Современные проблемы науки и образования. Формулирование базовых элементов государственных программ: основные требования и типичные ошибки Цели и перспективы компании Toyota

Дерево целей – широко известный термин в менеджменте. Это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням) совокупность целей экономической системы, программы, плана.

В 1957 году американский учёный Рассел Линкольн Акофф предложил методику построения дерева целей. С того времени и до сегодняшнего дня эта методика не утратила популярности и активно используется при планировании задач менеджерами и бизнесменами.

Что это такое и для чего оно нужно

Метод дерева целей считается одним из наиболее эффективных методов планирования задач. Этот метод включает в себя все общие принципы планирования, простые и лёгкие для изучения. По сути, это граф, отражающий план решения той или иной задачи.

  • Дерево целей имеет стандартную структуру. «Стволом» дерева целей является главная проблема, для которой требуется найти решение.
  • «Ветки» - это задачи второго, третьего, четвёртого и так далее уровней.

При планировании решения задачи, как правило, используют графическое изображение дерева. В таком изображении дерево имеет перевёрнутый вид, где «ствол» представляет собой вершину графа и находится на самом верху. А из неё, вершины, растут стремления последующих уровней, образуя крону.

Графическое изображение задач в таком виде помогает человеку чётко продумать план достижения намеченного. Изобразив свои планы в виде графа, человек видит с какими проблемами он столкнется и какие дополнительные ресурсы ему потребуются, чтобы достичь задуманного.

Также по графу приблизительно оценивается срок достижения целей. При таком представлении решения проблемы, становятся видны связи и зависимости одних задач от других. Сегодня методом дерева целей пользуются в научном прогнозировании менеджеры при ведении проектов, а также для планирования личных вопросов.

Как построить

Правила, используемые при построении дерева целей, весьма простые:

  1. Вначале определяется главная задача, которую необходимо решить. Она то и будет вершиной или «стволом» дерева. Обычно такую задачу называют генеральной. Она, как правило, не может быть достигнута сразу. Для того чтобы её достичь, необходимо решение других подцелей, результат которых нужен для выполнения генеральной.
    Они, подцели, будут называться «ветвями». Ветвь тоже может иметь подцели.
  2. При построении дерева целей нужно чётко и детально описывать каждую ветвь. Каждая также должна иметь нужное количество подцелей, для того чтобы быть реализованной. В итоге должно получиться такое дерево, которое полностью сосуществует решению той или иной проблемы. Оно должно содержать все необходимые шаги и ресурсы для решения главной задачи.

Принципы построения

В менеджменте приняты следующие принципы построения дерева целей:

  • Учитывайте потребности и ресурсы

Постановка цели предполагает, что есть некоторая проблема, которую необходимо решить. Как правило, задачи, требующие планирования, решить сходу невозможно. Потому что они достаточно сложные и требуют комплексного подхода к решению.

Бывает так, что поставленная задача не может быть решена, потому что не хватает ресурсов для её решения. Или нет возможности оценить наличие ресурсов, так как проблема слишком большая. В этом случае дерево целей хороший вариант для анализа ситуации. Учитывайте потребности и ресурсы, которые есть в вашем распоряжении, при построении дерева целей.

  • Конкретизируйте

Используя в планировании дерево целей, формулируйте задачи конкретно. Учитывайте, что они должны быть конечными. Опишите параметры, по которым в итоге можно будет определить выполнена она или нет. Также необходимо установить время, которое нужно для выполнения поставленной задачи.

  • Разбейте постановку на этапы

Рационально будет ставить задачи в несколько этапов. Первым этапом ставится генеральная цель. Затем для её выполнения ищутся и анализируются ресурсы. После чего, как правило, понадобится поставить подцели. Аналогично для реализации подцелей тоже ищутся ресурсы.

Таким образом, продолжается разворачивание главной задачи, пока не будет продумана вся схема её решения. Задачи уточняются и проясняются до тех пор, пока это необходимо.

  • Совместимость

Подцели должны быть достаточными для решения главного замысла, то есть если достигаются все подцели, то это приводит к решению главной задачи. Не должно получиться так, что при выполнении всех подцелей, для решения главной задачи потребуются дополнительные действия или ресурсы. Если получается так, то это говорит о том, что дерево целей было построено неверно.

  • Соответствие структуре предприятия

Если деревом целей пользуются для организации работы бизнеса или предприятия, то структура его должна соответствовать структуре предприятия. Таким образом, чтобы каждый отдел или подразделение достигали своих стремлений, что в дальнейшем должно привести к достижению общего замысла предприятия. Это наиболее удобное построение дерева целей для систем, состоящих из нескольких элементов или предприятий.

  • Метод декомпозиции

При построении дерева целей часто используют метод декомпозиции. Суть этого метода в том, чтобы произвести разбиение главной цели высшего уровня на частные подцели. Или же в обратном порядке, из подцелей составляется план достижения замысла высшего уровня. Для решения конкретной проблемы всегда стоит выбирать вариант создания дерева целей максимально подходящий и оптимально использующий ресурсы.

Примеры построения

Разберём построение дерева целей на следующих примерах целей: поступление в ВУЗ и финансовое благополучие. Как получить дерево целей?

Пример с поступлением в ВУЗ описывает постановку главной задачи, подцелей, выделение ресурсов. А так же каким образом используются ресурсы для решения вопроса. В примере о финансовом благополучии рассматривается ещё одни вариант построения графа.

  • ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗ

Допустим, главная задача - поступление в ВУЗ. Построение дерева целей для будущего студента требует учесть имеющиеся ресурсы и выделить подцели. Какие могут быть ресурсы для поступления в ВУЗ.

К ресурсам в этом случае относятся:

  1. Образование, полученное в школе;
  2. Финансовые возможности семьи;
  3. Связи.

Учитывая имеющиеся ресурсы необходимо получить дерево целей. Для этого выделяются подцели. Они зависят от ресурсов. Например, у семьи мало финансов, нет связей, молодой человек окончил школу без медали, имеет средние оценки знания.

Получаем следующие подцели:

  1. Наладить связи, при возможности;
  2. Взять кредит на обучение или найти источник дополнительного заработка;
  3. Заниматься с репетитором.

В свою очередь, эти цели могут иметь подцели. Рассмотрим на примере цели о занятиях с репетитором. Сюда нужно отнести:

  1. Организация дополнительных доходов, чтобы оплачивать услуги репетитора;
  2. Поиск репетитора обладающего нужными знаниями;
  3. Выделение дополнительного времени на занятия.

Конечно в каждом конкретном случае будут свои ресурсы и варианты решения проблемы. Ведь бывают богатые родители со связями и ребенок, который плохо учится. Тогда структура всего плана поменяется очень сильно.

Так же она будет зависеть от того, в какой ВУЗ хочет поступить человек. Так как для поступления, например, в обычный малопопулярный ВУЗ, где конкурс, возможно один человек на место, это один вариант планирования. А поступление в заграничный престижный ВУЗ, это уже совсем другое. Тут дополнительно понадобяться и знание языка, и изучение возможностей проживания в другой стране во время учебы, и получение визы и многое другое.

  • ФИНАНСОВОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Теперь разберём пример построения графа для создания финансового благополучия.
Начнём строить дерево целей с постановки главного замысла: финансовое благополучие.
Дерево целей можно изобразить графически, так будет более наглядно.

Условно финансовое благополучие можно достичь при исполнении трёх подцелей:

  1. Организации пассивного дохода;
  2. Организации активного дохода;
  3. Везения и халявы.

Таким образом, дерево целей имеет три пункта второго уровня. Затем каждый из пунктов разбивается на подцели, которые образуют третий уровень. Например, организация активного дохода может иметь следующие пункты:

  1. Смена места работы;
  2. Получение дополнительного образования;
  3. Смена профессии;
  4. Переезд в другой город;
  5. Самостоятельное развитие в профессиональной области;
  6. Налаживание связей в коллективе;
  7. Приобретение опыта.

Опять же, это всего лишь общий пример. Представления и ресурсы для организации финансового успеха у дворника, например, будут очень сильно отличаться от финансовых планов богатого бизнесмена. Для кого-то дополнительный заработок в несколько тысяч рублей будет большим успехом или приобретение скромного жилья в пригороде. А для кого-то приобретение еще одного завода станет лишь маленькой частью плана.

Заключение

Планировать свою деятельность при помощи графа очень удобно. Это наглядный инструмент, позволяющий увидеть каким образом взаимодействуют задачи и ресурсы для их решения.

При помощи такого построения легко обнаруживаются недостающие ресурсы и появляются новые задачи, которые необходимо решить для восполнения не хватающих ресурсов.

Также при графическом изображении становится видно взаимодействия целей между собой, их зависимость друг от друга, влияние выполнения той или иной задачи на вышестоящие, её значимость в общем результате.

Граф удобно использовать не только при ведении бизнеса или планировании рабочих вопросов. Он легко трансформируется для решения личных вопросов, таких как учёба, финансы, саморазвитие и другие.

Ольга Константиновна ЯСТРЕБОВА , генеральный директор ООО «ЭКОРИС-НЭИ», ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Исследование проблем общественных финансов» РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат экономических наук

Ольга Викторовна БОГАЧЁВА, ведущий специалист ООО «ЭКОРИС-НЭИ», кандидат экономических наук

В предыдущем материале (методические основы разработки государственных программ (применение логико-структурного анализа и принципы формирования основных элементов программ) // Бюджет. 2013. № 12) мы рассмотрели вопросы применения логико-структурного подхода при формировании региональных государственных программ. В этой статье мы акцентируем внимание на вопросах правильного определения основных элементов госпрограммы.

Формулирование цели

Для формирования логической иерархической связи всех элементов программы первостепенное значение имеет правильное определение цели, задач, мероприятий. Исходя из Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и анализа региональных программ, можно предложить следующие рекомендации по формулированию основных элементов госпрограммы.

Цель государственной программы определяется как планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития посредством реализации программы; ожидаемое (планируемое) состояние дел в сфере реализации государственной программы. Цель должна обладать такими свойствами, как:

Специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы);

Конкретность (нельзя давать размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);

Измеримость (достижение цели можно проверить);

Достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы);

Релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).

Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не может содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели. Следует избегать множественности целей, что значительно усложнит структуру программы и имеет риск их пересечения. Лучшим вариантом является выбор одной центральной цели. Формулировка цели государственной программы должна иметь связь с формулировкой стратегической цели в соответствующей сфере деятельности, то есть формулироваться как ее подцель.

При формулировании цели лучше всего использовать существительные, образованные непосредственно от глаголов, описывающие характер изменений, осуществляемых в ходе реализации государственной программы. Например, повышение, ускорение, улучшение, развитие, снижение, укрепление. Цель, сформулированная таким образом, может быть измерена. Следует избегать формулировок, характеризующих процесс, текущую деятельность органов власти, осуществление функции органа исполнительной власти, например реализация задач, создание условий, проведение политики. Цель, сформулированная таким образом, не может быть измерена, то есть она не имеет показателей конечных результатов. К цели должны быть сформулированы показатели конечного результата, полностью отражающие ее достижение.

Рассмотрим конкретные примеры.

1. Цель государственной программы не должна быть сформулирована очень длинно (громоздко) или осложнена дополнительными уточнениями в виде описания путей, средств и методов ее достижения.

Пример. Региональная государственная программа «Развитие здравоохранения в N-й области». Цель - улучшение состояния здоровья населения N-й области на основе профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни, повышения качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Данные уточнения подходят для формулирования задач подпрограмм, но не для цели государственной программы. Данную цель нельзя назвать конкретной, поскольку «формированием здорового образа жизни» может заниматься и государственная программа по физической культуре и спорту.

2. Формулировка цели не должна быть шире ожидаемых конечных результатов.

Пример. Региональная программа «Развитие образования». Цель - обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка, усиление вклада образования в развитие экономики с учетом изменения культурной, социальной и технологической среды. В данном случае цель требует включения в государственную программу показателей конечного результата, отражающих вклад образования в развитие региональной экономики с учетом изменения культурной, социальной и технологической среды. Если такие показатели не могут быть рассчитаны, то цель сформулирована недостаточно корректно.

Цель должна характеризовать ожидаемый конечный результат. Выражение «создание условий» в большинстве случаев не позволяет подобрать показатель конечного результата. «Создание условий» не является конкретным, релевантным, не может быть измерено показателями конечных результатов и в конечном счете не является достижимым.

Пример. Цель - социальная поддержка и улучшение качества жизни социально уязвимых категорий граждан, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной помощи - состоит из трех целей:

Социальная поддержка;

Сокращение бедности;

Улучшение качества жизни.

При этом цель «социальная поддержка» пересекается с целью «сокращение бедности», что вызывает трудности при формулировании задач. Предлагаем сформулировать цель как повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальных услугах и социальной поддержке.

5. Цель не следует формулировать как направление политики.

Пример. Цель 1 - развитие жилищного строительства N-й области, цель 2 - развитие строительного комплекса N-й области. Такие формулировки хорошо использовать в наименованиях подпрограмм.

6. Цель не следует формулировать как осуществление государственной функции.

Пример. Цель - обеспечение мониторинга основных финансовых показателей социально-экономического развития N-й области. Такого рода деятельность является одной из функций региональных органов государственной власти.

7. В формулировке цели должны быть четко расставлены смысловые акценты.

Пример. Региональная государственная программа «Социальная поддержка населения N-й области». Цель - стимулирование работодателей к созданию (оснащению), сохранению и модернизации рабочих мест для инвалидов. Очевидно, что в государственной программе, направленной на поддержку инвалидов, стимулирование работодателей не может быть целью, акцент в данном случае должен быть смещен именно на сохранение и модернизацию рабочих мест и увеличение числа трудоустроенных инвалидов. А стимулирование работодателей в данном случае является способом достижения цели.

Формулирование задач

Задача государственной программы является ее подцелью, частью цели (второй уровень целей). Задачу государственной программы целесообразно рассматривать как цель подпрограммы. Наилучший вариант, когда одной задаче государственной программы соответствует одна подпрограмма, направленная на ее реализацию.

К формулировке задачи применяются те же требования, что и к формулировке цели. Важным является, чтобы в формулировке задачи не дублировалась цель, а было отражено одно из направлений государственной программы, обеспечивающих достижение цели. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.

Задача подпрограммы является подцелью подпрограммы (третий уровень целей). К формулировке задачи подпрограммы можно отнести те же требования, что и к задачам государственной программы. При описании задач подпрограмм следует избегать выражений, относящихся к более высокому уровню целей, и не формулировать задачи подпрограммы как мероприятия (например, оказание услуг, проведение капитального ремонта).

Задачи подпрограммы также измеряются показателями конечных результатов. Показатели подпрограммы должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач государственной программы. Количество сформулированных задач подпрограммы должно быть достаточным для достижения цели подпрограммы (задачи программы). Каждой задаче должно соответствовать как минимум одно мероприятие.

Рассмотрим конкретные примеры.

1. Представленные в государственной программе задачи подпрограммы должны отражать конечный результат.

Пример 1. Задача - организация обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний. Организация обеспечения отражает процесс, а не результат. Рекомендуется написать, например, повышение уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний.

Пример 2. Задача - укрепление и модернизация материально-технической базы государственных учреждений культуры N-й области, в том числе модернизация театров N-й области. В формулировке данной задачи отсутствует конечный результат, на который направлена модернизация материально-технической базы.

Словосочетание «реализация государственной политики» - это не самоцель и не конечный результат государственной программы.

Словосочетание «создание условий» невозможно измерить, оно не отражает конечного результата. Например, словосочетание «создание условий для социальной и экономической устойчивости семьи» рекомендуется заменить на «повышение социальной и экономической устойчивости семьи».

Словосочетание «взаимодействие с гражданским обществом».

В словосочетании «расходы на осуществление государственных полномочий N-й области» нет конечного результата, расходы - это даже не форма финансирования и не процесс финансирования, поскольку слово «расходы» - имя существительное.

3. Задача не должна быть сформулирована как мероприятие, так как в этом случае она не отражает конечного результата.

Пример. Организация предоставления бюджетными учреждениями государственных услуг по... в рамках государственного задания, организация деятельности центров занятости, проведение мониторинга, гарантии социальной поддержки безработных.

4. Перечень и формулировки задач должны соответствовать названиям подпрограмм.

Пример. Подпрограмма 3 «Совершенствование управления по охотопользованию и рыболовству».

Задача 1 - охрана и использование охотничьих ресурсов.

Задача 2 - организация, регулирование и охрана водных биологических ресурсов.

Задача 3 - охрана и использование объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов).

Указанные задачи подпрограммы не соответствуют подпрограмме, поскольку не направлены на совершенствование управления.

5. Формулировка задачи не может совпадать с формулировкой мероприятия.

Пример 1. Задача - оказание содействия инвесторам в реализации инвестиционных проектов на территории N-й области. Мероприятие - оказание содействия инвесторам в ходе реализации инвестиционных проектов на территории N-й области.

Пример 2. Задача - создание на территории N-й области системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. Мероприятие - развертывание системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру 112.

6. Формулировка задачи должна быть однозначной, в ней не может быть множественности задач, поскольку это приводит к усложнению структуры подпрограммы.

Пример. Задача - содействие созданию новых производств, техническое перевооружение и реконструкция предприятий по производству строительных материалов и строительной индустрии в целях увеличения объемов, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. В данном случае задача содержит фактически две разные задачи:

Содействие созданию новых производств;

Техническое перевооружение и реконструкция предприятий по производству строительных материалов и строительной индустрии.

7. Одна из задач не может включать в себя другие задачи.

Пример. Задача 1 - создание условий для развития малого инновационного предпринимательства в N-й области.

Задача 2 - создание условий для развития науки и инновационной деятельности в N-й области.

В задачу 2 (создание условий для развития инновационной деятельности) по сути входит задача 1 (создание условий для развития инновационного предпринимательства).

8. В подпрограмму должны входить только те задачи, за решение которых отвечает соответствующий орган власти.

Пример. Задача - создание положительного имиджа предпринимателей. Непонятно, почему орган власти должен заниматься созданием положительного имиджа предпринимателей.

9. Задача не может формулироваться как выполнение того или иного нормативного правового акта.

Пример. Задача - реализация Федерального закона от 12 октября 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В такой формулировке отсутствует конечный результат, на который направлено решение данной задачи.

Формулирование мероприятий

Мероприятие является частью подпрограммы, рассматривается как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи подпрограммы. Подпрограмма состоит из мероприятий (мероприятий и ВЦП). При этом, вероятнее всего, мероприятия будут дробиться на более мелкие и формироваться на двух уровнях как основное мероприятие и мероприятие. Ведомственные целевые программы также состоят из мероприятий. Поэтому можно говорить, что подпрограммы состоят из основных мероприятий (основных мероприятий и ВЦП), которые в свою очередь состоят из мероприятий.

В рамках одного основного мероприятия могут объединяться различные по характеру мероприятия (в том числе мероприятия по осуществлению инвестиций, закупке товаров, работ, услуг, оказанию государственных услуг (выполнению работ), разработке мер нормативно-правового регулирования, научному обеспечению мероприятий, способствующих улучшению условий ведения бизнеса в сфере реализации государственной программы и др.). Как правило, основное мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи подпрограммы. На решение одной задачи может быть направлено несколько основных мероприятий. Не допускается формирование основных мероприятий, реализация которых направлена на достижение более чем одной цели (задачи) подпрограммы государственной программы (за исключением основных мероприятий, направленных на нормативно-правовое и научно-методическое (аналитическое) обеспечение реализации подпрограммы).

Формулировка мероприятий должна отражать способ реализации задачи (оказание услуг, проведение строительных работ, модернизация оборудования) и быть связанной с выполнением бюджетного обязательства. В то же время мероприятие не должно формулироваться как финансовая операция (предоставление субсидии, бюджетная инвестиция, расходы на софинансирование).

Мероприятие измеряется показателями непосредственных результатов (показатели объема, процесса: численность потребителей, количество введенных в действие объектов и т. д.). Задачи, решаемые мероприятиями, находятся на нижнем уровне иерархической цепочки целей государственных программ, увязывающей цели государственной программы, цели и задачи подпрограмм с мероприятиями. В целом эта цепь формирует так называемое дерево целей. Чем четче сформулировано каждое звено этой цепи, тем строже и логичнее будет структура государственной программы.

Указанные выше рекомендации относятся к функциональным подпрограммам. Подпрограммы, направленные на обеспечение реализации государственной программы, имеют некоторые особенности. В частности, цель этой подпрограммы формулируется как обеспечение эффективного управления реализации государственной программы. Задачи могут включать внедрение новых управленческих механизмов в сфере реализации государственной программы (например, переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде, разработка и внедрение единых нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) подведомственными учреждениями, модернизация технического оснащения и внедрение информационно-коммуникационных технологий, если результаты такой модернизации будут использоваться для целей нескольких подпрограмм государственной программы), обеспечение выполнения международных обязательств в сфере реализации государственной программы (если такие международные обязательства не могут быть включены в состав иных подпрограмм государственной программы), информационное обеспечение реализации государственной программы и мониторинг ее реализации.

В состав основных мероприятий могут включаться:

Расходы на содержание органов исполнительной власти субъектов РФ;

Расходы на обеспечение выполнения международных обязательств;

Расходы на информационное обеспечение, мониторинг и оценку эффективности хода реализации государственной программы в целом;

Расходы на проведение научных исследований и иных работ, результаты которых используются для достижения целей и решения задач не менее двух других подпрограмм государственной программы.

В состав мер правового регулирования по подпрограмме, направленной на обеспечение реализации государственной программы, включаются меры по повышению эффективности реализации государственных функций и оказания государственных услуг региональными органами исполнительной власти в сфере реализации государственной программы, обеспечению эффективного управления реализацией государственной программы, если такие меры направлены на достижение целей и решение задач не менее двух других подпрограмм государственной программы.

1. Перечень мероприятий не может быть уже, чем задача подпрограммы, которую они решают.

Пример. Задача - совершенствование организации деятельности отдела записи актов гражданского состояния N-й области по реализации федеральных государственных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Мероприятие 1 - организация работы по своевременной полной государственной регистрации актов гражданского состояния на территории N-й области.

Мероприятие 2 - осуществление юридически значимых действий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния на территории N-й области.

Мероприятие 3 - создание и наполнение единого электронного банка данных актов гражданского состояния на территории N-й области.

Очевидно, этот перечень мероприятий недостаточен для выполнения задачи и требует дополнения другими мероприятиями по совершенствованию организации деятельности данного органа.

2. Мероприятие не должно быть сформулировано как задача или цель.

Пример. Мероприятие - повышение качества услуг по охране общественного порядка в местах отдыха детей и молодежи. Эта формулировка больше подходит для задачи, чем для мероприятия.

3. Мероприятие должно иметь легкоизмеримый показатель непосредственного результата.

Пример. Мероприятие - повышение информированности населения о деятельности исполнительных органов государственной власти N-й области. В данном случае мероприятие трудноизмеримо, кроме того, оно сформулировано как задача.

Пример 1. Мероприятие - оперативное исполнение отдельных поручений губернатора N-й области, требующих неотложного решения со стороны правительства N-й области. Требуется разъяснение, о каких поручениях идет речь.

Пример 2. Мероприятие - проведение мероприятий организационного характера. Требует дополнительного объяснения термин «организационный характер» мероприятий.

Пример 3. Мероприятие - подготовка пакета документов для представления в федеральное министерство. Формулировка мероприятия также требует конкретизации.

Пример. Формулировки «субсидии на...», «выплата стипендий», «гранты на...», «расходы на содержание государственного казенного учреждения...».

Пример 1. Формулировку «публикация в средствах массовой информации...» рекомендуется заменить на формулировку «подготовка публикаций...».

Пример 2. Формулировку «мониторинг социально-экономического состояния...» рекомендуется заменить на «проведение мониторинга...».

В целом применение на практике рекомендаций по формулированию основных элементов региональной государственной программы в сочетании с логико-структурным анализом будет способствовать улучшению структурирования государственных программ и превращению их в действенный инструмент государственной политики на региональном уровне.

Авторы статьи: Ольга Константиновна ЯСТРЕБОВА, генеральный директор ООО «ЭКОРИС-НЭИ», ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Исследование проблем общественных финансов» РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат экономических наук, Ольга Викторовна БОГАЧЁВА, ведущий специалист ООО «ЭКОРИС-НЭИ», кандидат экономических наук

1

В статье были рассмотрены вопросы, касающиеся процесса стратегического программирования разви-тия регионального агропромышленного комплекса, выявлены существенные моменты, касающиеся не-полного соответствия между перечнем основных мероприятий ряда республиканских целевых программ развития АПК, ожидаемым конечным результатам, целевым индикаторам и показателям. В статье про-анализированы основные параметры РЦП «Социальное развитие села до 2013 года» и обнаружено отсут-ствие четкой взаимосвязи между параметрами «Задачи: программы», «Перечень мероприятий», «Ожида-емые конечные результаты», «Целевые индикаторы и показатели, заявленные в Программе» с целями Программы, что не может не привести к снижению эффективности ее реализации. В работе предложен алгоритм обоснования системы целей и приоритетов при разработке целевых программ в регионе, кото-рый включает в себя не менее 9–10 шагов, заключающихся в последовательном изучении государствен-ных и региональных стратегических документов в части формализации целей, приоритетов и показате-лей (индикаторов), которых планируется достигнуть в разрабатываемой целевой программе.

дерево целей

целевые индикаторы

целевая программа

агропромышленный комплекс

стратегическое программирование

1. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации: Приказ Министерства экономического развития Россий-ской Федерации от 22.12.2010 г. № 670 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/04/23/gosprogrammy-site-dok.html (дата обращения 17.03.2013 г.).

2. Об отраслевой целевой программе по развитию малых форм хозяйствования: Приказ Минсельхоза РФ от 09.06.2009 № 218 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agro.e-mordovia.ru/programms/index.php (дата обращения 17.09.2012 г.).

3. О программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйствен-ной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008–2012 годы: Поста-новление Правительства республики Мордовия от 07.03.2008 г. № 79 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mordovia.news-city.info/docs/sistemsw/dok_iegrmo/page2.htm (дата об-ращения 17.09.2012 г.).

4. Отраслевая целевая программа «Развитие пилотных семейных молочных животноводче-ских ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009–2011 годы»: Приказ Мин-сельхоза РФ от 249.04.2009 № 163 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agro.e-mordovia.ru/programms/index.php (дата обращения 17.09.2012 г.).

5. О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года: Постановле-ние Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://minselhoz.e-mordovia.ru/content/view/403 (дата обращения 15.06.2013 г.).

7. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [сайт]: URL:http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/2394..htm (дата обращения 14.04.2013 г.).

8. Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года: [утверждена законом Республики Мордовия от 01.10.2008 № 94-З «О стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года»]. – Саранск: РЕДКОЛ, 2008. – 420 с.

Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет совершенствования методов бюджетирования, переход от «планирования ресурсов» к «планированию результатов». Важным инструментом реализации обозначенной цели выступают федеральные целевые программы, позволяющие в рамках программно-целевого метода конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне.

Повысить эффективность бюджетных расходов можно на основе базовых принципов разработки и реализации государственных программ технологии бюджетирования, ориентированного на результат :

Формирование государственных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения. На федеральном уровне система государственных программ должна формироваться исходя из целей и индикаторов стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации;

Определение органа исполнительной власти, отвечающего за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);

Установление для государственных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;

Охват государственными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей государственных программ;

Наделение органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществляющих управление государственными программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;

Проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.

Стратегическое управление развитием экономики субъектов РФ предъявляет новые требования к управленческим компетенциям региональной власти, касающимся формирования долгосрочных целевых установок социально-экономического развития территории, повышения ответственности за качество жизни населения и конкурентоспособность экономики региона в целом, межотраслевых комплексов и отдельных отраслей.

Анализ стратегических документов, принятых к реализации в Республике Мордовия в 2008-2012 гг. позволил выявить некоторые управленческие «слабости» власти, к которым, в первую очередь, следует отнести декларативность и схематичность «Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года», утвержденной Законом Республики Мордовия от 1.10.2008 г. № 94-З . Во-вторых, наблюдается отсутствие стратегического видения органами исполнительной власти и стратегических ключевых процессов, а также наблюдается реальная оторванность программ от целей. Изучив приоритетные задачи важнейших долгосрочных документов, содержащих перспективы развития республики и АПК, мы выяснили, что системности и преемственности формулировок целей и задач в программах не наблюдается. Важнейшая государственная цель - повышение качества жизни населения - в республике не является главной, хотя Мордовия занимает низшие позиции в рейтинге по уровню жизни.

Также в результате исследования были выявлены существенные моменты, касающиеся, прежде всего, не полного соответствия между перечнем основных мероприятий ряда республиканских целевых программ развития АПК, ожидаемым конечными результатам, целевым индикаторам и показателям. Примером этому может служить республиканская целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» (таблица 1).

Таблица 1. Фрагмент основных параметров РЦП «Социальное развитие села до 2013 года»

Задачи программы

Перечень мероприятий

Ожидаемые конечные результаты

Целевые индикаторы и показатели, заявленные в Программе

Примечание

Обновление и расширение сети сельских учреждений здравоохранения.

Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности.

Улучшение медицинской помощи сельскому населению.

Открытие 46 фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности.

Повышение уровня электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений.

Обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая КФХ;

Повышение качества потребляемой в сельской местности электроэнергии;

Обеспечение подключения к источникам электроэнергии объектов массовой жилищной застройки и индивидуальных жилых домов в сельской местности.

Минимизация затрат на обслуживание линий электропередач, обеспечение срока службы не менее 40 лет без промежуточной замены проводов и опор.

Ввод в действие 32 км электрических сетей в сельской местности.

Относительное соответствие, что усложняет оценку эффективности Программы.

Данные таблицы свидетельствуют об отсутствии четкой взаимосвязи между параметрами «Задачи: программы», «Перечень мероприятий», «Ожидаемые конечные результаты», «Целевые индикаторы и показатели, заявленные в Программе» с целями Программы, что не может не привести к снижению эффективности ее реализации.

Отсутствие четкости в стратегическом программировании ведет к снижению результативности деятельности органов исполнительной власти, росту социального и инвестиционного рисков и снижает инвестиционную привлекательность региона. По оценкам рейтингового агентства Эксперт РА Мордовия среди регионов России в 2012 г. по инвестиционному риску занимает 63-е место (против 30 места в 2008 г.), по инвестиционному потенциалу - 67-е место (65 место в 2008 г.). Наименьший инвестиционный риск - экологический (в 2008 г. ранг 3, в 2012 г. - 4), наибольший - экономический (в 2008 г. ранг 56, в 2012 г. - 32). По рейтингу финансовой устойчивости регион относится к группе умеренного спада, по рейтингу экономической устойчивости - к группе значительного спада, по рейтингу социальной устойчивости - к группе значительного спада и по комплексному рейтингу антикризисной устойчивости - к группе значительного спада .

Очевидно, что все многообразие программ не может быть описано на основе единой модели, поскольку многие из них имеют ярко выраженную специфику в решаемых задачах, используемых инструментах и оценках результатов, а также охватывают различные горизонты времени и находятся на различных этапах жизненного цикла, а значит, и на разных стадиях достижения непосредственных и конечных результатов. Тем не менее необходима преемственность при составлении программ, означающая, что каждая принимаемая программа должна исходить из главных целей и приоритетов развития территории, а не ставить локальные задачи в отрыве от них. Такая ориентация стратегического программирования возможна, если базовыми при определении целей конкретной программы будут стратегические цели деятельности Правительства РФ, Правительства Республики Мордовия и принятые региональные долгосрочные стратегии и программы. Процесс этапа целеполагания при разработке целевых программ отражен на рисунке 1 и включает в себя не менее 9-10 шагов, заключающихся в последовательном изучении государственных и региональных стратегических документов в части формализации целей, приоритетов и показателей (индикаторов), которых планируется достигнуть в разрабатываемой целевой программе.

Рассматривая цели и задачи документов стратегического управления развитием Республики Мордовия, можно констатировать, что такого согласования разработчики перед собой не ставили.

Менее всего соответствует комплекту стратегических документов России Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, разработанная Фондом «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”» (г. Санкт-Петербург), содержащая множество общих подходов и формализованных сценариев развития отраслей экономики без соотнесения их как с целями и приоритетами развития российской экономики, так и с особенностями республики.

Наиболее адекватной с рассматриваемой точки зрения следует считать Программу развития Республики Мордовия на 2013-2017 годы, разработанную Мордовским государственным университетом им. Н. П. Огарева.

Рисунок 1. Алгоритм обоснования системы целей и приоритетов при разработке целевых программ в регионе (составлен автором)

Цели и приоритеты развития республики в полной мере. Главная цель реализации Программы - повышение уровня и качества жизни населения республики на основе модернизации экономики и обеспечение ее инновационного развития, повышение инвестиционной привлекательности республики, - соответствует стратегическим документам России, ПФО и Основным направлениям деятельности Правительства Республики Мордовия. Программа развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы впервые сформирована по инновационным территориальным кластерам. Один из них - «Агропромышленный кластер», в котором будет реализован 51 инвестиционный проект на общую сумму более 45 млрд рублей, или 35 % от общего объема финансирования, создано 5,7 тыс. новых рабочих мест. Реализация проектов в полном объеме приведет к повышению качества жизни сельского населения, создаст основы для повышения престижности проживания в сельской местности .

В Республике Мордовия целевые программы разрабатываются Министерством сельского хозяйства и продовольствия РМ на основе Методических рекомендаций по подготовке региональных программ развития сельского хозяйства, разработанным Минсельхозом России, на основе метода прямого счета по мероприятиям. С этой целью для каждого мероприятия выявляются перечень и объем ресурсных затрат, которые группируются по однотипным видам и суммируются .

На наш взгляд, целесообразно для разработки целевых программ использовать метод «дерева целей», благодаря которому можно не только согласовать цели конкретной программы со всем спектром стратегических документов России и конкретного региона, но и определить выполнение программы, приоритетность подцелей, проследить ресурсное обеспечение и выявить возможные проблемы.

Дерево целей программы представляет собой развернутую, распределенную по нескольким уровням совокупность следующих структурных элементов: главная цель подцель задача мероприятие и проект. Логическая схема построения такова: «главная цель подцели, которые необходимо достичь для выполнения главной цели; подцели программы задачи, решение которых приводит к достижению этих подцелей; задачи мероприятия, обеспечивающие решение задач; мероприятия проекты, приводящие к исполнению мероприятий». В этой цепи шагов важно поддерживать механизм информационных потоков дерева целевой программы, суть которого заключается в сборе различных сведений, отражающих достижение главной цели, а также информации, отражающей состояние отдельного элемента любого уровня.

В соответствии с темой исследования были выявлены и обоснованы цели и приоритеты в развитии агропромышленного комплекса Республики Мордовия для Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, целевой программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК» и программы «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» .

В результате построения дерева целей социально-экономического развития республики главная цель при декомпозиции только в части развития АПК на 4 уровнях формирует 35 целей и подцелей, которые могут быть конкретизированы каждый 3-5 показателями, которых в целом будет не менее 100.

Следует подчеркнуть, что основой любого управленческого процесса является постановка целей и определение параметров (индикаторов), при которых цель считается достигнутой, в фиксировании сроков и механизмов достижения целей. В идеале за каждую подцель или задачу должны быть определены ответственные органы государственного управления или их подразделения вплоть до конкретных должностных лиц. Однако анализ традиционных структур правительства республики дает основание заключить, что построенная по отраслевому принципу система управления не имеет такой нацеленности. Выход может быть найден в укрупнении целей и правильности компоновки задач по блокам.

Достижение многочисленных целей при реализации большого количества программ со многими участниками и ответственными исполнителями требует большой и ответственной работы по приведению всех этих элементов в систему, совершенствования организационно-экономического механизма программно-целевого регулирования АПК.

Рецензенты:

Коваленко Е. Г., д.э.н., профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск.

Марабаева Л. В., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск.

Библиографическая ссылка

Брянин А.С. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10352 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Критерии поставленных целей

· Ясность;

· Измеримость;

· Достижимость;

· Привязка ко времени;

Допустим ваша цель

· Увеличение дохода;

Дерево стратегических целей на примере организации ООО "Мастер Риэлти"

Определение последующих методов создается с учетом особенностей конкретного бизнеса компании.

Цели бывают:

· Производство;

· Политика продаж;

· Доходы и финансы;

Производство :

· Понижение издержек;

Маркетинг :

Финансы :

Персонал :

Для качественной работы организации весьма значим подход к постановке целей.

Именно они являются исходной точкой при планировании всего спектра деятельности организации. Дерево целей организации выступает в качестве основы построения отношений в компании, а также системы мотивации. Оценка работы персонала, подразделений организации и всей структуры в общем возможна только при достижении поставленных задач.

Статьи на похожие темы:

Дата публикации — 13.10.2015

Дерево целей на примере организации

Дерево целей организации

Дерево целей - это специальный иерархический перечень целей каждой организации. В нем цели нижнего уровня подчиняются и способствуют достижению целей высшего порядка. Самые главные и важные цели размещены на самом верху дерева.

Критерии поставленных целей

Составленные цели организации должны соответствовать следующим критериям:

· Ясность;

· Измеримость;

· Достижимость;

· Необходимость и достаточность;

· Привязка ко времени;

· Согласованность, согласно иерархии управления.

Согласованность всех перечисленных факторов способствует постановке четких подцелей, достижение которых приведет со временем к реализации генеральной цели организации.

Построение «дерево целей» организации — пример

Разделение главной миссии на более мелкие облегчает ее достижение. Таким образом создаются уровни задач до тех пор, пока не будет поставлена простая для достижения цель. Построение «дерева целей» осуществляется с учетом метода «от общего к частному». Качество такого плана зависит от уровня квалификации специалиста, которому его доверили создать.

Допустим ваша цель «увеличение прибыли компании» . Если мыслить логически, то достичь ее можно двумя путями:

· Увеличение дохода;

Любая организация (коммерческая, государственная, благотворительная или общественная) преследует достижение собственной цели. Благодаря наличию целей существуют и функционируют предприятия.

В зависимости от направления организации определяются ее цели:

· У коммерческой компании цель - получение максимальной прибыли;

· У социальной - выполнение социально-важной задачи;

· У благотворительной - помощь нуждающимся.

Цели бывают:

· Краткосрочные. Достигаются за год;

· Среднесрочные. Выполняются за 1-5 лет;

· Долгосрочные. Достигаются не меньше, чем за 5 лет.

Пример дерева целей организации

Вершина дерева всегда принадлежит общей цели компании (ее миссии). Далее идет разделение на подзадачи, выполнение которых способствует достижению главной миссии. Один уровень занимают цели, которые не зависят друг от друга, а также не исходящие друг из друга.

Набор целей компании индивидуален, но есть некоторые сферы деятельности, к которым организации проявляют неподдельный интерес:

· Производство;

· Политика продаж;

· Доходы и финансы;

· Политика по отношению к персоналу.

Количество уровней, составляющих главную цель организации зависит от масштаба компании, сложности ее цели, иерархии в управлении и организационной структуры.

Цели организации, поставленные в разных сферах ее деятельности

Производство :

· Понижение издержек;

· Улучшение конкурентоспособности товара;

· Повышение эффективности производства;

· Разработка и использование новейших технологий.

Маркетинг :

· Продвижение товара на рынке;

· Увеличение ассортимента продукции.

Финансы :

· Достижение эффективного управления финансами организации;

· Достижение улучшения платежеспособности и рентабельности;

· Достижение повышения инвестиционной привлекательности.

Персонал :

· Повышение квалификации персонала;

· Совершенствование кадров предприятия;

· Разработка системы стимулирования;

· Повышение производительного аспекта труда.

Для качественной работы организации весьма значим подход к постановке целей. Именно они являются исходной точкой при планировании всего спектра деятельности организации. Дерево целей организации выступает в качестве основы построения отношений в компании, а также системы мотивации. Оценка работы персонала, подразделений организации и всей структуры в общем возможна только при достижении поставленных задач.

Статьи на похожие темы:

Дата публикации — 13.10.2015

У вас есть мечта? Она есть у каждого, даже если он этого не предполагает. Мечта – это то, что на данный момент не осуществимо и не достижимо. Для одного это может быть поездка на море, а для другого – полет в космос. Маленькие мечты переходят в задачи, большие – в цели, а глобальные так и остаются мечтой. Как же добраться до этой вершины – мечта? Планировать! Один из методов планирования – построение дерева целей , давайте разберемся, что это такое и как его построить?

Дерево целей – иерархический принцип построения структуры целей и задач, у него есть вершина и подчиненные уровни. Можно сказать, что это перевернутое дерево, но лучше назвать эту структуру пирамида. Пирамида вашего успеха – чем больше тратится энергии, тем ближе к вершине. Поэтому выполняя маленькие операции, гораздо легче добраться до мечты.

Построение дерева целей

Итак, вершина пирамиды – мечта . Мечта – труднодостижимая, а иногда вовсе недостижимая, но при этом очень хочется. Чтобы определиться с мечтой и главными жизненными целями, задумайтесь над философскими вопросами: «А зачем я живу? Чего хочу добиться в этой жизни? Что останется от меня, когда я покину этот мир?». Ответы на эти вопрос дать очень сложно, но это важно. Конечно, можно жить сегодняшним днем, но чем старше, тем больше задумываешься над смыслом жизни.

Главные жизненные цели (период достижения от 10 лет) должны быть реалистичными в отличие от мечты. Они должны относиться к основным сферам жизни: семья, финансовое и материальное положение, образование, самовыражение и т.д.

Далее идем по принципу разбиения на более мелкие цели (5-10 лет) и подцели (1-3 года). Цели – это те результаты, которых мы хотим достичь в данной сфере, а подцели – это цели данные в конкретных условиях. Вопросы, которые помогут определить цели: «Что для вас важно в жизни? Чтобы вы хотели иметь, чтобы чувствовать себя счастливым? Чем вы любите заниматься и чего хотели бы достичь в этом? На какие цели зарабатываете деньги, кроме удовлетворения физических потребностей?». Сумма подцелей приводит к цели, вы должны представлять 80% подцелей, чтобы достичь её. Как правильно ставить цели.

Подцели формируются из задач, которые вы выполняете каждый месяц, неделю, день. Чтобы определить подцель, ответьте на вопрос: «Что вы хотите получить в дальнейшем от задачи?» То есть в данном случае идем снизу вверх. Проведите анализ того, что вы делаете каждый день, к чему это вас приведет в итоге? Определившись с подцелями, выявите задачи, которые вы делаете или чего вам не хватает, чтобы достичь подцели. Задачи делятся на простые ежедневные операции.

Разберем на примере . Допустим наша цель: отдохнуть за границей в 2011 году . Чтобы поехать, нам необходимы деньги, поэтому наша подцель будет: заработать к маю 2011 года 50 тыс. рублей для отдыха в августе 2011 г. Дальше нужно определиться, куда поехать отдыхать в 2011 – это будет вторая подцель. Теперь разбиваем на задачи. Для денег: откладывать каждый месяц (1 числа) с января по май 10 тысяч на накопительный счет в банке.

Личное дерево целей и задач или пирамида успеха

Чтобы определиться куда ехать: выбрать туристическую компанию; подумать, куда хотели бы поехать, что посмотреть; провести анализ стоимости этого удовольствия. Далее каждую задачу разбиваем на операции(подзадачи), это уже не так сложно. Далее, если будем следовать плану, поедем в августе 2011 г. отдыхать.

Что будет если не планировать? Вы будете постоянно думать: «Эх, как хочется поехать, да все денег нет! А куда поехать, вроде хочется и там и там побывать…» Так и останется все в мечтах! Поэтому их нужно переводить в цели, а цели в задачи и действовать! А в планирование вам поможет метод построения дерева целей пирамиды успеха.

Оставьте первый комментарий!

RSS лента новостей к этой заметке.

Другие статьи в рубрике Саморазвитие

Стратегические цели. Дерево целей

Стратегические цели представляют собой результаты, которых стремится достичь компания в перспективе. Цели могут быть поставлены перед компанией в целом, перед ее структурными подразделениями, перед конкретными исполнителями. Цели в отличие от целевых установок отличаются ясностью, измеримостью, достижимостью, соотнесением со стратегией, а также иметь привязку ко времени.

Цели должны удовлетворять условиям:

  • Измеримость: все цели имеют количественное выражение (относительное, или абсолютное)
  • Ясность: цели настолько точные и ясные, что невозможно их неправильно истолковать
  • Необходимость и достаточность: цели сформулированы для всех направлений деятельности
  • Достижимость: и начальник, и подчиненный уверены, что цель достижима
  • Привязка ко времени: установлены сроки достижения цели
  • Согласованность по времени: установлена четкая очередность достижения целей
  • Согласованность по иерархии управления: целевые показатели структурных подразделений не противоречат целевым показателям компании в целом

Постановка стратегических целей начинается с миссии. Ведь миссия — это краткий, четко сформулированный документ, объясняющий цель создания организации, ее задачи и основные ценности, в соответствии с которыми определяется направление деятельности компании. Имея краткое описание направлений самого высокого уровня — миссии, видения и стратегии — компания разрабатывает стратегические цели и задачи, понятные каждому сотруднику.

В соответствии с методологией Системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard) стратегические цели разбиваются на четыре блока:

  • Финансы
  • Клиенты
  • Бизнес-процессы
  • Рост и обучение

Пример стратегической цели в блоке «Финансы»:

Компания может добиться роста доходов, развивая отношения с клиентами, понижая издержки и повышая производительность.

Как только компания определит, кто ее целевой покупатель, она сможет сформулировать цели и показатели предполагаемого предложения потребительной ценности.

Пример стратегических целей в блоке «Клиенты»:

  • Своевременно предлагать продукты и услуги, обладающие высоким качеством и низкой ценой
  • Увеличение клиентской базы

Для достижения стратегической цели, указанной в блоке «Клиенты», необходимо поставить множество стратегических целей в блоке «Бизнес-процессы».

Построение дерева целей

Укажем некоторые:

  • Своевременная доставка товаров, материалов поставщиками
  • Снижение издержек производства
  • Повышение эффективности технологических процессов
  • Улучшение качества производства
  • Своевременная доставка до клиентов

Для реализации всех указанных стратегических целей в блоках «Финансы», «Клиенты», «Бизнес-процессы» необходимо постоянное обучение сотрудников предприятия. Для реализации стратегических целей необходимы высокого уровня компетенции. Умение управлять качеством и процессом доставки необходимо для сохранения клиентской базы. Привлечение клиентов строится на умении общаться и вести переговоры, способность знать и понимать клиентскую среду, потребности покупателей, формулировать предложение ценности и успешно провести сделку требует навыков, которым необходимо обучать.

После того, как все стратегические цели сформированы, их объединяют в группы по компании в целом и по подразделениям. Руководитель подразделения выстраивает работу своего подразделения, распределяя стратегическую цель своего подразделения на тактические цели (задания) своих подчиненных. Иерархическое выстраивание дерева целей должно быть выстроено таким образом, чтобы стратегические цели предприятия трансформировались в конкретные тактические цели (задачи) каждого конкретного сотрудника.

Технология постановки стратегических целей рассматривается на семинарах:

Бюджетирование и финансовое планирование

Управление стратегией. Повышение эффективности бизнеса

Статьи по теме:

Система сбалансированных показателей

Основные бизнес-процессы

Распечатать страницу

Правила построения дерева целей

Если целеполагание системы определяется как сочетание целей существования каждого ее элемента (создание системы целей), то создание структуры целей системы позволяет описать структурно-функциональную зависимость элементов в целом образовании (системе). Определение такой зависимости является основой для выявления закономерностей структурного образования конкретной системы и описания ее формальными методами системного анализа.

Описание системы в виде структуры целей, их связей и отношений лежит в основе системного исследования любого сложного объекта, изучения его состояния, поведения и управления процессом его движения к образу идеального состояния.

Организация как смешанная система относится к многоцелевой системе. Одна из возможных моделей целей системы приведена в табл. 1.3. Назначение указанной таблицы состоит в том, чтобы продемонстрировать положение, в соответствии с которым, содержание целей системы меняется в зависимости от того, что становится объектом и предметом целеобразования. Другая задача – показать, на что могут быть направлены цели.

Таблица 1.3 Модель состава целей

Содержание таблицы показывает, что организация как система стремится к пассивной устойчивости и функционированию независимо от существования внешней среды. Внешняя среда организации в лице конкурентов и потребителей продукта (услуги) вынуждает ее реагировать на их запросы методами оперативного управления. Если субъекты управления ставят перед собой цели, ориентированные на будущее и способные изменить внешнюю среду, то организация способна инициировать необходимые ей события для совершения прорыва и наступления на конкурентов.

Таким образом, содержание целей определяется не только субъектом управления, но и самим объектом и предметом целеобразования. Например, цель «Повышение производительности труда» определяется не только амбициями менеджеров, но и квалификацией работников организации и техническим оснащением менеджеров и работников.

2.3. Построение «дерева целей»

Универсальных правил постановки целей не существует. Основные требования, предъявляемые к формулированию целей, сводятся к тому, что они должны быть конкретными, точными, полными и непротиворечивыми.

Конкретность целей обеспечивается предметной направленностью, адресностью и временной определенностью (задаются начало, конец и порядок достижения целей), например рост производительности труда в технологии упаковки товара на 6% в течение двух лет.

Состав и полнота целей зависят от специфики объекта и условий внешней среды, которая служит источником формирования целей, например рост производительности труда на 6% в течение двух лет посредством использования новых материалов, появившихся на рынке в текущем году.

Цели должны рассматриваться во взаимосвязи с сопряженными задачами, для того чтобы обеспечить их непротиворечивость и согласованность в стремлении рационально распределить имеющиеся ресурсы. Пример такого рода: рост производительности труда на 6% в течение двух лет за счет использования новых материалов, что обеспечит отгрузку в срок возрастающего объема производимой продукции.

Достижимость целей проверяется с помощью оценки имеющихся экономических, юридических, социальных психологических и иных препятствий. Продолжим пример: рост производительности труда на 6% в течение двух лет должен сопровождаться получением банковского кредита и страхованием лизинга нового оборудования, а также повышением квалификации технологов упаковочного производства.

Для оценки степени достижения цели необходимо обеспечить измеримость поставленной цели, которая может быть как количественной, так и качественной, например предусмотреть рост производительности труда на 6% в течение двух лет, для чего разработать бизнес-план модернизации упаковочного производства и показатели успешности его реализации.

Гибкость целей проявляется в возможности их корректировки в силу изменений, происходящих во внутренней и внешней среде системы, например в обеспечении роста производительности труда на 6% в течение двух лет реализации бизнес-плана модернизации упаковочного производства, предусмотрев закупку оборудования, которое может быть использовано универсально.

Рассматривая цель как целостный объект, важно установить ее структуру, графическая модель которой представляет собой древовидный граф («дерево целей»). В этом случае цель декомпозируется на подцели, а число иерархических уровней определяется субъектом целеполагания, исходя из стоящей перед ним задачи.

Процедура структуризации цели состоит в вычленении в решаемой проблеме базовых элементов и в установлении связей между ними, что позволяет формализовать проблемную ситуацию.

Процедура разработки «дерева целей» представляет собой длительный процесс с различными уточнениями и согласованиями, а выбор самой процедуры зависит от специалиста, решающего проблему.

Начинается построение «дерева целей» с формулирования главной цели, которая отражает проблемную ситуацию в целом.

Соблюдая принцип «от общего к частному» – выполняют редукцию (разделение) цели на части (подцели).

Иерархичность целей обеспечивается тем, что цели нижнего уровня вытекают из вышестоящих целей и подчиняются им, т.е. средства к достижению цели являются ее подцелями и, в свою очередь, становятся целями для следующего ниже уровня иерархии.

Полнота декомпозиции обеспечивается тем, что на каждом уровне иерархии формулируется полный перечень подцелей. Понятно, что каждая цель декомпозируется не менее чем на две подцели.

Необходимо стремиться к тому, чтобы иметь общую шкалу измерений для каждого уровня иерархии.

Цели, представленные на уровнях иерархии, должны быть гибкими, предусматривать возможность корректировок и изменений (и в процессе построения «дерева целей», и в процессе изменений внешней и внутренней среды, и в процессе реализации).

Завершается процедура построения «дерева целей» на том уровне декомпозиции, на котором удается разработать альтернативные способы достижения цели.

2.4. Стратегическая система целей

Игорь Ансофф, рассматривая отличительные черты стратегии, приводит такое определение ее самой и ее ориентира (видения): «Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегия – средство для достижения цели».

Но из теории систем известно, что, перефразируя определение, средство для достижения цели есть система. Отсюда следует, что стратегия есть система достижения цели. Попробуем выдвинутый тезис обосновать, анализируя структуру целей организации.

В начале 1980-х гг. А.И. Пригожин, рассматривая главные общеорганизационные цели, предложил три вида, не связанных между собой иерархией: цели-задания, цели-ориентации и цели системы. Цели-задания должны были отражать внешнее назначение организации (терминологии стратегического управления в данном случае больше соответствует «миссия вовне»). Цели-ориентации соответствовуют общим интересам работников и могут быть реализованы через организацию (миссия, направленная вовнутрь). Цели системы призваны реализовать потребность структуры в равновесии, стабильности, целостности (точнее, цели по обеспечению системности организации, которая характеризуется, прежде всего, структурой – совокупностью связей между частями системы) и т.д.

Отсюда следует, что система целей организации представляет собой «системный конфигуратор» – систему, состоящую из подсистем, представленных разными языками описания, например, рост производительности труда на 6% в течение двух лет и укрепление репутации на рынке услуг по упаковке товара в сочетании с сокращением цикла оборота оборотных средств.

Попытаемся представить себе модель состава системы целей стратегического управления, которую затем преобразуем в модель структуры. Однако предварительно необходимо сделать несколько замечаний, руководствуясь положениями системного анализа.

Любая деятельность носит целенаправленный характер. Видов деятельности у организации, как правило, несколько, поэтому и цель может быть не одна. Кроме того, различие целей приводит к разным определениям одних и тех же явлений (под определениями здесь понимается языковая модель какой-либо системы). Отмеченное свидетельствует о том, что цели организации могут лежать в нескольких пересекающихся плоскостях, причем точка (или линия) пересечения указанных плоскостей, как нам представляется, в общем виде будет в наибольшей степени отражать место нахождения совокупной (интегральной) цели организации.

Под целью здесь понимается «субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему».

Если теперь этот образ желаемого будущего спроецировать на окружающую исследуемый объект среду, то проекция будет представлять собой совокупность элементов среды, использование свойств которых позволяет достигнуть цель. Подобная «тень» цели на среде представляет собой средство достижения цели – систему (совокупность взаимосвязанных элементов, обособленную от среды и взаимодействующую с ней как целое).

Рассуждая аналогичным образом и исходя из ранее данных определений, можно построить несколько подсистем, на разных языках описания, характеризующих рассматриваемую цель. Пример подобного описания (конфигуратора целей) приведен на рис.

Дерево целей — что это такое и как его построить?

Рис. 1.8. Структура системы целей

Представленная система целей показывает, что видение, миссия, объективная цель, стратегия характеризуют одну и ту же цель, рассматривая ее как бы в разных плоскостях, причем указанные характеристики цели занимают один и тот же (верхний) уровень иерархии.

В целом, рисунок иллюстрирует взаимосвязи основных целевых характеристик организации и позволяет сформулировать следующие выводы.

Стратегия есть система достижения цели организации.

Направленность стратегии определяется миссией, обращенной во внешнюю по отношению к организации среду и вовнутрь организации: в социальную структуру и в структуру, обеспечивающую поддержание системных свойств организации.

Стратегия лежит в одной плоскости с оперативным управлением организации, которое состоит из элементов внешней среды и слабо структурировано.

Цель организации есть система, подсистемы которой лежат в разных плоскостях, но объединены ею, и через нее осуществляется связь между элементами разных подсистем.

Цели организации (как и любой системы) формируются под воздействием многих факторов, о чем свидетельствует рис. 1.9.

Рис. 1.9. Распределение факторов, влияющих на формирование целей

Из рисунка, в частности, следует, что цели могут различаться:

По времени достижения и ориентации;

По субъектам целеполагания и по направленности в пространстве;

По объективности – могут быть как объективными, аналогично свойствам любой системы, так и субъективными, подобно образу, к которому стремится организация.

Степень достижения цели оценивается с помощью критериев, выбранных для конкретного решения.

Следует заметить, что цели, в отличие от целевых установок, характеризуются ясностью, измеримостью, достижимостью, соотнесенными с миссией, а также должны иметь временные рамки их достижения.

Эти отличительные черты целей называют SMART-характеристикой. SMART – это аббревиатура из следующих пяти слов и понятий.

1. Specific – быть настолько ясными и точными, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования.

2. Measurable – выражать количественно все, что можно, в первую очередь субъективные ожидания, фиксируя то, каким может оказаться результат, если цель достигнута.

3. Achievable – и начальник, и подчиненный должны быть уверены, что поставленная цель достижима.

4. Related – соотноситься со стратегией, хозяйственными целями организации, интересами исполнителя.

5. Time-bound – допускать определение на шкале времени по срокам достижения цели.

4.2 Решение проблем в компании

Оказывается, даже после завершения успешных проектов менеджеры компании Toyota задавались вопросом: а что можно было сделать лучше?

В компании Toyota уверены: вы не можете решить проблемы, пока не признаете факт их существования. Здесь действует презумпция несовершенства. Идеал — это прекрасно, но небольшие перемены к лучшему гораздо более реальны, человеку проще поставить перед собой локальную цель. Не 15% к концу квартала, а 1% к концу месяца. Сложность в том, чтобы претворить разговоры в жизнь, интегрировать презумпцию несовершенства в образ мышления и деятельность.

Новые сотрудники активно включаются в процесс бесконечного совершенствования. На заводе существуют рабочие группы, программа письменных инициатив, команды, занимающиеся решением затяжных проблем. Но все основано на двух суровых реалиях.

«В первую очередь мы, конечно, должны выпускать две тысячи машин в день. Поэтому не голосуем по вопросам сборки каждого автомобиля, — говорит Гриттон. — Нельзя раз в несколько минут останавливаться и менять процесс. Во-вторых, действует базовое правило: постоянно стремление к совершенству — это не вопрос характера, национальной культуры или силы воли. Оно скорее напоминает своеобразный конвейер.

Новым сотрудникам сначала нужно понять стандарты компании, изучить операции, и только затем предлагать что-то новое. Если вы не вполне понимаете природу работы, как вы можете знать, что ваше предложение полезно?

4.2 Цели и перспективы компании Toyota

Прежде всего, Тойота показала всему миру, как следует изготавливать автомобили: мало кто слышал о технологической системе Toyota Production System (TPS) до того, как она, и в частности, ее важнейший элемент — система "точно вовремя" — были описаны в изданной в 1991 году книге "Машина, изменившая мир".

Ключевой принцип TPS — это устранение неэффективной траты ресурсов и поддержание постоянного высокого качества при помощи непрерывного улучшения. Система "точно вовремя" является лишь элементом всеохватной программы устранения ненужной работы и бесполезной траты ресурсов. Система TPS была затем воплощена во многих других отраслях мировой промышленности.

Пока американские и европейские автокомпании совершенствовали свои модели, покупатели быстро поняли преимущество надежных японских автомобилей и отдали предпочтение им. Когда в ответ на распространение японской автотехники Америка и Европа ввели торговые барьеры, японские компании начали строить заводы на европейской и американской территории. Хотя Тойота расширялась на мировом рынке медленней, чем Nissan или Honda, наличие совершенного метода управления производством дало ей значительное преимущество в момент выхода на глобальный рынок.

Многие организации пытались освоить и применять методы, которые Toyota превратила в рутину, науку, образ мысли и бытия. Среди таких компаний — и GM, и Ford, и Chrysler.

После этого вся Большая тройка начала модернизировать свое производство: за последние десять лет GM и Crysler на 30% сократили время сборки автомобиля. Но они все еще значительно отстают от Toyota. Нигде это не понимают так ясно, как в GM. «Мы сделали огромный шаг вперед, — говорит Дэн Флорез, представитель General Motors. — Трансформировать компанию такого размера — задача не из простых, ее не решить за один вечер. Но культурный переворот произошел и перемены идут полным ходом».

Тому, что ежедневно происходит в Toyota, можно научить и научиться. Но это не цель, ибо цель предполагает точку финиша, а здесь ее нет. Это нельзя применить, потому что это — не список инноваций. Это другое мировоззрение. К нему нельзя потерять интерес, пожать плечами и отступить, как невозможно потерять интерес к своему будущему.

В Toyota выполнение работы и улучшение ее качества становятся единым целым.

Заглядывая в новый век, большинство специалистов констатируют изменение баланса сил в мировом автомобилестроении в пользу японских компаний и поэтому рекомендуют использовать по возможности японский опыт организации производства и управления. Японское автомобилестроение лидирует в мире по низким издержкам производства.

Миссия компании состоит в том, чтобы удовлетворять нужды потребителей, устраняя три основных препятствия к повышению эффективности производства: потери, отклонение от стандарта и отсутствие гибкости.

Таичи Оно, основатель стройного производства и исполнительный вице-президент Toyota Motor с 1975 г. сформулировал основные принципы производственной системы Toyota, на которых она стоит вплоть до сегодняшнего дня.

1. Производить только то, что нужно, и только тогда, когда нужно. Правило распространяется на запчасти, на организацию, на характеристики продукции. Все прочее — расточительство.

2. При появлении ошибки следует сразу же найти ее причину, устранить ее и не допустить ее появления в будущем. Цель: отсутствие ошибок.

3. Все сотрудники и поставщики должны постоянно повышать качество продукции и совершенствовать производственный процесс. 16

Руководство японских компаний основное внимание уделяет созданию глобальных производственных систем, которые, как считается, будут более стабильными, чем в отдельных странах, и менее подверженными политическим и экономическим катаклизмам, могущим возникать в отдельной стране. Предусматривается сокращение поставщиков, ориентация на таких из них, которые обеспечивают мировые стандарты на основе новейших технологий. Межрегиональная кооперация в производстве комплектующих, по мнению японских экономистов, позволит снизить издержки производства, лучше использовать конкурентные рычаги. Целью поставлено налаживание в мировом масштабе системы «поставок точно в срок», которая доказала свою эффективность в Японии, но это будет новый, более высокий и сложный уровень.

Заключение

Важной задачей управления является установление баланса интересов различных социальных институтов и групп людей, заинтересованных в функционировании организации и оказывающих влияние на характер, содержание и направленность её функционирования. Баланс интересов определяет то, куда будет двигаться организация, её целевую ориентацию в виде миссии и целей.

Определение миссии и целей организации, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трёх процессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый процесс состоит в формировании миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, её предназначение. Миссия придаёт организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идёт подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления подпроцессом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.

Oснова успеха компании Toyota — в совершенном управлении производством и качественной работе по созданию новых моделей, позволяющей предлагать потребителям новые модельные ряды каждые два года. Компания выпускает 60 базовых моделей для Японии и множество вариантов для зарубежных рынков, при этом степень унификации очень высока — Toyota очень успешно использует в новых моделях узлы и агрегаты от старых.

Созданная в Toyota Motor Company под руководством Тайчи Оно система производства "точно вовремя" предполагает устранение тех видов деятельности, которые не приносят дохода, и переход к "бережливому производству", достаточно гибкому, чтобы приспособиться к разнообразным требованиям потребителей.

Один из принципов японского управления — всеобщий контроль качества (TQC), применяя который, сначала делали акцент на управлении процессом обеспечения качества. Впоследствии он перерос в систему, охватывающую все аспекты менеджмента.

Задача высшего руководства — анализировать текущее состояние компании на рынке и устанавливать приоритеты для политики совершенствования качества, затрат и поставки.

Сотрудники должны понять образ мышления и деятельность компании Toyota, а затем включиться в процесс постоянного самосовершенствования и управления компанией.

Список литературы

1. Акмаева Р. И. Статистическое планирование и статистический менеджмент: учебное пособие/Р.И. Акмаева; АГТУ. — М.:Финансы и статистика, 2007. — 208с.

2. Баринов В. А. Статистический менеджмент: учебное пособие по специальностям «Менеджмент» организации, «антикризисное управление» и другим экономическим специальностям/В.А. Баринов, В.Л. Харченко. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 285с.

3. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям направления «Менеджмент»/под ред. Д.Д. Вачугова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2005. — 376с.

4. Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов образовательных учреждений/ О.С. Виханский. — М.: Экономистъ, 2005. — 426с.

5. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 296с.

6. Дрогомирецкий И.Н. Стратегическое планирование: учебное пособие/И.И. Дрогомирецкий, Г.А. Маховикова, Е.Л. Кантор. — СПб.:Вектор, 2006. — 146с.

7. Лафта Дж.К. Менеджмент: учебник для экономических специальных вузов/Дж.К. Лафта. — М.: Кнорус, 2002. — 262с.

8. Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. / И.В. Липсиц — М.: Прогресс, 2003. — 125 с.

9. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии: учебное пособие для вузов/Т.П. Любанова, Л.В. Мясоедова, Ю.А. Олейникова. — М.: Приор, 2001. — 267с.

10. Мескон М. Основы менеджмента: пер. с англ./М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоурн. — М.: Дело, 2000. — 701с.

11. Райченко А. В. Общий менеджмент: учебное пособие для слушателей образовательных учреждений, обучающихся по программе MBA/А.В. Райченко — Институт экономики и финансов «Синергия», — М.: ИНФРА — М, 2005. — 384.

12. Сантилайнен Т. Управление по результатам: пер. с финского/Т. Сантилайнен, Э. Воутинайнен, П. Поренма; ред. Я.А.

Создание дерева целей проекта

Лейман. — М.: Прогресс, 2001. — 320с.

13. Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения: учебное практическое пособие. — М.: ЗАО “Бизнес школа”, Интел — Синтез, 1997.

14. Ховард Кен Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства: учебное пособие/К. Ховард, Э. Коротков. — М.: ИНФРА — М, 1996. — 224с.

15. http://ru.wikipedia.org/wiki/Toyota

16. http://www.toyota-russia.ru/about_toyota/secrets/secret_of_success.htm

Приложение 1

Процесс стратегического планирования организации

Приложение 1.2

Типы ценностных ориентаций организации

Ценностные ориентации Общие дескрипторы Типы предпочтений в отношении целей
Теоретические Истина; знания; рациональное мышление. Долгосрочные исследования и разработки.
Экономические Практичность; полезность; накопление богатства. Рост, прибыльность и результаты.
Политические Власть; призвание. Общий объем капитала, продаж; количество работников
Социальные Хорошие человеческие отношения; привязанность; отсутствие конфликта. Социальная ответственность относительно прибыли; косвенная конкуренция; благоприятная атмосфера в организации.
Эстетические Художественная гармония; состав, форма и симметрия. Дизайн, качество и привлекательность изделия (даже с ущербом для прибыли)
Религиозные Согласие во вселенной. Этика; моральные проблемы.

Страницы:← предыдущая1234

Дом и семья