Урок. Знаки препинания: завершения, выделения, завершения. Презентация на тему: Знаки завершения, разделения, выделения Интонация завершения разделения выделения примеры

Урок русского языка в 5 классе по УМК «Школа 2100». Цель данного урока – формирование понятия о роли знаков препинания – реализуется через применение технологии проблемного диалога, позволяющей заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Использование на таком уроке ИКТ развивает интерес обучающихся к предмету, позволяет формировать у них интеллектуальные и коммуникативные умения, развивать языковую компетенцию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Знаки препинания и их роль в письменной речи

(завершение, разделение, выделение)

Знаки препинания - это как нотные знаки,

они твёрдо держат текст и не дают ему

рассыпаться.

К. Паустовский

Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи.

Задачи: - дать понятие о роли знаков препинания в письменной речи;

Формировать пунктуационную грамотность обучающихся;

Развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки

Препинания;

Развивать речь учащихся, их мышление, творческие

Способности;

Воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи.

I. Оргмомент

Приветствие, запись в тетрадь даты и вида работы.

II. Лингвистическая разминка

Построить схемы предложений, не записывая их в тетрадь.

(Один ученик у доски)

Самопроверка

III. Постановка проблемы (слайд 3)

Определите тему и цели урока.

Запись темы.

ПРОБЛЕМА

Зачем нужны знаки препинания? (на доске)

Можно ли без них обойтись?

А как вы считаете, ребята, можно ли обойтись без знаков препинания?

Как можно определить, какой знак препинания нужно ставить?

IV. Наблюдение по учебнику (с. 153), обобщение и систематизация материала.

Упр. 286 (устно коллективно по «шагам» задания: чтение предложений по группам).

С какой целью используются знаки препинания каждой из групп?

Какие знаки препинания вы знаете?

Как бы вы их классифицировали?

Кто такой вития ? (см. словарь, с.185)

V. Работа с текстом (слайд 4)

Прочитайте текст. Легко ли его понять? Почему?

Расставьте знаки препинания. Запишите в тетрадь.

(… Вдруг всё кругом задрожало. Что это? Да это гроза! Туча растет. Все кругом потемнело…)

По И.С.Тургеневу «Записки охотника»

VI. Работа с таблицей

Возьмите таблицы, которые лежат у вас на парте. Как называются столбцы в таблице?

Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания.

(. ? ! …)

Какую роль выполняют на письме?

(завершения) (на доске)

Когда ставятся эти знаки препинания?

(В конце предложения)

Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте. (слайд 5)

По И.С.Тургеневу «Голуби»

(; : ,)

(Разделение) (на доске)

Какие смысловые отрезки они разделяют?

(однородные члены предложения, части сложного предложения)

Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте (слайд 6) .

…Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!.»

Какие знаки препинания вы выписали?

(кавычки, две запятые)

Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме?

(Выделение) (на доске)

Какие смысловые отрезки они выделяют?

(Вводные слова, обращение, прямая речь)

Физминутка

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

Упр. 287

Сравните выводы, полученные нами, с таблицей.

VII. Развитие умений определять роль знаков препинания в письменной речи

Вы в таблице распределили знаки препинания по группам. На какие группы вы их разделили?

(Знаки препинания завершения, разделения, выделения) (слайд 7)

Теперь работаем по рядам. Приведите свои примеры предложений. Можно пользоваться примерами из упр.289

1 ряд- со знаками препинания завершения;

2 ряд – со знаками препинания разделения;

3 ряд – со знаками препинания выделения.

Проверим, что у вас получилось?

VIII. Развитие устной речи учащихся

Ребята, давайте вернемся к проблеме урока. Сейчас будете работать в парах. Подготовьте устное сообщение по теме: «Знаки препинания и их роль в письменной речи».

(Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной. В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, разделяют запятой, двоеточием, точкой с запятой.

Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками).

IX. Решение пунктуационной задачи (слайд 8)

X. Подведение итогов

Вам понравился урок?

– Что понравилось?

На какие группы делятся все знаки препинания?

Зачем нужны знаки препинания? Согласны ли вы с высказыванием К.Г.Паустовского, взятым в качестве эпиграфа к нашему уроку?

Знаки препинания - это как нотные знаки: они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться (слайд 9)

Можно ли без них обойтись? (слайд 10)

Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слова, а был только знак: «!» Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем!

– Расскажите, как вы понимаете смысловое и эмоциональное «содержание» этих писем.

Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: «Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?» Ответ: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!»

Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.

Определите роль знаков препинания в следующих предложениях?

Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык. (Запятая - разделительный знак)

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Точка - знак завершения)

Скоро, вероятно, пойдет снег.. (Две запятые - выделительный знак.)

Выставление оценок

XI. Домашнее задание (слайд 11)

Сочинить сказку «Зачем нужны знаки препинания».

Задания к уроку

1.Построить схемы предложений, не записывая их в тетрадь.

Горный воздух, несомненно, действует благотворно на здоровье человека.

Расскажи мне о себе Элли о своей стране.

Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики.

Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый снег.

Текст №1

…вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело

  1. Расставьте знаки препинания. Запишите в тетрадь.

Работа с таблицей

  1. Перенесите таблицу себе в тетрадь
  2. Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания.

Текст №2

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы.

По И.С.Тургеневу «Голуби»

  1. Выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте

Текст №3

…Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!»

По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»

  1. Выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте Слайд 1

    Знаки препинания и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение) Урок русского языка в 5 классе по УМК «Школа 2100» Фомина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Школа №14» г.Полысаево

    Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи. Задачи: - дать понятие о роли знаков препинания в письменной речи; - формировать пунктуационную грамотность обучающихся; - развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки препинания; - развивать речь учащихся, их мышление, творческие способности; - воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи.

    … вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело … Вдруг всё кругом задрожало. Что это? Да это гроза! Туча растет. Все кругом потемнело… По И.С.Тургеневу «Записки охотника»

    … Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы. По И.С.Тургеневу «Голуби»

    … Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!» По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»

    Знаки препинания знаки завершения разделительные выделительные одиночные двойные, . ? ! … (конец предложения)

    А) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. В) В продажу поступили музыкальные инструменты: телевизоры, радиотовары, фотоаппараты, бинокли.

    Виктор Гюго

    Домашнее задание Сочинить сказку «Зачем нужны знаки препинания».


    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Самое худшее на пароходе – это обед. Сообщаю меню с сохранением орфографии: щи зеле, сосиськи с капу, севрюшка фры, кошка, запеканка; кошка оказалась кашкой… Отрывок из семейного письма А. Чехова

    2 слайд

    Описание слайда:

    Попробуем определить тему нашего урока «Так, – сказала ….., …..-одиночка. – Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас». Точка из стихотворения Самуила Маршака «Знаки препинания» практически права: можно представить себе фразу без запятой, без тире, без вопросительного знака, но невозможно без точки. Точка – самый древний знак препинания, им отмечали конец предложения еще древние греки и римляне. Из самых, что ни на есть практических целей – для облегчения декламации.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Попробуем определить тему нашего урока Прибежал Чудак – …………… знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!» Михаил Васильевич Ломоносов назвал восклицательный знак «удивительным» знаком. Англичане считали иначе: восклицательный знак появился в английских печатных текстах в XV веке и назывался знаком восхищения или восклицания. Есть версия, что он произошел от латинского восклицания Io, выражающего радость. Бурные эмоции на письме начали выражать довольно поздно: к примеру, в немецкоязычном тексте восклицательный знак появился в 1797 году. А американский писатель Френсис Скотт Фицджеральд призывал отказаться от восклицательного знака: "Ставить его – писал он, – это все равно, что смеяться над собственной шуткой".

    4 слайд

    Описание слайда:

    Попробуем определить тему нашего урока Притащился кривоносый ………….. знак. Задаёт он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?» Поэт Тредиаковский как-то спросил царского шута, знает ли тот что-нибудь о вопросительном знаке. «Знаю, – ответил шут. – Это маленькая горбатенькая фигура, которая задает дурацкие вопросы». Поэт Михаил Светлов шутил, что вопросительный знак – это состарившийся восклицательный. А вот и нет: в предках у знака вопроса числится точка с тильдой, то есть волнистой чертой сверху, которая обозначала удивление в голосе. Так писали в VIII века при дворе Карла Великого. Потом книгопечатникам: то ли братьям фон Шпейер, которых в Венеции звали да Спира, то ли самому Мануцию, их современнику, пришло в голову использовать первые две буквы латинского слова quaestio, что значит поиск ответа. Сначала вроде бы писали букву q над буквой o, а потом эта сложная конструкция трансформировалась в наше привычное "?".

    5 слайд

    Описание слайда:

    Попробуем определить тему нашего урока - Где ставятся эти знаки препинания? - Каково их назначение? - Приведите свои примеры. Знаки завершения

    6 слайд

    Описание слайда:

    Попробуем определить тему нашего урока Заявили …….: «Мы – особы занятые. Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ». Истинная правда: запятая – самый распространенный знак в русской письменности. Ведь точка в предложении одна, а запятых мастер наставит столько, что считать собьешься. Слово опять одолжили на Древней Руси, где глагол «запяти» означал «зацепиться» или «задеть». Круглое и с хвостом, как в известной загадке, стало разбивать слова в русских предложениях примерно с 1520 года. О том, как важно правильно поставить запятую, известно всем знакомым с письмом из исторической задачи: «Казнить нельзя помиловать».

    7 слайд

    Описание слайда:

    Попробуем определить тему нашего урока «Мигающее» в стихах Маршака двоеточие – знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак оно употребляется с конца XVI века и упоминается в первых книжках по грамматике, к примеру в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого. До середины XIX века двоеточие использовалось в русском и в других европейских языках как знак сокращения. Экономные финны употребляют его для этой цели до сих пор, причем даже в середине слова: к примеру, вместо Helsinki они часто пишут H:ki. ………, мигая, Закричало: «Нет, постой! Я важней, чем запятая Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой».

    8 слайд

    Описание слайда:

    Попробуем определить тему нашего урока Сомерсет Моэм писал о …., что в нем есть что-то грубое, порывистое и азартное, и что можно редко встретить предложение, в котором его можно было бы заменить элегантной точкой с запятой или четкими отделяющими скобками. Русский лингвист А.А. Барсов в «Кратких правилах российской грамматики», изданных в 1771 году, очень точно назвал его «молчанкой», а полвека спустя другой русский ученый А.Х. Востоков в своей «Сокращенной русской грамматике» изящно обозначил …., как знак мыслеотделительный. Свое двусложное название …. получило от французского глагола со значением «растягивать». Популяризировал …. неугомонный Николай Михайлович Карамзин, но истинным его апологетом называют Марину Цветаеву.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Попробуем определить тему нашего урока - Где ставятся эти знаки препинания? - Каково их назначение? - Приведите свои примеры. Знаки разделения − :

    10 слайд

    Описание слайда:

    Попробуем определить тему нашего урока Объясните постановку знаков препинания: Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок… Меж гор, лежащих полукругом, Пойдём туда, где ручеёк… Урну с водой уронив, Об утёс её дева разбила. - Ах, няня, няня, я тоскую, Мне тошно, милая моя: Я плакать, я рыдать готова!.. Придаточное предложение Причастный оборот Деепричастный оборот Обращение Как называется этот знак препинания? Каково его назначение? Какие знаки выделения Вам известны?

    11 слайд

    Описание слайда:

    12 слайд

    Описание слайда:

    ПОРАБОТАЕМ В ПАРАХ Упражнение 7, стр.10 ПРОВЕРЯЕМ: Предложения с разделительными запятыми: Ты у меня одна заветная, Я помню вальса звук прелестный Других не будет никогда. Весенней ночью в поздний час, Белой акации гроздья душистые Его пел голос неизвестный, Вновь аромата полны, И песня чудная лилась. Вновь разливается песнь соловьиная В тихом сиянье луны!

    13 слайд

    Описание слайда:

    ПОРАБОТАЕМ В ПАРАХ Упражнение 7, стр.10 ПРОВЕРЯЕМ: Предложения с выделительными запятыми: Ямщик, не гони лошадей!

    14 слайд

    Описание слайда:

    ПОРАБОТАЕМ В ПАРАХ Упражнение 7, стр.10 ПРОВЕРЯЕМ: Предложения со знаками выделения и разделения: Гори, гори, моя звезда, Мне некуда больше спешить, Гори, звезда приветная! Мне некого больше любить, Дремлют плакучие ивы, Ямщик, не гони лошадей! Низко склонясь над ручьём, Струйки бегут торопливо, Шепчут во мраке ночном!

    Выделение).
    Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи.
    Задачи: - дать понятие о роли знаков

    Препинания в письменной речи;

    Формировать пунктуационную грамотность обучающихся;

    Развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки

    Отдохнуть немножко нужно.

    Дружно встанем, тихо сядем.

    И закроем все глаза.

    Наступает, наступает,

    Наступает тишина.

    3) Развитие умений определять роль знаков препинания в письменной речи.

    Вы в таблице распределили знаки препинания по группам. На какие группы вы их разделили?

    (Знаки препинания завершения, разделения, выделения).

    Теперь работаем по рядам. Приведите свои примеры предложений. Можно пользоваться примерами из упр.289

    2 ряд – со знаками препинания разделения;

    3 ряд – со знаками препинания выделения.
    - Проверим, что у вас получилось?

    4) Развитие устной речи учащихся.

    Ребята, давайте вернемся к проблеме урока. Сейчас будете работать в парах. Подготовьте устное сообщение по теме: « Знаки препинания и их роль в письменной речи».
    (Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной , яркой, выразительной. В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка , вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, разделяют запятой , двоеточием, точкой с запятой.

    Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова , прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками.)

    5. Подведение итогов.
    - Вам понравился урок?

    – Что понравилось?

    На какие группы делятся все знаки препинания?

    Приложение 2

    (Завершение-

    Разделение-

    Выделение-

    Зачем нужны знаки препинания?

    Можно ли без них обойтись?

    Определите роль знаков препинания в следующих предложениях?

    Потемнело, нахмурилось небо. (Запятая - разделительный знак)
    Набежали мрачные тучи. (Точка- знак завершения)
    Старый бор, кажется, затих. (Две запятые- выделительный знак.)

    Выставление оценок

    6. Домашнее задание. (Слайд 8)

    Упр. 290, творческое задание: придумать стихотворение или сказку о роли знаков препинания на письме.
    (Слайд 9)

    МОУ СОШ № 2 п.Спирово

    УМК «Школа 2100»

    Урок русского языка в 5-м классе













    1 из 12

    Презентация на тему: Знаки завершения, разделения, выделения

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    УУД Познавательные: адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: определяют цели деятельности, последовательность действий. Умеют слушать. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в спорах, обсуждениях. Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    № слайда 4

    Описание слайда:

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Функции знаков препинания завершение предложения разделение на смысловые отрезки. ? ! (Конец предложения.) , (ОЧ, части сложного предложения) ; (части слож. предложения) – :(при, прямой речи, диалоге) « » │ , │ – – () (Выделительными являются парные знаки препинания.) Знаки завершения Знаки выделения выделение смысловых отрезков Знаки разделения

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препина ния. Сделайте морфемный разбор слов, в которых пропущены буквы. Назовите знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения. 1) И кочи и моховые3 б_лота и пни - всё хорошо под с_янием лун ным. (Н. Некрасов) 2) Добыча была хорошая два больших сига несколь ко суд_ков щука и целых пять штук стерлядей. 4 (Д. Мамин-Сибиряк) 3) Мел кий ненас_ный дождик шёл уже трет_й день. И зверьк_м и птичкам и бабочкам и жукам всем 1 было нехорошо. (М. Богданов) 4) (Не)вдалеке стояла телега запряж_нная лошадью сп_койно ждавшей перевоза. 5) Море вздраг_вало и покрываясь мелкой ряб_ю осл_пительно ярко отр_жавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебря_ных улыбок.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Назовите знаки завершения, знаки выделения, знаки разделения. Самых больших своих сокровищ мы, разумеется, (не)зам_чаем. Кто(же) думает о воздухе, которым дыш_т? Но стоит (не)надолго зад_ржать дыхание, как тут(же) (не)вольно вспомн_шь, что без воздуха (не)возможно жить. Точ(?)но так(же) (не)льзя жить и без родного языка. Что(бы) оц_нить это б_гатство, пр_дстав(?)те себя в мире, где все всегда молчат... Но есть (не)малые р зличия между воздухом и языком. Судите сами. Воздухом все люди пользуют_ся в равных кол_ичествах. Другое дело - родная речь. Хотя это б_гатство то(же) (не)(под)замком, все вл_деют им (не)од_наково. В русском языке сотни тысяч_ слов. Иной усво_т две-три тысячи и (не)обычайно доволен собой. Люди его, конеч(?)но, пон_мают, он так(же) вполне успешно общае(тся, ться) с другими. Чего ещ_ желать? Может быть, и нам остановиться на этих трех тыс_чах? Ведь познание языка труд. (За)чем(же) трудиться зря? (По А. Митяеву) Сочинение-миниатюра. Напишите мини-рассуждение по содержанию текста так, чтобы ВАША позиция была чётко выражена.

    Знаки препинания традиционно подразделяют на три группы: 1.знаки завершения, которые ставятся в конце предложения. К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие; 2. знаки разделения, которые используются между однородными членами, между однородными членами и обобщающим словом, между частями сложносочинённого и бессоюзного сложного предложения, между словами автора и прямой речью (диалогом) , между подлежащим и сказуемым; в неполном предложении. Разделительными являются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. знаки выделения, которые необходимы для обособления а) придаточного (ых) предложения (ий) в составе сложноподчинённого предложения, б) специфических конструкций в составе простого осложнённого предложения, таких, как: причастный оборот, деепричастный оборот, вводные слова, вставные предложения, обращения. 3.Выделительными являются парные знаки препинания, такие, как две запятые, два тире, кавычки, скобки. https://otvet.mail.ru/question/82763805

    Описание слайда:

    Психология