Количество занятий логопеда в инклюзивной группе доу. Специфика работы учителя-логопеда образовательной школы в условиях инклюзивного образования учебно-методический материал по логопедии на тему. Группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, уровень сформирован

На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденции в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному обучению и воспитанию. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка. Инклюзия (включение) означает обеспечение гарантий поддержки тем, кто в ней нуждается, в какой бы форме она им не потребовалась. В образовательной области – это форма обучения, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально развивающиеся сверстники; имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой.

Выделяютследующие принципы инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Включение в учебно-воспитательный процесс школьного инклюзивного образования напрямую затрагивает не только психолога и педагога, но и учителя-логопеда. Специфика работы учителя-логопеда в школе предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ.
У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Процесс обучения является предметом многих психолого-педагогических исследований . Наибольшее внимание в современных работах уделяется изучению роли активности ученика в этом процессе . Исследования Ю. К.Бабанского, Г. И. Щукиной, Т. И. Шамовой указывают на необходимость повышения активности ученика в процессе обучения. Это объясняется тем, что только активное усвоение знаний оказывается достаточно эффективным.

Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. В полной мере это относится и к работе учителя-логопеда.

Часть детей, поступающих в массовые школы, оказываются недостаточно подготовленными к обучению. Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с проблемами в развитии.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. Значит, повышение уровня активности учебной деятельности детей с ОВЗ будет способствовать более эффективному протеканию процесса коррекционно-развивающего обучения в ходе логопедического занятия.

Использование активных методов обучения при работе с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР) особенно важно, т.к. у данной категории детей отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке перцептивной информации, недостаточная сформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и обобщения . Все эти особенности детей с ЗПР приводят к изменению процесса овладения этими детьми речевой функции и определяют своеобразие их речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, несформированность словообразовательных процессов, бедность грамматических конструкций, затруднения при развёрнутом высказывании, что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей в обществе.

В качестве средств активизации учения выступаютсодержание, методы, приемы и формы организации учебного процесса. Таким образом, уровень активности школьника в процессе обучения определяется тем насколько содержание, методы и организация обучения способствуют этой активности.

При подборе содержания логопедических занятий для учащихся с нарушениями речи необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя-логопеда является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения.Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.

Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю. К. Бабанский) ; «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И. П. Подласый) .

Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Наиболее интересными в данном случае, представляются две классификации.

Одна из них, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.

В ней выделяются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
  • репродуктивный;
  • частично поисковый (эвристический);
  • проблемное изложение;
  • исследовательский.

Другая, классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским. Эта классификация представлена тремя группами методов:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя логопеда с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Не все младшие школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя и учителя-логопеда. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.

Активные методы обучения, игровые методы очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра , значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ.

А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.

Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Говоря о различных формах обучения, имеются в виду «специальные конструкции процесса обучения», характер взаимодействия учителя с классом и характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности учащихся.
Формой организации совместной деятельности учителя-логопеда и учащихся является логопедическое занятие. В ходе занятия учитель-логопед может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Наиболеее эффективными формами организации логопедических занятий являются следующие: игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование и т.д.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Работа с бланковыми методиками. Материалы для логопедической работы с младшими школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению субтестовых заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений. Бланковые методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы.

5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами

используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

6. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с ОВЗ.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

7. Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

8. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

9. Активные методы рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель-логопед должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Рефлексия окончания логопедического занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.

Выступление на совещании заместителей директоров общеобразовательных организаций

Тема: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ

в условиях инклюзивного образования»

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов, реализующих психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

Цель деятельности учителя-логопеда - создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной
деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи :

Проведение логопедического обследования с целью определения
структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление
логопедического заключения.

Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической
работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в
логопедической помощи.

Организация коррекционной работы по оказанию логопедической
помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов
логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

Комплектование групп для занятий с учетом психофизического
состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых
занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся
(с использованием программного материала учебных дисциплин
гуманитарного цикла).

Участие в разработке адаптированных образовательных программ,
методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение
разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках
государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

Проведение систематического изучения динамики речевого развития
ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

Разработка предложений по повышению эффективности
диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение
наиболее эффективного опыта логопедической работы.

Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих
условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной
организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором)
проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима,
по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в
соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных
умений.

Консультативная работа по формированию психолого-педагогической
компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Исходя из задач, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда:

Диагностическое;

коррекционно-развивающее;

организационно - методическое;

консультативно-просветительское;

профилактическое.

Диагностическое направление работы

Первичное логопедическое обследование (проводится с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы
коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.

Промежуточное логопедическое обследование предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее
скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную
программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать
внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как
в устной, так и в письменной речи).

Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее
сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда
включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с
учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры
дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в

индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных
программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;

Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию
коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается:

В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

В подборе дидактических и методических материалов.

В ведении документации.

Консультативно-просветительское направление работы включает:
Консультирование семьи по вопросам
речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования
психолого-педагогической компетентности родителей (или законных
представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе,
по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений
речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по
коррекции речевых нарушений у детей;

консультирование педагогов и других участников образовательного
процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания
речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с
развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации
инклюзивной практики.

Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Для работы с детьми с ОВЗ в школе есть специализированный программно-технический комплекс.

Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок - ПК);

Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих ) - представляет собой складную камеру, подключающуюся к компьютеру. Воспроизводит речью любой текстовый материал. Читающая машина может сканировать 20 страниц в минуту. Можно контролировать темп голосового воспроизведения, задав определённую скорость;
изменить настройки для чтения на иностранных языках.

Видеоувеличитель (для слабовидящих ) - подключив к компьютеру, увеличивает текст до необходимого для прочтения размера.

Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой - съёмная накладка предотвращает одновременное нажатие 2-х клавиш.

Беспроводной ресивер.

Гарнитура (для слабослышащих) - контактные накладные наушники с микрофоном.

Система позволяет передавать голос преподавателя учащимся с нарушениями слуха (непосредственно в слуховой аппарат, кохлеарный имплант или в наушники). У детей повышается внимание и успеваемость; развиваются навыки слушания; более интенсивное развитие собственной устной речи.

Джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА - с нарушениями опорно-двигательного аппарата) - выполняет функцию мыши. Кнопки справа и слева соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. Верхняя кнопка выделяет текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными. Джойстик не требует навыков мелкой моторики; реагирует на легкие прикосновения пользователя с нарушением моторики.

Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА).

Компьютерная программа для коррекции ОНР - игровые упражнения по коррекции всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи.

Аппарат «Монолог» для коррекции заикания: в комплект входит аппарат со встроенным аккумулятором, гарнитура (наушники), зарядное устройство.

Действие аппарата на речь заикающегося проявляется в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта (меньше становится тонических и клонических судорог) благодаря следующим приёмам:

Звукозаглушение собственной речи - выполняет роль отвлечения от речевого акта. В качестве заглушающего фона используется «Белый шум», акустически напоминающий шум прибоя.

Звукоусиление - эффект наступает благодаря изменению громкости собственной речи.

Метроном - метод ритмической стимуляции речи. Заикающимся предлагается читать и пересказывать текст под ритмические удары метронома. Исследования показали, что как только речь переходит на скандированное, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.

Используемые интернет-ресурсы:

http :// www . inclusive - edu . ru / (сайт института проблем инклюзивного образования МГППУ)

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №50

Андреева Оксана Александровна,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Абазинская средняя общеобразовательная школа №50»,

учитель-логопед,

655750, республика Хакасия, г. Абаза, ул. Ленина, д. 3а, кв.20,

e-mail - , 8-913-4422141

Краткая аннотация. Тенденция сегодняшнего дня - инклюзия детей с ОВЗ в образовательную среду нормально развивающихся сверстников. В статье предлагается один из вариантов инклюзивного образования детей с ОВЗ (обучающихся на дому) в стенах общеобразовательной школы. Освещены результаты внедрения данной модели в МБОУ «АСОШ №50». Раскрыта работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в условиях интеграции.

Актуальность. Сегодня существуют специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, в общеобразовательных школах введено обучение по программе VIII вида, созданы классы компенсирующего и коррекционного обучения.

Проблемой стало обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, их обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях. На практике такие учащиеся оказываются изолированными от социума, лишёнными коррекционной, реабилитирующей и психологической помощи.

Вообще организация образовательного процесса обучения детей на дому должна происходить с учётом особенностей психофизического развития, здоровья и возможностей обучающихся. Для таких детей может быть увеличен срок освоения образовательных программ, изменена форма организации занятий (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно). Просто интегрировать в класс таких детей нельзя .

Учитывая существующие проблемы, противоречия и заказ общества к адаптивной школе, в МБОУ «АСОШ №50» реализуется модель инклюзивного образования, в результате внедрения которой дети с ограниченными возможностями здоровья осваивают адаптированную образовательную программу по индивидуальному учебному плану, индивидуально с учителем, совмещая индивидуальное обучение с уроками и занятиями в классном коллективе. Ребёнок – инвалид посещает образовательное учреждение. Сопровождение по аудиториям и помощь в организации учебно-воспитательного процесса осуществляется родителями и тьютором, в роли которого выступает учитель.

Таблица 1.

Организация учебно-воспитательного и коррекционного процессов

Программа

Объём

Форма реализации

Исполнитель

Преимущества

Учебный план

8 час

в нед

Инд в классной комнате

учитель

Используются организационные возможности класса (доска, мультимедиа, дидактические материалы)

Предметы эстетического цикла и развивающего (труд, ОСОМ, музыка)

По возможности реб

Коллективно в общеобразовательном классе

классный руководитель

Интеллектуальное развитие, развитие потенциальных возможностей, коммуникативные навыки, воспитание дружбы и сотрудничества, социализация, адаптация в обществе.

ЛФК

3 час

в нед

Инд в специализированном зале

учитель ЛФК

Необходимая помощь по восстановлению пространственной ориентировки, координационных способностей, выносливости, гибкости и других двигательных качеств

Психологические занятия

2 час

в нед

Инд в психологическом кабинете

Педагог-психолог

Компенсация интеллектуальных сторон развития, коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование коммуникативных навыков

Логопедические занятия

3 час

в нед

Инд в логопедическом кабинете

учитель-логопед

Коррекция недостатков в развитии звукопроизношения, словообразования, грамматического структурирования. Исправление дефектов в развитии письменной речи.

Внеклассные и внеурочные занятия

По возможности реб

Коллективно в классе

классный руководитель

Развитие потенциальных возможностей, коммуникативные навыки, воспитание дружбы и сотрудничества

Ребёнок постепенно (1-2 урока в неделю) включается в образовательно-воспитательный процесс сверстников. Частичная инклюзия со временем может перейти в полную (при соответственном интеллектуальном и физическом развитии ребёнка-инвалида). Существенную роль в реализации данной программы играет педагог – дефектолог, учитель-логопед.

По данным логопедической диагностики в нашем образовательном учреждении среди учащихся с ОВЗ 90% детей имеют нарушения в развитии речи. Это естественно негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности ребёнка. При инклюзии в обучении у данной категории детей появляется возможность получения квалифицированной логопедической помощи в стенах учреждения.

Логопедическое сопровождение

Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Коррекционная работа насыщена различными двигательными упражнениями для различных мышечных групп разного характера и сложности. Это упражнения и для общей моторики, и для мелкой мускулатуры рук, и для органов речи. Нацелены занятия на выработку силы, работоспособности, подвижности органов; скоординированности движений, адекватности мышечных усилий, выработку контроля и самоконтроля.

Из опыта работы, очевидно, что основным условием успешности коррекционных мероприятий с детьми-инвалидами является первоначальная индивидуализация процесса обучения, коррекции и дальнейшее постепенное введение их в группу сверстников. Например, на этапе постановки звука занятия должны быть строго индивидуальны, зато на этапе автоматизации – упражнение в парах, подгруппах интересно и полезно для детей. Инклюзия на логопедических занятиях способствует дополнительной мотивации и активизации речевой функции, позволяет демонстрировать положительные детские примеры речепроизводства, даёт возможность соревновательного момента и т. д.

Результаты инклюзивного образования «обучающихся на дому»:

Внедрение модели инклюзивного образования для детей обучающихся на дому в МБОУ «АСОШ №50» осуществляется для 3 детей – инвалидов. Обучающиеся посещают школу ежедневно, индивидуально занимаются с учителем по основным предметам, остальные предметы по выбору посещают в классе, специалистов и кружки - по индивидуальному расписанию.

По данным внутришкольного мониторинга можно говорить о следующих результатах:

Компенсация особых потребностей детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью происходит успешно: дети с двигательными нарушениями получают необходимую помощь специалиста ЛФК, в результате которой способны передвигаться по школе самостоятельно; дети с речевыми нарушениями посещают логопедические занятия, коррегирующие произносительную составляющую, что делает речь инвалида разборчивой и доступной для понимания окружающими; психологическая программа реабилитации, компенсирующая интеллектуальные стороны развития, эмоционально-волевую сферу, позволяет детям вести себя адекватно ситуации, адаптироваться в предложенных обстоятельствах; сопровождение ребёнка-инвалида социальным педагогом прививает навыки поведения в обществе. Отсюда и

Качество обученности детей с ОВЗ стабильное;

- позитивные изменения в формировании регулятивных универсальных учебных действий: появилось положительное отношение к деятельности (по наблюдениям - 3 ребёнка из 3 с удовольствием стали посещать занятия в школе, нет пропусков без уважительных причин, отказов от деятельности, прекратились отрицательные высказывания о школе, об учёбе), формируется навык организации и самоорганизации учебного процесса (отслеживание урочного времени, освоение кабинетной системы), дети учатся планировать и оценивать свою деятельность;

Рисунок 1.

- коммуникативные универсальные учебные действия в развитии (вовлеченность детей с ОВЗ в среду сверстников в учебное и внеучебное время обеспечивает сотрудничество и развитие навыков коммуникации обеих сторон: дети с ОВЗ свободно без стеснения могут общаться с ровесниками, дети класса не удивляются особенностям детей-инвалидов). Речевая активность ребёнка – инвалида в динамике представлена на рис. 1;

Формирование различных образовательных компетентностей (поиск информации в библиотеке, работа с мультимедийными технологиями, у доски, выступление перед сверстниками)

Всестороннее развитие способностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ обеспечено доступностью образовательной среды: музыка, компьютерная грамотность, рисование, труд (поделки и рисунки инвалидов занимают призовые места в городе и республике, Аня ежегодно становится победителем в школьном конкурсе чтецов).

Грамотная инклюзия детей с ОВЗ в среду сверстников результативна не только в образовательном процессе, но и в коррекционном.

Аннотация: Дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс массовых учебных заведений, это новый, современный подход для российского образования, который позволит решать проблемы образования и воспитания детей внутри общеобразовательной среды учреждения, сократив число детей, направленных в социальные образовательные учреждения.

Идея инклюзии подразумевает, что в образовательном процессе лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ребенка и, следовательно, образовательная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Мир шагнул в XXI век, а вместе с ним и Россия. Какой будет наша страна в будущем, будем ли мы плестись в хвосте мировой цивилизации или вырвемся вперед, будет зависеть от нового поколения, которое только начинает свой жизненный путь и посещает детские сады.

Сегодня государство делает одно из самых ценных вложений — капиталовложение в образование и воспитание молодого подрастающего поколения, при этом, осознавая, что воспитание и обучение начинается с рождения. Во всем мире известно, что успех школьного обучения и последующий жизненный успех детей в огромной степени зависит от того, какое образование и воспитание он получил в детском саду.

Организация дошкольного образования в сельской местности имеет свою специфику по сравнению с городскими детскими садами. В отличие от города в селе нет таких социальных объектов, как театры, детские студии и секции для дошкольников, кружки по интересам, поэтому дети ограничены в общении со сверстниками, а дошкольное образовательное учреждение является единственным местом для обучения и воспитания детей от двух до семи лет. В течение последних лет в сельских детских садах отсутствуют специалисты, такие как учитель-логопед, педагог-психолог, и все проблемы в развитии детей родители вынуждены решать самостоятельно.

Еще начиная учебный год, педагоги детского сада, не предполагали, какие изменения их ожидают в течение года. В начале учебного года с детьми дошкольного возраста начали работу воспитатели и музыкальный руководитель. Буквально с середины учебного года с детьми уже работали учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, 7 воспитателей.

Сегодня наш сельский детский сад отличается от городского лишь тем, что он является малокомплектным. В нем функционируют всего 4 группы, одна из них группа раннего возраста.

В двух группах (в старшей разновозрастной группе (от 4 до 6 лет) и старшей разновозрастной группе (от 5 до 7 лет) открыт логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), с целью осуществления логопедической деятельности, направленной на коррекцию речевых недостатков детей с ОВЗ, обеспечения индивидуально-личностного подхода к каждому ребёнку в подготовке к школьному обучению и социальной адаптации.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Включение лиц с ОВЗ в образовательный процесс массовых учебных заведений, это новый, современный подход для российского образования, который позволит решать проблемы образования и воспитания детей внутри общеобразовательной среды учреждения, сократив число детей, направленных в социальные образовательные учреждения.

Идея инклюзии подразумевает, что в образовательном процессе лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ребенка и, следовательно, образовательная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ.

Инклюзивное (включенное) образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит каждому ребёнку. Образовательная система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то определённые группы.

Несколько перефразировав слова Яна Корчака, приоритеты инклюзивного образования можно выразить так: «…не сковывать, а освобождать; не подавлять, а возносить; не комкать, а формировать; не диктовать, а учить; не требовать, а спрашивать, переживать с ребёнком много вдохновенных минут…».

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется: Конституцией РФ; Федеральным законом «Об образовании в РФ»; Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Для инклюзивного образования актуальным является вопрос о создании системы совместного обучения детей с ОВЗ в образовательной среде нормально развивающихся сверстников. Определенная модель инклюзии должна быть доступна и полезна ребенку. При этом она не должна препятствовать получению качественного образования другим развивающимся детям.

Что касается психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении, то оно должно обязательно, строиться на принципах:

1) индивидуального подхода (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка из группы);

2) поддержки самостоятельной активности (реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности);

3) активного включения в образовательный процесс всех его участников (создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе);

4) междисциплинарного подхода (специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом);

5) вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т.е. необходимо наличие вариативной развивающей среды;

6) партнерского взаимоотношения с семьёй (усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями).

Индивидуальные занятия со специалистами;
- активная совместная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении; в логопедическом кабинете; организация прогулок на прогулочных участках);
- режимные моменты (прием пищи, дневной сон, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.);
- фронтальные занятия.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

Особая роль отводилась психологической и педагогической диагностике, которая помогла определить индивидуальный образовательный маршрут для детей в соответствии с логопедическими диагнозами; планирование коррекционных мероприятий; разработку рабочей программы коррекционно-образовательной деятельности с детьми; оценку динамики развития и эффективность коррекционной работы; консультирование родителей ребенка.

На мой взгляд, современные образовательные подходы к воспитанию и образованию детей с ОВЗ, предполагают и использование новых педагогических технологий, методик, разнообразных форм и методов обучения, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания и образования, социальной адаптации воспитанников, а также формирования личностной гармонии и здоровья.

В своей практической деятельности я использую те технологии, которые считаю более эффективными в работе с детьми с ОВЗ:

Технология игрового обучения (всю работу с детьми стараюсь организовать в игровой форме с использованием сюрпризных моментов);

Технология диалогового обучения (в процессе коррекционного обучения учу детей выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера);

Технологию опережающего обучения (которая предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);

Технологию информационно — коммуникационного обучения (использую с детьми компьютерные игры, которые позволяют повысить интерес к логопедическим занятиям);

Здоровьесберегающие технологии для детей (включение в логопедические занятия пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, музыкальные физминутки, смену динамических поз и другое. Также использую методики Су Джок.

Обязательным является создание доброжелательной атмосферы общения как педагога с детьми, так и детей между собой.

Важным условием в реализации инклюзивного образовательного процесса является организация развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей разным детям доступ к удовлетворению своих потребностей и развитию возможностей.

В группах, для детей посещающих логопункт создана развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО. Однако нельзя считать среду определяющим фактором в развитии детей, так как не сама среда, а действия ребенка в этой среде имеют значение. При организации развивающей предметно-пространственной среды сложная, многоплановая и творческая роль принадлежит педагогам, что требует больших усилий и знаний.

Что касается развивающей предметно-пространственной среды в моем кабинете, то можно сказать следующее: кабинет является совместным с педагогом-психологом, в кабинете сделан ремонт, имеется все необходимое оборудование. На протяжении учебного года он пополнен современными методическими пособиями и методическим материалом. «Зона мелкой моторики» пополнена новыми играми, изготовлены пособия на развитие мелкой моторики, воздушной струи, что позволило повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Решение задач инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья невозможно без привлечения к работе социальных партнеров и их родителей (законных представителей).

В соответствии с Законом об образовании в РФ родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Некоторые родители считают, что если в детском саду есть учитель-логопед, то вся коррекционная работа с детьми должна полностью лечь на его плечи.

Наша задача состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребенка, вооружить их определенными методами и приемами преодоления речевых нарушений. В течение проработанного времени я использовала такие формы взаимодействия с родителями как: беседы; индивидуальные консультации; оформление памяток по лексическим темам; оформление буклетов с рекомендациями как играть с ребенком дома, как закрепить полученные знания в летний период. Провела открытое занятие по результатам деятельности.

Чтобы сделать родителей своими помощниками, на следующий учебный год мной разработан план совместной деятельности с родителями, который включает в себя как традиционные формы работы, так и современные (организация взаимодействия через электронную почту, программу skyp).

В селе особая жизнь, вся деятельность детского сада на виду. Социальными партнерами нашего детского сада являются школа, библиотека и Дом культуры. К каждому празднику в Доме культуры организуются концерты и развлекательные программы для жителей поселка. Детям старшего дошкольного возраста предоставляется возможность выступать на большой сцене Дома культуры, где они учатся, не стесняясь показать все свои способности: петь, танцевать, читать стихи, что положительно влияет на их воспитание и развитие.

Вывод: инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения и воспитания, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ОВЗ сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

(3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира, мы подразумеваем включение в единый образовательный процесс все категории детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифферинцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.

Процесс организации и осуществления инклюзивного образования в России теоретически обоснован следующими специалистами (М.С. Артемьева, Е.А. Екжанова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук, Н.Д. Шматко и др.). Но реализация содержания и условий оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет сложную социально-педагогическую проблему.

Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья. Согласно диагностике, проводимой учителями - логопедами в дошкольных учреждениях п. Чегдомын, до 60% детей имеют те или иные проблемы: различные речевые нарушения, нарушения слуха, нарушения связанные с двуязычием в семье.

По результатам ежегодной логопедической диагностики учащихся первых классов, проводимой учителем - логопедом МБОУ ЦДиК в школах п. Чегдомын, 65% детей имеют различные нарушения речи, в том числе на фоне тугоухости, двуязычия в семье, не оказанной во время логопедической помощи.

Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образовательных учреждений, занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами.

Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги — это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей

1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

Совместное сопровождение ребенка учителем - логопедом и педагогом психологом

Диагностическое

Определение уровня речевого и психологического развития ребенка;
- анализ полученных результатов;

Коррекционно - развивающее

Личностно - ориентированный подход;
- принципы системности;
- учет структуры дефекта;

Аналитическое

Выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
- отслеживание динамики развития ребенка.

3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости - фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.

5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно - развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР - III уровня состоит из трех модулей:

  1. Формирование фонетической стороны речи.
  2. Совершенствование лексико - грамматических представлений.
  3. Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой - то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно - логопедического обучения.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.

Для реализации личностно - ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно - логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 - 30 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

  • тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
  • оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
  • компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
  • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
  • использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

7. Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Диалогового обучения

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно - компьютерного обучения

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Опережающего обучения

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Игрового обучения

Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.

Здоровьесберегающие технологии

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т.д.

Компьютер и ПО