Синонимы. Синонимы и антонимы, конспект занятия по развитию речи Синонимы существительные примеры

Что такое синоним?

Согласно определению, синонимы - это слова, принадлежащие к одной части речи, отличающиеся по написанию и звучанию, но при этом имеющие сходный смысл. Разберёмся на примерах!

Примеры синонимов.

Синоним к слову «ветер».

Синонимами к слову ветер могут быть такие слова, как «бриз», «буря», «ураган». Все они относятся к одной части речи - то есть, являются существительными. Все описывают одно и то же явление - хотя различаются по эмоциональной окраске.

Бризом можно назвать легкое дуновение ветерка, буря и ураган обладают разрушительной силой. Но все три понятия вместе можно охарактеризовать, как «ветер» - следовательно, они являются синонимами.

Синоним к слову «друг».

Для слова «друг» синонимами станут слова «приятель», «товарищ», «напарник». Здесь мы видим ту же ситуацию - под приятельством обычно подразумеваются не слишком близкую дружбу, товарищество и напарничество, как правило, означают отношения деловые. Но все вместе можно назвать дружбой - и эти слова приходятся друг другу синонимами.

Синоним к слову «красивый».

Синонимы к слову «красивый» будут стоять в основном в превосходной степени - «прекрасный», «очаровательный», «восхитительный». Впрочем, слово «симпатичный» обычно воспринимается, как «чуть менее красивый». Но, тем не менее, все перечисленные прилагательные говорят о красоте человека, предмета или явления.

Другие примеры синонимов.

  • Слово «находить», синоним – «отыскивать».
  • Слово «думать», синоним – «размышлять».
  • Слово «правильно», синоним – «верно, достоверно».
  • Слово «дети», синоним – «ребята, ребятня, детвора».
  • Слово «чуткий», синоним – «бдительный, отзывчивый, душевный».
  • Слово «быстрый», синоним – «скорый, скоростной, стремительный, проворный».
  • Слово «воин», синоним – «боец, солдат, воитель».
  • Слово «скорый», синоним – «скоростной, быстрый, стремительный».
  • Слово «убегает», синоним – «смывается, скрывается».
  • Слово «домолвила», синоним – «договорила, досказала».
  • Слово «узор», синоним – «загогулина, рисунок, мозаика, паттерн».

Для чего нужны синонимы?

Именно благодаря синонимам русский язык так богат и бесконечен в изучении - ведь одно и тоже понятие можно описать десятками слов, различающихся тончайшими эмоциональными оттенками.

На синонимах зиждется вся классическая литература - именно с их помощью русские писатели так талантливо и красочно передавали гармонию природы и глубину человеческих чувств. Без синонимов русский язык - да и любой язык мира - стал бы намного беднее, суше и невыразительнее.

Программное содержание:

Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

Оборудование:

Набор картинок из игры «Контрасты».

Ход занятия:

Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. (Инсценировка: стук в дверь. - Кто там? Входят три мальчика.)

Первый:
- Не сердитесь на нас!

Второй:
- Не обижайтесь.

Третий:
- Не злитесь.

Воспитатель:
- Где вы были?

Первый:
- Недалеко.

Второй:
- Близко.

Третий:
- Рядом.

Воспитатель:
- Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Пример:

Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.

Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.
- Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.

Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.

К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:

Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:

Человек бежит. Река бежит.

Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.

Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. Послушайте коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».

Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)

А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.

1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.

Дидактическая игра «Найди друзей»

Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Алфавит Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать (Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)

Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

Физкультминутка «Веселая разминка»

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
​И на место побежали!

В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:

Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел; пара слов «враг – друг»).

Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.

Дидактическая игра «Живые слова»

А теперь поиграем в «Живые слова». (Выходят 6 детей и берут в руки картинки из игры «Контрасты».) Давайте подумаем, какие слова обозначают эти рисунки. А теперь давайте поставим эти слова парами. Подберем слова, противоположные по значению, антонимы.

Молодой – старый.
Светло – темно. (День – ночь).
Плачет – смеется.

Синонимия (от греч. – одноименность) – смысловая схожесть слов , словосочетаний, фраз (при сохранении различий смысловых оттенков, стилистической окраски).

Вконтакте

Примеры

Примеры синонимии:

  • мужество – храбрость;
  • капля в море – кот наплакал.

Что такое синонимы в русском? Это слова близкие по содержанию, но различные по написанию. Дают определение одного и того же понятия, но могут различаться по степени, контрастности, интенсивности значения.

Например:

  • старый дом – подчеркивается возраст постройки;
  • ветхий дом – внимание акцентируется на физическом состоянии.

Как правило, относятся к одной .

Например:

  • существительное – замок, дом, строение;
  • – алый, красный, багровый.

Синонимы в русском языке предназначены для обогащения речи и устранения повторений. Они расширяют , позволяют точнее высказываться, делают художественные тексты более гармоничными, насыщенными. Употребление архаичных терминов придает тексту своеобразную стилистику.

Важно ! Нельзя утверждать, что близкие по смыслу термины всегда равнозначны. В зависимости от содержания текста, неверно подобранная замена может сильно исказить его смысл.

Синонимические группы

Несколько слов, близких по смыслу, создают синонимические группы.

Рассмотрим примеры синонимических групп.

Синонимы к слову «необходимо»

«Необходимо» означает острую потребность в чем-либо, нечто, без чего нельзя обойтись.

В зависимости от контекста и вкладываемого смысла, ему на замену могут стать следующие слова:

  • должен – долг, прямое обязательство;
  • надо – необходимость, не зависящая от желания;
  • надлежит – правило;
  • нуждаться – испытывать потребность;
  • следует – неписаное правило;
  • желательно – необязательно к выполнению, но рекомендуемо;
  • приходится – навязанное обстоятельствами действие;
  • неизбежно – нечто, чего нельзя избежать в силу обстоятельств.

Пример: «Мне необходимо вылететь первым рейсом» – «Мне желательно вылететь первым рейсом».

«В частности» синоним

«В частности» употребляется для выделения объекта на общем фоне в значении «например», «в том числе».

Тождественные понятия:

  • например;
  • а именно;
  • хоть бы;
  • особенно;
  • к примеру;
  • именно.

Пример употребления тождественных терминов к слову «в частности»:

  • На стройке много трудолюбивых ребят. Вот, хоть бы, Ваня.
  • На стройке много трудолюбивых ребят. Вот, например, Ваня.

Разновидности

Какие бывают синонимы? Их основные различия.

Полные – максимально близки по лексическому значению. При подмене смысл сказанного не изменится. Относятся, преимущественно, к научной терминологии, являются исконно русскими, либо заимствованными терминами:

  • азбука – алфавит;
  • бегемот – гиппопотам.

Частичные – совпадают лишь по некоторым критериям. При подмене смысл сказанного может измениться:

  • закрыть дверь – спокойное действие, не проявляющее агрессии;
  • захлопнуть дверь – агрессивное действие, сопровождаемое громким звуком и неуравновешенным эмоциональным состоянием.

Частичные разделяют на контекстные, стилистические, семантические.

Контекстные

Контекстные синонимы, это слова, которые считаются близкими по значению в конкретном предложении. Свойственны авторскому тексту и художественной литературе. По отдельности, контекстные синонимы никак не связаны между собой.

Пример контекстных:

Ее речь была ужасной и корявой.

Слова «ужасной», «корявой» – близки по смыслу, так как характеризуют конкретный объект (речь), образуя смысловой синоним к понятию «безграмотная». По отдельности, принадлежат к различным синонимическим группам и имеют различное лексическое значение:

  • ужасной – внешний вид (не красивой, жуткой, уродливой);
  • корявой – форма объекта (кривой, не ровной, искривленной).

Стилистические

Стилистические синонимы – это слова, описывающие один объект, но различающиеся по стилю . Подразумевают существенные стилистические различия понятий.

Под понятием стиль подразумеваются стили написания текстов – художественный, научный, публицистический и т.д. Стилистика касается не только общего объема написанного, но и отдельных элементов – слов. Научная терминология дает четкое описание объекта. Художественная – пресыщена подтекстом, дополнительным смыслом, направлена на многогранное описание объекта.

Примеры стилистических:

  • Глаза – термин, описывающий часть человеческого тела. Присущ художественной и научной литературе, не несет в себе ярко выраженных характеристик, дополнительного смысла.
  • Очи – термин, описывающий глаза, но дающий им дополнительную смысловую характеристику (красивые, обладающие необычайным блеском, выразительностью). Устаревшее слово, допустимое к употреблению только в художественной литературе, так как явно приукрашивает понятие «глаза».
  • Буркалы – просторечие, дающее грубое определение понятию «глаза»: широко раскрытые, вытаращенные. Редко используется в художественной литературе, не применяется среди научных текстов.

Важно ! При подмене, смысл сказанного может сильно измениться.

Семантические

Семантические синонимы очень близки по значению, различаются по смысловым оттенкам либо некоторым элементам значений.

Примеры семантических:

  • быстро – события происходят без задержек, за короткое время;
  • скоро – через небольшой промежуток времени;
  • мгновенно – за доли секунд, очень быстро.

Важно ! При подмене, смысл сказанного критично не изменится.

Нейтральные

Что означает нейтральный синоним? Это синоним, который выступает основным определением, не давая объекту ярко выраженной характеристики.

Примеры нейтральных синонимов:

  • Мальчик был маленьким – нейтральный. Определяет габариты ребенка без конкретизации роста или веса.
  • Мальчик был коротышкой – не нейтральный. Термин «коротышка» дает определение роста и, зачастую, используется, как оскорбление.

Или другие примеры:

  • Документ – нейтральный. Подразумевает под собой множество бумаг, имеющих различное юридическое значение.
  • Паспорт – не нейтральный. Термин, описывающий один единственный вариант документа, обладающий определенной физической формой и юридическим значением.

Синонимический ряд

Группа слов, обладающих общим лексическим смыслом, следующих друг за другом по убыванию (нарастанию) признака, создает синонимический ряд.

Во главе синонимического ряда всегда стоит нейтральный синоним (доминанта), который дает объекту основную характеристику.

К примеру: цвет, тон, оттенок.

Эти слова составляют синонимический ряд, который дает определение цвета:

  • Цвет – доминанта. Термин, имеющий четкие, известные параметры (синий, красный, зеленый).
  • Тон – задает общее направление цветовой гаммы, создавая группы (бежевые тона; холодные тона – синий, фиолетовый, зеленый; теплые тона – красный, оранжевый, желтый).
  • Оттенок – производная тона, дающая более тонкое определение цвета (темно-красный, светло-зеленый).

Синонимичные словосочетания

Синонимичные словосочетания — это , обладающие идентичностью лексического значения , но они написаны с использованием различных видов связей (согласование, управление, примыкание).

Синонимичные словосочетания состоят из 2 частей:

  • Главное слово. При изменении связи остается в исходном состоянии, либо заменяется однокоренным.
  • Зависимое слово. Заменяется однокоренным из другой части речи.

Город ночью – Ночной город.

Что? – город; когда? – ночью. Что? – город; какой? – ночной.

Город – главное слово, полностью сохранившее падеж, часть речи и грамматику.

Ночью – , ночной – прилагательное. Общий корень – «ноч».

Ребенок гуляет – ребенок на прогулке.
Кто? – ребенок; что делает? – гуляет. Кто? – ребенок; где? – на прогулке.

Примеры синонимов в русском языке

Изучаем синонимы

Вывод

Синонимы делают речь богаче, а смысл сказанного точнее, но они не всегда взаимозаменяемы. Могут, как придать предложению насыщенности, так и полностью изменить его смысл, вплоть до смены комплимента на ругательство.

Тема: Синонимы

Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;

Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;

Учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.

Закрепление правильного произношения.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Игра « Скажи иначе». Дети называют слова и садятся: грустный - …, уродливый - …, мизер - …, приятный - …, шоссе - …, автомобиль - …, ходики - …, колун - …, месяц - …, кобылка - …, бестолковый - ….
  1. Логопед объявляет детям, что в гости к ним опять пришли слова – «приятели», которые говорят об одном и том же, но по-разному. Читает детям стихотворение: Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём...

Я иду… и он шагает,

Я смеюсь – хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

Логопед предлагает найти в стихотворении слова – « приятелей».

3. Игра « Скажи по-другому».

У детей на столах предметные картинки (дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр, мороз, метель, еда, конь).

Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.

В языке родном, богатом,

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе?

Я желаю вам удачи! (доктор, лекарь)

* * *

Много, много окон в нём.

Мы живём там. Это... (дом, жилище)

* * *

Ясен здесь ответ любому.

Пища, только по-другому.

Не составит вам труда

Отгадать, что то…(еда)

* * *

С подстриженной гривой

Скачет ретиво

Чуть шпорами тронь.

Кто же это? (Конь, лошадь)

* * *

Здесь придётся подумать немного,

И назвать по-другому дорогу.

Про шоссе и тропинку забудь!

Слово очень обычное… (путь, дорога)

* * *

С весёлой звонкой песней

Мы идём на снежный кросс.

Воздух чистый, день чудесный.

Не пугает нас …(мороз, холод)

* * *

В прошлый раз был педагогом,

После завтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …(артист, актёр).

* * *

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, верчу

Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)

* * *

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявши пыль

Побежит…(автомобиль, машина)

* * *

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от … (труда, работы).

  1. «Подбери точное слово».

Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?

Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.

Незнайка: Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.

Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.

Незнайка : Девочка бежит. Река бежит. Вода (в фонтане) бежит. Кошка бежит.

Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь скачет. Кошка догоняет мышку.

Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.

Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.

  1. Логопед предлагает посмотреть на сюжетную картинку «Угадай настроение ».

Кого видим на картинке? (Детей, малышей, ребят.)

- Где они находятся? (Во дворе, на площадке, в песочнице).

Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)

Расскажите о настроении детей. Подберите по 2 разных слова – « приятеля».

Мальчик с меётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)

Девочка грустит-печалится (она добрая, хорошая)

Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)

Малыш плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)

Даётся нравственная оценка действиям детей.

5. Физкультминутка.

А теперь мы разомнёмся,

Улыбнёмся, посмеёмся.

Наклоняйтесь ниже, ниже.

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь,

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите.

Потянитесь, потянитесь.

Вы, ребята, не устали?

Сели-встали! Сели-встали!

Все руками помахали

И на место побежали.

6. Игра « Что мы делаем - не скажем, а что делаем – покажем»

Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.

Действия:

думает (размышляет, соображает)

вертится (крутится, вьётся)

бросает (кидает)

опасается (боится, остерегается)

скачет (прыгает)

ест (кушает, питается)

глядит (смотрит, любуется, разглядывает)

спешит (торопится).

7. «Опиши предмет»

Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках: медведь, снежинка, иголка.

Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.

Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.

Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…

8. Логопед предлагает рассказать сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова, чтобы хорошенько описать своих героев.

Жил-был один маленьки й (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не покладая рук (усердно) и у него было много приятелей (друзей)

. Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).

9. «Расскажи и покажи». Речь с движениями.

Вролшебник-маг,

Знамя-флаг,

Щум-грохот,

Смех-хохот.

Хвала-одобренье,

Удача-везенье.

Силач-отлет.

Тайна-секрет.

Идти-шагать,

Плясать-танцевать.

Внезапно – вдруг

Товарищ-друг.

Здесь-тут.

Работа-труд.

10 Итог занятия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Составление предложений по 2 -3 опорным предметным картинкам.

Картинки: турист – автомобиль – страна; школьник – доктор;

Малыш – штаны – дыра; метель – дорожка – дом и т.п.


Цель: знакомство со словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время выполнения заданий в парах, группах, умение уважительно относиться к позиции другого человека, справедливо оценивать работу другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011, карточки с заданиями для групповой, индивидуальной и дифференцированной работы, учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах), науч. ред. Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф., Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

и а ш м г буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
ш и м а г использование элементов написания букв,
а и м г ш буквы, обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и буква, обозначающая глухой согласный звук, являющийся всегда твёрдым.

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где слышали слово «кичка»? Обращение к словарю, уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти сходство, различие слов) .

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов, запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание расположено на центральной улице города. Это жилище предназначено для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом расположен на центральной улице города. Этот дом предназначен для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник превратил кролика в собаку. Потом маг заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник превратил кролика в собаку. Потом волшебник заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление волшебника. Они громко хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их. Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы узнать про такие слова? (Как называются эти слова? Чем похожи и отличаются такие слова?)
– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем. Помогите подобрать слова, близкие по значению к данным:

Скорый – быс трый
Притворный – лжи вый
Прекрасный – чудесн ый
Огромный – бо льшой
Мощный – сильн ый
Занимательный – и нтересный
Отважный – см елый
Сообразительный – умны й

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова, близкие по значению, отвечающие на один вопрос).
– Проверим, как сформулировали правило авторы учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И. Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением". (С.И. Ожегов)
Синоним (лингв.) – слово, отличающееся от другого по звуковой форме, но совпадающее, сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый , мудрый, грустный.
  • Маленькая , огромная, крошечная, малюсенькая, небольшая .
  • Охранять, караулить, сторожить , лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить, разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар .
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий, знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они близки по значению и отвечают на один и тот же вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не выписали.

М удрый
О громная
Л аять
О тдых
Д рака
Е хать
Ц елый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои языковые особенности. На народов севера тоже есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко, красивый – баской, ведро – водейка, сосуд –)

11. Работа по учебнику . Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов по одному подходящему к каждому рисунку. Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы объединены близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, они называют схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа . (Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их? Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий, безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

– Сегодня на уроке вы старались, вкладывали все силы, прилежно трудились .
– Вы поработали хорошо, отлично, славно, здорово.
– Я довольна, удовлетворена вашей работой, трудом, делом .

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах), науч. ред. Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф., Архангельск, Поморский университет, 2010.
Компьютер и ПО