Костяной варган. Варган – древний музыкальный инструмент наших предков. Использование варганов шаманами

Здравствуйте, дорогие друзья.

У каждого народа есть своя традиционная музыка – фольклор, который является неотъемлемой частью народного творчества. Сегодня мы расскажем вам о мотивах республики Бурятия и представимбурятские народные инструменты. Вы сможете узнать о них много интересного, а в помощь вам будут картинки с названиями.

Немного о музыкальности населения

На протяжении всей истории музыкальная культура бурят возникала под влиянием разных частей мира – начиная от Центральной Азии оканчивая Дальним Востоком. Музыкальные эксперты отмечают, что местные мотивы близки музыке монголов, тувинцев, калмыков и других народностей Алтая.

Старинные виды музыки Бурятии имеют тесный контакт со скотоводством (игра на дудках), с ритуальными поклонениями богам и шаманскими традициями.

Народный стиль пения не отличается динамическими оттенками. Песни поются «во все горло» открытым и сильным звуком. Объясняется это тем, что издавна буряты музицировали на открытом степном воздухе, где нужно было перепевать ветер и пространство. Такие песни пели пастухи. Бурятские мотивы также исполняются , которое народ позаимствовал у .

Первые записи народного музицирования собрал в 1852 году Гмелин Иоганн – естествоиспытатель из Германии, который служил в Российской империи и путешествовал по Уралу и Сибири.

Эпический жанр и моринхур

В фольклоре страны есть несколько жанров:

  • семейно-бытовой,
  • культовый,
  • обрядовый,
  • исторический,
  • эпический,
  • лирический.

Оригинально звучат сказания народа о богатырях – баторах. Исполнителей эпического жанра называют улигерами. До сих пор в дальних частях страны можно насладиться песнями старцев. Особенный интерес представляет их музыкальный инструмент хур (моринхур).


Он струнно-смычковый, трапециевидной формы с шейкой, гриф которой украшен в виде головы коня. Почему именно этого животного? Дело в том, что звук моринхура очень похож на ржание лошади. Инструмент двухструнный и состоит из «мужской» струны, которая изготовляется из сто тридцати волосков скакуна и «женской» хвоста кобылы. В восточной традиции это символы мужчины и женщины.

Струны не щипаются, а зажимаются ногтями указательного и среднего пальцев, их внешней частью. Правой рукой держится смычок. На хуре играют в сидячем положении. Это преимущественно мужской инструмент, хотя на нем играют и женщины. Используется он как сольно, так и в аккомпанементе.

Предполагается, что хур прибыл в страну с Марко Поло в 1275 году. Это был подарок ему от правителей тогдашней династии Юань .

Струнные

Еще одним струнным народным инструментом гордятся местные жители – чанзой. Она сходна по форме с хуром, однако может быть и трапециевидной формы, с шейкой и грифом. Имеет три струны, которые щипаются. Чанза издает своеобразное шуршащее и дребезжащее звучание.

Зачастую она звучит в симфоническом оркестре, некоторые композиторы используют чанзу в качестве аккомпанемента под оперу из-за необычного тембра. Такое соло «струнной красавицы» можно услышать в балете Жигжита Батуева «Во имя любви».

В России чанзу реконструировали, добавив четвертую струну .

Другой щипковый инструмент очень напоминает славянские гусли – иочин. На корпус натянуты струны, о которые ударяют палочками из дерева, тростника или бамбука. Современные композиторы могут также пользоваться клавиатурой на иочине. Его используют по большей части в оркестре или ансамбле.

Деревянные духовые

Буряты славятся своим умениям игры на духовых инструментах. Старинным представителем таковых является лимбэ, она похожа на флейту. Это трубка из бамбука, верхний торец которой закрыт пробкой из дерева. Звучит сильно и очень пронзительно.


По диапазону охватывает около 2-х октав. Удивительно, но этого хватает для исполнения виртуозных мелодий с хроматическим рядом звуков. А чтобы играть непрерывно, следует дышать специальным образом.

Редкая техника игры на лимбэ, которая называется круговое или закрытое дыхание, зарегистрирована в списке ЮНЕСКО как нематериальное наследие. Этот метод очень сложен для воспроизведения. В стране есть два известныхвиртуоза игры — Александр Шодонов и Баттувшин.

На звучание лимбэ очень похожа музыка, извлекаемая из инструмента суур, только мелодии получаются мягче и нежнее. Суур изготовлен в виде флейты. Чаще всего его можно услышать в западной части Бурятии, а на востоке большая часть музыкантов играет на лимбэ.


Бишхур – духовой инструмент в виде гобоя. Исторически мастера изготовляли его таким образом, что он издавал пять звуков. Современные музыканты могут выдавать хроматический ряд.

Барабаны

Еще жители используют ударные. Самым распространенным и интересным можно назвать дынчики – это небольшие медные диски, которые нанизывают на стержень из металла и потом по ним бьют палочкой. Звучание получается вибрирующим и очень нежным.

Своеобразен барабан под названием дамару, имеющий форму песочных часов. Он обтянут кожей с обеих сторон. По ним музыканты ударяют кожаными шариками, которые прикреплены на веревках к самому барабану. Чаще всего на нем играют путешественники из-за его небольшого размера. Еще дамару используют в ритуальных практиках буддизма, об этом можете подробнее прочитать .


Варган

Еще один интересный маленький музыкальный инструмент, который очень любит народ – это варган — губной щипковый идиофон (источник звука – само тело инструмента).


Чтобы сыграть на нем, меняя тембр мелодии, нужно приложить его к зубам, изменять артикуляцию иправильно дышать. Делают варган обычно из кости, металла или дерева.


Модификации варгана можно встретить в большинстве стран мира. Это один из древнейших инструментов в истории человечества. О его точном происхождении уже несколько десятков лет спорят музыкальные эксперты. Предположительно, что появился варган пять тысяч лет назад в Южной Азии и позднее распространился почти на всю территорию земного шара.

Заключение

Мы рассмотрели самые известные инструменты Бурятии. Если вам известны еще какие-то интересные музыкальные инструменты этой республики, поделитесь с нами в комментариях!

А мы на этом прощаемся с вами, дорогие читатели.

До скорых встреч!

Якутский хомус (варган) – древний музыкальный инструмент народов Республики Саха (Якутия), возраст которого составляет более 5 тысяч лет. Его отличает характерный «космический» звук: он издревле считался инструментом якутских шаманов. Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и используется в различных ритуалах. Поэтому, в Якутии это не просто инструмент, а настоящий символ национальной культуры народа Саха. Местные умельцы через века пронесли секреты изготовления звучных, колоритных варганов. Несмотря на малый размер, он позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие звуки природы.

Хомус — музыкальный инструмент

Существует несколько разновидностей хомуса — якутского музыкального инструмента. В древние времена якутский варган изготавливали из древесины или кости, а прототипом являлось дерево, разбитое молнией. При порывах ветра оно издавало загадочные звуки. В старину такое дерево считалось священным и его щепки бережно хранились.

Сегодня, традиционный якутский хомус делают из железа. Он имеет подковообразную форму, состоит из ободка и двух суживающихся «щек». С середины ободка начинается стальной язычок, проходящий между «щеками». Там, где заканчиваются «щеки», язычок загибается, образуя колено и загнутый кончик. Этой вибрирующей пластинкой и создается необычный трещащий звук. Музыкальный инструмент хомус может иметь от одного до четырех язычков. Одноязычковый варган играет на одной ноте. Вибрация язычка создается за счет дыхания и артикуляции. Не менее важен ритм – он зависит от техники и мастерства играющего.

Мистичность якутского хомуса заключается в том, что для игры на нем требуется полное сосредоточение. Только в этом случае достигается гармония звучания, и музыка воспринимается не только ушами, но и всем телом. Варган также используется для самосозерцания: когда частота вибраций воздуха совпадает с вибрациями тела человека, достигается полное единение с ним.

Якутский хомус является шаманским инструментом. В своих ритуалах шаманы использовали в основном инструменты с низким, раскатистым звучанием. Считалось, что звук якутского музыкального инструмента хомуса соткан из космических вибраций и является инструментом, связывающим человека с верхним миром. Варган нередко украшался национальным орнаментом. Некоторые сакральные значения узоров на якутском хомусе до сих пор не разгаданы.

Не секрет, что многие из вас хотели бы узнать, как играть на хомусе. Игра на хомусе – это всегда импровизация, отражающая внутреннее состояние играющего. Тем не менее, необходимо освоить базовые навыки, чтобы издаваемые звуки варгана сливались в стройную мелодию.

Держать правильно якутский хомус не так уж и сложно, как покажется на первый взгляд. Одной рукой его нужно взять за кольцо, плотно прижать наружные щечки к зубам. Язычок должен свободно проходить между зубами, не касаясь их. Звуки извлекаются колебаниями язычка: для этого по его загнутому кончику бьют указательным пальцем.

Базовые приемы ударов о язычок

Для этого нужно вращать расслабленной кистью, задевая согнутым указательным пальцем язычок спереди. Необходимо контролировать силу и темп удара в зависимости от ритма. Можно ударять пальцем о язычок и при обратном движении кисти – получится обратный удар.

Дыхательная техника при игре на хомусе

Дыхание играет важную роль в формировании мелодии. Если медленно и осторожно вдыхать воздух в себя, звучание варгана удлинится. Выдох не влияет на звук, но, в сочетании с правильным вдохом, увеличивает силу колебания язычка. Дополнительные возможности дает использование диафрагмы. Если с ее помощью «качать» воздух, можно получить более сильный и глубокий звук.

Управление музыкой

Звук можно изменять с помощью органов речи: вибрацией языка, движениями губ. Так, если обхватить губами корпус, звук усилится.

Игра на якутском хомусе доступна всем. Главное — это понять, как играть на хомусе, систематически тренироваться, проявлять упорство и иметь огромное желание овладеть варганом.

Звук якутского хомуса по тембру и звучанию во многом созвучна с национальной манерой пения. Ведь горловое пение, часто встречаемое среди народов Сибири, имеет много общего с игрой на якутском хомусе. Особого внимания заслуживает вплетение в музыку речи, когда хомусист как бы поет сквозь варган. Слившийся с варганом хомусист сам становится на время музыкальным инструментом.

Для якутов игра на хомусе – глубоко личное, камерное действо. Якутские шаманы использовали его для лечения людей и изгнания злых духов. Также этот инструмент нередко сопровождал любовные признания, когда через него выказывались самые сокровенные чувства. Особенно популярен был якутский хомус у женщин – существовал даже особый жанр хомусных песен. После революции интерес к инструменту ослаб, его даже запрещали из-за ассоциаций с шаманизмом, но в последнее время эта народная традиция возрождается. Нередко мастера проводят обучение, где всем желающим рассказывают, как играть на якутском хомусе.

Музей хомуса

Находится единственный в мире музей хомуса. В нем собрано более 2 тысяч экспонатов, рассказывающем об этом удивительном инструменте.

Среди них индийские, монгольские, тувинские хомусы и многие другие национальные инструменты. бережно хранит духовное наследие различных народов. В нем проходят конференции, лекции, встречи, экскурсии, направленные на сохранение и развитие инструмента.

Видео о хомусе

Посмотрите видео и убедитесь, как красиво звучит якутский хомус в современном исполнении мастера хомуса — Ольги Подлужной. Ритмичная игра на якутском хомусе просто завораживает человека:

Фотографии якутских хомусов

1. Абафив - бонтонский (северофилиппинский)
2. Агас кумыс - башкирский деревянный
3. Агач-кубыз - башкирский металлический лукообразный
4. Агач-кумыз - башкирский лукообразный
5. Акиз тамбураси - турецкий
6. Алибав - филиппинский
7. Аль пыныр - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск) "ротовой молоток"
8. Аман тобшуур - монгольский
9. Аман хуур - монгольский
10. Аманхуур - бурятский
11. Ангкуок - камбоджийский
12. Апинг - яванский (океанийский)
13. Арпа дэ бока - испанский "ротовая арфа"
14. Арфа еврейская - англоязычный ломаный
15. Ата - бирманский
16. Аура - многоязычковый, состоит из нескольких варганов, укреплённых на металлическом диске
17. Афив - северофилиппинский
18. Баборе - хаусский (нигерийский)
19. Бамбаро - нигерийский
20. Бандурелес - литовский металлический в форме подковки
21. Бандурелис - литовский металлический в форме подковки
22. Бандурка - литовский
23. Бегнанкр - новогвинейский
24. Белембаупачет - гуамский (океанийский)
25. Беримбау - португальский
26. Бивба - североуэльсский (британский)
27. Бивбо - вендский (южноафриканский) металлический
28. Биггунг - филиппинский
29. Бинайо - непальский
30. Биримбао - испанский
31. Бомбарде - швейцарский
32. Бомбон пумбуне - океанийский
33. Брнкачка - словацкий металлический
34. Брумбизе - словенский
35. Брумладео - вендский (южноафриканский)
36. Брумле - чешский
37. Бруммайзен - австрийский
38. Буглин шаман - монгольский
39. Бунгкау - малазийский металлический
40. Ванни-яйяй - корякский "зубной барабан"
41. Ванни-яяр - чукотский "зубной барабан"
42. Варам-тума - чувашский "комар"
43. Варган - русский
44. Варгас - латышский
45. Вархан - чувашский
46. Васанг - африканский
47. Веримбао - испанский металлический подковообразный
48. Вирган - украинский
49. Вывко - ненецкий "гудок"
50. Выч ранга - нивхский (Хабаровск, Сахалин) металлический
51. Гагана - ассамский (индийский)
52. Гвимбарда - испанский
53. Генггонг - суматранский (индонезийский) архаический
54. Гимбарде - французский металлический
55. Гнагнарарроне - сицилийский (итальянский) металлический
56. Гого - суматранский (океанийский)
57. Гон-кап - тамангский (непальский)
58. Гхоралийау - раджастханский (индийский)
59. Дамбрелис - литовский металлический
60. Дан мои - вьетнамский
61. Джигач-ооз-комуз - киргизский деревянный
62. Джозхап - английский "челюстная арфа"
63. Доромб - венгерский
64. Доромба - украинский металлический
65. Дримба - румынский
66. Дримболь - сербский металлический
67. Дрнкачка - чешский металлический
68. Дромб - румынский
69. Дромба - румынский
70. Дромбоае - румынский
71. Дромбуле - сербский металлический
72. Дромбуля - сербский металлический
73. Дронг - румынский
74. Дронд - румынский
75. Дрондь - румынский
76. Друмбля - словацкий металлический
77. Друмельца - словенский
78. Друмля - польский
79. Друри беве - южнониаский (индонезийский)
80. Дрымба - украинский, белорусский, молдовский
81. Дури - ниаский (индонезийский)
82. Жыгач ооз комуз - киргизский деревянный
83. Загада - хауский (африканский)
84. Замбурак - иранский
85. Занфоргна - швейцарский
86. Иситхокотхоло - зулусский (южноафриканский)
87. Истурмант - валлийский (британский)
88. Йырин - сакаиский (малазийский)
89. Кабас - марийский
90. Канга - нивхский (Хабаровск, Сахалин) с деревянным или металлическим язычком
91. К"апи - тибетский бамбуковый
92. Кезыл пыныр - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск)
93. Кингай - ульчский (Хабаровск) железный
94. Кобза - белорусский металлический
95. Кобыз - туркменский металлический
96. Кобыз-тюнюр - алтайский
97. Ковыж - марийский
98. Кокин - китайский
99. Кома - танзанийский (восточноафриканский)
100. Ком-и - лимбуский (непальский)
101. Комос - алтайский
102. Комуз - киргизский деревянный
102". Комуз - тюркский
103. Комыж - марийский
104. Комыз - казахский металлический
105. Комыс - чукотский
106. Кон хле - седангский (вьетнамский)
107. Конг кле - вьетнамский
108. Конгипкавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
109. Кондывкон - эвенкийский (Сибирь, Китай) костяной
110. Коннапилль - эстонский металлический "инструмент-лягушка"
111. Копуз - узбекский и таджикский деревянный
112. Кордаун - эвенкийский (Сибирь, Китай)
113. Кубинг - южнофилиппинский бамбуковый
114. Кубыз - башкирский
114". Кубыз - волжскотатарский и башкирский металлический
115. Кулузун-хомуз - тувинский
116. Кумикайэ - удэгейский (Приморье, Хабаровск) деревянный
117. Кумыз - башкирский и татарский
118. Кунга - орочский (Приморье, Хабаровск) металлический
119. Кунгай - орочский (Приморье, Хабаровск) металлический
120. Кунгкай - удэгейский (Приморье, Хабаровск)
121. Кунка - нанайский (Хабаровск) металлический
122. Кункай - удэгейский (Приморье, Хабаровск) металлический
123. Кункан - орочский (Приморье, Хабаровск) металлический
124. Кункахи - негидальский (Хабаровск)
125. Кункон - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
126. Кунха - нанайский (Хабаровск) жестяной с острым игловидным язычком
127. Купас - чувашский
128. Кучи-бива - японский
129. Кха-ванг - тхакахиский (непальский) металлический
130. Кха-рнга - тибетский "ротовой барабан"
131. Кэнгипкэвун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
132. Локангавава - мадагаскарский
133. Мабу - соломоновоостровной (океанийский)
134. Марранзану - сицилийский (итальянский) металлический
135. Маультроммель - немецкий "ротовой барабан"
136. Мачинга - сунуварский (непальский)
137. Мачунга - раиский (непальский)
138. Моду-гитарра - баскский (Испания, Франция)
139. Мондтром - голландский
140. Морсанг - индийский
141. Морсинг - индийский
142. Морчанг - индийский
143. Мосугитарра - баскский (Испания, Франция) металлический
144. Мосумусика - баскский (Испания, Франция) металлический
145. Муккуна - айнский (сахалинский российский)
146. Муккури - айнский (хоккайдский японский)
147. Муксу-гитарра - баскский (Испания, Франция)
148. Мунгига - швейцарский "ротовая скрипка"
149. Мундгармоника - немецкий 19 в.
150. Мундхарпе - датский металлический
151. Муннихарппу - финский
152. Муннспилль - норвежский
153. Муннхарпа - исландский
154. Муннхарпе - австрийский "ротовая арфа"
155. Мунхарп - норвежский
156. Мунчанг - индийский металлический в форме подковы с длинным язычком
157. Мурсанг - индийский металлический в форме подковы с длинным язычком
158. Мурсинг - тамильский (индийский)
159. Мурчанг - индийский металлический в форме подковы с длинным язычком
160. Муультруммле - швейцарский "челюстной барабан"
161. Мучанг - индийский металлический
162. Мучанга - бенгальский (индийский)
163. Мыны - нанайский (Хабаровск) железный
164. Ни ау кани - гавайский
165. Орган - украинский
166. Панар - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
167. Панг теу инг - вьетнамский
168. Панга - ульчский (Хабаровск)
169. Пангар - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
170. Пангипкавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
171. Пармупилль (parmupill) - эстонский "шмелиный инструмент"
172. Пиргипкавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
173. Покакакака - кукаостровной (океанийский)
174. Поль пыныр - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск) с деревянным язычком
175. Пургивкэвун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
176. Пургип-кавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
177. Пуссипели - финский металлический
178. Пымель - кетский (Красноярск) деревянный
179. Пымл - кетский (Красноярск) деревянный
180. Пымыль - кетский (Красноярск) деревянный
181. Пыныр язычковый - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск) железный, костяной с орнаментом, бамбуковый
182. Пэнгивкэвун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
183. Раб нкас - бирманский
184. Рбаор
185. Рбиба - швейцарский
186. Ребаорбе - швейцарский
187. Риндинг - яванский (океанийский)
188. Рория - новозеландский бамбуковый
189. Рурия - маорийский (новозеландский)
190. Са трунфа - сардинский (итальянский)
191. Сага-сага - суматранский (океанийский)
192. Секебеку - южноафриканский
193. Сергёч кубос - чувашский
194. Сетёли - сотхоский (южноафриканский)
195. Скаччапенсьери - итальянский "изгонятель дум"
196. Суна да букка - румынский
197. Суупели - финский "челюстной инструмент"
200. Сууп-тумран - хантийский и мансийский
201. Суухарппу - финский "челюстная арфа"
202. Суяк-чанг-кобуз - узбекский и таджикский костяной
203. Тааветин харппу - финский "арфа Давида"
204. Темир ооз комуз - киргизский дугообразный железный, медный, бронзовый или латунный со стальным язычком
205. Темир-комуз - киргизский металлический
206. Темир-комыз - казахский металлический
207. Темир-комыс - тувинский металлический
207". Темир-комыс - хакасский металлический
207"". Темир-комыс - горно-алтайский металлический
208. Темир-кубыз - башкирский и татарский металлический
209. Темир-хомуз - тувинский
210. Темир-чанг - узбекский металлический кованый
211. Темир-чанг-кобуз - узбекский металлический
212. Темюр хуур - западномонгольский металлический
213. Тендор - мадхья-прадешский (индийский)
214. Террилбаканун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
215. Тивтив - китайский
216. Тимер кумыз - башкирский металлический
216". Тимер-кумыз - башкирский и татарский
217. Тимпан - румынский
218. Титапу - кукаостровной (океанийский)
219. Тои - лаосский
220. Томра - хантийский
221. Тонг - вьетнамский
222. Тоунг - вьетнамский
223. Трёмми - швейцарский
224. Тремоло - швейцарский
225. Тримми - швейцарский
226. Тримпи - швейцарский
227. Тромп - шотландский металлический
228. Тромпа - баскский (Испания, Франция)
229. Трумбла - румынский
230. Трумп - баскский (Испания, Франция) металлический
231. Трумпад - ирландский металлический
232. Тумра - мансийский костяной
232". Тумра - хантийский деревянный или костяной
233. Тумран - мансийский
233". Тумран - хантийский костяной
234. Тхен - вьетнамский
235. Тюмюр хуур - монгольский металлический
236. Улибав - филиппинский
237. Улибао - калингаский (филиппинский)
238. Умша-ковыж - марийский
239. Утете - самоанский (океанийский)
240. Хамыс - якутский
241. Хозон - нивхский (Хабаровск, Сахалин) деревянный или железный
242. Хомус - якутский металлический с одним-тремя язычками
243. Хомыс - якутский
244. Хоэн-тунг - таиландский
245. Хуанг - китайский
246. Хулсан хуур - западномонгольский костяной, роговой, бамбуковый или деревянный
247. Хулузун-комыс - тувинский бамбуковый
248. Хулузун-хомус - тувинский
249. Хур - бурятский
250. Хуулипели - финский "губной инструмент"
251. Хуулихарппу - финский "губная арфа"
252. Хуур - бурятский, монгольский
253. Цинфоргна - швейцарский
254. Чайдоромб - венгерский металлический
255. Чанг - пакистанский металлический
256. Чанги занона - таджикский
257. Чанг-кавуз - узбекский металлический
258. Чанг-кобуз - таджикский металлический
259. Чанг-комуз - узбекский-афганский
260. Чангу - сунуварский (непальский)
261. Чинфорна - румынский металлический
262. Шанфорна - румынский металлический
263. Шейвеле - литовский металлический
264. Шынкобуз - каракалпакский (Узбекистан, Афганистан)металлический, популярный среди женщин
265. Ыяш-хомус - тувинский деревянный
266. Эго - индонезийский (океанийский)
267. Юнгготан - малайзийский
268. Юринг - индонезийский
269. Юринг ранггуин - темиарский (западномалайзийский)
270. Юута лайсен харппу - финский
271. Юуталайсхарппу - финский металлический "еврейская железная арфа"
272. Яш-хомуз - тувинский

273. Риолина - Колумбия | Riolina - Colubia

Варган – широко распространившийся в настоящее время инструмент. Его название означает с древнегреческого «рот» (варгос), и это неудивительно, так как этот человеческий «орган» принимает в процессе игры важнейшее значение.

Главнейшие определяющие характеристики инструмента:

  • щипковый;
  • язычковый.

История происхождения


Обычно специалисты относят варган к семейству идиофонов . Эти инструменты специфичны тем, что источник звука – тело самого приспособления . Само же «дрожание» осуществляется за счет механической энергии, которую дает играющий. Используется натянутая туго мембрана или струна. Интересно, что некоторые исследователи считают, что идиофоны – древнейший тип музыкальных инструментов, именно им мы обязаны в зарождении целого направления искусства.

Этнологи сообщают, что подобные музыкальные механизмы присутствовали во всех мировых культурах и имеют широчайшее распространение, варьируются лишь модификации. Немногие знают, что к идиофонам можно отнести многие инструменты перкуссионного плана, но барабаны не подходят, так как там присутствуют мембраны, являющиеся источником звука.

Можно разделить это семейство (идиофоны) на следующие категории:

  1. ударные;
  2. щипковые;
  3. фрикционные;
  4. духовые идиофоны.

Интересной разновидностью является «эолова арфа», которая приводится в действие природным путём. Перечислим некоторые народные идиофоны, которые были свойственны древнерусской культуре:

  • погремушка;
  • трещотка;
  • трензель;
  • пастухальница;
  • рубель и др.

Во время появления и распространения всех перечисленных инструментов стали появляться и первые модели варгана. В различных народах он имел свое название. Первоначально использовались для изготовления подсобные материалы – дерево, кость и др. Далее с появлением металла появились металлические варганы, которые стали делать из самых различных сплавов, чтобы получить специфическое звучание. Металлическая рамка стала называть дугой, а в целом инструмент стали относить к новому классу – дугообразные.

Были и цельно-сплавные модели:

  • медные;
  • бронзовые;
  • железные;
  • серебряные и др.

Виды варганов


На самом деле, специалисты разделяют все органы на два больших типа: пластинчатые и дугообразные . На территории СНГ можно встретить только второй тип, первый практически не распространен. Пластинчатый представляет собой пластину, узкую и тонкую, в которую вставлен язычок, прямо в середине. Малую популярность имеет потому, что это восточная, вьетнамская разновидность, там его называют «дан мои».

Дугообразный варган встречается и на отечественном пространстве и в странах Европы. Это гнутая проволока, база, в которую вставляется язычок, имеющий на конце специальный крючок для удобства в игре. Иначе такой инструмент называют дуговым или кованым. Существуют варганы, в которых несколько язычков, прежде всего стоит упомянуть китайский – «косуян» и якутский «икки».

Попробуем перечислить этнические варганы:

  • камбоджийский (ангкут);
  • алтайский (комус);
  • башкирский;
  • татарский (кубыз);
  • белорусский;
  • непальский (мурчунга);
  • венгерский (доромб);
  • русский (зубанка) и др.

Конструкция варгана


Конструкция варгана чрезвычайно проста. Наверное, поэтому его называют самым простым, примитивным инструментом. Кованый корпус и закрепленный в нем язычок, который отводят рукой, чтобы он начал вибрировать. В духовых гармониках похожий принцип, но там язычок отгибается посредством прохождения сквозь него потока воздуха. Разумеется, каждый тип этнического органа имеет свои конструктивные особенности, это в конечном итоге влияет и на звук – он может быть и «тяжелым» и совсем «тоненьким». Некоторые профессионалы могут распознать отдельные виды варгана на слух.

Звучание


Несмотря на свою конструктивную простоту, варган обладает неповторимым звучанием , при этом многим оно кажется неестественным, компьютерным, электронным. Инструмент считается самозвучащим. Исполнить на нём традиционные мелодии, а также некоторые танцевальные ритмы, которые применялись для создания ритуальной атмосферы в древности. Сейчас эти вибрирующие звуки были изучены и исследователи отмечают, что варган обладает богатым тембром и диапазоном звукоизвлечения, причем разброс частот происходит от самых низких, до самых высоких 16-20.000 Гц. Сейчас во многих странах мира происходит возрождение этого инструмента, его включают во всевозможные ансамбли этнической музыки, а также используют в качестве перкуссионного дополнения.

Случаются прецеденты использования варгана как солирующего инструмента. Стоит варган недорого, поэтому каждый может себе позволить иметь дома это нехитрое приспособление. Извлечение звука происходит посредством руки, а закрепляется инструмент во рту. Существует множество различных техник, которые позволяют добиться потрясающего результата. Специфический звук варгана очень ценится в настоящее время, но его нельзя настроить или изменить, для этого нужно применить другие материалы для корпуса и язычка. В целом инструмент заслуживает самой высокой оценки, и по праву называется «прародителем всех музыкальных инструментов». В сети можно найти множество обучающих роликов для начинающих, которые дадут основы для примитивной игры.

Вы можете

Видео

Слушать варган : Михаил Завгородний : Шаманская музыка на варгане. Исполняет Любовь Тарабарина. : Транс на варгане. Исполняет уличный Музыкант. : Басовый варган : Когда б имел златые горы : Хомус - якутский инструмент. Исполнение в клубе. Владислав Надишана : Алтайский варган и горловое пение. Группа "Новая Азия". Шаман и змея. : Варган в лесу : Дан Мой - вьетнамский инструмент. Вызывает солнце.

Варга́н (этимология неясна: либо от орган (ср. чеш. varhan ), либо от древнеславянского варга - рот, уста ), русское название народного музыкального инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам . По поверию алтайские шаманы играя на варгане могли перемещаться по трём мирам изменяя тембр и тип вибраций. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором . Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.

На территории России культура варганной музыки особенно развита на Алтае , в Башкирии (см. кубыз), в Туве и в Якутии .

На территории бывшего СССР варганы наиболее широко распространены в Казахстане , Киргизии .

Типы варганов

Выделяют два основных типов варганов - пластинчатый и дугообразный. На территории России наиболее распространены дугообразные варганы.

  • Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезается в середине пластинки (например, вьетнамский дан мои).
  • Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.

Существуют варганы с несколькими язычками (китайские коусяны).

Варганы разных народов

Алтайский комус

В XX веке алтайский варган сохранился только в отдалённых районах Горного Алтая, но благодаря мастерам он был восстановлен.

Башкирский кубыз

Известен башкирский варган - кубыз

Белорусский варган

Якутский хомус

Является одним из основных музыкальных и духовных инструментов. Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске .

Гуцульская дрымба

Чаще всего используется в гуцульском музыкальном быту.

Балийский варган

Примечания

Литература

  • А. Плюшар . Энциклопедический лексикон , том 8. - Типография А. Плюшара ; С.-П., 1837 - с. 284 (Варганъ).

Ссылки

  • varganist.ru - Рассказы о варганах, мастерах изготовителях и исполнителях. Техника игры на варгане по нотам. Инструкции по изготовлению варганов.

Категории:

  • Музыкальные инструменты по алфавиту
  • Язычковые самозвучащие музыкальные инструменты
  • Русские народные музыкальные инструменты
  • Казахские музыкальные инструменты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Варган" в других словарях:

    Варган - Варган. ВАРГАН, самозвучащий щипковый музыкальный инструмент в виде подковы или пластинки с прикрепленным к ней металлическим язычком. При игре варган прижимают к зубам, рот служит резонатором. Под различными названиями распространен у многих… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Металлический народный древнерусский музыкальный инструмент.В. состоит из железного ободка, величиною с вершок и имеющего формулиры. К нижней, широкой части прикреплена медная пластинка, проходящаявдоль инструмента и между суживающимися его… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Самозвучащий щипковый музыкальный инструмент в виде подковы (или пластинки) с прикрепленным к ней металлическим язычком. При игре варган прижимают к зубам. Под различными названиями распространен у многих народов … Большой Энциклопедический словарь

    Темир комуз, кубыз Словарь русских синонимов. варган сущ., кол во синонимов: 5 инструмент (541) кубыз … Словарь синонимов

    ВАРГАН - (от лат. organum, греч. organon орудие, музыкальный инструмент), самозвучащий музыкальный инструмент подкова или пластина с прикреплённым к ней язычком. При игре ВАРГАН зажимают зубами, язычок приводят в состояние вибрации, рот служит… … Этнографический словарь

Поделки