Обзор no mans sky от игромании. Minecraft, но масштабней? Обзор самой ожидаемой игры годаСюжет. Что здесь можно

Корабль летает на нескольких скоростях. Обычный двигатель обеспечивает вам не очень быстрое перемещение над поверхностью планеты. Вы можете включить ускоритель, нажав на соответствующую клавишу геймпада. При этом не забывайте, что работающий двигатель расходует топливо, имеющее особенность заканчиваться в самый неподходящий момент. Поэтому желательно иметь с собой запас элементов вроде Плутония или Тамия-9. Поднявшись на орбиту, вы получаете доступ к импульсному двигателю. С его помощью вы сможете достаточно быстро перемещаться между планетами в переделах текущей солнечной системы. А вот если вы захотите эту самую солнечную систему покинуть, здесь вам уже придётся построить гипердвигатель и заправить его варп-ячейкам или же воспользоваться помощью чёрных дыр, играющих в No Man’s Sky роль телепортов. Ориентироваться при этом вы можете по трёхмерной карте вселенной, на которой отмечены галактики, куда вы можете отправиться.

Скафандр главного героя, который в игре называется «Экзокостюм», тоже очень важен. Он также наделён слотами для хранения ресурсов и технологий. Если все слоты заполнены, вы можете отправить часть собранных ресурсов в грузовой отсек вашего корабля при помощи технологии телепортации материалов. Каждая дополнительная технология, улучшающая ваш скафандр, занимает отдельный слот. Скафандр, как и двигатель вашего космического корабля, потребляет энергию. С её помощью он защищает вас от вредоносного воздействия некоторых планет, например, от кислотных дождей, радиации, холода или жары. Не забывайте время от времени проверять уровень заряда системы жизнеобеспечения, а не то в самый неподходящий момент вы окажетесь вдалеке от корабля без необходимых ресурсов для её подзарядки. Радует, что хотя бы встроенный в скафандр джетпак не требует топлива и перезаряжается автоматически.

Ваш лучший друг в этой игре – инструмент «Мультитул», о котором я уже упоминал выше. Он сочетает в себе свойства кирки, лопаты и даже оружия для самозащиты. Его вы также можете усовершенствовать, открывая во время своих странствий новые технологии. Добывая ресурсы на открытых вами планетах, не забывайте, что жадность наказуема. Например, если вы решите вычистить какую-нибудь местную пещеру от залежей Плутония, на это могут среагировать так называемые «Стражи» — роботы неизвестного происхождения, которые оберегают хрупкую экосистему каждой планеты и стараются наказать особенно рьяных охотников за ценными ресурсами. Вы можете расстрелять стражей, воспользовавшись встроенным в ваш «Мультитул» бластером, а можете просто спастись от них бегством. Если же удача не улыбнулась вам, и вы всё-таки погибли, готовьтесь к тому, что вам придётся найти место своей гибели, ведь там останутся лежать все собранные вами ресурсы. Если вы умудритесь погибнуть, до того, как успеете вернуть своё имущество, оно будет потеряно для вас навсегда.

Космические бои реализованы довольно странно и крайне неудобно. Как только космические пираты нападают на вас, выясняется, что ваши импульсный и гипердвигатель отказываются работать, пока битва не будет завершена. А попасть из корабельных пушек по врагу – это что-то из области научной фантастики. Целиться невероятно сложно, а ориентироваться в трёхмерном пространстве, когда по тебе ведётся огонь с пяти направлений – ещё сложнее. Конечно, я не большой специалист в космических симуляторах, тем не менее что-то подсказывает мне, что это не самое сильное место игры No Man’s Sky. Вот и получается, что в подобных стычках проще всего погибнуть и воскреснуть на ближайшей космической станции, вместо того, чтобы судорожно целиться в летающие вокруг вас на огромных скоростях крошечные корабли пиратов. Благо игра автоматически сохраняется с завидным постоянством.

Исследуя планеты, вы сможете наткнуться на несколько типов объектов, представляющих для вас особый интерес. В первую очередь, это планетарные станции. Здесь вы сможете найти новые технологии, пообщаться с инопланетянами, а также активировать устройство, отмечающее на вашем сканнере другие «точки интереса», расположенные на этой планете. Немаловажным для вас будет посещение инопланетных обелисков. Вокруг них можно обнаружить камни, с помощью которых главный герой будет постепенно изучать языки трёх основных инопланетных рас. Так, слово за словом, вы научитесь понимать встречающихся вам космических странников. Также обелиски содержат в себе своего рода испытания, когда игроку предлагается сделать важный выбор, по результатам которого обелиск может либо наградить его, либо наказать. В зависимости от ваших действий, репутация главного героя в глазах всех трёх инопланетных рас будет постоянно меняться. А это, в свою очередь, будет влиять на ваши взаимоотношения, в том числе и в плане торговли.

Процесс крафтинга в игре выполнен вполне традиционно для такого рода песочниц. Наводите курсор на пустой слот в инвентаре, включаете меню крафтинга и выбираете объект, который хотите создать. При наличии у вас всех необходимых для этого ресурсов, объект появляется в слоте. Крафтинг является вторым по важности занятием в игре No Man’s Sky, поэтому освоить его рекомендуется в самую первую очередь. Особенно полезно всегда иметь при себе материалы, которые используются в качестве топлива для вашего корабля и энергии для скафандра. Без этого велик риск погибнуть в неблагоприятных условиях чужой планеты. Прежде чем создать что-либо, вам необходимо сначала раздобыть чертёж (рецепт, описание – называйте это как угодно) данного объекта или технологии. Чертежи вы будете получать во время исследования планет, а также при общении с повстречавшимися вам инопланетянами.

Визуально игра выглядит довольно неплохо. Несмотря на то, что большая часть планет более или менее похожи друг на друга, иногда вам будут встречаться по-настоящему красочные миры. Разумеется, ландшафт, флора и фауна генерируются процедурно из заранее нарисованных художниками студии Hello Games элементов и в пределах заданных параметров. Так что вряд ли игра сможет создать нечто совершенно уникальное. То, что не было изначально предусмотрено её создателями. Тем не менее, во время своих странствий вы увидите немало удивительных созданий и необычных растений, полюбуетесь на инопланетные закаты, флуоресцентные пещеры, подводную жизнь, кислотные дожди и ледяные вьюги. В этом плане игра действительно великолепно передаёт атмосферу фантастических книг о путешествиях на другие планеты. Ещё одним несомненным плюсом No Man’s Sky является саундтрек в жанре пост-рок. Его записала британская группа 65daysofstatic. Дополнительную процедурно генерируемую фоновую музыку для игры запрограммировал композитор Пол Вейр.

А вот в чём заключается слабое место игры, так это в разнообразии игрового процесса. Вернее, в отсутствии этого самого разнообразия. Спустя буквально несколько часов игры вы понимаете, что уже успели перепробовать в No Man’s Sky буквально всё, а новые планеты и космические путешествия уже не доставляют вам былого восторга. Игра превращается в утомительный симулятор космического шахтёра, который добывает ресурсы, чтобы отправиться в новую галактику, где ему вновь предстоит добывать ресурсы. И так практически до бесконечности. Сюжет в игре ограничивается небольшими текстовыми вставками и общением со сферическим созданием Атласом, который постепенно ведёт вас к логическому завершению истории. Да только вот концовки игры (а их я обнаружил всего две) настолько неоднозначны, что способны разочаровать даже самых непритязательных игроков. Шутка ли, наиграть в No Man’s Sky около 40 часов, а в конце получить в качестве награды нечто совершенно невнятное.

Процедурная генерация миров – это, конечно, хорошо. Подобные идеи вынашивались программистами уже очень давно и даже были в той или иной мере реализованы в играх вроде Elite. Сгенерировать вселенную – это только полдела. А вот наполнить её по-настоящему увлекательными для игроков занятиями, интересными квестами, да ещё и заселить разумной жизнью – проблема, как мы видим, по сей день весьма актуальная. Во время игры в No Man’s Sky я почему-то сразу вспомнил мобильную игрушку Out There от студии mi-clos, вышедшую в 2014 году. Там одинокий астронавт пытался вернуться на Землю, оказавшись в неизвестном ему уголке вселенной. Ему также приходилось чинить свой корабль, собирать ресурсы, учить инопланетные языки и общаться с пришельцами, перебираясь от одной планеты к другой. Но даже в этой крошечной мобильной игре был куда более разнообразный геймплей, что в очередной раз доказывает: суть хорошей игры заключается вовсе не в количестве доступных вам планет, а в качестве игрового процесса.

Плюсы:

  • Процедурно сгенерированная вселенная с 18 квинтиллионами уникальных планет.
  • Вы можете открыть по-настоящему красивые планеты. А можете и не открыть.
  • Довольно интересно учить языки инопланетных рас и выполнять задания обелисков.
  • Великолепная музыка отлично скрашивает космическое одиночество.
  • Система крафтинга в игре реализована достаточно удачно.

Минусы:

  • В последний момент из игры была вырезана многопользовательская составляющая.
  • Невероятное однообразие и монотонность игрового процесса сводит на нет все плюсы.
  • Космические битвы, из которых практически невозможно выйти победителем.
  • Места в инвентаре постоянно не хватает, что довольно быстро начинает бесить.
  • Концовки игры разочаруют даже того, кто от неё вообще ничего не ждал.
  • Игра No Man’s Sky не выдержала груза возложенных на неё надежд.

Назвать игру No Man’s Sky плохой у меня язык не повернётся. Разработчики из Hello Games проделали по-настоящему отличную работу над созданием огромного мира, полного солнечных систем, планет, туманностей, астероидов и чёрных дыр. Несмотря на это, No Man’s Sky в данный момент больше напоминает техническую демонстрацию того, чего можно добиться с помощью процедурной генерации, но никак не увлекательную игру, за которой вам захочется провести недельку-другую. Даже самым заядлым поклонникам научной фантастики игра очень быстро наскучит потому, что в ней элементарно нечем себя развлечь, а концовка не стоит приложенных для её достижения усилий. Картину несколько скрашивают проблески сюжета, общение с инопланетянами и обелисками, а также приятный саундтрек, но в масштабах No Man’s Sky это просто капля в море бесконечных полётов от планеты к планете и монотонной добычи ресурсов. Ставлю игре 6 баллов из 10 и очень надеюсь, что разработчики сумеют разнообразить свой проект выпуском патчей и дополнений в будущем.

Игры про космос всегда имели собственную нишу в индустрии. Были как хорошие, так и плохие проекты, но интерес геймеров к тёмным глубинам неизведанного никогда не угасал полностью. В основном эта тема ориентировалась на стратегии, а вот приключенческих космических игр от 1-го лица выходило мало.
Сейчас же всё иначе. Второе десятилетие XXI века уже успело подарить нам такие громкие проекты, как Elite Dangerous и готовящийся прорыв (или провал) в виде Star Citizen. В этом году подоспела очередная темная лошадка - No Man’s Sky.


Б уба, у тебя нет сюжета…

Известно, что у шедевра всегда появляются подражатели. То касается хоть отдельно взятых людей, хоть творимого ими искусства. Сложно сказать, являются ли упомянутые выше игры шедеврами, но многое из них было дочиста скопировано разработчиками NMS.

Как и в Elite Dangerous, здесь нет ни сюжета, ни предыстории. Вам наспех, ничего не объяснив, вручают звездолёт и отправляют бороздить просторы галактики. Конечно, иногда раздражает, что тебя, как слепого, буквально за ручку водят отсюда-сюда и всё разжевывают.

Не такая. Вас полностью предоставляют себе и предлагают самостоятельно развлекаться. Немного напоминает Minecraft, только вот тот не успевал надоесть за 20 часов геймплея…


Ч ем занимаются во вселенной

Сходу игра делит лагерь геймеров на две части: героев и пиратов. Первые охотятся на пиратов и защищают торговые конвои, вторые грабят конвои и убивают героев… Ещё можно добывать, а после и продавать, ресурсы, коими полны многие планеты. Отыгрывая пацифиста, вы вольны записаться в первооткрыватели и отправиться исследовать неизвестные уголки космической карты.

Есть ли смысл этим заниматься? Смысл-то есть, ведь на что-то же нужно покупать более совершенные корабли. Интересно ли этим заниматься? Вот именно здесь и зарыта собака. No Man’s Sky огромен и насыщен разнообразными планетами, но одновременно с этим и пуст. Дело в том, что далеко не все планеты обитаемы (в угоду реализму и производительности), а на пустых космических телах делать особо нечего. Да и на населенных, впрочем, тоже.

Вот вы открыли новую планету и достигли суши. Осмотрели местную флору и фауну, насобирали образцов, отвезли их на продажу и… всё, больше делать нечего.

Конечно, место нашлось и космическим сражениям. Их беда в том, что они, во-первых, однотипны (но это не вина разработчиков, бои в космосе сами по себе не отличаются разнообразием), а во-вторых, происходят в основном у населенных пунктов-станций. В глубинах открытого космоса вы редко когда повстречаете живого пилота, разве что ИИ, а всё из-за размеров мира.


Б ольшая и маленькая игра

Увы, но No Man’s Sky не для всех. В Space Engineers, к примеру, вы можете собирать технику с нуля и эффектно разрушать её, в Star Citizen есть сюжет, а в Elite Dangerous всё, чем обладает No Man’s Sky. Спрашивается, зачем нужна эта игра? И всё же, плюсы тут есть.

То, на что разработчики ориентировались, выполнено прекрасно. Графическая составляющая и открывающиеся виды попросту завораживают и перехватывают дыхание.

Сама детализация планет и их разнообразие тоже интересно, но успевает надоесть спустя 20, а то и 10 часов. Она гораздо ярче и насыщеннее, чем ED, и вполне сможет составить ей конкуренцию, тем более что цена гораздо ниже.

ДОСТОИНСТВА:

  • Потрясающая картинка и высоко детализированные планеты
  • Разнообразие флоры и фауны
  • Бесконечный космос ощущается по-настоящему

НЕДОСТАТКИ:

  • Слабый и быстро надоедающий геймплей
  • Мало видов кораблей и пушек
  • Отсутствие хоть какой-то предыстории или сюжета

— не совсем игра. Это мечта десятилетнего мальчика, которого накачали «Космической одиссеей 2001 года» и «Молчаливым бегом», обложками научно-фантастических романов в мягком переплете и романтикой научпопа Карла Сагана. Потом мальчику дали команду, бюджет и право делать все, что захочется. Мечта ожила.

В No Man’s Sky правит наивность. Сколь бы напыщенной ни была маркетинговая кампания, у меня не возникает сомнений: когда Шон Мюррей, один из основателей Hello Games, говорил, что делает бесконечную вселенную, это не было рекламной уловкой, в его словах не было ни капли злого умысла. Только мечта. Большая, искренняя и, возможно, несбыточная.

В итоге все разбилось о злую реальность, где одной лишь красивой мечты никогда не бывает достаточно.

Игра как вселенная

В No Man’s Sky вы исследуете космос. Любуетесь звездами. Можете высадиться на любой планете и исходить ее вдоль и поперек. Потом — в очень отдаленной перспективе — вы доберетесь до центра вселенной. Или не доберетесь.

Погоня за масштабами здесь достигла апогея, что, скорее, хорошо. Восемнадцать квинтиллионов созданных алгоритмом планет здесь потому, что они нужны. Не для того, чтобы вы все их посетили, наоборот: чтобы вы поняли, что никогда не увидите всё, чтобы вы перестали пытаться угнаться за каждой отметкой на радаре. Здесь хочется гулять, хочется смотреть по сторонам и быть первооткрывателем. Просто ради самого процесса.

Генератор существ очень редко выдает кого-то симпатичного (кругом одни членозавры, семизадые обезьяны и кроненберги — разработчики сами напрашивались, когда давали игрокам право именовать животных), а типов планет и деталей, из которых складываются животные, растительность и корабли, тут ограниченное количество. Везде будет достаточно суши, чтобы посадить корабль (то есть никаких газовых гигантов и океанических планет), а рано или поздно вы подумаете, что вон тех крабов или парящих змеев уже где-то видели.

Но на практике параметров, коими оперирует генератор, достаточно, чтобы широкими мазками обрисовывать образ какого-то особенного места, подобного которому вы никогда не найдете. Почти на каждой планете отыщется хоть что-нибудь запоминающееся.

В космосе можно заняться пиратством — но не ожидайте, что вам это по-крупному аукнется.

No Man’s Sky — великолепная созерцательная игра. В ней бывают по-настоящему магические моменты: например, когда планеты в небе складываются особенно красивым образом или когда ты впервые видишь, как чей-то корабль садится за горизонтом, и думаешь — а живой это игрок или нет? Живым он может и не быть, а давнишние рассказы Мюррея о том, что здесь можно встретить другого игрока, могут оказаться выдумкой... но иллюзия уже сложилась. Правда это или нет — зачем нам знать?

За последнее стоит зацепиться. Вопреки научно-фантастической затравке, No Man’s Sky — игра-религия. В ней многое приходится принимать на веру. Она подбрасывает гипотезы, и их чисто физически трудно проверить. В конце концов, можно ли действительно добраться до центра вселенной? До центра галактики уже добрались, и увидели там... что-то. Стоит ли продолжать? На этот вопрос отвечают просто: а вдруг там действительно есть нечто большее?

За планетами приглядывают роботы-стражи. Почти как копы из GTA, они повышают уровень, если вы вмешиваетесь в природу планеты у них на виду. Но на самом деле мешают они не очень сильно.

Игра как игра

В те моменты, когда No Man’s Sky не будоражит воображение, она пытается изображать нормальную игру — вернее, напрочь обыденный симулятор выживания. У вас есть системы жизнеобеспечения, двигатели, пушки — много разных вещей, требующих подзарядки разными видами топлива. Топливо нужно добывать. Ресурсы на необходимые апгрейды — тоже. И погоня за всем этим однажды принимается топить в себе все доброе и вечное. Романтика сменяется злобным прагматизмом, выраженным в цифрах. Счетчики, ползунки, свободные ячейки, занятые ячейки. Деньги. Апгрейды. В фантазию начинает просачиваться реальная жизнь.

Все, что касается управления ресурсами и выживания, в No Man’s Sky будто бы целиком перенесли из игры про одинокого космонавта — вплоть до интерфейса. Но там крафт, оптимизация барахла в инвентаре и поддержание жизненных показателей в норме работали лучше, поскольку сама игра целиком к ним сводилась. Там разработчикам удалось сбалансировать все так, чтобы игровые системы сами выстраивали повествование, заставляли нервничать и лезть из шкуры вон ради выживания.

В No Man’s Sky все это только отвлекает. Да, поначалу дефицит ресурсов может создавать эмоционально сильные экстренные ситуации: у тебя заканчивается топливо в системе жизнеобеспечения, ты в панике ищешь, чем бы ее заправить и в последний момент находишь полное углерода дерево. Но стоит чуть освоиться, понять, что где лежит, и разгадать принципы построения местных миров, как добыча ресурсов для самообеспечения станет простой формальностью, которая скоро перерастет в нудную обязаловку.

Вы можете встретить таких красавцев, а можете не встретить. Удовольствие от игры заметно зависит от того, как повезет ли вам наткнуться на классную планету.

А во всем, что не касается чисел, космос No Man’s Sky — космос без проблем. Здесь не приходится учиться летать: чтобы куда-то прибыть, достаточно навестись на цель и зажать две кнопки. Редкие сражения на земле могут только мелко раздражать, перестрелки в космосе перестают трепать нервы, как только прикручиваешь к кораблю самонаводящийся лазер.

И, невзирая на свободу, космос в No Man’s Sky — это контролируемое пространство. Идти-то можно куда угодно, но рано или поздно вы все равно как бы случайно наткнетесь на квестовый бункер, какую-нибудь важную для истории аномалию или космических налетчиков. Я ни разу не ощутил, что нашел что-то, потому что специально искал, — чаще было так, что интересную вещь мне подсунули под нос, отметив ее иконкой. В итоге? Я не исследователь космоса, а посетитель парка развлечений.

Эти ребята (как и все остальные) не задают лишних вопросов типа «Зачем мы родились на свет?» и просто шагают по полям как балбесы.

Все было бы прекрасно, если бы No Man’s Sky умела создавать истории из геймплейных ситуаций. Но это не и даже не . Здешние алгоритмы создают потрясающие красивые галактики с потрясающе красивыми планетами, где цветет потрясающе красивая (если не подходить слишком близко) природа, — но жизни во всем этом нет.

Корабли, как и почти всё в игре, создаются алгоритмом из множества модулей.

В No Man’s Sky, вопреки названию, полно народа. Ты не чувствуешь себя по настоящему потерянным, потому что почти везде тебя встречают разумные расы, стайки кораблей, роботов-стражей, космические станции и другие следы тех, кто пришел сюда раньше тебя. Тебя постоянно куда-то ведут. Постоянно что-то показывают.

Но вот ты заходишь на космическую станцию, а там одинокий инопланетянин стоит... И всё. Посадочный отсек постоянно принимает новые корабли, и с их пилотами даже можно поговорить — но только чтобы поторговать и поменяться кораблями. Планетарная фауна, какой бы дикой она ни казалась, либо кидается на вас, либо нарезает вокруг круги. Можете покормить динозаврика, и он нагадит ресурсами. Вот и вся эмерджентность.

Игра как аквариум

Из-за своих чисто «игровых» моментов No Man’s Sky напоминает старенький отечественный . Вы выполняете одну одинаковую миссию за другой, ходите по типовым коридорам планетарных станций и по пути думаете, что игра могла быть чем-то несоизмеримо большим. Только тут это огорчает еще сильнее. Даже после всех упреков в однообразии, после всех попыток рационализировать и объяснить происходящее в No Man’s Sky продолжаешь чувствовать что-то мистическое. Какую-то хорошо скрытую правду, до которой хочется докопаться.

Иногда ты видишь то, что еще не видел, — и такие открытия, пусть даже совсем небольшие, заставляют двигаться дальше.

Уверен, No Man’s Sky будут продолжать разгадывать — как разгадывали , к примеру. Только в этом случае между нами и ответом на вопрос «можно ли достичь центра вселенной?» лежат не поиски, а десятки часов рутинного труда. Грубо говоря, ответ узнает (или не узнает) тот, кто первым накопает достаточно топлива. Вот так примитивно. Возможно, где-то найдется то, над чем придется поломать голову. Но сколько времени пройдет до тех пор?

* * *

No Man’s Sky пытается изобразить из себя обычную, привычную и понятную всем игру про числа и прогрессию... при том, что ее лучшие моменты — те, когда ты, ничего не понимающий, завороженный, идешь к горизонту, чтобы узнать, что там. Вовсе не те, когда ты лихорадочно добываешь плутоний для заправки двигателя, потому что хочешь как можно скорее отсюда сбежать. Эти моменты, возможно, необходимы, чтобы подчеркивать все остальные. Но здесь они не подчеркивают, а перетягивают все внимание на себя.

Однако иногда генератор планет подкидывает действительно стоящие места - с густыми лесами, неописуемо странными животными, парящими в небе скалами, заснеженными пустынями, полями с травой всех цветов радуги и бесконечными пещерами, наполненными ресурсами. Такие пейзажи, к сожалению, встречаются непозволительно редко.

Техническая часть No Man’s Sky далека от идеала. Животные застревают в текстурах, игра часто вылетает без автосохранения, а в некоторых моментах происходит существенное падение частоты кадров, особенно во время приближения корабля к поверхности планеты. В это время вы наблюдаете чудовищный эффект подгрузки объектов, которые появляются в уродливом месиве-эффекте мокрого стекла.

Но изучать планеты важно не только для понимания культуры пришельцев - основной упор в No Man’s Sky сделан именно на сборе ресурсов. Ваш звездолет нуждается в постоянной дозаправке тремя видами топлива. Тамий-9 обеспечивает работу основных двигателей, с помощью которых вы перемещаетесь в пределах одной планеты или системы. Плутоний нужен для подзарядки стартового модуля, чтобы ваш корабль взлетел с поверхности планеты. Варп-ячейки , в свою очередь, заправляют гипердвигатель, что обеспечивает путешествие из одной системы в другую.

Дополнительно этими видами топлива необходимо заряжать систему жизнеобеспечения вашего экзокостюма и боевые модули мультитула. Но если о зарядке первых двух двигателей вы практически не будете беспокоиться всю игру (необходимых ресурсов на всех планетах предостаточно), то пополнение гипердвигателя вырастает в большую проблему. Путь до центра вселенной длинный и весьма неоднозначный, а полного бака хватает на 4-5 перелетов из системы в систему. На создание топлива для гипредвигателя уходит много времени - игра не всегда подсвечивает нужные ресурсы и приходится долго исследовать окружающую местность в поисках нужных реагентов. Наиграв большое количество времени, вы будете с ужасом смотреть на надпись о нехватке топлива, зная о дальнейшем вынужденном фарме очередной порции горючего.

На этом круг замыкается, и вы понимаете, что вся игра - это бессмысленный сбор ресурсов ради перемещения в соседнюю систему, где вы продолжаете сбор ресурсов. No Man’s Sky не предлагает интересных квестов и заданий, а глобальная цель весьма абстрактная. Вас не окружают персонажи, декорации статичны и постоянно повторяются. Редкие NPC , сидящие в креслах на космических станциях, скудно анимированы и не делают лишних движений. Всю игру вы будете наблюдать одну и ту же картину, которую увидите в первый час игры, один и тот же геймплей, который к финалу ни капельки не поменяется.

Монотонный процесс сбора ресурсов могут нарушить стражи. Это летающие дроны, которые при полном сканировании вашего аватара открывают огонь на поражение. Однако, если битва с ними затянется, на подкрепление врагу придут элитные юниты - механические собаки, стреляющие лазерами. Но даже это не в состоянии разбавить геймплей. Искусственный интеллект противников далек от идеала, а все сражения происходят по одному сценарию. Складывается ощущение, что разработчики хотят лишь потратить ваше время, а не внести в игру необходимую долю разнообразия. В чем сюжетная мотивация роботов? Зачем мы нужны Атласу, если у него есть миллиарды сканирующих окружение слуг? Мы так и не смогли найти ответы на эти вопросы.

Помимо топлива, на планетах есть множество мест, которые помечаются у вас на радаре после сканирования. Влетая в атмосферу, вы можете припарковать свой корабль в любом месте, кроме воды. Чтобы не тратить время попусту, лучше сразу найти маяк, который в обмен на парочку обходных чипов (вы их создаете из подручных ресурсов, которые есть почти на любой планете) покажет вам интересные места в стиле вышек из Assassin’s Creed . Это может быть заброшенное здание, в котором обитают инопланетяне, место крушения корабля, месторождение определённого вида ресурсов, торговая база и так далее. Путешествуя по этим точкам, вы выполняете определенные условия и получаете за это вознаграждение в виде улучшений для вашего снаряжения, валюты или слов для изучения языка. Это, пожалуй, самая интересная часть игры. Подлетая к древнему монолиту высотой в несколько десятков метров, вы прикасаетесь к нему, что активирует меню с рассказом и вариантами взаимодействия. Игроку необходимо внимательно прочитать текст и дать ответ, исходя из условий написанного. Если ответ окажется правильным, главный герой получает награду в виде денег, улучшения отношений с расами или порции новых слов для изучения языка. В противном случае происходит нечто плохое, например, отнимается половина здоровья или ломается часть снаряжения. Подобных мест в игре очень много, и за все время прохождения, они ни разу не повторились по содержанию текстов.

Однако иногда бывают случаи, когда игра считает ваш ответ неправильным, что дает негативный результат, хотя логически вы уверены в своем выборе. По неведомой логике геймдизайнера, за получение ожога на далекой планете вас могут лишить балов репутации у одной из представленных рас. Иногда вам и вовсе не дают никаких подсказок, предлагая довериться удаче в очередном выборе из трех вариантов ответа.

Всеми ожидаемая космическая эпопея, наконец, вышла. Почти сразу - на ПК и PlayStation 4. Игру не раз откладывали, а слухов и домыслов вокруг неё появилось бесчётное множество. Но и релиз игры не внёс ясность - одни её ругают всеми словами, другие нахваливают, а оценка на Metacritics сомнительно низкая - 71 балл. ZOOM разбирается во всех тонкостях.

19 августа 2016 09:52

На самом деле, до последнего момента не было понятно, какой же всё-таки будет No Man"s Sky. Разработчики много чего обещали, но одни этим обещаниям не верили, другие же воспринимали их как-то по-своему. В действительности же получилось так, что, с одной стороны, разработчики выполнили все свои обещания, с другой - ожидания многих игроков всё равно оказались обмануты. Почему?

В космосе No Man"s Sky всё находится рядом

Во всём «виновата» Elite. Это она ещё в 1984-м году показала, какими могут быть космические приключения, сразу взяв курс на реалистичность. Дальнейшие части лишь развивали эту концепцию - строгая физическая модель заставляла читать много инструкций, чтобы даже просто взлететь и успешно посадить звездолёт. Большие планеты в Elite представляли скорее опасность нежели желание их исследовать: гравитация таких суб-звёзд могла оказаться гораздо сильнее возможностей двигателя корабля.

Поэтому поклонники Elite в лице No Man"s Sky ждали просто очередную Elite с возможностью, наконец-то, выйти из корабля и пройтись по неизведанным планетам пешком. Разве что, планеты будут не настоящие, а выдуманные, сгенерированные хитрым алгоритмом. Ну и ладно - какая разница, в конце концов?


Импульсный прыжок помогает быстро преодолевать огромные расстояния

Однако No Man"s Sky - это совсем не Elite. Ни сколечки. И вот почему.

Аркадность

Если вы играли в Elite (с первой по третью части) или Elite Dangerous, то вам в No Man’s Sky остро будет не хватать реализма. Ну хоть какого-нибудь. Вот взять те же полёты на космическом корабле. Хотите долететь до отдалённой планеты и сесть на неё? Нет ничего проще, нацеливайтесь на неё, включайте импульсный двигатель, и не беспокойтесь об изменении курса при подлёте и планировании траектории посадки. Гравитация на ваш корабль не действует, даже если планета большая.


Типичные артефакты процедурной генерации планет

Да и сами планеты, не сказать, чтобы интересные. Даже здесь не удалось избежать нескольких (довольно типичных для базового представления о космосе) проблем. Например, все планеты имеют одинаковый по всей поверхности климат. И животные на них особо не выбирают, где им комфортнее жить. Разве что, птицы всегда летают, а рыбы всегда плавают в воде.

Это смущало ещё в «Звёздных войнах», когда нам показывали якобы разные планеты, при этом все они были сняты где-то на Земле. И создателей фильма почему-то ничуть не волновало, что одна-единственная планета смогла заменить целую кучу планет по разнообразию климата.


Под водой тоже есть что посмотреть - иногда ключевые точки появляются прямо под водой, и это тоже баг

А ещё этот вечный вопрос с инвентарём. Все предметы и ресурсы, что вы собираете, складываются в ячейки. Ресурсы можно складывать помногу (например, 250 единиц золота в одной ячейке скафандра), а предметы - строго по одному, даже одинаковые. И ячеек всегда не хватает, но проблема не в этом.

Проблема в том, что ячейка скафандра аналогична ячейке звездолёта для хранения единичных вещей (а вот руды в одну ячейку звездолёта можно положить больше, чем в ячейку скафандра). При том, что апгрейдить костюм, добавляя по одной ячейке за раз, гораздо проще и дешевле, чем купить более вместительный звездолёт. На момент написания этих строк у автора был костюм на 38 ячеек и звездолёт на 21 ячейку. Довольно странно, согласитесь?

Пустота

На планетах в изобилии находятся различные ресурсы, на многих живут различные так же сгенерированные животные, но при этом вы нигде не найдёте город или хоть какое-нибудь поселение. Хоть даже остаток поселения. Только одинокие инженерные сооружения, бессистемно, но равномерно раскиданные по планете.


Если развернуться - вы и не догадаетесь, что рядом есть какие-то постройки

Так что, всё исследование планет сводится к тому, чтобы находить эти сооружения и искать, что в них ценного есть. Ну и ещё надо искать ресурсы - без них никуда, даже с планеты не взлетишь. А также сканировать животных - за это дают деньги.

Животные бывают очень разными. Это мы вам ещё не показали прыгающее эээ... вымя

Со сканированием, впрочем, тоже не всё гладко - животные или растения, выглядящие на одной и той же планете совершенно одинаковыми, могут распознаваться сканером как разные объекты. Ну и сколько мы ни играли, но так и не нашли какое-нибудь животное или растение, одинаковое (по данным сканера, а не по виду) для двух любых планет.

А ещё подобно Dark Souls вы будете шаг за шагом узнавать историю этого мира, если не поленитесь читать текст у монолитов и руин.

Одиночество

Вы - один во всей Вселенной. Да, изредка вы будете встречать NPC (неиграбельных персонажей) - в убежищах, на космических станциях. С ними можно даже поговорить, а то и поторговать, но они будут лишь сидеть или стоять. Вы никогда не увидите такого NPC, прогуливающегося по планете.


Торговый порт на планете. Множество пустых кресел лишь усиливают ощущение одиночества

Да, в Elite этого тоже не было, но в Elite и вы сами были прикованы к звездолёту, так что, все находились в одинаковом положении. NPC были в равных с вами условиях - и это создавало иллюзию жизни.


Если бы этот NPC умел ходить - возможно, было бы как-то веселее

При этом, в No Man"s Sky вы увидите много звездолётов, летающих то тут, то там. Но это лишь декорации, разве что, некоторые звездолёты могут оказаться пиратами и попытаться на вас напасть (но только в космосе) - тогда придётся отстреливаться.


В ангаре космической станции. Другие звездолёты - всего лишь витрина. Их можно купить

На космических станциях вы тоже увидите, как прилетают или улетают звездолёты. Они будут парковаться в общем для всех ангаре, вы даже можете купить любой увиденный вами на космической станции звездолёт, но вы никогда не увидите, как кто-то выходит или заходит в него.

Однообразие

В каждой звёздной системе обязательно будет одна торговая космическая станция. При варпе (гиперпрыжке) вы неизменно окажетесь где-нибудь рядом с ней. Формы космических станций бывают разные, но ангар у всех выглядит одинаково. Из ангара - стабильно две двери.


Пещеры выглядят красиво. Но однообразно

Направо - дверь, доступная для всех. Там торговый терминал и какой-нибудь клерк (но клерка может и не быть).


Интерфейс торгового терминала

Налево - доступ по карте Атлас-Пасс первого уровня, там будет апгрейд костюма - добавление одной ячейки инвентаря. Кстати, в том числе поэтому грузоподъёмность вашего костюма довольно быстро станет больше, чем у самого массивного звёздолёта.



Инвентарь скафандра (сверху) и звездолёта (снизу)

На планетах есть монолиты - остатки древних цивилизаций, у которых вы будете по одному слову учить язык инопланетных рас (впрочем, если повезёт найти именно монолит, а не плиту- то у него можно будет выучить аж 3-4 слова). При этом сами монолиты выглядят одинаковыми для всех рас.


Но всё же, пейзажами No Man"s Sky можно любоваться бесконечно

Разве что, есть несколько форм самих монолитов (и даже «типа руины» попадаются). Но по их форме нельзя определить, к какой расе они принадлежат.

Что наверху - не то, что внизу

Ещё один странный момент: No Man"s Sky в космосе и на планете - будто две разных игры. В космосе вы можете стрелять пушкой корабля по астероидам и добывать из них ценные элементы: тамий-9, железо, алюминий - как повезёт. Но на планете такая добыча крайне затруднительна и приходится пользоваться только мультитулом, который ваш герой держит в руках. Пилить огромные глыбы золота или геридия - утомительно, но надо же на чём-то зарабатывать?


Более того, пушка корабля на планете вообще бесполезна. Ей нельзя высадить стальную дверь завода, например - это тоже только мультитулом. Если на подлёте к планете на вас нападут пираты, то стоит вам войти в атмосферу планеты - они от вас отстанут. Ну как отстанут... будут поджидать на орбите. Боёв в атмосфере планеты здесь не бывает в-принципе, а изредка пролетающие на фоне неба звездолёты - всего лишь декорация, взаимодействовать с ними нельзя.

Само управление звездолётом также отличается в зависимости от того, в космосе вы или на планете. В космосе вполне реально во что-то врезаться: в космическую станцию или в тот же астероид. На планете - не получится. Вы можете «падать» на планету вертикально вниз, но при подлёте к поверхности звездолёт сам разворачивается, чтобы быть параллельно планете. Сделать полную «мёртвую петлю» здесь нельзя.

Врезаться в гору так же не получится - звездолёт автоматом поменяет вертикальное положение. А посадка производится одной-единственной кнопкой. В целом, управление звездолётом на планете напоминает аркады в духе AfterBurner.

С одной стороны, в этом есть логика - мол, что они там, в будущем, не научились корабли космические автоматически сажать, если уже любой самолёт на автопилоте можно посадить? С другой - в той же Elite автопилот был, но аркадной игра от этого не становилась. Хотя, конечно, больше всего нам нравится, как сделали в Elite Dangerous с посадкой на космические станции - всё в ручном режиме, нужно даже следить за номером площадки и не сесть на чужую, а то оштрафуют, а то и применят силу.

Кстати, в мультиплеере в Elite Dangerous даже нередко бывает, что все площадки на станции заняты и вам отказывают в разрешении на приземление. Но в No Man"s Sky мультиплеера как такового нет.

Недостатки? Ерунда!

Казалось бы - мы перечисляем сплошные недостатки и у читателя уже должен сформироваться вывод: «No Man"s Sky - плохая игра». Но это не так! Мы с упоением продолжаем играть в NMS даже сейчас. Поверьте, от неё невозможно оторваться, даже несмотря на все баги и лаги, которых много даже в версии для PlayStation 4. При том, что консольная версия работает плавнее, чем для ПК, и проседаний FPS на PS4 почти нет.

Действительно, при всех своих недостатках, No Man"s Sky затягивает и надолго. Разве что, это всё равно игра не для всех. А потому мы и концентрируемся на недостатках - чтобы вы заранее знали, чего от игры ждать не стоит.

Что здесь нельзя

  • Найти какую-нибудь пустынную планету, залезть в пещеру в поисках редких минералов и внезапно натолкнуться там на огромного пещерного червя.
  • Найти бездонную пропасть или высочайшую во Вселенной гору и исследовать её.
  • Приручить дикое животное, чтобы оно охраняло вас во время планетарных исследований, а потом забрать его с собой. (Но вот покормить животное всё же можно).
  • Найти Северный полюс любой планеты. Или Южный. Ну, то есть, теоретически возможно (определили, где встаёт Солнце, поняли, где Юг, где Север), но практически даже если вы каким-то способом определите точное местонахождение полюса, его вид (рельеф местности, климат, флора или фауна) ничем не будет отличаться от остальной поверхности планеты.

  • Найти где-нибудь на планете чужой припаркованный звёздолет и угнать его, убив владельца (но можно найти подбитый звездолёт, восстановить его и заменить им свой).
  • Заразиться неизвестным вирусом и выполнить квест в поисках лекарства.
  • Разбить собственный лагерь на какой-нибудь планете и начать выращивать там культуры с других планет.
  • Грабить «корованы».

Что здесь можно

  • Приземлиться на любую планету, которую вы только увидите.
  • Бродить по горам (в основном, небольшим), пещерам, спускаться под воду (если она есть на планете).
  • Смотреть восходы и закаты под медитативную музыку.
  • Замёрзнуть, перегреться, отравиться токсичной атмосферой или радиацией (спустя какое-то время, когда защита костюма упадёт до нуля).
  • Найти огромное месторождение золота, уничтожить его полностью и продать всё золото за много-много денег.

  • Уйти далеко от места посадки корабля и потом мучительно и долго топать назад (ну либо найти мачту вызова корабля). Ну или умереть, появиться в месте последней контрольной точки (скорее всего, рядом с кораблём), прилететь на корабле на место смерти и забрать весь лут.
  • Забить на всё, что предлагает делать игра, и исследовать миры самостоятельно.
  • Попасть в бурю, под кислотный дождь, и переждать непогоду в ближайшем здании или в собственном звездолёте.

Итого

Таким образом, No Man"s Sky - это действительно очень странная и противоречивая игра. При том, что недостатки игры можно перечислять бесконечно, она действительно хорошая - и даже сложно объяснить, чем именно. Просто она цепляет, несмотря на всё. В этом смысле она как Minecraft: схематичная графика, отсутствие адекватной физики (глыбы могут спокойно парить в воздухе), отсутствие каких-то внятных задач, отсутствие состязательного элемента, одиночество.

Но при этом - безграничность, полная (с мелкими оговорками) свобода, медитативность.

Вас никто никуда не гонит - исследуйте любую планету сколько вам вздумается. Нет таймера, нет миссий как таковых (разве что, игра предлагает вам следовать по пути Атласа) - вы сами вольны придумывать себе, чем и когда заняться.

Мы вот, например, уже мечтаем найти в No Man"s Sky планету с зелёной травой и синим небом, а то от красного цвета начинает подташнивать.

P.S. Кстати, мы ни на йоту не поверим, что игру хоть когда-нибудь планировали сделать эксклюзивом для PlayStation 4. Здесь чисто ПК-шный, «заточенный» под мышку интерфейс - на консоли с ним не очень удобно. Зато вот плавность работы игры на PS4 похвальная, даже несмотря на 30 fps.

Оценки

Графика: 8

Управление: 9

Геймплей: 6

Общая оценка: 9

Дом и быт