Конспект НОД по формированию грамматического строя речи де-тей средней группы. Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе Занятие по грамматическому строю речи

Екатерина Бардакова
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в младшей группе «В гостях у бабушки»

Конспект по грамматическому строю речи в младшей группе .

Тема : В гостях у бабушки .

Цель : Формирование грамматического строя речи в ходе представлении о домашних животных.

Задачи :

Образовательная : Закреплять знания детей о домашних животных, учить распознавать их по внешнему виду. Развивать грамматический строй речи : умение изменять существительные с единственного числа на множественное и наоборот, образовывать слова при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.

Развивающая : Развивать слуховое и зрительное внимания, психические процессы : память, мышления внимание.

Воспитательная :Воспитывать любовь к животным.

Ход ООД:

Вводная часть :

Воспитатель : Настенька, принеси пожалуйста нашу любимую книгу.

(Настя берёт с полки книгу и из книги выпадает письмо.)

Воспитатель : Ой что это?

Дети : Письмо

Воспитатель : Несите его скорее сюда, и мы узнаем кто его нам написал.

(воспитатель открывает письмо и читает.)

Воспитатель : Так так…Нас пишет Бабушка Василиса и приглашает к себе в гости . Отправимся к ней в гости ?

Дети : Да.

Воспитатель : А на чём можно отправится?

Дети : На самолёте, на поезде, на машине, а автобусе.

Воспитатель : Какие у вас интересные идеи, но нам нужен такой транспорт чтобы мы могли туда поместиться, на что лучше нам поехать?

Дети : На поезде.

Воспитатель : А вы знаете из чего состоит поезд?

Дети : Да. Поезд состоит из вагонов, колёс.

Основная часть :

(воспитатель показывает картинку, на которой изображён поезд, но у него нет колёс, по всей группе разложены нарисованные колёса.)

Воспитатель : Посмотрите внимательно, чего нет у поезда?

Дети : Колёс.

Воспитатель : Правильно, у поезда нет колёс, а без них мы не уедем, поэтому нам надо их найти. Запоминайте, где вы нашли колесо.

(дети выполняют задание и приносят колёса воспитателю.)

Воспитатель : Кирилл где ты нашёл колесо?

Кирилл : Колесо лежало под столом.

Воспитатель : Оля, а ты где нашла колесо?

Оля : Я нашла колесо на стуле.

(поочерёдно подходит каждый ребёнок к воспитателю и разлаживает где он нашел колесо.)

Воспитатель : Молодцы нам получилось починить поезд. Можно отправляться в путь.

(дети строятся быстрое – в быстром темпе . Воспитатель останавливается возле первого стала, где сидит кукла бабушки .)

Воспитатель : Вот мы и прибыли. Здравствуйте бабушка Василиса .

Дети : Здравствуйте бабушка Василиса .

Бабушка : Здравствуйте детишки, а вы хотите узнать кто со мной живёт?

Дети : Да.

Бабушка : Тогда проходите на задний двор.

(дети и воспитатель проходят на коврик где расставлены игрушки домашних животных.)

Воспитатель : Смотрите, кто это?

(воспитатель показывает на игрушки, которые стоят на коврике.)

Дети : Корова

Воспитатель : А это?

Дети : Маленький теленок.

Воспитатель : А это?

Дети : Ещё одна корова.

Воспитатель : Сколько коров?

Дети : Много коров.

Воспитатель : Кого вы ещё ведете?

Дети : Мы видим телят.

Воспитатель : Один телёнок, а много?

Дети : Телят.

Бабушка : Кто вы ещё ведете?

Дети : Мы видим быка.

Бабушка : Один бык, а много?

Дети : Быков.

Воспитатель : Правильно, молодцы. А как говорят бык, корова и теленок?

Дети : Они мычат Му-уу

Воспитатель : Посмотрите к нам пришли ещё животные. Давайте назовём ласково всех животных.

(воспитатель по очереди показывает животных, а дети называют их ласково.)

бык – бычок

свинья – свинка

собака – собачка

баран – барашек

теленок – теленочек

корова - коровка (коровушка)

овца – овечка

щенок – щеночек

коза - козочка

Бабушка : Домашние животные расшалились и стали с вами играть, подскажите, что они делают.

(воспитатель имитирует движения животных, подключая звукоподражание, поощряя детей к называнию предложений.)

щенок-тявкает

собака-грызет

овечка-жует

корова-мычит

свинья-хрюкает

теленок-скачет

Воспитатель : Домашним животным пора отдыхать, давайте попрощаемся с ними и с бабушкой Василисой , скажем им "До свидания!".

Дети : До свидания.

Бабушка : До свиданья дети, приезжайте ко мне в гости .

Рефлексия :

Воспитатель : Занимаем свои места в вагонах. Отправляемся.

(дети строятся , как вагончики и двигаемся под звук бубна. Под медленное звучание бубна двигаемся медленно. Под быстрое – в быстром темпе .)

Воспитатель : Где мы сегодня побывали? С кем мы познакомились? Чем мы сегодня занимались? Что вы узнали нового? А что вы узнали нового? Кому вы хотите рассказать по наше путешествие?

Публикации по теме:

Формирование грамматического строя речи. «Формирование грамматического строя речи" (Логопедическая группа) Цель: определение звука в разных позициях (слог, слово, предложение.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Тема: Мой дом Возрастная группа: старшая Речевое нарушение: ОНР 3 уровня Продолжительность: 35 минут Тип занятия: занятие по овладению.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с.

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе ГБОУ НШ с. Красноармейское СП д/с "Чебурашка" учитель-логопед Турапина Е. А.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи «В гости к Солнышку» Возраст детей: 5-6 лет. Цель: закрепить правильное употребление предлогов в речи. Задачи: 1. Развивать грамматический строй речи через упражнения.

Конспект открытого занятия по развитию речи «В гостях у бабушки Варварушки» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация. Социализация - развивать желание детей играть вместе с воспитателем в.

Аннотация: Как известно, дети с нарушениями речи испытывают трудности формирования лексико-грамматической стороны речи. Одной из самых трудных тем остается согласование существительного с числительным. Предлагаю конспект занятия по развитию умения согласовывать существительные и числительные в именительном и родительном падежах.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе (ФФНР) «Как богатыри Забаву спасали»

1. Лексическая тема «Богатыри».

2. Грамматическая тема «Согласование существительных с числительными».

  • коррекционно – образовательные:

1. Вызывать интерес к первым защитникам русской земли – богатырям;

2. Уточнение и активизация словаря по теме «Древняя Русь», «Одежда и оружие в Древней Руси»;

3. Совершенствование грамматического строя речи (развитие умения согласовывать имена существительные с числительными в именительном и родительном падеже);

4. Совершенствование навыка выразительного чтения;

5. Совершенствование синтаксической стороны речи (использование сложных предлогов около, мимо, возле).

  • Коррекционно – развивающие:

1. Развитие использования числительных в собственной речи;

2. Обогащение словаря эмоционально – оценочной лексикой;

3. Практическое закрепление у детей навыка пространственной ориентации;

4. Развитие координации речи с движением.

  • Коррекционно – воспитательные:

1. Воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам;

2. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии;

3. Воспитание ориентировки ребенка на речь взрослого.

Оборудование: план – карта, конверт, разрезная картинка «Богатырь», предметные картинки с разным количеством одежды и оружия богатырей, листочки дуба с картинками рубашек на обратной стороне, изображение моста, прищепки.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Определение темы занятия

3. Подвижное упражнение «Богатыри» (Координация речи с движениями)

4. Развитие пальцевой моторики.

5. Актуализация словаря по теме «Богатыри Древней Руси».

6. Игра «Считай и называй»

7. Закрепление пространственной ориентации на плоскости (на карте).

8. Физминутка. Танец-построение «Мы пойдем сейчас направо…».

9. Упражнение « Я иду мимо (около, возле) чего …?»

10. Игра « Есть – нет»..

11. Подвижная игра «Мы идем, идем, идем…».

12. Упражнение «Переправа».

13. Упражнение «Путаница».

14. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

«Скажем «Здравствуйте»

Здравствуйте, ребята!(зашли и встали у дверей).

Сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь с ними. (проходят, садятся на стульчики).

А теперь давайте поздороваемся друг с другом и со мной без слов (парами).

Скажем «Здравствуйте» руками,
Скажем «Здравствуйте» глазами,
Скажем «Здравствуйте» кивком,
Станет радостней кругом.

II.Основная часть.

1) Определение темы занятия.

Логопед: Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие.

Наша страна в древности называлась Русью, была очень красивой и богатой землёй, кругом были густые леса, много рек. На Русь часто нападали враги, и людям приходилось защищаться от врагов. Защитниками земли русской были богатыри.

И мы сегодня постараемся быть такими же, как богатыри: смелыми, сильными, мудрыми.

2) Подвижное упражнение «Богатыри»

(Координация речи с движениями)

Логопед: Давайте покажем, какие были богатыри.

Богатырь, вот он каков: (руки на поясе)
Он силен, он здоров, (руки поднимает к плечам)
Он из лука стрелял, (изображаем стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (показываем, как бросаем палицу)
На границе стоял, (ладонь надо лбом, смотрим вдаль)
Зорко – зорко наблюдал.
Подрастем мы, и смотри, (руки на поясе)
Станем, как богатыри. (все садятся).

3) Развитие пальцевой моторики.

Ой, ребята, смотрите, какое – то письмо! Это не вы его принесли?

Дети: Нет.

Логопед: Давайте посмотрим, что же в конверте (открывают конверт, там разрезанные кусочки картинки и письмо). Ребята, тут кусочки какой – то картинки. Давайте ее соберем.

(Дети собирают из частей картинку, получается портрет богатыря).

4) Актуализация словаря по теме «Богатыри Древней Руси».

Логопед. Ребята, вы догадались, кто это?

Дети: Богатырь.

Логопед: А как вы догадались?

Дети: По одежде – шлем, плащ, кольчуга,

по оружию – щит, меч, палица, лук и стрелы, копьё.

5) Игра «Считай и называй»

(Развитие зрительного восприятия. Развитие лексико – грамматического строя речи: согласование существительных с числительными в именительном падеже).

Логопед: В конверте еще и письмо есть. Случилось горе великое. Похитили Змей Горыныч и Соловей Разбойник царевну Забаву (слайд «Забава Путятична»). Нужны богатыри, которые ей помочь могут, спасти от злодеев. Ребята, а вы согласны спасти Забаву?

Логопед: Тогда отправляемся в путь. Но помните, враги хитрые и коварные. Главное ваше оружие – знание. Вы должны знать, как правильно считать разные предметы, только так вы сможете их победить.

У каждого ребенка картинка, на которой разное количество предметов.

У меня есть один щит.

У меня есть два меча;

У меня есть три копья;

У меня есть четыре палицы;

У меня есть пять рубашек;

У меня есть шесть плащей;

У меня есть семь шлемов.

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы, ребята, с заданием вы справились. А теперь давайте вместе обсудим путь, по которому нам предстоит идти.(приглашает детей к доске магнитной, там карта). Мы с вами находимся здесь.

6) Закрепление пространственной ориентации на плоскости (на карте).

Логопед помещает карту на магнитную доску. Дети рассматривают и определяют маршрут пути вместе с педагогом.

Дети. Сначала нам нужно пойти прямо, потом повернуть направо и пройти через лес. Мы окажемся у Дуба, где живет Соловей –разбойник. Повернем налево – пройдем по дорожке и увидим ров глубокий. Тяжело будет через него перебраться! А за рвом пещеры каменные, где живет Змей Горыныч. Отправляемся спасать Забаву!

7) Физминутка.

Игра под музыку «Мы пойдем сейчас направо..». (1 мин.)

8) Упражнение «Я иду мимо чего…?»

(Развитие зрительного восприятия. Развитие лексико – грамматического строя речи: согласование существительных с числительными в родительном падеже)

Логопед: Представьте, что мы оказались в лесу. Но как же нам добраться до Соловья – разбойника, дорожку нужную в лесу найти? А, может быть, вы сами ее найдете? Вы же такие сообразительные. Надо посчитать на карте все, что встретится на пути, тогда и выйдем к дубу, на котором сидит Соловей – разбойник.

Мы находимся вот здесь. Возле чего нам придется идти, расскажите.

(Работа с картой.

Я иду мимо:

Одного болота;

Двух кустов;

Трех цветков;

Четырех пеньков;

Пяти грибов.

Логопед: Вот какая получилась у нас дорожка. Теперь мы знаем, куда идти. Ребята, а вот и наш дуб. Смотрите, на нем дупло! И сам Соловей – разбойник в нем сидит! (поворачивает картинку на дереве на стене).

9) Игра « Есть – нет».

(Развитие зрительного восприятия. Развитие лексико – грамматического строя речи: согласование существительных с числительными в именительном и родительном падежах).

Логопед: Скажи нам, где Забава?

С. Р. (голос записан): Случилась у меня вот беда. Свистнул я вчера, у меня все рубашки перемешались, перепутались, по листьям дуба разлетелись. Никак сосчитать не могу. Вот поможете мне сосчитать мою одежду, тогда скажу.

Логопед: Ну, это не беда. Мы тебе сейчас поможем, твои рубашки посчитаем да заодно и в игру поиграем. Правда, ребята?

(на дубе листочки, отрываем листочки с номерами от 1 до 7 и проговариваем).

Логопед: Эта игра вам знакома. Вы берете одну карточку, говорите, сколько рубашек на ней нарисовано. Ваш сосед говорит, что у него нет такого количества рубашек, а есть другое количество.

У меня на картинке одна рубашка;

У меня на картинке нет одной рубашки, а есть две рубашки

У меня на картинке нет двух рубашек, а есть три рубашки;

Меня на картинке нет трех рубашек, а есть четыре рубашки:

У меня на картинке нет четырех рубашек, а есть пять рубашек:

У меня на картинке нет пяти рубашек, а есть шесть рубашек;

У меня на картинке нет шести рубашек, а есть семь рубашек.

Логопед: Вы молодцы. Видишь, Соловей Разбойник, как помогли тебе ребята. Отдавай нам теперь Забаву.

С. Р. (слайд 3): Не у меня она, а у Змея Горыныча. Это он похитил Забаву и заточил ее в пещеры каменные. К нему и идите.

Слайд «Соловей Разбойник» выключается.

Логопед: Ну что ж, оказывается, Забаву похитил Змей Горыныч. Снова идем в дорогу дальнюю.

9) Упражнение «Мы пойдем сейчас налево».

в конце привела на стульчики.

10) Упражнение «Переправа».

(Создание проблемной ситуации, поиск путей решения. Обогащение словаря качественными прилагательными. Развитие пальцевой моторики).

Логопед: Ну, вот мы и оказались у рва, за которым пещеры каменные Змея Горыныча. Только как же нам на другую сторону перебраться?

(создание проблемной ситуации, поиск путей решения).

Дети: Нужно построить мост, можно перепрыгнуть, перекинуть ствол дерева.

Логопед: ВЫ знаете, давайте все-таки построим мост. На всякий случай я взяла с собой мостик перекидной. Но только он волшебный, перейти по нему можно, если вспомнить качества, которыми обладают русские богатыри. Вот вам прищепки, называйте по одному слову и прикрепляйте их к мосту.

(на полу изображение моста).

Дети называют качества: Сильные, смелые, храбрые, бесстрашные, отважные, добрые, мудрые, справедливые и т.д., и прикрепляют прищепки к модели моста, расположенного на доске.

Логопед: Вот мы и перебрались через ров. Вот и Змей Горыныч (слайд «Змей Горыныч» + игрушка «Змей Горыныч»). Он говорит, что не будет мериться с богатырями силой, надоело ему кости в сражениях мять-ломать. Хочется ему помериться с вами умом-разумом. Тогда отпустит он Забавушку.

11) Упражнение «Путаница».

(Развитие слухового внимания, памяти. Закрепление умения согласовывать существительные с числительными в именительном падеже).

Логопед: Змей Горыныч хочет вас обмануть, запутать.

Каждая голова скажет вам предложение, а вы найдите в нем ошибку.

У меня один большая пещера.

В пещере у меня две стола.

У меня трём головы.

Логопед: Какие вы молодцы. Все правильно сделали. И Соловья Разбойника, и Змея Горыныча – всех победили. Ничего им не осталось делать, как вернуть нам Забаву. А вот и она…

Появляется большая кукла в национальном костюме.

12). Итог занятия. Оценка работы детей.

Логопед: Теперь наша Забава вернется домой. Она очень этому рада. А помогли ей вы. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? А что больше всего запомнилось?

Логопед: А Забавушка вам сказать что-то хочет.

Логопед: (за куклу):

Спасибо вам, дорогие ребята,

Примите же в этот торжественный час

Медали за ум и за смелость от нас.

(Забава раздает всем открытки — медали).

Возвращаемся домой и мы с вами. Раз, два три повернись — домой возвратись! (дети уходят в группу).

Hаталья Кацуба,
учитель-логопед

Горбанева Светлана Валерьевна ,

учитель-логопед высшей категории,

МДОУ ДСКВ №22 г.Ейска МО Ейский район

ТЕМА: «Наш дом»

Коррекционно-образовательные цели:

Обогащение словаря по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами; употребление родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, внимания, мышления; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование:

Игра «Кто где живет?», картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, игра «Строительные профессии».

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

Где живет лиса? (Лиса живет в норе)

(волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т.д.)

2. - А где живет человек? (В доме)

Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

О большом доме? (домище)

Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка - это семья слов, слова-родственники.

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ».

3. - В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке)

Кто строит дома? (строители)

Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник)

4. Дидактическая игра «Кто что делает?» (логопед показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют слова-действия)

Что делает каменщик? (Каменщик строит, возводит стены) и т.д.

Какие еще здания строят строители? (библиотеки, школы, детские сады)

5. Физминутка

Давайте поиграем в игрушечную стройку.

Получили мы подарки: Дети изображают, как выкладывают

Кирпичи, бруски и арки. предметы из коробки.

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро, Дети садятся на корточки,

Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,

Дом растет все выше, выше, а потом встают на носки.

Есть карниз, труба и крыша.

6. - Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги?

Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди.

В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)

Какие еще дома увидела Баба-Яга? (детям раздаются картинки домов с разным количеством этажей)

Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом?

(В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.)

7. - Понравились Бабе-Яге эти дома и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает.

Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)

Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет прочным? Почему вы так думаете?

8. Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) - кирпичный дом.

из бетона - из пластмассы - из бумаги -

из камня - из металла - изо льда -

из глины — из стекла - из дерева -

9. - Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела.

Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.

Около школы строит (кирпич) дом.

Оля живет в (бетон) доме.

На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.

Мама сделала для куклы (бумага) дом.

В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.

Поросенок Наф-Наф построил (кирпич) домик.

Снежная Королева живет в (лед) дворце.

У куклы Барби (пластмасса) домик.

У Бабы-Яги (дерево) избушка.

Анисимова Татьяна Викторовна

Тема: «Кто в зоопарке живет?»

Программное содержание:

1. Уточнить знания детей о животных, живущих в зоопарке.

2. Продолжать учить детей быстро подбирать слова-отгадки, подходящие по смыслу и рифме.

3. Активизировать умение согласовывать притяжательные прилагательные с существительными.

4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

5. Продолжать учить детей согласовывать существительные с числительными (два-пять).

6. Способствовать закреплению названий детенышей диких и домашних животных.

Словарная работа:

учить осмысливать образные выражения в загадках.

Оборудование:

мяч, атрибуты на голову детей, иллюстрации к загадкам – добавлялкам, корзина, макеты или иллюстрации овощей и фруктов.

Ход занятия:

- Ребятки, кто из вас был в зоопарке?

Каких животных вы там видели? (медведя, лису, белку, волка, верблюда и т. д.)

- А хотите, мы сегодня мы с вами отправимся зоопарк для того, чтобы узнать от них самих кое-что интересное? (да)

- Но с пустыми руками мы отправиться не можем. Давайте что-нибудь возьмем. Как вы думаете, что мы можем взять с собой, чтобы угостить зверей? (фрукты, овощи)

- А конфетами можно кормить зверей? (нет)

- Почему? (От этой пищи животные могут заболеть).

Предлагаю детям сесть на стульчики, которые стоят на ковре полукругом.

Игра «Два – пять».

2 морковки

2 апельсина

- Наверное, этого мало будет животным в зоопарке. А если бы мы взяли всего по 5.

То как скажем?

5 бананов

5 морковок

5 апельсинов

- Вот теперь мы молодцы! Много взяли овощей и фруктов.

Дети встают. Звучит волшебная музыка.

- Слушайте внимательно и выполняйте движения:

Повертитесь, покружитесь (закрывают глаза)

В зоопарке очутитесь!

Дети открывают глаза, а перед ними стоят звери (дети с изображением животных на груди)

Я задаю вопрос в стихотворной форме, а дети-зверушки мне отвечают:

1. Отчего тигренок- крошка,

Ты похож на нашу кошку?

Потому что для меня кошка-близкая родня!

2. Хобот, слон, тебе зачем?

А в жару облиться чем? Чем тогда мне воду пить? И во что тогда трубить?

3. Обезьянка, ты послушай

Что на завтрак будешь кушать?

Отвечает обезьяна:

Принесите мне бананов!

4. Не простудишь, кенгуру кенгурёнка по утру?

Я его не простужу

в сумку сына посажу!

5. Эй, жираф, ответь скорее

Почему ты с длинной шееей?

Мне с таким высоким ростом доставать до листьев просто.

6. Зебра, будь добра, скажи

Кто тельняшку одолжил?

Это мне подарочек от любимой мамочки!

Спасибо вам зверушки за все! А у нас для вас тоже есть подарочек! (подаю корзину с фруктами и овощами)

Под волшебные слова возвращаемся в группу:

Повертитесь, покружитесь

Снова в группе окажитесь!

Игра «Доскажи словечко».

Очень медленны движенья

И походка как скольженье

В дом свой прячется от страха,

Хвост поджавши… (черепаха)

Он живет среди болот,

У него большой живот.

И огромный страшный рот!

Это толстый …. (бегемот)

Вот бежит колобок

У него колючий бок,

Его в руки не возьмешь

Потому что это… (еж)

В реке Африки живет

Злой зеленый пароход.

Кто б на встречу не проплыл

Всех проглотит… (крокодил)

Косолапый, неуклюжий,

Любит мед, не любит стужи.

До весны привык храпеть.

Как зовут его (медведь)

Ходит в шубе золотистой

Хвост у кумушки пушистый

Очень хитрые глаза

Как зовут ее?. (лиса)

Физминутка «Звериная зарядка»

Раз присядка, два прыжок,

Это заячья зарядка,

А лисички как проснуться,

Обязательно зевнут

Ну и хвостиком вильнут,

Ну а мишка косолапый

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте,

А наш Петя петушок

Подняв красный гребешок

Важно по двору шагает

Свою песню распевает.

Игра с мячом «Чей, чья, чье»

Бросаю мяч ребенку и начинаю фразу. Ребенок заканчивает и бросает мяч обратно.

У медведя хвост… медвежий

У медведя ухо… медвежье

У медведя лапа чья… медвежья

У медведя нос. медвежий

У медведя шерсть… медвежья

У медведя сон… медвежий

Ребятки, а ведь в зоопарке у зверей рождаются детеныши.

А вы знаете, у кого кто рождается?

У волчицы -волчонок (показываю иллюстрации)

У лисицы –лисенок

У львицы –львенок

У медведицы –медвежонок

У жирафа –жирафенок

У оленя –олененок

Какие вы молодцы!

Все справились!

Итог:

Где сегодня мы с вами были?

Кого видели?

В какие игры играли?

Какая игра понравилась больше всего?

Ирина Калашникова
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи де-тей средней группы.

Тема : «Дикие животные» .

Программное содержание :

Цель занятия : Формирование у детей грамматического строя речи по средствам представления о диких животных, их среде обитания .

Задачи :

Образовательные : Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам, упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов в , на, под. Учить выделять, четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук. Закрепить умение образовывать наименования детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.

Развивающие : Развитие слухового и зрительного внимания и психических процессов : памяти, мышления, внимания. Развитие общих речевых навыков и грамматического строя речи .

Воспитательные : Содействовать воспитанию собственной активности, ини-циативности, самостоятельности. Формировать навыки и умения сотрудничества, воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи. Воспитывать познавательный интерес, желание учиться.

Материал и оборудование : Сюрпризный момент - ребенок в костюме Буратино. Аудиозапись песни «Буратино» , наглядные картинки с изображением животных : белки, зайца, лисы, волка, медведя и их детенышей. Игрушки - зайчата, медвежата, лисята, волчата, бельчата и картинки жилья этих животных, магнитная доска.

Методы и приемы : Игровой, словесно – логический, наглядный, самостоя-тельная деятельность детей.

Планируемые результаты : Дети учатся согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи ; образовывать форму множественного числа существительных, употреблять в разных падежах.

Интеграция образовательных областей : Познание, коммуникация, безопасность, социализация, ознакомление детей с окружающим миром.

Форма НОД : Интегрированное занятие

Предварительная работа : Знакомство детей с дикими животными, чтение художественной литературы, демонстрация иллюстраций диких животных и их детенышей. Беседы с детьми о занимательных сведениях. Разучивание стихотворений и физминутки по теме. Создание условий в группе для самостоятельного знакомства с видами животных.

Методические приемы :

«Улыбка» .

1.1. Сюрпризный момент. Ребенок в костюме Буратино.

1.2. Задание 1. «Отгадай загадку» .

2. Основная часть.

2.1. Задание 2. «Кто где спрятался?»

2.2. Физминутка : «Буратино»

2.3. Задание 3. «Назови детенышей»

2.5. Игра – имитация «Кто как двигается?»

2.6. Игра «Зайка» (с движениями)

2.7. Задание «Что делает мишка?»

3. Заключительная часть.

3.1. Игра «Похвалялись звери» .

Ход занятия:

1. Вводная часть. Приветствие гостей «Улыбка»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на присутствующих здесь ребят, необычно поздороваться с ними и подарить друг другу свою улыбку и хорошее настроение .

Обращает внимание на гостя. Под запись песни «Буратино» вбегает одноименный персонаж.

Буратино : Знаете, Мальвина, задала мне столько домашних заданий, но я не могу сам с ними справиться, и Мальвину тоже не хочется огорчать. Ребята, а вы мне поможете?

1.1. Задание : «Отгадай загадку»

Его обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится

Зимою под елкой он так замерзает

Что летом шубейку свою не снимает. (Заяц)

Какие у зайца уши? (Длинные уши)

Какой у зайца хвост? (Короткий хвост)

У зайца мягкая теплая шкурка.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам :

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (Белка)

Какие у белки уши? (Короткие уши)

Какой у белки хвост? (Пушистый хвост)

Шкурка у белки теплая, мягкая.

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под волчий вой,

Спит в избушке снеговой (Медведь)

Какие уши у медведя? (Маленькие уши)

Какой хвост? (Короткий хвост)

Я, сознаюсь виновата :

Я хитра и плутовата

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком. (Лиса)

Какие уши у лисы? (Острые уши)

Какой хвост? (Длинный, пушистый хвост)

Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный? (Волк)

Какие уши у волка? (Острые уши)

Какой хвост? (Длинный хвост)

2. Основная часть.

Вос-ль : А где живут заяц, волк, лиса, медведь и белка? (Все эти животные живут в лесу)

Какие это животные, если они живут в лесу? (Дикие животные, сами добывают пищу, защищаются)

2.1. Задание 2. «Кто где спрятался?»

Буратино показывает детям картинку и просит их найти на ней животных. Предлагает детям сказать, чей хвост в дупле, чьи уши под кустом, чья голова в норе видна, кто, где спрятался (в берлоге, в норе, в дупле, под кустом, на дереве) .

2.2. Физминутка : «Буратино»

Вос-ль : Засиделся наш Буратино, хочет поиграть, вставайте с ним вместе.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

2.3. Задание 3. «Назови детенышей»

Дети находят детенышей по опорным картинкам :

Лиса - лисята

Волк – волчата

Белка - бельчата

Заяц – зайчата

Медведь – медвежата

На столе стоят игрушки – зверята. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и назвать их. Затем дети берут по игрушке и называют кто у него в руках (лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, волчонок) . Затем воспитатель предлагает поменяться игрушкой с другом. В обмене игрушкой принимает участие воспитатель : Посмотрите, я отдала Саше своего зайчонка, а у него взяла волчонка. Когда дети поменяются игрушками, воспитатель спрашивает, кому и кого они отдали, а кого получили. А давайте, мы назовем и покажем, как двигаются эти животные.

2.5. Игра – имитация «Кто как двигается?»

Заяц – прыгает

Медведь – идет вразвалочку

Лиса – крадётся

Белка – прыгает

Волк – рыщет.

2.6. Игра «Зайка» (с движениями)

Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке, поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется?

Может ежик здесь шуршит, может мышка здесь бежит,

Может птица пролетает, может мишка здесь гуляет?

Зайка путает следы, убегает от беды.

Прыгнул в бок он, повернулся,

И под кустиком свернулся.

Словно маленький клубок, чтоб никто найти не смог.

2.7. Задание «Что делает мишка?»

Детям раздаются карточки, где медведь выполняет разные действия. (Дети называют действия : медведь – идет, сидит и т. д.)

Вос-ль : Ребята, а зачем к нам пришел Буратино? (Чтобы мы помогли ему вы-полнить задания) А мы справились с заданиями? (Справились)

А Буратино, какой молодец, внимательно слушал, многому у нас научился. Ему очень понравилось, как вы все вместе дружно работали и ему помогали.

3. Заключительная часть.

Буратино. Спасибо, ребята! Один бы я никогда с такими трудными заданиями не справился.

Воспитатель предлагает детям и Буратино поиграть

3.1. Игра «Похвалялись звери» .

Просит каждого подумать, кем он хочет быть : белочкой, зайцем, волком, медведем или лисой. Приглашает к себе ребенка, и игра начинается.

Я – медведь, - говорит воспитатель.

А я – волк, - отвечает ребенок.

У меня шуба коричневая.

А у меня серая.

У меня уши круглые.

3.2. Рефлексия.

Спасибо всем ребятам, за хорошее настроение .

Вопросы к детям, что больше понравилось, какие животные дикие, почему.

В какую игру хотели бы еще сыграть, чтобы дикие животные были персона-жами в этой игре.

Обучение