Экскурсия на водоем в начальной школе. Организация и методика проведения экологической экскурсии на водоем в начальной школе. II. Дорога к водоему

Переходные болота

Низинные болота переходят в верховые. Это происходит в результате постепенного нарушения связи их с грунтовыми водами, вследствие увеличе­ния слоя торфа. По мере нарастания слоя торфа поступление грунтовых вод уменьшается, появляются ассоциации растений менее требовательных к минеральному питанию и способных развиваться на кислых субстратах. На лесных низинных болотах ель заменяется березой, затем сосной, изменяется кустар­никовая и травянистая растительность. Для переходных болот характерно со­четание признаков низинных и верховых болот.

В природе существует большая группа высших и низших растений для которых средой обитания является вода. Это водные и прибрежноводные растения. Водная среда имеет свои специфические особенности, которые приводят к выработке оп­ределенных черт у растений этой группы.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОДНЫХ РАСТЕНИЙ:

1. Яркая освещенность водного зеркала и резкое ослабление её с глубиной, что приводит к сокращению светового дня водных растений.

2. Вода во много раз плотнее воздуха и сама поддерживает обитающие в ней растения. Это приводит к недоразвитию или исчезновению механических тка­ней. Поэтому стебли и листья водных растений мягкие и гибкие, легко перемеща­ются течением.

3. В воде меньше кислорода, чем в воздухе, поэтому водные растения имеют ряд приспособлений, предохраняющих их от "кислородного голодания". Бла­годаря особому строению оболочек клеток покровных тканей, многие растения поглощают воду с растворенным в ней кислородом всей поверхностью. Улучшению газообмена служат сильная расчлененность подводных листьев, благо­даря чему увеличивается поверхность соприкосновения их с водой и развитие во всех органах межклетников и воздушных полостей (ткань аэ­ренхима) по которым поступает воздух.

4. Поскольку обитатели водоемов поглощают питательные вещества, раство­ренные в воде, всей поверхностью, то у них слабо развита корневая система и проводящие ткани. Корни прикрепляют растение к грунту, а в некоторых слу­чаях исчезают совсем.

5. Некоторые растения покрыты снаружи слизью, которую вырабатывают особые клетки, это предотвращает вымывание из растений солевых растворов.

6. Температурный режим водоемов резко отличается от атмосферного. Летом температура воды ниже температуры воздуха, поэтому водные растения поздно зацветают, вегетативное размножение (корневищами, участками стеблей, специаль­ными почками) преобладает над семенным. Зимой глубокие водоемы не промерза­ют и температура воды в глубине остаётся более или менее постоянной всю зиму, поэтому на этот период растения "прячутся" под воду. Одни из них целиком погружаются, а весной всплывают (рясковые), другие зимуют в виде корневищ, стелющихся по дну или погруженных в грунт, третьи к осени образуют зимующие побеги или почки, которые также погружаются на дно, а весной всплывают и дают начало новым по­бегам.

Экскурсии по изучению жизни пресных вод имеют ряд исключительных достоинств и являются самыми популярными из всех экскурсионных тем нашей школьной практика.

Причина этого заключается в том, что экскурсии на водоём более доступны по материалу, легко осуществимы и дают надежные результаты.

Прежде всего надо отметить, что эти экскурсии всегда доставляют верную добычу. Светит ли солнце. Моросит ли дождь, тепло или холодно, тихо или ветрено - пресноводные обитатели всегда находятся в более или менее одинаковых условиях. И ранней весной и поздней осенью лов сачком даёт нужный результат. Даже зимой жизнь в воде не прекращается, и ряд форм может быть выловлен из-подо льда через прорубь.

Водоёмы в виде прудов, озёр, болот, речек, канав, ям с водою и просто луж имеются всюду, и все они так или иначе заселены. Даже самые загрязнённые, наполненные гниющими отбросами, с отвратительно пахнущей водой, - и те имеют своеобразную фауну. Поэтому лов пресноводных животных возможен всюду, не только за городом, но и в черте города, где имеются пруды, глубокие канавы и прочее.

Экскурсируя по пресным водам, руководитель имеет полную возможность довольно тучно предусмотреть с какими объектами он будет иметь дело, заранее изучить этот материал и вполне им овладеть. Предварительный пробный лов поможет выяснить ему животное население данного водоёма и избавить его от всяких неожиданностей. В этом смысле экскурсионный материал экскурсий на водоём является гораздо более постоянным, чем тот, который приходиться встречать, например, при экскурсии на луг, в лес и т.д. Число животных (если иметь в виду только те более крупные объекты, с которыми приходиться иметь дело на экскурсиях) везде очень невелико, и разобраться в них не представляет особых затруднений.

В то же самое время пресноводная фауна, несмотря на немногочисленность своих представителей, чрезвычайно разнообразна и по биологическим особенностям представляет большой интерес. Мы встречаем здесь и губок, и червей, и моллюсков, и ракообразных, и пауков, и многочисленных насекомых, и представителей позвоночных. В эти организмы в той или иной степени приспособились к водной среде. У одних эта приспособленность является весьма совершенной, другие не в такой степени являются типичными водными обитателями.

Вода является средою, которая во много раз плотнее воздуха (в 773раза). В силу этого она оказывает на живущие в ней организмы определённое давление и в то же время обладает способностью поддерживать тела, согласно закону Архимеда, по которому всякое тело, находящееся в воде, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им вода. Кроме того, поверхность жидкости покрыта особой упругой плёнкой поверхностного натяжения, присутствие которой влечёт за собой целый ряд любопытных явлений в жизни пресноводных обитателей.

Чтобы показать, какой богатой выбор биологических тем может дать изучение обитателей пресных водоёмов, мы приводим ряд некоторых вопросов, которые могут быть проработаны на этих объектах самостоятельно.

I .Различные типы движения у водных животных.

    Плавающие при помощи различного типа плавников, находящихся на заднем конце тела: личинки комаров.

    Плавание при помощи плавательных конечностей разнообразного строения, расширенных в виде лопастей или покрытых волосками: водные жуки, гребляк.

    Плавание при помощи волнообразных или змееобразных движений всего тела: пиявки, личинки комаров, нематоды.

    Плавание при помощи отдачи, или водяного выстрела: личинки стрекоз.

    Ползание по твёрдому субстрату при помощи конечностей с разнообразно устроенными крючками, зацепками и т.п.: личинки насекомых, водяной паук, водные клещи.

    Ползание при помощи волнообразных сокращений мускулатуры тела: брюхоногие, моллюски.

    Ползание при помощи ресничек: планарии.

    Передвижение при помощи пневматических органов: пиявки

    Скольжение по поверхности воды: водомерки, вертячки

    Передвижение, при котором организмы пользуются поверхностным натяжением жидкости: водомерки, вертячки, лёгочные моллюски, личинки мухи львинки и др.

II . P азличные типы дыхания .

    Водное дыхание при помощи жабер: жаберные моллюски, водяной ослик.

    Дыхание при помощи обмена газов всею поверхностью тела: пиявки, круглые черви.

    Трахейно-жаберное дыхание: личинки стрекоз, подёнок, ручейников, вислокрылок.

    Дыхание воздушное: лёгочные моллюски, водные клопы, жуки и их личинки, водяной паук, личинки комаров и мух.

Одни животные для взятия атмосферного воздуха поднимаются на поверхность воды, другие выставляют из воды дыхательные трубки. Иные уносят с собой в воду значительные запасы воздуха.

III . Питание у водных животных.

    Питание растительной пищей, например, молодыми побегами зелёных растений: моллюски, ручейники, водные гусеницы; или гниющими растительными остатками: водяной ослик; а иногда органическими веществами, находящимися в сильной степени разложения: иловая муха.

    Питание животной пищей, которой питается большинство пресноводных обитателей, имеющих в связи с этим различные приспособления для овладения добычей: маски стрекоз; хватательные челюсти личинок жуков; хватательные усики коретры, мохлоникса.

При этом добыча либо высасывается при помощи различных приспособлений: клопы, личинки плавунцов, пиявки, водяной паук; либо пожирается при помощи челюстей жующего типа: личинки стрекоз, взрослые жуки.

IV . Защитные приспособления у водных животных.

    Быстрота передвижения, лающая возможность животным избежать врагов: личинки поденок. личинки жука-плавунчика, вертячка, водомерка, гладыш, гребляк. личинки комаров, рыб.

    Охранительная окраска, которая делает животных незаметными среди окружающей природы. При этом животные подражают либо зелёным частям растений (личинки стрекоз, подёнок), либо отмершим частям растений (водяной ослик, водяной скорпион), либо самому фунту (личинки стрекоз, веснянок), либо тёмной поверхности стоячих (водомерка). Иногда к охранительной окраске присоединяется и охранительная форма (водяной скорпион, похожий на отмерший лист, чехлики ручейников, похожие на различные растительные остатки или скопления раковинок, песчинок и т.п., а также на предметы, упавшие в воду, например плоды ольхи).

    Прозрачность тела, делающая животных невидимыми в воде коретра.

    Предупреждающая окраска. Яркие тона (например, красный), свойственны животным, которые являются несъедобными вследствие едких выделений тела, ядовитости и т.п.: водные клещи (гидракарины).

    Различные механические средства защиты в виде острых челюстей, игл, шипов и т.п.: шипы колюшки, шипы личинки большого коромысла, сильные челюсти жуков их личинок и т.п.

    Развитие прочного наружного скелета, являющегося защитным панцирем для животных: панцирь ракообразных, раковины моллюсков и прочее.

    Автотомия, или самокалечение - способность самопроизвольно отбрасывать органы. Такие утраченные органы обычно впоследствии восстанавливаются: водяные ослики, личинки стрекоз с трахейными жабрами, личинки падёнок и другие.

    Развитие внутреннего скелета, являющегося средством защиты от поедания: кремневые иглы губок.

    Защита при помощи вредных едких, дурно пахнущих или ядовитых выделений: некоторые водные жуки (вертячка, полоскун). Водные клещи, планарии и другие.

    Постройки животных как средство защиты: чехлики ручейников. Домики водных бабочек, трубки мотыля, подводный колокол паука - серебрянки, ходы в тканях растений (личинки хирономид), и т.п.

V . Pa змножение у водных животных .

    Половое размножение, продуктами которого является икра в студенистой оболочке (прудовик, катушка, битиния, ручейники, комары-дергуны и пр.) или яйца разнообразной формы, откладываемые на различные предметы и части растений как в воду, так и вне воды, иногда вбуравливаемые в ткань растений (водные жуки, стрекозы, плавт и др.). иногда яйца заключены в различной формы кокон (планарии. малая ложноконская пиявка).

    Бесполое размножение при помощи почкования (гидра, губки, мшанки).

    Размножение при помощи покоящихся почек (статобласты мшанок, геммулы губок).

    Живорождение, при котором половые продукты вызревают в теле самки: лужанка, шаровка.

    Уход за потомством, который обнаруживается у некоторых водных животных, вынашивающих свою икру и охраняющих так или иначе свою молодь: пиявка-клепенна, беззубка, водяной ослик, колюшка.

    Полное или неполное превращение у водных насекомых.

    Процессы линьки и вылупления у водных насекомых (в особенности у личинок стрекоз, паденок, веснянок, комаров и прочее.).

    Симбиоз животного и растения: одноклеточные водоросли в теле бодяга, гидры.

Организация учебно-познавательных экскурсий на водоем

Некоторые особенности организации работы. На школьных зоологических экскурсиях методы правильного показывания в особенности важны, потому что объекты довольно мелки и в иных случаях едва различимы невооруженным глазом. Желая показать пойманных животных, руководитель должен прежде всего подождать, пока не соберется вся группа. Прежде чем приступить к демонстрированию, надо образовать вокруг себя свободный круг, метра два в диаметре. Чем больше участников экскурсии, тем шире должен быть такой круг. Показывая объекты, руководитель медленно обносит их перед глазами присутствующих по внутренней периферии круга. Если объект достаточно велик, то можно, стоя в центре круга и держа объект в руке, медленно поворачиваться вокруг собственной оси. Если объект мелок и к нему надо приглядываться, полезнее посадить животное в тот или иной сосуд с водой и передать его на руки присутствующим, условившись раз навсегда, чтобы объекты передавались из рук в руки в определенном направлении, и, обойдя круг, возвращались к руководителю. Иногда необходимо посылать таким образом по рукам и более крупные объекты в тех случаях, где требуется подметить те или иные движения животных, мелкие детали их организации и пр. В более важных случаях надо, чтобы демонстрируемый объект обошел по кругу несколько раз.Все эти указания относятся, разумеется, к экскурсиям в несколько десятков человек. В особенности важно придерживаться этих правил на экскурсиях с детьми, которые очень любят толпиться вокруг учителя, мешая его движениям и не давая возможности стоящим сзади видеть, что делается впереди. Вообще следует заметить, что число участников зоологической экскурсии ни в каком случае не должно быть чрезмерно велико. Предельной нормой следует считать 30 человек на одного руководителя. Большее количество участников значительно затрудняет ход экскурсии вследствие малой величины рассматриваемых объектов.Чрезвычайно важно не ограничиваться на зоологической экскурсии простым показыванием объектов, но по мере возможности привлекать учащихся к активной работе на экскурсии, ставя им определенные задания и предоставляя решать эти задания в той или иной форме самостоятельно. Даже просто наблюдение реальных фактов и явлений окружающей природы и точная их регистрация и фиксирование при помощи записи, плана, рисунка и т. д. есть педагогически ценная работа.На экскурсии на водоем прежде всего важно привлечь учащихся к самому лову добычи. Каждый участник экскурсии должен явиться на экскурсию со своим сачком и несколькими баночками для размещения пойманных животных. В крайнем случае такой сачок может обслуживать небольшую группу (3-5) экскурсантов.Начиная экскурсию, руководитель предлагает экскурсантам следующее простое задание: выловить из данного водоема и рассадить по баночкам возможно большее число различных видов водных животных, беря каждого вида не более одного - двух экземпляров. При этом рекомендуется вести счет числу пойманных видов и сравнивать свой улов с уловом соседей. Такого рода система удобна в том отношении, что каждый из участников экскурсии будет иметь у себя на руках те объекты, о которых пойдет речь, и рассмотрение этих объектов таким путем значительно упрощается.Когда новые формы уже перестали попадаться и экскурсанты разместили свой улов по сосудам, начинается обзор собранного материала, причем руководитель дает нужные объяснения. Обзор удобнее начинать с тех форм, которые попались в большом числе и имеются у каждого. Затем можно перейти и к более редким находкам, которые имеются лишь в одиночных экземплярах.Сбор материала может быть в значительной степени упорядочен, если учитель распределит работу учащихся таким образом, что одни из них будут собирать животных, находящихся на поверхности воды, другие произведут обследование водных растений (элодеи, роголиста, рдестов), третьи направят свое внимание на донный лов и постараются добыть обитателей, ютящихся на дне водоемов и пр.При обзоре пойманного материала возможно распределение и группировка его по тому иди иному признаку (систематическому, биологическому и пр.), причем могут быть затронуты некоторые из указанных выше тем.Непременным последствием всякой зоологической экскурсии должны быть более длительные наблюдения над принесенным с экскурсии живым материалом, который размещается по аквариумам.Примерный план школьной экскурсии на пруд. В качестве примера приведем схематический план школьной экскурсии с учащимися средних классов на пресноводный водоем. Такие экскурсии, будучи очень доступны по материалу, проводятся чаще других.Учащиеся являются на экскурсию с самодельным снаряжением в виде водных сачков и различных банок. Сачки могут быть изготовлены самими учащимися в школе или дома по способу, описанному выше. Каждое звено в 3-5 человек должно иметь отдельный сачок. Это очень важное условие, так как дает возможность привлечь учащихся к лову добычи. Каждое звено, а еще лучше - каждый участник экскурсии должны запастись сосудами для размещения пойманной добычи и ее удобного рассмотрения на месте. Для первой цели пригодны всевозможные широкогорлые банки (из-под консервов) с навязанной на горло, в виде ручки, веревочкой. Для обзора улова очень удобны фарфоровые или фаянсовые тарелки, или обыкновенные чайные блюдечки (не стеклянные). На белом фоне удобно рассматривать мелких водных животных, из которых большинство темного цвета. Еще лучше - белые фотографические кюветки размером 9х12 или 13х18 см. Для наблюдения прозрачных организмов, взвешенных в воде (вроде личинок коретры, мелких ракообразных), надо иметь небольшие стаканчики или широкие пробирки.Экскурсия начинается с предварительного задания руководителя. Придя на место (например, на берег пруда), руководитель предлагает экскурсантам самостоятельно приступить к лову добычи. Задание формулируется примерно в такой форме.«Хотя этот пруд кажется на вид безжизненным, на самом деле тут скрыта очень богатая и разнообразная жизнь, с которой мы хотим ознакомиться. Постарайтесь выловить из воды живущих в ней обитателей и рассадите их по своим баночкам. Не берите помногу одинаковых форм - достаточно иметь по 1-2 экземпляра каждого вида. Наполните ваши банки чистой водой, не набивайте туда много водных растений. Перед тем как опускать пойманных животных в банку, ополаскивайте их в чистой воде, они загрязнены илом и т. д. Не кладите много животных в одну банку, иначе получится «живая каша», в которой будет трудно разобраться. Крупную добычу (рыбок, тритонов, водных жуков) отсаживайте в отдельные банки. Крупные виды моллюсков (вроде прудовиков, лужанок) тоже лучше не класть в банки с общей добычей, а собирать отдельно (в коробку и т. п.). Ведите счет пойманным животным. Когда насчитаете десяток видов, прекратите лов и займитесь приведением в порядок своего сбора».Смысл этих наставлений сводится к тому, чтобы учащиеся не сделали из лова род спорта, как это часто бывает, и не превратили средства в цель. Задача сводится к тому, чтобы в руках каждого экскурсанта скопился подходящий материал, пригодный для использования на следующем этапе экскурсии. А таким этапом является обзор пойманной добычи.Производится он следующим образом. Экскурсанты со своими банками и блюдечками усаживаются где-нибудь в удобном, сухом и уединенном месте, где нет отвлекающих моментов и посторонних зрителей, которые часто бывают помехой на таких экскурсиях. Затем начинается краткая беседа по поводу пойманного материала. Руководитель начинает обзор с тех форм, которые встречаются чаще других и наверное имеются у всех экскурсантов в первом десятке видов. Речь идет, допустим, о крупной личинке стрекозы типа Aeschna . Руководитель берет такую личинку пинцетом, показывает экскурсантам и предлагает отыскать каждому среди своего улова подобное же насекомое и отсадить его на блюдечко. Убедившись, что экскурсанты имеют на руках данную форму, можно перейти к ее рассмотрению.«Обратите внимание на форму тела личинки, ее цвет. Рассмотрите голову, глаза. Найдите «маску» у личинки, отогните маску и рассмотрите ее строение. Как личинка ползает по суше? Каково строение ее ног? Как она передвигается в воде? и т. д.»Для уяснения плавания личинки при помощи «водяного толчка», который получается в момент выбрасывания ею воды из анального отверстия, можно посадить личинку в тарелочку с небольшим количеством воды (вода должна едва покрывать личинку). В этих условиях вода, выбрызгиваемая личинкой, хорошо заметна. Иногда струйка выбрасывается даже в воздух.Такие маленькие опыты вполне уместны на экскурсии, но увлекаться ими, как и вообще очень подробным рассмотрением форм на экскурсии, не следует. Это задача длительных наблюдений в обстановке школы, в кружке и т. д. Учителю надо больше всего опасаться многословия, не превращать обзор улова в урок, а тем более - в лекцию. Не следует говорить о том, чего нельзя непосредственно показать на пойманном материале, например, толковать о размножении Aeschna , если не имеется под рукой кладок стрекоз на водных растениях, сброшенных шкурок и т. д. Бесполезно упоминать о том, чего не найдено, но что «могло бы быть найдено». Надо помнить, что дать полный обзор строения и жизни того или другого организма на экскурсии невозможно, да и не нужно. Надо это оставить для классных уроков и групповых наблюдений. Материал экскурсии (мы говорим о школьной экскурсии обычного типа, которая должна уложиться в определенное количество отведенных для нее часов) по необходимости будет носить фрагментарный характер. Беды в этом никакой нет, так как мы давно уже отказались от идеи весь курс построить на экскурсиях. Экскурсия - только зарядка, толчок к самостоятельному сближению с природой. Экскурсия - лишь один из видов школьной работы.Описанным путем, не утомляя внимание экскурсантов излишними подробностями и отвлеченными разговорами, руководитель просматривает собранный материал и тем самым определяет значительную часть сбора «первого десятка». Но вот оказывается, что вездесущие формы исчерпаны и остаются менее обычные находки, которые имеются не у всех экскурсантов на руках. Тогда обзор следует прекратить и назначить «второй лов».«Не берите уже известных вам животных из числа рассмотренных нами. Постарайтесь добыть те интересные формы, которые имеются только у Иванова, Петрова и т. д. Порасспросите Иванова, Петрова, где и при каких условиях они их изловили. Может быть что-нибудь и совсем новое поймаете».Так начинается лов «второго десятка». Теперь внимание экскурсантов привлекают уже более мелкие формы, которыми они пренебрегли на первом этапе лова - в погоне за тритонами и крупными личинками стрекоз и водных жуков. Баночки наполняются личинками подёнок, комаров, может быть водными клещиками, мелкими ракообразными и т. д.Через нужный промежуток следует второй обзор улова, построенный по типу первого, но с большим углублением в жизнь пигмеев водного мирка.По этому же принципу возможен и следующий лов («третьего десятка»). Это зависит от ряда обстоятельств: подготовленности экскурсантов, их возраста, настроения, погоды и ряда других условий, которых заранее не учтешь. Опытный руководитель знает, когда следует подходить к концу. В качестве очень приблизительной нормы можно указать, что с учащимися среднего возраста едва ли целесообразно просматривать более двух десятков форм на одной экскурсии. А с младшими учащимися можно ограничиться и одним десятком. Это не значит, что не следует давать ответов на индивидуальные вопросы интересующихся по поводу их улова. Можно указать Иванову или Петрову, что он поймал такой-то редкий (сравнительно) в данной местности вид, и сказать по этому поводу несколько слов, но это не значит, что следует вводить рассмотрение данного вида в программу общего обзора.Повторяю, что все эти советы носят условный характер. Может быть целесообразно разбивать улов не на «десятки», а как-нибудь по-другому. В иных случаях полезно прибегнуть к иным приемам лова. Например, сперва собирают животных, находящихся на поверхности воды (вертячки, водомерки, некоторые моллюски и т. д.), затем производят донный лов (разные личинки, ручейники и пр.), далее обследуются водные растения (элодея, роголист, частуха, рдесты) и собираются животные, ютящиеся на них и в них. Словом, здесь можно предложить немало способов. Но желательно придерживаться одного условия: вызвать активность экскурсантов и подчинить беседу материалу, а не материал беседе.Само собой понятно, что все эти советы и указания относятся к работе с учащимися средней школы. Взрослые участники экскурсий (студенты, учителя), которые могут работать самостоятельно, в таких указаниях не нуждаются.

Разделы: Начальная школа

Цель: формирование у детей определённого объёма систематизированной информации о многообразии адаптаций живых организмов к условиям водной среды.

Задачи: Обучающая : познакомить детей с многообразием живых организмов, обитающих в озёрах нашего края.

  • Развивающая : развитие навыков самостоятельного наблюдения; развитие поэтического восприятия природы; развитие у детей внимания, воображения, восприятия, разных форм мышления.
  • Воспитательная : разрушение барьера эстетической глухоты и чёрствости ко всему живому; осознание детьми как соучастников происходящих природных явлений, уважающих права остальных обитателей этого мира;
    Оценка детьми своих поступков в природе; закладка основ экологической этики у детей..
  • Оборудование: сачки, полиэтиленовые мешочки, баночки, лупы, ботаническую папку (для сбора растений), альбомы, мольберты, краски, карандаши, ватман. Походный завтрак.

    Продолжительность занятия: 2 урока.

    План проведения экскурсии

    п/п

    Этапы Временная реализация Ответственные
    1 Определение места для экскурсии:

    Озеро “Окунёвое”. Решение о подвозке детей к месту назначения.

    Первая неделя сентября. Учитель, родители.
    2 Проверка санитарных норм водоёма (чистое дно, лёгкий подход к воде, богатый набор животных и растений). Первая неделя сентября. Учитель, родители.
    3 Подбор и изучение литературы по теме экскурсии. Первая неделя сентября. Учитель, родители.
    4 Выбор конкретных объектов – обитателей озера – для поисковой самостоятельной работы по группам или индивидуально. Первая неделя сентября. Учитель,
    5 Составление конспекта: цели и задачи, вводная часть, исследование объектов наблюдения по заданию. Обобщающая беседа. Вторая неделя сентября Учитель,
    6 Разработка для учащихся доэкскурсионных, экскурсионных послеэкскурсионных карточек заданий. Вторая неделя сентября Учитель,
    7 Провести беседу о том, какая должна быть одежда во время экскурсии, познакомить с правилами поведения в природе. Вторая неделя сентября Учитель, родители,
    руководитель ОБЖ
    8 Подготовить и принести на экскурсию необходимое оборудование: сачки (водные и воздушные),банки, полиэтиленовые пакеты, лупы. Вторая неделя сентября Учащиеся.
    9 Самостоятельно попробовать собрать информацию о выбранных объектах (растениях и животных данного водоема); стихи, рассказы, загадки, пословицы, легенды. Стихи можно выучить наизусть. Первая и вторая неделя сентября Учащиеся.
    10 Экскурсия на озеро Окунёвое. Подвозка детей к месту назначения. 12 сентября Учитель, родители,
    учащиеся.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    • прибытие на озеро Окунёвое
    • расположение учащихся и родителей на берегу озера
    • проверка готовности к уроку

    2. Эмоциональное и поэтическое восприятие окружающего мира.

    Перед вами небольшое озеро. В народе его называют Окунёвое. Почему? Кто из вас знает? Оглянитесь вокруг, как кругом тихо и мирно. Давайте послушаем эту тишину. Попробуйте использовать во время молчания все свои органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание. (После недолгого молчания рекомендуется задать вопросы).

    • Что слышали ваши уши?
    • Что видели ваши глаза?
    • Какие запахи вы ощутили?
    • Какие ваши ощущения? После ответов детей можно сделать вывод.

    Не слышно шума, глаза и уши отдыхают, воздух чист и свеж. Он напоён ароматом береговых трав.
    Вам здесь хорошо? Какое у вас настроение? В эти минуты хочется читать стихи, петь песни. Давайте тихо посидим и почитаем стихи.

    Прекрасный день!
    Такая чудная погода
    Бывает только дивною сентябрьскою порой.
    Ликует в праздничном наряде вся природа,
    И золотая осень кружит над землёй.

    А солнце светит ласково и нежно,
    Даря земле частичку теплоты,
    И над водой с изяществом небрежным
    Порхают бабочки, как поздние цветы.
    (В.Кочураев )

    Ясным утром на тихом пруде
    Резво ласточки реют кругом,
    Опускаются к самой воде,
    Чуть касаются влаги крылом.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    (И. Бунин )

    3. Самостоятельно-исследовательская работа.

    Ребята, обратите внимание, как водная гладь, манит к себе, восхищает переливами красок. Так и хочется войти в это царство покоя и познакомиться со всеми его обитателями. Но уже прохладно! Нельзя! А может быть, кто-то знает и расскажет нам, какие животные живут в озере? Сегодня мы с вами попробуем стать учёными-исследователями и познакомимся с жителями этого водного царства.

    По заданию учителя проводятся самостоятельные групповые наблюдения – исследования, т.е. учащиеся, разбиваются на группы, которые возглавляют взрослые. Получают карточки с заданиями.

    Первая группа обследует берег озера. Для этого потребуются баночки, воздушные сачки, мешочки.

    Вторая группа обследует, какие растения растут вокруг озера. Потребуется ботаническая папка, куда вкладываются растения для гербария.

    Третьей группе познакомиться с обитателями водоёма. Для этого потребуются водные сачки, баночки.

    Встречаемся через 10 минут.

    4. Обобщение сведений, полученных в ходе самостоятельно-исследовательских работ:

    – Какие животные живут в озере?
    – Назовите растения, которые растут в этом водоёме? Их роль в жизни озера?
    – Что обнаружили на берегу нашего озера?
    – Сравните строение тела и окраску карася и окуня? И т.д.

    Примечание . Чтобы получить полный объём знаний о растениях и животных мелких водоёмов, учитель и родители заранее подготавливают их, в случае, если дети не встретят этих животных во время самостоятельного наблюдения (улитка, ракушки, пиявки, дафния, паук-серебрянка, разнообразные жуки и пауки, окунь, карась).

    Вывод. Живут в мелких водоёмах разные животные: лягушки, рыбы, насекомые. Вот перед вами клоп-водомерка. Скажите, а почему не он не тонет? Верно их лапки покрыты тонкими волосками. Которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде.

    Послушайте загадку

    Что ещё вы узнали про клопа-водомерку? Он хищник. Ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.

    Наше озеро покрыто разными растениями, среди которых много интересных.

    Перед вами элодея. Это маленькое растение, ветвистый стебель которого сплошь покрыт мелкими листочками. Растёт элодея очень быстро.

    Водоёмы быстро зарастают ею. За это в народе её называют “водяной чумой”.

    Между растениями и животными существует тесная связь. Водные растения выделяют кислород и очищают воду от загрязнений и служат пищей и убежищем для животных.

    Что помогает жить животным в воде? Что произойдёт с ними, если озеро пересохнет или кто-нибудь выбросит их на берег? В природе всё связано. Вымирание одних живых существ ведёт за собой исчезновение других. Лягушка питается комарами, мухами, тем самым помогая человеку бороться с неприятными насекомыми. Если не будет лягушек, нас одолеют комары. Эту цепочку можно продолжить. Поэтому никогда не причиняй вреда всем животным. Все животные на Земле приносят пользу.

    5. Домашнее задание

    Рассказать о любом растении или животном мелких водоёмов. Сочините рассказ, сказку или загадку про насекомых.

    6. Пока ребята наблюдали за растениями и насекомыми, родители должны приготовить уху. Организовать отдых детей.

    7. Ребята, я предлагаю продолжить наш урок. Вам понравилось наше озеро?

    Давайте попробуем изобразить наше озеро. С чем можно сравнить его?

    На кого или на что оно похоже?

    (Зеркало, блюдце, аэродром для стрекоз – вертолётов, каток для водомерок).

    “И стоит, словно зеркало, пруд,
    Отражая свои берега”.
    (И. Бунин )

    Кому трудно нарисовать озеро, можно нарисовать насекомых или кувшинки на лоне воды. Проводится конкурс рисунков.

    8. Подводится итог экскурсии.

    Я знаю, вам очень понравилось занятие на природе. На берегу этого озера часто отдыхают дети и взрослые. Какую памятку вы хотели оставить людям, приходящим к водоёму? Какие плакаты вам бы хотелось нарисовать. Дети вместе с родителями рисуют и пишут правила поведения в природе.

    Если спросят вас друзья:
    “Где сегодня были?”
    Дружно отвечайте:
    “Были мы на озере-
    Окуней ловили.
    А ещё слыхали,
    Как квакали лягушки.
    Стрекозу поймали, –
    Крылья хороши!
    За кувшинкой лезли
    Через камыши.
    Ноги в иле завязили…
    Вот сегодня где мы были!

    Литература:

    1. Методика обучения “Окружающий мир”, Н.Ф.Виноградова, “Вентана-Граф”, 2006.
    2. Книга для учителя, 1–2 кл. “Методические беседы” Н.Ф.Виноградова. М., 2001.
    3. Научно-методический журнал “Сибирский учитель”, №4 2002.
    4. “Организация проведения экскурсий”.
    5. Благинина Е. “Угадайте, где мы были”.

    -1-

    Урок – заочная экскурсия

    Тема: Жизнь пресного водоёма.

    Цели: 1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма,

    как природного сообщества.

    — Познакомить с растительным и животным миром пресных

    водоемов.

    2. Развивать познавательный интерес учащихся к природе, умение

    применять в работе ранее полученные знания.

    — Учить работать с дополнительной литературой, гербарием.

    — Учить рассуждать, делать выводы.

    3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

    Ход урока:

      Организационный момент.

    Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поздороваемся.

    ( дети здороваются с гостями.)

    2. Релаксация.

    Учитель : Садитесь. Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза. Дышите ровно и медленно. Вдох – сила и погружение. Выдох – уверенность и спокойствие. При каждом вдохе силы нарастают. Мы готовы к работе.

    -2-

      Определение места экскурсии.

    — Посмотрите на экран. (на экране подписанные слайды 1– река, озеро, пруд, лес,)Сделать

    — Исключите лишнюю иллюстрацию.

    — Обоснуйте свой ответ.(лес суша, остальное –вода) я считаю, что …… (убрать лес)

    — Как одним словом назвать оставшиеся объекты природы.(водоем)

    — Учитель : Водоемы по происхождению делятся на две группы.

    — Какие? (водоемы бывают естественные и искусственные.)

    — А по составу воды? (пресные и соленые.)

    — Какие типы пресных водоемов вы можете назвать? (река, озеро, ручей, канал, пруд, водохранилище) (слайд 3 )

    Проверьте себя. (открываются надписи река и т.д. и убирается слайд)Экран закрыт.

    Сегодня на уроке мы совершим экскурсию.

    — А кто из вас знает, что такое экскурсия? (ответы детей)

    Слово экскурсия в словарях трактуется очень просто – это прогулка с познавательной или увеселительной целью. Мы с вами отправимся на экскурсию с познавательной целью. Но на улице зима и трещит мороз, поэтому наша экскурсия будет заочная. А помогать мне будет экскурсовод.

    Закройте глаза и представьте, что мы отправились на экскурсию (включается музыка со звуками водоема)

    -3-

    4. Работа над темой экскурсии.

    Посмотрите на экран. (слайд 4 просто большое озеро)

    Вот мы и пришли на место проведения экскурсии .

    — Какой водоём изображён на слайде? Это пруд или река? (Ответы детей: это не пруд и не река. У реки есть течение, а пруды обычно находятся у населённых пунктов. –

    — Так какой это водоем?

    — Действительно, это озеро. Обратите внимание, вокруг этого озера раскинулся лес. Значит это не просто озеро, а озеро лесное.

    — Место проведения нашей экскурсии — озеро, как пресный водоем.

    — С какой целью мы пришли на водоем? (ответы детей)

    посмотреть растения, животных)

    Учитель: верно, на водоеме мы познакомимся с растительным и животным миром водоема.

    Открывается слайд 5 со стихами и звучит музыка водоема.

    Посмотрите вот сюда,

    Тихо плещется вода,

    Ряска, лилии, рогоз,

    И кубышка и тростник,

    Есть беззубка, прудовик,

    Водомерка вот бежит.

    Всюду бурно жизнь кипит.

    Тема нашей заочной экскурсии ЖИЗНЬ ПРЕСНОГО ВОДОЕМА.

    -4-

    Обратимся за помощью к экскурсоводу.(Элина Семерикова)

    Возврат к слайду 4 озеро

    Поверхность озера покрыта маленькими зелёными листочками.

    Сла йд 6 РЯСКА

    Это ряска — крошечное растение, плавающее на поверхности воды.

    Ряска обогащает воду кислородом и отличный корм для животных водоема.

    Возврат к слайду 4 озеро

    Учитель : На мелководье и по краям водоемов вы видите растения.

    Вот они перед вами. слайд 6.

    — Давайте обратимся к атласам. На полях атласа найдите рисунки, прочитайте название.

    — Как называются эти растения?

    (Ответы детей Рогоз, тростник, камыш). ПОДПИСЫВАЕТСЯ

    Учитель: Обычные растения водоемов рогоз, тростник и камыш. Многие люди их путают. Внимательно рассмотрите рисунки и вы научитесь различать эти травы.

    СЛАЙД 7.

    Элина. Обратите внимание на эти удивительные растения (слайд 11,12) Мы привыкли их называть кувшинками. Это не точные названия. Растения называются кувшинка и кубышка. Кувшинку в народе еще называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растёт не только в озёрах и прудах, но и в реках, её тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на

    -5-

    дне водоёма, а широкие листья плавают по поверхности. Нектар, содержащий в цветке — вкусная еда для насекомых, а широкие листья – настоящий дом.)ЗАКРЫТЬ ЭКРАН

    Учитель: А вы знаете, что на берегах водоемов растут и лекарственные растения. Например, ЧЕРЕДА.(показ гербария -посмотрите как выглядит это растение в природе. Это растение помогает людям лечить заболевания кожи, особенно у детей. У вас на столах в стаканчиках лежит высушенная череда. Посмотрите, разотрите в руках, понюхайте. Вот в таких коробочках она продается в аптеках.

    Интересен способ распространения череды. Прочитайте об этом в атласе.с.75

    (Череда часто густыми зарослями покрывает берега водоемов. Ее плоды цепляются за одежду человека и шерсть животных и с их помощью распространяются)

    Продолжим экскурсию.

    — Посмотрите на экран, прочитайте названия растений. (слайд 8)

    Стрелолист, ежеголовник

    Найдите в атласе описание этих растений и прочитайте почему их так назвали. (заслушать ответы по вариантам)

    Учитель: В пруду или на озере (СЛАЙД РДЕСТА) можно увидеть торчащий из воды невзрачный колосок, а рядом овальные плавающие листья. Это рдест плавающий. Большая его часть скрыта под водой. Рдест отличный корм и дом для насекомых.

    -6-

    Мы познакомились с растительным миром пресного водоема.

    Какую роль выполняют растения в водоёме? СЛАЙД РОЛЬ РАСТЕНИЙ В ВОДОЕМЕ

    (Растения являются пищей и домом для животных, источник кислорода)

    Систематизируем ответы.

    Слайд 10 ДОБАВИТЬ ПОНЯТИЯ

    — Продолжим наш разговор об обитателях водоёма , их великое множество.

    Возьмите конверты, которые лежат у вас на столах. Прочитайте названия животных и сгруппируйте их. Работаем в парах.

    — Назовите образовавшиеся группы животных.

    (Моллюски, земноводные, насекомые, грызуны, рыбы)

    — Проверьте себя, правильно ли вы распределили животных по группам. (слайд 11). Исправьте ошибки, если есть.

    А ТЕПЕРЬ ОТДОХНЕМ.

    Релаксация под музыку.

    Закройте глаза, дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед, продолжайте ровно дышать, покачивайте головой из стороны в сторону, подбородком вычертите слегка изогнутую линию на груди, откройте глаза. Вы спокойны, настроение хорошее, тогда вперед, продолжаем нашу экскурсию.

    — Обратимся к учебнику. Откройте учебник на с.192.

    Перед вами весь животный и растительный мир пресного водоема.

    Назовите животных водоема, изображенных на иллюстрации.

    Где обитают птицы? бобры? Рыбы? Моллюски? Насекомые?

    -7-

    Учитель: Животные есть в водоеме везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях.

    Названия каких насекомых говорят об их жизни в воде?

    — Послушайте сообщения об этих интересных насекомых.

    Экскурсовод Хохлова Алена познакомит нас с водомеркой . Слайд 12

    Экскурсовод Фролова Ольга познакомит с жуком – плавунцом.слайд 13

    — Как вы думаете, животные и растения существуют сами по себе или их жизнь зависит друг от друга? (ответы детей)

    Значит, они живут сообща.

    Как называется такое существование в природе?

    (ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО)

    Прочитайте вывод: слайд 15

    Все обитатели водоема – растения, животные – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому водоем называют ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ.

    5. Закрепление изученного.

    — Возьмите карточки голубого цвета и составьте цепь питания природного водоема из трех звеньев, исключив лишнее звено. Ручкой рисуете стрелочки.

    А даша будет работать у доски.

    (На доске картинки — комар, лягушка, цапля, щука, бобер, моллюск)

    Готово? Проверка.

    — Даша, назови цепь питания.

    — Как вы считаете верно составлена цепь питания?

    Докажи, что цепь питания составлена верно.

    Проверяем, какое животное лишнее у 1 ряда? ЩУКА

    Как питается щука нам расскажет ……………………….

    Какое животное лишнее у 2 ряда? БОБР

    Как питается бобр нам расскажет…………………….

    Лишнее животное 3 ряда? ПРУДОВИК.

    Расскажет нам о прудовике Вика Градусова. Прудовик растительноядное животное.

    Прудовик к какой группе животных относится?

    К какой группе животных относится прудовик?

    О питании моллюсков прочитайте в учебнике. Со слов

    Питаются моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через свое тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие насекомые. Этим они очищают воду.

    Вернемся к цепи питания.

    Что произойдет, если в водоеме исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров и цапель?

    На с.196 прочитаем, что происходит в природе, когда человек вмешивается в жизнь природного сообщества.(слайд 16)

    Как люди могут нарушить экологическое равновесие в водоеме

    Учитель : Существует невидимая нить, которая связывает всех обитателей водоема. Но когда человек, словно слепой богатырь, рубит своим мечом эти невидимые нити, в природе возникают нарушения. (слайд БЕРЕГИТЕ ВОДОЕМ)

    6. Подведение итогов.

    Наша экскурсия закончена. Я вам предлагаю отразить свои впечатления об экскурсии в отзыве.

    Возьмите листочки зеленого цвета и продолжите фразы

    1. Я узнал, что на водоеме растут

    2 .Я узнал, что в водоеме обитают

    3. Больше всего меня удивила информация о

    4. На экскурсии я узнал, что водоем – это природное сообщество

    7. Выставление оценок.

    8. Домашнее задание.

    Подготовить сообщение об любом из животных или растении водоема.

    Кто выбирает растение берет план сообщения на красном листочке, о животном на желтом.

    Рефлексия.

    Если вам понравилось на экскурсии, улыбнитесь мне. Спасибо. Вы молодцы. Я дарю вам свою улыбку.(смайлик с улыбкой)

    Красота