Первое печатное издание жития александра свирского. Монах афанасий преподобный александр свирский. Начало Свирской обители

Дважды за всю историю человечества открывался Троичный телесному человеческому взору – первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз – на русской земле святому преподобному . Что значило это явление новозаветному святому – не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» – преподобного отца нашего и чудотворца Александра.

Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра».

Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца.

Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии.


Предисловие

Преподобный Александр Свирский – единственный из новозаветных святых, подобно ветхозаветному Аврааму, был удостоен явления Пресвятой Троицы. Только это явление смогло убедить подвижника, всецело устремленного к духовной жизни, основать Свято-Троицкую Александро-Свирскую обитель.

Преподобный Александр родился в крестьянской семье; в крещении он был наречен Амосом, в честь древнего пророка. Сам он с юных лет мечтал о монашестве. Мечты стали целью, когда юноша встретил иноков Валаамского монастыря. Вскоре Амос тайно оставляет родительский дом и уходит на Валаам. Уже по пути в Валаамскую обитель он сподобляется дивного видения, которое указало ему на место будущей Александро-Свирской обители.

Поступив в Валаамскую обитель, преподобный претерпел множество искушений – это и противодействие родителей, и слава человеческая, и многое другое. Уже в Валаамской обители преподобный Александр понял, что его призванием является пустынножительство. Получив благословение свыше, он несколько лет подвизался в пещере на одном из островов Валаамского архипелага.

По воле Божией преподобный Александр оставил Валаамскую обитель и ушел в Свирские леса, где несколько лет подвизался в абсолютном одиночестве, безмолвии и строжайшем подвижничестве. Чудо Божие явило преподобного миру – будучи обнаружен охотником, он невольно стал духовным наставником всех окрестных жителей, а затем и основателем Свято-Троицкой обители.

Еще при жизни преподобный Александр прославился не только как строгий подвижник, но и как чудотворец, помогавший людям в их житейских нуждах. Но для самого преподобного куда ценнее были другие чудеса – уже упомянутое явление Пресвятой Троицы и явление Божией Матери.

Отойдя ко Господу в 1533 году, преподобный Александр не оставил прибегающих к нему. Еще до первого обретения мощей преподобного в обители было зафиксировано множество чудес по молитвам к преподобному Александру. Когда же более ста лет спустя после преставления преподобного были обретены его мощи, они были найдены полностью нетленными, в каковом состоянии они пребывают и поныне. После обретения мощей преподобного также было зафиксировано множество чудес.

Впоследствии, в связи с революцией и компанией по вскрытию мощей, мощи преподобного были изъяты из монастыря и исчезли. Много десятилетий спустя мощи преподобного были обретены вновь. Это событие стало значительной вехой и в возрождении Александро-Свирской обители, и всей Русской Православной Церкви. У вновь обретенных мощей произошло множество чудес и сами они являются свидетельством высочайшей духовной жизни. Множество паломников со всех концов России ежедневно приезжают в Свято-Троицкую Александро-Свирскую обитель, дабы поклониться мощам преподобного Александра и попросить его помощи.

Данный сборник адресован всем тем, кто интересуется личностью преподобного Александра. Он включает в себя житие преподобного, историю его почитания и рассказ об иконографии преподобного Александра, историю двух обретений его мощей и свидетельства о чудесах, а также историю Александро-Свирской обители и молитвенный раздел. В качестве приложений в книгу включены молитвы, составленные преподобным Александром, и рассказ о его учениках.


Анна Маркова

Житие

Детство

Преподобный Александр Свирский родился в приладожском селе Мадера. Его родители были местные крестьяне среднего достатка. Их звали Стефан (Степан) и Васса (Василисса). Относительно обстоятельств рождения будущего преподобного в житийной литературе существует несколько версий. Согласно одной – супружество благочестивых крестьян Стефана и Вассы долгие годы было бесплодным: всё это время они молились о ребенке. Согласно другой версии, у Стефана и Вассы уже было двое сыновей, которых они благополучно вырастили, а потом они вновь захотели родить ребенка, но желание их несколько лет было тщетным и они усердно просили Господа послать им сына.

В любом случае будущий преподобный был «вымоленным» ребенком. Незадолго до его зачатия Стефан и Васса отправились на богомолье в Островский Введения Богородицы во храм монастырь. Там, согласно житийному преданию, им было видение о том, что молитва их услышана. После этого они вернулись домой и вскоре Васса обнаружила, что ждет ребенка. А 15 июня 1448 года у них родился сын, в крещении названный Амосом.

Когда мальчик достиг определенного возраста, его отдали учиться грамоте. Но первое время грамота никак не давалась ему. Росший в набожной семье, Амос усердно молился Богу и Его Пречистой Матери о помощи. Однажды он, по примеру родителей, даже совершил паломничество в Островский Введенский монастырь. И молитва его была услышана – он услышал голос от иконы, обещавший ему помощь. После этого мальчик вернулся домой в особом расположении духа, так что его родители поняли, Бог посетил его. И с тех пор Амос успевал в учении даже лучше многих своих сверстников.

Родители не могли нарадоваться на подраставшего сына, бывшего им надежным помощником, а он втайне мечтал о подвижничестве, усердно посещая богослужения и изнуряя себя постом. Когда же Амос достиг совершеннолетия, родители стали заговаривать с ним о возможной женитьбе, а он любыми способами старался избегать таких разговоров, желая оставить мир. Желание стало целью, когда Амос услышал о подвижничестве иноков Валаамской обители – именно там он хотел принять постриг и молил об этом Бога.

Уход в монастырь

Вскоре Господь исполнил молитву Амоса. Однажды в соседнюю с Мадерой деревню по монастырской надобности пришли несколько валаамских монахов. Там на берегу реки Оять и встретился с ними крестьянский сын Амос. Он, как описывает житие, подошел к монашеской братии, поклонился и просил благословения. Монахи охотно благословили его и спросили, чего же он хочет от них. В ответ Амос просил их молитв.

После этого один из монастырских старцев начал беседовать с юношей. Он охотно ответил на вопросы Амоса о жизни в Валаамской обители. Сам же Амос открыл ему, что мечтает оставить мир и принять постриг в Валаамском монастыре; не скрыл он и своих опасений, что родители всеми силами постараются удержать его в миру и даже способны забрать его из обители, если он туда попадет. Но, несмотря на это, Амос готов был тотчас оставить все и уйти вместе с монахами. На это старец сказал о запрете игумена уводить в обитель кого-либо без родительского благословения. Также старец посоветовал Амосу вернуться домой, а затем тайно уйти от родителей в Салму, откуда легко добраться до Валаама.

По приглашению Амоса валаамские иноки посетили дом его родителей и благословили их. На прощание все тот же старец сказал: «Яко сын ваш велий будет пред Богом и служитель Святой Троицы» .

Несколько дней спустя Амос, сославшись на неотложное дело, отпросился у родителей в соседнюю деревню к знакомому и сказал, что может там задержаться. Уходя, он просил родительского благословения. Родители, не подозревая, что сын хочет оставить их навсегда, благословили его. Взяв с собой немного хлеба, Амос навсегда покинул родительский дом.

Впоследствии, рассказывая о своем уходе в обитель ученикам, преподобный вспоминал, как торопился уйти, как можно дальше от родного дома, опасаясь, что родители догадаются и вернут его обратно. Лишь перебравшись за реку Свирь, он немного успокоился. Оказавшись в пустынной местности, Амос остановился на ночлег на берегу живописного озера. Там он усердно помолился и во время молитвы услышал голос, который повелел ему идти на Валаам в обитель Всемилостивого Спаса, через некоторое время вернуться на это место и основать здесь обитель. На избранное Богом место сошел небесный свет. Много лет спустя преподобный Александр основал на этом месте Свирскую обитель во имя Святой Троицы.

На следующий день он вновь отправился в путь, моля Бога послать ему спутника, который показал бы ему дорогу в Валаамскую обитель. Как утверждает житие преподобного, он действительно обрел такого спутника – Господь послал ему Ангела, в виде мужа, совершающего паломничество на Валаам.

Они очень быстро добрались до обители. У монастырских врат они остановились помолиться на Преображенскую церковь. После молитвы спутник Амоса стал невидим, и по этому явлению он догадался, что его сопровождал Ангел.

Войдя в монастырь, Амос попросил монахов препроводить его к игумену. Они тотчас отвели его к настоятелю. Настоятелем в то время был игумен Иоаким. Придя к нему, Амос стал умолять о. Иоакима постричь его в монахи. Поначалу настоятель указывал ему на скудность жизни в валаамской обители и выражал сомнения в том, что Амос сможет выдержать строгость монастырской жизни. Однако, Амос неотступно просил настоятеля приобщить его к братии, обещая исполнять монастырский устав и пребывать в послушании. В конце концов, игумен Иоаким склонился на просьбы Амоса и принял его в число братии.

В Валаамской обители

Относительно дальнейшего существуют расхождения. По одной версии, Амос был сразу же пострижен в монахи. Согласно другой – первые годы он жил в обители послушником и лишь семь лет спустя был пострижен в монахи. По еще одной версии – в послушниках Амос пробыл не семь лет, а всего лишь три года. Какая из этих версий наиболее соответствует истине – неизвестно. Зато известна

точная дата пострига преподобного – 26 августа 1474 года – в этот день послушник Амос стал иноком Александром.

В любом случае, оказавшись в монастыре, преподобный Александр с самого начал стал ревностно подвизаться, дни проводя в трудах. Согласно житийной литературе, первое послушание преподобного проходило в пекарне. Ночи же преподобный Александр проводил в молитвенном подвиге. А иногда он обнажался до пояса и молился всю ночь в лесу, весь покрытый комарами и мошками.

Между тем, родители его искали своего пропавшего сына. Они даже объявили в окрестных деревнях и селах, что тот, кто сообщит им что-либо о их сыне, – получит вознаграждение. И вот три года спустя к родителям преподобного пришли карелы, паломничавшие на Валаам, и рассказали им, что видели их пропавшего сына в Валаамском монастыре.

После этого Стефан тут же собрался и отправился на Валаам. Придя в обитель, он сначала расспросил монахов, а затем, убедившись, что его сын действительно здесь, обратился к игумену. Игумен побеседовал со Стефаном и в разговоре сообщил, что его сын принят в число братии, и посоветовал не печалиться о нем. Тогда Стефан стал просить о свидании с сыном, поскольку только ради этого он предпринял путешествие на Валаам. Игумен посоветовал Стефану задержаться в обители, обещая, что на следующий день он сможет увидеться с сыном.

Но когда игумен Иоаким пришел к самому преподобному Александру и сообщил, что отец его желает увидеться с ним, преподобный очень расстроился. Еще более он – послушный во всем – удивил игумена, наотрез отказавшись встречаться с родителем.

А на следующий день Стефан, услышав от о. Иоакима, что сын отказывается видеть его, обвинил во всем самого игумена. Стефан думал, что настоятель по жестокосердию нарочно настроил сына против родителей, что он не позволяет преподобному увидеться с отцом. Несправедливые обвинения оскорбили игумена, и он вместе со Стефаном направился к келье преподобного Александра. Подойдя к келье, он потребовал, чтобы преподобный показался отцу, сказав: «Чадо Александре, явися отцу своему, и утеши печаль его, юже на мя; зело бо ми стужает о сем» Преподобный, поняв, что его непослушание настоятелю привело к скандалу в обители, вышел из кельи к отцу. Стефан едва узнал сына, осунувшегося и побледневшего за время жизни в обители. Он стал уговаривать преподобного Александра вернуться домой и утешить родителей. А потом, когда они окончат свою жизнь, он сможет опять уйти в монастырь. Но в ответ преподобный стал уговаривать отца отречься от мира и вместе с супругой принять постриг. Но Стефан разгневался на слова сына и в большой досаде ушел в монастырскую гостиницу.

Тогда преподобный Александр, вернувшись в келью, стал молиться о том, чтобы Господь вразумил его отца и направил его на путь истинный. Действительно, некоторое время спустя Стефан одумался и, вновь побеседовав с сыном, решил принять постриг. Они оба еще раз посетили настоятеля Валаамской обители, и у него Стефан получил благословение на постриг.

После этого он покинул Валаам и вернулся на родину. Там Стефан рассказал обо всем своей супруге. Она, потеряв надежду на возвращение сына, так же согласилась принять постриг. Супруги раздали имущество бедным и приняли постриг в Островском Введенском монастыре, где некогда Васса молилась о рождении сына. Стефан был пострижен с именем Сергий, Васса – с именем Варвара. Они недолго жили в обители и вскоре переселились в вечность.

Сын же их Александр по-прежнему подвизался в Валаамской обители. За первоначальным послушанием в пекарне последовали другие, более почетные. Постепенно валаамская братия стала говорить о преподобном Александре как о подвижнике и молитвеннике. Его очень смущали такие разговоры, и он обратился к игумену с просьбой благословить его на пустынножительство. Но игумен, считая инока Александра слишком молодым, поначалу отказал ему. Преподобный послушался настоятеля, и его подвижничество в обители продолжилось.

Уход в пустыню

Однако впоследствии игумен Иоаким, видя тягу преподобного Александра к пустынножительству, все же позволил ему уединиться на острове, называемом Святой. Это один из островов Валаамского архипелага. Он находится в полутора километрах к северо-востоку от Валаама. На этом суровом скалистом острове преподобный прожил около семи лет. Жил он в пещере, где его и посещала валаамская братия, искренне восхвалявшая подвиги преподобного Александра и приводившая его в смущение.

Как-то раз во время ночного бдения преподобный Александр молился Пресвятой Богородице, обращаясь к Ней с такими словами: «О Преблагословенная Дево, Владычице мира, Мати Христа Бога нашего! Ты веси, яко всю мою надежду по Бозе возложих на Тя: настави мя, в немже возмогу спастися, имиже веси судьбами» .

Молитва преподобного не осталась без ответа. Он услышал голос, говорящий ему: «Александре, изыде отсюду, и иди на преждепоказанное ти место, в немже возможеши спастися» .

После этого в пещере преподобного воссиял свет, и он увидел то место, где некогда заночевал по пути в монастырь. Чудесное явление подтолкнуло преподобного к усилению своего молитвенного подвига. Ему было важно убедиться в истинности бывшего ему явления.

Обдумав все, преподобный Александр обратился за советом к игумену. Он подробно рассказал о. Иоакиму о бывшем видении и просил его совета. Игумен Иоаким сразу же уверился в истинности бывшего преподобному видения и увидел во всем том волю Божию. Поэтому он сказал Александру: «Воля Господня да будет, чадо, над тобой» .

Тогда преподобный Александр испросил его благословения на уход из обители в пустынножительство и просил молитв. Игумен благословил преподобного и обещал молиться о нем.

На следующую же ночь преподобный Александр оставил Валаамскую обитель и ушел в Свирские леса. Он вновь нашел то живописное место, где некогда ночевал по пути на Валаам. Там он и решил остаться до конца дней своих.

Пустынножительство

Поселившись в пустынном месте, которое представляло из себя красивый бор, изобиловавший лесом и озерами, преподобный Александр устроил там хижину. Здесь в лесу он уже не получал никакого вспоможения от обительской братии и вынужден был питаться лишь тем, что найдет в лесу. Так что вся жизнь преподобного была молитва и выживание. За это время святой отшельник претерпел немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений, но Господь не оставлял подвижника Своими неизреченными милостями. Однажды, когда преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он лежа напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В совершенном уединении преподобный Александр провел около семи лет.

По прошествии этого времени преподобному было явление, возвещавшее о том, что вскоре его уединение будет нарушено и Александр не должен противится, поскольку такова воля Божия. Явление произошло следующим образом – преподобный Александр шел за водой и молился, вдруг услышал он голос с неба, говорящий: «Александре! Понеже заповеди Моя от юности сохранил еси, тесный и прискорбный

путь усердно протекл еси, сего ради уготовах ти множество людей бесчисленно, якоже прежде рекох ти; ты же убо сих не отрини, но простертыми рукама прими, и наставник буди им ко спасению» . Это явление ошеломило преподобного, он всегда избегал славы человеческой и никогда не стремился быть наставником кому-либо; поэтому он стал умолять Господа о том, чтобы ему по-прежнему пребывать в пустынной безвестности. Но воля Божия о нем была иной.

Примерно в четырнадцати верстах от преподобного Александра жил некий дворянин – Андрей Завалишин. Как-то раз он с товарищами отправился на охоту. Едва охотники вошли в лес, они увидели оленя. Охотники спустили на него собак, но олень стал удаляться от них. Тогда Завалишин с присными погнался за ним. Долго, но тщетно гонялись они за оленем. Все охотники уже отстали, лишь Завалишин продолжал преследовать его. Внезапно олень остановился, осмотрелся вокруг и исчез в тумане. Завалишин никак не мог найти его. Тогда он решил вернуться обратно и разыскать своих товарищей.

Близ дороги Завалишин заметил маленькую хижину и подумал, что тут живет отшельник.

Желая поговорить с отшельником, Завалишин, по монастырскому обычаю, сотворил молитву и постучался в дверь хижины. Преподобный Александр решил, что его смущают бесы, но все же отворил дверь. Когда Завалишин увидел смущенного отшельника в убогой одежде, он понял, что преподобный принимает его за бесовское видение и сказал: «Раб Божий, чего ты испугался? Подойди и дотронься до меня, и узнаешь, что я плоть и кровь, а не дух» . После этого преподобный понял, что перед ним действительно человек, благословил Завалишина и стал расспрашивать его кто он и откуда. Завалишин рассказал ему о себе и об охоте на оленя, которая и привела его к хижине преподобного. Кроме того он сообщил, что не раз видел сияние и светлый дым над хижиной преподобного, но никогда не мог добраться до этого места, поэтому он счел свою встречу с преподобным промыслительной и просил его рассказать о себе.

Преподобный Александр смутился, предчувствуя, что больше не сможет укрыться от внимания людей. Но поскольку Андрей Завалишин заклинал его Богом, все-таки решился рассказать о себе. Преподобный начал свой рассказ с такой просьбы: «Именем Господа нашего Иисуса Христа заклинаю тебя, что все, что я открою тебе, ты не должен говорить никому, пока я жив буду» . Андрей обещал ему молчать. Тогда преподобный сказал ему следующее: «Чадо! Я человек грешный, по имени Александр; ранее жил на Валааме в обители Спаса Вседержителя, где и пострижен. Затем задумал выйти из монастыря, поселиться на безмолвие в пустыню и плакать о грехах своих. По воле человеколюбивого Бога пришел на сие место, выстроил хижину и вот уже сем лет как обитаю здесь, до твоего прихода не видя ни одного человека. Питаюсь растущей здесь травою, хлеба же никогда не вкушал» .

Завалишин удивился строгости жизни подвижника, еще раз просил благословения, и, получив его, отправился домой. Однако, он не сдержал слово, по всей округе рассказав о преподобном Александре и его подвигах. Преподобного сразу же начали посещать люди с просьбами о молитве и духовном совете.

В это время о преподобном узнали и его родственники – в житийной литературе говорится, что к преподобному Александру пришел его брат Иоанн, также желавший пустынножительства. Здесь, так же как и в истории рождения преподобного, есть вопросы: был ли этот брат родным или же братом житие называет какого-нибудь родственника двоюродного или троюродного. Но в любом случае Иоанн поселился вместе с преподобным, также начав подвижничать.

Начало Свирской обители

С того времени, как молва о подвижнике разнеслась по округе, к преподобному Александру стали обращаться те, кто искал духовного руководства в подвижнической жизни. Преподобный же хоть и не стремился к тому, чтобы наставлять и начальствовать, но, тем не менее, никому не отказывал. Так вокруг него начала собираться монашеская братия.

Александр начал строить кельи для братии, изначально устраивая обширный монастырь. Это вызвало конфликт с братом Иоанном, который возмутился тем, что его родственник, объявив себя пустынником, обустраивает большую обитель, как думалось Иоанну из тщеславия. Преподобный ничего не отвечал брату, но молился о нем. Сам он так же иногда сомневался, если ли воля Божия в устроении им обители или же ему стоит ограничиться духовным окормлением приходящих к нему.

Но все больше и больше людей приходило к преподобному Александру в жажде не только духовного окормления, но и монашеского подвига. Преподобный не мог прогнать их, он лишь предупреждал о том, что монашеская жизнь в глухом лесу очень трудна. Тех же, кто твердо решался последовать примеру преподобного и поселиться вблизи его и под его духовным руководством, он подбадривал, говоря, что все здешние скорби и лишения уготовляют им духовные блага вечной жизни.

Иоанн недолго подвизался вместе с преподобным Александром – вскоре он отошел ко Господу. Преподобный похоронил его, как говорится в житии, «во внутренней пустыни».

Община иноков росла, но жили они в крайней скудности. Сам преподобный привык к такой жизни, но для некоторых из братий такая жизнь была тяжела. И тем ценнее была помощь мирян, так же ищущих духовного совета преподобного. Одним из таких мирян был уже упоминавшийся Андрей Завалишин. Он пришел к преподобному вместе со своими слугами – все они принесли хлеб и зерно: рожь и ячмень. Это стало большим подспорьем для братии, так что преподобный даже сказал: «Видите, братия, как Бог печется о нас, рабех Своих, сидящих в пустыни сей, и яко не забы нас нищих до конца, и никогдаже презрети имать места сего и живущих в нем, верно работающих Ему» .

Впоследствии Завалишин неоднократно посещал преподобного и по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Некоторое время спустя он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников.

Тем не менее, преподобный не считал, что иноки, подвизающиеся в пустыни, могут лишь принимать помощь мира. Одновременно со строительством келий он начинает рубить деревья и расчищать пашню, дабы иноки сами могли сеять зерно и кормиться от трудов своих.

В это время – зарождения Свирской обители – Господь послал преподобному Александру великое утешение – единомысленого брата – монаха Никифора (будущего преподобного Никифора Важеозерского). Этот Никифор был суровым подвижником – он носил тяжелые вериги. Услышав о преподобном Александре, Никифор пришел к нему за благословением. Преподобный побеседовал с ним и, поняв его духовное устроение, уговорил Никифора остаться в пустыни. Некоторое время Никифор действительно помогал преподобному созидать монашескую общину, но несколько лет спустя он, несмотря на уговоры преподобного Александра, ушел со Свири в Киево-Печерскую Лавру.

Оставшись в духовном одиночестве, преподобный усилил свой подвиг, и у него начались искушения от бесовских страхований. Однажды, когда он направлялся в так называемую «отходную пустынь», – будущую Преображенскую часть монастыря, перед ним внезапно предстало множество бесов, которые кинулись на него, требуя, чтобы он покинул эти места. Но Александр с молитвой все таки дошел до отходной пустыни, и там ему явился Ангел Господень. Явление Ангела устрашило преподобного куда больше, чем бесовское нападение – в трепете и ужасе он упал на землю. Ангел же взял его за руку и сказал: «Восстани, о преподобне, не бойся, и отложи от себя весь страх и трепет» . После этого вид Ангела изменился и он стал, словно обычный человек. Это ободрило преподобного Александра, и он спросил Ангела: «Кто еси ты, Господи мой, яко вид твой зело смяте мя?» На это Ангел отвечал: «Аз есмь Ангел Господень, послан есмь от Бога сохратити тя от всех прелестей лукаваго диавола, противоспамянути же прежде бывших тебе Божественных видений на месте сем, идеже вселился еси, да совершиши повеление Его; понеже избра тебе Господь многим ко спасению путеводителя. Возвещаю же ти, яко благоволит Бог, да созиздиши церковь на месте сем во имя Святыя Троицы, и братию собереши, и обитель устроиши» . После этого Ангел стал невидим.

Вскоре Ангел еще раз явился преподобному Александру и вновь возвестил ему – в устроении им обители есть Божия воля.

Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года в семье крестьян приладожского села Мандеры на реке Оять (притоке реки Свирь) Стефана и Василиссы (Вассы). Стефан и Василисса имели двух взрослых детей, но им очень хотелось иметь еще сына, и они молили об этом Бога. Однажды во время молитвы благочестивые супруги услышали голос свыше: «Радуйтеся, доброе супружество... имате родити сына... в рождестве его утешение Церквам Своим подати имать Бог». День рождения святого совпал с днем памяти пророка Амоса, имя которого и нарекли мальчику при крещении.

Александр Свирский. Галерея икон.

Когда Амос подрос, родители отдали его учиться грамоте, но учение давалось отроку с трудом. Тяжело переживая это, Амос часто молил Бога о помощи. Однажды он отправился в близлежащий Острожский Введенский монастырь и стал горячо молиться перед иконой Божией Матери. Во время молитвы отрок услышал голос: «Восстани, не бойся; а еже просил еси, имаши восприяти».

С тех пор Амос стал преуспевать в учении и вскоре опередил своих сверстников.

Он был всегда послушен и кроток, избегал игр и смеха, носил самую простую одежду и рано начал укреплять свою душу постом, чем вызвал беспокойство матери. Когда Амос вырос, родители хотели женить его, но он пожелал посвятить свою жизнь служению Богу. После знакомства с валаамскими монахами юношей овладело неодолимое желание уйти на Валаам. В 19 лет он тайно покинул родительский дом и отправился в дальний путь. Дойдя до реки Свири, Амос переправился на другой берег и прошел еще шесть верст.

Ночь застала его на берегу тихого лесного озера. Долго пребывая в ночной молитве, юноша услышал голос, который повелел ему идти на Валаам в обитель Всемилостивого Спаса, через некоторое время вернуться на это место и основать здесь обитель. На избранное Богом место сошел небесный свет. Утром Амос продолжил свой путь. Долго пробирался он по лесным дебрям без дороги и очень утомился. Вдруг он увидел путника, который сказал, что идет на Валаам и знает туда дорогу. Они пошли вместе и через некоторое время достигли Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Воздав хвалу Богу у ворот обители, Амос хотел выразить благодарность своему спутнику, но тот внезапно исчез. Тогда Амос понял, что это был Ангел Божий.

Семь лет пребывал Амос послушником в Спасо-Преображенском монастыре, дни проводя в трудах, а ночи — в молитвах. Иногда он обнажался до пояса и молился всю ночь в лесу, весь покрытый комарами и мошками. Когда родители узнали о местонахождении сына, отец приехал в обитель. Амос не хотел выйти к нему, сказав, что умер для мира. И только по просьбе игумена побеседовал с отцом, который хотел уговорить сына вернуться домой, однако после отказа сына покинул обитель в гневе. Уединившись в своей келлии, Амос стал усердно молиться о родителях, и по его молитве благодать Божия сошла на Стефана. Вернувшись домой, он принял постриг в Введенском монастыре с именем Сергий. Также и мать Амоса постриглась с именем Варвара.

26 августа 1474 года Амос принял иноческий постриг с именем Александр и удалился на уединенный остров, впоследствии названный Святым. Там он обнаружил пещеру и подвизался в ней еще семь лет. Далеко разнеслась слава о его подвигах. Желая избегнуть людской молвы, преподобный Александр решил удалиться в неведомые леса, но по просьбе игумена остался. В 1485 году во время ночной молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы в келлии святого воссиял свет, и он услышал голос, повелевавший ему возвратиться на прежде указанное место. В окно преподобный увидел как бы перст, указующий в сторону Святого озера. Узнав о видении, игумен благословил преподобного Александра в путь.

На берегу Святого озера, в 36-ти верстах от нынешнего г. Олонца и в 6-ти верстах от реки Свирь, преподобный Александр построил малую келлию, в которой прожил семь лет, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба и питаясь лишь плодами леса. За это время святой отшельник претерпел немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений, но Господь не оставлял подвижника Своими неизреченными милостями.

Однажды, когда преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он лежа напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В другой раз, когда преподобный шел за водой и громко пел молитвы, он услышал голос, предрекавший приход к нему множества людей, которых надлежало принять и наставить.

В 1493 году на жилище отшельника во время охоты набрел боярин Андрей Завалишин. Он очень обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел «овогда яко столп стоящ, овогда же яко лучу Божественную сияющую, а иногда дым светел от земли к высоте восходящ». С того времени Андрей Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. От разбойников же преподобный Адриан Ондрусовский принял мученическую кончину (+1549; память 26 августа/8 сентября и 17/30 мая).

Известие о духовных подвигах преподобного Александра широко распространилось, к нему стали стекаться иноки. Пришел к святому подвижнику и его брат Иоанн, который через некоторое время скончался. Иноки расчищали лес, благоустраивали пашню, сеяли хлеб, которым кормились сами и подавали просящим. Преподобный Александр из любви к безмолвию уединился от братии и устроил себе «отходную пустынь» в 130-ти саженях от прежнего места, у озера Рощинского. Там на него вооружились бесы: они являлись ему в образе зверей, змей, пытались запугать святого, понуждали бежать. Но молитва праведника, «яко пламень огненный, от уст его исхождаху и вся бесовская немощнейшая ополчения попали и к тому невидими быша». В пустыни преподобному явился Ангел, напомнил прежние Божественные видения и предсказал основание на этом месте обители с храмом во имя Святой Троицы.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного Александра в заповедном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный молился ночью в пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и святой увидел вошедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые белые одежды. Освященные небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца.

Каждый из Них держал в Своей руке жезл. Преподобный получил повеление возвести храм и устроить обитель во имя Святой Троицы. «Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе», — сказал Господь преподобному. И тотчас святой подвижник увидел Господа Иисуса Христа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.

После этого видения преподобный Александр стал размышлять, на каком месте соорудить храм. Ангел Божий указал ему место. В том же году была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, а в 1526 году на ее месте был воздвигнут каменный храм. Сразу после построения деревянной церкви братия стали уговаривать преподобного принять священство. Смиренный старец отказывался, но братия обратились за помощью к архиепископу Новгородскому святителю Серапиону (+1516; память 16/29 марта). В том же году преподобный Александр посетил Новгород, где получил посвящение от святителя Серапиона. Вскоре братия умолили преподобного принять игуменство.

Став игуменом, преподобный Александр стяжал еще большее смирение и кротость. Он спал на полу, одежды носил в заплатах, сам готовил пищу и замешивал тесто, испекал хлеб. Однажды не хватило дров, и эконом просил игумена послать в лес тех иноков, кто в то время был празден. «Я празден», — сказал преподобный и пошел рубить дрова. Ночами, когда братия спали, святой игумен приходил в помещение, где мололи хлеб жерновами, и молол за других. Обходя келлии и слыша суетные разговоры, он тихонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию. Вскоре Свирская обитель прославилась строгостью жизни иноков. Несколько учеников преподобного Александра стали основателями новых монастырей.

В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из Москвы были приглашены мастера. Когда заложили основание храма, то на месте алтаря преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. «И не только при животе твоем, — сказала Она, — но и по отшествии твоем неотступной буду от обители твоея, потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи». При этом преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители.

Перед кончиной преподобный Александр Свирский изволил завещать братии предать его тело погребению в болотистом месте. Но братия не согласились. Тогда он просил, чтобы его тело погребли не в обители, а в «отходной пустыни». Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-летнем старцем.

В житии преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершенных по его молитвам. Он имел дар исцелять больных и возвещать будущее. В 1545 году ученик и преемник преподобного Александра Иродион по повелению архиепископа Новгородского Феодосия составил житие святого. Через два года началось местное празднование памяти преподобного и была составлена ему служба. 17 апреля 1641 года честные мощи подвижника чудесным образам были обретены нетленными и положены в Преображенском храме с приделом во имя преподобного Александра Свирского. В том же году началось общецерковное почитание святого: 30 августа/12 сентября — день преставления и 17/30 апреля — день прославления. В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается «новозаветным Авраамом», ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов.

Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси, духовно-просветительным центром для всего Олонецкого края. Сам г. Олонец был основан в 1647 году на средства Александро-Свирского монастыря, при непосредственном участии его братии. Большую помощь оказал монастырь в 1703 году при основании Санкт-Петербурга. Обитель, основанная преподобным Александром Свирским, имела исключительно важное значение для сохранения целостности Русской державы и неприкосновенности ее границ на севере. Во время нашествия Литвы, в период Северной войны со шведами, во время Отечественной войны 1812 года обитель вносила огромные денежные средства и продовольственные припасы «на ратных людей» и вообще «на государево дело». В обители хранились списки с грамот царей Михаила Феодоровича, Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, Василия Иоанновича Шуйского, Алексия Михайловича, Петра Великого, а также множество присланных ими для нужд монастырской братии церковных облачений и священных сосудов.

Духовным залогом процветания и благополучия русского Севера являлись тесные молитвенные связи между Александро-Свирским монастырем и другими православными обителями русского Севера, такими, например, как Валаамский и Соловецкий монастыри.

Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это — преподобные Игнатий Островский (XVI в.), Леонид Островский (XVI в.), Корнилий Островский (XVI в.), Дионисий Островский (XVI в.), Афанасий Островский (XVI в.), Феодор Островский (XVI в.), Ферапонт Островский (XVI в.). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памяти: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI в.; память 18/31 января), преподобный Геннадий Важеозерский (+8 января 1516 г.; память 9/22 февраля), преподобный Макарий Оредежский (+1532; память 9/22 августа), преподобный Адриан Ондрусовский (+26 августа 1549 г.; память 17/30 мая), преподобный Никифор Важеозерский (+1557; память 9\22 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (+1565; память 23 января/5 февраля).

Александр Свирский - прославление Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса, и при крещении назван в честь его. Всю жизнь пребывая вдали от исторических событий, преподобный Александр, светоч монашества, в глубине лесов Русского Севера творил иную, духовную историю, удостоившись необычайных даров Святаго Духа.

Родители его, Стефан и Васса (Василисса), были крестьяне приладожского села Мандеры, на берегу реки Ояти, притока реки Свири. У них было двое детей, которые уже выросли и жили отдельно от родителей. Но Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились и услышали голос свыше: «Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам».

Амос рос особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегая игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. По исполнении совершеннолетия он однажды встретился с валаамскими монахами, пришедшими на Оять для покупки необходимых монастырю вещей и по другим хозяйственным нуждам. Валаам к этому времени уже слыл монастырем высокого благочестия и строго подвижнической жизни. Разговорившись с ними, юноша заинтересовался их рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнической жизни иноков. Зная, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на Валаам. Под видом спутника ему явился Ангел Божий, указавший путь на остров.

Семь лет жил Амос в монастыре как послушник, ведя суровую жизнь. Дни проводил он в трудах, ночи в бдении и молитве. Иногда обнаженный до пояса, весь покрытый комарами и мошками, молился в лесу до утреннего пения птиц.

В 1474 году Амос принял постриг с именем Александр. Через несколько лет родители случайно узнали от пришедших в Мандеру карелов, куда пропал их сын. По примеру сына, родители вскоре также ушли в монастырь и приняли постриг с именами Сергий и Варвара. После их смерти преподобный Александр, по благословению игумена монастыря, поселился на уединенном монастырском острове, где в расщелине скалы устроил келлию и продолжил свои духовные подвиги.

Далеко разнеслась слава его подвигов. Тогда преподобный в 1485 году удалился с Валаама и, по указанию свыше, избрал место в лесу на берегу прекрасного озера Рощинского, которое стало впоследствии именоваться Святым, близ р. Свирь. Тут преподобный устроил себе хижину и в одиночестве прожил семь лет, питаясь лишь тем, что собирал в лесу. В это время святой испытал лютые страдания от голода, стужи, болезней и диавольских искушений. Но Господь постоянно поддерживал духовные и телесные силы проповедника. Однажды, когда, страдая тягостными недугами, преподобный не только не мог встать с земли, но и приподнять голову, он лежал и пел псалмы. И вот ему предстал преславный муж. Положив руку на больное место, он ознаменовал святого крестным знамением и исцелил его.

В 1493 году на жилище преподобного, во время охоты на оленя, случайно набрел соседний владелец Андрей Завалишин. Пораженный видом праведника, Андрей поведал ему о свете, виденном ранее над этим местом, и умолил преподобного рассказать ему о своей жизни. С тех пор Андрей стал часто посещать преподобного Александра и, наконец, по его наставлению, сам удалился на Валаам, где принял постриг с именем Адриана. Впоследствии он основал Ондрусовский монастырь и прославился святой жизнью (+1549; память 26 августа/8 сентября и 17/30 мая).

Андрей Завалишин не смог умолчать о подвижнике, несмотря на данное ему обещание. Широко разнеслась слава праведника, и к нему стали собираться иноки. Тогда преподобный уединился от всей братии и устроил себе отходную пустынь в 130 саженях от общего жилища. Там ему встретилось множество искушений. Бесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понуждая преподобного бежать. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и разгоняла бесов.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся». Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.

В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. После этого явления преподобный стал думать, где строить церковь. Однажды, во время молитвы к Богу, он услышал голос свыше. Посмотрев в высоту, преподобный увидел Ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь». И потом обратился к преподобному: «Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца, и Сына, и Святаго Духа, Нераздельной Троицы». И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим.

В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная). Сразу же по построении церкви братия стали упрашивать преподобного принять священство. Он долго отказывался, считая себя недостойным. Тогда братия стали молить святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (+1516, память 16/29 марта), чтобы он убедил преподобного принять сан. В том же году преподобный ездил в Новгород и получил посвящение от святителя. Вскоре затем братия умолили преподобного принять игуменство.

Став игуменом, преподобный сделался еще смиреннее, чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. «Я празден», — сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, преподобный обходил келлии и, если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.

Под конец жизни преподобный Александр задумал построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Было заложено основание храма. Однажды вечером, после совершения акафиста Пресвятой Богородице, преподобный сел отдохнуть в келлии и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». Послышался голос, подобный грому: «Се Господь грядет и Рождшая Его». Преподобный поспешил в предсение келлии, и его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем ярче солнечных лучей. Посмотрев, преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, словно царица на престоле, Пречистую Богородицу. Она держала Младенца Христа на Своих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизреченной светлостью, предстояло Ей. Преподобный упал, не стерпев великого света. Богородица сказала: «Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное. Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о Имени Святой Троицы». Преподобный встал и увидел множество иноков. Матерь Божия снова сказала: «Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит и мзды своей». И Она стала невидима. Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами». Братия отвечали: «Нет, отче, не можем сотворить этого». Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу.

Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного игумен Иродион составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему. В 1641 году, 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского и ему установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления — 30 августа/12 сентября и день прославления (обретение мощей) — 17/30 апреля.



Преподобный Александр Свирский

Предисловие

Преподобный Александр Свирский – единственный из новозаветных святых, подобно ветхозаветному Аврааму, был удостоен явления Пресвятой Троицы. Только это явление смогло убедить подвижника, всецело устремленного к духовной жизни, основать Свято-Троицкую Александро-Свирскую обитель.

Преподобный Александр родился в крестьянской семье; в крещении он был наречен Амосом, в честь древнего пророка. Сам он с юных лет мечтал о монашестве. Мечты стали целью, когда юноша встретил иноков Валаамского монастыря. Вскоре Амос тайно оставляет родительский дом и уходит на Валаам. Уже по пути в Валаамскую обитель он сподобляется дивного видения, которое указало ему на место будущей Александро-Свирской обители.

Поступив в Валаамскую обитель, преподобный претерпел множество искушений – это и противодействие родителей, и слава человеческая, и многое другое. Уже в Валаамской обители преподобный Александр понял, что его призванием является пустынножительство. Получив благословение свыше, он несколько лет подвизался в пещере на одном из островов Валаамского архипелага.

По воле Божией преподобный Александр оставил Валаамскую обитель и ушел в Свирские леса, где несколько лет подвизался в абсолютном одиночестве, безмолвии и строжайшем подвижничестве. Чудо Божие явило преподобного миру – будучи обнаружен охотником, он невольно стал духовным наставником всех окрестных жителей, а затем и основателем Свято-Троицкой обители.

Еще при жизни преподобный Александр прославился не только как строгий подвижник, но и как чудотворец, помогавший людям в их житейских нуждах. Но для самого преподобного куда ценнее были другие чудеса – уже упомянутое явление Пресвятой Троицы и явление Божией Матери.

Отойдя ко Господу в 1533 году, преподобный Александр не оставил прибегающих к нему. Еще до первого обретения мощей преподобного в обители было зафиксировано множество чудес по молитвам к преподобному Александру. Когда же более ста лет спустя после преставления преподобного были обретены его мощи, они были найдены полностью нетленными, в каковом состоянии они пребывают и поныне. После обретения мощей преподобного также было зафиксировано множество чудес.

Впоследствии, в связи с революцией и компанией по вскрытию мощей, мощи преподобного были изъяты из монастыря и исчезли. Много десятилетий спустя мощи преподобного были обретены вновь. Это событие стало значительной вехой и в возрождении Александро-Свирской обители, и всей Русской Православной Церкви. У вновь обретенных мощей произошло множество чудес и сами они являются свидетельством высочайшей духовной жизни. Множество паломников со всех концов России ежедневно приезжают в Свято-Троицкую Александро-Свирскую обитель, дабы поклониться мощам преподобного Александра и попросить его помощи.

Данный сборник адресован всем тем, кто интересуется личностью преподобного Александра.

Он включает в себя житие преподобного, историю его почитания и рассказ об иконографии преподобного Александра, историю двух обретений его мощей и свидетельства о чудесах, а также историю Александро-Свирской обители и молитвенный раздел. В качестве приложений в книгу включены молитвы, составленные преподобным Александром, и рассказ о его учениках.

Анна Маркова

Житие

Детство

Преподобный Александр Свирский родился в приладожском селе Мадера. Его родители были местные крестьяне среднего достатка. Их звали Стефан (Степан) и Васса (Василисса). Относительно обстоятельств рождения будущего преподобного в житийной литературе существует несколько версий. Согласно одной – супружество благочестивых крестьян Стефана и Вассы долгие годы было бесплодным: всё это время они молились о ребенке. Согласно другой версии, у Стефана и Вассы уже было двое сыновей, которых они благополучно вырастили, а потом они вновь захотели родить ребенка, но желание их несколько лет было тщетным и они усердно просили Господа послать им сына.

В любом случае будущий преподобный был «вымоленным» ребенком. Незадолго до его зачатия Стефан и Васса отправились на богомолье в Островский Введения Богородицы во храм монастырь. Там, согласно житийному преданию, им было видение о том, что молитва их услышана. После этого они вернулись домой и вскоре Васса обнаружила, что ждет ребенка. А 15 июня 1448 года у них родился сын, в крещении названный Амосом.

Когда мальчик достиг определенного возраста, его отдали учиться грамоте. Но первое время грамота никак не давалась ему. Росший в набожной семье, Амос усердно молился Богу и Его Пречистой Матери о помощи. Однажды он, по примеру родителей, даже совершил паломничество в Островский Введенский монастырь. И молитва его была услышана – он услышал голос от иконы, обещавший ему помощь. После этого мальчик вернулся домой в особом расположении духа, так что его родители поняли, Бог посетил его. И с тех пор Амос успевал в учении даже лучше многих своих сверстников.

Родители не могли нарадоваться на подраставшего сына, бывшего им надежным помощником, а он втайне мечтал о подвижничестве, усердно посещая богослужения и изнуряя себя постом. Когда же Амос достиг совершеннолетия, родители стали заговаривать с ним о возможной женитьбе, а он любыми способами старался избегать таких разговоров, желая оставить мир. Желание стало целью, когда Амос услышал о подвижничестве иноков Валаамской обители – именно там он хотел принять постриг и молил об этом Бога.

Уход в монастырь

Вскоре Господь исполнил молитву Амоса. Однажды в соседнюю с Мадерой деревню по монастырской надобности пришли несколько валаамских монахов. Там на берегу реки Оять и встретился с ними крестьянский сын Амос. Он, как описывает житие, подошел к монашеской братии, поклонился и просил благословения. Монахи охотно благословили его и спросили, чего же он хочет от них. В ответ Амос просил их молитв.

После этого один из монастырских старцев начал беседовать с юношей. Он охотно ответил на вопросы Амоса о жизни в Валаамской обители. Сам же Амос открыл ему, что мечтает оставить мир и принять постриг в Валаамском монастыре; не скрыл он и своих опасений, что родители всеми силами постараются удержать его в миру и даже способны забрать его из обители, если он туда попадет. Но, несмотря на это, Амос готов был тотчас оставить все и уйти вместе с монахами. На это старец сказал о запрете игумена уводить в обитель кого-либо без родительского благословения. Также старец посоветовал Амосу вернуться домой, а затем тайно уйти от родителей в Салму, откуда легко добраться до Валаама.

По приглашению Амоса валаамские иноки посетили дом его родителей и благословили их. На прощание все тот же старец сказал: «Яко сын ваш велий будет пред Богом и служитель Святой Троицы» .

Несколько дней спустя Амос, сославшись на неотложное дело, отпросился у родителей в соседнюю деревню к знакомому и сказал, что может там задержаться. Уходя, он просил родительского благословения. Родители, не подозревая, что сын хочет оставить их навсегда, благословили его. Взяв с собой немного хлеба, Амос навсегда покинул родительский дом.

Впоследствии, рассказывая о своем уходе в обитель ученикам, преподобный вспоминал, как торопился уйти, как можно дальше от родного дома, опасаясь, что родители догадаются и вернут его обратно. Лишь перебравшись за реку Свирь, он немного успокоился. Оказавшись в пустынной местности, Амос остановился на ночлег на берегу живописного озера. Там он усердно помолился и во время молитвы услышал голос, который повелел ему идти на Валаам в обитель Всемилостивого Спаса, через некоторое время вернуться на это место и основать здесь обитель. На избранное Богом место сошел небесный свет. Много лет спустя преподобный Александр основал на этом месте Свирскую обитель во имя Святой Троицы.

На следующий день он вновь отправился в путь, моля Бога послать ему спутника, который показал бы ему дорогу в Валаамскую обитель. Как утверждает житие преподобного, он действительно обрел такого спутника – Господь послал ему Ангела, в виде мужа, совершающего паломничество на Валаам.

Они очень быстро добрались до обители. У монастырских врат они остановились помолиться на Преображенскую церковь. После молитвы спутник Амоса стал невидим, и по этому явлению он догадался, что его сопровождал Ангел.

Войдя в монастырь, Амос попросил монахов препроводить его к игумену. Они тотчас отвели его к настоятелю. Настоятелем в то время был игумен Иоаким. Придя к нему, Амос стал умолять о. Иоакима постричь его в монахи. Поначалу настоятель указывал ему на скудность жизни в валаамской обители и выражал сомнения в том, что Амос сможет выдержать строгость монастырской жизни. Однако, Амос неотступно просил настоятеля приобщить его к братии, обещая исполнять монастырский устав и пребывать в послушании. В конце концов, игумен Иоаким склонился на просьбы Амоса и принял его в число братии.

В Валаамской обители

Относительно дальнейшего существуют расхождения. По одной версии, Амос был сразу же пострижен в монахи. Согласно другой – первые годы он жил в обители послушником и лишь семь лет спустя был пострижен в монахи. По еще одной версии – в послушниках Амос пробыл не семь лет, а всего лишь три года. Какая из этих версий наиболее соответствует истине – неизвестно. Зато известна

точная дата пострига преподобного – 26 августа 1474 года – в этот день послушник Амос стал иноком Александром.

В любом случае, оказавшись в монастыре, преподобный Александр с самого начал стал ревностно подвизаться, дни проводя в трудах. Согласно житийной литературе, первое послушание преподобного проходило в пекарне. Ночи же преподобный Александр проводил в молитвенном подвиге. А иногда он обнажался до пояса и молился всю ночь в лесу, весь покрытый комарами и мошками.

Между тем, родители его искали своего пропавшего сына. Они даже объявили в окрестных деревнях и селах, что тот, кто сообщит им что-либо о их сыне, – получит вознаграждение. И вот три года спустя к родителям преподобного пришли карелы, паломничавшие на Валаам, и рассказали им, что видели их пропавшего сына в Валаамском монастыре.

После этого Стефан тут же собрался и отправился на Валаам. Придя в обитель, он сначала расспросил монахов, а затем, убедившись, что его сын действительно здесь, обратился к игумену. Игумен побеседовал со Стефаном и в разговоре сообщил, что его сын принят в число братии, и посоветовал не печалиться о нем. Тогда Стефан стал просить о свидании с сыном, поскольку только ради этого он предпринял путешествие на Валаам. Игумен посоветовал Стефану задержаться в обители, обещая, что на следующий день он сможет увидеться с сыном.

Но когда игумен Иоаким пришел к самому преподобному Александру и сообщил, что отец его желает увидеться с ним, преподобный очень расстроился. Еще более он – послушный во всем – удивил игумена, наотрез отказавшись встречаться с родителем.

А на следующий день Стефан, услышав от о. Иоакима, что сын отказывается видеть его, обвинил во всем самого игумена. Стефан думал, что настоятель по жестокосердию нарочно настроил сына против родителей, что он не позволяет преподобному увидеться с отцом. Несправедливые обвинения оскорбили игумена, и он вместе со Стефаном направился к келье преподобного Александра. Подойдя к келье, он потребовал, чтобы преподобный показался отцу, сказав: «Чадо Александре, явися отцу своему, и утеши печаль его, юже на мя; зело бо ми стужает о сем»1
Чадо Александр, покажись своему отцу и успокой его гнев на меня, потому что он злобствует и оскорбляет меня из-за этого.

Преподобный, поняв, что его непослушание настоятелю привело к скандалу в обители, вышел из кельи к отцу. Стефан едва узнал сына, осунувшегося и побледневшего за время жизни в обители. Он стал уговаривать преподобного Александра вернуться домой и утешить родителей. А потом, когда они окончат свою жизнь, он сможет опять уйти в монастырь. Но в ответ преподобный стал уговаривать отца отречься от мира и вместе с супругой принять постриг. Но Стефан разгневался на слова сына и в большой досаде ушел в монастырскую гостиницу.

Тогда преподобный Александр, вернувшись в келью, стал молиться о том, чтобы Господь вразумил его отца и направил его на путь истинный. Действительно, некоторое время спустя Стефан одумался и, вновь побеседовав с сыном, решил принять постриг. Они оба еще раз посетили настоятеля Валаамской обители, и у него Стефан получил благословение на постриг.

После этого он покинул Валаам и вернулся на родину. Там Стефан рассказал обо всем своей супруге. Она, потеряв надежду на возвращение сына, так же согласилась принять постриг. Супруги раздали имущество бедным и приняли постриг в Островском Введенском монастыре, где некогда Васса молилась о рождении сына. Стефан был пострижен с именем Сергий, Васса – с именем Варвара. Они недолго жили в обители и вскоре переселились в вечность.

Сын же их Александр по-прежнему подвизался в Валаамской обители. За первоначальным послушанием в пекарне последовали другие, более почетные. Постепенно валаамская братия стала говорить о преподобном Александре как о подвижнике и молитвеннике. Его очень смущали такие разговоры, и он обратился к игумену с просьбой благословить его на пустынножительство. Но игумен, считая инока Александра слишком молодым, поначалу отказал ему. Преподобный послушался настоятеля, и его подвижничество в обители продолжилось.

Уход в пустыню

Однако впоследствии игумен Иоаким, видя тягу преподобного Александра к пустынножительству, все же позволил ему уединиться на острове, называемом Святой. Это один из островов Валаамского архипелага. Он находится в полутора километрах к северо-востоку от Валаама. На этом суровом скалистом острове преподобный прожил около семи лет. Жил он в пещере, где его и посещала валаамская братия, искренне восхвалявшая подвиги преподобного Александра и приводившая его в смущение.

Как-то раз во время ночного бдения преподобный Александр молился Пресвятой Богородице, обращаясь к Ней с такими словами: «О Преблагословенная Дево, Владычице мира, Мати Христа Бога нашего! Ты веси, яко всю мою надежду по Бозе возложих на Тя: настави мя, в немже возмогу спастися, имиже веси судьбами»2
О Преблагословенная Дева, Владычица мира, Матерь Христа Бога нашего! Ты знаешь, что в деле моего спасения я надеюсь лишь на Бога и на Тебя, научи меня как мне спасаться.

Молитва преподобного не осталась без ответа. Он услышал голос, говорящий ему: «Александре, изыде отсюду, и иди на преждепоказанное ти место, в немже возможеши спастися»3
Александр выйди из обители и иди на место, которое ты видел прежде – там ты можешь спастись.

После этого в пещере преподобного воссиял свет, и он увидел то место, где некогда заночевал по пути в монастырь. Чудесное явление подтолкнуло преподобного к усилению своего молитвенного подвига. Ему было важно убедиться в истинности бывшего ему явления.

Обдумав все, преподобный Александр обратился за советом к игумену. Он подробно рассказал о. Иоакиму о бывшем видении и просил его совета. Игумен Иоаким сразу же уверился в истинности бывшего преподобному видения и увидел во всем том волю Божию. Поэтому он сказал Александру: «Воля Господня да будет, чадо, над тобой» .

Тогда преподобный Александр испросил его благословения на уход из обители в пустынножительство и просил молитв. Игумен благословил преподобного и обещал молиться о нем.

На следующую же ночь преподобный Александр оставил Валаамскую обитель и ушел в Свирские леса. Он вновь нашел то живописное место, где некогда ночевал по пути на Валаам. Там он и решил остаться до конца дней своих.

Пустынножительство

Поселившись в пустынном месте, которое представляло из себя красивый бор, изобиловавший лесом и озерами, преподобный Александр устроил там хижину. Здесь в лесу он уже не получал никакого вспоможения от обительской братии и вынужден был питаться лишь тем, что найдет в лесу. Так что вся жизнь преподобного была молитва и выживание. За это время святой отшельник претерпел немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений, но Господь не оставлял подвижника Своими неизреченными милостями. Однажды, когда преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он лежа напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В совершенном уединении преподобный Александр провел около семи лет.

По прошествии этого времени преподобному было явление, возвещавшее о том, что вскоре его уединение будет нарушено и Александр не должен противится, поскольку такова воля Божия. Явление произошло следующим образом – преподобный Александр шел за водой и молился, вдруг услышал он голос с неба, говорящий: «Александре! Понеже заповеди Моя от юности сохранил еси, тесный и прискорбный

путь усердно протекл еси, сего ради уготовах ти множество людей бесчисленно, якоже прежде рекох ти; ты же убо сих не отрини, но простертыми рукама прими, и наставник буди им ко спасению»4
Александр! Поскольку ты смолоду сохранил Мои заповеди, пройдя тесный и прискорбный путь, поэтому пошлю тебе бесчисленное множество людей, как и прежде говорил тебе, прими их с распростертыми объятьями и будь им наставником ко спасению.

Это явление ошеломило преподобного, он всегда избегал славы человеческой и никогда не стремился быть наставником кому-либо; поэтому он стал умолять Господа о том, чтобы ему по-прежнему пребывать в пустынной безвестности. Но воля Божия о нем была иной.

Примерно в четырнадцати верстах от преподобного Александра жил некий дворянин – Андрей Завалишин. Как-то раз он с товарищами отправился на охоту. Едва охотники вошли в лес, они увидели оленя. Охотники спустили на него собак, но олень стал удаляться от них. Тогда Завалишин с присными погнался за ним. Долго, но тщетно гонялись они за оленем. Все охотники уже отстали, лишь Завалишин продолжал преследовать его. Внезапно олень остановился, осмотрелся вокруг и исчез в тумане. Завалишин никак не мог найти его. Тогда он решил вернуться обратно и разыскать своих товарищей.

Близ дороги Завалишин заметил маленькую хижину и подумал, что тут живет отшельник.

Желая поговорить с отшельником, Завалишин, по монастырскому обычаю, сотворил молитву и постучался в дверь хижины. Преподобный Александр решил, что его смущают бесы, но все же отворил дверь. Когда Завалишин увидел смущенного отшельника в убогой одежде, он понял, что преподобный принимает его за бесовское видение и сказал: «Раб Божий, чего ты испугался? Подойди и дотронься до меня, и узнаешь, что я плоть и кровь, а не дух» . После этого преподобный понял, что перед ним действительно человек, благословил Завалишина и стал расспрашивать его кто он и откуда. Завалишин рассказал ему о себе и об охоте на оленя, которая и привела его к хижине преподобного. Кроме того он сообщил, что не раз видел сияние и светлый дым над хижиной преподобного, но никогда не мог добраться до этого места, поэтому он счел свою встречу с преподобным промыслительной и просил его рассказать о себе.

Преподобный Александр смутился, предчувствуя, что больше не сможет укрыться от внимания людей. Но поскольку Андрей Завалишин заклинал его Богом, все-таки решился рассказать о себе. Преподобный начал свой рассказ с такой просьбы: «Именем Господа нашего Иисуса Христа заклинаю тебя, что все, что я открою тебе, ты не должен говорить никому, пока я жив буду» . Андрей обещал ему молчать. Тогда преподобный сказал ему следующее: «Чадо! Я человек грешный, по имени Александр; ранее жил на Валааме в обители Спаса Вседержителя, где и пострижен. Затем задумал выйти из монастыря, поселиться на безмолвие в пустыню и плакать о грехах своих. По воле человеколюбивого Бога пришел на сие место, выстроил хижину и вот уже сем лет как обитаю здесь, до твоего прихода не видя ни одного человека. Питаюсь растущей здесь травою, хлеба же никогда не вкушал» .

Завалишин удивился строгости жизни подвижника, еще раз просил благословения, и, получив его, отправился домой. Однако, он не сдержал слово, по всей округе рассказав о преподобном Александре и его подвигах. Преподобного сразу же начали посещать люди с просьбами о молитве и духовном совете.

В это время о преподобном узнали и его родственники – в житийной литературе говорится, что к преподобному Александру пришел его брат Иоанн, также желавший пустынножительства. Здесь, так же как и в истории рождения преподобного, есть вопросы: был ли этот брат родным или же братом житие называет какого-нибудь родственника двоюродного или троюродного. Но в любом случае Иоанн поселился вместе с преподобным, также начав подвижничать.

Начало Свирской обители

С того времени, как молва о подвижнике разнеслась по округе, к преподобному Александру стали обращаться те, кто искал духовного руководства в подвижнической жизни. Преподобный же хоть и не стремился к тому, чтобы наставлять и начальствовать, но, тем не менее, никому не отказывал. Так вокруг него начала собираться монашеская братия.

Александр начал строить кельи для братии, изначально устраивая обширный монастырь. Это вызвало конфликт с братом Иоанном, который возмутился тем, что его родственник, объявив себя пустынником, обустраивает большую обитель, как думалось Иоанну из тщеславия. Преподобный ничего не отвечал брату, но молился о нем. Сам он так же иногда сомневался, если ли воля Божия в устроении им обители или же ему стоит ограничиться духовным окормлением приходящих к нему.

Но все больше и больше людей приходило к преподобному Александру в жажде не только духовного окормления, но и монашеского подвига. Преподобный не мог прогнать их, он лишь предупреждал о том, что монашеская жизнь в глухом лесу очень трудна. Тех же, кто твердо решался последовать примеру преподобного и поселиться вблизи его и под его духовным руководством, он подбадривал, говоря, что все здешние скорби и лишения уготовляют им духовные блага вечной жизни.

Отношения