Под Израилем в Библии действительно подразумевается Израиль? Что Библия говорит о евреях (иудеях) Происхождение Танаха, язык и историческое развитие

Потомство Сима, сыны Еверовы, хабиру
синайский племенной союз

Евреями (иудеями) в Библии называется религиозно-этническая группа людей, происходящих от Авраама и связанных с Богом рядом союзов (заветов). Начальным моментом формирования еврейского народа можно считать заключение завета между Богом и Авраамом ок. 17 в. до Р.Х. Позже потомки Авраама (как и ряд других семитских племенных групп) оказались в египетском рабстве. В Египте эти семитские рабы получили общее название «хаперу» («хабиру») - к этому слову, вероятно, восходит этноним «евреи»; Библия же производит название «евреи, сыны Еверовы» от одного из предков Авраама, Евера. Так или иначе, эти семитские племена (во всяком случае, большинство из них) сохранили память о вере Авраама, древнем семитском монотеизме. При исходе из Египта (ок. 13 в. до Р.Х.), в Синайской пустыне, к беженцам присоединились обитавшие там семитские племена. Этот разнородный племенной союз стал этнической основой формирования еврейского народа. По преданию, в него входили т.наз. двенадцать колен Израилевых - двенадцать племен, каждое из которых возводило свое начало к одному из потомков внука Авраама, Иакова-Израиля. В единое целое колена соединялись заветом, заключенным с ними Богом на горе Синай. При завоевании Палестины одиннадцать колен разделили ее территорию между собой, а колено Левиино не получило земельного надела, но ему было поручено служение священства.

Народ завета: вы будете Моим народом
ограда закона (не смешиваться)

Законы Синайского завета запрещали любое культурное и тем более религиозное смешение евреев с жителями Палестины, что послужило защитой от языческих соблазнов. Внутреннее единство еврейского народа обеспечивалось главным образом единством веры. Основой существования народа было обетование Божие «вы будете Моим народом». В первое время после заселения Святой земли отсутствовало даже единство культа. В общественной жизни колена Израиля управлялись харизматическими вождями - судьями, обладавшими скорее духовным авторитетом, чем властью. Принадлежащие к разным коленам, судьи также служили фактором внутренней интеграции еврейского народа. Многочисленные бедствия, постигавшие евреев в период судей, были осмыслены библейскими авторами как результат отступления народа от верности Синайскому завету. В конечном итоге завет стал восприниматься как единственная опора евреев. Эпоха судей впоследствии стала считаться идеалом харизматической теократии; однако в сер. 11 в. до Р.Х., в связи с оскудением плеяды судей, евреи потребовали у последнего судьи, пророка Самуила, поставить им царя, дабы они были «как прочие народы». На рубеже 11 - 10 вв. до Р.Х. при царе Давиде монархия со столицей в Иерусалиме распространяется на всю территорию Святой Земли и на все колена Израилевы. Однако менее чем через столетие, после смерти наследника Давида Соломона царство его разделяется на две части: северное царство со столицей в Самарии включает десять колен и называется Израилем (или Ефремом по главному колену); южное царство со столицей в Иерусалиме включает только колено Иудино и называется Иудеей.

В 722 г. до Р.Х. Северное царство было разрушено ассирийцами, а его обитатели в результате проводимых ассирийцами массовых депортаций перемешалось с языческими племенами. Южное царство просуществовало до 597 г. до Р.Х., когда оно пало под ударами вавилонян. По возвращении из вавилонского плена в конце 6 в. до Р.Х. остатки колена Иудина распространились по всей стране. В связи с решительным численным преобладанием иудеев, а также из-за языческих элементов в религиозной культуре северных колен, после вавилонского плена понятия «еврей» и «иудей» становятся практически синонимичными. В библейской литературе, особенно в послепленный период, еврей и иудей означают в первую очередь приверженца Синайского монотеизма, чтущего Единого Бога и исполняющего Его заповеди. Этническое значение этих имен вторично; приходящий к Синайской вере иноплеменник становится членом избранного народа, т.е. иудеем.

Согласно Библии, Израиль является избранником Бога, наделенным особой миссией. Пророки называют Израиль любимым насаждение Бога: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его» (Ис. 5:7) . Эта избранность евреев-иудеев означает в первую очередь особую ответственность этого народа перед Богом: «только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам. 3:2) . Господь говорит, что народ Израиля избран для свидетельства о Нем: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы — свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог» (Ис. 43:10-12) . В последние дни это свидетельство будет явлено всему миру: «Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Зах. 8:23) .

Сам Господь в Новом завете подтверждает справедливость этого: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:22) . Многочисленные представители еврейского народа, от Пресвятой Богородицы до тысяч уверовавших в результате проповеди апостолов после Пятидесятницы, приняли Господа Иисуса Христа. Однако еврейский народ как целое, как религиозно-этническая общность, не принял Христа (Ин. 1:11-12) . Возбуждаемые своими религиозными вождями, иудеи кричали Пилату: «распни, распни Его!» (Лк. 23:21) . Поэтому Христос, скорбя об избранном народе, сказал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37-38) .

Апостол Павел, говоря в Послании к Римлянам о судьбах Израиля, сравнивает еврейский народ с культурной маслиной, к корню которой по милости Бога прививается все остальное человечество. Ожесточение же, т.е. отвержение Христа, произошло в Израиле отчасти, до времени, когда войдет в Царство Божье полное число язычников. На основании слов апостола в Рим. 2:28-29 о том, что «иудей» - не этническое, а духовное, внутреннее понятие, означающее человека, верующего и слушающего Бога Израилева, христианская Церковь стала считать себя Новым Израилем, привитым на обломленный корень Израиля Ветхого. Одновременно в христианской среде распространилось мнение о том, что еврейский народ будет последним, кто обратится к вере Христовой, и это обращение ознаменует собой конец мира.

И. П. Липовский

Библейский Израиль: история двух народов

Предисловие

Эта книга впервые дает читателю возможность познакомиться с неизвестными главами библейской истории, заглянуть в самые сокровенные тайны Ветхого Завета, которые были скрыты от людей в течение тысячелетий. Представляя собой совершенно новое изложение библейской истории, она не подменяет ветхозаветные предания, а существенно дополняет их и объясняет. Необходимость ее написания была вызвана очевидной несостоятельностью научных теорий XX в., пытавшихся истолковать наиболее темные периоды ветхозаветной истории на основе данных современной археологии. Вместо традиционного упора на противоречивые результаты археологических открытий, автор сконцентрировал главное внимание на «археологии» самой Библии, на анализе библейских текстов и на сопоставлении их с письменными памятниками Древнего Востока. Именно этот подход привел к разгадке многих ветхозаветных тайн, ибо, как выяснилось, ключи к ним уже содержатся в Библии.

Но может ли Библия быть надежным источником по истории древнего Ближнего Востока, другими словами, насколько она исторична? На этот вопрос историки-библеисты дают самые противоречивые ответы: от безусловного «да» до категорического «нет». В мире библейской науки по-прежнему существуют два диаметрально противоположных полюса. На одном - «ортодоксы», настаивающие на полной достоверности всех книг Священного писания. На другом - «нигилисты», которые отрицают историчность Библии, считая ее сочинениями иудейских авторов эллинистического периода. Многие историки придерживаются промежуточных позиций между этими крайними точками зрения, причем одни склоняются больше к первому мнению, а другие - ко второму. Ну а что же современная археология, чью сторону принимает она? К сожалению, несмотря на то, что земля библейских стран буквально перекопана, даже в XXI в. археология не в состоянии ни подтвердить подлинность библейской истории, ни опровергнуть ее. Примечательно признание известного израильского археолога Амихая Мазара, автора одной из лучших монографий по археологии Палестины: «Может ли археология пролить свет на вопрос о происхождении Израиля? Ответ на это отрицательный, так как интерпретация имеющихся археологических свидетельств отнюдь не однозначна».

Признаем мы это или нет, но альтернативы Библии у нас до сих пор нет. Все открытия археологов XIX–XXI вв., включая известные письменные памятники Древнего Востока, по своему значению не могут даже отдаленно сравниться с библейскими книгами - самым фундаментальным трудом религиозного, исторического и литературного характера, созданным когда-либо людьми. Однако Библия - это не учебник по истории, ее авторы интересовались не историей, а теософией и отношениями между людьми и Богом. Прошлое своего народа они использовали с чисто назидательными целями - как поучительный материал для будущих поколений, - поэтому библейские книги носят не столько исторический, сколько дидактический характер. Оценивая степень историчности Библии, не следует забывать об огромном разрыве во времени между самими событиями и их записью. Например, прежде чем были письменно зафиксированы предания о патриархах Аврааме, Исааке и Иакове, они передавались в устном виде из поколения в поколение в течение 800–1000 лет. Кроме того, какими бы боговдохновенными ни были библейские книги, их записывали, а потом в течение многих веков переписывали, вполне земные люди, которым было свойственно ошибаться. Поэтому и Библия в целом, и особенно самая ранняя часть Ветхого Завета, неизбежно содержат исторические искажения и ошибки.

Впрочем, главная проблема библейских книг состоит не в том, что они недостаточно историчны, а в том, что они слишком фрагментарны. Анализ библейских текстов указывает на то, что уже в глубокой древности начальная часть Ветхого Завета, Пятикнижие Моисея, была подвергнута серьезной редакции и из нее была изъята существенная часть истории, без которой ветхозаветное повествование не всегда понятно и последовательно. Каким же образом возникли эти белые пятна, кто, когда и зачем убрал часть первоначальной истории?

Как известно, главное действующее лицо в Ветхом Завете - древние евреи. Однако они - и в этом кроется самая большая тайна библейской истории - изначально представляли не один, а два народа, точнее, две племенные группы - северную и южную, причем у каждой из них были свое прошлое, свое родословие и, более того, собственная религия. Северяне и южане в разное время пришли в Палестину и в разное время ушли оттуда в дельту Нила. В Египте они пробыли далеко не одинаковое время (северная группа - 250 лет, а южная - 430), а главное, занимали там совершенно разное положение. И опять-таки эти племенные группы и возвратились из Египта, и отвоевали свое место в Палестине в разное время, причем без помощи друг друга. Поэтому, когда современные археологи пытаются найти следы событий, изложенных в Библии, они вполне естественно наталкиваются на неразрешимые противоречия, ставящие под сомнение истинность ветхозаветного повествования. Ибо там, где они ищут историю одного народа, в действительности скрыто прошлое двух, хотя и родственных, но разных народов, которые долгое время были оторваны друг от друга. На целое столетие (XI–X вв. до н. э.) северная и южная племенные группы вынуждены были объединиться в одном царстве, чтобы отбить натиск общих врагов. Однако разное происхождение, история и политические интересы не могли не возобладать, и обе эти племенные группы, известные позднее как «израильтяне» и «иудеи», навсегда расстались, создав свои собственные, отдельные, государства.

Однако именно их недолговечный союз и стал причиной появления белых пятен в начальных книгах Ветхого Завета. В X в. до н. э., в годы правления израильско-иудейских царей Давида и Соломона, перед первыми редакторами самых ранних библейских книг, известных сегодня как Бытие, Исход, Левит и Числа, была поставлена очень трудная задача: ничего не меняя в преданиях обеих племенных групп, составить их общее родословие и историю. Эта цель диктовалась как политическими интересами объединенного Израильско-Иудейского царства, так и стремлениями яхвистских священнослужителей упрочить культ единого Бога среди обеих племенных групп. В версии об общем происхождении северных и южных древнееврейских племен была очень заинтересована и правившая в то время южная династия давидидов. Так появился начальный вариант Пятикнижия (состоявший тогда только из четырех книг), который представлял собой смешение преданий и родословий израильтян и иудеев. В него вошли также рукописи самого Моисея, который был первым, кто стал записывать историю своего народа (южной племенной группы). Отдавая должное особой роли Моисея, редакторы Библии дали его имя всему собранию рукописей. Разумеется, первые книги не могли быть написаны без обширных лакун в общей истории, так как соединить судьбы северных и южных племен оказалось очень непросто. Лучше всего эти трудности видны в книге Исход, где несколько веков пребывания древних евреев в Египте были обойдены почти полным молчанием.

В этой статье мы постараемся разобраться, кто такой Израиль, затронем вопросы Нового Завета, рассмотрим, зачем приходил Мессия и зачем умер, а потом воскрес.

Итак, вопрос для христиан: скажите, о чем написана Библия?

Я бы сформулировал следующим образом: Всю библейскую историю можно сравнить с описанием семейной жизни. В Библии рассказывается история о Творце и его заклятом враге, которые сражаются за невесту. Один пытается заставить невесту хранить брачные обеты, а второй пытается заставить нарушить их.

Прежде чем вы скажете мне, что это какая-то чушь, давайте рассмотрим это более детально.

Мужем в этой истории является сам Бог. Жена – это прообраз Его народа. Но кто же такой этот «Его народ»?

На протяжении всей истории у Бога были люди, которые чтили Его заповеди и исполняли Его волю (т.н. праведники). Но группу людей, как народ, которых Бог бы называл своими, мы впервые встречаем вскоре после вселенского потопа. В Библии этот народ называется Израилем. Родоначальником народа стал Авраам, который отказался от других богов в пользу единого живого Бога. Он послушал голос Всевышнего, покинул свою, политеистическую, страну и поселился в Ханаане, исповедуя монотеизм. За это Бог благословил Авраама, пообещав ему, что размножит его семья. И что это семья будет благословением для всего мира.

Бытие 12:2-3

Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя… и благословятся в тебе все племена земные.

Бытие 22:17-18

Умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли.

Обещание Бога – серьезная вещь. И в рамках исследования этого народа, давайте рассмотрим некоторые невероятные достижения евреев и точно выясним, действительно ли завет с Авраамом действует настолько безупречно.

Знаете ли вы, что евреи составляют лишь четверть процента населения Земли, то есть, 13 миллионов человек? Тем не менее, из 660 лауреатов Нобелевской премии 160 были евреями.

А вот лишь некоторые из наиболее знаменитых имен. Карл Маркс, Франц Кафка, Теодор Герцль, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Адам Сэндлер. Барбара Страйзенд, Боб Дилан, Дэвид Копперфилд, Дастин Хоффман. Элизабет Тейлор, Элвис Пресли, Джордж Майкл, Харрисон Форд, Генри Киссинджер, Джерри Льюис. Кирк Дуглас, Ливай Страусс, Мэрлин Монро, «Братья Маркс», Мэл Брукс, Нил Даймонд. Пол Ньюман, Шон Пенн, Стивен Сигал, Стивен Спилберг, Вуди Аллен.

При президентстве Обамы председателем Федерального Резерва был Бен Бернанке; главой администрации Белого дома - Ром Эмануэл; политическим советником Президента - Дэвид Аксельрод; ведущим экспертом по Среднему Востоку при Совете национальной безопасности - Дэн Шапиро. Судья Рут Бейдер Гинзбург является членом Верховного суда США, а Джек Льюис - министром финансов. Все эти люди - евреи.

Некоторые русские и украинские имена известных евреев: Леонид Агутин, Леонид Утесов, Анжелика Варум, Лариса Долина, Олег Газманов, Тамара Гвердцители, Жасмин, Лолита, Борис Моисеев, Максим Леонидов, Михаил Турецкий («Хор Турецкого»), Михаил Шуфутинский, Уман и Бортник (Би-2), Клара Новикова, Максим Галкин, Владимир Винокур. Арсений Яценюк, Виктор Пинчук, Вадим Рабинович, Лев Троцкций, Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов. Это только некоторые, полный список просто невозможно уместить в этой статье.

По данным журнала «Vanity Fair» за 2010 год, из ста наиболее могущественных людей на земле — 51 были евреями. Вы только представьте: четверть процента мирового населения! Вы понимаете? Тринадцать миллионов из шести с половиной миллиардов! И вот такой незначительный процент стал самым влиятельным на земле. Двадцать процентов самых богатых людей мира - евреи.

Сергей Брин - основатель Google. Марк Цукерберг - основатель Facebook. Ларри Эллисон - сооснователь и глава корпорации Oracle. Майкл Блумберг - мэр Нью-Йорка. Лидер большинства Палаты представителей - Эрик Кентор. Известный модельер Ральф Лорен. Кандидат в президенты России Михаил Прохоров. Все они - евреи.

Авторы рейтинга отмечают, что 165 миллиардеров-евреев составляют 11 процентов среди всех миллиардеров планеты. И если учесть, что евреи составляют лишь 0,25% населения Земли, то доля евреев среди богатейших людей мира в 44 раза превышает долю евреев среди населения планеты. Совокупное богатство 165 участников списка «тянет» на 812 миллиардов долларов.

А теперь - некоторые изобретения, подаренные нам еврейским народом. Лампочка накаливания, лазеры, кардиостимулятор, дефибриллятор, генная инженерия. Нержавеющая сталь. Как насчет формулы E=mc2? Это очень важно. Вакцины от холеры и бубонной чумы, вакцина от полиомиелита, ядерное оружие, капитализм. Эндоскопическая капсула. Вы знали, что ваши джинсы были придуманы евреями? Хвала Богу за Ливая Страусса. Губная помада, шариковая ручка, контрацептивы, быстрорастворимый кофе, светофоры. «Scotchguard», соломинки для коктейлей. Весь Голливуд… Комедийные телесериалы, долгоиграющие грампластинки, фестиваль «Вудсток». Звуковое кино, видеокассеты, цветное телевидение. И это еще не все. По-моему, евреи изобрели чуть ли не весь мир. Моментальная фотография, голография, портативные рации, дирижабль, факсимильный аппарат, оптоволокно, компьютерная флэш-память - все это изобретено евреями. И, конечно же, по мнению всех мужей во всех семьях, самое важное из всех изобретений евреев за все времена - пульт дистанционного управления.

Итак, вывод следующий: еврейский народ, вне всякого сомнения, - самый благословенный народ из всех живущих на земле. В расчете на одного человека, они принесли больше благословения обществу, чем любая другая этническая группа в современной истории. Это несомненно. Физические гарантии заветных благословений не зависят от каких-либо духовных условий. Христианство не может заменить то, что уже было провозглашено и установлено, как непреложное. Бог сказал об этом, мы этому верим, и лучше нам не вмешиваться. Бог благословляет тех, кого Он хочет благословить. Аминь?

Вернемся снова к истории. Библия не случайно написана об Израиле. Именно этот народ чтил истинного Бога, начиная от самого первого дня своего существования. Да, они периодически отходили от истины и правды и за это были наказаны, но даже в самые плохие времена в этом народе всегда были праведники. Именно Израиль назван в Библии невестой Бога. Не церковь, как думают многие. Надуманный постулат о том, что Церковь есть “Невеста” приводит многих уверовавших к невозможности правильного понимания многих ключевых мест Библии. Так, например, нигде в Слове не говорится о том, что Господь будет “жениться” на Церкви. Его Невеста - это Новый Иерусалим и в том числе еврейский народ, сохранивший верность Ему. Церковь же есть Его тело.

Кстати о Новом Завете, задумывались ли мы когда-либо почему его так назвали? Что это за новый завет такой? И еще более важный вопрос: Завет кого с кем?

Нету лучшего места в Писании отвечающего на этот вопрос, чем в Иеремии.

Иеремия 31:31-34

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет , не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа «, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

Обратите внимание, тут Господь говорит, что Он заключит завет не с домом язычников, но с домом Израиля и домом Иуды.

А вот еще один интересный фрагмент Писания на этот раз из Нового Завета, в котором описывается будущее царство Мессии:

Откровение 21: 9-12

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых.

Обратите внимание, никаких колен язычников. Никаких колен украинцев или русских, или американцев… Только 12 колен Израиля. Не поймите меня превратно, я уверен, что среди спасенных будут и украинцы, и русские, и американцы тоже – давайте рассмотрим это чуть позже, а пока снова возвращаемся к истории.

У внука Авраама (Израиля) было 12 сыновей, которые основали 12 колен Израиля. Прошло много времени, и народ стал весьма многочисленнен. Обитали 12 колен на территории современного Израиля. После правления царя Соломона Израиль разделился на два противостоящих лагеря: Южное царство, состоящее из двух колен и называемое Иуда, и Северное царство, состоящее из 10 колен и называемое Израиль.

Израиль
[Еврейское Йисраэл ]

I. В Быт 32:28 (ср. Ос 12:4 ) значение имени И. истолковано как «борющийся с Богом». Этимология этого слова (имени) дает возможность переводить его как «Бог будет бороться, сражаться» или «Бог борется». Господь дал это имя праотцу Иакову после его борьбы с ангелом в Пенуэле (Быт 32:24 и следующие). Сыновья Иакова вскоре стали называться сыновьями Израилевыми (Быт 46:8 ; Исх 1:1 ). Начиная от времен Моисея, слова «сыны Израилевы» (Втор 4:44 ), «дом Израилев» (Исх 16:31 ) или просто «израильтяне» (Исх 9:7 ), «Израиль» стали обозначать весь народ, происходящий от Иакова. В подобном же значении эти наименования употреблялись и позднее – вплоть до раздела царства.

II. После раздела единого царства на Северное и Южное (при Ровоаме и Иеровоаме) под И. стало подразумеваться преимущ. Северное царство, в отличие от царства Иуды. Для того чтобы понять, в каком значении употреблено название «И.», требуются дополнительные сведения к ряду мест Свящ. Писания, особенно в книгах пророков. Название «И.» могло относиться ко всем 12 коленам Израилевым и после раздела царства на Северное и Южное. Однако и до этого оно могло употребляться в качестве противопоставления Иудее, как, напр., в 2Цар 2:9 . После падения Самарии и пленения 10 колен название «И.» используется в отношении Иудейского царства (Ис 41:14 ; Иер 10:1 ); позднее им стали называть евреев, вернувшихся из вавил. плена (Езд 9:1 ; Езд 10:5 ; Неем 9:1 и следующие; Неем 11:3 ). В этом значении слово «И.» постепенно вытесняется словом → «иудеи» (см. НЗ), а само слово «И.» употребляется только для отличения духовных наследников Авраама от иудеев как народа (Рим 9:6 ).

III. Назначение И. (народа) состояло в том, что он должен был дать народам обетованного Мессию, Христа. Именно это подразумевается в Быт 12:3 , где рассказывается о том, как Господь призвал Авраама. У горы Синай Бог возобновил завет, который Он заключил с праотцами. При этом большое значение имеет сказанное в Исх 19:5 и следующие Царем И. был Сам Бог. Он дал ему Свой Закон, предписал богослужение, говорил устами пророков и по наступлении полноты времени послал Своего единородного Сына, Который был израильтянином «по плоти». То, что И. отрекся от Христа, увидев в Нем своего врага и богохульника, послужило основанием для суда над израил. народом, который продолжается сегодня и будет продолжаться в будущем.

IV. И. – народ особого Божьего откровения. Другие народы превзошли И. в культуре и искусстве. Так, финикийцы были лучшими в зодчестве, римляне – в управлении государством, греки – во всех областях культуры. Миссия же И. состоит в том, что этот народ – и только он – был народом Слова Божьего.

V. Об историч. развитии народа И. см. статьи о его царях, пророках и т.д., а также статью «Война» и хронологические таблицы. В данном разделе дается лишь краткое описание основных периодов истории И:
1) ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДА ИЗРАИЛЯ ДО → ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА: порабощение израильтян фараонами, призвание Моисея, казни Египетские и переход через Чермное море;
2) ОТ ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА ДО ЗАВОЕВАНИЯ ХАНААНА: заключение завета на горе Синай, 40 лет странствования по пустыне, завоевание вост. берега Иордана при Моисее и зап. – при Иисусе Навине, а также распределение земли обетованной между 12 коленами;
3) ВРЕМЯ СУДЕЙ – ОТ ГОФОНИИЛА ДО САМУИЛА – отмечено ослаблением связей между израил. коленами и распространением идолопоклонства. В это искушение израильтян ввели хананеи: несмотря на повеление Господа, они не были полностью изгнаны из земли обетованной. Бог вновь и вновь избавляет израильтян от чужеземного господства, ставя над ними → судей;
4) ЕДИНОЕ ЦАРСТВО ПРИ САУЛЕ, ДАВИДЕ И СОЛОМОНЕ. Самуил уступил желанию народа иметь царя, хотя это означало отказ от Бога как от Верховного Властителя. Саул не справился с возложенной на него обязанностью быть ответственным за свой народ пред Господом. Давид же был человеком, угодным Богу, и поэтому именно он получил обетование о Мессии. При Давиде и Соломоне И. пережил период своего наивысшего расцвета, но противоречия между коленами Иуды и Ефрема стали преддверием тех трагич. событий, которые привели к закату царства. Иерусалим становится политич. и религ. столицей И., что имело большое значение для будущего страны;
5) ДВА ЦАРСТВА – ИЗРАИЛЬСКОЕ И ИУДЕЙСКОЕ. Более крупное Северное царство, образованное десятью коленами, оказалось менее сильным, поскольку здесь была утрачена связь с храмовым богослужением. В качестве его замены Иеровоам ввел поклонение золотым тельцам в Вефиле и Дане. Множество царей сменяли друг друга на престоле, причем часто это происходило в результате заговоров и убийств. Идолопоклонство в И. особенно распространилось во времена Ахава. Переменчивые надежды на Ассирию, Египет и Дамаск оказались трагическими политич. просчетами. Примечат., что Израильское царство достигло наивысшего расцвета – незадолго до своего падения и ассир. плена (722 г. до Р.Х.) – при Иеровоаме II. В 4Цар 17:7-23 указаны основные причины этого падения. Преимущество же Иудейского царства заключалось в том, что Иерусалимский храм оставался средоточием его духовной жизни, а богобоязненные правители обеспечивали стабильность цар. дома Давида. Бог пощадил Иудейское царство, дабы исполнилось обетование, данное Давиду и его потомкам. Но Божий суд исполнился, когда безбожие, перекинувшееся после гибели Северного царства на Южное, широко распространилось и здесь. Иудейское царство оказалось причастным к уничтожению И. (→ Аса → Ахаз). Пророки обоих царств тщетно призывали народ обратиться к Богу;
6) ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО в 722-587 гг. до Р.Х. Реформы Езекии и Иосии не смогли остановить религ.-нравств. падения народа, предшествовавшего политич. падению Иудейского царства. Манассия, Амон, Иоаким и Седекия служили чуждым богам. Идолопоклонство Манассии привело к разрушению Навуходоносором Иерусалима и храма. Пророки Господа оказались правы, возвещая Божий суд, лжепророки были посрамлены;
7) ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН (587-538 гг. до Р.Х.), из которого в Иудею и Иерусалим возвратилась лишь часть народа;
8) ОТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ПЛЕНА ДО РАЗРУШЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА РИМЛЯНАМИ (538 г. до Р.Х. – 70 г. по Р.Х.). В начале этого периода Палестина находилась под властью персов, сменившейся затем властью Александра Македонского. После смерти этого завоевателя Палестина стала предметом спора между двумя династиями – сир. Селевкидов и егип. Птолемеев. В результате восстания против сир. царя Антиоха IV Эпифана образовалось иуд. царство Маккавеев, или Хасмонеев, самостоятсти которого положил конец рим. полководец Помпей в 63 г. до Р.Х. С этого времени начинается эпоха рим. господства в Палестине. Этот период стал временем прихода на землю Иисуса. Однако еврейский народ, очистившийся в плену от идолопоклонства, но оказавшийся в плену у буквы Закона, не признал Христа Божьим Мессией. Два восстания против рим. господства привели к полной утрате гос. самостоятельности иудеев. → Иудеи, иудаизм.

VI. После того как Иудейское государство прекратило свое существование, вокруг И. часто возникали споры о его предназначении в свящ. истории и его отношении к христ. Церкви. Этот вопрос обсуждался и во времена НЗ, но особую остроту он приобрел в XX в. в связи с возрождением Израильского государства и возникшими в связи с этим политич. проблемами. Основополагающим при этом является тезис, изложенный в Лк 21:24 (смотрите перевод НЗ под редакцией епископа Кассиана): власть народов над Иерусалимом определена установленными для них сроками. Говоря об избрании И., ап. Павел пишет: «...Дары и призвание Божие непреложны» (Рим 11:29 ). У И. есть предназначение для будущего. Чтобы смирить гордость христиан из язычников, Павел открывает тайну: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени , пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется» (Рим 11:25 и следующие). Будущее И. среди народов земли связано с его всеобщим обращением ко Христу. → Царство Божие.

«ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ СПАСЕТСЯ…» ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О ВОЛЕ БОГА ДЛЯ ЕВРЕЙСКОЙ НАЦИИ. (Искусственный вопрос)

«И благословятся в тебе все племена земные». (БОГ – Аврааму, первому еврею).

Многие как «дипломированные», так и «любительские» специалисты по Священным Писаниям усиленно отстаивают мысль о буквальном помиловании Богом «всего Израиля» по национальному признаку. В основу для таких выводов они закладывают, в частности, девятую, десятую и одиннадцатую главы Послания Апостола Павла к Римлянам.

Для экономии места не буду приводить здесь весь текст названных глав. Каждый может прочитать его в своей Библии. Приведу лишь одну цитату: «Ибо Писание говорит: «всякий, верующий в Него не постыдится». Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». (Римл. 10:11-13).

Итак, о чем идет речь? Что нам сообщают эти главы из Послания Апостола?

Они, в принципе, говорят то же самое, что и Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди. Они заверяют, что Бог спасет всех, все народы!

Римлянам 11:32: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать». Бог будет миловать все народы! Спасется каждый желающий спастись. «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется»,- так говорит Апостол, цитируя древнего пророка. И в этой же теме продолжая, говорит: «Итак, весь Израиль спасется…» (Римл. 11:26).

Вопрос: Как может спастись «весь Израиль»? Это, что, намек на их, евреев, национальное превосходство над остальными народами? Они, что, спасутся только за то, что являются евреями по крови? Об этом ли говорит Апостол? Не сам ли он в начале девятой главы, начиная тему об Израильтянах, говорит, что «Не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его… то есть не плотские дети суть дети Божии». (Римл. 9:6,7,8). А в другом месте Апостол утверждает, что «не тот Иудей, кто по наружности, и не то обрезание, что по плоти, но тот Иудей, кто внутренне таков….»

Апостол Павел, говоря о спасении буквальных Иудеев, и о том, что «весь Израиль спасется», - на самом деле – не сказал ничего нового! Он, просто, как говорили, по смыслу повторил то, что сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди. (Подробнее о Нагорной проповеди, а также об Израиле – в книге «Премудрость Любви»).

Если, как это видно из Нагорной проповеди, по воле милосердного и любящего Бога, спасение наследуют даже те, которые ничего не знали о Боге, но сами по себе, по своей человеческой природе были добрыми и стремящимися к справедливости, то неужели добрый и милосердный Господь откажет в спасении тем, которые имели Божьи законы и старались стремиться к святости, к праведности?

Этот народ, буквальный Израиль, изначально был избран Богом для особой, для уникальной цели и миссии. В общество этого народа, в Израиль сошел на землю Спаситель всего человечества. Священное Писание было написано представителями этого народа, в Израиле. Апостол Павел подчеркивает: «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки, аминь». (Римл. 9:5).

Израиль, однозначно, занимал особое место в замысле Бога. Он был особым народом, избранным Богом для особой цели. А Бог – не меняется. Апостол говорит: «Ибо дары и призвание Божие непреложны». (Римл. 11:29).

В первом веке, при жизни Апостолов, среди язычников, принявших Иисуса Христа, возникла мысль, что Бог отверг весь Израильский народ в целом, и, вместо него избрал себе язычников. Вот эту мысль и опровергает Апостол Павел в своем Послании к Римлянам. Апостол разъясняет, что язычники пришли к Богу не «вместо» Израиля, а пришли по милости Бога на то место, которое им в спасении определено от Бога. А Израиль, продолжает Апостол, никак не отвергнут, и не забыт Богом. Но, говорит Апостол, в свое время, Израиль также будет весь спасен.

Тяжелую проблему сами себе создают те исследователи Библии, которые обсуждаемые здесь главы Послания к Римлянам пытаются понимать в отрыве от контекста всего Учения Христа, и, особенно в отрыве от Его Нагорной проповеди. Именно, основываясь на смысле Учения Христа, Апостол Павел и разъясняет христианам в Риме суть вопроса о спасении Израиля по плоти. Он говорит, что Израиль будет спасен не за свою национальность, и не за то, что является потомком Авраама по крови, а за то, что имел Божьи законы и старался их выполнять. И это есть милость и любовь Бога! И – справедливость Бога! Совершенно справедливо Апостол, завершая тему о спасении Израиля, восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь». (Римл. 11:33-36).

Однако, Апостол, как носитель Святого Духа, разъясняющий христианам дела и намерения Бога, в этих главах раскрывает еще одну мысль. Он в своих рассуждениях касается не только всего человечества в целом, но разъясняет здесь и вопросы, относящиеся к Церкви Христа. В 25 тексте 11 главы он пишет: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе,- что ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет полное число язычников».

«Полное число язычников». Что это за «полное число», да еще язычников? Язычники – это люди из всех народов. О них, о людях из всех народов сказано, что их «великое множество, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков…» (Откр.7:9). Язычникам – нет числа. Так говорит Откровение. А Павел говорит о некоем «числе язычников».

«Число» в Откровении упоминается одно – 144000. В Откровении говорится, что 144000 «запечатлены из всех колен сынов Израилевых». Но Павел говорит, что из язычников «войдет полное число». Вопрос: Куда войдет это полное число язычников? Не сказано, что войдут все язычники. Но только часть из них, какое-то число из них куда-то «войдет». Куда?

Скорее всего, здесь Апостол говорит о Церкви Христа, которая, определенно ограничена в размерах, в «числе», и в которую, по милости Бога, войдут и язычники. Вот, когда Церковь Христа полностью образуется, когда Бог соберет всех ее членов, тогда совершится то, что называется «войдет полное число». Когда церковь будет полностью собрана, тогда придет Христос и совершит Свое спасение всем народам. Тогда и «весь Израиль спасется».

Сейчас нет особого смысла углубляться в тему о 144000, о том, буквальное это число, или символическое. Ясно одно, что 144000 есть число строго указанное и ограниченное. Также ясно, что это число означает количество тех, которые находятся непосредственно с Христом на небесной «горе Сион». Мы знаем, что с Христом будет Его Церковь.

Известно, что в Церковь Христа входят не только Израильтяне по плоти, но и язычники. Павел прямо говорит об этом в своем Послании к римлянам. Да и в других местах Писания эта мысль повторяется многократно.

Одновременно получается, что в «великое множество, которого никто не мог перечесть» входят не только язычники, но и представители буквального Израиля, причем «из всех колен». В Откровении 7:9 сказано: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих». (Из всех племен и колен… значит, и из Израиля!)

Итак, что видно? Отчетливо видно, что Бог во Христе приобрел Себе все народы и снял национальные границы людей. В Церковь Христа, однозначно, наряду с Иудеями вошли язычники, то есть представители всех наций и народов земли. А Иудеи, не вошедшие в Церковь Христа, присоединились к «великому множеству, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков…».

Во всем этом нам действительно открывается «бездна богатства и премудрости и ведения Божия»! Сам Христос говорил: «Многие же будут последние первыми, и первые последними». Израиль был избран первым, но присоединится к Христу последним. И это – от Бога. Господь, как написано, допустил «ожесточение» в Израиле, чтобы через это другим народам открылся путь к спасению.

Библейское число 144000 всегда связывается с храмом Бога. Так, в Соломоновом храме было 144000 камней. С Ангцем на горе Сион стоят 144000 искупленных от земли. Новый Иерусалим содержит число 144000. Получается, что «144000» есть Церковь Христа.

По-видимому, Церковь Христа займет место, которое утратил возгордившийся и восставший «херувим осеняющий» и его ангелы. Бог не создавал новых Ангелов. И Ангелы не размножаются, как люди. Но, в результате мятежа сатаны, у Бога теперь как бы недостает Ангелов. Возможно, на их место и будут взяты избранные люди.

В Библии содержится описание того, как «выглядел» херувим осеняющий в момент своего сотворения. Сказано, что его «одежды» были украшены всякими драгоценными камнями». (пророк Иезекииль 28 гл. 13 текст)

Очень примечательно, что эти же драгоценные камни, только еще в большем количестве упоминаются, когда говорится о том, как будет выглядеть Новый Иерусалим, Жена, Невеста Агнца, то есть Церковь Христа. (Откр. 21 гл).

Откровение 21 глава, это – исполнение пророчеств Захарии об Израиле и об Иерусалиме. «Молиться об Иерусалиме», значит, молиться о Церкви Христа. Такова Библейская терминология. Кто благословляет Церковь Христа, того благословит Бог. «Я благословлю благословляющих тебя….» Благословить Христа и благословить Его Невесту – есть одно и то же. А кто проклинает Церковь Христа, тот будет проклят Богом.

Бог, изначально, от дней первых, избирая буквальный народ Израиль, подразумевал под ним Церковь Христа, которая придет на смену падшему херувиму и его ангелам.

Но, почему же тогда написано, что 144000 запечатленных было их 12 колен Израилевых, по 12000 из каждого колена, и даже перечислены все названия колен Израиля? Не говорит ли это о буквальных евреях? Как понимать эти слова Писания?

Вероятно, в данном случае мы имеем дело с текстом Библии, который был разъяснен раньше, чем был, собственно, написан. Книга Откровение появилась гораздо позднее, чем Послания Апостола Павла, который, в частности, в Послании к Римлянам, как бы наперед разъясняет это место из Откровения. Он говорит о язычниках, как о «дикой маслине» привитой к «благородной маслине», к Израилю. Этих «диких, привитых ветвей» должно быть определенное, причем точное, «полное число».

Когда в Церковь Христа войдет «полное число» из евреев, а также войдет «полное число» из язычников, тогда и совершится «великая тайна Божия», тогда сформируется Церковь, Невеста Христа. После завершения формирования Церкви Христа, Он, Христос, придет Своим Вторым пришествием. И возьмет Церковь к Себе, на небо. Мертвых, умерших членов Церкви – воскресит и возьмет на небо, а оставшихся живых – преобразит чудным образом и также возьмет на небо. Апостол говорит: «потом мы, оставшиеся в живых… восхищены будем».

Когда в Откровении, в седьмой главе говорится, что в 144000 запечатлены 12000 из колена Иудина, 12000 из колена Рувимова и т.д. – тогда нужно понимать, что 12000 из колена Иудина состоят не только из одних иудеев, но и из «привитых» к ним «диких маслин», язычников. Аналогично – по каждому колену.

Так исполняется то, что предсказывали ветхозаветные пророки: «Не мой народ назову Моим народом. Непомилованную – помилованной…».

Бог еще в древности неоднократно показывал, что для Него национальная принадлежность человека не является решающей. Главное – преданность сердца этого человека. Так, например, Бог определил, чтобы в число буквальных предков Человека Иисуса Христа вошли двое представителей языческих народов. Раав, из Иерихона, и Руфь, Моавитянка. Это ли не красноречивая иллюстрация Божьих планов и Божьего подхода ко всему человечеству! Что, в Израиле не хватало достойных женщин? Не в этом дело! Здесь – глубокий символ. Бог любит все народы!

Иисус Христос говорил Своим ученикам о Себе, как об истинной виноградной лозе. А о них, об учениках, Христос говорил, как о ветвях на этой лозе. «Я есть истинная виноградная лоза, а вы – ветви…» В Словах Апостола Павла о «маслине», и об отсеченных, и о привитых к ней ветвях, видна прямая аналогия со словами Христа о «виноградной Лозе». Если «Лоза» - это Христос, от которого отсекаются бесплодные ветви, тогда логично предположить, что и «маслина» Павла – также Христос, от Которого отсечены природные, но не приносившие плода ветви-иудеи. А вместо них к Христу «привиты дикие ветви», язычники, которые должны принести плод. Здесь, однозначно, речь идет о Христе и Его Церкви.

Бог так судил, чтобы в Церковь Христа вошли не только природные Израильтяне, но и представители других народов под символическим именем Израильтян. В свое время это было так предсказано: «Возьмутся десять человек из всех разноязычных народов возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог». (Захария 10:23).

У Апостола Павла есть еще такие слова: «Вся тварь совокупно стенает и мучается, ожидая откровения сынов Божьих». Что это за «сыны Божьи», которые пока не видны, но которые, когда откроются, тогда принесут «всей твари» свободу и освобождение? О ком здесь речь? Здесь – также речь о Церкви Христа.

Сейчас Церковь Христа – сокрыта. Никто, кроме Бога, не знает, кто сегодня принадлежит к Церкви Христа, к тем «144000», которые будут, или которые уже искуплены от земли. Это – тайна. Она откроется во Втором пришествии Христа. Именно тогда, во Втором пришествии Христа состоится «откровение Сынов Божьих», Церкви Христа. Она будет вознесена к Господу на виду всего человечества.

А перед этим Господь произведет суд над теми, которые называются христианами, и покажет, кто из них есть кто: Верный, добрый раб, плодоносная пшеница, или сорняк, плевела… И каждый получит свое. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». (Откр. 22:12).

Время будет длиться, и конец мира не придет до тех пор, пока Господь не изберет Себе полное, одному Ему известное число членов Своей Церкви, Своего Тела. Отбор происходит строго индивидуально, лично Всевышним Богом, на протяжении всей христианской истории. Кто войдет в число «144000» – решает Сам Бог. Нужно сказать, что отбор – очень тщательный. Поэтому и необходимо так много времени. Каждый христианин приглашается принять участие в этом, так сказать «конкурсе». Апостол говорит: «Итак, бегите, чтобы получить…». И здесь, как говорит Апостол, «Нет ни Иудея, ни Еллина…»

О том, как высоки требования к «кандидатам», свидетельствует, например тот факт, что в Откровении о них написано, как о «девственниках, не оскверненных с женами», и как о тех, «в устах которых нет лукавства». (Откр. 14:1). Много ли найдется таких людей? Для человеческого разумения – чрезвычайно сложный вопрос.

Те люди, которые будут вечно жить на земле, или где-то во Вселенной в вечности, есть «Израиль». А те люди, которые будут на небе, с Христом, есть Его Церковь – «столица Израиля», «Новый Иерусалим». Такова Библейская терминология.

Библия истину говорит, что «весь Израиль спасется». Только вот сможем ли мы понять слова Библии? «Имеющий уши слышать, да слышит, что Дух говорит церквам…» - Христос.


Техника