). Спасский собор (XV в.) Влияние собора спасо андроникова на историю

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Храм Михаила Архангела бывшего Спасо-Андроникова монастыря
  • Собор Спаса Нерукотворного Образа бывшего Спасо-Андроникова монастыря
  • Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
  • Спасо-Андроников монастырь

    Адрес Спасо-Андроникова монастыря: 107120, г. Москва, Андроньевская пл., 10 (м. «Площадь Ильича»).
    Фотоальбом Спасо-Андроникова монастыря.
    Рассказ о поездке в Спасо-Андроников монастырь.
    План Спасо-Андроникова монастыря.

    Спасо-Андроникова обитель - одна из древнейших в Москве. По преданию, в 1360-е годы за чертой города, к юго-востоку от Кремля, на левом берегу Яузы митрополит Алексий во исполнение обета основал мужской Спасский монастырь с деревянным собором в честь Образа Спаса Нерукотворного.

    Монастырь был поставлен на перекрестье двух оживленных путей. Одна дорога, начинавшаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), вела на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, называвшаяся Болвановской, шла через Таганскую площадь на юг, в Коломну , Рязань и дальше в Золотую Орду.

    Первым игуменом монастыря стал Андроник , один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского. Когда его причислили к лику святых, монастырь получил название Спасо-Андроникова.

    Икона из Спасского собора, написанная его настоятелем, отцом Вячеславом Савиных.

    Духовное родство Троице-Сергиевой обители и нового монастыря выразил в образе Святой Троицы, написанном в «похвалу отцу Сергию», Андрей Рублев - «иконописец преизрядный, всех превосходящий в мудрости зельней». По преданию, преподобный Сергий несколько раз посетил обитель. Недалеко от Спасо-Андроникова стоит часовня «Проща», построенная на месте прощания преподобных Сергия и Андроника.

    В Средние века обитель неоднократно подвергалась нападениям. Видела она и литовских князей Ольгерда (1368 и 1371 годы) и Кейстута (1372 год), и золотоордынского хана Тохтамыша (1382 год), и крымского хана Девлет-Гирея (1571 год). В 1611 году, в эпоху Смуты, монастырь пострадал от нашествия поляков.

    Около 1690 года вдоль южной стены монастыря слева от входа возвели двухэтажное здание настоятельских покоев, примыкающее к Святым воротам. В конце XVIII века к покоям пристроили пятигранный тамбур с внутренней лестницей. Здание неоднократно переделывалось. Его отличают простота форм и скупость декора, не свойственные современным ему постройкам.

    На первом этаже настоятельских покоев проводятся периодические выставки, на втором - размещается администрация Музея имени Андрея Рублева.

    В начале XVIII века к западу от Спасского собора начали строить каменный дом, в котором, вероятно, должны были разместиться «гостиные покои». Рустованные пилястры и наличники с расширенными углами характерны для гражданских построек Москвы и Петербурга этого времени. Получилось светское по духу здание с анфиладой просторных комнат. В них сохранились фрагменты орнаментальных росписей.

    В 1763 году корпус перестроили, а в начале XIX века достроили с южной стороны. Тогда же изменилось назначение постройки: в ней разместились кельи монахов. Сам корпус получил название «братского». Сейчас здесь расположен музейный депозитарий.

    Духовное училище было возведено в 1810-1811 годах, но из-за войны 1812 года его внутреннюю отделку закончили лишь к 1816 году. 12 марта 1817 года духовное училище (школа первого уровня для служителей Православной Церкви) открылось. В первый год в нем было 99 учеников (59 в высшем и 40 в низшем отделении). Скромно оформленное двухэтажное здание в стиле ампир украшено лишь круглыми нишами над окнами первого яруса да полукруглым трехчастным окном мезонина. Ныне в помещении разместились музейные отделы.

    На Руси существовал обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. «Проща» - народное название многих часовен у городских застав (в данном случае - у Рогожской).

    По преданию, часовня «Проща» была возведена в XVI веке там, где первый игумен Спасской обители Андроник расстался со своим наставником, преподобным Сергием Радонежским.

    Святые ворота - главный вход в Спасо-Андроников монастырь.

    Появились они во второй половине XVII века вместе со стенами монастыря и надвратной церковью Рождества Богоматери.

    Ворота были разрушены в 1930-х годах, от них сохранились только малая западная проходная арка и часть западной стены Рождественской церкви. Ныне ворота восстановлены, а в помещении над ними, заменившем храм, находится отдел учета и комплектования фондов Музея имени Андрея Рублева.

    В XVII столетии деревянные стены монастыря заменили каменными. От них сохранился лишь небольшой участок между юго-восточной угловой башней и воротами в восточной стене, построенными уже позднее.

    Судя по этому фрагменту, первая каменная ограда монастыря представляла собой крепостное укрепление: здесь есть и боевая площадка на арках-печурах, и отверстия подошвенного боя, и навесные амбразуры, и зубцы в форме ласточкиного хвоста.

    Северная, западная и большая часть восточной стены возведены в XVIII- XIX веках.

    Когда большевики закрыли Спасо-Андроников монастырь, исчезло многое: святые мощи, иконы, книги, утварь... В наше время по воле Божией некоторые святыни возвращаются в обитель.

    В 1996 году Спасский собор вновь обрел старинную икону первых настоятелей - преподобных Андроника и Саввы. После революционных конфискаций след ее был потерян. Обретение началось с того, что в одном из «Андрониковских сборников» (рукописный журнал конца 1920-30-х годов), хранящихся в библиотеке Свято-Данилова монастыря, настоятель Спасского собора нашел фотографию той самой иконы первых игуменов с пометкой: «Церковь Иерусалимского подворья». Автор «Сборников» священник Сергий Дубровин, впоследствии - архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви Иерусалимского подворья».

    Обратившись на подворье Иерусалимского патриархата - в никогда, к счастью, не закрывавшийся храм Воскресения Словущего на Арбате, - священники и прихожане Спасского собора с великой радостью обнаружили в его хранилище утерянную икону первых игуменов Спасо-Андрониковской обители! Можно предположить, что отец Сергий спас не одну икону разоренного монастыря, перенеся их в церковь Воскресения, где служил.

    17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла в родном храме подобающее ей место.

    В Спасо-Андрониковом монастыре упокоились первые его настоятели, а также иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Правда, до сих пор точно неизвестны места их погребения.

    В 1922-1928 годах на территории упраздненной обители устроили колонию для беспризорников. Для них на месте монастырского кладбища, ликвидированного 13 сентября 1927 года, сделали футбольную площадку.

    До наших дней дошли лишь отдельные надгробия. Некоторые были восстановлены над приблизительными местами захоронений. Среди них - памятники Полежаевым, Зубовым.

    Экспозиция Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры.

    Коллекция музея собрана за последние полвека. В ней около 10 000 экспонатов: иконы XIII- XVII веков, фрагменты росписей, снятые со стен уничтоженных храмов, лицевое шитье, деревянная скульптура, мелкая пластика, эмали, изделия из драгоценных металлов, археологические экспонаты, рукописи и старопечатные книги XV-XIX веков.

    Гордость музея - произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.

    Монастырская жизнь в Спасо-Андрониковой обители до сих пор не восстановлена. Но Спасский собор действует как приходской храм.

    В день памяти преподобного Андрея Рублева , 17 июля 1989 года, в Спасском соборе была отслужена первая после большого перерыва Божественная литургия. Приходская жизнь Спасского собора разнообразна - в основных своих направлениях она наследует Спасо-Андрониковой обители.

    С 1990 года по благословению Патриарха Алексия II в Спасском храме восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря - знаменное пение. И ныне все богослужения отправляются уставным одноголосным (унисонным) знаменным распевом.

    Летопись монастыря.

    1360-е. Основание монастыря.
    1380. В обители, согласно преданию, хоронят русских воинов, павших в Куликовской битве.
    Между 1410 и 1427. Строительство каменного Спасского собора.
    1439. Монастырь получил архимандрию.
    1504-06. Построена трапезная палата.
    1611. Разграбление монастыря поляками.
    1653. Перед отправкой в Сибирь в обители под стражей содержится виднейший «расколоучитель», мятежный протопоп Аввакум.
    1691-1694. Строительство церкви Михаила Архангела (освящена только в 1739 году).
    1701. Часть средств обители пущена на устройство приютов, госпиталей и исправительных домов.
    1748. Пожар наносит большой ущерб монастырской библиотеке и архиву.
    1764. Монастырь причислен ко 2-му классу.
    1790-1803. Строительство колокольни Симеона Богоприимца.
    1812. Обитель пострадала от наполеоновского нашествия.
    1848-1850. Перестройка Спасского собора.
    1874. Построена церковь мученика Евграфа.
    1919. Монастырь упразднен большевиками. До 1922 года на его территории находился один из первых лагерей ВЧК.
    1924. Закрытие Спасского собора.
    1930-е. Монастырскую колокольню разбирают на кирпич. Уничтожение южной стены и юго-западной башни.
    1947. Создание музея имени Андрея Рублева.
    1960. Музей открывают для посетителей.
    1989. Спасский собор начинает действовать в качестве приходского храма.

    С использованием материалов из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам, № 27, 2009».

    История Спасского собора связана с древним преданием, согласно которому храм был построен по велению московского митрополита Алексея. В 1357 году, еще не имея сана, Алексей отправился в Царьград (Константинополь), на церемонию рукоположения к Вселенскому православному патриарху, который и посвятил его в сан Митрополита московского. На обратном пути его корабль попал в шторм. Алексей стал читать молитвы иконе Нерукотворного образа Спасителя, но стихия не успокаивалась до тех пор, пока митрополит не поклялся поставить в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Как повествует предание, он вернулся на Родину как раз в день церковного праздника Спаса Нерукотворного.

    Собор был построен в 1357 году, но в 1368 сгорел при пожаре. Заново его отстроили в период между 1390 и 1427 годами при игумене Александре, и именно в таком виде он до сих пор стоит на территории Андроникова монастыря. Рядом с храмом находятся захоронения Андроника и Саввы Московских, основавших монастырь.

    У Спасского собора один купол, увенчанный крестом. На стенах можно разглядеть следы былой росписи – элементы зооморфных и растительных композиций. Известно, что в украшении храма участвовали известные иконописцы того времени Даниил Черный и Андрей Рублев, однако от их фресок мало что осталось – только орнаменты по бокам окон.

    В 1812 году храм был разграблен и сильно пострадал от пожара, охватившего Москву. В нем выгорел иконостас, обрушился купол, но прочные белокаменные стены все же уцелели. Реставрация и модернизация собора продолжалась до 1850 года под руководством архитектора Герасимова: были восстановлены и покрыты железом кровля и купол, вновь расписаны стены, установлен новый иконостас, достроены два боковых придела и паперть. Еще одна реставрация Спасского собора была произведена в 1959-1960 годах, она способствовала обновлению здания и придала ему первоначальный исторический облик.

    В настоящее время в храме ведутся церковные службы. В монастырских зданиях располагается Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Музей, посвященный памяти великого иконописца, был основан в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы. Долгое время его фонды не отличались значительным богатством, но со временем музей стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, которые переносились сюда из разрушенных храмов разных областей России. В наши дни в музее можно увидеть около 5000 икон разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, рукописные и печатные церковные книги, в том числе старообрядческие. При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проводятся экскурсии и лекции.

    Стоимость посещения музея: 300 рублей для взрослых, 150 рублей для пенсионеров и студентов. Для детей до 16 лет вход бесплатный. На временные выставки билеты продаются отдельно.

    Спасский собор Андроникова монастыря

    Дата создания: 1425 г. - 1427 г.

    Материал, техника: белый камень

    Спасский собор Андроникова монастыря - наиболее древний белокаменный храм, сохранившийся без существенных изменений до наших дней.

    Стены собора сложены из правильных прямоугольных блоков желтовато-белого известняка, гладко отшлифованных с лицевой стороны. В монастыре жил и работал величайший художник древней Руси - Андрей Рублев, который не только расписывал собор, но и участвовал в его строительстве.

    Собор - самое яркое и значительное произведение раннемосковской школы зодчества.

    Художественный образ этого сооружения полон необычайного напряжения. Зодчие преднамеренно понизили угловые части и энергично приподняли средние деления его основного объема. Выше, на постаменте из четырех трехлопастных арок, разместился легкий барабан главы, поставленный как бы на пружинящие кокошники. В целом эта устремленная вверх композиция очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове. Можно подумать даже, что создавшие ее мастера вообще были знакомы с творением Петра Милонега. Подхватив и развив далее примененные им архитектурные формы, они не только создали храм, в котором традиционная крестово-купольная схема претерпела еще большее изменение; одновременно была подготовлена почва для новых творческих поисков и смелых дерзаний русских зодчих XVI века.

    В настоящее время в монастыре располагается Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева.

    Спасский собор Андроникова монастыря в Москве - наиболее совершенное произведение раннемосковского зодчества. Ступенчатая "корона" закомвр и кокошников также получила в последующем широкое развитие в зодчестве XVI-XVII вв.; четкое отделение пилястр с базой и капителью от профиля вышележащей закомары можно считать зарождением "ордерного" строя.

    Собор Андроникова монастыря, как и другие примеры раннемосковского зодчества, свидетельствует о глубоком своеобразии зодчества Москвы и вместе с тем - о широких связях с архитектурой сопредельных земель. В нем получили развитие традиции не только владимирских храмов, но и произведений западной и юго-западной Руси (Пятницкая церковь в Чернигове, конец XII-начало XIII в.). Можно отметить известную близость и к храмам южных славян - Сербии и Македонии, с которыми Москва поддерживала оживленные связи. Наконец, отдельные архитектурные элементы раннемосковских храмов (приподнятые подпружные арки, половинки арок и закомар, трехлопастные завершения и др) говорят о связях Москвы с Новгородом и Псковом.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

    План собора не имеет аналогий во Владимиро-Суздальском княжестве. Собор (рис.77) имеет развитую систему килевидных кокошников и прекрасный перспективный портал. Закомары разделяются полукруглыми колоннами на стенах. Впервые в соборе применяется высокий цоколь. Стремление к декоративности внешнего облика здания сказалось в обострении силуэта, что достигалось завершением храма несколькими рядами декоративных килевидных арок и понижением боковых закомар.

    В целом, декор храма очень сдержанный и применен только на барабане. Собор знаменит росписями А.Рублева.

    Характерные черты архитектуры Московского княжества

      Более позднее развитие архитектурного стиля, чем во Владимиро-Суздальском и Новгородском княжествах – в конце XIV – начале XVвв.

      Сочетание различных архитектурных стилей разных княжеств.

      Появление новых архитектурных элементов - килевидность форм, кокошников, применение высокого цоколя.

      Силуэтность застройки.

    Преимущественное внимание в архитектуре ранней средневековой Москвы уделялось решению внутреннего пространства. Дальнейшая дифференциация внешней формы и внутреннего пространства привели к возрастанию декоративного начала в архитектуре - качеству, которое со временем станет национальной чертой русского зодчества.

    Русская архитектура XIII-XV вв., как и последующего времени, вплоть до XVII века, не сложилась в едином стилистическом направлении. Однако творческие находки зодчих разных русских городов этого времени стали тем источником, из которого в дальнейшем архитектура Русского государства черпала конструктивные приемы и художественную образность сооружений.

    Годы феодальной раздробленности подходили к концу, в недрах художественных школ удельных княжеств закладывались основы общенациональной архитектуры. Обособленность русских княжеств, трагедия их разорения в период монголо-татарского порабощения задержали поступательное развитие национальной архитектуры. Оборвалась блестящая нить владимиро-суздальского зодчества, угасла черниговская школа, замерла художественная жизнь Киева и Смоленска, но достигнутые их безвест­ными строителями успехи не пропали даром. Они преломлялись в творчестве Новгородских и псковских каменных дел мастеров и во многом были возрождены строителями Москвы.

    Сохраняя типологическую схему постройки и принципы ее объемно-пространственного построения, зодчий мог изменять в определенной мере про­порциональные отношения, придавая ей черты индивидуальности. Многообразие архитектурных форм, различия художе­ственных образов характерны для зод­чества Руси периода феодальной раз­дробленности.

    14 Архитектура периода создания централизованного Русского государства XV - начала XVIII вв.

    Объединение русских земель, вызванное необходимостью самообороны, и последующее освобождение от татаро-монгольского ига способствовали политическому, экономическому и культурному росту русского государства. В это время развернулось строительство крепостей, кремлей и укрепленных монастырей в центральной части русского государства, а также на западных границах (Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри) и со стороны Казанского и Сибирского ханств. Вокруг Москвы образовалось кольцо монастырей-крепостей - Новодевичий, Донской, Андроников, Новоспасский, Симонов и др. Вторая укрепленная линия монастырей и кремлей была сооружена на стратегических подступах к Москве: Троице-Сергиев, Звенигородский монастыри, Коломенский, Серпуховской кремли и др.

    Ведущая роль в архитектуре той эпохи принадлежала Москве. Хотя правители Москвы все еще носили титул великих князей, но по своему положению они сделались крупнейшими государями Восточной Европы, деятельно стремившимися завершить процесс объединения страны и придать Москве столичное величие, построив "Третий" Рим. В конце XV - начале XVI века начинается бурная строительная деятельность. Укрепленное Московское государство стремится собрать все лучшие черты русских архитектурных школ различных княжеств. Необходимо было позаботиться о новых военно-оборонительных сооружениях Москвы, возведении новых грандиозных по масштабу соборов и великокняжеского дворца. В Москве и се округе не было достаточного количества зодчих и инженеров-архитекторов. Поэтому московские дипломаты в поисках архитекторов обратились в страны Западной Европы, в основном в Италию, где в это время царит стиль Высокого Ренессанса. Итальянские мастера, проработавшие в Москве с конца 70-х годов XV и до 30-х годов XVI века стремятся привнести в архитектуру Москвы свои и применить местные архитектурные традиции.

    Одновременно продолжает развиваться раннемосковская архитектура, тесно связанная с Владимирской.

    Ее характерными чертами являются:

      силуэтность застройки;

      простота планов 4-столпных. почти квадратных одноглавых храмов, обычно имевших 3 апсиды, килевидные очертания порталов и закомар.

    Высокого расцвета достигает иконопись, народное декоративное искусство.

    Значительный прогресс произошел в русской архитектуре при кардинальной перестройке Московского Кремля, предпринятой Иваном III и Василием III в период завершения процесса образования централизованного Русского государства.

    Одно из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы

    Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве , который расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.

    Перестройки собора начались уже с середины столетия: с запада к нему добавили притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.

    Закрытие и разорение монастыря

    В дальнейшем службы совершались по двунадесятым праздникам. В храме никаких работ не проводилось.

    В году приобретена земля близ уничтоженного в 1920-е годы древнего колодца, ископанного святым игуменом Андроником на берегу реки Яузы в 200-х метрах от монастыря, для восстановления Святого колодца и строительства часовни. Сейчас там установлен поклонный крест.

    Одновременно с организацией прихода стала формироваться библиотека духовной литературы. В настоящее время в ней собрано около 2000 книг.

    Настоятели

    • Вячеслав Савиных (с 23 марта 1991)

    Архитектура

    Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря.

    Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.

    Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

    Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.

    Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы , погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище».

    Использованные материалы

    • Раздел "О храме" приходского сайта, по материалам книги Т.В. Барсегян (Куксинской) "Московский Спасо-Андроников монастырь"
    • Краткая история прихода, страница приходского сайта
    Компьютер и ПО