Царская часовня воскресения христова. Часовня воскресения христова Фото и описание

Фото: Царская часовня Воскресения Христова

Фото и описание

В середине 2003 года на привокзальной площади города Пскова открылась часовня, которая увековечила память о моменте отречения царя Николая II от престола. Церковное здание представляет собой культовое сооружение высотой в 17 метров, увенчанное куполом и главкой, которая имеет позолоченный крест. Покрытие купола сделано при помощи листовой меди, а крест с главкой – из специального сплава, который изготавливается на одном из заводов города Челябинска. На апсиде со стороны вокзала висит памятная доска, выполненная из мрамора, которая содержит надпись о том, что часовня построена в год 1100-летия городу Пскову как знак покаяния жителей города о трагической судьбе последнего российского императора Романова Николая Александровича.

В ночь на 3 марта 1917 года в вагоне поезда, стоявшего на перроне Псковского вокзала, находился царь Николай Александрович. Последний в российской истории самодержец подписал документ об отречении от царского престола. Именно в эту самую ночь Российская империя полностью перестала существовать. Спустя год, 17 июля 1918 года в Екатеринбурге царская семья была жестоко расстреляна. Недавно были канонизированы Святые Царственные мученики: Царица Александра, Царь Николай Второй, Царевич Алексей, а также Великие княжны Татиана, Ольга, Анастасия и Мария – все они прославляются в новой часовне Воскресения Господня.

Освящение новой часовни состоялось 17 июля 2003 года в честь Воскресения Господа Иисуса Христа, а также в память о горьком событии российской истории, повлекшее отречение от царского престола Николая II. Автором проекта часовни стал архитектор Кондратьев С.Н., который искал для небольшой часовни стилевые формы, которые могли бы сочетаться с расположенным рядом Псковским вокзалом.

В плане царская часовня представляет собой квадрат со сложно расположенными углами, а также с входом на западной стороне и выступом апсиды с восточной стороны. На ее небольшом кубическом объеме имеется широкий барабан с полусферой, которая красиво увенчана золоченой главкой и крестом. Углы четверика имеют завершение в виде сильно пониженных небольших главок, таким образом, маленькая часовня имеет достаточно сложное пятиглавие. Углы подчеркнуты при помощи рустовки, составленной из белых квадратов, а стены декорированы строгими и узкими пилястрами. Оконные проемы оформлены совершенно разными способами, например, восточное окно прирезано в форме, напоминающей крест, верхние окна выполнены в овальном очертании, а окна, расположенные по бокам, сделаны узкими и высокими, увенчанными катушками – в общем, можно сказать, что окна выглядят нарядно. К достаточно усложненной стилистике барокко примыкает и завершение кровли, выполненное при помощи многослойных карнизов, отличающихся луковичной формой.

Ясный и очевидный план часовни, а также строгие пилястры – это благодарная дань классическому вкусу. В декоре часовни, наоборот, выделяются барочные формы, при этом, наиболее характерными стали диагональные волюты, расположенные по кругу нижнего и верхнего барабанов, что значительно усложняет силуэт часовни, делая его поистине интересным. В данном случае стоит отметить, что подобное оформление часовни Воскресения Господня может быть спорным по части стилистики, которая не столь характерна для города Пскова, но все же ясно видна цельность общего архитектурного решения, которое гармонизирует облик старой площади, ставшей настоящим архитектурным ансамблем. Умиротворенный и спокойный характер цельного пластического интерьера часовни гармонирует с его внешней композицией, которая статично осеняет небольшую по размерам Воскресенскую часовню, в том числе, и площадь.

Что касается колористического решения малого храма, то можно отметить, что в нем сочетается белый, зеленый и золотисто-коричневый оттенки, что способствует уникальному единству общей картины восприятия часовни и вокзала как основного акцента на площади, расположенной перед ним.

Подземный храм Обретения Животворящего Креста , храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов . На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей , он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.

Храм разделен между шестью христианскими обществами представляющими три основные вероисповедания представленные в Святой Земле - Православное , римо-католическое , антихалкидонское . Во избежание недоразумений заинтересованные стороны в распределении собственности и порядке служб соблюдают исторически сложившийся status quo, определяемый хатт-и-шерифом года, подтвержденным фирманами и годов. Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждым религиозным обществом, строго оговорены (ни одна икона, ни одна лампада не могут быть добавлены или убраны без общего согласия). Камень помазания находится в общем владении. «Стражами и хранителями дверей храма» является с года мусульманское семейство Нусейбе.

Разпределение частей храма

Колонна Святого Огня – одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу года. В связи с возникшими тогда спорами о пасхалии (православные праздновали в тот год Пасху 6 апреля , на неделю раньше, чем армяне-антихалкидониты) османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня . По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием (патриарха Феофана IV в то время не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь .

В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне , служившей вестибюлем Голгофского придела . Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков », иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный парекклисион преподобной Марии Египетской .

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой толщиной в 30 см., на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому . Соответствующий евангельский текст (Ин 19, 38 -40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Господа Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания. Мозаика была выполнена по благословению патриарха Диодора в году В. Цоцонисом . Над Камнем - 8 лампад (4 - православные, 2 - армянские, 1 - латинская, 1 - коптская).

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с века в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Часовня Гроба Господня (Кувуклия)

Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов в технике ростовской финифти . В году, по заказу Иерусалимской Патриархии, старинные финифти были заменены новыми, изготовленными по современной технологии ростовской фирмой А. Рудника.

Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела . Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую субботу (северное – для православных, южное – для армян). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы , справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес ».

Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в году. Максим Симеос , последним видевший в году каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса , замученного турками в Константинополе на Пасху года.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы , принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20, 12). С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол . Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте . В году православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши , сына египетского хедива Мухаммада Али. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в году ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов.

Ротонда

Храм Воскресения Господня (Кафоликон)

Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас . С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» - «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения известно издревле (Пс 73, 12), но это сооружение появилось в храме не ранее года. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божией Матери , святого Иоанна Предтечи , архангелов Михаила и Гавриила , 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов . Мозаичные работы в куполе кафоликона были завершены в году.

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата , почему тут имеется 2 тронных места в его восточной части – престолы патриарха Иерусалимского у южного столба и его представителя, митрополита Петро-Аравийского , у северного. Над иконостасом – галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизантийскому правилу диакон должен читать Евангелие . Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Галереи кафоликона

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в которых размещаются несколько приделов .

В северной галерее храма находится место, называемое Аркады Девы : огромные 4-гранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между которыми выделяется беломраморный фрагмент постройки императора Адриана . Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

В восточном конце галереи расположена православная часовня , обозначенная на старинных планах как часовня Уз или Темница Христова , впервые упоминаемая в источниках на этом месте не ранее века. Это не археологическая реконструкция, а архитектурно оформленная «литургическая модель» подлинной Христовой Темницы. Перед входом в нее под престолом находится каменная плита с 2 отверстиями для ног, куда сажали приговоренных, сделанная по аналогии с кандальной каменной скамьей в Претории. Греки обычно называют это помещение часовней святых жен-мироносиц , а русские богомольцы с недавнего времени - часовней Богородицы Плачущей, по находящейся в ней иконе Богоматери «Умиление» XIX века, которая с года почитается чудотворной. Первоначальное назначение этого помещения неизвестно; предположительно к времени Распятия здесь находилась древнееврейская гробница; по другой версии, сюда, в заброшенную пещеру, приходили cвятые жены-мироносицы.

В амбулатории , позади алтарной апсиды кафоликона, находятся еще 3 придела. Первый, православный, посвящен святому Лонгину Сотнику . На его мраморной балюстраде начертан стих из Евангелия: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий » (Мф 27, 54).

Следующий, расположенный в галерее придел принадлежит Армянской церкви и посвящен Разделению риз (Ин 19, 23 -24); согласно преданию, именно на этом месте распинавшие Христа легионеры разделили Его одежды (при этом на Голгофе существует римо-католический престол того же посвящения).

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви святой Елены, помещается придел Тернового венца . В центре придела, под престолом, под стеклом помещен фрагмент толстой, круглой колонны серого мрамора, именуемой Колонной поругания. По преданию , на этой колонне, высотой не более 30 см, сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом (Мф 27, 29). По свидетельству русских паломников середины XIX века, тут же «в стене за стеклом и за решеткой» сохранялась часть тернового венца .

Подземные храмы

Подземная церковь святой Елены ныне принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой - у эфиопов . Храм имеет 2 престола: северый алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице святой Елене и ее современнику святому Григорию Просветителю . Согласно армянскому преданию, когда святитель Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII века. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой с сюжетами из истории Армении . Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным святой Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cвятой Елены 13 ступенями соединена с римо-католичской церковью Обретения Креста , расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cвятой Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийский эрцгерцогом Максимилианом . В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным православным крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. А. Дмитриевского в начале века, «составляет ныне почти безраздельную собственность католиков, но еще в г. здесь стоял греческий престол » . В праздник Воздвижения православным духовенством во главе с патриархом совершалась торжественная литания , именуемая парусией : крестный ход выходил из южных дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах – по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся .

Слева от православной плиты на месте Обретения Креста из выемки в стене слышно, по словам паломников, «адское гудение». «В сущности это явление происходит оттого, что против этой выемки находится под храмом огромная, ныне пустая цистерна » . В году по благословению Армянского патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви святой Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовни святого Вардана Полководца или Армянских воинов-мучеников с проходом из церкви святой Елены. В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в году.

Голгофа

Важнейшее из мест поклонения во всём Храме Гроба Господня - церковь Голгофы, которая заключает в себе место распятия Христа . Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в году. На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая - со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа , разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католичские приделы Голгофы, который в византийское время они составляли единый храм.

Православный престол , высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27, 51).

Южный придел церкви Голгофы – Пригвождения ко Кресту – принадлежит римо-католикам-францисканцам . Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци, после землетрясения года. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово » на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из монастыря Сан-Марко во Флоренции) был пожертвован в храм в году великим герцогом Тосканским Фердинандо Медичи . Считается, что алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя. Первоначально он предназначался для Камня помазания, чем объясняется его вытянутая форма, однако из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в приделе церкви Голгофы.

Под аркой, отделяющей римо-католическую часть Голгофы от православной, находится римо-католический алтарь «Stabat Mater» (по первым словам молитвы итальянского поэта-францисканца XIV века Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресвятой Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2, 35) (скульптура пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в ).

Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы , иначе известный как придел Мелхиседека , по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого . Отсюда видна расселина в Голгофе шириной около 15 см.

Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью епитропа храма (бывший придел святого Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в православную ризницу , где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых.

Двор и его постройки

Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается

Многими чудесами ознаменована жизнь храмов в России. Эти чудеса, не поддающиеся объяснению, укрепляют веру людей в Бога. Об одном из многочисленных храмов России говорят - «приехать, чтобы прикоснуться к чуду». Речь идет об удивительном соборе Воскресения Христова в Сокольниках.

История

Воскресенский храм в Сокольниках был выстроен на месте, где некогда был небольшой храм при больнице, посвященный иконе Божьей матери «Всех скорбящих радость», настоятелем которой был отец Иоанн, возносящий ежедневные молитвы о своей церкви и пастве. Дело в том, что в конце XIX века район, где расположилась церковь был местом, где преимущественно жили простые рабочие люди. Ведя полунищее существование, они сосредотачивали все свои силы на том, чтобы заработать на пропитание.

Церковь Воскресения Христова в Сокольниках, Москва

Храм, таким образом, чаще пустовал, лишь единицы испытывали потребность в Боге и посещали это место. Отец Иоанн всецело доверял Господу и продолжал молиться, вскоре на его молитвы он получил ответ - во сне явилась ему Богородица и велела начать строительство большого, красивого храма в Сокольниках.

Сон этот батюшкой был воспринят не сразу, его одолевали сомнения в необходимости строительства нового храма, ведь и в нынешнем на службах очень мало людей, к тому же, средств на строительство совсем не было. Через некоторое время ему вновь приснилась Богородица, была она рассержена и со всей строгостью велела вновь начинать строительство. Отец Иоанн, всегда был послушный перед Богом, и теперь решил начать строительство церкви, доверяя проблему финансирования стройки Богу.

Удивительно, но ровно в это же время, в Москве, один знатный купец молил Бога о том, чтобы он указал ему место, куда стоит внести пожертвование. Вскоре во сне явились этому купцу апостолы Петр и Павел и поведали о строительстве храма в Сокольниках и нужде в финансах.

По мере того, как стройка подходила к окончанию, денег на оплату труда рабочих все больше не хватало. В один из таких дней к о. Иоанну на ночлег попросился старик, батюшка разместил его в одной из келий, накормил ужином и весь вечер провел в беседах с этим стариком. Утром, решив поздороваться со странником и пригласить его к завтраку, отец Иоанн нашел келью пустой, но на столе лежала довольно приличная сумма денег, которых как раз хватило на окончание строительства. Имя этого человека Иоанн запомнил за всю жизнь, его звали Николаем. С тех пор в храме особо чтут образ святого Николая Чудотворца.

Интересно! Даже в самые тяжелые для России годы многие храмы Москвы были закрыты, в них открывали архивы, музеи, библиотеки, двери же Церкви Воскресения Христова в Сокольниках оставались открытыми для прихожан, которые в эти моменты все чаще обращались к вере.

Современное состояние

Сегодня Воскресенский храм в Сокольниках - один из уникальных соборов России. Соединивший в себе такие разные архитектурные стили, как готика, новгородский архитектурный стиль и русский модерн, он привлекает к себе и паломников, и искусствоведов. Говорят, что форма храма напоминает собою крест, а практически каждый из архитектурных элементов имеет символическое значение.

Так его 9-ти купольная архитектура напоминает об ангельских чинах перед Господом ровно такого же количества. Отличает храм от других наличие высокой паперти, созданной согласно традициям христианства. Считается, что пока прихожанин поднимается по паперти к храму, то читает молитву и готовится к тем таинствам, которые считаются главными в церкви.

Интерьер храма Воскресения Христова в Сокольниках

Говоря о внутреннем устройстве жизни храма, следует рассказать о том, что в церкви имеется большая библиотека христианской литературы, включающая в себя детскую литературу, документальную духовную прозу и художественную. Библиотека пользуется популярностью у прихожан и учащихся воскресной школы.

Важно! Помимо традиционной для многих храмов воскресной школы, имеется здесь школа «трезвения», помогающая зависимым по благословению Бога справиться с недугом.

Многих мастеров и живописцев привлекает реставрационная мастерская, а открытие при церкви молодежного клуба позволяет с детских лет формировать в детях духовность.

Святыни

Иверская икона Божьей Матери - главная святыня храма. Она является точной копией иконы Богоматери «Вратарница», находящейся на Афоне. Кроме этой иконы, в церкви хранятся такие святыни, как:


Кроме того, в храме имеется около 40 икон, посвященных Божьей матери, а также мощи святых мучеников, среди которых Серафим Саровский и Иоанн Златоуст.

Престольные праздники

Самыми важными праздниками в соборе считаются главные для христиан дни, связанные с жизнью Иисуса Христа - Рождество и Пасха. Эти дни ознаменованы особыми богослужениями и празднествами. Кроме того, особенными днями для храма является 6 ноября - день почитания иконы Божьей матери «Всех скорбящих Радостей» и 12 июля - День памяти апостолов Петра и Павла.

Как добраться

Для тех, кто впервые приезжает в Москву, обычно не составляет труда отыскать Воскресенский храм. Находится он рядом с парком «Сокольники» и пройти мимо такого грандиозного архитектурного творения не представляется возможным.

В советскую эпоху эта церковь считалась самой центральной в Москве: она была ближайшим к Кремлю действующим православным храмом. Здесь не прекращались богослужения, поэтому церковь сохранила свое убранство и многие ценности. А уберечь её от закрытия помогли местные жители.

Воскресенский храм на Успенском вражке известен с 1548 года, а уже в 1560 году сообщается о пожаре в нем. В это время церковь была деревянная, пока после очередного пожара 1629 года местные жители не построили новое здание в камне. Его возведение завершилось в 1634 году. Основа этого каменного храма сохраняется и сегодня. Обозначение «на Успенском вражке» напоминает о том времени, когда по соседству, между Большой Никитской и Тверской, располагался овраг, получивший название по местной церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Основная часть храма представляет собой бесстолпный четверик, увенчанный одной главой. Она украшена наличниками окон в русском стиле и завершается рядом кокошников, в полукружиях которых сохранились изображения святых. Первоначальные трапезная и шатровая колокольня не сохранились и в 1816‑1820 годах были заменены новыми. Появилась трапезная с двумя приделами, выдержанная в стилистике классицизма, с закругленными углами, обработкой рустом и портиками с пилястрами и фронтонами. В последний раз облик церкви претерпел изменения в 1897 году: храму был пожертвован новый большой колокол весом 327 пудов и для его размещения перестроили ярус звона у колокольни. Вместо круглого объема со шпилеобразным завершением он стал квадратным с маленькой главкой и более просторным. Нижний же ярус колокольни с главным входом в храм был расширен в обе стороны, получив две небольшие сторожки. Интерьеры сохранились от последней четверти XIX века, когда церковь была заново расписана и получила существующие иконостасы, в которых располагаются старые иконы.

Кроме престола в честь Воскресения Словущего, расположенного в четверике храма, в трапезной находится еще два придела. Один в честь святого Николая Чудотворца, а другой – в честь пророка Елисея. Последний является напоминанием о существовавшей по соседству отдельной церкви в честь этого святого: на день пророка Елисея пришлись возвращение патриарха Филарета из плена в Польше и его встреча с сыном – царем Михаилом Федоровичем. После того как старый храм сгорел в пожаре Москвы 1812 года, его уцелевшие ценности были перенесены в Воскресенскую церковь, а в ней вместо старого Покровского образован Елисеевский придел. Такое же название сохраняет соседний переулок.

В 1930 году власти попытались закрыть храм, но за него заступились местные жители – известные актеры театра и композиторы. Они написали письмо во ВЦИК с просьбой отменить постановление о закрытии церкви. В результате храм остался действующим, но колокола на нем не звонили вплоть до 1990‑х годов. Иконы и мощи из многих закрытых и разрушенных по соседству храмов поступали в Воскресенскую церковь. В 1960‑х и 1970‑х годах в храме проводились реставрационные работы. Сегодня он по-прежнему является одним из наиболее посещаемых храмов в историческом центре Москвы. В 2019 году убранство старинного храма было отреставрировано. Было восстановлено 40 уникальных росписей на стенах и сводах церкви. Также специалисты воссоздали художественные орнаменты на стенах и два медальона в виде херувимов над окнами.

Личность