Усложнения животных. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Понятия: дивергенция, разновидность, видообразование.

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

1. Какие два основных фактора эволюции выделял Дарвин?

наследственность и изменчивость

естественный отбор и наследственость

наследственные изменения и естетсвенный отбор

2. Что такое способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству?

изменчивость

наследственность

естественный отбор

3. Как называется основной эволюционный процесс, в результате которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью, а с неблагоприятными сокращается?

естественный отбор

изменчивость

эволюция

4. Как называется естественный процесс развития живой природы ?

эволюция

революция

наследственность

5. Сколько видов изменчивости наблюдается?

6. Как называется обусловленные возникновением разных типов мутаций и их комбинаций в последующих скрещиваниях изменения?

наследственные

качественные

ненаправленные

7. Как называется изменения в организме, связанные с изменением фенотипа?

наследственная изменчивость

ненаправленная изменцивость

модификационная изменчивость

8. Как называется стойкое преобразование генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды?

мутация

метаморфоз

наследование

9. Сколько типов естественного отбора существуют?

10. Как называется изменение частоты аллелей генов от поколения к поколению?

наследственность

изменчивость

дрейф генов

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Усложнение строения организмов животных

Усложнение строения организмов животных происходило на про-тяжении всего периода развития животного мира на Земле. Перелистаем еще раз страницы этой истории и обозначим важнейшие вехи в эволю-ции животных.

Первыми животными на Земле был и древнейшие прокариоты. Позже появились простейшие, от которых происходят современные однокле-точные (инфузории, Саркожгутиковые и т. д.). Колониальные формы древних одноклеточных дали начало первым многоклеточным организ-мам, состоявшим из специализированных клеток.

Следующим этапом в эволюции стало появление трехслойных жи-вотных, похожих на планарию. В отличие от двухслойных, эти новые формы животных имели системы органов: пищеварительную, крове-носную, нервную, выделительную, половую, мышечную. Нервная си-стема эволюционировала от диффузной у двухслойных животных к стволовой у трехслойных.

Появление полости тела — сначала первичной, а затем и вторичной — следующий важный этап в эволюции животных. Древние кольчатые чер-ви с их замкнутой кровеносной системой, брюшной нервной цепочкой открыли новую страницу в истории развития животного мира. Дальше, как считают ученые, события развивались в двух направлениях: от одних кольчатых червей началась эволюция членистоногих и моллюсков, от других — эволюция хордовых. Эволюционируя в этих направлениях, жи-вотные «приобрели» органы дыхания. Усложнилось и строение их нерв-ных систем, а следовательно, и образ жизни этих животных.

Следующей вехой в эволюции стало освоение животными суши. У животных появились трахеи и легкие — органы, приспособленные к газообмену в атмосферном воздухе, а также второй круг кровообраще-ния. Приспособлением к жизни на суше стали изменения в размноже-нии и развитии животных: внутреннее оплодотворение, появление по-крытого прочной оболочкой яйца у рептилий и птиц, внутриутробное развитие зародышей у млекопитающих, забота о потомстве. Для жизни на суше нужны приспособления, защищающие организм от избыточной потери воды, поэтому изменились покровы животных. Претерпели из-менения и органы опорно-двигательной системы: появились конечно-сти, позволяющие бегать, прыгать, летать. Более сложной стала нервная система и формы поведения животных. Теплокровные звери и птицы освоили разные уголки планеты.

Многообразие видов как результат эволюции.

Удивительное многообразие форм и строения тел животных является результатом проявления естественного отбора. Это происходит в связи с постоянным накоплением у потомков признаков, полезных им в данных условиях существования. Накопление таких полезных для вида признаков ведет к усложнению строения животных.

Так, у птиц обтекаемое тело, облегченный скелет, способствующий быстрому перемещению в воздухе с помощью крыльев. Водные животные, например киты, дельфины, морские котики, имеют тор-педообразную форму тела, приспособленную к быстрому передвижению в водной среде. Наземные животные имеют хорошо развитые конечности для быстрого перемещения по земле. Подземные животные, например кроты, слепушонки, ведут роющий образ жизни. Небольшие животные покрыты короткой густой шерстью, препятствующей попаданию частичек земли на кожу, обладают мощными передними конечностями, приспособленными для рытья подземных ходов.

Существующие ныне позвоночные животные — рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, характеризующиеся последовательным усложнением организации, возникли на основе наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора в ходе длительного исторического развития.

Окружающий нас животный мир богат не только большим числом особей, но и многообразием видов. Каждая особь любого вида приспособлена к жизни в условиях своей среды обитания. Если большая группа представителей какого-либо вида окажется в иных условиях или они перейдут на питание другой пищей, то это может привести к появлению новых признаков или приспособлений. Если эти новые приспособления в иных условиях окажутся полезными и для переселившихся животных, то благодаря естественному отбору в их ряду сохранятся вновь приобретенные признаки и будут передаваться из поколения в поколение. Так, в процессе эволюции из одного вида может образоваться несколько новых. Сам процесс расхождения признаков у родственных организмов был назван Ч. Дарвином дивергенцией.

Примером дивергенции являются мелкие птицы вьюрки на Галапагосском архипелаге. Дарвиновские виды вьюрков различаются по форме и величине клюва. Дарвин установил, что вьюрки, имеющие небольшой острый клюв, питались личинками и взрослыми насекомыми. Вьюрки с мощным массивным клювом питались плодами деревьев. Были отмечены и постепенные переходы в изменчивости этих клювов у вьюрков. Так, в процессе эволюции вследствие дивергенции признаков, обусловленных направлением естественного отбора, происходило видообразование. Возникновению нового вида, как отмечал Дарвин, предшествует образование промежуточных форм — разновидностей. Завершается такой эволюционный процесс образованием новых видов.

Путем дивергенции и направленного действия естественного отбора в природе образуется многообразие видов.


Знаете ли вы, что:

Многообразие вымерших пресмыкающихся служит примером дивергенции у них на основании различных условий обитания. Животные одного вида, обитающие на большой территории, обычно неоднородны. Их изучение показывает расхождение признаков у особей и начало образования новых систематических групп. Так, у лисицы обыкновенной, обитающей почти по всей России, отмечено около 20 подвидов.

Самостоятельная работа

Приведем примеры полезных признаков.

У птиц: обтекаемая форма тела, перьевой покров, облегченный скелет, крылья.
У водных животных: торпедообразная форма тела, ласты, плавники - видоизмененные передние конечности.

У подземных животных: короткая густая шерсть, мощные роющие передние конечности.

2. Напишем об образовании новых видов.

При изменении условий обитания для части представителей одного вида произойдет появление новых признаков, которые будут полезными и сохранятся у потомков представителей, закрепятся у них благодаря естественному отбору и станут передаваться из поколения в поколение. Это процесс расхождения признаков называется дивергенция.

3. Закончим предложение.

Процесс расхождения признаков, по Ч. Дарвину, называется дивергенция.

4. Объясним ситуацию.

При попадании представителей одного вида в другие условия у них появятся новые признаки, которые будут полезными, и сохранятся у потомков этих представителей, закрепятся у них благодаря естественному отбору и станут передаваться из поколения в поколение. В итоге может возникнуть несколько новых видов из одного.

5. Опишем клювы вьюрков, питающихся

Насекомыми: небольшой острый клюв.

Семенами: более крупный, мощный клюв.

Кактусами: крупный и острый клюв.

Сделаем вывод об отличиях в их строении.

Клювы у вьюрков приобрели отличия в связи с разными типами питания у птиц. Произошла дивергенция и образование разновидностей вьюрков.

Многообразие видов в природе

Причины эволюции. Эволюция и разнообразие

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания

Урок биологии "Многообразие видов как результат эволюции"

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

Урок-соревнование по теме: «Усложнение строения животных. Многообразие видов, как результат эволюции» 7 класс

КВН «Эволюция животных»

Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать знания о происхождении животных.

Оборудование: карточки с заданиями, изображения животных различных типов питания, названия команд, книга Ч. Дарвина «Происхождение видов»

Ход урока

  1. Вступление учителя об эволюционном учении, о развитии органического мира, о человеке как вершине эволюционного пути. Объявление о начале игры.
  2. Представление команд: «Палеонтологии», «Эмбриологии».

«Мы раскопки все проводим

И останки мы находим.

Как закон, как конституцию,

Мы докажем эволюцию!»,

«Эмбриология- сложная наука.

Изучать зародышей просто мука.

О сходстве зародышей можем рассказать,

Этим эволюцию можем доказать.»

  1. Разминка. Вопросы командам по очереди. Дай объяснения следующим понятиям: филогенез, эволюция, гомологичные органы, виды доказательств эволюции, рудименты, атавизмы, онтогенез, наследственность, изменчивость .
  2. «Третий лишний»- укажите неподходящее понятие, дайте пояснение:

а)Крылышки киви, тазовые кости кита, аппендикс,

иголки ежа,

б)Ласты кита, лапа волка, крыло пчелы, крыло грача,

в) Трёхпалость лошади, лишняя пара молочных желёз, горб верблюда, волосяной покров на лице

г)Палеонтологические, зоологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические.

  1. Собери мозаику и ответь на вопрос- 1 вариант- что такое борьба за существование? 2 вариант- Что такое естественный отбор?

Что такое естественный отбор ?

  1. Конкурс болельщиков:

1вар. Перечисли приспособления животных к жизни в воде.

2вар. Перечисли приспособления животных к жизни под землёй.

  1. Составь слово «ги-то-ле-па-я-он-ло, ци-ве-ди-я-рг-ен ,». Что это такое?
  2. Конкурс капитанов: что ты знаешь о Чарльзе Дарвине? Ответь письменно.
  3. Конкурс «ты- мне, я- тебе» члены команд обмениваются вопросами, по 3 вопроса.
  4. Продолжи фразу:

Изменчивость бывает…(2 форм- наследственная и ненаследственная),

Наиболее крупными вымершими животными… (были динозавры)

11. Подведение итогов конкурса, вручение наград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-соревнование по алгебре. Тема:"Линейная функция"

На данном уроке в увлекательной форме обобщается и систематизируется материал по теме "Линейная функция". Проведение нестандартных уроков активизирует познавательную мотивацию учащихся, повышает интер...

Задачи: сформировать у учащихся знания о видообразовании; показать, что усложнение строения животных и многообразие видов - это результат эволюции, что основой этих процессов является дивергенция.

Оборудование: таблицы с изображениями животных из основных групп.

/. Актуализация знаний

1. Индивидуальный опрос.

Каковы доказательства того, что наследственность и изменчивость - свойства организмов взаимосвязанные, но противоположно направленные? Какая форма изменчивости, согласно учению Ч. Дарвина, вносит вклад в процесс эволюции? Каковы доказательства того, что основной причиной эволюции служит естественный отбор?

2. Фронтальная беседа.

Почему так важны для науки доказательства эволюции? Какие из доказательств эволюции наиболее убедительны? Почему для доказательства эволюции важна вся совокупность доказательств? Как доказать, что индивидуальное развитие организмов (онтогенез) сжато и сокращенно повторяет их историческое развитие (филогенез)?

//. Изучение нового материала

1. Усложнение строения животных - результат эволюции. (Объяснение учителя с использованием беседы по таблицам с изображениями животных: сравнить строение кровеносной системы пресмыкающихся и млекопитающих. В чем более высокий уровень организации кровеносной системы млекопитающих? К каким последствиям привело изменение в строении кровеносной системы млекопитающих? Сравнить строение покровов земноводных и птиц: у кого из них покровы имеют более сложное строение? К каким ре­зультатам привело усложнение строения покровов птиц? Приведение учащимися примеров, показывающих усложнение в строении каждой группы животных в сравнении с предыдущей. Приведение учащимися примеров, доказывающих, что эволюция может привести не только к усложнению строения животных, но и к их упрощению.)

2. Многообразие видов - результат эволюции. (Объяснение учителя.)

3. Механизм видообразования - дивергенция. (Объяснение учителя с использованием рисунка 194 учебника.)

///. Закрепление знаний

Заполнить схему:

Причины эволюции Результаты эволюции

IV. Задание на дом

Изучить § 51, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить § 50.


Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

Задачи: сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях; познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды; показать, что размещение животных носит приспособительный характер и является результатом эволюции.

Оборудование: географическая карта Европы и Азии.

/. Актуализация знаний

Индивидуальный опрос.

Каковы доказательства того, что эволюция преимущественно идет по пути усложнения строения животных? Почему эволюция может идти по пути упрощения строения животных? Почему в основе видообразования лежит дивергенция признаков? Какова взаимосвязь между причинами эволюции и ее результатами?

//. Изучение нового материала

1. Ареалы обитания. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Ареалы обитания» по вопросам: что называют ареалом? Какие особенности распространения вида характерны для сплошного ареала? Что служит причиной возникновения разорванного ареала? Для каких животных характерен реликтовый ареал? На какие группы делят животных по характеру занимаемой территории в пределах ареала и численности? Почему границы ареала не могут оставаться неизменными?)

2. Закономерности размещения животных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Закономерности размещения животных» по заданию: сформулировать основные «правила» размещения животных в пределах ареала, проиллюстрировав их примерами.)

3. Миграции. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Миграции» по вопросам: что называют миграцией? Почему миграции являются закономерным явлением в жизни животных? Что служит причиной сезонных миграций? В чем причина нерегулярных миграций? В чем опасность нерегулярных миграций? Какая закономерность в расселении животных привела к образованию фауны? Какие процессы привели к образованию фауны Новой Зеландии и Австралии?)

///. Задание на дом

Изучить § 52, ответить на вопросы в конце параграфа.


Биоценозы (6ч)

Задачи темы: сформировать у учащихся знания о биоценозах и их разнообразии; о факторах среды и их влиянии на биоценозы; о структурных компонентах биоценоза, их взаимосвязях, закономерностях; о пищевых цепях, пищевой пирамиде, энергетической пирамиде, продуктивности.

Планирование темы

Урок 57. Естественные и искусственные биоценозы

Урок 58. Факторы среды и их влияние на биоценозы

Урок 59. Цепи питания. Поток энергии

Урок 60. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

Урок 61. Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»

Урок 62. Обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Задачи: сформировать у учащихся знания о видообразовании; показать, что усложнение строения животных и многообразие видов - это результат эволюции, что основой этих процессов является дивергенция. Оборудование: таблицы с изображениями животных из основных групп.Методические рекомендации /. Актуализация знаний 1. Индивидуальный опрос. Каковы доказательства того, что наследственность и изменчивость - свойства организмов взаимосвязанные, но противоположно направленные? Какая форма изменчивости, согласно учению Ч. Дарвина, вносит вклад в процесс эволюции? Каковы доказательства того, что основной причиной эволюции служит естественный отбор? 2. Фронтальная беседа. Почему так важны для науки доказательства эволюции? Какие из доказательств эволюции наиболее убедительны? Почему для доказательства эволюции важна вся совокупность доказательств? Как доказать, что индивидуальное развитие организмов (онтогенез) сжато и сокращенно повторяет их историческое развитие (филогенез)? //. Изучение нового материала 1. Усложнение строения животных - результат эволюции. (Объяснение учителя с использованием беседы по таблицам с изображениями животных: сравнить строение кровеносной системы пресмыкающихся и млекопитающих. В чем более высокий уровень организации кровеносной системы млекопитающих? К каким последствиям привело изменение в строении кровеносной системы млекопитающих? Сравнить строение покровов земноводных и птиц: у кого из них покровы имеют более сложное строение? К каким ре-зультатам привело усложнение строения покровов птиц? Приведение учащимися примеров, показывающих усложнение в строении каждой группы животных в сравнении с предыдущей. Приведение учащимися примеров, доказывающих, что эволюция может привести не только к усложнению строения животных, но и к их упрощению.) 2. Многообразие видов - результат эволюции. (Объяснение учителя.) 3. Механизм видообразования - дивергенция. (Объяснение учителя с использованием рисунка 194 учебника.) ///. Закрепление знаний Заполнить схему: Причины эволюции Результаты эволюцииIV . Задание на дом Изучить § 51, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить § 50.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

Задачи: сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях; познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды; показать, что размещение животных носит приспособительный характер и является результатом эволюции. Оборудование: географическая карта Европы и Азии.Методические рекомендации . /. Актуализация знаний Индивидуальный опрос. Каковы доказательства того, что эволюция преимущественно идет по пути усложнения строения животных? Почему эволюция может идти по пути упрощения строения животных? Почему в основе видообразования лежит дивергенция признаков? Какова взаимосвязь между причинами эволюции и ее результатами? //. Изучение нового материала

    Ареалы обитания. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Ареалы обитания» по вопросам: что называют ареалом? Какие особенности распространения вида характерны для сплошного ареала? Что служит причиной возникновения разорванного ареала? Для каких животных характерен реликтовый ареал? На какие группы делят животных по характеру занимаемой территории в пределах ареала и численности? Почему границы ареала не могут оставаться неизменными?) Закономерности размещения животных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Закономерности размещения животных» по заданию: сформулировать основные «правила» размещения животных в пределах ареала, проиллюстрировав их примерами.) Миграции. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Миграции» по вопросам: что называют миграцией? Почему миграции являются закономерным явлением в жизни животных? Что служит причиной сезонных миграций? В чем причина нерегулярных миграций? В чем опасность нерегулярных миграций? Какая закономерность в расселении животных привела к образованию фауны? Какие процессы привели к образованию фауны Новой Зеландии и Австралии?)
///. Задание на дом Изучить § 52, ответить на вопросы в конце параграфа.

Биоценозы (6ч)

Задачи темы: сформировать у учащихся знания о биоценозах и их разнообразии; о факторах среды и их влиянии на биоценозы; о структурных компонентах биоценоза, их взаимосвязях, закономерностях; о пищевых цепях, пищевой пирамиде, энергетической пирамиде, продуктивности.Планирование темы Урок 57. Естественные и искусственные биоценозыУрок 58. Факторы среды и их влияние на биоценозыУрок 59. Цепи питания. Поток энергииУрок 60. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другуУрок 61. Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»Урок 62. Обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

Естественные и искусственные биоценозы

Задачи: сформировать у учащихся знания о биоценозе как устойчивой системе, о биоценозах естественных и искусственных; об обязательных компонентах биоценоза: продуцентах, консументах, редуцентах; познакомить учащихся с причинами устойчивости естественного биоценоза и неустойчивости искусственного. Оборудование: таблицы с изображениями хищных и растительноядных животных; таблицы с изображениями бактерий, грибов, растений; гербарные материалы культурных и сорных растений; аквариум; земля с полуперепревшими листьями.Методические рекомендации /. Актуализация знаний Индивидуальный опрос. Каковы доказательства того, что естественный отбор - ведущая причина эволюции животных? Почему возникновение ареалов в природе и их виды - результат приспособленности животных? Каковы закономерности размещения животных в природе? //. Изучение нового материала

    Биоценоз естественный и искусственный. (Беседа учителя с элементами объяснения.) Устойчивость биоценозов, причины устойчивости: видовой состав, численность видов, пространственная и временная ярусность. (Объяснение учителя с использованием рисунка 196 учебника.) Основные компоненты биоценоза: продуценты, консументы, редуценты; взаимосвязь всех компонентов. (Объяснение учителя с использованием рисунка 197 учебника; демонстрации земли с полуперепревшими листьями.) Водоем как природный биоценоз. Обитающие в водоеме растения, животные, микроорганизмы. (Беседа учителя с демонстрацией аквариума.) Искусственные биоценозы - агроценозы. Причины неустойчивости искусственного биоценоза. (Беседа учителя с демонстрацией таблиц с изображением сельскохозяйственных растений, гербарных материалов культурных и сорных растений.)
III . Закрепление знаний" Чем достигается устойчивость биоценоза? Как влияют основные компоненты биоценоза на его устойчивость? В чем сходство естественного и искусственного биоценозов? В чем различие естественного и искусственного биоценозов? (Фронтальная беседа.)I V . Задание на дом Изучить § 53, ответить на вопросы вконце параграфа. Подумать над вопросом: может ли искусственный биоценоз быть устойчивым?

Факторы среды и их влияние на биоценозы

Задачи: сформировать знания учащихся о среде обитания, факторах среды обитания, их взаимодействии и влиянии на биоценозы; о роли антропогенного фактора и его воздействии на среду обитания животных и их жизнь. Оборудование: таблицы с изображениями животных, иллюстрирующие приспособленность их к среде обитания.Методические рекомендации /. Актуализация знаний А. Индивидуальный опрос. Почему естественный биоценоз является устойчивой системой? В чем выражается взаимосвязь компонентов биоценоза? Почему искусственный биоценоз является неустойчивой системой? Б. Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех. 1. Биоценоз - это: а) временное сообщество живых организмов; б) исторически сложившееся сообщество живых организмов, населяющих определенную территорию; в) сообщество животных, населяющих определенную территорию; г) животные и растения, населяющие данную территорию. 2. Компонентом естественного биоценоза не являются: а) животные; б) микроорганизмы; в) люди; г) растения. 3. К естественному биоценозу не относится: а) луг; б) сад; в) степь; г) лес. 4. На устойчивость биоценоза не влияет: а) численность видов; б) видовой состав; в) пространственная ярусность; г) смена времен года. 5. Продуцентами служат: а) животные; б) грибы; в) растения; г) микроорганизмы. 6. К консументам I порядка относится: а) ястреб; б) сова; в) мышь; г) змея. 7. К консументам II порядка относится: а) заяц; б) ящерица; в) мышь; г) суслик. 8. К консументам не относятся: а) грибы; б) дождевые черви; в) членистоногие; г) бактерии. //. Изучение нового материала

    Среда обитания, экологические факторы. (Объяснение учителя.) Виды экологических факторов, их воздействие на животных. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 273-274 по заданиям: прочитать текст и привести примеры воздействия на организм абиотических факторов; привести примеры воздействия на организм биотических факторов; используя примеры, доказать, что жизнедеятельность любого животного оказывает прямое или косвенное воздействие на других животных.) Антропогенный фактор как разнообразная деятельность человека, оказывающая влияние на среду обитания. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 275 по заданиям: прочитать текст и обосновать, почему деятельность человека рассматривают как особый экологический фактор; привести примеры отрицательного и положительного воздействия антропогенного фактора на животных.)
III. Закрепление знаний Что называют средой обитания? По какому признаку делят экологические факторы? Почему так важны знания об экологических факторах? Как доказать, что действие экологических факторов носит взаимосвязанный характер? (Фронтальная беседа.)IV . Задание на дом Изучить § 54, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить § 53.

Цепи питания. Поток энергии

Задачи: сформировать знания учащихся о взаимосвязях основных компонентов биоценоза и их закономерностях: о цепи питания, пищевой пирамиде, энергетической пирамиде, продуктивности. Оборудование: таблицы с изображениями хищных и растительноядных животных; таблицы с изображениями бактерий, грибов, растений.Методические рекомендации /. Актуализация знаний 1. Индивидуальный опрос. Каковы доказательства того, что животное находится под действием совокупности факторов среды? Каковы доказательства того, что биоценоз - исторически сложившаяся совокупность живых организмов? Какие причины влияют на устойчивость биоценоза? 2. Фронтальная беседа. Что называют биоценозом? Каковы основные компоненты биоценоза? Как доказать, что между компонентами биоценоза существует взаимосвязь?II. Изучение нового материала

    Пищевые взаимоотношения в биоценозе. Пищевые цепи. (Самостоятельная работа учащихся с текстом на с. 275 и рисунком 198 учебника по заданиям: прочитать текст и объяснить, что называют цепью питания; с помощью рисунка 198 составить цепи питания, состоящие из 2, 3, 4, 5 и 6 звеньев; объяснить, как влияет число звеньев в цепи питания на устойчивость биоценоза.) Закономерности пищевых взаимоотношений в биоценозе. (Объяснение учителя с элементами рассказа и с использованием рисунка 199учебника.)
///. Закрепление знаний Какие взаимоотношения между организмами в биоценозе главные? Каковы основные закономерности пищевых взаимоотношений в биоценозе? Каким образом можно определить продуктивность биоценоза? Почему так важны данные о продуктивности биоценоза? (Фронтальная беседа.)IV . Задание на дом Изучить § 55, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить § 53, 54. Выполнить задание: составить цепи питания из 3, 4, 5 звеньев.
Дом и быт