Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие». Тема: «Части тела. Логопедическое занятие по развитию речи “Человек” Открытый выход из деятельности

Игры и упражнения по теме «Части тела и лица»
для развития речи учащихся с нарушением слуха (1 класс)
1. Речь с движением
Доброе утро, глазки! (Поглаживание век).
Доброе утро, ушки! (Растирание мочек ушей пальчиками).
Доброе утро, ручки! (Хлопки руками).
Доброе утро, ножки! (Потопать ногами).
Доброе утро! Я проснулся.
2. Работа с рамкой­вкладышем.
3. Называние и показ частей тела
Кто это ребята? (Мальчик и девочка). Познакомьтесь, это куклы
Наташа и Саша. Вот у куклы голова. А где у вас голова? (дети
показывают). На голове у куклы волосы (уши). Что это? А где у вас
волосы? (дети показывают). Это лицо. Покажите, где у вас лицо.
Закройте лицо руками, откройте (дети выполняют). Что у куклы есть на
лице? А у вас? Закройте (откройте) глаза, наморщите носик, откройте
широко рот, закройте рот. (изображение мальчика и девочки).
Что это у мальчика (д.)? (Голова). – Что это у девочки (д.)?
(Живот). – Что это у м.? (спина). – Что это у д.? (Ноги). – Что это у м.?
(Руки). – А это что на руках? (Пальцы). – Посмотрите на лицо м. что
это? (Глаза, рот, нос, уши, брови, лоб, язык, зубы).
4. Упражнение “Чего не хватает?”

Учитель показывает картинки. Посмотрите на эти картинки. Чего
не хватает на лице?
5. Рассмотри все рисунки и скажи, что на них нарисовано.
Назови все части тела и черты лица ласково.
Какие ты еще знаешь черты лица и части тела? Назови их и покажи на
себе. Покажи плечо, локоть, бедро, колено.
Посчитай, сколько у тебя пальцев на каждой руке. Назови каждый
пальчик. (Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)
6. Рассмотри картинки. Какая картинка лишняя в каждом ряду?
7. Игра «Живое - неживое».
Рассмотри рисунки. Поставь к каждому рисунку правильный вопрос:
кто? или что?

7. Физминутка.
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
Потом глазки закрываем,
Теперь глазки открываем.
Щечки сильно раздуваем,
Ротики мы открываем
И зубами постучим,
И немножко помолчим.
8. Физминутка.
Это глазка. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ. Топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.
9. Упражнение “Эмоции”.
Давайте посмотрим в зеркало и покажем, как мы умеем улыбаться
и быть радостными. (Дети показывают). А теперь покажем, как мы
умеем грустить. Сделайте грустное лицо. (Дети выполняют задание). А
сейчас давайте удивимся. (Дети смотрят на себя в зеркало и

удивляются). Давайте покажем, как мы умеем обижаться. (Дети
показывают).
Литература
1. Алтухова Т.А., Егорова Н.А. Занимательные игры и упражнения для
речевого и интеллектуального развития детей 5­6 лет с общим
недоразвитием речи. Тетрадь 2. - М.: АРКТИ, 2005.
2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления лексико­грамматического недоразвития
речи у дошкольников с ОНР. - СПб., 2001.
3. http://www.logoped.ru/
4. http://www.logolife.ru/

Светлана Печенцова
Занятие по развитию речи «Части тела» (подготовительная группа)

Конспект по развитию речи

Тема : «Части тела »

(подготовительная группа )

Цель : Закреплять лексику по теме «Части тела » ; закреплять умение подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь; учить согласовывать числительные с существительным; отвечать на вопросы полным ответом, правильно формулируя предложение; продолжать учить пересказывать художественное произведение близко к тексту; развивать память , внимание, мышление.

Методы и приёмы : дидактические игры и упражнения :

«Скажи наоборот» , «Скажи сколько?» , «Что для чего?» ,

«Помощники – разведчики » , , сюрпризный момент «в гости пришла кукла Оля» , чтение произведения, вопросы, загадки.

Оборудование : красивая кукла, мяч, обруч, плакат «Части тела » , простые карандаши, портрет мальчика на каждого ребёнка.

Словарная работа : болтала; нос, куда не надо не совала.

Ход занятия:

Организационный момент.

В : сядет тот, кто назовёт часть тела . (голова, рука, нога, тело, туловище, глаза, нос, рот, язык, ухо, живот, спина).

Не повторять ответы детей.

А теперь давайте разомнём наши плечики.

(упражнение для шеи и плеч)

И потренируем наши язычки.

(артикуляционная гимнастика : «улыбка» в чередовании с

«заборчик» , «чистим зубки» , «вкусное варенье» , «часики» ,

«непослушный язычок» , «барабанщик» .

Д/игра «Скажи сколько?»

В : А сейчас мы поиграем в игру «Скажи сколько?»

Отвечаем на вопросы полным ответом.

Встаём возле стульчиков.

Вопросы :

1. Сколько у тебя глаз? У меня два глаза.

2. Сколько у тебя рук?

3. Сколько у тебя ног?

4. Сколько у тебя носов?

5. Сколько у тебя языков?

6. Сколько у тебя правых ног?

7. Сколько у тебя ртов?

8. Сколько у тебя голов?

9. Сколько у тебя ушей?

10. Сколько у тебя правых ног?

11. Сколько у тебя спин?

12. Сколько у тебя животов?

13. Сколько у тебя пальцев на одной руке?

14. Сколько у тебя пальцев на 2-х раках?

В : Присаживайтесь на стульчики я хочу вам кое что показать. Посмотрите, какая у меня красивая сумочка (показывает детям) .

Хотите узнать, что в ней находится? Отгадаете загадку и узнаете, что находится в этой красивой сумочке? Готовы?

Загадка : Что всё это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь – будет спать.

День и два, и даже пять? … (кукла)

В : К нам в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Что за помощники вы сейчас узнаете и сами отгадаете! Слушайте внимательно.

Оля весело бежит

К речке по дорожке,

А для этого нужны

Нашей Оле … (ножки)

Оля ягодки берёт

По две, по три штучки,

А для этого нужны

Нашей Оле … (ручки)

Если б не было его

Оля не сказала б ничего. (язык и рот)

Очень умною должна

Быть у Оли … (голова)

На лице он выдаётся,

Не в свои дела суётся,

Но сопеть и нюхать тоже

С удовольствием он может. (носик)

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки,

А для этого нужны

Нашей Оле … (ушки)

Оля ядрышки грызёт,

Падают скорлупки,

А для этого нужны

Нашей Оле … (зубки)

Оля смотрит на кота,

На картинки в сказке,

А для этого нужны

Нашей Оле … (глазки)

Вот сколько у Оли помощников. У нас с вами тоже есть такие «помощники – разведчики » .

Оставайся с нами Оля, а дети расскажут тебе ещё много интересного. (посадить Олю на стол) .

А сейчас предлагаю вам разбиться на пары, и поиграть.

Д/игра. «Помощники – разведчики » .

(на полу лежат рисунком вниз разрезанные на части , большие цветные бумажные модели : глаза, язык, уши, нос, руки, ноги, голова, шея, зубы).

В : Здесь лежат «помощники – разведчики » человека и вам нужно каждого «помощника – разведчика » собрать в единое целое, а затем на карточке прочитать его «имя» .

Дети работают.

В : Посмотрите на них. Вспомните, что они нам помогают делать, для чего они нам нужны?

Какого «помощника» собрали вы? Для чего нужен нам этот

«помощник» ? Отвечаем полным ответом.

Д/и «Что для чего?»

Ноги – ходить, бегать, прыгать, стоять…

Шея – крутить, вертеть…

Руки – брать, лепить, рисовать, мыть…

Зубы – жевать, грызть, кусаться…

Глаза – смотреть, рассматривать…

Голова – думать…

Нос – дышать, нюхать…

Язык – говорить, ощущать вкус…

Уши – слышать, прислушиваться…

В : Вот сколько у человека «помощников» .

Присаживайтесь на стульчики.

Садимся удобнее, приготовьте свои ушки слушайте внимательно.

Чтение рассказа воспитателем.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

Вопросы :

1. О чём этот рассказ?

2. Чего у Кати было по два?

3. Чего у Кати было по одному?

4. О чём спрашивала Катя у бабушки?

5. Что бабушка ответила на Катин вопрос?

6. Как вы понимаете слово «болтала» ?

Словарная работа :

Как вы понимаете слово…

Болтать – быстро и много говорить.

Как вы понимаете выражение «не совать свой нос, куда не надо» ? (не влезать в чужие разговоры; не перебивать, когда разговаривают взрослые; не мешать людям, когда они заняты .)

Физминутка

В : А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Дружно присели,

Пяточки задели…

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Молодцы! Похвалите себя : обнимите себя правой рукой за левое плечо, а левой рукой погладьте себя по голове.

Присаживайтесь на стульчики.

В : Сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ, я вы внимательно слушайте, потому что потом будите его пересказывать.

Повторное чтение рассказа.

Пересказывают 3 – 4 ребёнка. Можно использовать пересказ по цепочке или по ролям. Каждый пересказ оценивается.

В : Предлагаю поиграть.

Д/и «Скажи наоборот»

1. Максим высокий, а Вика…

2. У Маши волосы длинные, а у Антона…

3. Мама разговаривает, а дочка…

4. Папа идёт, а сын…

5. Соня весёлая, а Саша…

6. Вова плачет, а Владик…

7. Сестра большая, а брат…

8. Дедушка старый, а внук…

9. Золушка добрая, а мачеха…

Д/и «Что забыл нарисовать художник?»

Наша Оля просит вас ей помочь. Она рисовала портрет своего друга Кости, но неожиданно к ней пришли гости и она не успела его дорисовать. Ей очень хотелось подарить портрет своему другу. Давайте ей поможем, но сначала рассмотрим, что же она не дорисовала?

(на столах лежат портреты мальчика, на которых не дорисованы детали на лице).

В : Так, что же не успела дорисовать Оля, на твоём портрете Алиса?

Ребёнок рассматривает свой рисунок и называет, н-р :

Оля на портрете не дорисовала глаза. Я дорисую Косте глаза.

(спросить несколько детей) .

Дети работают за столами.

В : Я думаю, что Косте понравятся портреты, которые вы помогли дорисовать Оле. И Оля благодарит вас за помощь.

Теперь эти портреты она может подарить своему другу.

Итог :

1. Дети, чем вы сегодня занимались на занятии ?

2. Что больше всего понравилось?

Сегодня вы очень хорошо работали на занятии , справились со всеми заданиями. Были дружные, …

Воспитатель от имени куклы Оли анализирует работу детей на занятии .

Соколова А.С. ,

учитель-логопед,

МДОУ “Детский сад №172” компенсирующего вида,

г. Новокузнецк, Кемеровской обл.

Конспект занятия для детей со вторым уровнем речевого развития.

Задачи:

  1. Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Части тела».
  2. Продолжать учить употреблять существительные в творительном падеже.
  3. Продолжать учить составлять предложения с опорой на предметные картинки.

Оборудование: предметные картинки: частей тела человека и предметов, Петрушка, установка мультимедиа.

1. Организационный момент.

– Посмотрите, ребята, к нам в гости пришел Петрушка. Поздоровайтесь с ним. Петрушка никогда не ходил в детский сад и поэтому он просит нас рассказать ему о человеке, из каких частей тела состоит человек. Поможем Петрушке? Расскажем ему о частях тела человека?

2. Основная часть.

1. Повторение названий частей тела человека (на экране).

– Ребята, чтобы показать Петрушке части тела человека, нужно чтобы нам кто–нибудь помог. Посмотрите на экран, кто нам в этом поможет? (изображение мальчика и девочки).

– Кто это ребята? (Мальчик и девочка).

– Что это у мальчика (д.)? (Голова). – Что это у девочки (д.)? (Живот). – Что это у м.? (спина). – Что это у д.? (Ноги). – Что это у м.? (Руки). – А это что на руках? (Пальцы). – Посмотрите на лицо м. что это? (Глаза, рот, нос, уши, брови, лоб, язык, зубы).

– Молодцы ребята все части тела человека назвали правильно.

– Ну, что Петрушка запомнил как называются части тела человека?

Физминутка.

Это глазка. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

2. – Посмотрите внимательно на экран.

Появляется:

Ложка – Дети, чем мы будем брать ложку? (руками).

Хлеб – Чем будем жевать хлеб? (Ртом).

Книга – Чем будем рассматривать книгу? (Глазами).

Цветы – Чем будем нюхать цветы? (Носом).

Магнитофон – Чем будем слушать музыку? (Ушами).

Яблоко – Чем будем кусать яблоко? (Зубами).

Мороженое – Чем будем лизать мороженое? (Языком).

Мяч – Чем будем пинать мяч? (Ногой).

– Молодцы, ребята. Петрушка, тебе понравилось как отвечали ребята на вопросы?

3. П/и «Чем делали?»

– А сейчас, мы поиграем в игру вместе с Петрушкой.

«Потопали ногами. – Чем топали?

Похлопали руками. – Чем хлопали?

Пальцами рук пошевелили. – Чем шевелили?

Глазами посмотрели вверх, вниз. – Чем смотрели?

Подвигали бровями. – Чем двигали?

Покивали головой. – Чем кивали?»

4. Составление предложений.

Детям раздаются картинки с часть тела человека и предмета, по которым дети должны составить предложение.

Сначала образец дает логопед: «- Я нюхаю духи носом.» и т.д.

4. Заключительная часть.

– Ну вот мы и рассказали Петрушке о всех частях тела человека. Петрушке очень понравилось на нашем занятии, сегодня он много узнал нового и интересного. Ему пора возвращаться домой, но он обещал, что обязательно придет еще к нам в гости. Попрощайтесь с Петрушкой.

– О чем мы сегодня говорили на занятии?

Оценка работы детей.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

Игра « Один – много»

Игра «Назови ласково»

Физкультминутка

Игра «Чего не хватает

Итог занятия.

Конспект занятия по развитию речи в группе 2 года обучения

Тема: « Части тела и лица »

Цель: Закрепить названия частей тела и лица человека.

Коррекционно-образовательные задачи:

Научить образовывать существительные множественного числа;

Научить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Расширять активный и пассивный словарь в ходе изучения данной темы;

Расширять глагольный словарь;

Продолжать развивать умение слушать устный текст и выполнять словесную инструкцию.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие моторики рук;

Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;

Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие правильного речевого выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Словарь и оборудование: Нос, нога, палец, рука, рот, глаз, ухо, щека, живот.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением человека, отгадывание загадок по теме, беседа о человеке, частях его тела и лица, индивидуальная работа перед зеркалом – артикуляционная гимнастика.

Раздаточный материал: картинки с изображением лица человека

Демонстрационный материал: картинки с изображением частей лица и тела.

Ход занятия.

Введение в тему:

Ребята, посмотрите друг на друга. Все мы разные на вид, но у каждого есть руки, ноги, рот, два уха, два глаза и нос. Какими бы мы не были разными, но все мы похожи своим телосложением. Ребята, давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека. Я буду зачитывать вам стихотворение, а вы будете внимательно слушать и как только вы услышите названия частей лица и тела вы сразу их показываете, я вам буду помогать.

Быть у каждого должна, очень умной голова.

Я верчу ей, как умею, голова сидит на шее.

Животик, спинка, грудь, и вместе это туловище – туловище.

Съел еду я всю, и вот мой наполнился живот.

На прогулке не забудь закрывать от ветра грудь.

Руки – чтоб трудиться, воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики – очень дружные пальчики.

Бегут по дорожке очень резвые ножки.

Молодцы, вот мы с вами и вспомнили, из чего состоит наше тело. Теперь давайте пройдем за столы и поиграем в интересную игру, которая называется

Основная часть.

Игра на развитие правильного речевого выдоха

Игра « Один – много» - я буду показывать вам картинки с изображением частей тела и лица, а вы должны правильно назвать. Обратите внимания, что на одной картинке будет нарисован один предмет, а на другой много. Нос – носы, палец, пальцы, рука -руки, нога - ноги, рот –рты, глаз -глаза, ухо- уши, щека- щеки.

Игра «Назови ласково» - давайте назовем наши части тела и лица ласково.

Нос – носик, палец- пальчик, рука -ручка, нога - ножка, рот –ротик, глаз -глазик, ухо- ушко, щека- щечка.

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

Утром ножки одеваем (имитация одевания)

Ручки, ручки потираем (потираем ручки)

Зубки, зубки очищаем (языком проводим по верхним и нижним зубкам)

Щечки, щечки надуваем (надуваем щечки)

Ротик кушает, зевает (жуем, зеваем)

Глазки, глазки изучают (водим глазками по сторонам)

Лобик шишки набивает (кулачки ко лбу)

Физкультминутка

Это глазки – вот, вот, вот, это ушки – вот, вот, вот.

Это нос, это рот, там спинка, тут живот,

Это ручки хлоп-хлоп, это ножки топ-топ.

Игра «Чего не хватает» - посмотрите, перед вами находится картинка с лицом человека, на этой картинки не хватает одной части лица, давайте попробуем понять какой и рассказать, что делает эта часть лица.

Итог занятия. Логопед подводит итоги, оценивая работу детей на занятии.

Сегодня мы с вами говорили про части тела и лица. Что вам понравилось.

Конспект занятия

по развитию лексико-грамматической стороны речи

в средней группе.

Тема:

«Части тела»

с использованием речедвигательных упражнений

и пальчиковых игр.

Цели:

Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме Развивать слуховое и зрительное внимание, память и мелкую моторику Закреплять навыки противопоставления большого пальца остальным, помогать запоминать названия пальцев Развивать чувствительность органов чувств, учить соотносить ощущения с органами чувств Учить правильно использовать существительные в форме Тв. и П. п. ед. и мн. ч. Учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела Упражнять в понимании и выполнении 2-ступенчатой инструкции. Воспитывать навыки организованного поведения Воспитывать эмоционально-радостное отношение к пальчиковым играм.

Материал к занятию:

Картинки: цветок, грибок, шарик, квадрат, круг (для зрительного анализатора)

Целлофановый пакет, бумага, вода и 2 стакана (для слухового анализатора)

Мандарин, лимон, чеснок, шоколад (для обоняния)

Морковь, яблоко, шоколад (для вкусового анализатора)

Игрушки: пирамидка, матрешка, мячик, кубик, машинка (чудесный мешочек)

Картинки частей тела и человека. Мяч для игры. Повязка для глаз. Каштаны и грецкие орехи на каждого ребенка. 2 коробки (синяя и зеленая).

Аудиозапись речедвигательные игры Е. и С. Железновых

Ход занятия.

I . Орг. момент. Приветствие.

Дети здороваются.

Вежливые люди всегда здороваются друг с другом. У нас есть очень хорошие помощники, которые помогают нам играть, рисовать, есть, одеваться и за мамочку держаться. Что это за помощники? (РУКИ)


Да, это наши ручки и ловкие пальчики, которые тоже умеют здороваться.

Игра: «Пальчики здороваются»

Большой пальчик «здоровается» поочередно с остальными, начиная с указательного.

Здравствуй, указательный!

Привет, средний!

Здорова, безымянный!

Как живешь, мизинец?

II . Введение в тему.

1. Игра: «Что изменилось?» На доске картинка «цветок», затем закрыть ширмой и поменять картинку на «грибок» (квадрат, круг…)

Что вам помогает узнавать картинки? (ГЛАЗА)

Вы эти картинки видите чем ? (ГЛАЗАМИ)

Выставить картинку «глаза»

2. За ширмой производить звуки – шуршать пакетом, смять бумагу, перелить воду…

Дети угадывают предметы.

Что вы сейчас делали? Как догадались, что я тут прячу? (СЛУШАЛИ)

- Чем вы слушали? (УШАМИ)

Выставить картинку «уши»

3. Угадывание по запаху. (мандарин, лимон, чеснок, шоколад)

Как ты догадался? Чем ты нюхал? (НОСОМ)

Картинка «нос»

4. Игра: «Чудесный мешочек» - Как ты узнал?

Ты не видел, не слышал, а догадался с помощью чего? (РУК, ПАЛЬЦЕВ)

Картинка «рука»

5. Угадывание на вкус. (морковь, яблоко, банан, шоколад)

Ребенку закрыть глаза, дать попробовать кусочек.

Что тебе помогло узнать продукт? (РОТ) Чем мы едим? (РТОМ)

Картинка «рот»

III . Закрепление темы

Посмотрите, что вы видите на доске? (ЧАСТИ ТЕЛА)

Какие еще части тела у нас есть? (выставить картину человека). Если затрудняются, то логопед показывает части тела на картинке человека (Дети называют)

Речевая подвижная игра:

Называем мы слова: Нос, живот, коленки, пятки,

Лоб, затылок, голова, Губы, бедра и лопатки…

Шея, плечи, пальцы, ногти, Части тела изучаем,

Кулаки, ладошки, локти, Части тела называем.

Активизация глагольного словаря. Игра с мячом.

Логопед бросает мяч ребенку, называя часть тела, ребенок возвращает мяч, называя, какие действия производит этот орган.

Инструкция: «Я называю часть тела, а вы скажите, что мы делаем»

Что мы делаем глазами? (смотрим, моргаем, закрываем, открываем)

Носом? (дышим, нюхаем, сморкаемся)

Ртом? (разговариваем, едим, улыбаемся, кричим, смеёмся…)

Руками? (трогаем, берем, хлопаем)

Ногами? (прыгаем, шагаем, топаем, бегаем…)

Ориентировка в пространстве, понимание и выполнение инструкций.

«Правый – левый» - выполнение двухступенчатой инструкции:

Возьмите в правую руку каштан, а в левую – орех. Проверить правильность.

Что у вас в правой руке? Что у вас в левой руке? В какой руке каштан? В какой руке орех?

А сейчас крепко сожмите каштан и орех и держите, пока я сосчитаю до 5.

Положите орех в синюю коробку, а каштан – в красную.

Активизация в речи существительных в форме пр. падежа ед. и мн. числа

Игра: «У жирафов…» Синхронизация речи и движения. (Железнова)

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.




У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.


У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.


А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

IV . Итог: Что мы сегодня с вами делали?

Что нам помогает дышать, есть, говорить, смотреть, слышать…?

Как мы называем все эти части? (ЧАСТИ ТЕЛА)

Молодцы! Вы очень хорошо поработали, особенно, Саша, Маша…. (похвалить всех детей)

Дом и семья