Хочу все знать мероприятие для детей. Интеллектуальное развлечение для детей и родителей старшей группы. Сценарий. Кто из героев Э. Успенского написал эти объявления

Сценарий классного часа

по правилам дорожного движения

для начальной школы на тему:


Белобородова Е.М.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 5

г. Геленджик

Сценарий классного часа

по правилам дорожного движения для начальной школы на тему:

«Хочу всё знать».

Цели:

    Применение на практике знаний правил дорожного движения;

    Воспитание культуры пешехода.

    Довести до сознания детей важность соблюдения Правил дорожного движения.

    Развитие у учащихся приемов логического мышления; устной речи и наблюдательности; обогащение словарного запаса и расширение детского кругозора.

    Развитие умений анализировать, сравнивать и обобщать; творческого воображения.

Задачи:

    Обучающие : адаптация к реальным условиям проживания; формирование у обучающихся теоретических знаний по дорожной грамоте, практических компетенций безопасного поведения на улицах и дорогах; расширение социального, коммуникативного, информационного кругозора.

    Развивающие : развитие интереса, зрительной памяти, внимания, сноровки, смекалки, выносливости; выработка правил достижений поставленной цели.

    Воспитательные : создание атмосферы партнерства и сотрудничества; выработка конструктивных форм взаимодействия и решения проблемы; воспитание культуры поведения пешехода.

Оборудование:

    4 знака для определения состава команд

    велосипедное движение запрещено;

    запрещен поворот налево;

    велосипедная дорожка;

    обязательное направление (движение прямо – направо);

б) заготовки 7 знаков 2 комплекта:

    грузовое движение запрещено;

    движение легковых автомобилей;

    дорожка для пешеходов;

  • пункт первой медицинской помощи;

    пункт питания;

в) вывески: поликлиника, кафе, школа, почта;

г) жетончики красные и синие (по 40 штук);

д) эмблемы для команд красные и синие (по 13 штук);

е) грамоты «Знаток правил дорожного движения» 1 и 2 степени;

Ход классного часа:

Организационный момент.

Приветствие класса. Сообщение темы классного часа и правила викторины.

    Разминка

Сейчас проверим, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (нет)
- Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет? (да)
- Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (нет)
- Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (нет)
- Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (да)
- Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (нет)
- Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (да)

    Собери знак.

Знаки разрезаются по количеству детей в команде.

Собирая кусочки разрезанных знаков, дети организуются в команды «Красные» и «Синие». Собранный знак необходимо аккуратно наклеить и определить, что это за знак.

Оценивание: правильно собранный знак – 1б

аккуратность выполнения работы – 1б. мах. 4Б

    Узнай и нарисуй.

Раздаются заготовки знаков. Дети должны по форме и названию знака определить, что это за знак и нарисовать недостающие детали на этом знаке.

Оценивание:

правильность выполнения – 1б

аккуратность исполнения рисунка (узнаваемость рисунка) – 1б мах. 14Б

    Как разговаривает улица.

На заранее размеченной площадке необходимо распределить изготовленные в 1 и 2 конкурсах знаки.

Оценивание: правильная расстановка знаков – 1б мах. 9Б

    Умники на дороге.

Командам задаются по 5 вопросов по правилам дорожного движения.

мах. 5Б

    Объснялки

Командам загадываются по 2 загадки.

Оценивание: правильный ответ – 1б мах. 5Б

    Частушки – веселушки.

Команды разучивают и исполняют веселые частушки о правилах дорожного движения.

Оценивание: исполнение частушки – 1б мах. 4Б

    Историческая викторина.

Оценивание: правильный ответ – 1б мах. 5Б

    Кроссворд.

5. Умники на дороге

Вопросы по правилам дорожного движения

1. Кого называют пешеходом? (Человек вне транспорта, находящийся на дороге, но не работающий на ней).

2. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).

3. Кого называют водителем? (Человека, управляющего транспортом).

4. Если человек ведет коляску, кто он, пешеход или водитель? (Пешеход).

5. 6. Где следует везти тележку с грузом – по тротуару или по мостовой? (По мостовой, придерживаясь края дороги).

7. А где следует везти детскую коляску или санки? (По тротуару, по правой части).

8. По какому краю дороги (по левому или по правому) должны идти пешеходы там, где нет тротуара? (По левому).

9. Как надо обходить трамвай? (Спереди)

10. Как надо обходить троллейбус? (Сзади).

6. Объяснялки (загадки)

    Это встал для нас в дозор
    Пучеглазый …? Светофор!
    Желтым глазом он мигает.
    Строго нас предупреждает:
    Чтобы был счастливым путь.
    Повнимательнее будь!
    И не бегай, не играй,
    Где автобус и трамвай!
    Будь, малыш, всегда смышленый
    И шагай на свет …? (зелёный)

    Здесь не катится автобус.
    Здесь трамваи не пройдут.
    Здесь спокойно пешеходы
    Вдоль по улице идут.
    Для машин и для трамвая
    Путь-дорога есть другая (тротуар).

    Ну, а если пешеходу
    Тротуар не по пути?
    Если можно пешеходу
    Мостовую перейти?
    Сразу ищет пешеход
    Знак дорожный …?
    (переход)

    Где ведут ступеньки вниз,
    Ты спускайся, не ленись.
    Знать обязан пешеход:
    Тут …?
    (подземный переход!)

    На дорожном знаке том
    Человек идет пешком.
    Полосатые дорожки
    Постелили нам под ножки.
    Чтобы мы забот не знали
    И по ним вперед шагали.
    (переход)

    Топай смело, без тревоги –Безопасней нет дороги.
    Всё запомнили, ребята?
    И гулять не страшновато?
    Что ж, проверим, поглядим,
    Но сначала повторим:
    Раньше счёта и письма,
    Рисованья, чтенья,
    Всем ребятам нужно знать …?
    (Азбуку движенья!)

    Где ведут ступеньки вниз,
    Ты спускайся, не ленись.
    Знать обязан пешеход:
    Тут …?
    (подземный переход!)

    На дорожном знаке том
    Человек идет пешком.
    Полосатые дорожки
    Постелили нам под ножки.
    Чтобы мы забот не знали
    И по ним вперед шагали.
    (переход)

    Но смотри-ка, кто такой
    Нам велит: «Шагать постой!»?
    И сигнал: «Путь опасный!»
    Стой и жди, пока я …?
    (красный)

    Раньше счёта и письма,
    Рисованья, чтенья,
    Всем ребятам нужно знать
    Азбуку движенья!
    Как зовутся те дорожки,
    По которым ходят ножки.
    Различать учись их точно,
    Не лети как на пожар.
    Пешеходные дорожки –
    Это только …?
    (тротуар)

    Частушки по правилам дорожного движения

    Кто бежит через дорогу,

Тех накажем очень строго!

Чтобы знали наперёд,

Есть подземный переход!

    И троллейбус, и автобус

Обходите сзади вы,

Чтоб на веки не лишиться

Своей буйной головы!

    А трамвая громкий звон

Нам твердит другой закон:

Все трамваи обходи

Непременно спереди!

    Ох, у папы за рулём

Нынче нарушение.

Повторять я буду с ним

Правила движения!

    У штанов и у машины

Есть спасения ремни.

Ими ты свою машину

К себе крепко пристегни!

    С горки мчусь, закрыв глаза.

Где у санок тормоза?

Вдруг кричат мне: «Грузовик!!!»

Я проснулся в этот миг.

    Я на роликах катался

И в больнице оказался.

Что случилось в этот раз?

Я с картошкой сбил КамАЗ!

    Осторожно на дороге!

Берегите руки-ноги.

Помни правила везде,

А иначе быть беде!

8. Вопросы к исторической викторине.

    Когда и где появился первый светофор? (Лондон, 1868 г.).

    Где и когда в России появился первый светофор? (в Москве и Ленинграде в 1929 г.).

    Что из себя представляли первые светофоры? (первые светофоры представляли собой светящиеся круги, напоминающие большие часы со светящимся циферблатом, на циферблате были намечены секторы, окрашенные в красный, желтый и зеленый цвета. По циферблату двигалась стрелка и набегала то на желтый сектор, то на зеленый, то снова на желтый, то на красный сектор).

    Что означает слово "тротуар"? (в переводе с французского - дорога для пешеходов).

    Почему светофор назвали именно так? (Соединение русского слова "свет" и греческого "форос" - нести. Светофор - несущий свет).

    Когда в России были введены 1-ые Правила дорожного движения? (В 1683 г. был издан указ, касающийся движения извозчиков).

    В каком году утверждены первые дорожные знаки, сколько и какие? (В 1909 г. Парижской конвенцией по автомобильному движению утверждено 4 знака, которые указывали на наличие опасности с символами перекрестка, железнодорожного переезда, извилистой дороги и неровности на проезжей части).

    Когда и какие первые дорожные знаки появились в России? (в 1629 г., верстовые столбы от Москвы до села Коломенское, начали их ставить еще при царе Алексее Михайловиче).

    Как назывались первые указатели расстояния? (верста).

    Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)

    Трехглазый постовой. (Светофор)

    Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)

    Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)

    Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)

    Пешеходный переход по-другому. (Зебра)

    Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)

    Это “говорит” желтый свет светофора. (Внимание)

    Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)

    Его боятся нарушители правил. (Инспектор)

    В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)

Максимальное количество баллов за игру – 36.

Победители и участники награждаются дипломами.

Сценарий игры «Хочу всё знать»

по сказкам К. Чуковского и Э. Успенского.

3-4 классы.

К: полундра! Свистать всех наверх!

Фонограмма песни «Капитан». Танцуют капитан, боцман и юнга .

К: Я отважный капитан, я объездил много стран,

И не раз бороздил океан.

Раз 15 я тонул, погибал среди акул

Но ни разу даже глазом не моргнул

И сегодня ещё раз, пропою я

Эту песенку для вас.

Эй друзья, эй друзья улыбнитесь.

Ведь улыбка помогает нам жить

Эй друзья, эй друзья подтянитесь

Вы же школы Воеводской ученики. .

К: Здравствуйте ребята!

Все: Здравствуйте!

К: Здравствуйте педагоги и гости!

Я рад вас приветствовать на борту моего корабля «Школа» .

Сегодня мы на импровизированном корабле «Школа» отправимся в путешествие. И не простое путешествие: в путешествие по сказочному морю Воображения.

Помогать вам и мне во время фантазий будут мои лучшие друзья: боцман и юнга .

Б: Капитан!

Во время путешествия нас ожидает много приключений, и даже опасных. А готовы ли ребята к этим испытаниям?

К: Конечно же! И для этого ребята создали 4 команды: самых умных, самых лучших, самых надёжных знатоков сказок. И во время нашего путешествия эти команды будут соревноваться, а оценивать их будет много уважаемое жюри в составе:

Ю: Капитан а давайте познакомимся с нашими командами.

К: Хорошо! Объявляю конкурс «визитная карточка » Команды должны представить себя. Высшая оценка 5 баллов.

«Визитная карточка» (1, 2, 3, 4, 5 отряда)

К: Ну что же, друзья, с героями нашими мы познакомились. Пора отправляться в путь.
Поднять якоря! Полный вперёд!

Фонограмма «Шум моря»

Б: Во время путешествия по морю, нас может настичь шторм, как удержать себя на палубе корабля, чтобы тебя не смыло волной? Я сейчас вас научу. Прошу всех встать! Повторяйте все за мной:

Игра: «Матросов дружная семья!»

Фонограмма «Песенка кота». Появляется кот Матроскин.

Кот поёт песню …

Ю: Здравствуйте кот.

Кот: Здравствуйте, я не просто кот. Я кот из деревни Простоквашино. Вы догадались как меня зовут?

Ю: Ребята давайте дружно назовём имя кота? Три-четыре.

Все: Матроскин!

Ю: А как называется сказка в которой кот главный герой?

Все: Дядя Фёдор

Кот: А вы знаете кто написал мою сказку?

Все: Э. Успенский.

Кот: Верно! И в этом году Э. Успенскому исполняется 65 лет.

А ещё я дружу с героями сказок писатели которого в этом году исполняется 120 лет это К. Чуковскому.

Б: Матроскин на твои вопросу с удовольствием ответят наши знатоки.

И я объявляю конкурс «Загадки»

Кот: Каждой команде нужно будет ответить на 3 вопроса.Высшая оценка 7 баллов.

«Загадки» (3Б, 4А, 4Б, 3А)

Кот: Ну что ж молодцы вы ответили на все мои вопросы. Я прощаюсь с вами плывите дальше и воображайте.

Фонограмма «Шум моря».

Ю: Боцман смотри сколько ребят болеет за наши команды.

Б: Да! И для наших болельщиков у нас есть испытание. Я объявляю игру для зрителей!

«Игра для зрителей»

Фонограмма «Вьюги».

Ю: Ой что-то похолодало!

Б: Да! Кажется мы попали в зимнюю сказку!

«Морозко» исполняет Ш. Л.

Фонограмма «Барыня». Появляется Старушка-Веселушка:

Старушка : Здравствуйте добрые молодцы и красны девицы! Ваше воображение привело вас

в народные сказки. А я хозяйка сказок Старушка - Веселушка. Скажите мне ребята, вот вы

путешествуете по сказочному морю Воображения. А взяли вы с собой вашего любимого героя?

Б : Конечно же у ребят есть любимый сказочный герой и я объявляю конкурс «Мой любимый герой».

Каждая команда должна показать нам своего героя и сказать почему они его взяли с собой

в путешествие. Высшая оценка 8 баллов.

3. «Мой любимый герой»

Ск-ц: Мне понравились ваши герои. Вы умеете выбирать себе друзей. А вот сказки сочинять вы умеете? Тогда я объявляю конкурс «Сказка ложь, да в ней намёк»

Каждой команде даются опорные слова-за две минуты вы должны сочинить сказку

Используя эти слова 5-6 предложений и прочитать нам её. Высшая оценка 10 баллов.

Б: Пока команды готовятся, мы обратимся к нашим болельщикам.

Я объявляю игру для болельщиков

«Игра с болельщиками»

4.«Сказка ложь да в ней намёк» (4Б, 3А, 3Б, 4А)

Ск : Мне понравились ваши сказки. Я прощаюсь с вами и желаю счастливого пути!

Фонограмма «Шума моря»

Фонограмма «А мы народ горячий». Появляется Бармалей.

Бармалей: Я ужасный Бармалей.

Всех я съем, съем, съем.

Ю: Ни ешьте нас Бармалей.

Б: Мы все ваши желания выполним. Ведь нам ещё многому нужно научиться.

Бармалей : Хорошо! Я объявляю конкурс «Весёлая эстафета», Высшая оценка 10 баллов.

5. «Весёлая эстафета»:

Бармалей : Ну что ж отпущу вас. Больше мне не попадайтесь. Пока!

Фонограмма «Шума моря» . Появляется капитан.

К: Стоп машина! Отдать якоря!

Мы прибыли домой в нашу родную школу. А какие у нас результаты?

Слово жюри.

Итог игры, награждение.

Итог месячника.

Приём в юные экологи.

Приложение:

Из какой сказки взят отрывок?

1. «Если топну я ногою

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою умывальники влетят,

И залают, и завоют,

И ногами застучат,

И тебе головомойку,

Неумытому, дадут-

Прямо в мойку,

Прямо в мойку

С головою окунут!» (Мойдодыр)

2. «Кто злодея не боится

И с чудовищем сразится,

Я тому богатырю

Двух лягушек подарю

И еловую шишку пожалую!» (Тараканище)

3. «А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек,

Скок, скок, скок, скок!

За кусток,

Под мосток,

И молчок!» (Муха-цокотуха)

4. «А на нём, а на нём,

Как на лошади верхом,

Самоварище сидит

И товарищам кричит:

«Уходите, бегите, спасайтеся!» (Федорино горе)

1. Как правильно есть бутерброд, чтобы вкуснее было?

(«Надо колбасой на язык класть»)

2. Какую премию обещали родители Диди Фёдора тому, кто найдёт их сына?

(«Велосипед»)

2. Где жил Чебурашка в городе?

(«В телефонной будке»)

3. Что строили крокодил Гена и его друзья?

(«Дом дружбы»)

Кто из героев Э. Успенского написал эти объявления

1. Реализкю молокопродукты высокого качества. Производитель: Ферма «Мурка LTD»

(«Кот Матроскин»)

2. Продаю ружьё для фотоохоты. Не дорого! («Шарик»)

3. Поздороваюсь с каждой дворовой за лапу. («Чебурашка»)

4. Отдам в хорошие руки воспитанную крысу. Кличка Лариса. Окрас: серый. Хвост: десять сантиметров. («Шапокляк»)

5. Предлагаю почтовые услуги: вынос газет, журналов, разнос посылок, вручение телеграмм и писем. Оплата: чашка чаю с баранками и другими вкусностями. («Печкин»)

6. Организую курсы разговорного русского языка . Обучаю фразам: «Кто там?» «Это я почтальон Печкин!» («Хватайка- воронёнок»)

Шлеина Елена Львовна,

МБДОУ № 35 «Лесная сказка», г.Междуреченск

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Интеллектуальная игра «Хочу всё знать!»

(совместное мероприятие для детей с нарушением зрения и родителей)

Предварительная работа:

создание презентации интеллектуальной игры "Хочу всё знать!";

изготовление грамот участникам игры;

подбор музыки для музыкального сопровождения.

Задачи:

способствовать развитию и формированию интеллектуальной готовности к регулярному обучению в школе и познавательной активности;

создавать условия для совместной деятельности родителей и детей с нарушением зрения.

Оборудование:

карточки с заданиями,

музыкальное сопровождение,

презентация,

грамоты для награждения.

Ход: (звучит детская музыка, дети с родителями входят в зал)

Тифлопедагог:

День необычный сегодня у нас,

Мы рады, так рады приветствовать вас!

Для умной игры собралась детвора

Её начинать нам настала пора! (музыка «Усатый нянь»)

Целый день все дети задают вопросы:

Почему в реке вода?

Облака плывут куда?

Почему летают птицы и не могут заблудиться?

Почему должны мы спать, завтра же вставать опять?

Кто отъел кусок луны?

Почему трубят слоны?

Почему цветут цветочки?

Чем питается сова?

Почему должны мы кушать, чистить зубы, умываться?

Почему, чтоб умным быть, очень надо постараться?

Тифлопедагог:

Сто вопросов, сто ответов

Что же можно тут сказать…

Ужасно интересно

Всё обо всём на свете знать! (музыкальная заставка «Ужасно интересно…»)

Тифлопедагог?

Дети не только задают вопросы, но и сами легко дают ответы, радуя и удивляя окружающих. Вот несколько примеров, в качестве разминки перед игрой. Внимание на экран, как вы думаете, как дети объединили эти три картинки и что у них получилось? Послушаем их варианты.

Соня: Девочка танцует под музыку скрипки на цветочной поляне.

Дима Б.: В лесу растут грибы, их собирают в корзины и варят суп всей семьей.

Тифлопедагог:

Пора настала начинать

Интеллектуальную игру «Хочу всё знать!»

Представляю наших участников:

Номер 1

… Никита – умный и смелый

В будущем стать он может военным.

Номер 2

… Катю представляем

Ценит наша Катя интеллект и знание.

Всегда делами занята и всем нам нравится она!

Номер 3

Познакомьтесь, вот … Дмитрий,

Умный он и деловитый.

Номер 4

… Настя всем на диво!

И спортивна и умна.

В игре такая, нам нужна!

Номер 5

Всё интересно ему обо всём,

Имя его мы сейчас назовём – … Ярослав.

Поддерживать наших участников будут их родители, поприветствуем их!

В нашем зале собрались умные, весёлые, находчивые ребята. Они ещё в начале пути к большим познаниям и открытиям, а то, что они знают уже сейчас, какие темы им интересны, мы сегодня узнаем.

Предмет - внеклассное мероприятие по окружающему миру.

Класс - 1 - 4

Тема - экологическая игра-викторина «Хочу всё знать»

Тип занятия - игровая программа.

Форма занятия: групповая.

Цель занятия: расширить кругозор учащихся о природных явлениях животного и растительного мира.

Задачи занятия:

Образовательные - систематизировать и расширить знания о животном и растительном мире природы.

Развивающие - развитие познавательного интереса учащихся, активизация поисковой деятельности с целью саморазвития.

Воспитательные - воспитание любви к природе и чувства ответственности за неё, формирование коммуникативных и организаторских способностей.

компьютер, проектор.

Время реализации занятия - 45 минут

Медиапродукт

I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word.

II. Структура презентации: последовательные кадры.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях.

Повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения воспитателем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

Формирование информационной культуры и компетентности школьников.

Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Оборудование: компьютер, проектор, авторскиймедиапродукт - презентация,

Карта занятия:

Комментарий хода занятия

Время (мин.)

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент

Дисциплина,

организованность

Целевая установка

Внимание

Разгадывание загадки о.

Дисциплина, организованность

Активность, любознательность, четкость и вырази-

тельность речи, логика, коммуникативность

Беседа по тексту «Воробей»

Составление предложений по образцу. Работа в группе.

Внимание

Мышление сотрудничество восприимчивость

Беседа. Устная речь, Иностранная речь, Письменная речь.

Развитие речи, активизация знаний

Упражнение «К какой речи относится отгадка» Работа в группе.

Внимание

Логика, мышление, сотрудничество

Работа с учебником

Навык работы с учебником

Словарно-орфографи-

ческая работа

Развитие речи

Динамическая пауза

Двигательная активность

Беседа о поведении за столом.

Вежливость, культура поведения.

Изучение отличия устной речи от письменной. Беседа. Работа в группах.

Логика, мышление, сотрудничество способность сделать выбор

Загадывание загадок и чтение стихов о знаках препинания.

Внимание

Логика, развитие речи, интерес

Проверка выводов.

Культура эмоций, переживаний

Расшифровка предложения

Внимание

Работа с упражнением в рабочей тетради. Работа в группах.

Внимание, память.

Сопереживание, самостоятельность

Рефлексия

Рефлексивность

Тема -

Тип занятия - игровая программа.

Форма занятия: групповая.

Цель занятия:

Задачи занятия:

Образовательные

Развивающие -

Воспитательные -

Учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Вступление.

Учитель. Сегодня мы с вами поиграем в игру «Хочу всё знать?». Чтобы игра получилась интересной, вам надо быть внимательными, организованными и дружными. (Слайд № 1).

2. Целевая установка.

Учитель. Отгадайте загадку и назовите тему игры. (Слайд № 2).

Летом бежит,

Зимою спит,

Весна настала -

Опять побежала.

Речка.

(Ответы детей).

Учитель. Речь сегодня пойдёт о природе, где вы покажите свои знания об окружающем мире. (Слайд № 3).

3. Работа в группах .

Для игры вы должны разделиться на две команды, выбрать капитанов, придумать название своей команде. (Ученики выполняют задание).

Учитель. А теперь - о правилах игры.

Игра начинается с жеребьёвки. Капитаны вытягивают бумажки, на которых записано число 1 или 2. Капитан команды, у которого № 1 начинает игру по часовой стрелке с сектора «Здравствуй, зимушка-зима!». (Слайд № 4).

За правильно выбранный ответ на вопрос команда получает жетон (отвечать может любой участник команды).

Если команда даёт неправильный вариант ответа, то ход переходит к другой команде, которая продолжает отвечать на вопросы данного сектора. Ответив на все вопросы, команда выбирает следующий сектор.

Если ни одна из команд не может выбрать правильный ответ, учитель даёт подсказку. Ход игры переходит к другой команде.

Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, является победителем.

Итак, игра начинается!

Сектор «Здравствуй, зимушка-зима!». (Слайд № 4)

Почему у ели зимой под тяжестью снега не обламываются ветки? (Слайд № 5)

1. Ветки растут вниз и пружинят.

2. Снег легкий.

3. Они очень крепкие.

4. Снег их греет.

(Ветки ели растут вниз и легко пружинят. Поэтому при малейшем ветре, от чрезмерной тяжести мокрого снега, случайного толчка снег легко соскальзывает с ветвей. Кроме того, из-за воскового покрытия хвои снег к ней прочно не прилипает). (Слайд № 8)

2) На каком хвойном дереве ягоды растут? (Слайд № 9)

2. На сосне.

3. На можжевельнике.

4. На кедре.

(Часто можжевельник имеет форму куста. Ягоды первый год зеленые, второй год серые и только на третий год спелые сине-черные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник, то есть «растущий между елями». Можжевельник отлично очищает воздух большого города от микробов).

(Слайд № 12)

3) Какой снег быстрее тает? (Слайд № 13)

1. Чистый.

2. Грязный.

3. Рыхлый.

4. Свежий.

(Быстрее тает грязный снег, потому что он темный, а темные цвета на солнце сильнее нагреваются). (Слайд № 16)

4) Если на ветках изморозь, какую погоду ждать? (Слайд № 17)

1. Дождливую.

2. Пасмурную.

3. Ясную.

4. Переменную.

(Изморозь - род инея - рыхлый снежный покров, который образуется из оседающих частиц влаги при морозе). (Слайд № 20)

5) Где лягушки зимуют? (Слайд № 21)

1. Зарываются в ил, забиваются под камни и в ямы.

2. Зимуют под водой.

3. Спят на берегу.

(Многие виды лягушек зимуют, зарываясь в ил, забиваясь под камни, в ямы. Бурые лягушки нередко промерзают насквозь - они покрываются льдом, прекращается дыхание. Но если такое промерзание не очень длительное, оттаявшая лягушка оживёт и поскачет, как ни в чём не бывало). (Слайд № 24)

5. Сектор «Весенняя капель». (Слайд № 4)

1) Какой цветок без листьев цветет? (Слайд № 25)

1. Фиалка.

2. Подснежник.

3. Мать-и-мачеха.

4. Ландыш.

(Мать-и-мачеха. Странное название. Не правда ли? Листочек этого цветка снизу мягкий и теплый, а сверху твердый и холодный. Вот его так и назвали.

Похож цветок на ярко-желтый одуванчик. А после цветения из корневища вырастают похожие на маленькие лопухи листочки). (Слайд № 28)

Как лягушка ловит летающих насекомых? (Слайд № 29)

1. Ждет, пока близко подлетит.

2. Накрывает лапой.

3. Выбрасывает липкий язык и слизывает.

(Язык лягушки прикреплен ко рту передним краем, а задним концом выбрасывается вперед. Язык липкий и широкий, поэтому летящее насекомое прилипает к нему). (Слайд № 32)

3) Какие растения называют часами? (Слайд № 33)

1. Шиповник, цикорий, одуванчик.

2. Подорожник, чистотел.

3. Ландыш, подснежник.

(Шиповник, цикорий, одуванчик, ноготки, мать-и-мачеха и некоторые другие цветы открывают и закрывают свои цветки в определенное время, за что получили название «цветочные часы»). (Слайд № 36)

4)Где раньше тает снег? (Слайд № 37)

2. В городе.

3. Одинаково.

(Весенний снег особый. Нет в нем прежней пушистости, легкости. Снег сходит с земли, образуя темные полосы, похожие на черные полоски у лошадки-зебры. Такой снег называют «зебровый ландшафт».

Снег тает раньше в городе, потому что там он грязный). (Слайд № 40)

5) В какое время года бывает хвоепад у ели? (Слайд № 41)

1. Поздней осенью.

2. Поздней весной.

3. Ранней весной.

(Ель обычно растет на влажных низменных местах. В густой тени елового леса растут лишь немногие растения, нет надежды, набрать летом много грибов. В густых колючих ветвях ели ютятся птицы, строят свои домики-гнезда проворные белки.

Весною из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. Молодняк растет быстро. Хвоепад у ели бывает ранней весной). (Слайд № 44)

Физкультурная минутка.

6. Сектор «Вот и лето пришло! (Сектор № 4)

1)Какие растения предсказывают погоду? (Слайд № 45)

1. Василёк.

2. Ромашка.

3. Иван-чай.

4. Колокольчик.

(Среди растений много «барометров»: одуванчик, иван-чай, чертополох, вьюнок и другие цветы, которые к дождю преждевременно закрываются и поникают). (Слайд № 48)

2)Как муравьи через ручьи и канавы перебираются? (Слайд № 49)

1. Переплывают.

2. Обходят трудные места.

3. Делают живой мост.

4. Перепрыгивают.

(Муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи.

Рыжие лесные муравьи одного большого муравейника могут уничтожить за одно лето около 10 миллионов вредных насекомых.

Охраняйте муравейники!) (Слайд № 52)

Какое в нашем краю дерево последним в году цветет? (Слайд № 53)

1. Береза.

4. Липа.

(В июле цветет липа. На Украине июль так и называют - липень. На улицах, в парках и садах растут эти красивые, душистые деревья. Липа - самое городское дерево.

Липа - лучшее пчелиное пастбище. Больше всего собирают нектара и пыльцы пчелы на этом дереве. Да и липовый мед считается самым лучшим.

Всего липа цветет 10 - 12 дней). (Слайд № 56)

4) Когда воробей летом просыпается? (Слайд № 57)

1. Раньше других птиц.

2. Вместе с другими птицами.

3. Позже других птиц.

(Воробей просыпается позже всех. В 5 - 6 часов утра, но всегда в одно и то же время.

Поймать воробья - дело нелегкое. Осторожные птицы, воробьи редко попадаются в лапы кошек. Они быстро примечают опасность). (Слайд № 60)

5)Почему птицы не клюют божьих коровок? (Слайд № 61)

1. Жучки очень маленькие и птицы их не замечают.

2. Они невкусные.

3. Жучок выделяет неприятный запах.

(Божья коровка - спокойный, медлительный жучок. Оказывается, на ножках у жучка выделяется желтая, неприятного запаха и едкого вкуса жидкость. Несъедобный жучок. Птицы, раз попробовав невкусного жучка, больше его не трогают. Яркая окраска жучка легко запоминается). (Слайд № 64)

Сектор «Унылая пора, очей очарованье!». (Слайд № 4)

1) Как паук предсказывает хорошую погоду? (Слайд № 65)

1. Плетет паутину вечером.

2. Прячется в паутине.

3. Выслеживает добычу.

4. Плетет паутину утром.

(Пауки не переносят сырости. Если вечером пауки плетут паутину и бегают по ней, значит, на следующий день будет хорошая погода.

Есть пауки-бродяги, которые появляются ранней весной и начинают свою охоту за пробудившимися от сна насекомыми. Они не плетут паутинных сетей, а нападают на мух и других насекомых, бросаясь на них прыжками). (Слайд № 68)

2) Может ли паук под водой жить? (Слайд № 69)

1. Может жить под водой и на суше.

2. Может жить под водой.

3. Не может жить под водой.

4. Может жить только на суше.

(Под водой живет паук-серебрянка. Этот паук натягивает между водорослями паутину, под нее натаскивает пузырьки воздуха и в этом подводном домике - пузыре живет). (Слайд № 72)

Почему облака на землю не падают? (Слайд № 73)

1. Потому что они легкие.

2. На них не действует сила тяжести.

3. Их поддерживает восходящий ток воздуха.

4. Они соединены друг с другом.

(Облака - это скопление водяной пыли. Вода тяжелее воздуха. Недаром дождевые тучи ниже других облаков плывут. Не падают они на землю только потому, что их поддерживает восходящий ток воздуха, постоянно идущий от земли). (Слайд № 76)

Куда осенью бабочки исчезают? (Слайд № 77)

1. Улетают в теплые края.

2. Погибают.

3. Превращаются в куколок.

4. Прячутся в траве.

(Многие бабочки гибнут с первыми холодами. Зимуют только отложенные ими яйца. Некоторые бабочки забираются под кору, в щели построек и там зимуют).(Слайд № 80)

У какого дерева листва первой желтеет? (Слайд № 81)

2. У ольхи.

3. У клена.

4. У березы.

(Первой желтеет листва у березки. Есть такая старинная загадка: «Стоит дерево цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое - больным на здоровье, другое - от теми свет, третье - дряхлых, вялых пеленать, а четвертое - людям колодец». Это загадка о березе, а отгадка такова: первое угодье - банный веник, второе - лучина для освещения изб, третье - берёста на горшки, а четвертое - берёзовый сок (берёзовица). (Слайд № 84)

Подведение итогов. (Слайд 85)

Понравилась игра?

Какие вопросы понравились больше всего?

Что нового и интересного узнали?

(Награждение победителей)

8. Использованная литература

1. Запартович Б. Б., Криворучко Э. Н. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению для начальной школы. М.: Педагогика. 1978.

2. Корабельников В. А. Краски природы. Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение. 1989.

3. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение. 2002.

Тема - экологическая игра-викторина «Хочу всё знать»

Тип занятия - игровая программа.

Форма занятия: групповая.

Цель занятия: расширить кругозор учащихся о природных явлениях животного и растительного мира.

Задачи занятия:

Образовательные - систематизировать и расширить знания о животном и растительном мире природы.

Развивающие - развитие познавательного интереса учащихся, активизация поисковой деятельности с целью саморазвития.

Воспитательные - воспитание любви к природе и чувства ответственности за неё, формирование коммуникативных и организаторских способностей.

Учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор.

Здесь будет файл: /data/edu/files/b1458925986.ppt (Игра "Хочу всё знать")

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Детский эколого-биологический центр» г. Колпашева

Экологический марафон

«Хочу всё знать»

(познавательная игровая программа для детей от 7 до 16 лет)

Андреева Наталия Николаевна–

педагог дополнительного образования

г. Колпашево

2016 г.

Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям школ для внеклассного мероприятия. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет, может быть использована для проведения праздничных мероприятий посвященных каникулам.

Цель: формирование интереса к изучению окружающего мира, через игровую и экспериментальную деятельность учащихся.

Задачи :

Развивать любознательность, сообразительность, смекалку, воображение,

Расширять знания детей о видовом разнообразии природы,

Закрепить нормы экологического поведения.

Ход мероприятия

    Организационный момент и вводная часть.

    Путешествие по станциям (игра).

    Заключение.

Ведущий

Добрый день ребята! Очень приятно видеть столько любознательных лиц. Сегодня мы собрались на познавательно развлекательную программу «Хочу всё знать». Вы будите путешествовать по станциям, где Вас ожидают познавательные конкурсы и творческие задания. Мы свами проведем ряд экспериментов и закрепим нормы экологического поведения. Чтобы справиться со всеми заданиями, вам нужно проявить сообразительность и смекалку. Время прохождения станций 6-8 мин.

Готовы?

( Ответы детей «да» )

- Сейчас мы рассчитаемся на 1,2,3,4,5,6 и разделимся на 6 команд, по номерам. Каждая команда выберет представителя. Представители команд подойдите и получить свои маршруты – паровозики с маршрутом прохождения станций (Приложение1).

На каждой станции вас будут ждать педагоги, которые расскажут вам задания.

- Паровозики вперед!

( Ответы детей «ту-ту»

Станция 1. Смекалкино

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию «Смекалкино». Вам нужно проявить смекалку, чтобы справится с заданиями.

Каждому участнику выдается конверт с геометрическими фигурами. Нужно составить из них животных. Кто больше составит. Брать фигуры из других конвертов нельзя. Кто затрудняется, можно посмотреть на лист – подсказку.


Станция 2 Знайкино.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию «Знайкино».

На этой станции я буду загадывать загадки, о растениях и животных. Вопрос – ответ. Задача команды – отгадать как можно больше загадок. За каждый правильный ответ дается один жетон. (Если ответ не прозвучал, его озвучивает педагог. Жетон в этом случае не выдается) В конце игры жетоны подсчитываются, и результат записывается на доске. Для сравнения между командами.

ВОПРОСЫ Растения деревья
1. КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец столько лет/

2. ЧТО ЗА ТРАВА КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/

3. КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, /

4. НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/

5. КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник, дущица, мята и др./

6. КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/

7. НАЗОВИТЕ ЯДОВИТЫЕ ЯГОДЫ, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЛЕСУ? /Волчье лыко, вороний глаз/

ВОПРОСЫ птицы
1. ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/

2. ПИНГВИН ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? /Птица/

3. КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/

4. ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/

5. КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? /Клест/

6 КАКАЯ ПТИЦА САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПЕВЕЦ В РОЩЕ? /
соловей/
7. САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? /Страус/

8. КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? /Колибри/
9. КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? /Воробьи, овсянки/

10. КАКИЕ ПТИЦЫ
СПЯТ В СНЕГУ? /куропатка и тетерев/

11. КАКИХ ПТИЦ НАЗЫВАЮТ ЛЕСНЫМИ ДОКТОРАМИ? /дятел/

12.КАКИЕ ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ ПЕРВЫМИ ВЕСНОЙ? /грачи и скворцы/

ВОПРОСЫ разные

    ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ... (посади).

    ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? /Ногой о крыло/

    РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/

    КТО ДЕЛАЕТ ЗАПАСЫ НА ЗИМУ? (белки, мыши, хомяки)

    КТО В МИНУТЫ ОПАСНОСТИ ОСТАВЛЯЕТ ХВОСТ? (ящерица)

    КТО СПИТ ГОЛОВОЙ В НИЗ? (летучая мышь)

ВОПРОСЫ животные

1. хищное млекопитающее, один из самых крупных и опасных наземных хищников. Хозяин тайги./ медведь /

2 . Грызун, имеющий удлинённое тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет темно-бурый с белым брюшком, иногда серый (особенно зимой). Отличительная особенность - делает запасы на зиму./ белка /

3. Вид хищных млекопитающих из рода ласок и хорей. Из шерстинок его хвоста изготавливают кисти для художников / колонок/

4. Самый крупный из оленей, один из центральных персонажей в мифологии северных народов./ лось /

5. Искусственно расселенный околоводный вид грызунов, получивший в России широкое распространение. Этот американский зверек завезен в Россию в начале 20-х годов XX века и с тех пор широко распространился повсюду от московских прудов до сибирских тундровых рек. / выдра /

6. Наиболее распространенный вид мелкой дичи. Считается очень чистоплотным, любит причёсывать шерсть лапами и языком. Является символом трусливого, всеми обижаемого существа. / заяц /

7.Самый северный из видов кошачьих. Туловище короткое, плотное. Лапы крупные, зимой хорошо опушенные, что позволяет ходить по снегу, не проваливаясь. На ушах длинные кисточки. Хвост короткий, как бы обрубленный. / рысь/

8.Как гласит толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, - это сибирский зверек ("tamias striatus"), маленькая, полосатая, земляная белка. / бурундук /

9. Насекомоядные, мелких и средних размеров животные, приспособленые к подземному, роющему образу жизни. / крот

Станция 3. «Перевалочная» (коридор)

Педагог

Перевалочная ». Вам нужно перейти из одного конца коридора в другой. Но при этом нужно выполнить задание. Сначала называется представители животного (зверь, птица, рыба, насекомое) и растительного (дерево, кустарник, растение) мира и только после этого делается шаг. Шаги не большие. Названия животных не повторяются. Первыми идут младшие участники. Последними идут старшие ребята. Нужно дойти до 2-й черты. Если участник не доходит до 2-й черты, ему ведущий загадывает загадку. На правильный ответ загадки участник делает шаг.

(На полу расчерчены 2 черты в разных сторонах коридора.) Участники, выстраиваются вдоль 1-й черты и по очереди, по одному начинают движение.

Загадки - подсказки (для маленьких участников)

    Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли помешка. (Капуста)

    Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

    Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети? (Лук)

    В земле сидит,

Хвост вверх глядит,

Сахар из нее можно добыть,

Вкусный борщ сварить. (Свекла)

    За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая. (Морковь)

    Привязан кустик к колышку.

На кустике – шары:

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары. (Помидоры)

    Что за зверь:

Белый, как снег,

Надутый, как мех,

Лопатами ходит,

А рогом ест? (Гусь)

    Зубастый, мохнатый,

Как есть начнет –

Песенку поет. (Кот, кошка)

    Красна ступка,

Белый пестик. (Малина)

    Стоит городок –

Сколько сереньких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Загадки-обманки.

1. Кукарекает спросонок

Милый, добрый... (петух)

2. Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это... (белка)


Станция 4. Экологическая.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию « Экологическая». Здесь я буду проверять, как вы знаете правила поведения в природе. Соблюдаете ли вы их. (На полу у стены разбросан мусор.)

Я буду зачитывать предложения о поведение детей в лесу.

Участники, по очереди, заканчивают высказывания в устной форме. Утверждая, что можно делать, а что нельзя. Если правильно, бегут до стены. По дороге, им нужно положить в мешок 1 предмет мусора. Если не правильно, бегут до стены, им нужно достать из мешка 1 предмет мусора и положить на пол. Игра продолжается, пока весь мусор участники не соберут в мешок.

    Включать громкую музыку ……. (нельзя) распугает птиц и зверей.

    Мыть машину на берегу реки…….. (нельзя)

    Ходить на охоту в отведенное для этого время…… (можно)

    Вырывать грибы, или сбивать палками не съедобные …. (нельзя) : разрушается грибница,

    Наломать для костра ветки ……. (нельзя) собирается сушняк.

    Подвязать сломанную ветку… …… (можно)

    Прятаться во время грозы под деревом …… (нельзя)

    Бросать мусор с берега реки в воду …… (нельзя)

    Разводить костёр в жаркую погоду во время пожароопасной ситуации ……. (нельзя) – это может стать причиной лесного пожара.

    Сжигать в костре бумагу, бумажные фантики……… (можно)

    Сжигать в костре пластиковые бутылки…… (нельзя) Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается за 220 лет),

    Сжигать в костре металлические банки …… (нельзя) разрушаются 100 лет.

    Костер после прогорания забросать землей или залить водой до полного прекращения горения…….. (можно)

    Брать животных из леса. ……. (нельзя)

    Трогать гнёзда птиц, брать в руки яйца птиц…. ……. (нельзя)

    Уходя из леса, …, собрать на память букет красивых цветов…. ……. (нельзя)


Станция 5. Экспериментальная.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию «Экспериментальная ». Здесь мы будем проводить эксперименты.

    Эксперимент « Секретное письмо»

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Чтобы проявить надпись, нагрейте ее (прогладить утюгом, подержать над огнем или в духовке). Осторожно, не позволяйте детям самим этим заниматься.

Объяснение: Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и с екретное письмо можно будет прочитать.


    Эксперимент «Плавающее яйцо»

Материалы и оборудование: 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.

Опыт:

    Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник).

    Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности

Объяснение: Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх .


А теперь покрутив 2 яйца, определите какое из них вареное, а какое сырое.


Вареное яйцо крутится хорошо, а сырое нет.

Объяснение: Центр тяжести у вареного яйца постоянен.

    Эксперимент « Плавающее перо »

Материалы и оборудование :

Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перья)
- Широкая миска с водой
- 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды
- Синяя пищевая краска
- 2 ватных шарика
- Пинцет
- Бумажное полотенце

Этот опыт показывает , как загрязнение воды детергентами (моющими средствами) влияет на плавучесть водоплавающих птиц. Загрязненная мылом вода попадает в природную среду. Через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.

Схема работы:

1. 1 миска. Налей в миску воды и добавь немного синей краски.

2. С помощью пинцета аккуратно опусти на поверхность воды первое перо.

3. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватной палочкой.

Посмотри - палочка останется чистой.

4. Положи перо на бумажное полотенце.

5. 2 миска. Добавь в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешай, чтобы не было пузырьков.

6. Аккуратно опусти на поверхность воды второе перо.

7. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри – цвет палочки изменится.

8. Положи перо на бумажное полотенце

Результат:

Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике ты увидишь цвет чистящего средства (голубой).

Объяснение:

Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность.

При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.


    Эксперимент « Взрыв цвета в молоке»

Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся:

Цельное молоко
- пищевые красители разных цветов
- любое жидкое моющее средство
- ватные палочки
- тарелка

Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.

План работы:

1. Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

3. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Объяснение опыта:

Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

    Эксперимент « Обесцвечивание йода»

Проделав этот эксперимент, вы увидите, как прозрачная жидкость в одно мгновение становится темно-синей. Чтобы провести опыт, вам, возможно, потребуется сходить в аптеку за необходимыми ингридиентами, но чудо-превращение того стоит.

Вам потребуются:

3 емкости для жидкости
- 1 таблетка (1000 мг) витамина С (продается в аптеке)
- раствор йода спиртовой 5% (продается в аптеке)
- перекись водорода 3% (продается в аптеке)
- крахмал
- мерные ложки
- мерные чашки

План работы:

1. Хорошенько разомните 1000 мг витамина С ложкой или ступкой в чашке, превратив таблетку в порошок. Добавьте 60 мл теплой воды, тщательно перемешайте как минимум в течение 30 секунд. Полученную жидкость мы условно назовем Раствор А. Кстати, Раствор А нам больше не понадобится, вы можете отложить его в сторону.

2. Теперь налейте 1 чайную ложку (5 мл) Раствора А в другую емкость, а также добавьте в нее: 60 мл теплой воды и 5 мл спиртового раствора йода. Обратите внимание, что коричневый йод, втупив в реакцию с витамином С станет бесцветным. Полученную жидкость назовем Раствор В.

3. В третьей чашке смешайте 60 мл теплой воды, пол чайных ложки (2.5 мл) крахмала и одну столовую ложку (15 мл) перекиси водорода. Это будет Раствор С.

4. Теперь все приготовления завершены. Можно звать зрителей и устраивать представление! Перелейте весь Раствор В в чашку с Раствором С. Несколько раз попереливайте полученную жидкость из одной чашку в другую и обратно. Немного терпения и... через какое-то время жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю.

Объяснение опыта:

Объяснить дошкольнику суть опыта на доступном ему языке можно следующим образом: йод, вступая в реакцию с крахмалом, окрашивает его в синий цвет. Витамин С, наоборот, старается сохранить йод бесцветным. В борьбе между крахмалом и витамином С, в конце концов, побеждает крахмал, и жидкость через какое-то время окрашивается в темно-синий цвет.


    Эксперимент « Вода в перевернутом стакане »

Материалы и оборудование: 1 стакан с водой, лист бумаги.

Этот опыт объясняет явление атмосферного давления.

Расскажите, что воздух давит на нас с такой силой, как будто мы носим на плечах 15 тонн груза. Но давит он со всех сторон и даже изнутри - поэтому человек ничего не ощущает.

Опыт:

    Возьмите стакан с водой 2\3 ,

    Плотно прижмите к нему лист бумаги,

    Резко переверните, и смело отпускайте руку.

    Можно убирать руку - бумага и вода никуда не денутся!

Объяснение:

Опыт показывает, что давление воздуха, которое получает бумага снизу, больше, чем давление воды, которое получает листок сверху и потому вода держится с его помощью и не выливается.( Внутри стакана давление столбика воды меньше, чем давление воздуха снизу. Так что вода остается на месте.)



Станция 6. Угадайкино.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию « Угадайкино ». Правило игры на станции такое. Участники по очереди поворачиваются спиной к доске. Ведущий вешает на доску картинку животного (можно на экране слайды «фото животных»). Остальные участники по очереди пытаются объяснить, что это за животное не называя его, стоящему спиной к экрану участнику.

(Медведь, белка, лягушка и т.д.)


Заключение.

Ведущий

Ну вот, ваши паровозики прошли все станции! Пришло время подвести итоги. Понравилась ли вам наша игра?

Дети –да

Ведущий

Что особенно вам понравилось?

Дети (тянут руки)

Ведущий

Пришло время нам с вами попрощается. До новых встреч, ребята.


Приложение1

Приложение 2

Отпуск