Пожар на орбитальной станции салют. Публикации Столкновение «Прогресса-М34» с модулем «Спектр»

, Феоктистов , Семенов и прилетевший из Евпатории Трегуб .

У нас на борту "завеса", - передал на Землю Волков . По коду "завеса" обозначала не то дым, не то пожар. На Земле забыли о коде и начали переспрашивать, какая такая "завеса". Переговоры с Землей вел не командир экипажа, а Волков. Он не выдержал и, выругавшись, открытым текстом сказал:

Пожар у нас! Сейчас уходим в корабль. Далее он сказал, что они не могут найти инструкцию для срочной эвакуации и спуска и попросил, чтобы Земля им продиктовала, что и в какой последовательности надо делать. В Подлипках удалось наладить дублирование переговоров между экипажем ДОСа и НИП-16.

Сообщите данные для срочной расстыковки, - очень взволнованно требовал Волков.

Ответ Земли был после долгих поисков таким:

Порядок действий на случай срочного ухода читайте на страницах 110- 120, там описаны действия по переходу в спускаемый аппарат. После перехода расконсервировать корабль по инструкции на 7К-Т, страницы 98,а и 98,б. Расстыковка штатная. Подготовьте страницы 133-136. Посадка только по указанию Земли. Не торопитесь. Пульт выключен - и дым должен прекратиться. Если будете покидать станцию, то поглотитель вредных примесей оставьте включенным. Примите таблетки от головной боли. По данным телеметрии, СО2 и О2 в норме. Решение о переходе и расстыковке принимает командир. Добровольский понял, что пора брать на себя связь с Землей:

- "Заря", я - "Янтарь". Приняли решение не торопиться. ПУНА выключен. Пока будем дежурить по двое, один будет отдыхать. Не волнуйтесь, у нас настроение работать дальше.

- "Янтарь-1", я- "Заря". Мы проанализировали состояние бортовых систем и считаем, что принятые меры гарантируют нормальную работу. Надеемся, что вы продолжите работу по штатной программе. Запахи пройдут. На 17 июня рекомендуем вам день отдыха, потом входите в режим. Учтите, что после ухода из зоны НИПов вас хорошо слышит корабль "Академик Сергей Королев".

Из дальнейших переговоров мы поняли, что Добровольский и Пацаев "приглушили" эмоции Волкова и отправили его отдыхать. Через пару витков "Академик Сергей Королев" передал, что на "борту" все в порядке. "Янтари-1 и -3" поужинали, а "Янтарь-2" отдыхает. Когда все немного успокоились, Мишин собрал всех переживавших неожиданное ЧП и дал указание Трегубу вернуться в Евпаторию на НИП-16 для наведения порядка. Мне и Раушенбаху - вылететь туда же с необходимыми специалистами через пять дней. Сам Мишин планировал вылететь с министром на полигон 20 июня для подготовки и пуска Н1N 6Л .

Пуск назначен на 27 июня. Сутки затратим на анализ замечаний. Значит, к вам в Евпаторию мы с министром прилетим 29 июня. Если там у них больше пожаров не будет, готовьте все материалы для штатной посадки на 30 июня. Переполох под кодом "завеса" прошел по всем "этажам" нашей иерархии, вплоть до председателя ВПК. Последующие успокоительные доклады из Евпаторийского центра управления и из космоса облегчили положение Мозжорина . Ему было дано поручение подготовить текст сообщения ТАСС о происшествии на орбитальной станции и в связи с этим о благополучном, но преждевременном возвращении экипажа. Теперь надобность в таком сообщении ТАСС отпала и можно было спокойно визировать стандартные сообщения о полете станции, работе космонавтов и их хорошем самочувствии.

20 июня Мишин, захватив с собой Охапкина, Симакина, полный "комплект" представителей служб и предприятий, участников подготовки и пуска Н1, улетел на полигон. После отлета экспедиции во главе с Мишиным наступило короткое затишье. Я решил им воспользоваться, чтобы сократить "долги", накопившиеся в переписке по перспективным работам. Вечером из первого отдела дежурная принесла груду почты. Я начал с разбора директивных документов и писем смежников. Изучение документов и переадресовка поручений продвигались быстро, пока я не обнаружил запись

На станции произошло возгорание кислородной шашки регенерации атмосферы. На станции в тот момент находилось шесть человек из 22-й и 23-й экспедиций: Валерий Корзун , Александр Калери , Василий Циблиев , Александр Лазуткин , Райнхольд Эвальд и Джерри Линенджер . К станции было пристыковано два корабля «Союз ТМ », что позволяло эвакуировать всех людей, однако один из кораблей оказался отрезан. Ситуация ухудшалась тем, что атмосфера оказалась задымлена. Весь экипаж надел противогазы . После устранения очага возгорания из-за задымления космонавтам пришлось некоторое время носить респираторы.

Расследование показало, что пожар возник из-за единичного дефекта в кислородной шашке .

Утечка из системы кондиционирования (март 1997)

Помимо огромных повреждений солнечных батарей , в результате столкновения образовалась пробоина в модуле «Спектр» площадью 2 см 2 , что привело к снижению давления воздуха на всей станции. Во время столкновения на «Мире» находились космонавты Василий Циблиев и Александр Лазуткин , а также американский астронавт Майкл Фоул . Экипаж решил герметически изолировать повреждённый модуль, обеспечив тем самым жизнеобеспечение станции. Ситуацию осложнило то, что через стыковочный люк, соединяющий модуль со станцией, пролегали многочисленные кабели и шланги. Отсечение модуля повлекло за собой временную потерю электроэнергии, вырабатываемой станцией - с обесточиванием модуля были отключены солнечные батареи «Спектра», дававшие 40 % электроэнергии .

Ко времени аварии «Спектр» был главным источником энергии станции «Мир». Из-за повреждения солнечных батарей и прерывания важных кабельных соединений при изолировании модуля солнечные панели модуля не могли поворачиваться к Солнцу и отдавать энергию на станцию. Сразу после аварии энергии было недостаточно для проведения экспериментов и снабжения большей части оборудования станции.

Члены экипажа 23-й экспедиции были награждены государственными наградами - А. Лазуткин получил звание Героя России , В. Циблиев - орден «

В свете последних событий, когда Россия предложила сократить количество своих космонавтов на Международной космической станции (МКС) с трех до двух. Вспомнился мне один случай о котором ниже… Москва сообщила своим партнерам, что намерена сэкономить деньги в условиях ограниченного бюджета на космические исследования, сообщает «Радио свобода».

Американцы конечно сильно перепугались.

Понимаете, ребята, МКС — это очень большое и сложное сооружение. И помимо всего прочего, критически зависящее от многочисленных систем, некоторые из которых ломаются быстро, а некоторые — немного погодя, но тоже ломаются. И вот чинить все это хозяйство, кроме русских — некому.

Гадить все мастера, а вот изготовить нормальный космический сральник, между прочим, могут только в России…

Сокращение российского присутствия с трех космонавтов до двух означает, что часть работ по текущему обслуживанию станции придется брать на себя американцам. А они этого не умеют…

Теперь давайте посмотрим вот на что. Если русские уйдут с этой станции — они самостоятельно сделают себе другую. Потому что умеют. А если американцам придется покинуть станцию — для них это будет окончание пилотируемой космонавтики вообще. Потому что некуда летать будет, понимаете?

Возвращаясь к новости о сокращении вспоминается один эпизод с американцами в стрессовой ситуации на станции МИР.

Мизансцена развития сюжета заключалась в том, что в кризисной ситуации, пока российские космонавты боролись за жизнь станции, американец свалил в спускаемый аппарат. Нет, это пост не про национальную ненависть, ребята. Дело в том, что в основе данного эпизода лежит реальный случай.

В подготовке американских астронавтов нет такого понятия, как БЗЖ (подводники вздрогнули и перекрестились), или — ремонт космической техники прямо на месте. Советским, а позднее российским космонавтам приходилось неоднократно выполнять ремонт оборудования прямо на орбите. Так, они восстанавливали «умершую» станцию Салют-7, для чего им пришлось на корабле с установленным на него танковым (!) дальномером осуществить уникальную стыковку со станцией, вращавшейся сразу по двум осям, причем делали они это, естественно — в ручном режиме. Эатем им пришлось работать внутри станции с отключенной климатизацией (мороз, как за полярным кругом), проверяя кабельные трассы и отключая все временно ненужное оборудование, а плотность монтажа кабельных систем на космических аппаратах не снилась ни одному связисту, и делали они это в минус дохрена градусов в невентилируемой атмосфере.

Вы только представьте — в минус сорок засунуть пальцы в перчатках сквозь жгут кабелей, открутить разъем размером с большой палец руки, выдернуть его, по одному контакту прозвонить, а потом еще впихнуть на место и прикрутить, и так много раз…

Затем они подали питание от солнечных батарей, включили систему жизнеобеспечения и систему ориентации, все запустилось, они сориентировали станцию, и потом, постепенно, в течении нескольких суток только, обстановка на станции вернулась к пригодной для пребывания человека…

Да, так вот, на фоне таких подвигов был один эпизод. 23 февраля 1997 года на космической станции МИР произошло возгорание кислородной шашки. Тут подводники, вздрогнувшие от аббревиатуры БЗЖ, вздрогнули еще раз, ибо что такое возгорание кислородной шашки — они тоже знают, и это самое жуткое, наверно, что может быть в смысле пожара в замкнутом объеме. Так вот, пока российские космонавты борозись за жизнь космической станции, американец…

Вот видео об этом эпизоде:

Вот такие братцы дела.

Jerry Linenger надевает маску во время своей миссии на Мир в 1997 году. Предоставлено: НАСА.

- В ногу с последними исследованиями. Есть, фактически, две системы подавления огня на международной Космической Станции: система водяной пены в российских секциях, и система диоксида углерода в области США. НАСА теперь работает над более современным методом подавления огня "водяной туман", основанном на продолжающемся тренде, видимом в земных областях защиты, таких как электроника и судоходных каютах. Эта система испускает мелкие частицы, как распылитель, которые только в десятки микрон повсюду и действует как газ. Urban сообщил, что система находится в последней стадии разработки и должна быть готова для использования на станции в пределах пары лет.

Одно сообщение в 2011 году НАСА по поводу аварии также выдвинуло на первый план важность подготовки к чрезвычайной ситуации и безопасность для того чтобы смягчить пожары, когда они происходят. "Больше эффективных систем предупреждения могли бы сохранить несколько секунд времени реакции, которые, в кризис, могли бы означать разницу между успехом и провалом", заявил он. Вы можете прочитать остальную часть этого сообщения

23 февраля 1997 года произошел пожар на космической станции «Мир», который удалось вовремя ликвидировать. Полеты в космос всегда были связаны с большим риском для экипажа. Но и пребывание на космической станции также небезопасно для космонавтов. Орбитальная станция «Мир» была выведена на орбиту в феврале 1986 года, действовала до 2001 года, когда была затоплена в Тихом океане. За 15 лет работы на станции случалось множество инцидентов. Мы расскажем о пяти самых серьезных происшествиях на космической станции «Мир».

Пожар

23 февраля 1997 года на станции произошло возгорание кислородной шашки регенерации атмосферы. На станции в тот момент находилось шесть человек из 22-й и 23-й экспедиций: Валерий Корзун, Александр Калери, Василий Циблиев, Александр Лазуткин, Райнхольд Эвальд и Джерри Линенджер. К станции было пристыковано два корабля «Союз ТМ», что позволяло эвакуировать всех людей, однако один из кораблей оказался отрезан. Ситуация ухудшалась тем, что станция оказалась задымлена.

Весь экипаж надел противогазы. После устранения очага возгорания из-за задымления космонавтам пришлось некоторое время носить респираторы. Члены экипажа сами смогли устранить пожар до того, как он вырвался из-под контроля. Расследование показало, что пожар возник из-за единичного дефекта в кислородной шашке.

Утечка из системы кондиционирования

В ходе 23-й экспедиции в марте 1997 года отказала система кондиционирования — сначала последовательно отказали установки генерации кислорода «Электрон», а затем началась утечка хладагента — ядовитого этиленгликоля. Температура на станции повысилась до 50 °С при предельно допустимых 28 °С, повысилась влажность.

К концу марта удалось обнаружить источник утечки. С Земли 6 апреля был запущен «Прогресс-М34», содержащий дополнительные материалы для ремонта станции, кислородные шашки для регенерации, запасы воды. К концу апреля удалось обнаружить и устранить десяток трещин в трубках системы кондиционирования станции. Станция вернулась к штатному режиму. Миссия шаттла Атлантис STS-84, находившаяся под угрозой отмены из-за технических проблем на станции, была разрешена. Она доставила на станцию установки генерации кислорода взамен вышедших из строя и запасы воды.

Столкновение «Прогресса-М34» с модулем «Спектр»

25 июня 1997 года при проведении эксперимента по ручной стыковке в режиме БПС+ТОРУ (баллистическое прецизионное сближение — телеоператорный режим управления) «Прогресса-М34» произошла потеря управления космическим грузовиком. В результате «Прогресс» врезался в станцию, повредив солнечные батареи и оставив пробоину в модуле «Спектр» площадью 2 см2.

ЦУП срочно отдал команду загерметизировать модуль, обеспечив тем самым жизнеобеспечение станции. Ситуацию осложнило то, что через люк, соединяющий модуль со станцией, пролегали кабели. Отсечение модуля повлекло за собой временную потерю электроэнергии, вырабатываемой станцией — с обесточиванием модуля были отключены солнечные батареи «Спектра», дававшие 40% электроэнергии. Полностью восстановить электроснабжение станции «Мир» удалось только к августу 1997 года. Члены экипажа 23 экспедиции были награждены государственными наградами: Лазуткин получил звание Героя России, Циблиев — орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Потеря ориентировки

В сентябре 1997 года в результате компьютерной ошибки «Мир» потерял ориентировку на Солнце. Для проведения астрономических наблюдений Солнца, Луны, планет и звезд необходимо соответствующим образом ориентировать телескопы или всю станцию. Солнечные коллекторы системы энергоснабжения должны быть постоянно направлены на Солнце. И потому, потеряв нужное направление, станция осталась без главного источника энергии.

Также определенная ориентация необходима и для различных антенных устройств, а значит, было потеряно и управление, так как экипаж не мог точно узнать месторасположение станции. Прошло 24 часа, прежде чем управление над станцией удалось восстановить.

Потеря кислорода

28 августа 1997 года случилась очередная неприятность на «Мире». Вечером, незадолго до отбоя, самопроизвольно отключилась гидролизная установка «Электрон», вырабатывающая кислород. Космонавты несколько раз попытались включить ее, но «Электрон» тут же вновь отключался. С Земли порекомендовали отложить ремонт установки до утра и воспользоваться твердотопливным генератором кислорода — шашкой, которая при сжигании вырабатывает кислород. Однако и шашка не загорелась.

Помня о том, что в феврале из-за точно такой же шашки (производства московского НПО «Наука») на станции возник серьезный пожар, ЦУП распорядился шашками больше не пользоваться и все же попытаться отремонтировать «Электрон». К счастью, неисправность была установлена буквально за несколько минут (оказалось, что разошелся какой-то контакт), и уже в половине одиннадцатого нормальное снабжение станции кислородом было восстановлено.

Однако, именно это происшествие стало последней каплей — с середины 1999 года в связи с трудностями финансирования программы полета станции «Мир» с целью экономии средств режим эксплуатации комплекса был изменен путем включения в программу относительно длительных беспилотных участков. А в 2001 году решено было затопить орбитальную станцию в Тихом океане.

Дом и быт