Толкование евангелия от матфея гл 8. Толкование на Евангелие от Матфея (Блаженный Феофилакт Болгарский). Доработка евангелия от марка

Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает.

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе.

И выздоровел слуга его в тот час.

Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».

Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

III. Свидетельства достоверности Царя (8:1 - 11:1)

Слова и дела Иисуса свидетельствовали о том, что Он и есть Мессия (главы 3-4). В длинной проповеди Он возвестил те принципы и критерии, соблюдать которые необходимо, чтобы войти в Царство Его, и ясно показал путь к нему (главы 5-7). Однако иудеи продолжали сомневаться: "Может ли этот Человек быть Мессиею? И если да, то сможет ли Он осуществить все необходимые изменения, чтобы установить Свое Царство? Обладает ли Он силою, нужной для осуществления таких перемен?" В этой связи и описывает далее Матфей ряд чудес, совершенных Иисусом и свидетельствовавших о том, что Он - истинный Царь Израильский и в состоянии исполнить слово Свое. Чудеса эти, будучи произведены в различных сферах жизни, явили масштабы власти Иисуса Христа над миром.

А. Его власть над болезнями (8:1-15)

1. ЧУДО ИСЦЕЛЕНИЯ ПРОКАЖЕННОГО (8:1-4) (МАР. 1:40-45; ЛУК. 5:12-16)

Матф. 8:1-4 . Примечательно, что первое чудо, описанное Матфеем, было совершено над прокаженным. Однако Иисус и прежде того совершил уже несколько чудес (перечисление совершенных Им чудес в толкование на Иоан. 2:1-11). Прокаженный, подойдя к Иисусу, назвал Его Господом, признав тем самым Его власть (сравните с 7:21; 8:6). Иисус исцелил его (стих 3), прикоснувшись к нему, который считался "неприкасаемым"!

Потом Он повелел ему пойти показаться священнику и принести дар, какой повелел Моисей, т. е. жертву, установленную законом за очищение от проказы. (В Лев. 14 говорится в этой связи о двух птицах, кедровом дереве, червленой нити и иссопе в первый день (стихи 4-8) и о принесении на восьмой день двух овнов, одной овцы и пшеничной муки, смешанной с елеем - Лев. 14:10.) Иисус не разрешил очищенному Им от проказы говорить об этом кому бы то ни было, пока не покажется священнику.

По-видимому, Он хотел, чтобы священник (или священники) первыми удостоверились в исцелении этого человека. Господь хотел, чтобы это было во свидетельство им, т. е. священникам. Так оно, по-видимому, и получилось, ибо в истории Израиля не было до этого известно об исцелении больного проказой, за исключением исцеления Мариами (Чис. 12:10-15). Можно себе представить, какое это произвело впечатление в храме, когда исцеленный внезапно появился там и объявил о совершившемся очищении своем от проказы!

Конечно же, священники должны были тщательно расследовать все обстоятельства, связанные с этим происшествием. Иисус таким образом как бы предъявил им Свою "визитную карточку" - с тем, чтобы они сами могли убедиться в законности Его притязаний. (Исцеленный не выполнил однако повеления Господа никому не говорить о чуде и стал рассказывать о нем всем; Мар. 1:45.)

2. ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО (8:5-13) (Лук. 7:1-10)

Матф. 8:5-13 . Второе чудо, связанное с исцелением, тоже свидетельствует о неземной власти Иисуса. Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и попросил Его о помощи (о "сотниках" в толкование на Лук. 7:2). Этот язычник (как и прокаженный - Матф. 8:2), назвав Иисуса Господом, просил исцелить его слугу. (Лука при описании этого эпизода употребляет греческое слово "доулос" ("раб"), а Матфей слово пейс ("мальчик"), из чего можно заключить, что слуга сотника был молод.) Он был парализован (по-русски: был в расслаблении) и сильно страдал, возможно, был близок к смерти (Лук. 7:2).

Когда Иисус сказал, что придет и исцелит больного, сотник ответил, что приходить Иисусу нет необходимости. Как офицер, бывший в подчинении и сам имевший подначальных, он хорошо разбирался в принципе подчинения. Тому, кто имеет власть, не обязательно лично присутствовать на месте исполнения его приказов. Он может находиться и на расстоянии.

И если это верно в отношении людей, то тем более по отношению к Господу, имеющему высшую власть! (Слова сотника могут свидетельствовать об убежденности его в неземном характере силы Иисуса, в том, что Он в состоянии исцелять и на расстоянии - от ред.) Иисус удивился большой и искренней вере сотника (сравните Матф. 15:28), ведь именно такую веру искал Он в Израиле, и увы! - напрасно.

Именно такая вера открывает человеку вход в Царство Божие - независимо от национальности его или расы и от места его проживания ("восток" и "запад" в стихе 11). (в стихе 11 подразумевается, что те, кто "придут с востока и с запада", возлягут на пиру… в Царстве Небесном; именно пребыванию на пиру нередко уподобляется пребывание в Царстве; Ис. 25:6; Матф. 22:1-14; Лук. 14:15-24.) Однако те, кто считают, что им вход в Царство Божие обеспечен автоматически - по причине их религиозной принадлежности, что они по этой причине являются сынами царства, ошибаются; они не войдут туда (Матф. 8:12), но подвергнутся Божиему осуждению (извержены будут во тьму внешнюю - сравните с 22:13). Относительно "плача и скрежета зубов" толкование на 13:42.

Что же касается слуги сотника, то его Иисус исцелил в тот же час - в награду за удивительную веру его господина.

3. ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯЧКИ (8:14-15) (МАР. 1:29-31; ЛУК. 4:38-39)

Матф. 8:14-15 . Иисус вошел затем в дом Петра (в Капернауме) и увидел тещу его, лежащую в горячке. Прикоснувшись к ее руке, Господь исцелил ее от горячки, однако этим чудо не закончилось. Женщине даны были силы тут же встать с постели, чтобы служить Иисусу и Его ученикам. Обычно после того, как высокая температура спадает, человек какое-то время лежит, ощущая слабость; здесь же этого не произошло.

Б. Его власть над силами зла (8:16-17,28-34)

Не только физическое исцеление давал Иисус, но и способность преодолевать действие сил зла.

Матф. 8:16-17 (Мар. 1:32-34; Лук. 4:40-41). В это время, когда Иисус находился в доме Петра, к Нему привели многих бесноватых. Матфей кратко отмечает, что все они были исцелены - во исполнение слов, сказанных пророком Исаией: "Он взял на Себя наши немощи и понес болезни" (Ис. 53:4). Окончательно слова эти исполнились на голгофском кресте, где Иисус умер за нас, но и "по пути" к этому событию, в процессе Своего земного служения, Он исцелял многих. Изгоняя демонов, Иисус являл Свою власть над сатаною, который управляет миром демонов (Матф. 9:34; 12:24).

Матф. 8:18-20 . Эти стихи будут рассмотрены позже, после стих 34.

Матф. 8:28-34 (Мар. 5:1-20; Лук. 8:26-39). Здесь власть Иисуса над миром демонов представлена в больших подробностях. Описываемое тут произошло, когда Он прибыл на другой берег, в страну Гергесинскую. Подразумеваемая территория находилась на юго-восток от южной оконечности Галилейского моря. Авторы синоптических Евангелий называют ее по-разному; у Марка и Луки (Мар. 5:1; Лук. 8:26) это - "страна Гадаринская" (Объяснение этого различия дано в толковании на указанные стихи в Евангелиях от Марка и от Луки.) Итак, на другом берегу Иисуса встретили два бесноватые. Марк и Лука говорят об одном одержимом, не подчеркивая, однако, что он был только один. Возможное объяснение этого расхождения в том, что один из бесноватых отличался особой агрессивностью.

Воздействие демонов на этих людей явствует из того, что они были весьма свирепы, и поскольку не вели себя по-человечески, то и не могли оставаться с другими людьми в городе, а жили в пещерах, где погребали мертвых (они вышли из гробов).

Из вопроса, заданного демонами, которые обитали в них, ясно, что те знали, кем является Иисус (они прямо называют Его - Сын Божий), как знали и то, что в конечном счете их ожидает Божие осуждение (Матф. 8:29). Не желая снова стать бесплотными духами, демоны или бесы попросили у Иисуса позволения войти в стадо свиней, которое паслось… вдали (сделать это без Его разрешения они не могли). Марк уточняет, что свиней было около двух тысяч (Мар. 5:13).

Как только демоны вошли в свиней, все стадо… бросилось с крутизны в море и погибло в воде. По-видимому, те, кто пасли свиней, сильно испугавшись, побежали в город, чтобы рассказать о случившемся. Жители города, тоже по причине страха (Лук. 8:37), стали просить Иисуса, чтобы Он отошел от пределов их.

В. Его власть над людьми (8:18-22; 9:9)

В этом разделе Матфей показывает на трех примерах право Царя призывать Своих слуг следовать за Ним и отвергать просьбы, неверно в Его глазах мотивированные.

Матф. 8:18-20 (Лук. 9:57-58). Тогда один книжник подошед сказал Ему (видимо, не особенно задумываясь над тем, что говорит): Учитель! я пойду за тобою, куда бы Ты ни пошел. Хотя Иисус искал таких людей, которые могли бы стать Его учениками и трудиться на ниве Божией. Он избирал тех, о которых знал, что они движимы искренними побуждениями.

Ответ Его этому книжнику прежде всего свидетельствует о скромности Иисуса и непритязательности Его, даже по сравнению с лесными зверями - с лисами и птицами; ибо, в отличие от них, имеющих норы и гнезда, Ему, переходившему с места на место, негде было приклонить на ночь голову. Представляется, что Господь так ответил книжнику, видя сердце этого человека, сознавая, возможно, что тот руководствуется не более чем честолюбивым желанием стать последователем великого Учителя.

Здесь впервые Иисус называет Себя Сыном Человеческим (29 раз встречается это название Его в Евангелии от Матфея; 14 раз - у Марка; 24 - у Луки и 13 - у Иоанна). Оно - еще одно свидетельство о том, что Иисус есть Мессия (Дан. 7:13-14).

Матф. 8:21-22 (Лук. 9:59-60). Другой человек, уже бывший учеником Иисуса, попросил, чтобы Он отпустил его домой похоронить отца. Едва ли отец его уже умер, может быть, он и при смерти не был. Ученик этот, скорее всего, хотел вернуться домой и оставаться там, пока его отец не умрет. После этого он намеревался вновь возвратиться к Иисусу. Его просьба свидетельствовала, что следование за Господом было в его глазах чем-то таким, с чем, начавши, можно и повременить. Возможно, он тревожился, как бы не упустить отцовское наследство, и в таком случае не Иисуса, а житейские, материальные заботы ставил на первое место.

Своим ответом: …предоставь мертвым погребать своих мертвецов -

Господь дает понять, что следовать за Ним - важнее всего остального. Очевидно, Он имел в виду, что физически мертвых (другая мысль, вложенная Им в этот ответ) могут похоронить и те, кто мертвы духовно, т. е. люди, не верующие в Него.

Матф. 8:23 - 9:8 . Эти стихи будут рассмотрены после 9:9.

Матф. 9:9 (Мар. 2:13-14; Лук. 5:27-28). Хотя из описания двух предыдущих эпизодов не ясно, последовали ли за Иисусом те два человека, о которых в них говорится, в третьем случае результат - очевиден. Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея… Тот собирал налоги с прибывавших в Капернаумский порт. Иисус обратился к нему с коротким повелением: следуй за Мною. Матфей тут же оставил все и последовал за Иисусом. Как Царь Иисус обладает правом избирать Своих последователей-учеников. Несомненно, на Матфея сильнейшее впечатление произвели личность Иисуса, Его учение и власть, которая ощущалась в словах Его и поведении.

Г. Его власть над природою (8:23-27) (Мар. 4:35-41; Лук. 8:22-25)

Матф. 8:23-27 . Еще одной сферой, над которой Иисус имеет абсолютную власть, является природа. Доказательством этому служит следующий случай: когда Иисус переправлялся с учениками на другой берег Галилейского моря, известного своими неожиданными штормами, сделалось вдруг великое волнение на море… Иисус в это время спал на борту лодки. Перед лицом неминуемой, как им показалось, гибели, ученики разбудили Его. Но Он упрекнул их: Что вы так боязливы, маловерные? Потом встав запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

Ученики Его, бывшие рыбаками, не раз попадали в подобные штормы на этом море. И знали, что порой шквал так же внезапно успокаивается, как налетает. Но обычно после того, как стихал ветер, море какое-то время еще продолжало волноваться. Неудивительно, что согласно записи Матфея, они изумились, спрашивая друг у друга: Кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему? Их поразила сверхъестественная сила Учителя, слову Которого повинуются и разбушевавшиеся стихии. Между тем, эту силу Свою Мессия явит и при установлении Своего Царства, как явил ее в "откровениях" ученикам.

Матф. 8:28-34 . Комментарии на эти стихи в разделе "Б" - "Его власть над силами зла (8:16-17, 28-34)".

Д. Его власть прощать (9:1-8) (Мар. 2:1-12; Лук. 5:17-26)

1 Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.

2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

3 Иисус , простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.

4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:

6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,

15 и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,

17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.

18 Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел (ученикам) отплыть на другую сторону.

19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные—гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

26 И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Как пользоваться данным толкованием 8 главы Евангелия от Матфея ?

  1. Заглавный номер – это номер стиха или стихов, который будет обсуждаться.
  2. Дальше следуют места Писания в логическом порядке.
  3. Поразмышляв над ними, и соединив это в логическую цепь, ты поймешь суть обсуждаемого места, его истинный смысл.

Матфея 8:2-4

2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. 3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. 4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

  • Очищение от проказы - является символом духовного очищения верующих в Христа (сравнить: Чис.12:9-14.). Слова: «смотри, никому не сказывай», подчёркивают личные отношения с Богом; потому, что каждый за себя даст отчёт Богу в своей вере.
  • 4(а) священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых, 5 и прикажет священник заколоть одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою; 6(б) и омочит живую птицу в крови птицы заколотой над живою водою, 7 и покропит на очищаемого от проказы семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую птицу в поле. (Левит 14:4(а),5,6(б),7)
  • 13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр 9:13,14)
  • 25(б) Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. (Еф 5:25(б)-27)
  • 10 Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? 9 но единственная - она, голубица моя, чистая моя; Увидели ее девицы, и - превознесли ее, царицы и наложницы, и - восхвалили ее. (Песнь Песней 6:10,9(а,г))

Матфея 8:4(а)

4(а) И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай,

  • 15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех 16 и запретил им объявлять о Нем, 17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; 19(б,в) не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; 21 и на имя Его будут уповать народы. ((см. Мат 12:15-18,19(б,в),21))
  • 29(б) блаженны невидевшие и уверовавшие. (Иоан 20:29(б))
  • 7 ибо мы ходим верою, а не видением, - (2Кор 5:7)
  • 9 достигая наконец верою вашею спасения душ. (1Пет 1:9)

Матфея 8:5-7

5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. 7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

  • 3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. (Лук 7:3)
  • 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. ((см. Мат 15:24))
  • 4 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, 5 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. 6(а) Иисус пошел с ними. (Лук 7:4-6(а))

Матфея 8:8

8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

  • Смиренный язычник, помнил закон иудеев о том, чтобы не иметь тесных отношений с чужеземными народами. Данное правило, книжники объясняли тем, что это служило для сохранения неосквернённого поклонения Всевышнему.
  • 21(а) Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; 22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. 28(а) И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; (Деян 10:(21(а)),22,28(а))

Матфея 8:11

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

  • Авраам, Исаак и Иаков – являются символическим образом: Отца, Сына и Святого Духа (Матф.28:19.).
  • Апостол Павел писал: «познайте же, что верующие суть сыны Авраама. Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Нет уже Иудея, ни язычника… Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3:7-9,28,29). Независимо от нации, мы можем быть рождёнными от «Авраама»-Небесного Отца, по вере в жертву «Исаака»-Сына Христа, «Иаковом»-Святым Духом (Иоан.4:11-14. Иоан.7:37-39.). *** Так же, напомним, что Иаковом было рождено двенадцать патриархов Израиля (Деян.7:8.) – впоследствии, «первенцами» Святого Духа стали двенадцать апостолов Христа, через которых Бог утверждал Израиль духовный, т.е. христианство (Матф.19:28.).
  • 17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. (Евр 11:17,18)
  • 8(г,д) а Исаак [родил] Иакова, Иаков же двенадцать патриархов. (Деян 7:8(г,д))
  • 5(а) которые служат образу и тени небесного, (Евр 8:5(а))
  • 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Иоан 3:16)
  • 37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. 38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. 39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. (Иоан 7:(37),38,39)
  • 14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, 30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. (Лук 22:14,30)
  • 4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. (Деян 1:4,5)
  • 19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов... имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], (Еф 2:19,20)
  • 28(а) Нет уже Иудея, ни язычника; 29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники. (Гал 3:28(а),29)
  • 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, (Мат 28:19)
  • 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. ((см. 1Кор 15:22,23))
  • 6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. 5(а) Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. ((Откр 20:6,5(а)))
  • 39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. ((Евр 11:39,40))

Матфея 8:10-12

10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. 11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

  • 7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. (Гал 3:7)
  • 6(б) ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. 8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. 26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго. 27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, [только] остаток спасется; (Рим 9:6(б)-8,26,27)

Матфея 8:12

12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

  • Здесь имеется в виду «тьма» в духовном смысле слова. Господь Христос сказал: «еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет» (Иоан.12:35). В дни Лота, развратные жители Содома, не приняли двух ангелов от Всевышнего. «Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа» (Быт.19:10,11). В последствии, Израилю было сказано: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» (Ис.1:10). «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. … Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Смотри: Лук.13:23-28,34,35.).
  • 3(б) так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: 5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, 6(а) а вы будете у Меня царством священников и народом святым; (Исход 19:3(б),5,6(а))
  • 13 Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; 14 рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. 15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, (Исаия 65:13-15)

Матфея 8:19-22

19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. 20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. 21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. 22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

  • 18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; (Лук 18:18,19)
  • 12(а) не от дел, но от Призывающего), (Рим 9:12(а))
  • 24(а) Ученики ужаснулись от слов Его. 26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? 27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. (Марк 10:24(а),26,27)
  • 65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. (Иоан 6:65)
  • 14 ибо много званых, а мало избранных. (Мат 22:14)

Матфея 8:22

22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

  • 24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Иоан 5:24)
  • 6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. 2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. (1Пет 4:6,2)
  • 6 а сластолюбивая заживо умерла. (1Тим 5:6)

Матфея 8:23-27

23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. 24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. 25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. 26 И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. 27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

  • О последних днях нечестивого мира, пророк Исаия писал: «Увы! шум народов многих! шумят они, как шумит море. Рев племен! они ревут, как ревут сильные воды. Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им и они далеко побежали, и были гонимы, как прах по горам от ветра и как пыль от вихря. Вечер - и вот ужас! и прежде утра уже нет его. Такова участь грабителей наших, жребий разорителей наших» (Ис.17:12-14). Случай, произошедший с апостолами Христа, является знамением на последние дни. Данный случай показывает важность веры, во время «великой скорби», о которой написано в книге Луки (смотри: Лук.21:25-28.).
  • 3(е) Это будет знамением дому Израилеву. (Иез 4:3(е))
  • 11 Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. (1Кор 10:11)
  • 15 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. (Откр 17:15)
  • 25(в) и море восшумит и возмутится; 27 и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. (Лук 21:25(в),27)
  • 2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, 3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас; 4 воды потопили бы нас, поток прошел бы над душею нашею; 5 прошли бы над душею нашею воды бурные. 6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! (Пс 123:2-6;)
  • 8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лук 18:8)
  • 7 О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это - бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него. 23 Вот, яростный вихрь идет от Господа, вихрь грозный; он падет на голову нечестивых. ((Иер 30:7,23))

Матфея 8:28-32

28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. 29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

    Великий Учитель в нагорной проповеди предупреждал: «… не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими …» (Матф.7:6). Под выражением «свиньи», подразумеваются нечестивые люди, не хранящие себя в духовной чистоте, осквернённые. Об отступниках от святого завета, апостол Пётр писал: «но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи» (2Пет.2:22).
    Данный случай со свиньями, аллегорически показывает, какое наказание ждёт нечестивцев. Нечто подобное, как образ для нашего наставления, произошло с Иудой Искариотом, который был вором (Иоан.12:5,6.). За это, его ожидало наказание: «…обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Иоан.13:26,27). То же ожидало «злой род», который предал Христа: «тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Матф.12:45). Апостол Павел предупреждал: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией… чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами» (Евр.12:15-17).

  • 38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус. ((Лук 8:38,39))
  • 9 Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мат 13:9)
  • 38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. 39(а,б) Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; 45(д) Так будет и с этим злым родом. (Мат 12:38,39(а,б),45(д))
  • 1 Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. "Вот Я! вот Я!" говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим. 2 Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, - 7 беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их. (Исаия 65:1,2,7)
  • 19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. 21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; 24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. (Рим 1:19,21,24)
  • 4 так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне. (Исаия 66:4)
  • 29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. 30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними. (Лук 13:29,30)
  • 11(б) а описано в наставление нам, достигшим последних веков. (1Кор 10:11(б))
  • 15 Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. 13 И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: (Откр 16:15,13)
  • 12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. 10(б) за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. 11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, 13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, (2Фес 2:12,10(б),11,13)

Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот, подошел прокаженный кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Прокаженный, будучи рассудительным, не поднялся на гору, чтобы не прервать учение. Но когда Христос спустился с горы, он поклонился Ему и, показывая свою многую веру, не сказал: "если помолишься Богу, уврачуешь Меня", но "если хочешь". Поэтому-то Христос и поступил таким образом.

Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: Хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай; но пойди, покажи себя священнику, и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им. Господь коснулся прокаженного, показывая, что Он не подлежит закону, который повелевает не касаться прокаженного, но что Он - Владыка его, что для чистого нет ничего нечистого и что Его святая плоть сообщала освящение. Однако, избегая славы, Господь велит никому не говорить, но показаться священнику, ибо если бы священник не сказал, что прокаженный очистился, то он остался бы вне города. Христос повелевает принести дар, во свидетельство иудеям, то есть как бы говоря: "если Меня обвинят, как нарушителя закона", будь свидетелем ты, которому Я приказал принести, что приносится законом".

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к нему подошел сотник и спросил Его. И этот не подошел на горе, чтобы не прервать учения. Это тот же сотник, что и у евангелиста Луки. Хотя евангелист Лука говорит, что он других отправил послами к Иисусу, но это не противоречит Матфею, который говорит, что сотник сам пришел. Очевидно, что сначала сотник послал других, а потом, когда опасность увеличилась, пошел сам и сказал:

Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник не принес отрока на постели, веруя, что Господь может уврачевать его и в том случае, когда он отсутствует. И поэтому:

Сотник, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры. Если я, говорит, будучи рабом царя, повелеваю подчиненным мне воинам, то Ты тем более можешь приказывать смерти и болезням так, чтобы от одного они удалились, на другого же обратились, ибо телесные болезни суть войны и каратели у Бога. Поэтому Христос удивляется, говоря: "Я и среди Израиля не нашел такой веры, какую нашел в этом язычнике".

Говорю же это вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Не сказал, что многие язычники возлягут, чтобы не огорчить иудеев, но прикровенно сказал: "с востока и запада". Относительно Авраама упомянул для того, чтобы показать, что Он не противник Ветхого Завета. Говоря о внешней тьме, показал, что есть и внутренняя тьма, более легкая, чем первая, ибо различаются степени и в муках. Иудеев называет сынами царствия, так как им даны были обетования: "Израиль есть Сын Мой, первенец Мой".

И сказал Иисус сотнику: иди, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. Исцелив словом, Господь показал, что истину Он сказал и относительно изгнания иудеев.

Пришедши в дом Петра, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, коснулся руки ее, и горячка оставила ее; она встала и служила им. Вошел в дом Петра вкусить пищи; прикоснувшись же к руке, не только утишил горячку, но и возвратил женщине полное здоровье, так что вернулась ее сила, и она в состоянии была служить. И мы действительно знаем, что много нужно времени, чтобы больные снова окрепли. В то время как другие евангелисты говорят, что Господа просили и потому Он уврачевал болящую, Матфей, заботясь о краткости, не сказал об этом. Ибо я говорил тебе и вначале, что один из них опускает то, о чем другой говорит. Но узнай и то, что брак ничуть не препятствует добродетели, ибо верховный из апостолов имел тещу.

Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных; да сбудется реченное чрез пророка Исайю, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. Вечером и не вовремя привели недужных, но Он, как человеколюбец, уврачевал всех. Затем, чтобы у тебя не возникло сомнения, как Он мог в короткое время уврачевать столько болезней, евангелист приводит как свидетеля Исайю. Правда, пророк говорит это о грехах, но Матфей приложил его слова к болезням, потому что большая часть из них происходит от грехов.

Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел (ученикам) отплыть на другую сторону. Он не был честолюбив, а вместе с тем уклонился и от зависти иудеев.

Тогда один книжник, подошедши, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову. Книжником называет знающего книги Закона. Этот, видя многие чудеса, подумал, что Иисус получает от них прибыль, поэтому старается следовать за Ним, чтоб и самому собрать богатства. Но Христос, идя навстречу его намерению, почти это сказал: "следуя за Мною, ты надеешься собрать богатства; но разве ты не видишь, что Я не имею даже дома? Таковым же должен быть и Мой последователь". Господь сказал это с той целью, чтобы убедить его последовать за Собою, изменить свое настроение: но книжник удаляется. Некоторые под лисицами и птицами разумеют демонов. Итак, Господь говорит книжнику: "В тебе имеют отдых демоны, поэтому Я не нахожу в душе твоей отдыха для Себя".

Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. После того как кто-либо предал себя Богу, он не должен возвращаться снова к житейскому. Должен почитать и родителей, но Бога должно ставить выше них. Здесь же родитель был еще и неверный, что видно отсюда: "предоставь мертвым", то есть неверным, "погребать своих мертвецов". Если же этот не получил позволения похоронить отца, то горе тем, которые, приняв монашество, возвращаются к житейским делам.

И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Господь взял с Собою одних только учеников для того, чтобы они видели чудо. Допускает, чтобы они подверглись опасности, с целью подготовить их к искушениям и для того, чтобы, увидев чудо, тем более уверовали. Спит же с той целью, чтобы ученики, испугавшись, сознали свою слабость и обратились к Нему с молитвою. Поэтому сказано:

Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Господь не называет их неверными, а маловерными, потому что, когда сказали: "Господи, спаси нас", они показывали свою веру, но слово "погибаем" - не от веры. Им не должно было бояться, когда Господь плыл с ними. Обратите внимание, что, укоряя их как робких, Господь показывает, что боязливость привлекает опасности. Поэтому Он успокоил сначала их душевную бурю, а затем утишил и морское волнение.

Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры, и море повинуются Ему? Удивлялись потому, что по виду Он был человек, а по делам - Бог.

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые. В то время как находящиеся в корабле недоумевают: откуда этот, что и ветры, и море повинуются Ему? - проповедниками являются демоны. Евангелисты Марк и Лука говорят об одном больном, имевшем легион бесов, потому что один из этих больных был страшнее другого. Господь Сам подошел к ним, так как никто не осмеливался привести их.

Вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. Демоны жили в гробах, желая внушить людям мысль, что души умерших делаются демонами. Но пусть никто не думает этого, потому что душа, выйдя из тела, не блуждает в этом мире, но души праведных - в руце Божией; что же касается душ грешных, то и они уводятся отсюда, как, например, душа богатого.

И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вот, провозглашают Его Сыном Божиим после того, как раньше обнаружили вражду к Нему. Мучением они считают то, что им не позволили вредить людям; слова же "прежде времени" понимай в том смысле, что демоны думали, будто Христос, не вынеся слишком сильной злобы их, не выждет времени наказания, чего в действительности нет, ибо им до кончины века позволено бороться с нами.

Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, вышедши, пошли в стадо свиное. Демоны стремятся, погубив свиней, опечалить владельцев их, чтоб они не приняли Христа. Христос же уступает демонам, показывая, какую злобу они имеют против людей, и если бы они имели власть и не встречали препятствий, то с нами они поступили бы хуже, чем со свиньями. Он охраняет бесноватых, чтоб они сами не умертвили себя.

И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали, и, пришедши в город, рассказали обо всем и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу и, увидевши Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Опечаленные и думая, что после этого потерпят худшее, они просят Его об этом. Узнай, что где свинская жизнь, там не Христос пребывает, а демоны.

Планиметрия