Причины, вызывающие атипичное глотание. Глотательные упражнения для лечения дисфагии Гимнастика для инфантильного типа глотания


Недавно в обсуждении твердой пищи и детей мы коснулись важного вопроса – развития лицевого скелета у детей и особенностей их питания. Ведь это связано в очень важными аспектами здоровья: привлекательности лица, красивой речи, прикуса, здоровья зубов и множества других важный для будущего особенностей. По сути, речь идет о трех важных аспектах: носовое дыхание, достаточная жевательная нагрузка, отсутствие вредных сосательных привычек. Больше о здоровом питании, включая детское, на онлайн-курсе .

Формирование лица у детей.

Развитие лицевого скелета у детей очень чувствительно к формированию правильного прикуса, положения языка, тонуса мышц. Ученые говорят об «орофасциальном» комплексе, все части которого влияют друг на друга. В течение всей жизни лицевой череп непрерывно изменяется: меняются его форма, строение, прочность и эластичность. Наиболее изменчива при этом нижняя треть лица, внешние границы которой практически совпадают с границами полости рта, где центральное место занимает непарный мышечный орган – язык, который, располагаясь в замкнутом пространстве и выполняя свои функции, непосредственно влияет на зубочелюстную систему, в том числе формируя ее патологическое состояние.

Например, привычно открытый рот в состоянии покоя (несомкнутые губы, слабость круговой мышцы рта) часто приводит к неправильному развитию формы зубных дуг и лицевых структур. Со временем у некоторых пациентов это приводит к нарушениям прикуса, косметическим проблемам и неправильному росту и положению челюстей. Примеры изменений, происходящих по причине постоянно открытого рта в состоянии покоя – это вертикальный рост лица, скошенный внутрь подбородок, рост нижней трети лица вниз и кзади (а не вперед и вниз) и вялые, атоничные губы. Важно понимать, что сомкнуты губы и язык в куполе нёба в состоянии покоя – чрезвычайно важны для обеспечения нормального роста и развития челюстно-лицевых структур.

Рост лицевого скелета происходит в ответ на функциональные потребности и регулируется мягкими тканями, окружающими костную систему. Таким образом, работа жевательных мышц и мышц языка и объем воздуха, проходящего через полость носа, играют важную роль в развитии костных структур и прикуса!

Орофациальные миофункциональные нарушения.

Влияние сосательных привычке на формирование прикуса и лицевого скелета. В настоящее время доказано, что патологические сосательные привычки могут негативно влиять на структуры полости рта и лица. Орофасциальные проблемы, т.е. “оро”- связанные со ртом, а “фасциальные” – связанные с лицом. Патологические сосательные привычки влияют на изменение прикуса и морфологию лица. (Relationship between facial morphology, anterior open bite and non-nutritive sucking habits during the primary dentition stage 2014 Dental Press J Orthod. 2014 May-June;19(3):108-13.)

Орофациальные миофункциональные нарушения (OMН) включают в себя неправильные мышечные паттерны и вредные привычки, затрагивающие движения языка, губ и нижней челюсти. Они включают: неправильное положение языка и губ в покое заключается в том, что рот открыт, губы не смыкаются, язык находится в нижнем переднем положении, упираясь в зубы или находясь между ними. Неправильный паттерн глотания заключается в том, что язык располагается и функционирует неправильно, прокладываясь между зубами или сбоку.

Обращаю ваше внимание, что лишь избыточные, патологические привычки сосания приведут к реальным проблемам. Это либо слишком длительное закусывание губ, многочасовой палец во рту, сосание после трех лет и так далее. Единичные эпизоды не влияют на развитие лицевого скелета!

Вредные оральные привычки.

1. Сосание: сосание большого и других пальцев, пустышки, предметов. Подсасывание губы или щеки

2. Губные привычки: сосание губ, закусывание, зажевывание губ.

3. Грызть ногти и закусывать предметы.

4. Отсутствие нормального смыкания губ

5. Язык: неправильное положение языка, прокладывание языка между зубами, инфантильное глотание.

6. Ротовое дыхание.

7. Ленивое жевание.

Подобные привычки могут приводить к следующим нарушениям развития зубочелюстной системы относятся следующие: открытый прикус (как следствие вредных привычек сосания); сагиттальная щель на фоне протрузии резцов; сагиттальная щель при сужении верхней челюсти и дистальном прикусе; локальная деформация зубного ряда вследствие вредных привычек; перекрестный прикус в переднем или боковых отделах; преждевременная потеря молочных зубов.

Не все так плохо.

Важно отличать физиологические сосательные привычки и патологические. Cосание пальца максимум к 7 месяцам, а затем идет на спад. К 3 годам должно полностью прекращаться. Также важные частота и интенсивность. Различайте эпизоды и постоянное сосание. Очень часто наблюдается компульсивное сосание, связанное со стрессом и самоуспокоением.

Исследования показали, что от привычки сосать пустышку малыша нужно отучить до 1 года. В случае, если функция сосания не была своевременно «погашена» - она может проявляться у ребенка! вплоть до периодов дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста.

Но в период сменного прикуса (7-13 лет), практически к самому его завершению, отмечался значительный процент самокоррекции прикуса. Эти случаи были выявлены при диагностировании открытого прикуса в переднем отделе, сагиттальных аномалиях (когда зубы верхней челюсти наклонены и выпирают вперед), при некоторых видах перекрестного прикуса.

В этот же период, при сохранении привычки сосать палец, у детей формировались и другие патологии прикуса, причем, именно в период активного прорезывания постоянных зубов. К числу этих патологий относится формирование следующих патологий: глубокий прикус, когда жевательные зубы у детей образуют супер-контакт, а передние резцы верхней челюсти практически полностью перекрывают нижние с формированием травмы в области десневых сосочков; смещение контактов зубов — состояние, на грани перекрестного прикуса.

Ротовое дыхание.

Если ребенок вынужден долгое время дышать ртом из-за заложенного носа, то он выглядит слегка глуповатым. Это заметили английские врачи еще в 19 веке. А вот хирург Уильям Уотсон заметил, что когда при удалении гландов восстанавливалость носовое дыхание, то и ребенок начинал выглядеть умнее! Это послужило причиной моды удалять гланды для увеличения интеллекта ребенка. Конечно, это не так, но тем не менее, ротовое дыхание- это серьезная проблема.

Проблемы с носовым дыханием возникают по причине увеличенных миндалин или аденоидов, искривления носовой перегородки, гипертрофированных носовых раковин и аллергии или анатомических дефектов носовой полости или глотки; вредных привычек, например, сосания большого пальца или других пальцев, языка, губ, закусывания щек, кусания ногтей, скрежетания зубами или стискивания зубов; слабости соединительных тканей и гипотонуса мускулатуры челюстно-лицевой области; структурных или физиологических деформаций, укороченной уздечки языка и ряда других причин.

Ротовое дыхание может возникать и при ослабленной лицевой мускулатуре, чаще всего – ослабленной круговой мышцей рта. У таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различные аномалии прикуса, характерные скученностью зубов.

Привычки, связанные с языком.

Прокладывание языка – привычное положение языка между зубами. Конечно, прокладывание языка не может сдвинуть зубы, поскольку длительность силового воздействия языка на зубы во время глотания (доли секунды) недостаточна, чтобы их сдвинуть. Требуется более длительный период (шесть часов или более) легкого, постоянного давления на зубные ряды, чтобы вызвать их сдвиг.

Ротовое дыхание.

При ротовом дыхании правильное положение языка невозможно - он располагается на дне полости рта, в области нижней челюсти. При этом свод верхней челюсти языком не поддерживается и соответственно, не обеспечивается возможность правильного развития её апикального базиса. Часто формируется высокое или «готическое» нёбо, забирая объём пространства нижних носовых ходов. Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы

При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия. Это ухудшает ситуацию.

Инфантильное глотание.

Инфантильное глотание характерно для детей до 2-х лет и характеризуется низким положением языка и пассивным протеканием жидкости к глотке. Соматическое глотание характерно для детей с 2 лет.Язык поднимает и прижимает пищу спереди назад к твердому и мягкому небу. Этим движением пища оттесняется в глотку. Многие дети при глотании воды надувают щеки. Некоторые делают своеобразные круговые движения губами. Каждый раз на зубы оказывается силовое воздействие, причем в определенном направлении. Это может привести к деформации зубных рядов и нарушению положения отдельных зубов.

При инфантильном глотании язык упирается в губы и щеки. По мере прорезывания молочных зубов, сосание заменяется жеванием, и у ребенка происходит перестройка типа глотания с инфантильного на соматический. При соматическом глотании язык располагается в передней трети твердого неба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Но если ребенок потребляет только жидкую или полужидкую пищу, то, несмотря на наличие у него зубов, полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

В норме язык, упираясь при глотании в переднюю треть твёрдого нёба, естественно формирует и поддерживает правильную форму зубных рядов. У детей же с инфантильным типом глотания язык в покое и при глотании располагается между верхним и нижним зубными рядами, и поэтому в процесс глотания заметно вовлекаются мышцы щёк и круговая мышца рта, что создаёт избыточное внешнее давление на зубные ряды при каждом глотательном движении.

В результате преобладания внешнего давления периоральной мускулатуры над давлением языка изнутри возникают деформации зубных рядов, ведущие к нарушению артикуляции и неправильному произношению звуков - упираясь в верхние резцы, язык толкает их наружу, формируя открытый прикус.

Ленивое жевание.

Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как «ленивое жевание». Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса.

Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания. Эту функцию нужно разделять на функцию откусывания и функцию пережевывания. Если ребенок откусывает пищу боковыми зубами, то формируется глубокий прикус. На положение зуба влияют по вертикали две группы сил: одна — сила выталкивания — связь с прорезыванием зуба и формированием корня этого зуба. Другая — это сила жевательного давления, связанная со смыканием зубов. Если эта нагрузка действует только на боковые зубы, то боковые зубы внедряются вследствие того, что нагрузка на них оказывается чрезмерной.

Передние зубы удлиняются, так как давление на них отсутствует, возникает глубокий прикус. Одностороннее жевание приводит к образованию перекрестного прикуса. Вялое жевание, то есть отказ от жесткой пищи, приводит к тому, что нарушается естественное стирание зубов. В наибольшей степени это касается клыков и моляров. Это приводит к мезиальному прикусу, когда нижние клыки блокируют верхние, или перекрестному прикусу в боковых отделах.

Внешние признаки инфантильного типа глотания: язык ребёнка в покое и при глотании располагается между зубами верхней и нижней челюстей; рот приоткрыт; в процесс глотания заметно вовлекаются мышцы щёк и круговой мышцы рта, создавая избыточное давление на зубные ряды при каждом глотательном движении. В результате формируется мышечный дисбаланс – внешнее давление приоральной мускулатуры преобладает над давлением языка изнутри. В норме язык, упираясь при глотании в переднюю треть твёрдого нёба, обеспечивает и поддерживает правильную форму зубных рядов.

Заключение.

1. Вредные орофасциальные привычки негативно влияют на развитие лицевого скелета и привлекательность. Это действительно так, поэтому родителям важно контролировать эти привычки и понимать их важность. Очень важно обеспечить носовое дыхание и отсутствие вредных сосательных привычек. Eur J Paediatr Dent. 2013 Dec;14(4):299-302. Oral habits as risk factors for anterior open bite in the deciduous and mixed dentition - cross-sectional study.

2. Важно различать физиологические и патологические привычки. Незначительные, редкие эпизоды сосания или закусывания не являются проблемой. Но длительное их сохранение, постоянная выраженность, частота и высокая интенсивность – опасны и требуют искоренения.

3. Психологические методы эффективны. Установлено, что контроль, наказания и положительное подкрепления хорошо работают. Ведь это всего лишь привычки и их можно изменить, как и любые другие привычки. Научите детей правильно справляться со стрессом и негативными эмоциями. Cochrane Database Syst Rev. 2015 Mar 31;(3):CD008694. doi: 10.1002/14651858.CD008694.pub2. Interventions for the cessation of non-nutritive sucking habits in children.

4. Очень важна для развития и тренировки зубов и мышц адекватная нагрузка твердой пищей. Жевательные упражнения и твердая пища заметно усиливают эффективность жевания и укрепляют жевательные мышцы. Int J Paediatr Dent. 2012 Mar;22(2):146-53. The effect of chewing exercise in preschool children on maximum bite force and masticatory performance.

5. Для коррекции нарушений можно использовать разные устройства. Существуют различные миофасциальные тренажеры, которые могут быть полезны для тренировки мышц. Трейнеры, вестибулярная пластинка с бусинкой и другие. Трейнеры особенно эффективны в возрасте 3-9 лет и подбираются согласно возрасту ребёнка: для детей 3-5 лет – модель Infant, для детей 6-10 лет – модель T4K.

6. Жевание является фактором насыщения и способствует съедению меньшего количества пищи и лучшему контролю сытости. Тщательное жевания приводит к снижению количества потребляемых калорий на 13%. PLoS One. 2014 Apr 2;9(4):e93370. doi: 10.1371/journal.pone.0093370. eCollection 2014. Slow food: sustained impact of harder foods on the reduction in energy intake over the course of the day.

Литература.

Использованы иллюстрации и часть информации с сайта http://www.apkpro.ru/

Это продолжение статьи "Причины приводящие к неровным зубам."
Смотри: (

Какие факторы, из приводящих к неровным зубам, являются самыми актуальными и опасными? Чего стоит остерегаться больше всего при лечении ортодонтических пациентов?

Зубы человека прорезываются и устанавливаются в определенном положении очень медленно и постепенно, в ходе непрерывного роста челюстных костей. Чтобы в результате этого процесса образовалось два ровных зубных ряда (верхний и нижний), которые бы верно соотносились между собой, необходимо, чтобы в полости рта человека существовало миодинамическое равновесие .

Что такое миодинамическое равновесие?

Вот так устроена полость рта человека.

Упростим эту схему для более доступного понимания.

Из схемы видно, что снаружи к зубам прилегают губы и щеки.

Изнутри с зубными рядами контактирует язык.

Миодинамическое равновесие - это когда давление губ и щек снаружи соответствует по силе давлению языка.

Если по какой-то причине ЯЗЫК станет давить чрезмерно сильно, то зубы, на которые давит язык, станут отклоняться ВПЕРЕД.

Если по какой-то причине ВЕРХНЯЯ ГУБА станет давить чрезмерно сильно, то ВЕРХНИЕ зубы человека в переднем участке станут отклоняться в сторону неба.

Если же НИЖНЯЯ ГУБА станет давить чрезмерно сильно, то НИЖНИЕ зубы человека в переднем участке станут отклоняться в сторону языка.

Это очень примитивные описания возможных проблем вызванных чрезмерной активностью губ или языка. Но они описывают как неправильная работа языка и губ приводят к неровным зубам. Под кривыми зубами следует понимать все разновидности ортодонтической патологии: аномалии положения зубов, то что пациенты называют кривыми зубами, также деформации зубного ряда и аномалии прикуса. Иногда в акте глотания или речеобразования язык совершает очень сложные движения. Давление языка в этот момент и будет определять характер нарушения прикуса.

Когда начинает формироваться проблема неверной функции языка и губ?

Сбой происходит в период перехода ребенка от кормления грудным молоком и смесями из бутылочек на естественное для взрослых людей питание.

Грудные дети для осуществления сосательных движений активно охватывают губами сосок материнской груди. В этот период у ребенка еще нет зубов и язык, занимая их место, прижимается к губам. Для грудных детей это норма. Такой тип глотания, при котором язык и губы активны и сильно напряжены, называется инфантильным – детским.

Но если губы и язык сохраняют такой стереотип движений после полутора лет, то это не нормально. Если инфантильный тип глотания сохраняется и в более старшем возрасте, то это серьезная проблема.
Челюстные кости в продолжение всего периода роста ребенка очень пластичны. И если изо дня в день язык и губы будут продолжать совершать движения по типу инфантильного глотания, осуществляя давление на зубы и альвеолярные отростки, то у ребенка сформируется патологический прикус.

Сила давления языка может достигать 500 грамм, а сила давления губ – 300 грамм. Это очень высокие показатели давления, поэтому гиперфункция языка или губ способны наделать много бед (сделать зубы очень кривыми).

Надо понимать, насколько это важный фактор. Ведь человек совершает глотательные движения не только во время еды. Каждый человек глотает слюну не реже, чем 1 раз в минуту. А, как известно, «вода точит камень».

Приведем клинический пример патологического (неверного) глотания, по типу инфантильного.

Патологическая функция языка и губ привела к нарушению прикуса и неровным зубам.

Сохранения инфантильного типа глотания - причина кривых зубов

Движения языка считаются нормальными, если в процессе глотательного движения язык упирается в твердое небо.

Но возможны аномальные движения (парафункция) как следствия инфантильного типа глотания и тогда они отличаются большим разнообразием.

Любые движения языка и губ, являющиеся нецелезообразными называются парафункцией и они могут оказаться вредными для зубочелюстной системы.

Проявления аномальных движений языка в случае инфантильного глотания могут быть разными иногда очень причудливыми. Вот некоторые из вариантов.

Тревожные симптомы – указывающие на присутствие инфантильного типа глотания.

  1. Ребенок не умеет кушать твердую пищу, не запивая.
  2. В процессе глотания напрягаются губы.
  3. В процессе глотания напрягается подбородок, на нем появляются вогнутости в виде точек (симптом «наперстка»).
  4. К формированию парафункций языка и губ, а также инфантильного типа глотания могут приводить любые ассоциации ребенка с сосанием груди матери. Это соски пустышки, кормление и питье воды ребенком из бутылки через соску, употребление только протертой и измельченной пищи и т.п..

Проводить ортодонтическое лечение, предварительно не избавившись от неверного движения губ и языка НЕВЕРНО. О бязательно наступит рецидив - возврат к "неровным зубам" .
Это правило работает независимо от того каким аппаратом проводиться ортодонтическое лечение - брекетами или съемными пластинками. Результат лечения обязательно будет неудовлетворительным.


Происходит это вот почему.


В ходе ортодонтического перемещения, зубы приобретают повышенную подвижность. Такая подвижность называется ортодонтической. Зубы, потерявшие устойчивость из-за ортодонтического лечения, не смогут противостоять патологическому давлению языка или губ. Поэтому зубы обязательно отклоняться на позицию, на которой находились до начала лечения.

Вывод.

  • Ортодонтическое лечение должно проводиться с обязательным выявлением причины приведшей к неровным зубам.
  • Ортодонтическому лечению (установке брекетов) должно предшествовать устранение причины кривых зубов.

Тренировка глотательных мышц это лучший способ улучшить свою способность глотать. Вот, несколько различных упражнений разработанных экспертами в области дисфагии для реабилитации.

Упражнение Шейкер

Лягте на спину и поднимите голову, как если бы вы пытались зафиксировать свой взгляд на пальцах. В то время как вы делаете это, старайтесь не поднимать плечи. Это простое упражнение улучшает глотательные способности, если оно выполняется от 5 до 57 раз в день в течение не менее шести недель. Если это упражнение получается у вас хорошо, увеличивайте продолжительность каждого подъема головы и количество повторений.

Движение гиоидный подъем

Это довольно простое упражнение, хотя это может звучать больше как задача, выполняемая в одном из реалити-шоу. Положите несколько небольших кусочков бумаги (около 2,5 сантиметров в диаметре) на одеяло или полотенце. Затем возьмите какой-нибудь мелкий, чистый предмет в рот и начните сосать один из кусочков бумаги за кончик. Продолжайте сосать, пока есть упомянутая бумага. Делайте это над чашкой или похожим контейнером, и остановитесь, когда бумага закончится. Это позволит выплюнуть бумагу в контейнер. Ваша цель, - выплюнуть от 5 до 10 кусочков бумаги в контейнер.

Движение Мендельсона

Это простое упражнение очень эффективно для улучшения глотательного рефлекса. Оно заключается в глотании собственной слюны. Обычно, когда слюна входит в пищевод, во время глотания, ваше "Адамово яблоко" (жесткая область примерно на полпути вниз по передней части шеи) движется вверх, а затем вниз. Для этого упражнения, держите кадык в верхней точке в течение примерно 2 до 5 секунд каждый раз. Вы можете помочь ему оставаться там сначала пальцами, для того, чтобы лучше понять движение, которое собираетесь сделать. Но упражнения сможет помочь вам только тогда, когда Вы сможете задерживать кадык без посторонней помощи. Повторяйте это упражнение несколько раз в день.

Глоток с полным усилием

Цель этого упражнения состоит в улучшении контакта между различными мышцами используемые во время акта глотания. В сущности, упражнение состоит в глотании. Но, когда вы это делаете, вы должны попытаться сжать все мышцы участвующие в глотания так сильно, как можете. Вам не нужно глотать пищу во время выполнения упражнения. Просто делайте это сухой глоткой. Выполняйте это упражнение от 5 до 10 раз, 3 раза в день.

Надгортанный глоток

Вы должны попробовать это упражнение без пищи в первую очередь. Когда оно будет хорошо получаться у вас, вы можете попробовать его с едой во рту. Это упражнение состоит из простых шагов. Во-первых, сделайте глубокий вдох. Задержите его, сделайте движение, как будто вы глотаете, и прокашляйтесь как бы, для устранения остатков слюны или пищи, которые, как бы, пошли вниз мимо ваших голосовых связок.

Движение супер надгортанный глоток

Это упражнение похоже на надгортанный глоток, описанный выше, но с дополнительной изюминкой. После того как вы сделайте глубокий вдох, потерпите при глотании. Создаваемое давление, помогает при глотании и увеличивает силу вашей глотательной мышцы.

По материалам сайта

  • Инфантильное глотание характерно для детей до 2-х лет и характеризуется низким положением языка и пассивным протеканием жидкости к глотке.
  • Соматическое глотание характерно для детей с 2 лет.Язык поднимает и прижимает пищу спереди назад к твердому и мягкому небу. Этим движением пища оттесняется в глотку. Многие дети при глотании воды надувают щеки. Некоторые делают своеобразные круговые движения губами. Каждый раз на зубы оказывается силовое воздействие, причем в определенном направлении. Это может привести к деформации зубных рядов и нарушению положения отдельных зубов.

Инфантильное глотание

Сатыго Е.А., доцент каф. Детской стоматологии МАПО СПб

В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой области, подъязычной области и глотки. Ребенок рождается с уже заложенным рефлекторно механизмом глотания, которое в первые месяцы жизни носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щек, языка и отрицательного давления в полости рта младенца, молоко поступает в рот, и язык, располагаясь между десневыми валиками, направляет молоко в ротоглотку. При инфантильном глотании язык упирается в губы и щеки.

По мере прорезывания молочных зубов, сосание заменяется жеванием, и у ребенка происходит перестройка типа глотания с инфантильного на соматический. При соматическом глотании язык располагается в передней трети твердого неба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Но если ребенок потребляет только жидкую или полужидкую пищу, то, несмотря на наличие у него зубов, полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

В норме язык, упираясь при глотании в переднюю треть твёрдого нёба, естественно формирует и поддерживает правильную форму зубных рядов. У детей же с инфантильным типом глотания язык в покое и при глотании располагается между верхним и нижним зубными рядами, и поэтому в процесс глотания заметно вовлекаются мышцы щёк и круговая мышца рта, что создаёт избыточное внешнее давление на зубные ряды при каждом глотательном движении. В результате преобладания внешнего давления приоральной мускулатуры над давлением языка изнутри возникают деформации зубных рядов, ведущие к нарушению артикуляции и неправильному произношению звуков - упираясь в верхние резцы, язык толкает их наружу, формируя открытый прикус – основную причину межзубного сигматизма.

Центр миофункциональных исследований, посвятивший более 20 лет изучению влияния мышечного фактора на формирование зубочелюстно-лицевой системы, разработал специальный тренажёр для активной тренировки оральной мускулатуры и правильного позиционирования языка у детей в молочном прикусе (3-5 лет) – профилактический трейнер «Infant» .

Регулярное применение этого трейнера позволяет выработать у ребенка правильное положение языка в покое и при глотании, а также устранить межзубный сигматизм, столь часто встречающийся у детей, длительно находившихся на искусственном вскармливании.

По данным Виноградовой Т.Ф. и Снагиной Н.Т. (1980), у детей в раннем возрасте аномалии прикуса и развития челюстно-лицевой области встречается гораздо чаще, чем кариес. И потому профилактика ЗЧА у детей должна начинаться буквально с самого рождения. Профилактические мероприятия должны в первую очередь быть направлены на устранение ротового дыхания, инфантильного глотания, дислалии, вредных привычек сосания и прокладывание языка между зубными рядами. А также у малышей своевременно должны выявляться и корректироваться аномалии размеров и прикрепления уздечек языка губ, и тонус жевательной и мимической мускулатуры.

В Ст. Петербурге среди младших школьников проводилось исследование - основной его задачей было изучение клинической эффективности применения профилактических трейнеров при лечении детей с миофункциональными проблемами, выявленными в сменном прикусе. Помимо этого оценивалось кариесогенная ситуация в ротовой полости и анализировался профилактический аспект влияния трейнер-программы на эту ситуацию. В процессе исследования подтвердилась острая необходимость в ранней диагностике зубочелюстных аномалий у детей младшего школьного возраста.

Было обследовано 222 ребенка в возрасте 6-8 лет. Контрольные осмотры детей проводились раз в три месяца. Преортодонтический трейнер рекомендовалось носить один час в день для активной миотренировки и также надевать его на ночь. Детям с дисфункцией носового дыхания дополнительно предлагалось проводить дыхательные упражнения. Родители были мотивированы к использованию данной методики и подробно проинструктированы. План лечения с использованием трейнера определялся для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его психоэмоционального статуса.

43 пациентам с инфантильным типом глотания коррекцию проводили при помощи преортодонтического трейнера. Через шесть месяцев после начала лечения функция нормализовалась у 51% детей. Спустя 12 месяцев правильное глотание сформировалось у 80% детей, использовавших для коррекции миофункциональный трейнер (Табл.1). Для сравнения остальным наблюдавшимся 38 пациентам с дисфункцией глотания был назначен курс миогимнастики. Что показательно, у этих детей в течение года значительных изменения не произошло (Табл. 2).

Из 87 детей с привычным ротовым дыханием 42 ребенка применяли для коррекции дисфункции преортодонтический трейнер, и через шесть месяцев примерно половина этих детей научилась дышать носом. Спустя год функция нормализовалась уже у 80 % детей, применявших для коррекции трейнер, в то время как у 45 пациентов с той же патологией, не носивших трейнер, но выполнявших дыхательные упражнения на протяжении того же времени, практических улучшений не произошло. (Табл.2).

У детей с сочетанной патологией (одновременное нарушение функций глотания и дыхания), носивших трейнер в течение года значительно улучшились объективные признаки, однако полное устранение дисфункций наступило только у 30% пациентов. У таких детей необходимо сначала нормализовать носовое дыхание и только затем уделить время восстановлению функции глотания. Период адаптации к трейнеру у этой группы продолжался почти в два раза дольше (Табл.1). У детей с сочетанной патологией, не использовавших аппарат, в течение года улучшений не наступило. Всем детям с сочетанной патологией были рекомендованы дыхательные упражнения и проведен дополнительный курс миогимнастики.

Таблица 1. Клинические результаты у детей применявших трейнер.

Таблица 2. Результаты наблюдения контрольной группы.

По результатам проведённого исследования сделаны следующие выводы:

1. Применение преортодонтического трейнера имеет высокую клиническую эффективность и способствует успешной коррекции дисфункций дыхания и глотания у детей в сменном прикусе.

2. Коррекция миофункциональных влияний в преортодонтический период может проводиться детскими специалистами (стоматологами и педиатрами, логопедами) в сочетании с дыхательными упражнениями и миогимнастикой.

Хотелось бы подчеркнуть перспективность метода ранней коррекции миофункциональных нарушений у детей с использованием преортодонтических трейнеров и рекомендовать ее к использованию в рамках программ профилактики у школьников младших классов, что обеспечит возможность более основательно уделять внимание правильному формированию глотания и дыхания у детей.

Это упражнение тренирует правильное положение языка в состоянии покоя. Переходить к следующему упражнению можно лишь уверенно освоив данное упражнение.
1. Кончиком языка найди точку, обозначенную на рисунке справа, — Назовем ее «точкой покоя».
2. Она расположена прямо за верхними резцами — в 5мм за ними, где небо изгибается вверх.
3. Мягко сомкни губы и расслабь мышцы рта.
4. Не нужно стискивать или сжимать задние зубы. Держи их слегка сомкнутыми.
5. Вдыхай и выдыхай воздух только через нос.
Ежедневная тренировка выработает у тебя привычку к естественному положению языка в состоянии покоя. Помни где должен находиться язык когда ты не ешь и не говоришь.
Помни, что нужно носить Трейнер до и после выполнения этого упражнения. Тщательно промывай Трейнер после каждого использования.

Оглавление [Показать]

Значение правильного прикуса для здоровья

Все родители желают своему ребенку лучшего, мечтают, что он вырастет умным, красивым, здоровым и успешным. И каждому родителю стоит узнать, что все это - здоровье, красота, успехи в учебе и общении - может зависеть от такой простой вещи, на которую далеко не все обращают внимание: от положения языка во рту и от формирования правильного прикуса.

На что влияет положение языка?

Язык принимает участие во многих важных процессах:

  • определяет вкус и температуру пищи;
  • помогает в перемешивании пищи и слюны, запуская процесс пищеварения;
  • обеспечивает глотание;
  • участвует в формировании речи.

А еще, совершая несколько тысяч движений в сутки (только глотательных движений около 2000), язык участвует в формировании свода нёба и прикуса.

Соотношение челюстей в прикусе имеет тесную взаимосвязь с позицией головы относительно тела и осанки в целом.

Прикус - это взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей во время их плотного смыкания. В зависимости от возраста прикус может быть молочным, сменным и постоянным. Классификации прикуса не тема этой статьи, поэтому остановлюсь только на описании физиологического прикуса, который характеризуется следующими признаками:

  • не нарушает процесс приема пищи;
  • не искажает речь;
  • не портит внешние характеристики лица.

При полном смыкании зубов физиологический прикус отвечает следующим показателям:

  • верхний зубной ряд закрывает собой треть нижнего зубного ряда;
  • все противопоставленные жевательные зубы верхней и нижней челюстей хорошо смыкаются друг с другом;
  • условная центральная линия, проведенная по лицу вертикально, делит челюсти на одинаковые половины.

Заранее прошу прощения у врачей-ортодонтов, за такое упрощенное описание физиологического прикуса и может быть еще какие-то неточности. Надеюсь, смысл статьи от этого не пострадал.

Для правильного роста зубов в полости рта должно образоваться так называемое миодинамическое равновесие, то есть давление языка изнутри на зубной ряд верхней челюсти должно соответствовать давлению мышц губ и щёк снаружи.

В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами, не касаясь их. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя». Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к небу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину, улучшая кровоснабжение носо-и ротоглотки и повышая таким образом местный иммунитет. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт. При носовом дыхании, весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через носовые раковины, также стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица.

Теперь остановлюсь немного на сменном прикусе и проблемах формирования физиологического прикуса, которые становятся очевидными именно во время смены зубов. Обычно это возраст начиная с 4-5 лет до 12-14 лет. Во время сменного прикуса происходит наиболее интенсивный рост челюстных костей, поэтому коррекция прикуса так же наиболее эффективна именно в это время.

У детей, которые дышат через рот, формируется так называемый «аденоидный» тип лица, лицо при этом становится узким и длинным — вытянутым. Узкие челюсти обусловливают недостаток места для постоянных зубов, то есть их скученность. Готическое небо и недостаток места для спинки языка создаёт проблемы со звукопроизношением.

Дети с неправильным прикусом часто дышат ртом, даже если носовые пути проходимы. У них формируется привычное ротовое дыхание и они начинают чаще болеть простудными заболеваниями. Доказано, что при ротовом дыхании снижается оксигенация крови, а также передача кислорода тканям. Больше других органов от гипоксии страдает мозг. Дети становятся раздражительными не усидчивыми,не внимательными.

Язык у таких детей находится в среднем (межзубном) или низком положении – между небом и нижней челюстью. При глотании он упирается не в свод неба, а в зубы. Язык мощнейший мышечный орган и при его давлении, зубы отклоняются от нормального положения.

Очень часто это сочетается со слабостью круговой мышцы рта, которая в норме должна обеспечивать баланс давления на зубы снаружи.

В норме, глотание должно быть видно только по движению щитовидного хряща, лицо не должно напрягаться. При неправильном же положении языка и слабости круговой мышцы рта, ребёнку приходится задействовать дополнительные мышцы, чтобы держать при глотании рот закрытым. Он начинает помогать себе при глотании уголками губ, мимическими мышцами лица, движением шеи, плечами, иногда даже животом.

Язык, при среднем или нижнем положении, перекрывает дыхательные пути и, чтобы хоть как-то приоткрыть их, ребенок вынужденно выдвигает голову вперед и приподнимает подбородок. Такое неестественное положение головы и шеи изменяет и верхнюю часть грудной клетки. Ортопеды, видя такую картину, говорят о нарушении осанки.

Итак, изменение положения языка ведет к изменению положения головы, искажению анатомически правильного расположения относительно друг друга шейных позвонков, подъязычной кости, хрящей гортани и мягких тканей шеи, трахеи и пищевода, сосудов, питающих мозг, и нервных стволов, обеспечивающих работу всех внутренних органов.

Таким образом, крайне важным во время сменного прикуса становится формирование носового дыхания и создание условий для анатомически правильного положения и функционирования языка, потому что это будет способствовать как нормальному развитию зубо-челюстной системы, так и всего организма ребёнка.

  • нормальное жевание, облегчает работу всего желудочно-кишечного тракта;
  • нормальное глотание формирует правильный прикус и гармоничные черты лица;
  • носовое дыхание снижает риск возникновения простудных заболеваний (воздух очищается, согревается, лимфоидная ткань не подвергается дополнительной нагрузке и не гипертрофируется);
  • улучшает функцию ЦНС, за счет достаточного получения кислорода;
  • улучшается коммуникативная функция за счет четкой и понятной речи;
  • за счет правильной осанки развивается чувство равновесия, ловкость, скоординированность.

Правильный прикус и анатомическое положение языка - залог здоровья и благополучия вашего ребенка.

Кратко хочу перечислить факторы, которые могут приводить к неправильному положению и функционированию языка:

  • Внутриутробные факторы (многоплодная беременность, аномалии строения матки, повышенный тонус матки во время беременности, генетическая обусловленность и т.д.);
  • Травматичные роды;
  • Недоношенность;
  • Искусственная вентиляция легких на первом году жизни;
  • Искусственное вскармливание;
  • Несвоевременное введение прикорма;
  • Отсутствие в рационе ребёнка твёрдой пищи;
  • Вредные привычки: сосание пальца, языка, щеки, различных предметов, длительное сосание пустышки (более 1,5 лет);
  • Преждевременная потеря молочных зубов;
  • Частые заболевания ЛОР-органов, увеличенные аденоиды.

На что следует обратить внимание родителям и насторожиться

  • Дыхание ртом, если у ребёнка нет насморка.
  • Отсутствие промежутков между зубами к 4-5 годам.

Молочные зубы маленькие и для них обычно всегда хватает места, даже если челюсть не развилась достаточно. По мере взросления и подготовки ребенка к сменному прикусу между молочными зубами должны появляться так называемые тремы- небольшие, но отчетливые расстояния. Когда молочные зубы выпадут, прорежутся постоянные, которые значительно шире молочных, и им должно хватить места для нормального роста и формирования ровного красивого зубного ряда.

  • Понаблюдать за глотанием слюны у ребенка, в норме глотание происходит незаметно, без напряжения мимических мышц.

Обычно детский стоматолог на приеме обращает внимание родителей на начинающиеся проблемы формирования правильного прикуса и направляет таких детей к ортодонту.

Если же этого не происходит, обязательно надо показать ребёнка в возрасте 4-5 лет детскому ортодонту, желательно, учитывающим в работе функциональный подход.

Как исправить нарушения прикуса и положения языка.

Обязательно должен быть комплексный подход. Современная ортодонтия предлагает различные способы выравнивания зубов. Но как мы уже убедились, выравнивать зубы неэффективно без устранения приводящих к этим изменениям причин.

Поэтому решение проблемы нарушенного прикуса должно быть направлено на весь комплекс патологических изменений: восстановление анатомически правильного положения языка, выработку правильного стереотипа глотания, жевания, положения головы, осанки.

Остеопатическое лечение предлагает именно такой подход: восстановление или формирование правильного соотношения анатомических структур

  1. Коррекция ослабленных или избыточно напряженных мышц лица, шеи, дна рта и непосредственно языка, это приведет к восстановлению правильного положения языка в полости рта и равномерному участию в процессах жевания и глотания соответствующих мышечных цепочек.
  2. Воздействие на костные структуры формирующие полости носа и рта приводит к восстановлению физиологических объемов этих полостей и способствует улучшению носового дыхания, жевания, глотания и речи.

  3. Двигательная иннервация языка, глотание и жевание обеспечивается подъязычным нервом, который выходит из полости черепа через канал подъязычного нерва, где в некоторых случаях возможно его сдавление. До определенного возраста в этой зоне сохраняется подвижность и методами остеопатии возможно восстановить физиологическое соответствие этих анатомических структур.

Миофункциональная гимнастика.

Включает упражнения для мышц лица, особенно тех, что участвуют в глотании, жевании и речеобразовании. Ребёнок быстрее переходит на носовой (правильный) тип дыхания, а язык занимает правильное положение во рту, помогая формировать нормальный прикус.

Ношение миофункциональных трейнеров.

Они изготовленные из мягкого силикона и нейтрализуют избыточное давление мышц на челюсти и зубы, устраняют вредные привычки и стимулируют правильное развитие костей лицевого скелета и зубов. Трейнеры относительно недороги, так как производятся серийно и легко подбираются под размеры челюстей конкретного ребёнка.

С постепенным восстановлением носового дыхания и правильного глотания выравниваются зубы, становятся гармоничнее черты лица. Приходит в норму опорно-двигательный аппарат, улучшается работа всех внутренних органов и систем.

В результате ребёнок любого возраста:

  • меньше болеет;
  • становится более выносливым физически;
  • лучше обучается;
  • становится эмоционально сбалансированным;
  • с детства имеет красивые ровные и здоровые зубы и гармоничные черты лица.

Эффект видимый и стойкий, так как специалисты устраняют причину проблемы, а не борются с её отдалёнными последствиями.

Статья логопеда-психолога «Диал-Дент» Т.Б. Цукор

«Жуй-жуй! Глотай!» - знакомый всем лейтмотив одной из серий киножурнала «Ералаш». А я вам расскажу о том, как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно? Ведь, как считает большинство, глотание относится к рефлекторным реакциям организма, таким как дыхание, слюноотделение, отдёргивание руки от горячей поверхности и т.д. Тем не менее, можно глотать неправильно! Называется это явление - инфантильный тип глотания.

Что такое инфантильный тип глотания?

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой. Но по мере появления зубов сосание заменяется жеванием, а инфантильный тип глотания перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами. Есть ещё вариант: язык во время неправильного глотания не прокладывается между зубами, а упирается в нижние резцы. Причины инфантильного типа глотания разные: длительное сосание соски, искусственное вскармливание, короткая уздечка языка, сосание пальца на протяжении длительного времени, преобладание в рационе ребенка жидкой пюреобразной пищи, ротовое дыхание, в общем, все то, что способно удерживать язык длительное время на дне полости рта.

Нужно ли исправлять неправильное глотание?

Конечно! Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию. Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка. Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка. Специалисты ортодонтического отделения Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» давно работают в тесном сотрудничестве с логопедом и получают стабильные результаты лечения.

При неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

2. Качели

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

3. Маляр

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.

6. Лошадка

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

7. Зеваем, жуём, глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

8. Футбол

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

9. Карандаш

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

10. Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка «восьмерки» 15-30 раз.

11. Цифры

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй - 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем - 3 раза в день по 10-12 раз.

Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.

Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook.

Психология