Понятие рифмы. Виды рифм. Урок литературы "о рифме и строфе" Рифмы какие бывают парные перекрестные опоясывающие

Рифмовка по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абаб. При П. р. созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки соответственно, например:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

  • - рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абба. При О. р. созвучны первая и четвертая, вторая и третья строки соответственно, например: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные...
  • - См. смежная...

    Словарь литературоведческих терминов

  • - рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: аабб. При С. р. созвучны первая и вторая, третья и четвертая строки соответственно, например: О чем, прозаик, ты хлопочешь? Давай мне мысль...

    Словарь литературоведческих терминов

  • Медицинская энциклопедия

  • Медицинская энциклопедия

  • - см. Гемианестезия альтернирующая...

    Большой медицинский словарь

  • - гемиатрофия, характеризующаяся уменьшением лица с одной стороны, а туловища и конечностей - с другой...

    Большой медицинский словарь

  • - сочетание центральных параличей одной руки и противоположной ноги; наблюдается при одностороннем поражении продолговатого мозга, на уровне перекреста пирамидных путей...

    Большой медицинский словарь

  • - ; мн. рифмо/вки, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - РИФМО́ВКА, -и, жен. 1. см. рифмовать. 2. Порядок, система чередования рифм в стихе 1...

    Толковый словарь Ожегова

  • - РИФМО́ВКА, рифмовки, жен. . Система, порядок чередования рифм в стихе. Перекрестная рифмовка. Охватная рифмовка. Вольная рифмовка...

    Толковый словарь Ушакова

  • - рифмо́вка ж. 1. процесс действия по гл. рифмовать 2. Результат такого действия; система, порядок чередования рифм в стихе; рифмование 2.. 3...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - рифм"...

    Русский орфографический словарь

  • - Попадать/ попасть в перекрёстную. Прост. Устар. Оказываться в сложном, неприятном или опасном положении. Ф 2, 74...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - зарифмовывание,...

    Словарь синонимов

"перекрёстная рифмовка" в книгах

Елена Скульская Перекрестная рифма

Из книги Малоизвестный Довлатов. Сборник автора Довлатов Сергей

Елена Скульская Перекрестная рифма Письма Сергея Довлатова - В этих письмах нет ничего личного, кроме стиля, - так, мне кажется, сказал бы о них Сергей Довлатов, разрешая публикацию. И вот спустя одиннадцать лет мне передают коробочку темного цвета шиповника, на

«Перекрёстная проверка» мнений и оценок

Из книги Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России автора Радаев Вадим Валерьевич

«Перекрёстная проверка» мнений и оценок Несколько слов по поводу характера используемой информации. Основным типом полученных данных в нашем исследовании являются оценки участниками рынка позиций своей компании и отношений с контрагентом, зафиксированные в

Вопрос 16 Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене.

Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 16 Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. ОТВЕТПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных

Перекрестная запись идей

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Перекрестная запись идей ЦЕЛЬ ИГРЫИногда самая лучшая идея представляет собой компиляцию нескольких разных идей. Перекрестная запись идей (Brainwriting) – это простейший способ генерации идей в группе, обмена ими и построения на их основе чего-то большего. Одна голова хорошо,

Перекрёстная модуляция

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Перекрестная продажа

Из книги 111 способов повысить продажи без увеличения затрат автора Сафин Айнур

Перекрестная продажа Очень действенным методом увеличения суммы среднего чека является cross-sell («перекрестная продажа»), подразумевающая предложение покупателю сопутствующих товаров и услуг, логично дополняющих уже выбранные клиентом. Например, при покупке ноутбука

ПРИЛОЖЕНИЕ Перекрестная аллергия по семействам

Из книги Аллергия. Как ее победить. Простые и эффективные методы держать аллергию под контролем автора Пигулевская Ирина Станиславовна

ПРИЛОЖЕНИЕ Перекрестная аллергия по семействам Семейство Березовые: береза, ольха, лещина (орешник).Семейство Ивовые: тополь, ива (верба).Семейство Сосновые: сосна, ель, кедр, лиственница.Семейство Буковые: бук, дуб, каштан.Семейство Масличные: ясень, форзиция, сирень,

Приложение 1 Перекрестная аллергия по семействам

автора

Приложение 1 Перекрестная аллергия по семействам Если у человека есть аллергия на какое-либо одно растение, то очень вероятно, что он будет реагировать и на другие растения этого семейства. Кроме того следует иметь в виду, что некоторые растения используются в народной

Приложение 2 Перекрестная пищевая аллергия

Из книги Аллергия. Народные способы лечения автора Константинов Юрий Михайлович

Приложение 2 Перекрестная пищевая аллергия Аллергия на пыльцу деревьев Люди с аллергией на пыльцу деревьев (берёза, ольха, лещина, дуб, вяз, клён) часто не переносят:– березовый сок,– косточковые: сливы, персики, нектарины, абрикосы, вишня, черешня, маслины,

6. Эвфония. Инструментовка и рифмовка

Из книги Том 7. Статьи о Пушкине. Учители учителей автора Брюсов Валерий Яковлевич

6. Эвфония. Инструментовка и рифмовка В инструментовке стихотворения прежде всего замечательно обилие гласных. Из 30 стихов на гласную начинается 17, т. е. более половины. При 97 словах в стихотворении только двадцать один раз встречается столкновение согласных, большею

Интегральная перекрёстная тренировка

Из книги Практика интегральной жизни автора Уилбер Кен

Интегральная перекрёстная тренировка Обычная перекрёстная тренировка плоская. Вы занимаетесь немного аэробикой, немного – поднятием тяжестей и ещё, возможно, йогой, но всё это происходит лишь на физическом уровне. Что, если мы применим принцип перекрёстной тренировки

Следует дифференцировать понятия рифмы и рифмовки. Если первая является созвучием окончаний двух слов, то вторая представляет собой порядок чередования рифм в стихе. Соответственно, рифмовка является более широким понятием, чем рифма.

Виды рифм

В стихосложении опираются на несколько видов рифм. Так, по качеству и количеству совпадений слогов рифмы принято разделять на точные и неточные. По специфике ударения - на мужские (ударение на последний женские (ударение на предпоследний гласный звук), дактилические и гипердактилические (ударение на 3-й и 4-й гласный звук с конца). Если строки, помимо гласного, совпадают по предударному (опорному) то такую рифму определяют как богатую. Если этого нет - рифма называется бедной.

Виды рифмовки

Выделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:

  • смежная (парная),
  • перекрестная (попеременная),
  • кольцевая (опоясывающая, охватная).

Также отдельный вид представляет свободная рифмовка.

Смежный (парный) вид подразумевает поочередное созвучие смежных строк - первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой и т. д. Все виды рифмовки в стихотворении можно условно обозначить в виде схемы. Так, смежный вид обозначается как "аабб". Пример:

«Только рвани нынче нет (а) -

По-другому сделан свет (а).

И поет гармоница (б),

Что исчезла вольница (б)».

(С. А. Есенин).

Частным случаем смежной рифмовки является чередование рифм по схеме "аааа".

Перекрестная (попеременная) рифмовка образуется посредством чередования рифмующихся строк - первая рифмуется с третьей, вторая - с четвертой, пятая - с седьмой и т. д. рифмовки "абаб":

«Я помню чудное мгновенье (а):

Передо мной явилась ты (б),

Как мимолетное виденье (а),

Как гений чистой красоты (б)»

(А. С. Пушкин).

Кольцевой (опоясывающий, охватный) вид рифмовки строится по схеме "абба". Соответственно, рифмуются первая и четвертая строки, а также вторая и третья. Данный вид в стихосложении встречается реже, чем два предыдущих:

«Мы не пьяны, мы, кажется, трезвы (а)

И, вероятно, вправду мы поэты (б).

Когда, кропая странные сонеты (б),

Мы говорим со временем на «Вы» (а).

(И. А. Бродский).

Свободные виды рифмовки имеют место в том случае, когда закономерность в чередовании рифм отсутствует:

«Забором крался конокрад (а),

Загаром крылся виноград (а),

Клевали кисти воробьи (б),

Кивали безрукавки чучел (в),

Но, шорох гроздий перебив (б),

Какой-то рокот мер и мучил» (в).

(Б. Л. Пастернак).

Соответственно, в данном примере виды рифмовки совмещены: первая и вторая строки - смежный вид, с третьей по шестую - перекрестный.

Рифмовка и цельная строфа

Цельная строфа подразумевает наличие хотя бы одной пары для каждой рифмы. Это обеспечивает неделимость общего тела данной строфы - ее нельзя поделить на меньшие цельные строфы, имеющие собственную завершенную рифмовку.

В зависимости от количества рифмовок, образующих стих, выделяют формы моностиха, дистиха, терцета, катрена, пентета и т. д. Моностих не может являться цельной строфой, так как одна строка ни с чем не рифмуется (даже в том случае, когда содержит внутреннюю рифму). Дистих строится по схеме "аа", имея, соответственно, одну рифмовку для цельной строфы. Также одну рифмовку имеет терцет - схема "ааа". При этом терцет нельзя разделять, так как при любом делении мы получаем хотя бы один моностих, который не является цельной строфой.

Катрен включает в себя такие виды рифмовки, как кольцевая ("абба") и перекрестная ("абаб"). В случае же смежной рифмовки ("аабб") стих разделяется на два самостоятельных дистиха, каждый из которых будет являться цельной строфой. Пентет, в свою очередь, объединяет в себе шесть рифмовок цельной строфы.

Свободный и вольный стих

Следует различать свободный вид рифмовки и свободную форму стиха, так как это не одно и то же. Свободные виды рифмовки в стихотворении образует т. н. вольный стих - форма стихосложения с меняющимися видами рифмовки. То есть строки рифмуются в разном порядке. Свободный стих (он же белый), в принципе, не использует рифму:

«Послушайте (а)!

Ведь, если звезды зажигают (б) -

значит это кому-нибудь нужно (в)?

Значит кто-то хочет, чтобы они были (г)?»

(В. В. Маяковский).

При этом свободный стих нельзя приравнивать к прозе по принципу: раз нет рифмы, то чем это отличается от, например, обычного газетного объявления? Одно из отличий от прозы - это тенденция к декламированию, что отличает стихотворный текст от прозаического. Данная тенденция создается за счет специфической эмоциональности, особого настроения поэтического текста, не приемлющего монотонного чтения. Вторым существенным отличием свободного стиха является его ритмичность, формирующаяся за счет определенного выравнивания количества слогов и ударений.

Сочинять стихи в юности пытаются многие. Некоторые даже продолжают «страдать» этим и в зрелом возрасте, воображая себя современным Пушкиным - талантливым и непревзойдённым поэтом. Но, к сожалению, не всегда то, что выходит из-под пера самородков, можно назвать настоящей поэзией. Даже если не брать во внимание содержание виршей, яркость поэтических образов, то зачастую техническая сторона произведения оставляет желать лучшего.

Техника стихосложения

Важными условиями техники стихосложения являются размер (ритм) и рифма. Несмотря на то что сегодня появилась масса субкультур, где при стихосложении игнорируют размеренность и ритмичность строк, полностью отказаться от рифм даже им не удаётся. Примером тому сегодня служит модное молодёжное движение, называемое рэпом: юность ищет свои пути выражения внутреннего мира. И тем, кто развивает новые течения в поэтическом искусстве, и тем, кто является поклонником классического направления в поэзии, сегодня так важно знать, какие рифмы бывают в русском языке.

Перекрестная рифма

Большинство стихов пишется таким образом, что в них рифмуются попарно первая и третья строчки, а также вторая и четвёртая. Если при разборе строфы дугами соединить слова-рифмы, то бросится в глаза такой факт: дуги пересекутся, как бы образуя крест. Потому-то это явление и называют "рифма перекрестная". Стих под названием «Размышления на морском берегу» поможет на примере тщательнее рассмотреть этот способ стихосложения.

Размышления на морском берегу

То не я - это чайки рыдали,

И прощались с ушедшим летом,

Не меня звали светлые дали…

Море им шептало ответы

Как же выжить-то, неприкаянной?

Как не видеть во всём лжи и фальши?

Разобраться в душе, заваленной

Хламом боли, обид и сомнений?

Как ошибок суметь избежать

И из тысячи сотен решений

Верный, точный ответ отыскать?»

Но, устав от рыданий, умолкли

Чайки. Море в сон погрузилось.

И ответы, как в сене иголки,

Не найти, коль не Божья милость.

Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма: общая информация

Здесь в каждом катрене (строфе, состоящей из четырёх строк) используется перекрестная рифма. Чаще всего поэты все катрены в одном отдельно взятом стихотворении пишут, используя один из нескольких либо все строчки заканчиваются на ударные слоги (мужская рифма), либо все строчки имеют женскую рифму, когда ударение падает на предпоследний слог, либо одна из зарифмованных пар строчек имеет мужскую рифму, а другая пара - женскую. Немного реже встречается дактилическая рифма, когда строка оканчивается на два безударных слога, которым предшествует ударный. И совсем редко удаётся встретить гипердактилическую (четырёх- или даже пятисложную) рифму, когда за ударным слогом следуют три или более безударных слога. Использование в одном стихотворении всех вариантов сразу - явление довольно редкое.

Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма: разбор на примере

В ранее представленном примере как раз прослеживается мужская, женская и дактилическая перекрестная рифма как вариант способа стихосложения. Например, в первом и последнем катренах наблюдается использование исключительно женских рифм, а во второй строфе первую и третью строку соединяет женская рифма, а вторую и третью - дактилическая. Третий катрен является образцом использования сочетания женская-мужская рифма. На самом деле здесь перекрестная рифма выражается схемой АбАб, где представляет собой женскую рифму, а строчная - мужскую.

Кольцевая рифма

Встречается так же часто, как рифма перекрестная, опоясывающая рифмовка строк. При этом способе стихосложения сочетаются первая с четвёртой строкой, а вторая - с третьей. Как пример опоясывающей, а по-другому - кольцевой рифмы, можно использовать вот эту строфу из стихов «О маме»:

Поцелую сморщенные руки…

Никогда они не знали скуки,

Как видно из примера, здесь прослеживается рифма в первой и четвёртой строках (малость - оставалось), а также во второй и третьей (руки - скуки).

Так же, как и перекрестная, кольцевая рифма может иметь варианты мужской, женской, дактилической и гипердактилической, а также их сочетаний. Чаще всего этот вид стихосложения используется в сонетах и практически никогда - в русской народной поэзии. Впервые появилась она в 18 веке, на исходе силлабического периода стихосложения. Наблюдать её можно у в «Письме II к стихам своим».

Парная рифма в детской поэзии

Рассуждая о способах сложения стихов, нельзя не упомянуть о парной рифме. Так же, как кольцевая и перекрестная, парная рифма наблюдается в русской поэзии довольно часто. Это, наверное, самый простой, понятный и доступный вид стихов, недаром именно этим способом написано большинство поэтических произведений для детей. Сюда относятся и скороговорки, и считалочки, и многие загадки.

Например, такие загадки в стихах написаны парной рифмой:

Он - горячий пароход, по материи плывёт.

А за ним такая гладь - ни морщинки не видать!

Длинные ушки, а хвостик короткий,

В клетке живёт он, пушистый и робкий.

Известный стишок про Таню, уронившую в речку мяч, автором которого является Агния Барто, как раз демонстрирует использование парной рифмы. Да и другие стихи, например, про бычка, который на бочок лёг спать в коробку, сонного мишку, улёгшегося в кровать, и про слона, не желающего спать, кивающего головой и посылающего привет своей слонихе.

Онегинская строфа

Обычно всё произведение поэт пишет в одном, избранном им ключе, используя либо кольцевую, либо парную, либо перекрестную рифму. Но Пушкиным Александром Сергеевичем был представлен миру оригинальный вариант, который в его честь был назван «онегинской строфой», так как появился в первых строках романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа состоит из трёх четверостиший и заключительного двустишия. Здесь в одном стихотворении встречаются сразу рифма кольцевая, парная, перекрестная. Этот способ жив и поныне, и иногда авторы стихотворных произведений обращаются к нему, дабы ярче выразить свои чувства и мысли.

В качестве примера можно взять стихи «О маме» полностью, один катрен которых уже был рассмотрен как пример опоясывающей рифмы.

О маме

Не забыла, отчего я дома,

Не забыла запаха родного.

Мама, я тебе купила розы!

Мамочка, прости, что уже поздно…

Что могу я? Только эту малость:

Поцелую сморщенные руки…

Никогда они не знали скуки,

Сил на отдых им не оставалось.

И глаза, когда-то ярко-синие,

Смотрят с фото - блёкло-голубые…

Волосы, роскошные, красивые,

Поредели, сделались седые…

Ты ждала меня здесь, у порога -

Только припозднилась я немного…

При разборе первого катрена становится ясно, что в его написании задействована парная рифма. Правда, ещё следует отметить, что здесь использована ассонансная рифма, в которой созвучны только но не согласные.

Действительно, слова «дома» и «родного» на первый взгляд довольно сложно назвать рифмой. Но в слове «дома» последняя безударная гласная стоит во II слабой позиции, поэтому даёт редуцированный звук «ъ». В слове «родного» тот же звук даёт буква «о» в заударной позиции. Подобным образом можно разобрать слова «розы» и «поздно». Правда, эта рифма усиливается общим согласным «з».

Второй катрен был рассмотрен нами выше: здесь прослеживается опоясывающая или кольцевая рифма. В третьем четверостишии используется перекрестная рифма. И завершает онегинскую строфу, как того требует выбранный стиль, двустишие.

Вот такое это сложное дело - стихи писать. И всё-таки научить подбирать правильно рифмы, выбирать способ стихосложения, соблюдать ритмический рисунок можно даже робота. А вот вкладывать в произведение частичку своей души - это по плечу далеко не каждому.

См. рифма …

рифма - (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

рифма - (от греч. rhythmos соразмерность) одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой (например, в отрывке из стихотворения В.В. Маяковского: Поэзия // та же добыча радия.… … Словарь литературоведческих терминов

ри́фма - ы, ж. Созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающих стихотворные строки или части строк. Перекрестная рифма. Глагольная рифма. □ Он сочинял сонеты, хоть порою По часу бился с рифмою одною. Лермонтов, Сашка. ◊ женская… … Малый академический словарь

перекрёстный - ая, ое. 1. Расположенный под углом, накрест пересекающий что л. [Селифан], поворотивши направо, на первую перекрестную дорогу, пустился вскачь. Гоголь, Мертвые души. Ю ю, узнав издали наши шаги, выбегала к нам навстречу за третью перекрестную… … Малый академический словарь

ПЕРЕКРЁСТНЫЙ - ПЕРЕКРЁСТНЫЙ, перекрёстная, перекрёстное. 1. Пересекающийся, расположенный крест на крест. Перекрёстный раскос (тех.). Перекрестная рифма (через строку; лит.). 2. Совершающийся, происходящий сразу с нескольких сторон, скрещивающийся, встречный.… … Толковый словарь Ушакова

КАТРЕН - (франц. quatrain, от quatre — четыре), четверостишие, строфа из четырех строк. Система рифмовки в К.: abab (перекрестная рифма), aabb (парная), abba (опоясывающая). В персидской поэзии (рубаи) и в подражаниях ей употребляется форма aaba,… …

стих - стихи. сложить (# песню). рифма стихотворное созвучие; повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк (мужская #. женская #. дактилическая #. парная #. перекрестная #. охватная #). рифмовка. рифмовать, ся. срифмовать. каламбурная рифма.… … Идеографический словарь русского языка

МУСТЕЗАД - МУСТЕЗАД, форма классического стиха в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии. В М. длинные строки (14 и более слогов) чередуются с короткими (6 слогов). Количество строк в строфе от 2 до 10 пар длинных и коротких. В М.,… … Литературный энциклопедический словарь

Рифма и ее разновидности

Системы рифмовки

Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб ) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов ).

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.

Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб )

Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Третий способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная) - уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба )

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.

И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв , абввба и др.

Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои.

В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.


Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Компьютер и ПО