Что включается в понятие институты. Институт - что такое? Значение и определение. Особенности, плюсы и минусы

Может означать и какой вид учреждения представляет? Некоторые думают, что институт - не что иное, как заведение, в котором люди получают высшее образование. Но это не совсем так. Наша задача - рассказать читателю обо всех типах данного учреждения, познакомить с их назначением. Ведь независимо от того, какое это заведение (международный институт или какой-то другой), каждое из них выполняет свою функцию.

Значение слова

Есть слова, которые могут истолковываться по-разному. Прежде чем приступить к раскрытию данного понятия, следует уделить внимание самому слову «институт». расскажем далее. Само по себе понятие указывает на некую организацию, которая занимается определенной деятельностью и предлагает населению четко сформулированный перечень услуг.

Стоит отметить, что это не обязательно должно быть учреждение для получения образования. Раньше данное понятие чаще всего использовалось для определения именно такого заведения. Но сейчас это слово благополучно перекочевало в самые разные сферы жизни: экономику, юриспруденцию, здравоохранение, бизнес и многие другие. Теперь, чтобы показать уровень образованности и развития, люди часто применяют данное понятие для указания какой-либо организации. Рассмотрим же некоторые из типов институтов, которые существуют в нашем обществе.

Типы институтов

Итак, в каких же сферах существует делает, какую пользу обществу приносит? Обычно подобная организация работает в следующих направлениях:

  1. Образование . Здесь все достаточно понятно, ведь данные учреждения существуют уже давно. И именно в этом смысле люди чаще всего вспоминают об этом понятии. Сюда можно отнести все заведения, в которых индивиды обучаются и получают диплом.
  2. Наука . Это близкое по понятию к первому, но все же есть и значительное отличие. В таких заведениях не учатся, а исследуют, то есть это некая научная организация.
  3. Общество . Здесь стоит отойти от обычного восприятия слова, подойти к нему с другой стороны. Институт в этом смысле применяется, когда говорят о браке. Семейная ячейка общества - это тоже своего рода организация. Поэтому она также может по праву называться институтом.
  4. Закон . В этой сфере мы также часто используем данное понятие для обозначения любой структуры, призванной защищать и охранять жизнь и права человека.

В принципе, данное понятие может быть применимо для обозначения любой структуры, которая имеет свое назначение и служит для выполнения какой-то определенной задачи или нескольких функций.

Особенности, плюсы и минусы

Итак, мы разобрались с понятием «институт»: что такое слово означает, читатели узнали. Теперь можем рассмотреть и то, к чему обязывает нахождение в одной из подобных структур. Что имеется в виду? Дело в том, что каждый институт несет в себе определенный перечень требований. Например, правила поведения, обязанности, законы. Здесь стоит остановиться на разъяснении положительных и отрицательных сторон данного явления. С одной стороны, всякие ограничения вносят некий дискомфорт для любого человека. С другой - эти же правила и требования делают нашу жизнь более безопасной.

Чтобы объяснить подробней данные понятия, давайте рассмотрим все на примере. Вы имеете права, следовательно, являетесь участником дорожного движения. С одной стороны, вы обязаны следить за состоянием машины, соблюдать правила дорожного движения. Но с другой стороны, эти же правила позволяют вам и вашим близким безопасно передвигаться по улицам города как пешком, так и в транспорте.

Образовательные заведения

Но все же, институт образования является самым устоявшимся и привычным обозначением для данного слова. В этой сфере существует несколько разных ступеней. Дело в том, что институтом в образовательной сфере называется любое учреждение - начиная с детского садика и заканчивая аспирантурой. Если распределить подобные заведения по типам, то получится такая классификация:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • специальные;
  • профессиональные организации.

К дошкольным относятся все заведения, которые занимаются воспитанием малышей до шести лет. Это детские сады, кружки, школы раннего развития и тому подобные учреждения. Данные организации не являются обязательными. Их посещают исключительно по желанию.

Общеобразовательными заведениями считаются все школы с тремя ступенями подготовки: начальной, основной, средней. Также сюда относят гимназии, лицеи и платные элитные школы. В связи с тем, что среднее образование является обязательным в нашей стране, дети должны обязательно посещать одно из представленных учреждений и по окончании получить аттестат о получении образования.

К специальным организациям относят те заведения, которые работают с сиротами, малолетними преступниками, детьми с ограниченными возможностями, в общем, с теми, кто требует особого условия при обучении. Профессиональные институты имеют дело с более взрослыми индивидами, закончившими школу. Сюда относят все учреждения: начиная от ПТУ и техникумов, заканчивая университетами и аспирантурой. Получение профессионального образования не является обязательным. Но в условиях современного общества без него существование представляется невозможным.

Виды учебных заведений

В зависимости от увлечений и интересов человек сам выбирает, в каком направлении получать профессиональное образование. Существуют разные виды институтов, например, политехнический институт, медицинский, педагогический, юридический и многие другие. Стоит внимательно проанализировать свои способности, прежде чем выбрать одно из направлений. Хотя ничто не мешает человеку получить два и больше высших образований. Но кроме них, существует также институт повышения квалификации. Это учреждение, в котором можно повысить свой профессиональный уровень, уже занимая рабочую должность, но желая увеличить разряд или категорию.

Институты в мире

В мировом сообществе также существуют учреждения, которые признаются всеми странами и являются международными. Такими институтами являются:

  1. Международный валютный фонд.
  2. Всемирный банк.
  3. Организация объединенных наций.
  4. Азиатский банк и много других.

Как видно из статьи, понятие «институт» достаточно широкое и многогранное. И нельзя воспринимать данное слово только в одном узком смысле.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации , обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) .

В процессе некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни . Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

  • удовлетворение потребностей общества;
  • регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности , которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

  • и , призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность , социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
  • общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

  • преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
  • нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;
  • сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
  • здания, аудитории, учебные пособия;
  • миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

  • экономические институты — разделение труда, биржа, и т.д.;
  • политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
  • институты стратификации и родства — класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
  • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д.

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

Основные социальные институты

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

— важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

— основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

— социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь — религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

— особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

— социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.

Виды социальных институтов

Деятельность социального института определяется:

  • во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
  • во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;
  • в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление .

Важнейшими социальными институтами являются:

  • государство и семья;
  • экономика и политика;
  • СМИ и ;
  • право и образование.

Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений , а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности — экономической, политической, духовной и социальной.

Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности :

  • реляционные;
  • регулятивные.

Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).

Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.

Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.

Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

Функции социальных институтов

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества .

Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции , соответствующие специфике института.

Общие функции:

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
  • Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
  • Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
  • Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Отдельные функции:

  • Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).
  • Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).
  • Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.
  • Политические институты, ведающие организацией политической жизни.
  • Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.
  • Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.
  • Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности , т. е. признания целесообразности их действий большинством населения . Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам . Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули .

Неспособность руководства советского общества привести основные структуры в соответствие с обновленной системой ценностей предопределила распад СССР и последующую нестабильность российского общества, т. е. устойчивость общества обеспечивается лишь теми структурами, которые пользуются доверием и поддержкой его членов.

В ходе развития от основных социальных институтов могут отделяться новые институциональные образования. Так, из социального института образования на определенном этапе вычленяется институт высшего образования. Из общественной правовой системы был создан Конституциональный суд как самостоятельный институт. Подобная дифференциация — один из важнейших признаков развития общества.

Социальные институты можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество индивидуальных действий людей. Система социальных институтов, отношений между ними является каркасом, который служит основой формирования общества, со всеми вытекающими последствиями. Каковы фундамент, конструкция, несущие составляющие общества, таковы его прочность, фундаментальность, монолитность, стабильность.

Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений в рамках старой структуры и создание новых социальных институтов называется институтализацией . Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества.

Экономика как социальный институт

В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей.

Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:

  • взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;
  • наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;
  • определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;
  • регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.

Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.

Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.

Деятельность и функции экономики как социального института

Основными функциями экономики как социального института являются:

  • согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;
  • удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;
  • укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;
  • поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.

Главная цель деятельности социального института — достижение стабильности и ее поддержание .

Устойчивость экономики как социального института обусловлена прежде всего такими объективными факторами, как территориальные и климатические условия, наличие человеческих ресурсов, уровень развития материального производства, состояние реального сектора экономики, социальная структура общества, правовые условия и законодательная база функционирования экономики.

Экономику и политику чаще всего считают социальными институтами, которые оказывают наибольшее влияние на развитие общества и его стабильность как социальной системы.

Как социальный институт создает материальный базис для развития социальных отношений, ибо нестабильное и бедное общество не в состоянии поддерживать нормальное воспроизводство населения, интеллектуальную и образовательную базу развития системы. Все социальные институты связаны с институтом экономики, зависимы от него и своим состоянием во многом определяют перспективы развития российского общества, являясь мощными стимуляторами его экономического прогресса и развития политической системы.

Как социальный институт создает законы и реализует властные функции, что позволяет финансировать развитие приоритетных сфер жизнедеятельности общества как отраслей. Как убедительно показала социальная российская практика, в условиях перехода к рыночным отношениям резко возрастает влияние таких социальных институтов, как культура и образование, непосредственно участвующих в создан и и духовного капитала государства.

Сформулировать, что такое институты, непросто. Институты весьма разнообразны, и дефиниция должна быть достаточно обобщающей, чтобы охватить все их разнообразие. Но чрезмерно "общий", всеохватывающий характер определения может привести к утрате им своего смысла.

Прийти к окончательному выводу о том, что такое институты, мы сможем только после того, как выясним причины их возникновения, проследим, как они развиваются, и рассмотрим функции, которые они выполняют.

Между тем в литературе можно встретить несколько различных определений институтов :

  • 1) институты определяются как "правила игры", которые структурируют поведение организаций и индивидов в экономике;
  • 2) институты могут быть представлены как культурные нормы, вера, менталитет;
  • 3) институтами можно назвать организационные структуры, например финансовые институты – банки, кредитные учреждения;
  • 4) понятие "институт" используется применительно к личности или конкретному посту (например, институт президентства).

Неоинституциональная экономическая теория использует определение, которое принадлежит Д. Норту, получившему в 1993 г. Нобелевскую премию за исследования в области новой экономической истории – клиометрии: "Институты – это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми (политические, экономические и социальные). Они включают неформальные ограничения (санкции, табу, обычаи, традиции и нормы поведения) и формальные правила (конституции, законы, права собственности), а также механизмы, обеспечивающие их выполнение" .

В этом определении основной акцент делается на то, что институты образуют ограничительные рамки для экономического и социального поведения людей. Норт проводит аналогию с правилами игры в командных спортивных играх (скажем, в футболе). Эти правила состоят из формальных писаных правил и неписаных кодексов поведения, которые лежат глубже формальных и дополняют их, например, запрещают сознательное нанесение травмы ведущему игроку противника. Правила иногда нарушаются, и тогда нарушитель подвергается наказанию, т.е. действует определенный механизм, принуждающий игроков к соблюдению правил игры .

В соответствии с приведенным определением одного наличия правила недостаточно для того, чтобы можно было говорить о существовании института. Правило является институтом, только если оно действительно воздействует на поведение тех, на кого рассчитано, или на поведение тех лиц, которые обнаруживают нарушение правила. Самым лучшим и достаточным свидетельством существования института будет регулярное применение санкций по отношению к лицам, которые нарушают правила. Полное отсутствие наказаний в отношении явных нарушителей правила будет убедительным свидетельством того, что данное правило не является институтом.

Доказать наличие правил, установленных государством, проще, чем правил, возникающих в процессе развития общества и не подкрепленных государственным принуждением. Материалы судопроизводства, полицейские отчеты свидетельствуют об усилиях в направлении принуждения к соблюдению правил, установленных государством. Подтвердить существование правил, не подкрепленных государственным принуждением, сложнее, потому что принуждение к их соблюдению носит децентрализованный характер. В этом случае наличие наказания за поведение, отклоняющееся от действующего в обществе правила (допустим, распространение слухов о неблаговидном поступке, отказ людей сотрудничать с нарушителем), может свидетельствовать о существовании института.

Институты следует отличать от организаций. В научной литературе довольно часто встречается смешение понятий "институт" и "организация", которое, видимо, вызвано тем, что организации подобно институтам структурируют отношения между людьми. Но если институты это правила игры, то организации – это игроки. Цель команды, играющей по этим правилам, – выиграть игру.

"Организация – это экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения определенной цели или совокупности целей, разделяемых членами-участниками" .

Для организации характерны:

  • – совокупность участников;
  • – согласие или несогласие участников с целями и средствами организации, которое может быть выражено открыто (заключение контракта о найме), или быть неявным, подразумеваемым (увольнение, забастовки);
  • – формальная координация, основанная на принятых правилах и процедурах и предполагающая определенную степень централизации принятия решений.

Более кратко организацию можно определить как группу людей, объединенных стремлением сообща достичь определенную цель, "выиграть игру". Организации могут быть политическими (политические партии, городская дума), экономическими (фирмы, кооперативы, профсоюзы), общественными (клубы, спортивные ассоциации) и образовательными (школы, университеты).

Сущность институтов. Существует множество определений института.

Всякую социальную общность Т. Веблен рассматривает как «производственный или экономический механизм, структура которого складывается из того, что называется социально-экономи­ческими институтами. Такими институтами являются привычные способы осуществления процесса общественной жизни в ее связи с материальным окружением, в котором живет общество» 11 . Дж. Р. Коммонс рассматривает институт как коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия; У.С. Митчелл указывал, что институты – это господствующие и очень стандартизированные общественные привычки; У. Гамильтон под ними подразумевал распространенный и неизменный способ мышления или действия, который укоренен в привычках группы или в обычаях народа; Дж. Ф. Фостер указывал на предписанные образцы согласованного поведения 12 .

В рамках новой институциональной экономики даются следующие определения институтов. Так, Д. Норт пишет: «Институты – это правила игры в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми… Говоря профессиональным языком экономистов, институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека» 13 .

Обобщим понятие «институт» 14 .

1. Поступки людей или стереотипы поведения, которые можно квалифицировать как привычки. Следование привычке не контролируется другими людьми, а отступление от них не вызывает чувства вины или беспокойства. Это отличает их от норм и правил.

2. Правила (включая привычки, обычаи, нормы). Они определяют взаимоотношения между людьми, устанавливая, что;´ каждый из них может или не может, должен или не должен делать, а также опосредуют отношения человека к самому себе.

3. Народные взгляды (или предрассудки). Они оправдывают действия или объясняют, как действия выполняются, почему осуществляются и как связаны между собой. Они важны для осмысленного участия в общественной жизни.

Характеристика института обязательно дополняется понятием санкций, которые применяются к нарушителям правил, что предполагает наличие механизма контроля. Поэтому в качестве операционального в новой институциональной экономике принято следующее определение: «и нституты – совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защиты. Под механизмом контроля подразумевается набор средств, с помощью которых можно идентифицировать соблюдение и/или нарушение правила, а также применение стимулирующих или дестимулирующих санкций» 15 .

Типы институтов . С точки зрения происхождения социально-экономические институты можно разделить на два класса – естественный и искусственный . Институт является естественным, если его возникновению и формированию не предшествовал во времени тот или иной план – идеальная нормативная модель, существующая в сознании субъекта или зафиксированная в знаковой форме. К искусственным относят институты, сформированные человеческими действиями, осуществляемыми в соответствии с идеальной нормативной моделью. Иначе говоря, искусственное предполагает предвосхищение действий, а не реакцию на них постфактум. Анализ исторического материала показывает, что базовые экономические институты, такие, как обмен, собственность и т.п., не являются результатом осуществления какой-либо развернутой и продуманной программы. Напротив, будучи совокупностью массовых действий, эти явления лишь тысячелетия спустя после своего возникновения стали объектом научного анализа и были осознаны как институты. Вместе с тем такой массовый тип экономических институтов, как организации, включил в себя искусственные элементы с начала своего возникновения: естественное разделение труда вызвало необходимость организации взаимодействия производителей, выделения учета и контроля и т.д. Еще один массовый тип института – контракт. Первые контракты как устные договоренности о планируемых обменах можно отнести к естественным институтам, а разработка юридически верных контрактов в современных условиях может рассматриваться как искусственный институт. Это важно для институционального проектирования, целью которого является формирование институтов, эффективно решающих определенные проблемы.

По уровню формальности институты делятся на формальные и неформальные . Они опираются на формальные и неформальные правила. Формальные институты обязательны для исполнения всеми или определенными гражданами, за их невыполнение власть (государство, руководитель и т.п.) применяет соответствующие санкции. За невыполнение неформальных институтов также могут последовать санкции в виде изменения отношения со стороны других людей, остракизма и др. В структуре формальных институтов имеются политические и экономические институты, институты контрактации и др. Для выполнения функций формальных институтов создаются специальные организации.

По типу возникновения институты разграничиваются на пер­вичные и вторичные , в частности пер­вичные и вторичные контракты. Это связано с тем, что действие механизма, обеспечивающего соблюдение правил, предпо­лагает набор действий, регламентируемых другим набором правил.

Выделяются внутренние и внешние институты. Осно­вание для этого разграничения состоит в необхо­димости проведения различий между институтом и организацией при определении одного и того же объекта. Например, характеристики организации в терминах структуры оказываются внутренними институтами, тогда как правила, в рамках кото­рых или по поводу которых осуществляется взаимодействие с другими организациями, могут быть определены как внешние ин­ституты.

По сферам функционирования выделяются институты рынка, фирмы, домашних хозяйств, государства, экономики, политики, идеологии, этики и т.д.

По распространенности можно выделить: 1) всеобщие институты (например, закон о собственности); 2) групповые институты (например, закон о товарных биржах, правила, распространенные в студенческой среде, и т.д.); 3) единичные институты (например, специфический контракт на покупку особо сложного изделия).

По степени определенности участников институты можно разделить, во-первых, на ориентированные на конкретных, определенных участников; во-вторых, ориентированные на неопределенных участников – всех, кто может выполнять действия, организуемые данным институтом. Пересечение этих классификаций дает четыре типа экономических институтов: 1) формальная структура для неопределенных участников; 2) формальная структура для определенных участников; 3) неформальная структура для неопределенных участников; 4) неформальная структура для определенных участников (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Типы экономических институтов

К первому типу относятся конституции, законы и подзаконные акты, обычное право, постановления, типовые положения и общие контракты, ко второму – организации, создаваемые для известных будущих ее членов, единичные контракты под конкретную сделку и др. Третий тип охватывает нормы, обычаи, кодексы, привычки, существующие или «внедряемые» в тех или иных совокупностях экономических агентов. В четвертом рассматриваются неформальные организации, например клубы, а также нормы и заведенные порядки для определенных групп лиц. С учетом основных типов институтов может быть выполнен сравнительный анализ возникающих проблем.

Функции и роль институтов. Можно выделить следующие функции институтов 16:

 координация действий разных индивидов (и организаций), позволяющая экономить на издержках предвидения реакций на действия со стороны других индивидов и организаций;

 ограничение множества возможных действий путем «отсечения» тех из них, выбор которых может повлечь санкции, ущерб от которых превысит выгоду от совершения действия;

 перераспределение ресурсов, издержек и выгод либо непосредственно по своему содержанию (например, правила налогообложения), либо косвенно – через ограничение возможных действий и координацию.

Роль институтов проясняют их следующие черты 17 .

1. Институты обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий (т.е. социальной реакции на эти действия) и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость.

2. Институты наследуются благодаря свойственному им процессу обучения.

3. Институтам присуща система стимулов (позитивных и негативных), без которой они существовать не могут.

4. Институты обеспечивают свободу и безопасность действий индивида в определенных рамках, что высоко ценится экономическими агентами.

5. Институты сокращают трансакционные затраты (т.е. затраты на поиск и обработку информации, оценку и специфическую защиту того или иного контракта).

Институты и организации. В литературе преимущественно рассматриваются три типа институциональных соглашений: рынки, гибридные организационные формы и формальные организации, называемые иерархиями. Иерархия – это расположение элементов целого в порядке от высшего к низшему (или расположение служебных должностей в порядке их подчинения). Гибридные организационные формы касаются главным образом отношений между предприятиями, например долгосрочные контракты или системы франшизы.

В истории теорий известны обращения экономистов к проблемам организаций . Так, Р. Коуз отмечал, что А. Маршалл вводит организацию как четвертый фактор производства; Дж. Б. Кларк наделяет предпринимателя функцией координации; Ф. Найт вводит менеджера, осуществляющего координацию 18 . Упрощая, можно выделить два подхода к проблемам экономики организаций в современных условиях. Первый состоит в том, что экономисты исходят из глобального видения организации. Анализ здесь является нисходящим: от характеристик системы в крупных отраслях экономики, например промышленной организации, к исходным единицам. Второй подход, преобладающий в настоящее время, характеризуется как «конструктивистский» и концентрирует анализ на механизмах, присущих простым экономическим организациям, чтобы затем рассмотреть отношения между организациями и функционированием экономических систем.

В литературе даются более узкие определения организации, которые сводятся к понятию фирмы, и более широкие. В конкретном смысле организация, а точнее – фирма, определена Р. Коузом в статье «Природа фирмы» (1937): «Можно, я полагаю, считать отличительной чертой фирмы вытеснение механизма цен». И далее: «Фирма, таким образом, есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя 19 .

Определение, которое вслед за С. Роббинсом дал К. Менар: «Будем называть организацией экономическую единицу координации, обладающую доступными определению границами и функционирующую более или менее непрерывно для достижения цели или совокупности целей, разделяемых членами-участниками. Другими словами, организацию характеризуют: 1) совокупность участников; 2) согласие или несогласие, подразумеваемое или открыто выраженное, относительно некоторых целей и средств (контракты, увольнения, забастовки и т.д.); 3) формальная координация, определяющая структуру с учетом степени ее сложности (иерархия), правил и процедур (формализация) и степени централизации (принятие решений)» 20 .

Д. Норт сосредоточивается на организациях как «целенаправленно действующих единицах, созданных организаторами для максимизации богатства, дохода или иных целей, определяемых возможностями, которые предоставляются институциональной структурой общества» 21 . По его мнению, в понятие «организация» входят политические органы и учреждения (политические партии, Сенат, городской совет, контрольное ведомство), экономические структуры (фирмы, профсоюзы, семейные фирмы, кооперативы), общественные учреждения (церкви, клубы, спортивные ассоциации) и образовательные учреждения (школы, университеты, центры профессионального обучения).

Существует множество определений рынка. В современной институциональной литературе рынок представляет собой институт, существующий для облегчения обмена, или механизм передачи прав собственности. Деятельность рынка предполагает определенные издержки (издержки использования ценового механизма, или трансакционные издержки).

Возникает необходимость рассмотреть общие черты и различия институтов, рынков и организаций. На различении институтов, рынков и организаций настаивают такие экономисты, как Д. Бромли, Д. Норт, К. Менар и др. Общность состоит в том, что рынки и организации являются институтами или институциональными продуктами, а также в том, что институт, так же как и рынки, и организации, не рассматривается больше как некая экзогенная данность. По мнению Р. Коуза, «эти институты – фирма и рынок – составляют институциональную структуру экономической сис­темы» 22 .

Рынок отличается от институтов, которые представляют собой правила, определяющие рыночный обмен, но рынок отличается и от организаций, которые благодаря интернализации, т.е. замене рыночного обмена на внутреннюю организацию, обеспечивают аллокацию ресурсов, следуя собственным правилам, а также функционируют в условиях, когда рынок терпит неудачу в целом или частично. Организация – это форма, дополнительная по отношению к рынку, а рыночная экономика характеризуется сосуществованием двух различных механизмов координации: организации и рынка.

Если рынки и организации есть альтернативные формы координации деятельности, то институты определяют условия, в рамках которых может осуществляться индивидуальный или коллективный выбор размещения и использования ресурсов. Однако существует более радикальная точка зрения, рассматривающая экономические отношения с позиции тех изменений, которые производит в их структуре институциональная среда, т.е. институты понимаются как регуляторы экономических функций. Организация является специфической формой, основывающейся на правилах, тогда как институт – это часто результат выбора или переговоров. Превосходство организации над рынком во многих случаях объясняется ее гибкостью, т.е. способностью изменять внутренние правила в короткие сроки.

Кроме того, институты, рынки и организации подчиняются разным ограничениям. Институты изменяются в соответствии с историческими и социальными ограничениями под влиянием противоположных интересов социальных групп в длительном периоде. Затем они индуцируют новые ограничения. Функционирование рынков зависит от ограничений, обусловленных поведением экономических субъектов, которое выражается в разных видах выбора, продиктованных некими стратегиями. Организация может приспособиться к ограничениям, введенным институциональной средой, а может и изменить их, если обладает экономической властью. При этом организация создает внутренние ограничения посредством иерархической структуры, внутренних правил, механизмов мотивации и т.д. Именно институты как совокупности правил предопределяют возникновение организаций, их функционирование и взаимодействие с внешним миром. С позиции динамики институты являются основой, на которой осуществляется эволюция организаций, в результате чего изменяются и сами институциональные рамки.

Институциональные соглашения и институциональная среда . Экономические организации, институты, соглашения и т.п. образуют единую структуру, которую можно назвать институциональной структурой общества. Воспользуемся трехуровневой схемой исследования в НИЭТ, предло­женной О.Уильямсоном и представленной А.Е. Шаститко 23 (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Трехуровневая схема исследования

На первом уровне – индивиды, или экономические агенты, на втором – различные институциональные соглашения в виде рынков, фирм, гибридных (смешанных) форм, на третьем – институциональная среда, включающая системообразующие правила игры. По О. Уильямсону, институциональная среда – это правила игры, определяющие контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность. Базовые политические, социальные и юридические правила образуют основу производства, обмена и распределения 24 . Институциональная среда определяет характер отношений и связей между экономическими субъектами, которые формируют институциональное устройство (соглашения). Институциональное устройство – это контрактное отношение или структура управления, объединяющая хозяйственные единицы и определяющая способ их кооперации и/или конкуренции. Институциональное устройство влияет на функционирование и типы экономических организаций.

Кратко рассмотрим каждую из семи зависимостей, хотя, по О. Уильямсону, ключе­выми являются первые три типа.

1. Поведенческие предпосылки , от которых зависят модели рынков, фирм и государства. Зависимость 1 характеризуется как поведение, противоречащее или соответствующее правилам игры, а также направлен­ное на изменение (создание) правил, которые не являются системообразующими.

2. Влияние институциональных соглашений друг на друга , выражающееся в изменении отношений на рынке, или структуры рынка в результате действия фирм, или поведения фирм под влиянием рыночной ситуации. Рынок и фирма – полярные формы институциональных соглашений с точки зрения способа решения проблемы координа­ции. Кроме того, существуют гибридные формы институциональных соглашений, такие как субподряд или франчайзинг (коммерческая концессия).

3. Изменение системообразующих правил игры, означающее изменения в ценообразовании, налогообложении, антимонопольном и таможенном регулировании, правилах лицен­зирования, регистрации предприятий и т.п. Все это влияет на сравнительную эффективность альтернативных институциональных соглашений, а значит, и экономических организаций. Это – опосредованное влияние, поскольку прежде всего изменяются затраты ресурсов на использование сущест­вующих институтов и создание новых, т.е. трансакционные издержки. Однако в данном случае изменения в институциональ­ной среде рассматриваются как экзогенные.

4. Формирование институциональными соглашениями социаль­ных условий жизни индивида, а более узко – правил игры , показывающее, что предпочтения индивидов могут рас­сматриваться как эндогенные. Другими словами, свойства предпочтений ока­зываются зависимыми от особенностей институциональных со­глашений. Поскольку правила кооперации и конкуренции огра­ничивают набор возможностей для экономического агента, то тем самым ограничивается и размерность ситуации выбора. Соответ­ственно изменение размерности и структуры ситуации выбора приводит к изменению предпочтений.

5. Влияние институциональных соглашений на институциональ­ную среду, означающее опосредованное влияние индивида (если здесь проводится принцип методологического индивидуализма) на формирование системообразующих пра­вил игры. Такое воздействие осуществляется через организацию, а в основе анализа данной зависимости лежит проблема коллективного действия. О. Уильямсон выделяет две формы воз­действия на институциональную среду: инструментальную и стра­тегическую. Инструментальная форма носит координацион­ный характер и позволяет улучшить положение всех участников, т.е. добиться Парето-улуч­шения, за счет изменений в законодательстве. Стратегическая форма влияния означает получение одной из групп специальных интересов распредели­тельных преимуществ, что известно в теории как поиск ренты (рентоориентированное поведение) и вымогательство ренты. Это обстоятельство отражает двойственность институтов в условиях положительных трансакционных издержек.

6. Формирование институциональной средой социальных условий жизни индивида. Свойства данной зависимости аналогичны характеристикам зависимости 4 . Однако большое значение для объяснения индивидуальных предпочтений будет иметь теория организованных идеологий.

7. Влияние индивида на институциональную среду посредством участия в политическом процессе, в частности в выборах. Данную зависимость также можно рассматривать в терминах предпосылок поведения, в результате чего можно выделить различные альтернативы объяснения формирования и изменения системообразующих правил игры. В частности, большое значение имеет информация об ожидаемых распределительных последствиях той или иной системы правил, которой располагает индивид.

Особенность НИЭТ заключается в том, что определенные проблемы одного или двух уровней анализа рассматриваются с соответствующими акцентами разными направлениями НИЭТ, которые, как было отмечено ранее, не являются полными заменителями. Однако по мере развития осуществляется заимствование приемов анализа одного направления для развития каких-либо аспектов другого, что может быть подтверждением «родственности» объединяемых в НИЭТ направлений.

Понятие института

Понятие института пришло в экономику из смежных общественных наук. Социология изучала институт как совокупность ролей и статусов. Политическая философия рассматривала его как систему общественных правил, которые определяют границы прав и обязанностей.

В экономическую науку впервые понятие института было введено Т. Вебленом, который, однако, не дает четкого определения этого понятия. Под институтом Веблен понимал и привычку определенным образом реагировать на те или иные события и факты, и способ упорядочения экономических процессов, и устоявшиеся принципы взаимоотношений в процессе осуществления людьми экономических функций.

Последователи Веблена пытались сформулировать более четкое понимание предмета институционального исследования. Согласно Дж. Коммонсу, институт следует понимать как коллективное действие, образующее рамки для действий индивидуальных. В трактовке У. Митчелла они представляют из себя господствующие стандартизированные привычки общественного поведения. У. Гамильтон, как уже говорилось, считал институт способом мышления или действия, превратившимся в устойчивый обычай социальной общности.

Нельзя сказать, что не предпринимались попытки сблизить позиции и выработать понятие, вбирающее в себя достоинства всех перечисленных трактовок. В наибольшей мере это удалось Д. Норту. Его взгляд на содержание понятия «институт» сегодня стал общепризнанным. По Норту, институты – это правила или нормы, являющиеся эффективными ограничениями на экономическую деятельность, то есть обладающие механизмами обеспечения их исполнения.

Согласно Норту, эти правила и нормы не являются абсолютными ограничениями. Предполагается, что за человеком остается выбор : следовать им или нет. Выбор в пользу следования правилу характеризуется двумя важными признаками.

Во-первых, это рациональный выбор. Предпочтение в пользу следования правилам и нормам (санкционированного поведения) может быть обусловлено разными мотивами. Человек может ожидать, что санкционированное поведение принесет ему чистые выгоды, поскольку в ином случае он понесет дополнительные моральные или материальные издержки. Выбор может быть следствием недостатка информации, необходимой для определения оптимальной формы поведения, и стремлением сэкономить на ее приобретении и обработке.

Во-вторых, это устойчивый выбор. То есть человек предпочитает следовать правилу всегда, когда воспроизводятся соответствующие условия. Формирование устойчивого предпочтения поведения по правилам может основываться:

· на реализации внутренних ценностей, принципов, приоритетов;

· на обучении, которое может отражать как собственный, так и чужой опыт действий в соответствующей ситуации.

Совокупность правил и норм, а также механизмов обеспечения их исполнения образует институциональную систему . Функция этой системы в экономике - упорядочение взаимодействий и снижение издержек, связанных с их осуществлением. Институциональная система неоднородна и включает институты, выполняющие разные функции в экономике. Одни определяют условия доступа агентов к экономическим ресурсам, другие формируют элементы мотивации поведения и определяют ее специфику в разных областях взаимодействий, третьи способствуют удешевлению экономических коммуникаций в условиях неопределенности.

Система институтов для экономических агентов выступает независимым от них условием их деятельности. Поэтому она является неотъемлемой составляющей внешней среды этой деятельности наряду с двумя другими составляющими - микросредой и макросредой.

Согласно данному ранее определению, вся совокупность экономических институтов может быть подразделена на две составляющие:

· собственно нормы поведения в экономической сфере;

· механизмы контроля соблюдения и обеспечения исполнения указанных норм. Эту группу можно определить как организационные институты.

По вполне понятным причинам нормы играют главенствующую роль, поэтому рассмотрим сначала эту категорию.

Норма

Норма – универсальная категория, связанная с разными сферами деятельности человека (правила этикета, дорожного движения). Экономика, как известно, - особая сфера, в рамках которой поведение людей опосредует процессы распределения и использования ограниченных ресурсов. Соответственно, под экономической нормой понимается санкционированный способ поведения в конкретной ситуации распределения и использования ограниченных ресурсов.

Нормы – продукт деятельности людей. Эта деятельность может носить разный характер.

Создание норм


преднамеренное спонтанное


централизованное децентрализованное

Рис. 2. Способы создания норм

Централизованное создание норм осуществляется структурами, для которых это является функцией. Централизованно могут создаваться и формальные, и неформальные нормы. Децентрализованное их создание имеет место тогда, когда эти нормы являются продуктом институционального творчества отдельных экономических агентов, профессиональных либо социальных групп и т.п., для которых нормы – побочный (хотя и существенный) продукт деятельности.

В любом случае формирование норм отвечает принципу рациональности выбора.

Норма как условие экономического поведения представляет собой предписание определенного порядка действий. Это предписание носит общий характер, то есть распространяется на все сходные ситуации и регулирует действия многих людей, оказывающихся в сходных условиях. Предписания могут быть разного типа: запрет на определенные альтернативы поведения, разрешение только части доступных альтернатив, требование к реализации определенных альтернатив.

Норма характеризуется несколькими признаками:

· типом процесса (взаимодействия), в рамках которого предписание действует и кругом агентов, чье поведение должно соответствовать предписанному;

· задачей, которую решает выполнение предписания;

· обязательностью следования предписанию. Этот признак обусловливает связь норм с организационными институтами.

Существуют разные модели систематизации норм, действующих в экономике. Одна из них предложена немецким экономистом Виктором Ванбергом. Она имеет следующий вид:

Нормы


Неформальные (мягкие) Формальные (жесткие)

Общественное право Частное право


Правила, Правила Правила Правила поведения

ограничиваю- организации индивидуального негосударственных

щие действия государства поведения организаций

правительства

Рис. 3. Виды экономических норм

Основное различие – между формальными и неформальными нормами. Формальные нормы представляют из себя правила, документально зафиксированные в официальном праве. Их создание носит преднамеренный характер. Процесс создания в зависимости от субъекта выработки правил может принимать централизованную либо децентрализованную форму.

Неформальные нормы не имеют документальной формы. Они существуют в неявном виде как элемент сознания. Источники неформальных норм - национальные и исторические традиции, идеологические установки. В той степени, в какой эти области подвержены целенаправленному идеологическому воздействию, процесс создания этих правил может носить преднамеренный характер. В большинстве же своем их производство осуществляется спонтанно и предстает результатом естественного развития социума.

Неоднородность системы норм связана не только с наличием в их составе формальных и неформальных правил, но и с неодинаковой значимостью разных норм для системы в целом. В составе последней можно выделить основополагающие формальные и неформальные правила, без которых невозможно существование и воспроизводство этой совокупности как системы. Указанные правила выполняют в рамках институциональной системы конституирующую функцию. Поэтому их логично назвать конституционными нормами .

Экономическое поведение агента в той или иной сфере обычно многопланово. Поэтому оно отражает действие не одной, а нескольких норм. Например, процесс заключения сделки отражает не только соответствующие нормы договорного права, но также нормы, относящиеся к сфере прав собственности, деловой этики и т. д. Различные способы поведения предполагают особый состав и соотношение применяемых здесь норм.

Учет нормы человеком может носить дискреционный либо непрерывный характер. Первый случай предполагает, что выбор в пользу санкционированного поведения осуществляется осознанно каждый раз, когда агент попадает в соответствующие условия. Во втором случае выбор как осмысленное сопоставление альтернатив отсутствует. Следование норме происходит автоматически и принимает форму устойчивой привычки к определенной реакции на то или иное событие. Обычно привычка приобретается в результате обучения субъекта в ходе предшествующего поведения в ответ на аналогичное событие. В таком случае норма становится рутиной.

Организационные институты

Норма как предписание определенного поведения предполагает механизмы, которые побуждают агентов именно к должному поведению. Такое побуждение может инициироваться:

· внутренними стимулами;

· внешними стимулами.

Внутренние стимулы связаны с системой личных ценностей . Она представляет собой устойчивый набор стандартов и критериев, которым агент следует в своей жизни, оценивая с их позиций события в координатах «хорошо-плохо» и разделяя их на желательные и нежелательные. Источники личных ценностей – воспитание в семье, обучение, религия, идеологическая пропаганда, литература и искусство, и.т.д. Свою роль играют также интересы и приоритеты агента. Как априорные предпочтения одной из нескольких возможных альтернатив поведения они формируют положительную или отрицательную реакцию на эти альтернативы по принципу «нравится - не нравится».

Внешние стимулы предполагают принуждение к должному поведению. Инструменты такого принуждения:

· поощрения (позитивные стимулы) - реакция на соблюдение норм;

· санкции (негативные стимулы) - реакция на нарушение норм.

По природе стимулов различают:

· социальное принуждение . Здесь используется сила общественного мнения. Санкции и поощрения носят моральный характер;

· административное (правовое) принуждение. Здесь используется сила закона (государства, предприятия и пр.). Санкции и поощрения носят материальный характер (физический либо экономический).

Характер принуждения влияет на форму нормы. Административное принуждение предполагает закрепление нормы в соответствующем документе, на который можно сослаться. Социальное принуждение предполагает лишь наделение агентов информацией об общественной позиции относительно той или иной формы поведения.

Стимулирование санкционированного поведения вне зависимости от типа стимулов требует определенных усилий. Это усилия по защите норм .

Опора на внутренние стимулы предполагает целенаправленное воздействие на сознание агента средствами обучения, воспитания, идеологии с целью формирования личных ценностей и предпочтений, адекватных желаемому поведению. Использование внешних стимулов требует создания механизмов нормотворчества. Помимо этого в обоих случаях необходимы механизмы контроля за действиями агентов, идентификации ненадлежащего поведения и применения санкций либо поощрений.

Совокупность форм и механизмов, посредством которых обеспечивается реализация нормы, образует соответствующий ей организационный институт . Организационные институты вторичны по отношению к нормативным. Отсюда зависимость их формы от характера соответствующей нормы. Например, система неформальных правил не может реализовываться посредством правовых структур. Она предполагает неформальные механизмы, в частности, обструкцию.

Однако между характером норм и их организационным подкреплением нет однозначной связи. Одни и те же нормы могут реализовываться при помощи разных организационных институтов. Так, исключительное право на ресурс может реализовываться как посредством силы закона и судебного порядка защиты нарушенных прав, так и на основе добровольного признания сторонами прав и ответственности друг друга и частного порядка урегулирования споров.

Наоборот, разные по характеру правила отношений могут базироваться на одной и той же организационной форме их защиты. К примеру, механизм организационной иерархии может реализовывать формальные правила взаимодействия, как это имеет место в рамках контракта найма. Однако он точно так же может обеспечивать и защиту неформальных правил, когда, например, отношения основываются на факторе лидерства.

Каждый организационный институт представляет особую систему контроля и стимулирования, отличающуюся содержанием этих механизмов, а также их взаимосвязью . Чем эффективнее контроль, тем результативнее действует стимул, тем меньший его уровень необходим для создания предрасположенности к соблюдению нормы. Но контроль имеет пределы, так как предполагает издержки, связанные со сбором и интерпретацией информации. Поэтому он не бывает абсолютным. Уровень контроля, а, соответственно, и величина стимула устанавливаются в зависимости от среды, в которой осуществляется поведение.

Организационные институты могут различаться также по иным признакам. С точки зрения формы защиты норм можно выделять организационные институты постоянного и дискреционного действия.

По распределению функций контроля и стимулирования можно различать институты, гдеэти функции:

· выполняются на равных основаниях самими участниками процесса, регулируемого нормой;

· распределены несимметрично между участниками (иерархия);

· отчуждены от участников.

Конкретный организационный институт обычно не является механизмом изолированного действия. Любая деятельность – сложная совокупность качественно разных процессов. Агент, как правило, одновременно участвует в различных взаимодействиях, каждое из которых основано на своих нормах поведения. Поэтому, в своей деятельности он сталкивается с комплексом организационных институтов.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под экономическим институтом?

2. Что такое институциональная система и какова ее функция?

3. Раскройте понятие нормы (нормативного института). Перечислите основные атрибуты нормы.

4. Кем и как могут создаваться нормы?

5. Назовите основные виды норм. В чем состоит главное различие формальных и неформальных норм?

6. Что понимается под организационным институтом?

7. Каковы признаки организационного института?

8. Охарактеризуйте многообразие организационных институтов.

Тема 3. ОБМЕН

3.1. Обмен: основные понятия

Исходным для понимания сущности обмена является определение экономики как сферы общественных отношений, функция которой состоит в оптимизации использования ограниченных ресурсов в целях обеспечения максимума общественного благосостояния. Эта оптимизация предполагает перемещение ресурсов, которое обеспечивается через взаимодействия людей.

Все взаимодействия с этой точки зрения следует подразделить на:

· Неявные , не предполагающие перемещения ресурсов между участниками (например: конкуренция – соперничество за ограниченные ресурсы, зависимость - учет действий других лиц при выработке собственной стратегии и др.).

· Явные , предполагающие перемещение ресурсов. К ним относится распределение ресурсов между участниками и обмен как полный или частичный переход прав собственности на ресурс от одного экономического агента к другому.

Обмен (трансакция) – основной способ оптимизирующего перемещения ресурсов. Он может выступать в разных формах.

С позиций обособления и интеграции функций участников обмена, последний может принимать вид отчуждения ресурсов одним в пользу другого либо их объединения, кооперации в рамках общего ресурсного комплекса.

В плане эффективности акты обмена могут подразделяться на приносящие Парето-улучшение и увеличивающие общее благосостояние сторон либо не приносящие такового и выполняющие функцию перераспределения благосостояния .

С точки зрения соответствия обмена интересам сторон различают добровольный и принудительный обмен . Первый тип обмена отражает положительный субъективный выбор всех его участников, обусловленный получением определенных выгод. Он обычно реализуется в форме либо рыночных сделок, либо актов дарения. Принудительный обмен совершается без согласия одной из сторон. Он приносит выгоды лишь одной стороне и обычно связан с физическим насилием (угрозой насилия) со стороны другой. В качестве последней могут выступать частные лица или государство.

Наконец, акты обмена можно различать (как это делал Дж. Коммонс) по характеру отношений сторон, по главной цели этих отношений. Этот критерий позволяет выделить три разновидности трансакций. Трансакции сделок , отличительным признаком которых является передача товара из рук в руки. Трансакции управления , главным в которых является реализация властных отношений и асимметричности правового положения сторон при осуществлении экономической деятельности. Трансакции рационирования , которые обеспечивают наделение богатством того или иного экономического агента и в которых сохраняется асимметричность правового положения сторон при отсутствии отношений управления.

Необходимость обмена обусловлена рядом предпосылок. Важнейшей из них является ограниченность ресурсов. Эта ограниченность относительно и отражает противоречие между бесконечными по сути потребностями общества и конечным объемом доступных ему в данный момент ресурсов, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей. В условиях ограниченности ресурсов объективным требованием является выбор наилучших альтернатив их использования, обеспечивающих наибольший рост благосостояния. Соответственно, необходимо распределение наличных ресурсов между видами деятельности, которое отвечает указанному требованию.

Такое распределение связано, однако, со сложившимся территориальным размещением ограниченных ресурсов, которое, как правило, не совпадает с оптимумом их размещения. Тому есть естественные и экономические причины. Первые относятся, прежде всего, к природным и частично – трудовым ресурсам, аллокация которых изначально не детерминирована общественными потребностями. Экономические (сформированные человеком) причины обусловлены тем, что хозяйственная деятельность, в процессе которой создается основная масса ресурсов, основана на разделении труда. Вследствие этого место создания ресурса не совпадает с местом его рационального потребления.

Несовпадение структуры оптимального и фактического размещения ресурсов требует их перемещения. Такое перемещение представляло бы чисто техническую проблему, если бы все ресурсы принадлежали обществу, а не частным лицам. В условиях господства частной собственности на ресурсы отношения собственности становятся важным фактором, влияющим на процесс перераспределения ресурсов в экономике и на общественную эффективность их использования.

Права собственности

Принадлежность ресурсов частным лицам, как уже говорилось, превращает технический, по сути, акт их перемещения из одной области в другую в акт экономический – в трансакцию как переуступку прав собственности. Это делает собственность важнейшим фактором обмена.

Под правами собственности на ограниченные ресурсы понимаются регламентированные ограничения на доступ к ресурсу . Права устанавливают порядок использования ограниченных ресурсов путем разделения всех агентов на их собственников и несобственников. Они означают, что перемещение должно быть санкционировано собственником.

Собственнику принадлежит право на остаточный доход от использования ресурса. Ему достаются все положительные и отрицательные результаты принимаемого решения. Поэтому положительное решение об обмене будет принято рациональным и свободным в своем выборе собственником при условии, что обмен несет ему чистые выгоды. Если вариантов обмена несколько, то выбор будет сделан в пользу того, который обеспечивает максимальные выгоды. А это значит, что ресурс попадет туда, где его отдача будет наибольшей. Это и обеспечивает эффективное распределение ресурсов в экономике.

Право собственности - сложный феномен, атрибутами которого являются:

· Объект прав.

· Субъект прав.

· Структура прав.

Объект – это ресурс, доступ к которому ограничен. В его качестве могут выступать любые ресурсы. Ограничение доступа предполагает четкое обозначение границ объекта.

Право собственности может распространяться на весь объект или на часть объекта. Во втором случае имеет место разделение прав собственности на ресурс. Существуют разные причины разделения.

· Объект обладает сложной полезностью и каждый ее элемент может использоваться раздельно. Например, земельный участок, который включает возделываемую поверхность, недра и воздушное пространство.

· Реальные границы объекта не поддаются определению, как, например, в отношении месторождения нефти.

· Объект допускает физическое членение на однородные части и раздельное их использование. Пример - золотоносные участки.

Разделение может устанавливаться на основе либо права силы, либо закона, либо торга.

Понятие субъекта права предполагает три атрибута:

· определение лица - обладателя прав;

· определение источника его правомочий;

· определение оснований присвоения им прав.

Существование конкретного субъекта означает ограничение на доступ к объекту его собственности иных лиц.

Структура прав собственности представляет собой сложную комбинацию, именуемую обычно пучком правомочий . Сегодня для его описания используется следующий перечень правомочий:

право владения (физическое обладание объектом);

право распоряжения (определения способа использования объекта);

право пользования (извлечения полезных свойств объекта);

право на доход , возникающий в процессе пользования;

право на капитальную стоимость объекта, (возможность его отчуждения, трансформации и уничтожения);

право на безопасность , исключающее отчуждение объекта без санкции собственника;

право на наследование ;

остаточный характер прав - их возвращение в случае временной передачи другому субъекту по окончании срока передачи;

бессрочность - право на неограниченную во времени реализацию всех перечисленных правомочий.

Кроме того, в перечень правомочий, описывающих отношения собственности включаются не только права самого субъекта собственности, но и иных лиц. Это – отрицательные права, вытекающие из принципа ответственности:

право отчуждения объекта у собственника в порядке ответственности за нарушение обязательств;

право требования запрещения использования объекта способом, наносящим вред другим.

Собственник сам формирует определенный пучок необходимых ему правомочий, исходя из максимизации полезности. Поэтому конкретное право собственности может включать перечисленные правомочия в самой разной комбинации.

Для упорядочения обмена важно четкое определение прав собственности на ресурсы, то есть всех их составляющих: субъекта собственности, ее объекта, состава пучка правомочий. Права собственности могут устанавливаться:

· законом;

· обычаем;

· контрактом.

Если нет исчерпывающего определения прав и они не носят абсолютно исключительного характера, то имеет место размывание прав . Это явление может быть связано с неточной и неоднозначной формулировкой права, с отсутствием эффективной его защиты, с ограничениями со стороны государства и т.д. Размывание прав вносит неопределенность в обмен ресурсами, усложняет и сдерживает его.

Обеспечение прав собственности нуждается в определенных механизмах. Механизмы обеспечения прав включают три элемента:

1.Защиту , которая может обеспечиваться государственным законом, обычаем, собственной силой, криминальными структурами.

2.Информацию о правах собственника: они должны быть известны другим. Для этого в обществе должны существовать соответствующие информационные системы.

3.Страхование на случай несанкционированного использования.

Пучок правомочий на ресурс может отчуждаться субъектом собственности в пользу других лиц полностью либо частично. В последнем случае имеет место расщепление прав собственности между несколькими агентами.

Все многообразие прав собственности можно свести к ограниченному числу типов. Для целей институционального анализа обычно используется следующая структуризация собственности:

1 .Частная собственность - собственность, субъектами которой выступают частные лица . Они могут выступать в этой роли индивидуально либо коллегиально. Поэтому частная собственность может существовать как индивидуальная либо коллективная (групповая) частная собственность. Она означает, что ряд лиц обладает долями в одном и том же ресурсе.

2 .Общественная собственность – собственность органов политической власти . Она может существовать в формах государственной либо муниципальной (принадлежащей местной власти).

3 .Собственность общественных организаций - это собственность партий, профсоюзов, обществ и т.п. Она представляет собой форму, имеющую черты и политической собственности, и коллективной частной собственности.

4 .Общая собственность - форма открытого (неограниченного) доступа к ресурсу . Любое лицо может воспользоваться этим ресурсом, не спрашивая на это разрешения.

3.3. Границы обмена

Как отмечалось, добровольный обмен предполагает санкцию собственника на перемещение ресурса, которая зависит от чистых выгод такого перемещения. Чистые выгоды определяются как вычет из максимально возможного платежа собственнику за ресурс той ценности, которую он представляет для собственника (издержек его производства), издержек перемещения физической оболочки ресурса и издержек перемещения прав на него.

В этом отношении следует в новом свете рассмотреть проблему деления экономических издержек, связанных с созданием и обладанием ресурсами. Взамен членения издержек на постоянные и переменные целесообразно рассматривать их как совокупность трансформационных и трансакционных издержек.


Постоянные Трансформационные

Экономи- издержки издержки

издержки

Переменные

издержки Трансакционные издержки


Рис. 4. Структура экономических издержек

Трансформационные издержки – это издержки создания ресурса как совокупности полезных свойств . Они неоднородны. Одна их часть обусловлена созданием определенной физической формы продукта. Это производственные издержки. Другая часть обусловлена пространственным перемещением этой формы туда, где ее полезные свойства имеют наивысшую ценность, то есть к потребителю. Это технологические издержки обмена, включающие хранение, транспортировку, упаковку и т.п.

Трансакционные издержки – это любые затраты (денежные, материальные, психологические, времени), связанные с обменом правами собственности или свободами участников.

Вернемся теперь к проблеме чистых выгод обмена. При прочих равных условиях они оказываются тем значительнее и, соответственно, обмен – тем желаннее для владельца ресурса, чем выше уровень специализации функций в экономике. То есть, уровень специализации определяет границы обмена. Причин этому две.


Рис. 5. Воздействие специализации на уровень издержек в экономике

Однако получение обществом выгод от специализации сопряжено с ростом числа актов обмена и связанных с ними издержек. Это число находится в квадратичной зависимости от количества специализированных агентов в экономике. Поэтому рост специализации имеет пределы, за которыми интенсивность обмена обусловливает такой уровень трансакционных издержек, который не компенсируется экономией на издержках трансформации.

Графически это проиллюстрировано на рис. 5, где представлена динамика средних трансакционных издержек (АТСа), средних трансформационных издержек (ATСf) и их суммы - средних общих издержек (АТС) в зависимости от уровня специализации в экономике (s). Как видно из графика, по мере роста специализации снижение средних общих издержек становится все менее значительным; в точке В оно прекращается и указанные издержки начинают возрастать.

Достижение оптимума специализации, за пределами которого чистые выгоды от обмена становятся отрицательными, на практике означало бы технологический застой и отказ общества от многих доступных технологий, эффективных в плане трансформации ресурсов. Решение этой проблемы лежит на путях обеспечения более высокой эффективности обмена и снижения на этой основе средних трансакционных издержек. На вышеприведенном графике такое снижение привело бы к определенному развороту кривой АТСа относительно начала координат в направлении оси абсцисс и, соответственно, - к смещению точки оптимума В вправо. Таким образом, рост эффективности обмена является залогом обеспечения непрерывности технологического прогресса.

Специализация ресурсов

Специализация функций в экономике не только инициирует процессы обмена, но и дифференцирует его объекты. Каждая специализированная функция предполагает использование особого набора ресурсов (активов), обеспечивающего особые характеристики продукта на выходе. В этом плане совокупность отношений обмена представляет внутренне неоднородную систему, разные подсистемы которой отличаются качественным составом материальных потоков.

Такое положение исключает универсальные решения в части обеспечения эффективности обменных процессов и предполагает учет специфики каждой подсистемы обмена при решении этой проблемы. Для обеспечения указанного учета институциональная экономика вводит в анализ понятие специализации ресурсов (активов). Специализация ресурсов - характеристика, показывающая область экономически доступного применения ресурса и сравнительную эффективность различных ее зон. Она характеризуется:

· набором альтернативных целей (ожидаемых результатов) применения ресурса;

· набором возможных способов (технологий) использования ресурса для достижения данной цели.

Понятие специализации ресурсов применимо к разным их функциональным видам: человеческому капиталу, элементам физического капитала, нематериальным активам. Оно может отражать пространственную специализацию ресурсов (связанную с немобильностью либо их самих, либо их возможных потребителей) и физическую специализацию (связанную с неуниверсальностью качественных характеристик).

Специализация конкретного ресурса зависит от его естественных свойств, от структуры общественных потребностей в продуктах и от существующих технологий. По мере изменения этих факторов специализация одного и того же ресурса может меняться.

Показатель специализации ресурса (k ) выражается формулой:

k =(Ye-C)/Ye, где

Ye - ожидаемый доход от наилучшего его использования,

С - доход при использовании в наиболее эффективной из остальных областей применения.

В плане специализации всю совокупность ресурсов можно свести к трем основным типам.

Общие ресурсы (k=0). Они универсальны и без потери полезности и ценности могут быть перемещены из одной сферы деятельности в другую. Примером такого ресурса является неквалифицированный труд.

Специфические ресурсы (0

Интерспецифические (совершенно специфические) ресурсы (k=1). Ресурсы этого вида допускают лишь один способ применения. В других обстоятельствах их свойства не могут быть использованы. Поэтому в случае ликвидации сферы их традиционного применения эти ресурсы полностью теряют свою ценность и выбывают из экономического оборота. Примерами интерспецифических активов являются специальные штампы и литейные формы, доменные печи, гидроэлектростанции и т.п.

Деление ресурса по признаку специфичности достаточно условно. Изменение обстоятельств способно превратить специфический ресурс в общий и наоборот.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте сущность и функцию экономического обмена. Чем обусловлена необходимость обмена в экономике?

2. Перечислите основные критерии классификации обмена и его формы.

3. Охарактеризуйте собственность как фактор обмена. Объясните, почему важна определенность и защищенность прав собственности.

4. Какие типы собственности Вы знаете? В чем состоит их различие?

5. Что такое трансакционные издержки? Каково влияние трансакционных издержек на границы обмена?

6. Что понимается под специализацией ресурсов? Чем характеризуется и как измеряется этот признак?

7. Какие типы ресурсов с точки зрения их специализации Вы можете назвать. В чем особенность каждого из них?

8. Как фактор специализации ресурсов влияет на их обмен?


Похожая информация.


Планиметрия