрения]; ГИМ ОПИ. Ф. 505. Д. № 24 [Мат-лы учеб. характера Имп. Александры Феодоровны]; ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. № 2077 [Дневник прот. Беляева].

Источники: Список лечебных заведений внутреннего района Империи, находящихся в ведении Главноуполномоченного Российского общества Красного Креста и других учреждений и ведомств, к 1 янв. 1915 г. Пг., 1915; Лавров А. П. Верховный совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, состоящий под Августейшим покровительством Ея императорского величества государыни императрицы Александры Феодоровны. Справ. (испр. по 1 апр. 1916). Пг., 1916; Письма императрицы Александры Феодоровны к императору Николаю II / Пер. с англ. В. Д. Набокова. Берлин, 1922. Т. 1-2; Переписка Николая и Александры Романовых. М.; Пг.-Л., 1923-1927. Т. 3-5; Падение царского режима: Стеногр. отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следств. комис. Временного правительства. М.; Л., 1924-1927. 7 т.; Дневник императора Николая II, 1890-1906. М., 1991; Дневники императора Николая II. 1894-1918. М., 1992; Материалы, связанные с вопросом о канонизации царской семьи. [М.], 1996; Письма святых царственных мучеников из заточения. СПб., 1996р; Определения Священного Синода // ЖМП. 1998. № 4. С. 10; К проблеме «екатеринбургских останков»: [Мат-лы] // Там же. С. 30-49; Покаяние: Мат-лы правительственной комис. по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского императора Николая II и членов его семьи. М., 1998; Александра Феодоровна Романова, имп. Дневниковые записи, переписка. М., 1998; Александра Феодоровна Романова, имп. О браке и семейной жизни. М., 1999; Александра Феодоровна Романова, имп. Свет дивный: Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. М., 1999.

Литература: В память Священного коронования Их Имп. Величеств Николая Александровича и Александры Феодоровны в Москве 14 мая 1896 года. СПб., 1896; Путешествие по России и за границей Их Имп. Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, 13 авг.- 19 окт. 1896 г. СПб., 1896; Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православно-русских церквей / Сост. прот. А. П. Мальцев. СПб., 1903; Гастфрейд Н. А. Обзор благотворительных учреждений в Германии. СПб., 1905; Шамборант А. В. Русский Царь с Царицею на поклонении московским святыням. СПб., 1909; Бельский Л. Легенды и повести о Святой Елисавете Венгерской, ландграфине Тюрингенской. М., 1910; Из моего альбома: 60 фотогр. снимков Е. И. В. Государыни Имп. Александры Феодоровны. Пг.; М., 1915; Березин В. Л. Святой пример царственных женщин. Пг., 1916; От Ее Имп. Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны: Памятка воину на 1916 год. М., 1916; Щеглов В. В. Собственные Е. И. В. библиотеки и арсеналы: Крат. ист. очерк, 1715-1915. Пг., 1917; Жильяр П. Император Николай II и его семья. Вена, 1921. М., 1991р; Кологривов К. Арест государыни императрицы Александры Феодоровны и августейших детей их величеств // Рус. летопись. 1922. Кн. 3; Лукомский Г. К. Последняя ночь в Александровском дворце // Накануне. 1922. № 189. 18 нояб. С. 2-3; Кизеветтер А. А. Письма императрицы Александры Федоровны к императору Николаю II // СЗ. 1922. № 13. С. 322-334; Витте С. Ю. Воспоминания. М.; Пг., 1923. Т. 1; Гурко В. И. Царь и царица. П., 1927; Канторович В. А. Александра Федоровна: (Опыт характеристики). Л., 1927; Шуленбург В. Э. Воспоминания об Императрице Александре Феодоровне. П., 1928; Buxhoeveden S. The life and Tragedy of Alexandra Fedorovna, Empress of Russia. L., 1928; Орем С. И. Заговор: Ист. заметки. Белград, 1931; Савченко П. Государыня Императрица Александра Федоровна. Белград, 1939. Джорд., 1983; Польский М., прот. Государь император Николай II и его семья - новые мученики российские. Джорд., 1949. Ч. 1. С. 218-264; Мельгунов С. Екатеринбургская драма: (Из неизд. кн. «Революция и царь») // Возрождение. 1949. Июль. С. 13-21; Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Н.-Й., 1954. М., 1996. 2 т.; Almedingen E. M. The Empress Alexandra. L., 1961; Рассветный: Светлой памяти императрицы Александры Феодоровны // Возрождение. 1962. № 127. Июль. С. 38-62; Из бумаг А. В. Тырковой-Вильямс: Запись рассказа кнг. С. Васильчиковой // Возрождение. 1964. № 156. Дек. С. 94-100; Андоленко С. Клевета на императрицу // Там же. 1968. № 204. Дек.; Киселев А., прот. Память их в род и род...: То, что надо знать, сохранить, донести. Н.-Й., 1981. М., 1990р; Паломничество царя-мученика благочестивейшаго Государя имп. Николая Александровича. Н.-Й., 1986; Гибель царской семьи: Мат-лы следствия по делу об убийстве царской семьи (авг. 1918 - февр. 1920) / Сост. Н. Росс. Франкфурт-на-Майне, 1987; Грибанов Э. Д. Российские нагрудные медицинские знаки. Рига, 1989; Фрейлина ее величества: Дневник и восп. А. Вырубовой. М., 1990; Руднев В. М. Правда о царской семье и «темных силах» // Светлый отрок: Сб. ст. о царевиче-мученике Алексее и др. царственных мучениках. М., 1990; Соколов Н. А. Убийство Царской семьи. М., 1990; Дитерихс М. К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. М., 1991. 2 ч.; Альбом фотографий имп. Александры Феодоровны, 1895-1911 / Публ. З. И. Перегудовой // Рос. архив. М., 1992. Вып. 2-3. С. 463-466; Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1992; Мэсси Р. Николай и Александра. М., 1992; Российский императорский дом: Дневники. Письма. Фотографии / Сост. А. Н. Боханов, Д. И. Исмаил-Заде. М., 1992; Волков А. А. Около Царской семьи. М., 1993; Земляниченко М. А., Калинин Н. Н. Романовы и Крым. М., 1993; Мельник (Боткина) Т. Воспоминания о царской семье и ея жизни до и после революции. М., 1993; Радзинский Э. С. «Господи... спаси и усмири Россию»: Николай II: жизнь и смерть. М., 1993; Федорова В. Царские библиотеки // Родина. 1993. № 11. С. 32-35; Воейков В. Н. С царем и без царя. М., 1994; Николай и Александра: Двор последних русских императоров, кон. XIX - нач. XX в.: Кат. выст. / Сост. Е. А. Анисимова и др. СПб., 1994; Болотин Л. Царское дело: Мат-лы к расследованию убийства Царской Семьи. М., 1996; Мефодий (Кульман), еп. Из духовного сокровища Царской семьи // ЖМП. 1996. № 11. С. 68-73; Нектария (Мак Лиз), мон. Свет невечерний: Жизнь Александры Феодоровны Романовой, последней Всероссийской императрицы. М., 1996; Платонов О. А. Терновый венец России: Николай II в секретной переписке. М., 1996; Иванова Т. К., Логунова Е. П. Николай II и его семья в Петергофе. Петергоф, 1997; Боханов А. Н. Николай II. М., 1998; Мейлунас А., Мироненко С. Николай и Александра: Любовь и жизнь. М., 1998; Подурец А. М. Саров: памятник истории, культуры, православия. Н. Новг., 1998; Пчелов Е. В. Генеалогия рода Романовых, 1855-1997. М., 1998; Рябов Г. Т. Как это было: Романовы: сокрытие тел, поиск, последствия. М., 1998; Сергий (Страгородский), архим. Письма из Сарова 13-22 июля 1903 года. М., 1998; Тайны Коптяковской дороги: Дело веры: Мат-лы к рассмотрению вопроса о так называемых Екатеринбургских останках, предположительно принадлежащих к членам царской семьи и верным слугам их. М., 1998; Соколов Н. А. Предварительное следствие, 1919-1922 гг. // Рос. архив. М., 1998. Вып. 8; Ден Ю. Подлинная Царица: Восп. близкой подруги имп. Александры Федоровны. СПб., 1999; Канонизация святых в XX в. / Комис. Свящ. Синода РПЦ по канонизации святых. М., 1999; Несин В. Н. Зимний дворец в царствование последнего императора Николая II (1894-1917). СПб., 1999.

Л. Б. Максимова

Отпуск